1.1.19

Капелла и Возничий




На ночном небе немало ярких звезд удивительной красоты. Одной из них является Капелла – жёлтый гигант. Желто-оранжевый цвет Капеллы, порой делает ее трудно отличимой по внешним признакам от планеты Марс.
Эта звезда входит в число самых ярких наблюдаемых звезд. По своей яркости Капелла превосходит даже таких гигантов, как Бетельгейзе, Альдебаран и Фомальгаут.  Капелла (α Aur / α Возничего / Альфа Возничего) – шестая по яркости звезда на небосклоне и третья по яркости на небе Северного полушария.
Как только астрономы смогли создать достаточно мощные телескопы, они узнали что Капелла, не одна звезда, а на самом деле бинарная система, с еще двумя карликами.


Она ближе к северному полюсу мира, чем любая другая звезда первой величины (Полярная звезда — только второй величины) и вследствие этого играет важную роль во многих мифологических сказаниях. Капелла упоминается в табличке, датируемой 2000 до н. э.

Другие названия этой звезды : Капра (Capra) ; Араб.: Альхайот («Коза»); Латынь: Амалфея, Хиркус («Коза»).

В английской литературе звезда часто упоминается как «пастушья».

На Дендерском зодиаке место Капеллы занимает мумифицированный кот в протянутой руке мужской фигуры, увенчанной перьями; в те времена, по обыкновению, наиболее важные звезды в храме, посвященном какому-либо божеству, в данном случае Птаха, Творца, должны были носить имя этого божества и, по всей вероятности, эта звезда наблюдалась в этом храме около 1700 г. до н.э., знаменитом храме Карнака близ Фив, Не Амон книг пророков Иеремии и Наума. Другой недавно обнаруженный храм Птаха в Мемфисе, также был ориентирован на нее около 5200 г. до н.э. Локьер предполагает, что еще по крайней мере пять храмов ориентированы на ее положение.
Возможно, что в Греции она также была объектом поклонения, и послужила ориентиром при постройке храма в Элевсине богине Диане Пропилейской, и другого в Афинах.

На аккадском она -  Dil-gan I-ku, Посланник Света, или Dil-gan Babili, Звезда, Покровительствующая Вавилону, как полагают, относится к Капелле, известная в Ассирии как I-ku, Предводительствующая, т.е. год; поскольку, в соответствии с Сейсом, в Аккаде начало года определялось по расположению этой звезды по отношению к Луне в день весеннего равноденствия. Так было до 1730 г. до н.э., когда, как и в предыдущие 2150 лет, весна начиналась, когда Солнце входило в созвездие Тельца; в связи с этим она была известна как Звезда Мардука, но после этой даты, некоторые из приведенных выше названий стали применяться к Гамаль, Веге и другим, в зависимости от их прецессионного движения. Из некоторых клинописных табличек, которые имеют отношение а нашей Капелле, Иенсен указывает Askar, Гнев Бога; на Tablet of the Thirty Stars (Скрижали Тринадцати Звезд) она показана как Ma-a-tu; это хорошо согласуется с характеристикой, усваиваемой ей в более позднее классическое время, и является одним из многочисленных свидетельств происхождения созвездий греческой астрономии из долины Евфрата.

Древние перуанцы, кечуа, на языке которых до наших дней говорят их потомки, много внимания уделяли звездам, и Хосе де Акоста, испанский иезуит и натуралист 16 века пишет, что каждый зверь и каждая птица на земле имели своего тезку на небе. Он приводит несколько названий звезд, отождествляя эту звезду с Colca, как единственно известную их пастухам, подобно Капелле на Средиземном море в древние времена.

Уже шумеры (а вслед за ними греки и арабы) именовали Капеллу-Капру «звездой козы».  
Capella, от латинского «козочка». Соотносится с козой Амалфеей (Амалтея, Амальтея (др.-греч. Ἀμάλθεια, букв. «нежная богиня») – в древнегреческой мифологии –  легендарная коза, вскормившая своим молоком младенца Зевса на острове Крит в пещере Козьей горы (др.-греч. Αἰγαῖον ὄρος) в то время, когда богиня Рея прятала этого юного бога от его отца Крона.
По другой версии, Амалфея это (по Мусею) нимфа, у которой была коза. Либо сама нимфа Амалфея, обернувшись козой, вскормила своим молоком младенца Зевса.


«Кормление Юпитера или младенчество Юпитера», Николя Пуссен, 1636



Как бы там ни было, но став главой богов-олимпийцев, Зевс решил отблагодарить либо козочку Амалфею, либо нимфу Амалфею, и когда она умерла, переправил ее душу на небо, и она стала звездой Капеллой в созвездии Возничего. Случайно сломанный рог козы Зевс превратил в неиссякающий источник фруктов, нектара и амброзии. Тот, кто держал этот рог изобилия в руках, мог получить все, чего он хотел. По другому преданию, рог Амалфеи представляет рог быка, отломанный Геркулесом у Ахелоя  или полученный им от последнего и обладавший также свойством доставлять столько пищи и питья, сколько ни пожелает его обладатель. Вследствие этого рог Амалфеи вошел у греков в поговорку и получил значение рога изобилия. У римлян говорили  cornu copiae, причем на место Амалфеи ставилась нимфа или богиня Copia.
Шкурой козы Зевс обтянул свой щит, который надежно защищал его в борьбе с титанами. По-древнегречески этот щит назывался «эгида». Таким образом, часто встречающееся и сегодня выражение «под эгидой» означает «под защитой», «под покровительством».

Как видно, роль этой козочки очень важна в контексте МИФА, где Амалфея играла одну из ключевых ролей,  поэтому нет ничего удивительного в том, что одной из самых ярких звезд ночного небосвода древние греки  дали такое название.


В индийской мифологии, Капелла рассматривалась как сердце Брахмы («Брахма Хридайа»).

В «Махабхарате» (древнеиндийский эпос) Брахма называется «раскрывшимся и нераскрывшимся, несуществующим и существующим, тем, который есть вся вселенная, который отличен от существующего и несуществующего; создателем высшего и низшего, древним и высочайшим, неиссякаемым и благосклонным, который сам благосклонность» и отождествляется с Ишаной (Шивой) и Вишну. Сердце (хридайя – hridaya) рассматривается как центр жизни, и оно и в самом деле является таковым, с физиологической точки зрения и по отношению к циркуляции крови, с которой жизненность связана совершенно особым образом, как это согласно признают все традиции; но оно, кроме того, таковым же считается и на высшем уровне и, некоторым образом, символически – по отношению ко всеобщему Уму , в его отношениях с индивидом. В этой связи следует заметить, что сами греки, в том числе и Аристотель, приписывали сердцу ту же роль, что они также считали его местопребыванием ума, если можно так выразиться, а не чувства, как это обычно полагают современные люди. Мозг же в действительности есть лишь инструмент «ментальности», т.е. рассудочной и дискурсивной мысли; и, таким образом, согласно символике, сердце соответствует солнцу, а мозг – луне.




Звезда Капелла является главной и самой яркой звездой созвездия Возничего. Возничийсозвездие северного полушария неба. Возничийдревнее созвездие. Созвездие входит в состав каталога Птолемея.
Латинское название – Auriga; во Франции Cocher, в Италии Cocchiere, в Германии Fuhrmann.


В древнейшие времена непосредственно рядом с Возничим располагалось созвездие Коза (или Козлята), ассоциировавшаяся Амалфеей. Постепенно оно слилось с Возничим. Именно по этой причине в небесных атласах фигура Возничего держит на спине или плече козу, а на левой рукедвух козлят. Сегодня астрономы преимущественно относят ее к созвездию Возничего. Древние источники называли автором созвездия «Коза» Клеострата Кинедосского.



Когда трижды пять частей Овна встанут полностью, Возничий сначала выводит из моря упряжку, затем выкатывает повозку, защищая ее от дующего внизу ледяного борея. Он оделяет своим искусством, сохраненным и на небе и на земле дававшем ему радость: стоя в легкой колеснице, править четверкой коней с покрытыми пеной мордами, направлять их силу, вести их близко к кромке дуги, вдоль которой они мчатся. Когда поднимаются ворота и начинаются скачки, он торопит, воодушевляет коней и наклоняется вперед, словно обгоняя их бег. Ногами запряженных в едва касающуюся колесами земли колесницу он опережает ветер. Держа в состязаниях первенство, он мчится по неезженой дороге и, преградив путь соперникам, отнимет у них всю ширину цирка; нагоняемый посреди пути, он вдруг свернет вправо, доверясь полю, то резко обойдет поворотный столб, так что исход борьбы не будет ясен до последнего мига. Цирковой наездник, он легко перескочит с коня на коня, уверенно встанет на его спину ногами, будет показывать трюки, стоя на летящих во весь опор животных, или играть оружием, сидя в седле и подхватывать на лету бросаемые в цирк дары. Во всем, касающемся этого искусства, он преуспеет.
Под этим созвездием, я думаю, был рожден Салмоней 13, представляя небо на земле, поместивший квадригу на бронзовом мосту и воспроизведший гром небесный, приведя Юпитера на землю. Но, бросая молнии искусственные, он был сражен настоящей и упал вслед за своими огнями, своей гибелью доказав существование Юпитера. Под этими звездами мог быть рожден Беллерофон 14, проложивший дорогу по небу, пролетевший по звездам; небо было ему полем и земля ли, море ли было под копытами его коня, не было на его пути чужих следов. Таково влияние восхода фигуры Возничего.

- Манилий. Астрономика.


Прежде всего, стоит отметить, что единого мифа о происхождении названия созвездия нет. И сам образ – противоречивый. С одной стороны – темы колесницы, с другой – пастушьи. Странный «Возничий». Связано это с тем, что в доантичные времена люди видели в созвездии Возничего пастуха со стадом. И несмотря на то что созвездие было переименовано, древние греки сохранили античный образ пастуха с двумя козлятами.

Первые записи о звездах, входящих в современное созвездие Возничего, относятся к временам Месопотамии. Соответствующее созвездие называлось GAM и обозначало посох пастуха или ятаган, однако неясно, включало ли оно только самую яркую звезду – Капеллу – или все звезды современного созвездия. В MUL.APIN оно упоминается как Gamlum или MUL.GAM и обозначало пастуха коз или овец; в него входили почти все яркие звезды Возничего, а также звезда Эль-Нат, традиционно относящаяся как к Тельцу, так и к Возничему. Позже у бедуинских астрономов появились созвездия групп животных, в которых каждая звезда обозначала одно животное. Звезды Возничего представляли собой стадо коз, это сопоставление просматривается также в греческой мифологии. Ассоциация созвездия с козами перекочевала в греческую астрономическую традицию, хотя позднее созвездие стало также ассоциироваться с человеком, управляющим колесницей (возницей). По легенде, глядя на это созвездие, человек тренировавший лошадей изобрел четверку лошадей запряженную в колесницу.

Некоторым в этом созвездии видится один из главных героев Греции, Беллерофонт, обуздавший крылатого Пегаса и введшим обычий верховой езды.

Одно из названий созвездия – Ἑν Reοχος, Держащий вожжи, есть транскрипция Heniochus латинских авторов, в лице Германика и других, от Erechtheus, или, точнее, Эрихтония, сына Вулкана (Гефеста), который, получив в наследство от отца хромоту, нашел необходимым искать средства для облегчения передвижения. Эти изыскания привели к изобретению четвероконных колесниц, что знаменательно, поскольку он считается четвертым древним правителем Афин, что и обеспечило ему место на небе.

Другие видят здесь Мартила, колесничего Эномая: хозяин Миртила был известен тем, что убивал всех женихов своей дочери Гипподамии. Обязательным условием жениху была поставлена победа в гонке колесниц. Так как Эномай обладал особыми конями, с которыми никто не мог сравниться в быстроте, то он легко догонял соперника и убивал копьем. Миртил, то ли вследствие любви к Гипподамии, то ли из-за обещанной награды, предал Эномая. Перед состязанием с Пелопом Миртил не укрепил должным образом колеса колесницы. В самый ответственный момент повозка Эномая разлетелась, и победу в гонке одержал Пелоп. По достижению желаемого Пелоп не только не отблагодарил Миртила, но убил, а тело скинул в море. Перед смертью возница проклял Пелопа и весь его род. Проклятие Миртила, преследовавшее род Пелопидов, стало популярным у древнегреческих трагиков.

В Греции также использовались названия Ἁρμελάτης , Διφρηλάτης, Ἱππηλάτης и Ἐλάσιππος, все обозначающие Возничего.
Не исключена и фигура Фаэтона (с колесницей Аполлона), трагически разбившегося…

Видели в этом созвездии и фигуру Ипполита – сына афинского царя Тесея и царицы амазонок Антиопы.
Ипполит презирал любовь и славился как охотник и почитатель богини девы-охотницы Артемиды, за что испытывал на себе гнев Афродиты. Известен миф о его трагической кончине. Вторая супруга Тесея, Федра, любовь которой он отверг, оклеветала его перед отцом; Тесей проклял Ипполита, и призванный им в гневе бог Посейдон неожиданно послал волну на берег, где проезжал Ипполит; кони понесли юношу, и он погиб, разбившись о скалы. Либо из моря появился бык, посланный Посейдоном, и кони испугались и разорвали Ипполита. Вожжи Ипполита зацепились за дикую маслину.

Арат в «Явлениях» пишет о Возничем:

Дальше — Возничего лик, Эрихтоний ли это, рожденный
Аттики почвой, к ярму приучивший впервые скотину,
Миртил ли это, в волнах утонувший Миртойского моря.
Все ж сочетание звезд на Миртила больше похоже:
Без колесницы стоит, поводья оборваны, плачет
О Гипподамии он, увезенной коварным Пелопом.
Слева путь Близнецам преграждает могучий Возничий:
Там опускается он против морды Медведицы большей.
Обожествленных зверей Возничий по небу проносит:
Зевса кормилица с ним (если правда, что Зевса-младенца
Некогда вымя Козы, ему преданной, щедро вскормило),—
Ярким светом ее наделил благодарный питомец,
И оказалась Коза на плече у Возницы; в руке же
Держит двоих он Козлят — мореходам враждебные звезды:
В небе взойдя высоко, не однажды видали Козлята
В бурю попавший корабль, моряков, преисполненных страхом,
И утонувших тела, уносимые волнами моря.

Хотя Auriga было обычным латинским названием созвездия, римские поэты называли его Aurigator; Agitator cursus retinens habenas; Habenifer и Tenens habenas, Возничий и Держащий вожжи; некоторые из этих названий восходят вплоть до 16-го столетия. Название «Пахарь», появляется у Нигидия и Варрона для обозначения этого созвездия, а также для обозначения Волопаса; та же идея, вне всякого сомнения, имеет место у немецкого крестьянства, среди которого Капелла и Коза были известны как Пахарь со своими волами. Гримм упоминает название Voluyara, как звезды, известные земледельцам. Иногда вместо Пахаря (Arator) встречается искаженное написание Acator.
Название «Пахарь» видимо происходит от того, что Капелла с Козлятами иногда трактовалась как астеризм «Пахарь с быками». Но, есть версия, что козлята тут не причем, а название это происходит от Ἄιξ или Ἀιγίς, что означает штормовой ветер: де, гелиакический восход Капелла предвещал такую погоду: это, как пишет Арат мореходам враждебные звезды:

В небе взойдя высоко, не однажды видали Козлята
В бурю попавший корабль, моряков, преисполненных страхом,
И утонувших тела, уносимые волнами моря.


Латинские переводчики название «Козлята»  частенько оставляют как есть, используя слово «Геды» - от латинского «haedus» (козленок):

…А кто доволен только насущным, тем
Совсем не страшен бурного моря шум,
Когда свирепый вихрь нагонит
Гед, восходя, иль Арктур, склоняясь…
 (Гораций, "Оды", книга 3, ода 1, ст. 28)

Часто гоняли меня по волнам тученосные Геды...
(Овидий, "Скорбные элегии")

Для Капеллы с Козлятами латиняне использовали такие варианты перевода с греческого: Custos caprarum, Habens capellas, Habens haedos, Habens hircum. Все этокозы, козлы, козлята и другой мелкий рогатый скот.
По еще более древней легенде, говорится что Возничий служил путеводной звездой для пастухов . Именно по этой причине Капелла иногда упоминается как «Звезда – Коза». Три звездочки образующие треугольник рядом с ней были обозначены как ее дети (козлята).

У арабов это – Alhaior, Alhaiot, Althaiot, Alhaiset, Alhatod, Alhajot, Alhajoth, Alhojet, Alanac, Alanat, и Alioc, возможно, что это далеко не полный список, используются как для обозначения самого созвездия, так и ярчайшей его звезды, и, вероятно, происходят от измененного арабского Al ʽAnz и Al ʽAyyūḳ, в особенности применительно к Капелле как Козе, которую они представляли как пустынную козу (пустынный баран), или Bādanпо всей вероятности, это было самым ранним арабским названием звезды.

Также встречаются названия – Al Dhu al ʽInān, Al Māsik al ʽInān, Al Mumsik al ʽInān – «держатель поводьев».

*


Материалы :

Richard Hinckley Allen, «Star Names. Their Lore and Meaning»,
и др