5.1.19

Фемида / Юстиция / Дике / Немезида / Эквитас



Фемида, Темида, Темис (др.-греч. Θέμις, Θέμιδος, лат. Themis) – в древнегреческой мифологии богиня правосудия, титанида, вторая супруга Зевса. Упомянута в гомеровской «Одиссее». Иносказательно Фемида – правосудие, закон; весы Фемиды – символ правосудия; слуги (жрецы) Фемиды – слуги закона, судьи. Фемида – олицетворение справедливого закона, карающего, единого для всех и беспристрастного. В европейской традиции Фемида – достаточно точно очерченный образ правосудия и законного порядка. Образ, выношенный тысячелетиями, со своими атрибутами и символикой, которые делают эту даму почти во всех изображениях не только узнаваемой, но и осмысленной. Фемида – общепризнанный символ правосудия; ее изображают на эмблемах, ее изваяния осеняют здания судебных присутствий. Слово Фемида стало нарицательным.

Её главный жертвенник находился у Стомиона в Олимпии рядом с алтарем богини Геи и бога Зевса.

LXXIX орфический гимн ФЕМИДЕ

Дочь благородная Геи с Ураном – Фемида!
Ликом подобна соцветью душистых цветов,
Тайны Оракула в Дельфах изъяла из снов,
Волю богов возвещая словами пиита.
Фебу дарила искусство святых предсказаний,
Чтимая всеми царица, впервые явила
Смертным обряды из таинств и нас обучила
Чтить посвящения, внемля глубоким познаньям.
К мистам сойди, о, благая, спаси нас советом,
Ибо к тебе устремляем мы взоры надежды,
Разумом ярким наполни сосуды невежды,
И освети ум пытливый блистательным светом.

В современном мире греческая богиня правосудия Фемида не утратила своего символического значения. Другое её имя также известно практически всем – в древнеримской мифологии Фемида приобрела новое имя Юстиция (лат. Iustitia; Justitia Augusta). Отождествлялась с богиней справедливости Эквитас (лат. Aequitas). Культ Юстиции существовал в Риме со времён Тиберия, посвятившего ей статую в Риме. Судя по одной надписи, Юстиция имела особого жреца. Начиная со средневековья, стала изображаться с повязкой на глазах и, иногда, обнаженной грудью.
В современном мире Юстиция стала аллегорическим олицетворением моральных сил в юридической системе, теперь юстиция – это система судебных учреждений; политических ведомств...
Термин «Юстиция» (лат. Justia) как определитель справедливости и законности впервые появился в Риме в ту пору, когда его жители осторожно, по наитию, возводили величественное здание собственного Гражданского Права (с лат. «ius civile»). При этом культура порабощенной Эллады, в не меньшей мере, риторика, философия и, безусловно, правовые основы греческого законодательства, послужили тем самым составом, которые надежно упрочили его кладку. С тех пор римляне называли «юстицией» целое устройство судебных учреждений и ведомств и собственно Правосудие, ставшее предтечей законодательств многих поздних европейских государств. Сами же эллины, разобщенные по суверенным городам-полисам, так и не решились на создание общегосударственных институтов юстиции.
По другой версии римская богиня Юстиция, как олицетворение справедливости, отождествлялась не с греческой Фемидой, а с орой Дике, дочерью Фемиды от Зевса.
По этой версии именно она (Дике) в Древней Греции покровительствовала Праву, судьям и судебным заседаниям. Большой знаток повседневной жизни богов Гесиод (ГЕСИОД (VIII – VII вв. до р.х.) – греческий поэт. Гесиод утверждал, что Дике носила ещё одно имя – Астрея, означавшее «Звезда-Дева»; она жила среди людей, в отличие от других богов, которые только посещали землю. По легенде, эта богиня направляла помыслы людей на добрые дела, к ней обращались за советами и разрешениями споров, и она их мудро разрешала. С особенным пристрастием Дике-Астрея следила за нравственностью и добропорядочностью людей, проявляла нетерпимость ко лжи, обману и коварству. Это было время бога Кроноса, когда на земле процветал «Золотой Век».
После появления на Олимпе Зевса с молодыми богами греков, «Золотой Век» канул в безвозвратное прошлое; исчезли людская беззаботность и беспечность, покой и мир сменились жестокостями «Железного Века». Каждый человек теперь мог безнаказанно убить себе подобных ради добычи, рабов и плодородных земель. Многим из людей жизнь становилась в тягость, они забывали своих богов, не совершали жертвоприношений, сомневаясь, а нужно ли все это им, людям…
Богиня Дике-Астрея пыталась увещевать их, призывала жить в мире и согласии, усмиряла дурные страсти, призывая к возрождению любви к богам. Но люди не понимали Дике, и она, оскорбленная, вознеслась на Небо, откуда «воссияла созвездием Девы»... И только тогда люди поняли, чего они лишись! Они молили богиню вернуться, но Дике-Астрея осталась на Небе – далекая, строгая, неподкупная…
С тех пор Дике представлялась эллинам в образе «вечно действующей силы, которая могла рассудить человека, наградить его за праведные дела или наказать за преступление».
В Древней Греции долгое время отсутствовали «писаные» законы. Общество послушно управлялось установленными обычаями предков и оракулами. А если имелась нужда рассудить спорящие стороны, жрецы вопрошали богиню Дике, ожидая проявления её божественного знака.
Милетцы именем Дике называли всеобщий управляющий закон или ритм равновесия и возмездия. Ей посвящён LXII орфический гимн.
Парменид в своей поэме называет её «Той богиней, что мужа к знанью влечёт повсеградно».
Вообще, Дике нередко отождествляется с самой Фемидой. Атрибутом Дике также служили весы. Дике находилась на Олимпе подле Зевса, наблюдая за соблюдением справедливости в мире людей и докладывая при этом своему отцу о всяком проявлении отступления от правды.

LXII орфический гимн ДИКЕ

Око всевидящей Дики пою, сияющей видом,
Дики, что, сидя близ трона священного Зевса-владыки,
С высей небес наблюдает людей многовидное племя,
Должным карает судом нечестивцев, закон преступивших,
Все беззаконное к правде ведет, блюдя справедливость,
Зримо ей все, что незримо питается мыслями злыми,
Ведомо все, что желают свершить нечестивые люди.
Дика, единственно ты, напав, воздаешь по заслугам,
Враг всем попрателям прав и друг для всех справедливых.
Ныне, богиня, по праву ценя наши чистые мысли,
Дай, чтоб шли в нашей жизни лишь дни, что ниспосланы свыше!


Возвращаясь к Фемиде…

Фемида – дочь Урана и Геи; была первой женой Зевса, и от этого брака родились "оры" и "мойры". Зевс вершил правосудие только в присутствие Фемиды и ей дочери Дике. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. По Гомеру, она объявляет волю Зевса на Олимпе, созывает богов на совет. Она передает людям повеления верховного бога.
Фемида помогает Зевсу развязать Троянскую войну.

Помимо Дике, от союза с Зевсом Фемида также родила : Эвномию («благозаконие») и Эйрену («Мир»); и, по одному из вариантов мифа, трёх Мойр: Клото («Пряха»), Лахесис («Судьба»), Атропос («Неотвратимая»).

Триумф Правосудия, Габриель Метсю


По Эсхилу, Фемида – мать Прометея, мятежного титана, который защищал людей от произвола богов. При этом её образ сближается с землёй Геей и соответствует ей. Как богиня олимпийской мифологии Фемида уже не отождествляется с землёй (Геей), а является её порождением, являясь супругой Зевса выступает в качестве основы правопорядка.
В микенскую эпоху слово «фемис» (установление по обычаю) даже встречалось в названиях местностей, имя богини употребляется также для обозначения отвлеченного понятия правовых норм (θέμιστες), регулирующих человеческую жизнь.

Фемида была великой богиней, которая управляла 13-месячным годом, разделенным на два сезона летним и зимним солнцестоянием. В Афинах олицетворением этих времен года были Талло и Карпо, что соответственно означает божества «цветения» и «зрелого плода».
Фемида была мудрой богиней, обладающей даром прорицаний. Ее называли второй после Геи покровительницей Дельфийского оракула, который впоследствии был передан Аполлону. Фемида предупредила Зевса, что тот не должен вступать в брак с Фетидой, поскольку от этого брака родится сын, который будет сильнее своего отца. Именно Фемида посоветовала Пирре и Девкалиону, как нужно возродить человеческий род, после того, как громовержец наслал на людей всемирный потоп. Кроме того, она предупредила Атланта, что однажды один из сыновей Зевса решит похитить у его дочерей гесперид золотые яблоки.
По некоторым источникам, изобрела героический гексаметр. Она воспитала благочестие индов.
Еще одной важной заботой Фемиды были путешественники, странствующие в дороге, кто искал гостеприимство. Она помогала найти безопасный кров на ночь. Еще оберегала людей угнетенных, претерпевших несправедливое порабощение, отчего её часто называли «Благоразумная» или даже «Благосветная».

Фемида также соотносится с Немезидой (Немесидой). Немезида – богиня возмездия, кары. И Фемида и Немезида вошли в наше сознание как символы, выражающие идеи справедливости и законности, восстановления нарушенного права, воздаяния за зло. Немезида карает за нарушение установленного порядка, Фемида восстанавливает его. При этом и она может карать, и в этом функции богинь как бы совпадают. Но правосудие не сводится лишь к наказанию виновных, оно рассудит спорящих, тяжущихся, оправдает невиновного, т.е. не только карает, но и судит по праву.
Фемида и Немезида лишь по прошествии многих веков стали тем, что можно именовать юридическими символами. Поначалу же образ каждой из них имел философское, моральное значение.
Немезида изображалась с атрибутами равновесия, контроля, наказания и быстроты.
Немесида –  богиня Судьбы, которая, полагаясь на внутреннее чувство справедливости или, скорее, на божественную интуицию, посылала человеку счастье или несчастье, воздавая должное по его делам или намерениям. Её решение невозможно было оспорить, даже у Зевса, потому каждый смиренно соглашался, получая от богини награду, но чаще наказание. Она жестоко преследовала человека за гордыню и, если он выходил за пределы собственного жребия, посылала ему потери и несчастья. А кому досталось в удел слишком много счастья по сравнению с другими, отнимала без сожаления часть этого счастья, чтобы передать другому, менее удачливому. И тогда, по её мнению, в человеческом обществе восстанавливалось справедливое равновесие.

У Немезиды судьба оказалась сложной, даже для божества. Во-первых, её нередко отождествляли с Адрастеей, богиней «неизбежности», хотя по существу они изначально имели разные правовые полномочия. Гомер же не упоминает её как самостоятельную богиню, это имя у него употребляется лишь для обозначения «упрека» или «порицания». Только Гесиод осмелился возвеличить Немезиду богинейОн воспринимает её как «воздаяние должного» и, следовательно, она определяет судьбу каждого конкретного человека. А по этим качествам Немезида похожа на Мойр (с греч. «доля, участь, судьба»), но и отличается от них – ведь Мойры от самого рождения человека прядут нити его участи, а Немезида судит по поступкам, впоследствии определяя для него награду или наказание. У античных историков и поэтов Немезида является людям в роли «карающей» богини, наказывая их за надменность, усмиряя высокомерие и гордыню.

LXI орфический гимн НЕМЕСИДЕ

Кличу царицу великую я, Немесиду богиню!
Многоплеменных людей наблюдаешь, всезрящая, жизни,
В радость одной лишь, почтенной, тебе справедливые речи,
Ведая стыд, ненавидишь нетвердое, хитрое слово,
Смертный люд, налагатель ярма, пред тобою трепещет,
Мысли людей заботят тебя, от тебя не сокрыться
В общем потоке речей душе, возомнившей чрезмерно —
Все ты увидишь и все ты услышишь, и все ты рассудишь!
Смертных судить — тебе, о демон из всех величайший!
Ныне явись, о блаженная, мистам помощницей вечной,
Образ их мыслям даруя благой, устрани, о святая,
Злобу, греховность и спесь в переметных и скачущих мыслях!»


Внешний облик, атрибуты Фемиды и Немезиды не были раз и навсегда предустановленными, строго канонизированными. Многое в их изображении зависело от мировоззрения, творческого кредо того или иного художника, писателя, мыслителя, условий, в которых они трудились, особенностей господствовавшего нравственного и правового сознания и, конечно, от творческой фантазии.
Их функции, всех этих богинь справедливости так близки, а индивидуальные черты настолько смазаны, что, возможно, это одно лицо. Фемида от них тоже почти неотличима. Так что все четыре, включая Фемиду, претендуют быть на небе в виде созвездия Дева (и Весы).

Всякий порядок в жизни людей, законы и право, работа народных собраний и совета старейшин начинаются от Зевса и находятся под его покровительством, а Фемида/Юстиция, Дике и Немезида – его бессменные и мудрые помощницы. Рядом с золотым троном бога находятся два больших сосуда, из золота: в одном помещены «зловредные» дары для человека, в другом – «добрые»; Зевс разделяет их по своему усмотрению, взвешивая судьбу каждого человека на точных золотых весах.

*

Главными атрибутами Фемиды являются меч и весы, ныне повсеместно используемые судебными и правоохранительными органами в своих эмблемах. Фемида – статная, достойная женщина, облеченная в мантию. В левой руке она держит весы, в правой –  обоюдоострый меч. Глаза ее закрыты повязкой. Таким образом, атрибутами богини правосудия Фемиды являются весы, меч, мантия, повязка на глазах, причем первые два – главные атрибуты, фундаментальные. Но именно римляне вложили в её руку меч вместо рога изобилия (у греков), первоначально же у неё не было и повязки, то есть она изображалась с весами и рогом изобилия. Рог изобилия в руках богини правосудия, видимо, обозначал, что благополучие граждан, их материальное благосостояние немыслимы без законности и правопорядка. Иногда в руки Фемиды вкладывался факел, освещающий ей путь к истине.

Весы – древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини – левая сторона тела считается воспринимающей.
Равновесие (умеренность и вообще "мера вещей") обозначалось весами, символом контроля за непокорными и высокомерными была уздечка, атрибутом их наказания – меч или плеть, а быстрота и неотвратимость возмездия символизировались крыльями или колесницей, запряженной грифонами (у Немезиды).
Меч – символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини – обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука – правая: это сторона действия, символ силы, "правого дела". Позднее, Фемида все чаще стала изображаться с мечом, опущенным острием вниз. Такое положение трактуется как опора на силу.
Мантия – торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние. Одеяние должно соответствовать характеру действа, поэтому так важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел.
Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на самих тяжущихся, на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушивая обе стороны. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.
На самом деле, скульптурные изображения Фемиды в исполнении античных ваятелей обходятся без повязки на глазах –  ни грозного меча, ни весов в руках! А вот римская Юстиция имела подобные принадлежности.



И еще...

Эквитас (Aequǐtas) – персонификация (боги­ня) спра­вед­ли­во­сти, равенства, правоты, соответствия, симметрии. От её имени происходит английское "equity" (справедливость). В Древнем Риме Эквитас имела отношение как к юридическому понятию справедливости, так и к справедливости между индивидами.

Изо­бра­жа­лась в виде вели­ча­вой девы, подоб­ной Афине. Изображалась на монетах со времени правления императора Гальбы до конца 3 века – в виде стоящей или  сидящей женской фигуры. Главным атрибутом, который Эквитас держит в правой руке, служили весы, являющиеся в настоящее время непременной принадлежностью богини правосудия Фемиды. Левая рука держит рог изобилия или скипетр. В рим­ском пра­ве aequi­tas, чув­ство спра­вед­ли­во­сти, и по зако­ну полу­чи­ло известное зна­че­ние и содей­ст­во­ва­ло смяг­че­нию суро­во­сти стро­го­го фор­маль­но­го пра­ва, осо­бен­но со вре­ме­ни преторских эдик­тов.

Цицерон определил aequitas как «триединство»: первое, по его словам, относится к Вышним Богам (ad superos deos) и эквивалентно pietas (верность, преданность), религиозному обязательству; второе – к Манам, духам подземного мира или духам мертвых, и определяется как sanctitas, то, что священно (установлено как неприкосновенное); и третье, относится к человеческим существам (homines), определяется как iustitia, справедливость.

Во времена Римской Империи Эквитас как божественная персонификация была частью религиозной пропаганды императора под названием Aequitas Augusti (изображалась на монетах), и скорее мыслилась как символ «честной меры».


***


Использованные материалы :

А. Ильяхов, «ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» ;
А.И. Алексеев, «Фемида и Немезида» ;
WIKI.