1.2.19

Дионис / Бахус / Вакх / Либер





ГОМЕРОВСКИЙ ГИМН.  XVI. К ДИОНИСУ.

Шумного славить начну Диониса, венчанного хмелем,
Многохвалимого сына Кронида и славной Семелы.
Пышноволосые нимфы вскормили младенца, принявши
К груди своей от владыки-отца, и любовно в долинах

Нисы его воспитали. И, волей родителя-Зевса,
Рос он в душистой пещере, причисленный к сонму бессмертных.
После того как возрос он, богинь попечением вечных,
Вдаль устремился по логам лесным Дионис многопетый,
Хмелем и лавром венчанный. Вслед ему нимфы спешили,

Он же их вел впереди. И гремел весь лес необъятный.
Так же вот радуйся с нами и ты, Дионис многогроздный!
Дай и на будущий год нам в веселии снова собраться!

*

Дионис (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, лат. Dionysus), или Бахус (др.-греч. Βάκχος, лат. Bacchus) – в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев (в более поздней традиции), бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза (как и ритуального безумия), а также театра и прочих «представлений».
Марк Теренций Варрон – римский ученый-энциклопедист и писатель I века до н. э., причисляет Диониса к «Di selecti» как одного из двадцати главных богов Рима под именем Вакха. От этого имени пошло всем известное слово «вакханалии». Последовательницы Вакха – вакханки.
Также в римской мифологии Дионису соответствует Либер (лат. Liber).
В эл­ли­ни­стическое вре­мя культ Диониса сли­ва­ет­ся с культом фри­гий­ско­го бо­га Са­ба­зия.
Од­но из самых распространенных про­звищ Диониса – Басса­рей.
Сохранилось множество памятников античного искусства, воплотивших образ Диониса и сюжеты мифов о нем в пластике и вазописи.

Считается что Дионис – бо­же­ст­во вос­точ­но­го (ли­дий­ско-фри­гий­ско­го или фра­кий­ско­го) про­ис­хо­ж­де­ния. Хо­тя имя Дионис встре­ча­ет­ся на таб­лич­ках крит­ско­го пись­ма XIV века до нашей эры, по­все­ме­ст­ное рас­про­стра­не­ние куль­та в Древ­ней Гре­ции от­но­сит­ся к VIII-VII векам до нашей эры (пе­рио­ду фор­ми­ро­ва­ния по­ли­сов, а за­тем по­лис­ной демокра­тии), ко­гда культ Диониса стал вы­тес­нять куль­ты ме­ст­ных бо­гов и ге­ро­ев.
Дионис, как природное и земледельческое божество с отчетливыми эротическими и гермафродитными чертами, противостоит государственной религии греков как мировоззрению централизованного государства и родовой аристократии, которую «представляет» Аполлон. Как «своего рода провокация по отношению к пантеону греческих героев» культ Диониса, по-видимому, имеет особую притягательность для женщин.
Бахус < Бакхосформа имени, происходящая, видимо, также из Лидии (Малая Азия).

До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришел в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса еще до Троянской войны. В Пилосе один из месяцев назывался di-wo-nu-so-jo me-no (месяц Диониса).
Особенно почитание Диониса возросло в эпоху эллинизма.

В античности изображался очень по-разному : то с округлыми чертами, «женоподобным» ; то в ви­де возрастного муж­чи­ны с за­ост­рен­ной бо­род­кой и в восточном одея­нии по­верх ту­ни­ки, в ок­ру­же­нии сви­ты из са­ти­ров, ме­над, силенов и кен­тав­ров.

Дио­нис. Фраг­мент рос­пи­си крас­но­фи­гур­ной амфоры «мас­те­ра Кле­оф­ра­да». Около 500 г. до н. э.


Дионис-Бахус, греко-римская мозаика из Дафны, I век н.э.


Статуя Диониса. Римская копия, II век до н.э.


Сатир угощает маленького Диониса виноградом. Стеклянная плитка из Помпей. Ι в. н.э.




Иногда на изображениях Дионис представляется в виде обнаженного и нередко опьяненного юноши с характерными атрибутами к которым относятся: венок из плюща, виноградной лозы или роз ; тирс, увенчанный сосновой шишкой и, иногда, увитый плющом или лозой;
виноградная лоза или гроздь в руке; шишка сосны или пинии«сердце Вакха»; Рог Изобилия; мехи и сосуды с вином; кнут; плугсимвол земледелия; яйцознак плодородия и весеннего возрождения природы.

Благодаря Дионису возник жанр трагедии (греческое слово tragodia буквально означает «песнь о козле» или «песнь козлов», то есть козлоногих сатиров – спутников бога). Именно из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису, возник этот вид развлечений.
Сатирылесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные персонажи, распутные и вечно пьяные
составляли свиту Дионисавсегда веселящуюся и поющую. В свиту Диониса входит также Силентакже вечно пьяный учитель этого вечно молодого бога, и, реже, Пан.

Дионис по­чи­тал­ся как Ли­эй (Lyaeus, laetitiae dator – «ос­во­бо­ди­тель»), из­бав­ляю­щий лю­дей от мир­ских ка­ж­до­днев­ных за­бот и разме­ренно­го бы­та. Это «прозвище» преимущественно встречается у поэтов и указывает на то, что Дионис был подателем радости.

Сатир и Дионис держащий тирс ; афинская краснофигурная килика, V век до н.э.



Происхождение Бахуса доподлинно не определено. Его матерью была то ли Персефона (в этом контексте он – Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны), то ли богиня плодородия Деметра (Diod. III 62, 2-28), то ли «обычная » женщина – Семела, дочь фиванского царя Кадма (происходившая, впрочем, по материнской линии от Афродиты). Последняя версия получила наибольшее распространение, хотя она и заставляет усомниться в праве Диониса на место на Олимпе, потому как Семела все же не была богиней.
Также Дионис ассоциируется с Иакхом, связанным с Элевсинскими мистериями (с которыми напрямую связана и Деметра). Это одно из имен Диониса и демона-предводителя мистерий Деметры. Дионису, как и Деметре, приносили жертвы ради плодородия полей и в садов. Январские Дионисии как очистительные церемонии имели своей целью восстановление плодородия почвы, облегчение брожения вина и защиту его от всякого губительного действия.

По доминирующей легенде (по Аполлодору) Зевс имел тайную любовную связь с Семелой, приняв вид смертного. Охваченная ревностью Гера, превратившись в старушку-соседку, посоветовала Семеле, которая уже была на шестом месяце беременности, поставить своему таинственному возлюбленному условие: пусть он перестанет обманывать её и откроет свое истинное обличье. Семела послушалась этого совета и, когда Зевс отказал ей в этой просьбе, не захотела делить с ним ложе. Тогда разъяренный бог предстал перед ней в грохоте грома и сверкании молний и испепелил её и её хоромы. Гермес выхватил из пламени недоношенный плод и зашил его в бедро Зевса. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы на бедре.

Рождение Диониса из бедра Зевса. Рядом стоит Гермес. V век до н.э.


По приказу Геры титаны утащили новорожденного Диониса – рогатого и увенчанного змеями – и, несмотря на его многочисленные превращения, разорвали на куски, которые сварили в котле, а из пролитой на землю крови выросло гранатовое дерево. Однако его бабка богиня земли – Рея разыскала внука, вновь составила из кусков его тело и вернула к жизни. Персефона, которой Зевс отныне поручил присматривать за ребенком, передала его царю Афаманту и его жене Ино, внушив ей, что ребенка следует растить на женской половине дома, переодетым в девочку. Однако Геру не удалось обмануть и она наказала царскую чету, наслав на Афаманта безумие, в припадке которого тот убил своего сына, приняв его за оленя; спасаясь от обезумевшего Афаманта, Ино с другим сыном бросились в море и утонули. Тогда, по просьбе Зевса, Гермес временно превратил Диониса в козленка или барашка и передал его нимфам, обитавшим на горе Ниса. Они поселили Диониса в пещере, холили и лелеяли его, кормили медом. По другой версии, нимфы воспитывали его в море.
Когда Дионис стал взрослым, Гера признала в нем сына Зевса, но напоследок вселила в него безумие. Он отправился странствовать по свету, сопровождаемый Силеном и дикой толпой сатиров и менад (вакханок).

По альтернативной версии, согласно сказанию жителей Брасии (Лаконика), когда Семела родила сына от Зевса, Кадм заключил её в бочку вместе с Дионисом. Бочка была выброшена на землю Брасий, Семела умерла, а Диониса воспитали, и его кормилицей стала Ино, воспитав его в пещере.
Согласно ахейскому рассказу, Дионис был воспитан в городе Месатис и здесь подвергся опасностям со стороны титанов.
Согласно речи Котты, приводимой у Цицерона, Дионисов было пять:

Сын Зевса и Персефоны.
Сын Нила.
Сын Кабира, царь Азии, в его честь празднества Сабазии.
Сын Зевса и Селены, в его честь Орфические мистерии.
Сын Ниса и Фионы, учредитель Триетерид.

После того, как Гера обратила Диониса в безумие, он отправился в Индию на колеснице, запряженной черными пантерами, в сопровождении кортежа, провозглашающего его торжествующим Богом.
Многие исследователи античных мифов полагают, что рассказы о походе Диониса в Индию относятся ко времени завоевания Индии Александром Великим; другие же полагают, что они относятся к более древнему периоду.
В знаменитом индийском походе Диониса принимали участие нимфы, божества рек, Силен верхом на осле, целая толпа сатиров, фавнов и вакханок.
Когда царь Индии Дериад (Δηριάδης) хочет броситься на бога Диониса, виноградные ветки, появившиеся вдруг из-под земли, обвивают все тело, ноги и руки царя и парализуют все движения Дериада. Когда армия Дериада подходит к реке, по мановению руки Диониса вода превращается в крепкое вино, и воины Дериада, мучимые жаждой, кидаются к этой реке и пьют до тех пор, пока опьянение, бред и бешенство не овладевают ими.
Изображение битв между армиями Диониса и индийцами весьма редки, но зато очень часто встречаются памятники искусства, на которых изображены триумф Диониса и его армия. Точно также возвращение Диониса-победителя довольно часто изображается в искусстве.

В лондонской Национальной картинной галерее находится картина Тициана на этот мифологический сюжет.


Дионис триумфально возвращается в Грецию, в Боэтию, на родину его матери, принцессы города Фив.
Из восточных земель он привносит с собой многочисленные восточные обряды, восточные одежды и прочие атрибуты.

Шествие Диониса. Фраг­мент рос­пи­си краснофигурной вазы. IV век до н.э.



Вернувшись из Индии, Дионис захотел, чтобы Фивы, город, в котором он родился, был первым городом в Греции, который признал бы его культ, и потому отправился прямо туда.
В трагедии древнегреческого драматурга Еврипида «Вакханки» Дионис вещает следующее:
«Я покинул богатые долины Лидии, обильные золотом, и поля Фригийские, я прошел по жгучим равнинам Персии и по счастливой Аравии; я обошел всю Азию и вошел в Фивы, этот первый город в Греции, который услыхал исступленный рев моих вакханок, потрясающих тирсами, увенчанных плющом».

Некто Пенфей, внук Кадма, царя и основателя Фив, стал противиться возвращению Диониса в его страну. Он не приносил жертв Дионису и не признавал его богом. Дионис мстит. В итоге царя Пенфея растерзали обезумевшие вакханки – последовательницы культа Диониса. Сама его мать Агава, была среди этих женщин: она укрепила окровавленную голову сына на тирс, убежденная, что это голова львенка (либо голова была возложена на огонь).

По мере своего продвижения, Дионис сводил с ума тех, кто отвергал его и не признавал в нем бога для установления культа имени себя как приближению к статусу олимпийского божества : продолжал устраивать вакханалии, во время которых женщины, впадая в экстаз, иногда совершали даже убийства. Тех, кто отказывался участвовать в этих оргиях, он также карал. То есть – периодическое безумство самого бога, как проклятие Геры, – вне всяких сомнений.

Так, по одной из версий мифа, царь Ликург, отвергший Диониса, убил в приступе безумия топором своего сына, убежденный, что срубает виноградную лозу Диониса.
Еще не придя в себя, царь отрезал у трупа нос, уши, пальцы на руках и ногах, после чего вся фракийская земля стала бесплодной, придя в ужас от такого злодеяния. Позже Дионис объявил, что земля не будет рождать, пока Ликурга не предадут смерти. Тогда эдоны отвели своего царя на гору, где дикие лошади разорвали его на части.
С ума сошли и дочери царя Миния, в Орхомене, в Беотии, потому что не хотели сразу признать бога Диониса. По версии, тела царевн обратились в летучих мышей.
В Аргосе Дионис поверг женщин в безумие. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках и стали пожирать их мясо.
Дионис наслал на афинян кару, которая была искуплена затем специальным ритуалом.
Не менее сурово поступил Дионис с отказавшим ему в почестях Орфеем ; а за смерть вакханки Дирки он жестоко отомстил Антиопе.

Но в основном, повсюду, где появлялся Дионис, он учреждал свой культ; если его принимали, то он обучал людей виноградарству и виноделию. Одаривал и был всячески благосклонен.
В Калидоне царь Ойней принимал Диониса так радушно, что предложил ему свою жену Алфею, которая позже родила от бога дочерей Деяниру, будущую супругу Геракла, и Торгу. Благодарный Дионис научил Ойнея искусству виноградарства и виноделия.

Дионис, прибыв в Афины, поселился у афинянина Икария, принявшего бога вина также весьма радушно. В благодарность за его гостеприимство Дионис научил Икария выделывать вино. Однако тут история заканчивается весьма плачевно...Икарий, приготовив вино, угостил им своих земляков, которые нашли его превосходным, но, опьянев, они вообразили, что отравлены Икарием, и бросили его в колодец.
У Икария была дочь, красавица Эригона, понравившаяся Дионису. От него у Эригоны был сын Стафил, т. е. «виноград» в переводе с древнегреческого (Στάφυλος). Стафил, сын Эригоны и Диониса, впоследствии научил людей разбавлять вино водой и тем избегать дурных последствий опьянения. Он же – бог виноградной лозы, любимец и спутник Диониса.
Не видя отца, Эригона вместе со своей собакой Мерой (Μαῖρα) принялась его искать. Найдя тело Икария, Эригона в отчаянии повесилась.
Боги превратили Эригону в созвездие Девы (по версии), а Меру – в созвездие Пса и наслали мор и бешенство на аттических девушек, которые, подражая примеру Эригоны, стали вешаться.
И только когда жители воздали почести Эригоне, воздвигнув ей жертвенный алтарь, бедствия прекратились.
Приход Диониса в дом Икария и горесть Эригоны часто изображались на памятниках искусства как античной, так и новейшей эпохи.

Некоторые цари пытались препятствовать победоносному шествию Диониса с его вечно пьяной свитой. Но в конце концов им приходилось признавать свое поражение и восславлять Диониса как бога.

Сохранилась интересная история о том, как во время плавания с острова Икария на остров Наксос составлявшие команду корабля морские разбойники-тирренцы, не подозревая о божественной природе Диониса, решили продать его в рабство. Они заковали Диониса в цепи, однако оковы сами упали с рук бога. Из палубы стала расти виноградная лоза, вскоре опутавшая всю мачту, оснастка оказалась полностью оплетенной плющом, весла превратились в змей; сам Дионис обернулся львом, а весь корабль наполнился дикими зверями, и зазвучали флейты. Пираты в страхе бросились в воду и превратились в дельфинов. И только одному из них, Акету, Дионис сохранил человеческий образ. Дионис велел Акету плыть к Наксосу и там принести жертвы на его алтарях и участвовать в его мистериях.

Дионис и пираты. Фраг­мент рос­пи­си краснофигурной ваза. VI век до н.э.



На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну.
Ариаднадочь критского царя Миноса, которая  с помощью нити спасла афинского героя Тесея из лабиринта Минотавра. На острове Наксос, по пути в Афины, герой вероломно бросил девушку. Ариадна была готова покончить с жизнью, но её спас Дионис, он взял её себе в жены. Из любви к младшему сыну, Зевс сделал Ариадну бессмертной богиней.
По другой версии, сам Дионис явился Тесею во сне, когда герой спал на Наксосе, и сообщил, что боги назначили Ариадну ему, Дионису, в жёны. Тесей подчинился воле богов и оставил Ариадну на острове.
На многих римских фресках, найденных в Помпеях, изображено прибытие Диониса на Наксос. Погруженная в полусон Ариадна послужила темой для бесчисленных произведений античного и нового искусства.
Сонливое и томное выражение лица Ариадны как нельзя более соответствовало обычному выражению молодого бога Диониса.

Прибытие Диониса на Наксос. Греко-римская сирийская мозаика, III век н.э.



В возлюбленных у Диониса также числится Афродита. Вместе они рождают Приапа (или от Хионы, или нимфы).
Приап был богом плодородия у греков, полей и садов – у римлян. Изображался с чрезмерно развитым половым членом в состоянии вечной эрекции.

*

Итак, как видно, в древней Греции народная основа культа Диониса отразилась в мифах о его незаконном рождении и борьбе за повсеместное установление своего культа и право войти в число олимпийских богов – отсюда соответствующие его феерические похождения и сопровождающие их – вакханалии.
За довольно короткий исторически срок образ Диониса вначале вытесняет в конкурентной борьбе многочисленных духов, демонов и божеств, населявших территории античного мира, а затем возносится на вершины Олимпа. Позднее его власть распространилась и на «варварские» племена.
Победное шествие Диониса по землям Эллады начинается с ростом городов и развитием полисной демократии. В Дельфах его почитают не меньше, чем Аполлона.
Дионис-Бахус соперничал не только с Аполлоном. Он проник и в «зону влияния» Афродиты, взяв под патронаж такую важную сферу человеческой жизни, как плотская любовь. Также его символ, – священный фаллос, означающий продолжение жизни и плодородие.

Легенды о похождении Диониса заканчиваются тем, что его встречает Рея, его бабка, чья сила распространяется на всю растительность. Она приветствует молодого Диониса, очищает его, посвящает его в свой культ и вылечивает его от безумия. Эта встреча с Богиней знаменует собой поворотный момент, потому что отныне Дионис, по сути являющийся лишь полубогом, так как был рожден от смертной, совершив это долгое завоевательное путешествие в итоге трансформируется в бога-олимпийца.

*

Основным ключом к мистической истории как похождениям Диониса, – по мнению английского исследователя и писателя Роберта Грейвса, – является распространение культа лозы в Европе, Азии и Северной Африке. Вино было изобретено не греками: похоже, оно первоначально ввозилось в сосудах из Крита. Дикий виноград рос вдоль южного побережья Черного моря, откуда он, как культурное растение, постепенно достиг горы Ниса в Лидии и тем же путем, через Палестину, –  Крита. В Индию он пришел через Персию в эпоху бронзы и по «янтарному пути» достиг Британских островов. Винные оргии в Малой Азии и Палестинепраздник кущей первоначально был не чем иным, как вакханалией, –  характеризовались теми же экстатическими танцами, что и пивные оргии во Фракии и Фригии. Триумф Диониса заключался в том, что вино повсеместно вытеснило другие, опьяняющие напитки…Однако, некоторые историки считают, что Дионис был также богом пива.
Гре­ки свя­зы­ва­ют с Дионисом от­кры­тие ви­но­град­ной ло­зы. Связь с рас­ти­тель­ны­ми си­ла­ми при­ро­ды под­чер­ки­ва­ет­ся эпи­те­та­ми Диониса: Эвий («плющ», «плю­ще­вой»), «ви­но­град­ная гроздь».

Некоторые историки считают, что авторы мифов описывают не столько пьяные оргии, сколько наркотические галлюцинации. Но вино их вызвать не может, тем болеев массовом масштабе. Напрашиваются три объяснения: либо авторы преданий впадали в чрезмерное преувеличение, либо в вино добавлялось какое-то наркотическое зелье (что более вероятно), либо в те далекие века люди были чрезмерно восприимчивы к алкоголю.

Заслуженный филолог А. А. Тахо-Годи писала : «Вобрав в себя оргиазм природы, Дионис дает возможность человеку, ограниченному установлениями традициями, законами, выразить кроющийся в каждом избыток сил, приобщиться к бесконечной божественной стихии, почувствовать неизмеримость свободы от любых уз, ощутить собственную мощь».
В этом вполне можно усмотреть приобщение к божественной стихии, но скореек некоей демонической, сугубо эмоциональной, истеричной, необузданной стихии, приобщающей человека скорее к зверям, чем к богам. Впрочем, если считать Диониса великим богом (а он все же стал олимпийцем), то и божественные влияния могут быть не только иррациональными, но и просто граничить с безумием.
«В шествии Дионисия, – по словам А.Ф. Лосева, –  носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады…с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх», «Эвое» они славили Диониса-Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами «мед и молоко», вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин».
Это также более похоже на нисхождение к некоему первобытному состоянию, пробуждение разнузданных низменных инстинктов и подавление разума. Но и в этом, конечно же, проявляется естественная природа человека. Опьяняющий Дионис раскрывал и проявлял то, что в обыденной жизни люди сдерживают под влиянием культуры и правил поведения.

Самое интересное, что распространение и утверждение культа Диониса в Греции в VIII-VII вв. до н. э., когда он входит в число 12-ти олимпийских богов, сопровождается вытеснением оттуда….Гестии – богини домашнего очага, эталона добропорядочности, скромности, умеренности и спокойствия.

Культ Диониса-Бахуса-Вакха многими исследователями считается и непосредственной предтечей ведьмовских шабашей средневековья и культа Дьявола – это дионисизм. В основе ритуалов Вакха – непосредственное действие их участников, которые путем опьянения вином и наркотическим смесями вводили себя в состояние необузданной страсти, в которой якобы достигалось единение с божеством. Причем подчас дионисийские оргии принимали, совершенно жуткие для современного человека формы. Вот что пишет об этом историк религий Джеймс Фрэзер в своей знаменитой «Золотой ветви»:
«…Вакханалии проходили, обычно, по ночам на вершинах гор нередко имели характер диких безумств. Разрывание на части и пожирание живьем быков и телят было, видимо, типичной чертой дионисийского культа. Если принять во внимание обычай изображать бога в виде быка и вообще придавать ему черты сходства с этим животным, веру в то, что в форме быка он представал перед верующими на священных обрядах, а также предание о том, что он был разорван на части в виде быка, то нам придется признать, что, разрывая на части и пожирая быка на празднике Диониса, участники культа верили, что убивают бога, едят его плоть и пьют его кровь….»

Вино (согласно мифу, возникшее из крови расчлененного бога-быка и тесно связаное с дионисийскими культами) при этом приравнивается к жертвенной крови, а виноградная лоза служит символом вечной юности и бессмертия, к которым готовили посвященных.
Глубинный смысл ритуальной оргии заключался в слиянии всех вещей, в снятии всех ограничений, любого дистанцирования и дискриминации. Конечным итогом должно было стать воплощение и как бы «опробывание» первоначального «хаотического» состояния, предшествующего творению. По сути тех же целей, спустя много веков, будут добиваться участники шабашей.

По мнению орфиков, культ Диониса давал выплеснуться из человека темному звериному началу, снимал неустойчивость психического мира древнего человека в сознании которого постоянно тлел конфликт между цивилизацией и первобытным, по сути звериным, началом. Так в культе Диониса зарождалось еще одна характерная черта поклонения «тесным силам» – его связь с природными силами, естественными законами бытия.
То есть, в культе Диониса-Бахуса была воплощена идея наслаждения, но в то же время – идея гибельного восторга, ведущего к безумию и смерти.
Угрозы, таящиеся в дионисийстве, сознавали уже в пору его первого расцвета. В Риме вино не разрешалось пить лицам моложе 35 лет. А дунайские сцевы и вовсе ввели у себя «сухой закон», запретив не только пить вино, но даже ввозить его на свою территорию.
В контексте вопроса, Диониса любили и боялись. Людей завораживало и пугало таинство превращения безобидного виноградного сока в пьянящий напиток. В ряде мифов сохранились следы древнего табу, запрещавшего вино под угрозой смерти.
Предполагают, что первоначально оно употреблялось «на законных основаниях» только представителями жреческой знати. Вино играло роль проводника между земным и потусторонним мирами, сокращая период вхождения в транс, благодаря которому служитель культа якобы мог общаться со сверхъестественными силами и миром теней. А по сути, – был просто пьян.
По мере распространения виноградарства древнее табу отмирало, и возможность войти в «сношение с духами», (или, по крайней мере, получить удовольствие от тонкого вкуса напитка) стала общедоступной.


Возвращаясь к образу быка…

Диониса действительно часто изображали как быка или человека с рогами (Дионис Загрей). Так было, например, в городе Кизике, во Фригии. К богу применялись такие эпитеты, как «рожденный коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий». Согласно одному мифу, Диониса убили титаны, когда тот принял образ быка, поэтому критяне, разыгрывая страсти и смерть Диониса, зубами разрывали на части живого быка.
Видимо, из-за этой символической связи появилось убеждение, что именно Дионис первым запряг быков в плуг. До этого же времени, согласно преданию, люди тащили плуг вручную.

Принимал Дионис и облик козла. В Афинах и в арголитском городе Гермигоне существовал культ Диониса, «носящего шкуру черного козла». А в уже упомянутом выше мифе о воспитании Диониса у Ино, Зевс (или Гермес) превратил юного бога в козленка (иногда упоминают барашка), чтобы спасти от ярости Геры. На связь с козлом, равно как и на связь с производящей силой и природой, указывают все те же неизменные спутники Дионисасатиры.
Помимо быка как основного животного, символически связанного с Дионисом, в мифах в связи с этим богом фигурируют хищные кошки вроде  гепардов и львов, медведи, а также змеи. Вообще, – множество диких животных, собственно олицетворяющих «дикий, первобытный нрав» (поведенческий аспект).

Когда же приспел ему срок,
Рогоносного бога родил он [Зевс],
Из змей венок ему сделал,
И с той поры этой дикой добычей
Обвивает менада чело.
— Еврипид, «Вакханки»

Дионис верхом на гепарде. Мозаика из дворца македонских царей в Пелле


Дионис со зверьем. Греко-римская напольная мозаика.



Дионис – также бог растений. Видимо через свою связь с производящей силой, Дионис был отождествлен с растениями, особенно виноградом, как сырьем для вина, и деревьями. Почти все греки приносили жертвы Дионису Древесному. Одним из прозвищ, которое дали беотийцы богу, было имя Дионис-в-Дереве. Этот бог часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами. Этот бог был покровителем деревьев, особенно культурных. Он был в особом почете у садоводов, которые воздвигали ему в своих садах статуи в виде пней, к нему возносили молитвы об ускорении роста деревьев, его называли Изобильным, Раскрывающимся и Цветущим. Из всех деревьев богу особо посвящались сосна и фиговое дерево, а из растений, кроме виноградной лозы, – плющ.

Интересно, что, как и другие боги растений иных культур, Дионис являлся умирающим и воскресающим богом, что даже наталкивало некоторых исследователей на мысль, будто Дионисзамаскированный Осирис, культ которого заимствован в Египте. Более того, как и Осирис, Дионис-Вакх имел отношение к смерти и царству мертвых.
Также стоит упомянуть, что Апис – священный бык в древнеегипетской мифологии, имевший собственный храм в Мемфисе и считался посвященным Птаху или Осирису или же выступал в качестве отдельного божества, почитаемого в районе Мемфиса.

Как уже упоминалось выше, по одной из версий матерью Диониса была Персефона, правительница царства мертвых, супруга Гадеса (Аида, Плутона).
Дионис и бог, которого растерзали титаны, но который возродился.
Скорее всего, он играл определенную роль и в элевсинских мистериях (культ Деметры, который был так же связан с таинством смерти и возрождения).
Ну и наконец, лишь после того как установив свой культ в пределах греческой ( и не только) ойкумены и заняв свое место как один из двенадцати великих олимпийских богов, по еще одной легенде Дионис спускается в царство мертвых, где подкупает Персефону, подарив ей мирт за разрешение забрать с собой его покойную мать Семелу, что указывает на символическую связь Гадеса и Диониса.

Дионис в образе быка спасает Семелу ; фраг­мент рос­пи­си вазы. V (?) век до н.э.



В книге немецкого антиковеда В. Ф. Отто о Дионисе  «Безумие и его бог», есть глава, посвященная связи этого божества с морской стихией и водой. В «Илиаде» говорится о море как о месте обитания Диониса, где он находится под опекой морской нимфы Фетиды. В лаконийском варианте мифологемы говорится, что малыш Дионис пристал к берегу в сундуке вместе со своей мертвой матерью, опекунша Диониса, Ино, стала морским божеством, после того как, гонимая обезумевшим мужем, прыгнула в морскую пучину.
Аргивяне каждый год отмечали возвращение Диониса из царства мертвых, куда он спустился за своей матерью, около Алкинского озера, которое, по преданию, и служило богу вратами в Аид. Из воды же призывают восстать Диониса на Лерне, называя его Πελάγιος («он из моря»), Λιμναΐος («он из озера») и Λιμναγένης («рожденный озером»). И образ ребенка, в котором часто изображали этого бога, и связь с водой указывают на состояние «еще неотделенности» Диониса от небытия.
На последнее состояние бога указывают и его нередко гермафродические, двуполые черты. В мифе о его воспитании Дионис был переодет в девочку; он все время окружен женщинами, начиная от воспитательниц нимф (еще одна связь с водой), и заканчивая его постоянными спутницами, поклоняющимися ему менадами и вакханками, названными так в соответствии с его вторым именем.

В этой своей работе В. Ф. Отто исследует проблему сакрального безумия и указывается на недооцененность значения культа Диониса. А также выдвигает гипотезу о том, что истории про Диониса имеют, скорее, символическое значение, чем историческое.

*


Некоторые неупомянутые выше эпитеты Диониса :

Амфиет. Эпитет Диониса, которому справлялись празднества ежегодно. Ему посвящен LIII орфический гимн.
Апатурий. Имя Диониса.
Дигон (греч. δίγονος, «дважды рожденный»);
Диметор (греч. διμήτωρ, «имеющий двух матерей»);
Дифирамб. Объясняется как «двувратный». Дифирамб (διθύραμβος), в терминологическом значении – жанр древнегреческой хоровой лирики, дионисийский гимн; в общелексическом значении – экстатическая песня (поэзия, музыка) в возвышенном стиле. Помимо хора в античной реализации дифирамба участвовали профессиональные музыкальные инструменты – кифара и авлос.
Еван (Эван).
Евбулей («Благосоветный»). Упоминается на орфических золотых пластинках из погребений.
Эвий («Шумный»; др.-греч. Βρόμιος Εὔιος), от др.-греч. εὖα, призывного возгласа (Эвий / Эвой /Эвгий / Euhius) «ликующий».
Ирафиот (Эйрафиот). Эпитет Диониса, вшитого в бедро Зевса.
Исодет («Равномерно разделяющий»).
Леней. Поскольку виноград давят в бочке (ленос). Ему посвящен L орфический гимн.
Ликнит. Эпитет Диониса, в связи с первыми плодами урожая. Его праздник в Дельфах, где он был погребен после убиения его титанами. От слова «ликнон» — корзинка в вакхических процессиях.
Лисий (Лисей) («Освободитель»). Ему посвящен L орфический гимн.
Мельпомен (Ведущий хороводы/Поющий).
Мейлихий. Эпитет Диониса на Наксосе, в благодарность за подаренные им смоквы.
Никтелий («Ночной»).
Орфос (Ортос; «Прямой»). Эпитет Диониса, связанный с его фаллосом. Его жертвенник в святилище Ор.
Перикионий. «окруженный колоннами». Эпитет Диониса, наславшего землетрясение на дворец Кадма, где царствовал Пенфей.
Триетерик. («Трехлетний»). Эпитет Диониса в XLV и LII орфическом гимне.
Фриамб (Триамб). Эпитет Диониса. Поскольку справил первый триумф при возвращении из индийского похода. Хиропсал. «Поглаживающий женские прелести».
Хорей. «Плясовой».
Эгобол («Поражающий коз»).
Элевферий, то есть Элевферский – по названию города Элевфер в Беотии, неподалеку от границ с Аттикой, откуда, предположительно, культ Диониса получил распространение в Аттике.
Эсимнет («Владыка»).

Культ

В Дельфах Дионис стал почитаться наряду с Аполлоном;
на Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса (обоих богов), в которых участвовали фиады вакханки из Аттики.
Аполлон нередко почитался как Дионис и носил его эпитетыплющ и Бакхий; участники празднества в честь Аполлона украшали себя плющом.
В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса.

В Аттике Дионису были посвящены:

Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте-апреле);
Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе-феврале);
Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре-январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.
Известен существовавший в Сикионе культ архаического героя Адраста, в котором «прославляли его страсти [представлениями] трагических хоров», почитая «вместо Диониса».
С Дионисом в разное время отождествлялись помимо Осириса: Серапис; Митра; Адонис; Амон.

В литературе и искусстве

Джон Кольер «Жрица Бахуса» (1885-1889).
Дионису посвящены XXVI и XXXIV гимны Гомера.
Дионис – действующее лицо трагедии Эсхила «Эдоняне», трагедии Еврипида «Вакханки», комедий Аристофана «Лягушки» и «Дионис, потерпевший кораблекрушение».
Сатировские драмы: Эсхила – «Кормилицы Диониса», Софокла – «Младенец Дионис».
Трагедия Херемона «Дионис».
Дионис как символ и архетип оказал влияние на значительную часть творчества Фридриха Ницше ; в его работе «Рождение трагедии из духа музыки» открывается особое представление дионисийского начала.
Альтернативная история Диониса излагается в романе Г. Л. Олди «Внук Персея: мой дедушкаИстребитель». Книга повествует о борьбе Персея и Диониса, а также становление последнего, как Бога.

В живописи эпохи Возрождения Дионис-Бахус-Вакх нередко изображается в виде молодого и резвого юноши, увенчанного плющевой и виноградной листвой, покрытого  шкурой большой кошки (рысь или гепард) или козла, держащего посох, обвитый виноградом и виноградную кисть или стопу в руках. Иногда безбородым, иногда с длинной бородой, с рогами и плющом на голове, и держащим виноградный грозд в руке; иногда сидящим на бочке с прочими своими знаками и чашей; иногда с раздвоенным воловьим рогом в руке.
В эту же эпоху тема Диониса в искусстве связывается с утверждением радости бытия; широкое распространение приобретают с XV в. сцены вакханалий (начало их изображению положил А. Мантенья; к сюжету обращались А. Дюрер, А. Альтдорфер, X. Бальдунг Грин, Тициан, Джулио Романо, Пьетро да Кортона, Аннибале Карраччи, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, Н. Пуссен).

Андреа Мантенья. Вакханалия


Той же символикой пронизаны сюжеты «Вакх, Венера и Церера» и «Вакх и Церера» (Дионис и Деметра), особенно популярные в живописи барокко.

Вакх, Церера и Купидон. 1610. Hans von Aachen


В XV-XVIII вв. популярностью в живописи пользовались сцены, изображающие встречу Диониса и Ариадны, их свадьбу и триумфальное шествие. Среди произведений пластики образ Диониса-Вакха также часто задействован.
Среди музыкальных произведений XIX—XX вв. на сюжеты мифа: опера-балет А. С. Даргомыжского «Торжество Вакха» ; дивертисмент К. Дебюсси «Триумф Вакха»
его же опера «Дионис» ; опера Ж. Массне «Вакх» и др.
Изображения гроздей винограда, головы Бахуса, вакханок и других спутников Диониса составляют существенную часть итальянских изделий из коралла XIX в.
С Дионисом в аллегорических изображениях ассоциировались также Чревоугодие, – один из семи смертных грехов, изображаемый иногда «на манер Бахуса», то есть в короне из листьев винограда и/или с блюдом фруктов в руках.

М. А. Врубель. Карандашный рисунок гипсовой головы (голова Бахуса). 1881


*

ОРФИЧЕСКИЙ ГИМН. XXX. ДИОНИСУ (фимиам, стиракта)

Я Диониса зову, оглашенного криками «эйа»!
Перворожденный и триждырожденный, двусущий владыка,
Неизреченный, неистовый, тайный, двухвидный, двурогий,
В пышном плюще, быколикий, «эвой» восклицающий, бурный,

Мяса вкуситель кровавого, чистый, трехлетний, увитый
Лозами, полными гроздьев, — тебя Персефоны с Зевесом
Неизреченное ложе, о бог Евбулей, породило.
Вместе с пестуньями, что опоясаны дивно, внемли же
Гласу молитвы моей и повей, беспорочный и сладкий,
Ты, о блаженный, ко мне благосклонное сердце имея!


ОРФИЧЕСКИЙ ГИМН. XLV. ДИОНИСУ БАССАРЕЮ ТРИЕТЕРИКУ.

О Дионис быколикий, блаженный, в огне порожденный,
Вакх Бассарей, гряди, многочтимый, гряди, многославный;
В радость тебе и кровь, и мечи, и святые менады,
Ты на Олимпе почиешь, о Вакх вдохновенный, гремящий.
Тирс твой подобен копью, о гневный, у всех ты в почете —
Чтут тебя боги и люди, что ширь населяют земную.
Ныне гряди, о плясун, о блаженный, всеобщая радость!


ОРФИЧЕСКИЙ ГИМН. LII. ТРИЕТЕРИКУ (фимиам, ароматы)

Вакх, призывают тебя, о неистовый, в прозвищах многих,
О быкорогий, Леней, огнеродный Нисей, разрешитель,
Ты, кто в бедре произрос, Ликнит, предводитель обрядов,
В митре, ночной, Евбулей, тирсодержец, что огнь выдыхает,

Неизречимый, оргийный, Зевесова тайная поросль,
Триждырожденный, о Эрикепайон, о ты, первородный,
Божий и сын, и отец, скиптродержец, толпы предводитель,
В плясках и песнях неистовый, шествий веселых вожатый,
Празднуешь ты средь пестуний вакхический праздник трехлетний,

Недр разыматель, о двух матерях, возжигающий .пламя,
Ты, о бродящий в горах, рогатый и в шкуре оленьей,
В гроздьях Пэан тирсоносец, вникающий в самое сердце,
Плющелюбив, многодевствен, о ты, Бассарей устроитель,
К мистам, блаженный, гряди, всегда благосклонности полный!

*


Жаннет Перис («Изящество Язычества») пишет :

«Лицо человека на грани оргазма имеет пронизывающие, увеличенные глаза, наполненные силой, как у животного, с которым сталкиваются ночью. Его лицо темнеет, вены на шее опухают, он сходит с ума. Иногда он рычит, свистит, вскрикивает. Дионис снова живет! Бог, символизирующий месть инстинкта над порядком – это Орущий, Громкий крик, Раздражитель, Зверь, Горный Бык.
Имя Диониса Бахус на греческом неотделимо от глагола, означающего «вести себя как Бахус»,  то есть возбуждаться, вскрикивать, впадать в транс, действовать безумно. У древних греков был более обширный словарный запас, чтобы описать транс и возбуждение…
Христиане так и не смогли понять чувство духовности и экстаза, достигнутого через тело, поэтому они превратили Диониса-Бога в Диониса-Дьявола. Хоть это и верно, что экстаз означал освобождение души от её плотских принадлежностей, также верно, что экстаз Диониса достигается посредством нарастания телесных ощущений. Прилагательное «Bromios», часто применяемое для Диониса, можно перевести как «шумный», но Анри Жанмайр предлагает такие эпитеты как «дрожащий», «гудящий» или «трепещущий», что прекрасно описывает возбуждённое состояние Диониса, в котором оба, тело и душа, взбудоражены. Избыток Диониса опускается в тёмную часть нас самих и жизни, в невероятной близости от того, что является органическим, затхлым (унылым, гнилым) и кровавым…
Поскольку Дионис приносит яркость жизни, она без него занудная. Психосоматические исследования подтвердили, что Менады знали давно: скука и сдержанность могут убить нас! Дионис не будет стоять за тех, кем управляет только свет разума и обыденное осознание, тогда он становится мстительным «вестником безумия». В Греции Дионисийские праздники были связаны с первобытными пирами. Легенда о бешеных женщинах в кортеже Диониса заставляет их спускаться с гор, ловить животных и пожирать их сырыми…
Дионис, который отрывает зубами куски сочного мяса, облизывает пальцы и брызгает вином из фляги, иногда приводит к мыслям о диком животном сексе. Этот подход можно интерпретировать скорее как признак сексуального аппетита, чем как выражение вульгарности или сексуального насилия. Сексуальность Диониса не обладает тонкостью сексуальности Афродиты, но тот факт, что Дионис является сексуальной фигурой в том же пантеоне, что и Афродита, означает, что есть место и для его сексуальности. К сожалению, сексуальный Дионис был дискредитирован вместе с Дионисом- гурманом. Изображение сатиров с их козлиными ногами и рогами стало одним из самых популярных изображений дьявола, так как христиане подвергали цензуре изображения пенисов и похотливые улыбки, характерные для этих спутников Дионисия…
Два греческих божества Афродита и Дионис чаще всего ассоциируются с сексуальностью, но совсем по-разному. Когда кто-то думает об Афродите, представляется образ грациозной соблазнительности, символизируемый розой и голубем. Тонкая хореография жестов, как соблазнительных, так и дистанцирующих, тонального качества флейты и ритма как звука волн, в то время как Дионис - Бык-Гора-Бык подчеркивает свою эрекцию барабанами. Он олицетворяет животную сексуальность и жестокость, с которой желание может нас схватить, превращая нас в Вакханок. Именно Дионис заставляет нас срывать одежду (или, хотя бы, расстегивать пуговицы), взъерошивать волосы, опрокидывать вещи и беспокоить соседей…
Дионисию часто связывают с коллективным, дружелюбным видом сексуальности. Антропологи и историки описали множество коллективных сексуальных практик во различных обществах. Будь то практика обмена женами, идеология свободной любви, распущенность карнавалов или сексуальное безумие праздников Диониса, коллективная сексуальность является константой в истории человечества. Французский социолог Мишель Маффесоли показывает что, так называемый, «оргиизм», является не столько постоянным, сколько необходимым для поддержания социальной структуры. Без определенного количества «обмена телами» механизм притяжения, связь, «клей», объединяющий сообщество, могут разрушиться. Маффесоли возвращается к концепциям Эмиля Дюркгейма, чтобы описать то, как страсть обеспечивает запас энергии, который обеспечивает продолжение социальной структуры, даже в современных обществах, которые кажутся чрезмерно рационалистическими.
Изначально слово оргия означало религиозное событие, признанное властями. Дионисийская оргия, в свою очередь, была формой поклонения Дионису, принятой в качестве таковой, городом. Но темная сторона некоторых праздников Диониса, распутство, вызванное вином, танцами и музыкой, женщины, одержимые своим Богом, - все это было связано с коннотацией разврата, позже связанного со словом оргия. Дионис - часть того, что Гилберт Дюран называет «ночной режим 5», то есть ночное сознание, связанное с Луной, влагой, женщинами, сексуальностью, эмоциями, телом и землей. В отличие от «дневного режима», связанного с солнцем, сухостью, всем рациональным и аполлоническим. Дюран объясняет, с антропологической точки зрения, как и феминистки с политической и психологической, как баланс между ними является фундаментальным для каждой культуры. Если какая-то конкретная культура получает только солнце Аполлонии, она высыхает и умирает. И наоборот, если она получает слишком много влаги Дионисия, то гниет и становится сумасшедшей. Гипер-технологизированное, гипер-рациональное общество настолько же безумно, как и неинтеллектуальная субкультура рок-н-ролла. Нам нужны и Дионис и Аполлон.»

***