31.12.18

Римская мифология




A

151 Abundantia - божественное олицетворение изобилия и процветания. Она была одним из воплощений добродетелей в религиозной пропаганде, которые ставили императора в качестве обеспечения условий «золотого века».


145 Adeona - римская богиня возвращения домой.


446 Aeternitas - назван в честь Этернитас, римской богини вечности и бессмертия. Аналогична греческому Эону. Часто встречается на римских монетах в виде стоящей или сидящей женщины с различными атрибутами, символизирующими вечность, бесконечность, бессмертие, непрерывность времени: небосводом в виде шара и небесными телами (солнце, луна, звёзды); знаками величия и власти (жезл); львом или слоном как долговечным животным; фениксом, возрождающимся из пепла; змеёй, кусающей свой хвост (уроборос); чашей, факелом и т. д. На монетах сопровождается надписями AETERNITAS, AETERNITAS AUGUSTI, AETERNITAS IMPERII, AETERNITAS POPULI ROMANI. Символизирует вечную власть Римской империи, а также вечную память покойных и обожествленных членов императорского семейства. Кроме того, этернитас – термин латинской и средневековой философии, обладание всей полнотой бытия без начала и конца. «Наше „теперь“ как бы бежит и тем самым создает время и беспрестанность (sempiternitas), а божественное „теперь“ — постоянное, неподвижное, устойчивое — создает вечность (aeternitas)». «Вечность мира, согласно средневековым представлениям, есть не этернитас, а семпитернитас (этернитас присуща только Богу), то есть представляет собой беспредельную длительность».


1221 Amor (Амур) – читать ЗДЕСЬ


94 Aurora - богиня рассвета. Соответствует древнегреческой богине Эос. Приносит дневной свет богам и людям. От Авроры произошли все звезды, горящие на тёмном ночном небосводе, в том числе Люцифер. 
Обычно она изображалась крылатой, часто на колеснице, запряженной крылатыми или некрылатыми конями, в красно-жёлтом одеянии, иногда с солнечным диском над головой, с нимбом или венцом лучей вокруг чела, или с факелом в правой руке, иногда также с сосудами (росы) в руках. См. также 221 Eos.


B

2063 Bacchus (Бахус) – читать ЗДЕСЬ



28 Bellona (Беллона) – читать ЗДЕСЬ


C

161989 Cacus - «плохой», «уродливый» – сын Вулкана.
По рассказам латинских поэтов, огнедышащий людоед, великан, который жил на Авентинской гореместе будущего Рима (по другой версии на Палатинской), в пещере, окруженной остатками пожранных им человеческих тел. Брат Каки.
Украл у Геракла четырех быков и четырех телиц из Герионова стада, когда тот пировал у Эвандра, и, чтобы запутать следы, втащил их за хвосты в свою пещеру (чтобы по следам можно было думать, что животные вышли из пещеры, а не вошли в нее). Геракл нашел Какоса, услышав мычание коров, и задушил его. У Проперциячудовище с тройной пастью. Согласно описанию Диодора, Какий жил на Палатине и оказал радушный прием Гераклу. На Палатине имеется Какиев спуск с каменными ступенями, где некогда стоял дом Какия. По Дионисию, он похитил коров Геракла, Геракл убил его дубиной, разрушил пещеру и воздвиг алтарь Зевса Еврисейского.
Согласно эвгемеристическому истолкованию, Какус был варварский вождь, побежденный войском эллинов во главе с Гераклом. У Вергилия это получеловек-полузверь, изрыгающий дым и пламя, кровожадный убийца. Данте превращает его в кентавра и помещает за его проступок в восьмой круг ада.


107 Camilla - персонаж «Энеиды» Вергилия, дева-воительница. Дочь Метаба, царя вольсков и Касмиллы. В младенчестве была вскормлена кобылицей. Пришла на помощь Турну в его войне с Энеем. Была убита Аррунтом.


1 Ceres (Церера) – читать ЗДЕСЬ


661 Cloelia - легендарная римская девушка из рода Клелиев, которая была отдана в заложники этрусскому царю Ларсу Порсенне, но ночью обманула стражу и переплыла Тибр с другими римскими девушками, вернувшись в родной город. Порсенна потребовал выдать Клелию вместе с остальными беглянками, и римляне согласились. Порсенна, изумлённый подвигом Клелии, освободил её и разрешил ей взять с ней ещё нескольких мужчин. Клелия выбрала не взрослых мужчин, а несовершеннолетних, чтобы избавить их от тягот плена. Впоследствии римляне воздвигли конную статую своей бесстрашной и благородной соотечественнице у Святой дороги на Римском форуме.


58 Concordia - богиня согласия и покровительница супружества. Когда раздор в государстве прекращался, обычно строили храм Конкордии. В 367 году до нашей эры, во время борьбы патрициев и плебеев, диктатор Камилл впервые дал обет построить такой храм. После прекращения борьбы храм Конкордии действительно был построен вблизи Форума. Об основании других храмов Конкордии упоминают Ливий и Плутарх. Праздники в честь Конкордии отмечали 16 января и 30 марта. Она изображалась в виде матроны, держащей в левой руке рог изобилия, а в правой оливковую ветвь или чашу.
Конкордия способствовала согласию и единству граждан Рима, а также являлась покровительницей единодушия родных, особенно супругов. Замужние женщины ежегодно чтили богиню на празднике Каристий (22 февраля). К ней обращались 30 марта (вместе с Pax, Янусом и Салюс) и 1 апреля (с Венерой и Фортуной virilis).
На древних монетах много изображений Конкордии, в виде украшенной венком женской головы или сидячей женской фигуры, обыкновенно с чашей для возлияний в одной руке и рогом изобилия в другой. В греческой мифологии Конкордия соответствует богине Гармонии. См. также 40 Harmonia.


763 Cupido - божество любви. См 1221 Amor (Амур)


D

184 Dejopeja - нимфа, которую в первой песне «Энеиды» Юнона обещает отдать в жены Эолу. Эпитет «азийская». Персонификация красивого тела.


78 Diana - богиня луны и охоты, охраняющая растительный и животный мир, покровительница будущих матерей. Римляне заимствовали многое из греческой мифологии: так, богиня обрела черты греческих богинь Артемиды и Селены, а позднее – и Гекаты. Образ получил популярность в искусстве античности и классицизма.
Культ богини имеет греческое происхождение. В римской мифологии о биографии героини сообщается, что Диана –  дочь титаниды Латоны и бога Юпитера. Как и в греческой мифологии, так и в Риме братом-близнецом богини выступал Аполлон. В ранних римских мифах Диана олицетворяла те же качества, которые были присущи греческой Артемиде, богине охоты. Неслучайно найденные античные изображения и скульптуры представляют Диану с луком и копьем. Охота, согласно мифам, была основным занятием богини. Кроме того, рядом с римской охотницей традиционно рисовали или ваяли пса или оленя – ведь она считалась и богиней животных. Как и многие богини, девушка демонстрировалась стройной, в струящейся тунике, с ниспадающими на плечи или собранными на затылке волосами. Ей присуща красота и молодость.
В кругах римской аристократии культ Дианы не получил популярности, считался чужеземным. Но римские рабы почитали это божество. Царем Сервием Туллием, который, по легенде, родился рабом, на холме Авентин в Риме был построен храм в честь Дианы. Дата основания храма стала с этого времени считаться праздником рабов. Здесь приносились жертвы и совершались различные ритуалы.
В римских провинциях под именем Дианы почитали местных духов –  «хозяек леса».
Диана – олицетворение луны, которая известна целомудренностью. Поэтому на протяжении веков девушка противостоит Венере. Богиня любви, покровительствующая распутникам, вызывает у Дианы презрение и негодование. Часто достается от принципиальной девушки и Купидону. Чтобы спастись от проделок маленького божества, Диана носит при себе щит, отражающий любовные чары.
Правда, подобная защита срабатывает далеко не всегда. Во время одной из ежевечерних прогулок богиня охоты наткнулась на спящего юношу по имени Эндимион. Молодой человек, красота которого заворожила юную охотницу, проснулся от легкого поцелуя. Вскочив, Эндимион не обнаружил поблизости живого человека, только серебряная луна ярко светила над головой.
Подобные встречи и тайные поцелуи стали привычным ритуалом для Дианы. Обезумев от желания обладать прекрасным юношей, богиня погрузила Эндимиона в вечный сон и перенесла в собственный тайный грот. Теперь красавица могла любоваться мужчиной в любое время. Впрочем, вскоре девушка нашла новый объект для воздыхания. Во время прогулки богиня растительного и животного мира встретила охотника Ориона. Общие интересы сблизили молодых людей, что не укрылось от Аполлона. Старший брат, который относился к сестре с трепетом и нежностью, не одобрил выбор Дианы, ведь Орион был известен в Риме как ловелас.
Уговоры и увещевания не действовали на богиню. Тогда брат пригласил Диану к себе, чтобы посоревноваться в стрельбе из лука. Мишенью брат и сестра выбрали темный предмет, покачивающийся на волнах в океане. Стрела Дианы попала в цель. А позже девушка обнаружила, что застрелила собственного возлюбленного. Дабы искупить вину, богиня поместила Ориона и его верного пса Сириуса на небо.
Несмотря на влюбчивость, богиня не предавала собственные принципы. Девушка не допускала близости со смертными и богами. Даже посмотреть на голую Диану считалось преступлением. За подобный промах поплатился другой охотник – Актеон. Мужчина, возвращавшийся с прогулки, наткнулся на озеро, в котором резвилась Диана с подругами. Увидев смертного, который любуется её телом, обнаженным бюстом, девушка превратила охотника в оленя. Бедного юношу растерзали собственные собаки, принявшие хозяина за дичь.
Дополнительно читать ЗДЕСЬ.


E

13 Egeria - нимфа ручья, протекающего через священную рощу Дианы близ италийской Ариции. По одной из версий мифа, Артемида (Диана) перенесла в эту рощу Ипполита, воскрешенного Асклепием, где с её согласия он женился на Эгерии и под именем Вирбия жил на берегу озера среди темных дубовых лесов, окруженных глубокими расщелинами. Впоследствии Эгерия была возлюбленной (или женой) и советчицей римского царя Нумы Помпилия. Они встречались по ночам, и Эгерия просвещала его в делах государственных и религиозных. После смерти Нумы она так горько печалилась, что Диана превратила её в источник. Эгерия обладала пророческими способностями. Как и Диана, она оказывала помощь при родах.


F

408 Fama - олицетворение молвы, репутации ; «молва», «сказание», «вещий голос». В Афинах ей был посвящен алтарь. Упоминается уже у Гомера и Гесиода. Упомянута в «Илиаде» и «Одиссее». Другое имя – Осса.
По Гомеру, Оссавестница Зевса, по Софоклудочь богини Надежды (Элпиды), по Вергилиюдочь Геи. Молву упоминает Нонн. Фама («Слава») иногда персонифицируется. В XII книге «Метаморфоз» Овидий описывает обитель Молвы, которая живет в середине земли, между землею, морем и небом, на рубеже трех царств природы, откуда видно все, куда долетает каждый звук, и где на вершине горы, во дворце со множеством входов и отверстий, богиня устроила себе жилище. Построенное из звонкой меди, оно гудит, отражая все звуки, хотя не слышно в нем криков, а ведется всюду тихий разговор, похожий на ропот морских волн. В прихожей толпится множество жадного до новостей народа; там носятся тысячи слухов, наполовину правдивых, наполовину ложных; из уст в уста передаются в искаженном виде чужие слова, и из праздной болтовни растет сплетня. Там можно встретить Легковерие, легкомысленное Заблуждение, Разочарование, с искаженным лицом Страх, быстро вспыхивающий Гнев, возникающее из сомнительного источника Шушукание. Обо всем знает Молва, что делается на небе, на море и на земле, обо всем старается она выведать.
Одноименная с богиней гора Осса в Фессалии заключает в самом своем названии понятие сторожевого пункта, с которого можно все вокруг видеть и слышать.


109 Felicitas - в древнеримской культуре felicitas (от латинского прилагательного felix, переводимого как «плодотворный, благословенный, счастливый, удачливый») – это состояние божественного вдохновения, блаженства или счастья, которое могло отождествляться как с плодовитостью женщины, так и с удачей полководца. Оно персонифицировалось в виде культа богини Фелицитас. Хотя имя богини можно перевести как «удача», а сама она имела некоторые общие черты и атрибуты с Фортуной, в римской религии эти два понятия различались. Фортуна была непредсказуема, а последствия её вмешательства могли быть негативными, о чем свидетельствует существование алтаря Mala Fortuna («невезение»). Фелицитас, напротив, всегда ассоциировалась с положительной стороной удачи. Она упоминалась с несколькими эпитетами, которые подчеркивали её божественную силу.


Храм, посвященный Фелицитас, существовал в Риме еще в середине II века до нашей эры, а в эпоху Римской республики она чествовалась на двух официальных религиозных праздниках: 1 июня в праздник Юноны и 9 октября в праздник Fausta Felicitas. Фелицитас продолжала играть важную роль в имперском культе и часто изображалась на монетах как символ богатства и процветания Римской империи. Её главные атрибуты –  кадуцей и рог изобилия.
В своем религиозном значении felix переводится как «благословенный, находящийся под покровительством или милостью богов; счастливый». Посредством felix достигалось pax deorum, состояние гармонии с божественным миром. Это слово происходит от праиндоевропейского *dhe(i)l, переводимого как «счастливый, плодотворный, продуктивный, насыщенный». К родственным ему латинским словам относятся femina («женщина», которая обеспечивает питание или кормит грудью), felo (кормить грудью младенца), filius («сын») и, вероятно, fello, fellare («выполнять фелляцию», с первоначально несексуальным значением «сосать»). На связь культа богини с влиянием на половую потенцию, увеличением и общей удачей в плодородии указывает надпись Hic habitat Felicitas («Фелицитас обитает здесь») на апотропейном рельефе фаллоса в пекарне в Помпеях.
В архаичной римской культуре felicitas было свойством, выражающим тесную связь между религией и сельским хозяйством. Так, во время жертвоприношений суоветаурилии, проведенных Катоном Старшим в качестве цензора в 184 году до н. э., нашли ритуальные ошибки. В последующие три года Рим был поражен множеством дурных предзнаменований и чудес (prodigia), таких как сильные бури, эпидемии и «ливни крови», которые потребовали ряда искуплений (просьб). Речь, которую Катон произнес в свое оправдание, известна как Oratio de lustri sui felicitate. По утверждению Катона, следовало считать, что люстр принес felicitas, «если бы урожаи заполнили хранилища, если бы урожай был обильным, если бы оливковое масло в изобилии текло из рощ», независимо от того, что еще произошло бы. Действенность ритуала могла быть выражена, таким образом, через его felicitas.
Способность развивать felicitas служила доказательством своего превосходства и божественной милости. Felicitas была одновременно божественным даром, качеством, которое обитало внутри индивида, и заразительной способностью порождать благоприятные условия вне себя: это была форма «харизматического авторитета». Цицерон называл felicitas одной из четырех добродетелей образцового полководца, наряду со знанием военной науки (scientia rei militaris), доблестью (virtus) и авторитетом (auctoritas). Доблесть служила непременным дополнением к felicitas, которая не должна была привязываться к тем, кто был её недостоин. Цицерон приписывал felicitas, в частности, Помпею Великому и отличал эту felicitas даже от божественной удачи, которой пользовались успешные полководцы, такие как Фабий Максим, Марцелл, Сципион Младший и Гай Марий.
Изречения Публилия Сира часто были связаны с божественными качествами, включая felicitas.


72 Feronia - богиня полей и лесов, а также целебных трав. Покровительница освобождения рабов (ввиду чего в её храме у Таррацины отпускались на волю рабы). Хтоническая богиня, относимая к подземному миру.


37 Fides -  богиня согласия и верности. Обожествление Верности (fides), а также других важнейших добродетелей (Доблести, Благочестия, Чести, Согласия) – уникальная черта римской религии. Известный нам храм Верности был освящен лишь в 258 или 254 году до н. э. консулом Авлом Атилием Калатином.
Изображалась Фидес на римских монетах в виде женщины с плодами и колосьями в руках, а также с птицей – горлицей. Её символом были соединенные правые руки, что означало верность договору. Считалась хранительницей устоев нравственной системы римского общества, гордившегося верностью принципам своего жизненного уклада и клятвам.
Вместе с Пиетас (божеством исполнения долга перед богами, родиной, родителями) считалась основой общества и добродетелей римлян, гордившихся своей исключительной верностью клятве.
Фидес была тесно связна с призывавшимся при клятве Юпитером и слившимся с ним божеством верности Диус Фидиус, а также с понятием foedus, «союз», который заключался с торжественными жертвоприношениями главой коллегии фециалов, ведавшей ритуалом объявления войн и заключения договоров с богами.
Установление культа Фидес, в котором участвовали три главных фламина, приписывалось Нуме Помпилию. Так, у Ливия написано по этому поводу: «он повелел, чтобы к святилищу Верности жрецы приезжали на крытой колеснице, запряженной парой, и чтобы жертвоприношение совершали рукою, спеленутою до самых пальцев, в знак того, что верность должно блюсти и что она свята и остается святыней даже в пожатии рук». Один из храмов в Риме был посвящен этой богине. В Первую Пуническую войну в её честь был построен храм и на Капитолийском холме, в котором хранились договоры Рима с другими государствами.
Фламины приносили жертву Фидес, обернув тканью правую руку, посвященную богине (так как соединение правых рук, часто изображавшееся на монетах с Фидес, символизировало верность заключенному договору). В период империи часто изображалась на монетах как Фидес Августа, Фидес войска, Фидес конницы и т. д. Соответствующая богиня в греческой мифологии – Пистис.
Божества, надзиравшие за верностью клятве, почитались в Италии с глубокой древности. Так, в 466 г. до н. э. в Риме был посвящен храм одному из них – Semo Sancus Dius Fidius (Семону Санку), соединявшему в себе сабинского бога земли и латинского бога неба (клятвы землей и небом считались самыми священными).


8 Flora (Флора) – читать ЗДЕСЬ


19 Fortuna (Фортуна) – читать ЗДЕСЬ


G

424 Gratia - в римской мифологии, грации (в древнегреческой – хариты) это благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. Имена граций (харит), их происхождение и число в разных древнегреческих мифах различны.


H

206 Hersilia - одна из похищенных римлянами сабинянок. После похищения стала женой Ромула. Во время битвы римлян с сабинами похищенные ранее сабинянки, ставшие к этому времени женами и матерями римлян, смело бросились между сражающимися, умоляя их пощадить малолетних младенцев, которые неизбежно осиротеют, если столь жестокая битва будет продолжаться. Герсилия была особенно красноречива в своих мольбах и упреках. Женщинам удалось остановить кровопролитие, противники заключили мир и договорились о совместном правлении, после чего сабины переселились в Рим.


J

Jupiter (Юпитер) – читать ЗДЕСЬ


3 Juno (Юнона) – читать ЗДЕСЬ


269 Justitia – богиня правосудия, соответствующая богине Фемиде в древнегреческой мифологии. Являлась аллегорическим олицетворением моральных сил в юридической системе. В качестве атрибутов имела весы и меч в руках, тогда как у богини справедливости Эквитас (лат. Aequitas) были весы и рог изобилия. Её культ существовал в Риме со времен Тиберия, посвятившего ей статую в Риме. Судя по одной надписи, Юстиция имела особого жреца. Начиная со средневековья, стала изображаться с повязкой на глазах и, иногда, обнаженной грудью.
Атрибутами богини правосудия Юстиции являются весы, меч и повязка на глазах. Весыдревний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний.
Мечсимвол духовной силы и воздаяния. В руках богини он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на «волю небес», высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения.
Повязка на глазахсимвол беспристрастности. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.
Дополнительно читать ЗДЕСЬ


L

39 Laetitia - богиня веселья и радости. Её имя происходит от корня слова Laeta , означающего «быть счастливым».


639 Latona - соотвествует греческой Лето: титанида, дочь титанов Коя и Фебы, сестра Астерии. Еще до своего брака с Герой громовержец Зевс возлюбил Лето, и она родила ему близнецов стреловержца Аполлона и богиню-охотницу Артемиду. Говорят, что во время их любовной связи Зевс превратился в перепела, а Летов перепелку. Во время своей беременности она вынуждена была странствовать по многим странам, нигде не находя приюта, ибо ревнивая Гера, зная, что дети Лето своим величием превзойдут её собственных, запретила всем землям принимать титаниду. Более того, Гера объявила, что Лето не сможет произвести на свет детей там, где сияет солнце. Гера также послала змея Пифона, чтобы он преследовал Лето по всему миру. Некоторые говорят, что многие страны боялись приютить беременную титаниду из-за её огромных размеров, а также из-за страха перед мощью её будущих детей. Когда для Лето наступило время разрешиться от бремени, Зевс приказал Борею отнести её к Посейдону, который отправил её на Делосостров, образовавшийся в том месте, где Астерия, сестра Лето, бросилась в море, спасаясь от преследований Зевса. Поскольку этот остров был тогда плавучим, его нельзя было считать землей, а чтобы на нем не сияло солнце, Посейдон заставил огромную волну загнуться над островом. В тени этой волны, схватившись за пальму, после девяти дней родовых схваток Лето разрешилась божественными близнецами. После их рождения Посейдон навсегда закрепил Делос неподвижно в этом месте.
Иногда утверждают, что, когда должны были появиться на свет Аполлон и Артемида, ревнивая Гера запретила своей дочери богине-родовспомогательнице Илифии явиться к Лето, но другие богини завлекли её туда, подарив массивное золотое ожерелье. Лето и её дети всегда были очень близки друг другу. Уже через несколько дней после своего рождения Аполлон отомстил Пифонудракону, преследовавшему Лето в период ее беременности, – убив его. Когда в Дельфах гигант Титий по наущению Геры пытался овладеть Лето, её дети, заслышав крики, прибежали на помощь и убили насильника, осыпав его градом стрел. Аполлон и Артемида беспощадно расправились с Ниобой, оскорбившей их мать. Лишь заступничество Лето спасло Аполлона от низвержения в Тартар, когда он, в отместку за убийство Асклепия, истребил киклопов; разгневанный потерей своих оружейников Зевс смягчил наказание и отправил своенравного сына служить в течение года пастухом у Адмета.


2103 Laverna (Лаверна) – читать ЗДЕСЬ


2546 Libitina - богиня мертвых, смерти, погребения (похорог) и земли. Деятельность Либитины как богини начинается только тогда, когда перестает дуть сирокколетний южный ветер. Святилище Либитины в Риме, располагавшееся в посвященной этой богине роще, представляло собой своеобразный центр ритуальных услуг: в нем находились списки умерших, размещались похоронные конторы, хранились похоронные принадлежности. Образ Либитины в мифологии ассоциируется с образом Прозерпиныбогини подземного царства. Во времена царствования Сервия Туллия (578-534 годы до н. э.), было приказано вносить в храм богини Либитины по монете на каждые похороны. Это делалось с целью узнать точное число умерших граждан.


146 Lucina - покровительница брака и деторождения, отождествлявшаяся с греческой Илифией. Обычно Юнону чествовали как Юнону Луцину, но иногда и Дианукак Диану Луцину. На Диану эти функции, принадлежавшие Юноне, были перенесены под влиянием греческого культа Артемиды. Культ Луцины весьма древний и распространенный по всей Италии. Она была покровительницей новолуния, родов и брака описывается, как «выводящая ребенка на свет» («родовспомогательница»). Считалась покровительницей замужних женщинматрон, справлявших в честь Юноны Луцины 1-го марта праздник «матроналии». Святилище богини находилось на Эсквилинском холме в Риме.


M

Mars (Марс) – читать ЗДЕСЬ


Mercury (Меркурий) – читать ЗДЕСЬ


93 Minerva (Минерва) – читать ЗДЕСЬ


341520 Mors–Somnus (Мор и Сомн) – читать ЗДЕСЬ


N

Neptune (Нептун) – читать ЗДЕСЬ


2025 Nortia - в этрусской мифологии богиня судьбы; почиталась в Вольсиниях, где в её храме происходила ежегодная церемония вбивания гвоздя, что должно было символизировать неотвратимость рока. Изображалась молодой женщиной с крыльями за спиной и гвоздем в руке.


O

2736 Ops - богиня плодородия, богатой жатвы, посевов.
Культ Опы, возможно, был близок культу Конса, другого аграрного божества. Это подтверждает эпитет богини Консивия («сеятельница») и название одного из её праздниковопиконсивия, который справляли 23 августа. Во время праздника ей приносили жертвы в регии (доме царя), куда допускались только весталки и великий понтифик. 19 декабря справляли еще один праздник Опы опалии. С III века до н. э. Опу начинают отождествлять с Реей, и называют женой Сатурна. Также её называют богиней-покровительницей Рима, либо сближают с Теллус или Кибелой. Храмы Опы были воздвигнуты в Риме на Капитолии и на форуме. Опа считалась также богиней богатства, в её храме Цезарь хранил государственную казну.


90482 Orcus-Vanth (Орк и Вант) – читать ЗДЕСЬ


P

49 Pales - пастушеское божество, упоминавшееся иногда в мужском, но чаще в женском роде. Палес выступала как покровительница коз и овец, но иногда отождествлялась с Матерью-Землей, Вестой и Венерой.


679 Pax - богиня мира и благоденствия. Пакс, персонификация мира, выраженная в богине, у нее не было родителей, ни потомков. В древних мифах богиня Пакс встречается неоднократно, что не удивительно, потому что в римской истории мир царствовал всего семь раз.
После возвращения из похода на Галлию и Испанию, император Август воздвиг в её честь алтарь, который называется «Ara Pacis Augustae». Жертвы богине приносились 30 января и 30 марта. Богине Пакс был посвящен храм на Веспасиановой площади, который был построен после победы над евреями в 71 году, а вслед за храмом, и вся площадь называлась Площадью мира «Forum pacis». 


Храм Мира на Веспасиановой площади включал в себя стометровый длинный зал с колоннами, в котором размещались латинские и греческие библиотеки, и это, в символическом смысле были островки спокойствия посреди шумного Рима. Это было место встречи поэтов и философов. Алтарь Мира был одним из самых интересных и значительных художественных произведений времен Августа, но позже, от действия времени полностью разрушился.
Изображалась в виде женщины с кадуцеем, рогом изобилия, колосьями и оливковой ветвью.


134340 Pluto-Charon (Плутон и Харон) – читать ЗДЕСЬ


32 Pomona - богиня плодов и фруктовых деревьев. В нее влюбился Вертумн – бог всяких перемен (во временах года, течении рек, настроениях людей, стадиях созревания плодов). Пользуясь своим даром перевоплощения, он стал являться ей в разных обличьях – от воина до рыбака и простого садовника, - предлагая свою любовь, однако безуспешно. Решив воздействовать на упрямицу силой чужого убеждения, Вертумн пришел к Помоне в обличье дряхлой старухи и стал дребезжащим голосом убеждать её выйти замуж за славного бога Вертумна. Помона решительно отказалась, сославшись на то, что никогда не видела Вертумна и не может судить о его достоинствах. Тогда Вертумн предстал перед Помоной во всем блеске своей юношеской красоты; смущенная Помона не устояла и согласилась стать его женой. Помона была также супругой лесного бога Пика и некоторых других богов.


26 Proserpina (Прозерпина) – читать ЗДЕСЬ


14871 Pyramus - юноша из Вавилона, возлюбленный фисбы. Пирам и Фисба жили в соседних домах и подружились, а затем полюбили друг друга, но родители не желали и слышать о их браке, а потому юноша и девушка встречались тайком. В стене между их домами была маленькая щель, о которой знали только Пирам и Фисба; через нее влюбленные шептались по ночам и обменивались вздохами и поцелуями. Однажды они решили встретиться ночью в уединенном месте у гробницы ассирийского полководца. Пришедшая первой Фисба увидела у протекавшего рядом с гробницей ручья львицу с окровавленной от только что съеденной добычи мордой; девушка бросилась наутек, обронив при этом свое покрывало. Только что насытившаяся львица не стала преследовать девушку, а лишь разорвала покрывало, а затем удалилась. Когда на условленном месте появился Пирам, он увидел разорванное и окровавленное покрывало и следы грозного зверя. Ошибочно решив, что возлюбленная погибла, он закололся мечом под росшим у гробницы тутовым деревом. Вернувшаяся вскоре Фисба обнаружила безжизненное тело и, не желая пережить любимого, убила себя тем же мечом. Белые ягоды тутового дерева покраснели от их крови и с тех пор сохраняют этот цвет. Боги превратили Пирама и Фисбу в две реки в Киликии, которые носят их имена.


R

10386 Romulus - Ромул, один из основателей Рима. Подробнее читать ЗДЕСЬ


S

Saturn (Сатурн) – читать ЗДЕСЬ


120347 Salacia (Салация) – читать ЗДЕСЬ


11885 Summanus - древний бог ночных молний. Появление Суммана в пантеоне римских богов связывают со следующей историей. Однажды в статую Юпитера попала молния и отбила ей голову. Испуганные римляне стали почитать нового громовержца отдельно от Юпитера и даже воздвигли ему храм в районе Большого цирка.


87 Sylvia (Сильвия) – читать ЗДЕСЬ


T

88 Thisbe. См.14871 Pyramus


V

Venus (Венера) – читать ЗДЕСЬ


490 Veritas - богиня истины у римлян, аналог греческой Алетейи. В западной культуре слово веритас может служить девизом. Дочь Сатурна (греки называли его Хроносом), титана, олицетворявшего время. Мать богини Виртус. Иногда её также считают дочерью Юпитера (Зевса) или творением Прометея. Веритас изображали или как одетую в белое девственницу, или как «голую правду» (nuda veritas) с ручным зеркалом. Говорят, что неуловимая богиня пряталась на дне священного колодца. Веритас –  также имя честности как римской добродетели. Это была одна из важнейших добродетелей, которой должен был располагать каждый хороший римлянин.
Немецкий философ Мартин Хайдеггер разграничивал понятия алетейи (истины, раскрытия ранее сокрытого) и веритас, связывая второе с римским пониманием правильности (праведности) и, в конце концов, с ницшеанским чувством справедливости и воли к власти.


4 Vesta (Веста) – читать ЗДЕСЬ


144 Vibilia - богиня путешествий.


12 Victoria - богиня победы, соответствующая греческой Нике. Также её ассоциируют с богинями Вакуна, Вика Пота (предполагается, что эта богиня предшествовала Виктории) и Беллона. Во многих источниках её – как и Нику – часто описывают дочерью Палланта и Стикс, а также сестрой Зела, Кратоса и Бии. Однако стоит отметить, что это очень давнее, чисто римское божество, культ которого существовал задолго до появления романо-греческого пантеона и идентификации Виктории с Никой. Святилище Виктории располагалось на холме Палатин.
В отличие от греческой Ники Виктория занимала значительное место в римском обществе. Ей поклонялись военачальники, возвращавшиеся с победой. В её честь было возведено множество храмов. Когда в 382 году н.э. император Грациан приказал убрать статую Виктории, в Риме было множество недовольных. Также в отличие от Ники, которая была символом успеха в спортивных играх, таких как гонки на колесницах, Виктория была символом победы над смертью и определяла, кто будет успешен во время войны. Кроме того, она могла выступать и как символ победы конкретного императора.
В римской иконографии часто встречаются крылатые фигуры (в основном парные), представляющие победу и именуемые крылатыми победами. Изображения размещались над основной композицией, либо в пазухах сводов. Подобные изображения можно видеть на триумфальных арках и сходных конструкциях, где круглый или полукруглый элемент обрамлен прямоугольником. Впрочем, крылатые победы представляли, скорее, дух победы, нежели саму богиню Викторию. Такие изображения продолжали появляться после христианизации Римской империи и постепенно превратились в христианских ангелов. Виктория широко представлена на римских монетах и ювелирных украшениях. Её часто можно увидеть рядом с изображением колесницы, либо на колеснице. Атрибутами богини являются повязка и лавровый венок, позже была добавлена пальмовая ветвь, еще позже – военные трофеи и оружие.


50 Virginia - Вергиния, девушка, зарезанная её отцом, чтобы спасти её от Аппия Клавдия Красса в 448 г. до н.э. Её гибель вызвала восстание в Риме, которое восстановило республику. Виргиния была дочерью центуриона из плебеев гражданина Луция Виргиния, невеста бывшего трибуна Луция Ицилия, доблестно отстаивавшего права плебеев в Древнем Риме.


494 Virtus - божество храбрости и военной силы. Виртус почиталась олицетворением римского понятия добродетели, соединявшее в себе военное мужество с ревностным выполнением гражданского долга. Спутница Марса, вдохновлявшая римлян на боевые подвиги ради отечества. С Виртус тесно связано божество Хонос (Честь).
Эти два божества часто имели один общий храм – храм Чести и Доблести. После реорганизации религии императором Октавианом Августом Виртус придавали всё большее значение, так как она была покровительницей солдат. В IV веке в честь богини были проведены игры. Виртус изображалось по-разному – например, на монетах Тетрика I она может появляться как надзирательница или как молодой человек с копьем и одетый в плащ.
На монетах императорского времени распространены изображения Виртус в нескольких видах: Virtus Augustorum – добродетель императоров, Virtus exercitus – доблесть армий, Virtus militum – мужество солдат и Virtus Romanorum – доблесть римлян.


U

Uranus (Уран) – читать ЗДЕСЬ