....На слова мои так отвечает богиня
(Вешних дыхание роз с уст излетает ее):
(Вешних дыхание роз с уст излетает ее):
«Флорой зовусь, а была я Хлоридой; в
устах же латинских
Имени моего греческий звук искажен.
Да, я была на блаженных полях Хлоридою-нимфой,
Там, где счастливцы мужи в оное время цвели.
Как хороша я была, мне мешает сказать моя скромность,
Имени моего греческий звук искажен.
Да, я была на блаженных полях Хлоридою-нимфой,
Там, где счастливцы мужи в оное время цвели.
Как хороша я была, мне мешает сказать моя скромность,
Но добыла я своей матери бога в
зятья.
Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,
Он полетел за мной: был он сильнее меня.
Право девиц похищать Борей ему дал: он и сам ведь
Дочь Эрехтея увлек прямо из дома отца.
Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,
Он полетел за мной: был он сильнее меня.
Право девиц похищать Борей ему дал: он и сам ведь
Дочь Эрехтея увлек прямо из дома отца.
Все же насилье Зефир оправдал, меня
сделав супругой,
И на свой брачный союз я никогда не ропщу.
Вечной я нежусь весной, весна — это лучшее время:
В зелени все дерева, вся зеленеет земля.
Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных:
И на свой брачный союз я никогда не ропщу.
Вечной я нежусь весной, весна — это лучшее время:
В зелени все дерева, вся зеленеет земля.
Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных:
Нежит его ветерок, ласково воды журчат.
Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,
Так мне сказав: “Навсегда будь ты богиней цветов!”
Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду,
Я никогда не могла: нет и числа их числу.
Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,
Так мне сказав: “Навсегда будь ты богиней цветов!”
Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду,
Я никогда не могла: нет и числа их числу.
Только лишь иней сойдет росистый с
раскидистых листьев
И лишь согреют лучи пестрый древесный наряд,
Сходятся Оры ко мне, в расписные одетые платья,
И собирают дары наши в кошницы свои.
Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая,
И лишь согреют лучи пестрый древесный наряд,
Сходятся Оры ко мне, в расписные одетые платья,
И собирают дары наши в кошницы свои.
Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая,
Чтобы в небесные ввить кудри и косы
свои.
Первая я семена посеяла новые людям:
Ведь одноцветной была почва земли до меня.
Первая я создала цветок из крови ферапнейца (Гиацинт),
Жалобный возглас его на лепестках начертав.
Первая я семена посеяла новые людям:
Ведь одноцветной была почва земли до меня.
Первая я создала цветок из крови ферапнейца (Гиацинт),
Жалобный возглас его на лепестках начертав.
Также и ты сохранил свое имя на грядах
цветочных,
Бедный Нарцисс, для себя не отыскав двойника.
Крокуса мне ль поминать или Аттиса с сыном Кинира,
Всех, кто за раны свои славу во мне получил?
Марс точно так же, узнай, по моей же затее родился,
Бедный Нарцисс, для себя не отыскав двойника.
Крокуса мне ль поминать или Аттиса с сыном Кинира,
Всех, кто за раны свои славу во мне получил?
Марс точно так же, узнай, по моей же затее родился,
Пусть лишь Юпитер, молю, так и не знает
о том.
В горе Юнона была, что ей не пришлось для Минервы
Матерью стать, что ее только Юпитер родил.
Шла к Океану она, негодуя на дело супруга;
Остановилась, устав, около наших дверей.
В горе Юнона была, что ей не пришлось для Минервы
Матерью стать, что ее только Юпитер родил.
Шла к Океану она, негодуя на дело супруга;
Остановилась, устав, около наших дверей.
Лишь увидав ее, так я спросила:
“Зачем, дочь Сатурна,
Здесь ты?” Сказала она, держит куда она путь,
И объяснила зачем. Попыталась ее я утешить:
“Нет, говорит, не словам горе мое унимать!
Если Юпитер родил, а супругой своей пренебрег он,
Здесь ты?” Сказала она, держит куда она путь,
И объяснила зачем. Попыталась ее я утешить:
“Нет, говорит, не словам горе мое унимать!
Если Юпитер родил, а супругой своей пренебрег он,
Матери имя в себе соединив и отца,
Что же отчаяться мне стать матерью вовсе без мужа
И, оставаясь всегда чистою, все же родить?
Все я испробую зелья в просторах земли поднебесной,
Все я обрыщу моря, в Тартара бездну сойду!”
Что же отчаяться мне стать матерью вовсе без мужа
И, оставаясь всегда чистою, все же родить?
Все я испробую зелья в просторах земли поднебесной,
Все я обрыщу моря, в Тартара бездну сойду!”
Так голосила она, но в лице моем было
сомненье.
“Нимфа! — вскричала она. — Ты ведь мне можешь помочь”.
Трижды пыталася я посулить ей помощь, и трижды
Я не решалася: был страшен Юпитера гнев.
“Ах, помоги мне! — она говорит. — Тебя я не выдам:
“Нимфа! — вскричала она. — Ты ведь мне можешь помочь”.
Трижды пыталася я посулить ей помощь, и трижды
Я не решалася: был страшен Юпитера гнев.
“Ах, помоги мне! — она говорит. — Тебя я не выдам:
Стиксовых вод божеством в этом тебе
поклянусь”.
“Волю твою, говорю, исполнит цветок, что получен
Мною с Оленских полей: он лишь один у меня.
Давший его мне сказал: «Коль им тронешь бесплодную телку,
То понесет»”. И она, тронута им, понесла.
“Волю твою, говорю, исполнит цветок, что получен
Мною с Оленских полей: он лишь один у меня.
Давший его мне сказал: «Коль им тронешь бесплодную телку,
То понесет»”. И она, тронута им, понесла.
Пальцем сорвавши цветок, к Юноне я им
прикоснулась,
И, лишь дотронулась им, тотчас она зачала.
К левому брегу она Пропонтиды во Фракию вышла,
И по желанью ее Марс появился на свет.
Памятуя о своем чрез меня появленье, сказал он:
И, лишь дотронулась им, тотчас она зачала.
К левому брегу она Пропонтиды во Фракию вышла,
И по желанью ее Марс появился на свет.
Памятуя о своем чрез меня появленье, сказал он:
“В городе Ромула здесь вместе со мной
обитай!”
Может быть, думаешь ты, что лишь в нежных венках мое царство?
Нет, моему божеству подчинены и поля.
Коль хорошо зацветет посев, будут житницы полны;
Коль хорошо зацветут лозы, появится Вакх;
Может быть, думаешь ты, что лишь в нежных венках мое царство?
Нет, моему божеству подчинены и поля.
Коль хорошо зацветет посев, будут житницы полны;
Коль хорошо зацветут лозы, появится Вакх;
Коль хорошо зацветут оливы, год будет
богатым;
Много ль созреет плодов — тоже видать по цветам.
Если же гибнут цветы, погибает и вика с бобами
И погибает, пришлец Нил, чечевица твоя;
Даже вино, что хранят бережливо в обширных подвалах,
Много ль созреет плодов — тоже видать по цветам.
Если же гибнут цветы, погибает и вика с бобами
И погибает, пришлец Нил, чечевица твоя;
Даже вино, что хранят бережливо в обширных подвалах,
Также цветет, и всегда пенится в бочках
оно.
Мед — это тоже мой дар: ведь пчелок, что мед собирают,
Я на фиалки зову, клевер и бледный тимьян.
Я же причина того, когда предается разгулу
Вся молодежь и ее юные силы цветут».
Мед — это тоже мой дар: ведь пчелок, что мед собирают,
Я на фиалки зову, клевер и бледный тимьян.
Я же причина того, когда предается разгулу
Вся молодежь и ее юные силы цветут».
- Публий Овидий Назон, «Фасты».
Флора (лат . Flōra) – древнеримская
юная богиня цветов, весны и полевых плодов, которая властвует над всеми живыми существами
с приходом тепла. В целом власть Флоры ограничивается полями, садами и лугами.
Она не распространяется на леса. Произрастание зелени в лесах и отчасти на
полях входило в сферу деятельности Феронии.
В то время как она была
относительно незначительной фигурой в римской мифологии будучи одной из нескольких
богинь плодородия, её связь с весной придавала ей особое значение, как и её
сопутствующая роль богини цветущей свежести. По Овидию, её грудь источает цветы (аромат цветов) что безудержно распространяются по
окрестностям.
Флора также являлась
покровительницей юношества и девичества. По мифу, Богиня владела особым
цветком, чье прикосновение обеспечивало рождение нового растения, детеныша
животного или же ребенка, или же божества. По легенде, именно она помогла
появиться на свет Марсу, сыну Юноны и Юпитера, то есть богиня способствовала
продолжению рода.
Она была одним из пятнадцати
божеств, которые имели своего собственного фламина.
Родословная её неизвестна.
Флора. Греко-римская фреска из Стабии, I в.н.э
Название Flōra происходит от
протоиталийского * flōs («цветок»; см. латинские flōs , flōris «цветение,
цветок») через протоиталийскую форму * flōsā («богиня цветов»). Флора
родственна с осканской богиней цветов по имени Fluusa,
из чего следует, что культ этот был широко известен среди италийских народов.
Название в конечном счете происходит от протоиндоевропейского * bʰleh₃ōs («цветение»). Культ Флоры существовал в Риме
задолго до строительства храма в её честь и учреждения игр.
Флора. Римская статуя, II в. н.э
Флора отождествлялась с
греческой богиней (нимфой) Хлоридой или Хлорис ( / к л ɔːr ɪ с / ; греч. Χλωρίς, Khlōris , от χλωρός, khlōros) – означает «зеленовато-желтый», «зеленый» или «свежий» (цвет
трав). Нимфа или богиня Хлорида также была напрямую связана с весной, цветами и
побегами зелени, обитала на Елисейских полях.
Хлорида был похищена Зефиром
(Фавонием), богом западного ветра, который превратил её в божество, известное
как Флора, после того как они поженились. У них родился сын по имени Карпос.
Согласно Овидию, именно Хлорида-Флора
превратила в растения таких персонажей древнегреческой мифологии как Адонис, Аттис,
Крокус и Нарцисс – «всех, кто за раны свои славу во мне получил».
Функционально близкой Флоре
является Фалло (Талло, др.-греч. Θαλλώ – Цветущая) – богиня времен года в греческой
мифологии. Одна из Ор в Афинах. Дочь Зевса и Фемиды. В надписях именуется
Харитой. Фалло – богиня весны, цветения, молодой поросли, и юности в том числе. Афинские
подростки призывали Фалло, когда они приносили клятву «гражданина и солдата»
после завершения 17-го возраста, в храме Агравлос, на склоне Акрополя. В
искусстве изображалась в виде молодой восхитительной девушки (иногда вместе с
Карпо), украшенной различными приметами и плодами соответствующего времени
года, в частности, с передником, полным цветов.
Приблизительные аналоги
богини Флоры существуют и в других мифологиях: это божества, олицетворяющие
природу вообще и её весеннее пробуждение в частности; покровительствующие
растительности и отчасти земледелию. Такие боги обычны для мифологий народов, которые
живут или жили на территориях с сезонным циклом. Например, Эостра, или Остара –
богиня весны у саксонских и германских племен. Обычно Эостру изображают юной
девушкой или пышущей здоровьем молодой женщиной, символизирующей начало весны и
внутреннюю зрелость. Её имя произошло от древнего слова eastre, означающего
весну.
Можно упомянуть также Бейве –
финскую богиню весны и плодородия ; или валлийскую
богиню Блодуэдд имя которой переводится как «цветочный лик» – она
также богиня весны, обрядов инициации и
цветов ; и Яя Дзакурай – японскую богиню весны, которая хранит
девственность до тех пор, пока не зацветут цветы, а посте этого снисходит до
многих возлюбленных, смертных и богов. Богиню Яя Дзакурай символизирует
вишневое дерево и цветы.
Флора – древнейшая италийская
богиня. Культ Флоры был распространен у сабинов (сабинян), особенно в Средней
Италии, с древних времен, задолго до того, как в VIII веке до нашей эры был
основан Рим. Этот культ, возможно, имел древнегреческое происхождение. В честь
богини у сабинов был назван месяц, соответствующий современному апрелю или маю
(mese Flusare = mensis Floralis). После того, как легендарный царь сабинов Тит
Таций (VIII век до нашей эры) и основатель Рима Ромул стали править этим
городом совместно (после завершения войны между римлянами и сабинами,
начавшейся после эпизода, известного как «похищение сабинянок»), Таций учредил
богослужения в честь Флоры и здесь. Полулегендарный царь Рима Нума Помпилий
(VIII-VII века до нашей эры) установил особого фламина (жреца), ведавшего её
культом, — flamen Floralis. Известно, что римская коллегия жрецов, состоявшая
из 12 членов (так называемые арвальские братья), в обязанности которой входило
совершение молитв богам о ниспослании урожая и процветании общины граждан,
приносили Флоре жертвы.
Храм Флоры находился рядом с
Большим цирком – наиболее крупным римским ипподромом. Сейчас на этом месте
располагается городской Сад роз (Giardino Roseto Comunale di Roma), открытый
для посещений только в период цветения роз – с апреля по июль. Это занятно, потому как именно розы принято было приносить в дар богине
цветов.
Святилище италийской Flora
rustica на римском холме Квиринале было, вероятно, не храмом (aedes sacra), а
молельней (sacellum).
В честь Флоры в Древнем Риме
регулярно устраивались празднества – Флоралии. По
преданию, когда однажды римский сенат не проявил должного уважения к Флоре,
перестали цвести луга и сады, ветер и град уничтожили все посевы. И только
после того как римляне установили праздник в честь богини, Флора вновь обратила
свой благосклонный взгляд на Рим, и снова всё расцвело.
Древнейшие списки римских
празднеств не включают упоминаний о празднике в честь Флоры; это, возможно,
объясняется тем, что он, подобно другим аграрным праздникам, был подвижным
(feriae conceptivae). Вероятно, этот праздник первоначально справлялся в конце
апреля или начале мая, а впоследствии был вытеснен играми в честь Флоры – Флоралиями
(ludi Florales). Некоторые исследователи полагают, что
культ Флоры имел древнегреческое происхождение, поскольку постройка храма и
учреждение игр были предписаны Книгами Сивилл, а Флоралии отличались
распущенным характером.
В конце III – начале II века
до н. э. в римском религиозном календаре число праздников существенно
увеличилось, при этом появилось много новых праздников, а те, которые справлялись
и ранее, стали регулярными. К таким «старым» праздникам относились и Флоралии:
либо с 240, либо с 238 года до нашей эры игры в честь богини стали проводиться
регулярно (при этом в 238 году до нашей эры был освящен храм Флоры). С 173 до
н. э. года Флоралии стали известными и почитаемыми играми. Известны Флоралии,
устроенные в 55 году до н. э. тогдашним эдилом Гаем Мессием, на которых в числе
прочих присутствовал и Катон Младший.
С 173 до н. э. года Флоралии
стали постоянным праздником, они праздновались раз в год; во времена Гая Юлия
Цезаря (I век до н. э.) празднество продолжалось шесть дней, с 28 апреля по 3
мая. С периода Ранней Империи организация этих игр перешла в руки преторов.
Во время Флоралий двери
украшались цветочными венками, а жители Рима, также украсив свою одежду
цветами, предавались веселью и разгулу. Женщины по время Флоралий ходили в
разноцветных платьях, что было запрещено в другое время.
В программу Флоралий в первые
пять дней входили театрализованные представления, выступления танцоров, мимов
(актеров, которые разыгрывали сценки с пением и танцами, а также акробатов и
фокусников), а также танцы с раздеванием, которые исполнялись гетерами ; затем
шестой день был посвящен охоте на коз и зайцев ; 23 мая еще один особый (роза) фестиваль проводился в честь Флоры.
Во время Флоралий, как и во время любых других
праздников в Древнем Риме, звучала музыка, люди пели и танцевали. Атмосфера
праздника отличалась раскованностью и разгулом. Как весенний праздник, Флоралии
изображали победу светлых сил жизни над темными – над силами
смерти. Земледельцы рассчитывали на содействие богов в получении богатого
урожая, скотоводы – на удачу в разведении скота. На празднествах этого типа
люди приветствовали животворящие силы в форме разгула, пиршества и всяческой разнузданности. Смех, и даже перебранка представлялись
средствами, магически обеспечивающими победу жизни. Обычные в течение года
правила приличия снимались на время этих праздников.
Овидий так описывал начало Флоралий:
«Богиня [Флора] идет в своих венках многоцветных: // Сцена открыта опять
вольностям шуток срамных».
Приходя к состоянию счастья,
люди отдыхали и восстанавливали как физические, так и духовно-моральные силы,
для того, чтобы в дальнейшие будничные дни, они способны были снова заниматься
своим трудом. Флоралии выводили человека из состояния усталости и застойности
жизни, наполняя положительными эмоциями.
Интересно, но мимы впервые
упоминаются в контексте Флоралий. Мимы появляются в Риме еще во II в. до н.э. В
173 г. до н.э. они становятся частью праздника Флоралий, но в 115 г. их
изгоняют из Рима цензорским эдиктом. Цицерон отзывается о мимических актерах
неодобрительно, но они постоянные гости в доме Суллы, а Цезарь оказывает им
покровительство. В конце I в. до н.э. творят знаменитые мимографы Децим Лаберий
и Публий Сир, чьи творения стали образцами жанра, а император Август, умирая,
сравнивает свою жизнь с мимом. Мимы привлекали людей своей злободневностью (тот
же Лаберий часто задевал Цезаря), легкостью, элементами непристойности, юмором,
возможностью для импровизации.
Традиционно считалось, что
организацией Флоралий занимались исключительно плебейские эдилы, исходя из
того, что это был плебейский праздник, однако позже эта точка зрения была
поставлена под сомнение. Возможно, в организации Флоралий принимали участие как
плебейские, так и курульные эдилы – так же, как в организации цереалий,
празднеств в честь «родственной» Флоре Цереры, богини урожая и плодородия.
Фаулер усматривал связь между
институтами Флоралий и Цереалий. Он отмечал плебейский характер этих праздников,
указывая на близость храмов и культов богинь Цереры и Флоры.
«Флоралия». Просперо Пьятти, 1899
«Триумф Флоры». Никола Пуссен,
1631
Подробное описание (выше) мифологической истории богини Флоры, дал
древнеримский поэт Публий Овидий Назон (43 год до н. э. - 17 или 18 год н. э.) в поэме-календаре «Фасты», описывающей и
объясняющей праздники и священные дни Рима. Овидий представляет читателю Флору
как «мать цветов», украшенную многоцветными венками, с уст которой слетает
«вешних дыхание роз» и тонкий аромат которой ощущается даже тогда, когда её уже
нет рядом. Флора шлет людям «дары для услад» (среди её даров, в частности, называется
мёд) и призывает «жить всласть в цветущие годы».
Овидий рассказывает, что
изначально богиня была греческой нимфой Хлоридой, жившей в Элизии («на
блаженных полях»); однажды на неё обратил внимание Зефир, бог западного ветра,
посланник весны. Сделав её своей супругой, он подарил ей плодовые сад и
превратил из скромной нимфы в блистательную богиню цветов, расцвета, весны и
полевых плодов, от которой зависит, насколько хорошо будут цвести посевы на
полях, виноградные лозы, оливы, бобы и чечевица – и, соответственно, насколько хорошим будет урожай, насколько богатым
будет год. Относительно её латинского имени, Флоры, Овидий пишет, что это лишь
искаженный вариант её греческого имени.
Флора в искусстве и эпонимике.
Образ богини Флоры очень
популярен среди художников. Одна из самых известных картин – «Весна» от Сандро Боттичелли (1482).
Зефир (верхний правый угол) преследует Хлориду, изображенную в момент
превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы; и сама богиня
цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким»). Чтобы подчеркнуть метаморфозу
нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные
стороны. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня
садов и любви. Левее Венеры расположена группа из трех Харит, которые танцуют,
взявшись за руки. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия с его
атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Боттичелли сделал его охранником
сада, снабдив мечом. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи
уходят с небес».
Согласно искусствоведческой
интерпретации этой сцены, Зефир (духовное начало), пробуждая Хлориду
(материальное начало), порождает новую сущность – «всё рождающую» богиню Флору,
носителя и материального, и духовного.
Интересно, что вся картина усеяна цветами : ботаники насчитали более 500
цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причем
воспроизведены они с фотографической точностью. Несмотря на название «Весна»,
среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой («Вечной я нежусь весной»).
Первым источником для Боттичелли являлся фрагмент из поэмы Лукреция «О
природе вещей»:
Вот и Весна, и Венера идет, и
Венеры крылатый
Вестник грядет впереди, и, Зефиру
вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на
путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом
сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою;
с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес,
земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются
волны морские,
И небосвода лазурь сияет
разлившимся светом.
Другим источником стал отрывок из поэмы Овидия «Фасты».
Флора. Франческо Мельци, +1520
Флора. Тициан, 1515 г.
Фрагмент картины Яна Брейгеля Старшего и Питера Рубенса
«Флора и Зефир» (ок. 1618)
В эпоху классицизма Флора стала почитаться также и как покровительница
художников.
Многие художники рисовали
реальных женщин в образе этой богини. В частности, имеется несколько портретов
дочерей Петра I в образе Флоры работы французского художника Луи Каравака; самый
знаменитый, созданный им в трех вариантах, — «Портрет царевны Елизаветы
Петровны в детстве».
Есть много памятников Флоры,
например, в Капитолийских музеях в Риме (Италия), в Валенсии (Испания) и Щецине
(Польша), в нидерландском городе Алсмер.
Флора, классическая скульптура; в Капитолийском музее
в Риме
Богиня Флора – персонаж
многих произведений сценического искусства. Среди них – балеты «Зефир и Флора»
(1795) Шарля Дидло на музыку нескольких композиторов, «Любовь Флоры и Зефира»
(1800) Пекена Шевалье на музыку Джузеппе Сарти, «Пробуждение Флоры» (1894)
Мариуса Петипа на музыку Риккардо Дриго, «Зефир и Флора» (1925) Леонида Мясина
на музыку Владимира Дукельского.
У А.С. Пушкина в «Евгении
Онегине», (I):
«Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!»
В романе Н.С. Лескова «На
ножах» для создания образов нигилистов, в частности, рассматривается
мифологический образ Флоры и символический образ её зеленого платья. Определяется,
что образы Флоры и зеленого платья, олицетворяющие силы природы, призваны
акцентировать демоническую природу нигилистов и противостоять им.
Обосновывается функция Флоры в романе как персонажа,
активно противодействующего
силам Зла в лице нигилистов. Выявляется присутствие в романе мифологической
оппозиции Добра и Зла, разрешающейся
победой светлых сил. Образ
Флоры становится олицетворением Совести, зеленое платье – символом жизни,
побеждающей смерть.
Всем известный, и некогда самый шикарный и богатый итальянский город
Флоренция, назван именно в честь богини Флоры.
Академия флоралий – организатор поэтических состязаний на призы из цветов,
проходящих в Тулузе с XIV столетия.
«Флоралия» – цветочные игры в Каталонии и Валенсии, начиная с XIX века.
Гентские флоралии – бельгийский фестиваль цветов в Генте; проводится весной
раз в 5 лет.
Именем этой богини была
названа совокупность видов растений, произрастающих на определенной территории, – «флора». Раздел
ботаники, занимающийся изучением флоры, называется флористикой, а ученые, специализирующиеся
на флористике, – флористами.
Декоративные часы из набора
травянистых растений, цветки которых распускаются и закрываются в определенное
время суток («цветочные часы»), называют «часами Флоры».
Бюст Флоры от Леонардо да Винчи, 1510-е гг.