11.6.19

Салация / Амфитрита



А теперь рукой своею
Я по креслу кознодея
Легкий нанесу удар,
Чтоб распались узы чар,
И мне пора: сверкнет Аврора
Над царством Амфитриты скоро. 


- Джон Мильтон.

Салация – морская царица 

Салация (лат. Salacia, от salum, «морская пена» ?) – в древнеримской мифологии божество и царица соленой воды (моря), источников воды. Спутница (супруга) Нептуна. Позднее стала отождествляться с древнегреческой богиней Амфитритой – супругой Посейдона ( греческий аналог римского Нептуна). По другим источникам, изначально является аналогом греческой Амфитриты. В любом случае, читаем Салация – подразумеваем Амфитрита, читаем Амфитрита – подразумеваем Салация.

Гомер упоминает Амфитриту как богиню волн (олицетворение движения моря), которой подвластны морские чудовища.

Коринфское изображение Амфитриты. 575-550 г. до н. э. 


Амфитрита/Салация — дочь морского бога Нерея и его жены Дориды. Некоторые сравнительно поздние авторы считали Амфитриту дочерью титана Океана и его жены Тетии; однако, в конце концов верх взяла первоначальная традиция Гомера и Гесиода, согласно которой Салация была дочерью Нерея и Дориды. Она является одной из пятидесяти нереид, дочерей Нерея.

Нереиды (Νηρηίδες) – вообще примечательные создания в древнегреческой мифологии. По внешнему виду и функциям они напоминают, например, славянских русалок.

Их 50 (Гесиод в «Теогонии» утверждает, что их 50, но поименно называет 51, повторяя дважды имя «Амфитрита» или 100. Живут в гроте на дне моря.

Многожеланные дети богинь родились у Нерея​‌‌​‌‌​​​‌‌‌​ 
В темной морской глубине от Дориды прекрасноволосой,​‌‌​‌‌​
Дочери милой отца-Океана, реки совершенной.​‌‌​‌‌​​​‌​
Дети, рожденные ею: Плото, Сао и Евкранта,
И Амфитрита с Евдорой, Фетида, Галена и Главка,​‌‌​‌‌​
Дальше — Спейо, Кимофоя, и Фоя с прелестной Галией,​‌‌​‌‌​
И Эрато с Пасифеей и розоворукой Евникой,​‌‌​‌‌​ ​‌​​​‌
Дева Мелита, приятная всем, Евлимена, Агава,​‌‌​‌‌​
Также Дото и Прото, и Фёруса, и Динамина,​‌‌​‌‌​ ​​‌‌​‌
Дальше — Несея с Актеей и Протомедея с Доридой,​‌‌​‌‌​
Также Панопейя и Галатея, прелестная видом,​‌‌​‌‌​
И Гиппофоя, и розоворукая с ней Гиппоноя,​‌‌​‌‌​​​‌‌​‌
И Кимодока, которая волны на море туманном​‌‌​‌‌​ ​​‌​‌‌
И дуновения ветров губительных с Киматолегой​‌‌​‌‌​ ​​‌​​
И с Амфитритой прекраснолодыжной легко укрощает.
Дальше — Кимо, Эиона, в прекрасном венке Галимеда,​‌‌​‌‌​ 
И Главконома улыбколюбивая, Понтопорея,​‌‌​‌‌​ ​​
И Леагора, еще Евагора и Лаомедея,​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌
И Пулиноя, а с ней Автоноя и Лиспанасса,​‌‌​‌‌​‌​​​‌ ​​‌‌​​
Ликом прелестная и безупречная видом Еварна,​​‌​​​
Милая телом Псамафа с божественной девой Мениппой,​‌‌​‌‌​ 
Также Несо и Евпомпа, еще Фемисто и Проноя,​‌‌​‌‌​​​‌‌‌​
И, наконец, Немертея с правдивой отцовской душою.​‌‌​‌‌​ 
Вот эти девы, числом пятьдесят, в беспорочных работах​‌‌​‌‌​ 
Многоискусные, что рождены беспорочным Нереем.​‌‌​‌‌​ 


Судя по их именам, они – олицетворенные свойства и качества морской стихии, поскольку она не вредит человеку, но является к нему расположенной и чарует его своей прелестью. Они посетили свадьбу Фетиды. Составляли хор в трагедии Эсхила «Нереиды». Нереидам посвящен XXIV орфический гимн.

Эти прекрасные юные девы резвились обнаженными в волнах Эгейского моря на спинах дельфинов и морских коней . Несмотря на то, что у нереид не было рыбьих хвостов, античные авторы описывали их приблизительно так же, как русалок. Но, в отличие от них, нереиды были дружелюбны к мореходам и покровительствовали им. Согласно поверьям, они также предсказывали шторма и указывали рыбакам места для удачного лова.

Нереиды вели идиллически-спокойную жизнь в недрах моря, развлекаясь мерными движениями хороводов, в такт движению волн; в зной и лунные ночи они выходили на берег, или устраивали музыкальные состязания с тритонами , или на берегу, вместе с нимфами суши, водили хороводы и пели песни. Их почитали прибрежные жители и островитяне и хранили слагавшиеся о них сказания. Вера в них сохранилась даже до нашего времени, хотя нереиды нынешней Греции – вообще нимфы водной стихии, включая океанид и наяд .​‌​​​‌ ​​‌‌‌

Нереида. Фрагмент римской мозаики из Вилла дель-Касале близ Пьяцца-Армерина (Сицилия). IV в. н. э.



Самая известная из нереид – конечно же Амфитрита/Салация.

Была одной из прекраснейших морских богинь, поэтому её избрал в супруги сам Посейдон/Нептун, владыка всех морей. Но Салация боялась выйти за него: ведь в иерархии богов она стояла намного ниже. Поэтому она укрылась от его домоганий в самом отдаленном уголке моря, в пещере у титана Атланта. Однако слуга Посейдона Дельфин, разыскал ее и доставил с почетом к своему господину (в благодарность Посейдон поместил дельфина среди звезд, Ps.-Eratosth. 31).

Уточнение : Посланник Посейдона/Нептуна – Dolphinus. Ему вообще во всей этой истории отводится весьма существенная роль. Кстати, кони, как и дельфины, согласно мифам, являлись слугами бога моря Посейдона (Нептуна), упряжку которого и влекли на его изображениях.


Существует еще одна, уже мрачноватая интерпретация мифологемы Салации.
Вначале Посейдон хотел взять себе в жены нереиду Фетиду, на которую также претендовал Зевс. Однако, когда Прометей открыл им, что сын, родившийся от Фетиды, превзойдет величием своего отца, боги оставили свои притязания и организовали ей брак со смертным. (От этого союза родился великий греческий герой Ахилл.)
Затем Посейдон обратил свой взор на другую нереиду, Салацию, встретившую его ухаживания с большим отвращением. Он взял её буквально силой, после чего она сбежала и скрылась от него по одной версии в прибрежных горах Атланта, а по другой – в океане. Дельфин отыскал ее и сумел уговорить выйти замуж за Посейдона.

Брак между Посейдоном/ Нептуном и Амфитритой/Салацией во многом подобен браку между Герой и Зевсом, ибо Посейдон тоже был весьма развратен. Амфитрита, как и Гера, очень ревновала мужа и жестоко мстила соперницам. Так, когда Посейдон очаровал Сциллу, Амфитрита бросила в бассейн соперницы волшебные травы, отчего та превратилась в лающего монстра с двенадцатью ногами и шестью головами, на каждой из которых было по три ряда зубов. Поселившись в проливе Менисса, Сцилла пожирала моряков, упавших с палубы проходивших мимо кораблей.

Интересно что Амфитрита/Салация прячется настолько далеко в океане ( или настолько глубоко в горах), что найти её невозможно. Нептун по сути не является полноправным владыкой ни океана, ни тем более горной местности. Он скорее владыка всех морей и больших прибрежных зон. Власть на океане он делит с другим божеством (титаном) – Океаном и потому ему не так просто заполучить Салацию.

Уточнение : Океан (др.-греч. Ὠκεανός) — в древнегреческой мифологии божество, стихия величайшей мировой реки, омывающей (окружающей) землю и море, дающей начало всем рекам, источникам, морским течениям; приюта солнца, луны и звёзд. У Гомера Океан — не только бог, но первоначало всего сущего. У Гесиода Океан — титан, сын Урана и Геи (то есть Неба и Земли), брат Крона, Гипериона и Реи, брат и супруг Тефиды, с которой он породил три тысячи дочерей — океанид и столько же сыновей — речных потоков (древнегреческие речные боги). Океан не участвовал в нападении титанов на отца и в битве титанов против Зевса и потому сохранил своё высокое положение.)

Третьей стороной тут выступает Дельфин, (по просьбе преследователя Посейдона/Нептуна) он ходатайствует и помогает ей увидеть причину (находит убедительные доводы в пользу этого брака), по которой ее разыскивает Посейдон/Нептун, и Салация смягчается.

Наконец, после того, как Салация вышла замуж, мы находим Нептуна в его самой неприятной роли: захватчика и узурпатора воли. Салация становится узницей Нептуна, но при этом она всегда на его стороне как верная и преданная жена.

Выйдя за Нептуна, Салация стала соправительницей всего морского царства. Её резиденцией был золотой дворец в морских глубинах у Эг. Там она родила Нептуну детей, самый знаменитый из которых – Тритон, чье тело наполовину было человеческим а на половины рыбьим.

Народ почитал эту богиню. 


Салация у древних римлян как и Амфитрита у греков представляется в виде прекрасной нимфы, увенчанной морскими водорослями, либо восседает рядом с Нептуном или путешествует с ним по морской глади в колеснице из жемчужной раковины , запряженной дельфинами, морскими коньками ( hippocamps ) или другими сказочными существами из глубин, с участием тритонов и нереид. Она одета в царственную мантию и имеет вплетенные рыболовные сети в своих волосах. Часто её атрибут - трезубец. 

В отличие от своего супруга Нептуна, Салация была олицетворением спокойной и освещенной солнцем глади моря. Безмятежного моря. Производное от латинского «sol» , что означает «соль», имя Салация обозначает широкое, открытое море, и иногда в буквальном переводе означает «поразительная».

Aulus Gellius, в 13.23 его «Ночей Аттики», отмечает, что римские богослужители взывали к особым атрибутам этой пары божеств: “maia Volcani, Salacia Neptuni, hora Quirini, nerio Martis.” Форсайт отмечает, что Salacia Neptuni означает "кипение Нептуна" .

Салация также известна как богиня источников сильно минерализованных и исцеляющих вод. Салация почиталась римскими гетерами.

Греческая Амфитрита/Салация многими почиталась наравне с Посейдоном/Нептуном, и ей воздвигались статуи, например в храме на острове Теносе. В искусстве её трудно отличить от других нереид, если возле нее нет царских атрибутов или трезубца.
Пиндар называет её «Амфитрита с золотым веретеном». Иногда именуется «матерью Нереид». Она подарила Тесею золотой венок. Культ Амфитриты/Салации, вероятно, догреческого происхождения, подобно культу Фетиды и других морских женских божеств.
Одно из лучших античных изображений Амфитриты (448–435 до н. э.), находившееся на западном щите Парфенона, в 19 в. было увезено лордом Эльджином в Лондон (до сих пор находится в Британском музее).
Амфитрита часто встречается в вазописи и мозаиках – обычно в обществе Посейдона и различных морских божеств и зверей. Одна из лучших ваз с ее изображением – «Амфитрита и дельфин» (V в. до н. э.) находится в Эрмитаже.
В новое время, особенно в период барокко, скульптурные изображения Посейдона и Амфитриты были излюбленным украшением фонтанов. В перечне картин первое место занимает «Триумф Нептуна и Амфитриты» Н. Пуссена (1637). Именно Нептуна а не Посейдона, что характерно (далее - аналогично).


Нептун и Амфитрита. Paris Bordone. 


Триумф Амфитриты. Hughes Taraval 


Нептун и Салация. Фреска, Помпеи


Амфитрита/Салация. Antoine Coysevox 


Амфитрита/Салация. François Théodore Devaulx. 



Дельфин как атрибут Салации/Амфитриты 


Роль дельфина в истории Салации также играет значительную роль. Как посланник одного из самых влиятельных божеств он рассекает морскую гладь в поисках сокровища, находит его, доставляет «заказчику» в целости и сохранности и затем отправляется на небеса в качестве созвездия, как благодарность за проделанную работу. Дельфин – древнее созвездие. Включено в каталог звёздного неба Клавдия Птолемея «Альмагест». 

Дельфин был культовым животным в Древней Греции, и этому созвездию приписывается множество прототипов. Наиболее распространенная – именно наш герой, который помог Посейдону/Нептуну склонить нереиду Амфитриту/Салацию к замужеству.

Перед изменением погоды к худшему, к приближению периода штормов, дельфины уходят в глубину моря, прячутся от непогоды. Поэтому античные мореходы одарили дельфина свойством провидца. Причем, не только метеорологического, но и предчувствующего иные виды опасностей. Данте в «Божественной комедии» («Ад») писал: «Дельфин, выныривая из морской волны, дает плывущим знак, чтобы себя хранили». Кстати, морякам в те далекие времена помогало определяться в плаванье именно созвездие Дельфина. Кроме всего прочего, дельфинам приписывается музыкальный слух, любовь к музыке.
Образ дельфина связан и с праздником, радостью. С IV века до позднего Средневековья было принято делать масляные светильники именно в форме дельфина. Эта форма продиктована еще и ее практичностью – ведь еще древнекитайские и древнеегипетские светильники делались в виде некоего соусника с длинным носиком, из которого торчал кончик фитиля. Спаситель и психопомп, провожатый душ в подземном мире, спаситель людей, потерпевших кораблекрушение, царь рыб. Символизм дельфина происходит напрямую из природного дружелюбия, игривости и сообразительности этого морского млекопитающего.

Изображение дельфина можно увидеть на многих аллегориях и эмблемах; иногда оно парное. Когда два дельфина или какая-то рыба указывают в одном направлении, парное изображение, возможно, подчиняется закону двусторонней симметрии чисто как украшение, или служит символом равновесия. Но обратный порядок расположения, то есть с одним дельфином, указывающим вверх, и другим – вниз, всегда символизирует двойственные космические потоки инволюции и эволюции; это то, что испанский писатель XVII века Сааведра Фахардо подразумевал под «либо вверх, либо вниз». Сам дельфин – это аллегория спасения, вдохновленная древними легендами, которые изображают его как друга человека. Изображение дельфина ассоциируется с якорем (также символ спасения), с языческими, эротическими божествами и с другими символами.

Аполлон, бог искусств, недаром получил прозвище: «Delphinios», ибо не раз появлялся в образе дельфина, а также ездил на этом морском звере, как и Афродита. Когда корсары заставили божественного артиста Ариона петь для них, а после исполнения последней арии, выбросили его за борт, то певца подхватили дельфины и в полной безопасности доставили в Коринф. Согласно пифагорейской теории, душа умершего человека переходит в тело дельфина. Существует и легенда о том, что в дельфинах возрождаются души погибших в море моряков. В Древней Греции – психопомп, сопровождающий души к Островам Блаженных. Обладает как лунными, так и солярными признаками: в связи с Аполлоном Дельфийским символизирует свет и солнце; будучи созвучным со словом утроба – лунное начало. Имеет эротический символизм, если изображается с «женщиной моря» Афродитой или Эросом. Атрибут морского владыки Посейдона и Диониса. Обнаженная Тетис плывет по морю на дельфине. Обнаженная Салация плывет по морю на дельфине. В минойской культуре олицетворяет власть на морях. 


В греческой, критской и этрусской мифологиях сами боги путешествуют на дельфинах.
На надгробиях этрусков можно видеть дельфинов, которые несут души усопших в страну обетованную; лишь в значительно более позднее время укоренилось мрачное представление о потустороннем мире типа Аида.

Можно сказать ,что символизм Дельфина, ищущего Салацию – позитивный. Возможно, что именно путешествие на спине Дельфина а не брак с Нептуном является наиболее ярким и вдохновляющим эпизодом всей этой истории. Дельфин – гонец и психопомп, так что следите за посыльным… 


***