8.6.20

Флора / Хлорида





....На сло­ва мои так отве­ча­ет боги­ня
(Веш­них дыха­ние роз с уст изле­та­ет ее):
«Фло­рой зовусь, а была я Хло­ридой; в устах же латин­ских
Име­ни мое­го гре­че­ский звук иска­жен.
Да, я была на бла­жен­ных полях Хло­ридою-нимфой,
Там, где счаст­лив­цы мужи в оное вре­мя цве­ли.
Как хоро­ша я была, мне меша­ет ска­зать моя скром­ность,
Но добы­ла я сво­ей мате­ри бога в зятья.
Как-то вес­ной на гла­за я Зефи­ру попа­лась; ушла я,
Он поле­тел за мной: был он силь­нее меня.
Пра­во девиц похи­щать Борей ему дал: он и сам ведь
Дочь Эрех­тея увлек пря­мо из дома отца.
Все же наси­лье Зефир оправ­дал, меня сде­лав супру­гой,
И на свой брач­ный союз я нико­гда не роп­щу.
Веч­ной я нежусь вес­ной, вес­на — это луч­шее время:
В зеле­ни все дере­ва, вся зеле­не­ет зем­ля.
Сад пло­до­ви­тый цве­тет на полях, мне в при­да­ное дан­ных:
Нежит его вете­рок, лас­ко­во воды жур­чат.
Сад мой укра­сил супруг пре­крас­ным цве­точ­ным убо­ром,
Так мне ска­зав: “Навсе­гда будь ты боги­ней цветов!”
Но пере­честь все цве­та на цве­тах, рас­се­ян­ных всюду,
Я нико­гда не мог­ла: нет и чис­ла их чис­лу.
Толь­ко лишь иней сой­дет роси­стый с рас­киди­стых листьев
И лишь согре­ют лучи пест­рый дре­вес­ный наряд,
Схо­дят­ся Оры ко мне, в рас­пис­ные оде­тые пла­тья,
И соби­ра­ют дары наши в кош­ни­цы свои.
Сле­дом Хари­ты идут, вен­ки и гир­лян­ды спле­тая,
Чтобы в небес­ные ввить куд­ри и косы свои.
Пер­вая я семе­на посе­я­ла новые людям:
Ведь одно­цвет­ной была поч­ва зем­ли до меня.
Пер­вая я созда­ла цве­ток из кро­ви ферап­ней­ца (Гиацинт),
Жалоб­ный воз­глас его на лепест­ках начер­тав.
Так­же и ты сохра­нил свое имя на грядах цветочных,
Бед­ный Нар­цисс, для себя не отыс­кав двой­ни­ка.
Кро­ку­са мне ль поми­нать или Атти­са с сыном Кини­ра,
Всех, кто за раны свои сла­ву во мне полу­чил?
Марс точ­но так же, узнай, по моей же затее родился,
Пусть лишь Юпи­тер, молю, так и не зна­ет о том.
В горе Юно­на была, что ей не при­шлось для Минер­вы
Мате­рью стать, что ее толь­ко Юпи­тер родил.
Шла к Оке­а­ну она, него­дуя на дело супру­га;
Оста­но­ви­лась, устав, око­ло наших две­рей.
Лишь увидав ее, так я спро­си­ла: “Зачем, дочь Сатур­на,
Здесь ты?” Ска­за­ла она, дер­жит куда она путь,
И объ­яс­ни­ла зачем. Попы­та­лась ее я уте­шить:
“Нет, гово­рит, не сло­вам горе мое уни­мать!
Если Юпи­тер родил, а супру­гой сво­ей пре­не­брег он,
Мате­ри имя в себе соеди­нив и отца,
Что же отча­ять­ся мне стать мате­рью вовсе без мужа
И, оста­ва­ясь все­гда чистою, все же родить?
Все я испро­бую зелья в про­сто­рах зем­ли поднебесной,
Все я обры­щу моря, в Тар­та­ра без­дну сой­ду!”
Так голо­си­ла она, но в лице моем было сомне­нье.
“Ним­фа! — вскри­ча­ла она. — Ты ведь мне можешь помочь”.
Три­жды пыта­ла­ся я посу­лить ей помощь, и три­жды
Я не реша­ла­ся: был стра­шен Юпи­те­ра гнев.
“Ах, помо­ги мне! — она гово­рит. — Тебя я не выдам:
Стик­со­вых вод боже­ст­вом в этом тебе покля­нусь”.
“Волю твою, гово­рю, испол­нит цве­ток, что полу­чен
Мною с Олен­ских полей: он лишь один у меня.
Дав­ший его мне ска­зал: «Коль им тро­нешь бесплод­ную телку,
То поне­сет»”. И она, тро­ну­та им, понес­ла.
Паль­цем сорвав­ши цве­ток, к Юноне я им прикосну­лась,
И, лишь дотро­ну­лась им, тот­час она зача­ла.
К лево­му бре­гу она Про­пон­ти­ды во Фра­кию вышла,
И по жела­нью ее Марс появил­ся на свет.
Памя­туя о сво­ем чрез меня появ­ле­нье, ска­зал он:
“В горо­де Рому­ла здесь вме­сте со мной оби­тай!”
Может быть, дума­ешь ты, что лишь в неж­ных венках мое цар­ство?
Нет, мое­му боже­ству под­чи­не­ны и поля.
Коль хоро­шо зацве­тет посев, будут жит­ни­цы полны;
Коль хоро­шо зацве­тут лозы, появит­ся Вакх;
Коль хоро­шо зацве­тут оли­вы, год будет бога­тым;
Мно­го ль созре­ет пло­дов — тоже видать по цве­там.
Если же гиб­нут цве­ты, поги­ба­ет и вика с боба­ми
И поги­ба­ет, при­шлец Нил, чече­ви­ца твоя;
Даже вино, что хра­нят береж­ли­во в обшир­ных под­ва­лах,
Так­же цве­тет, и все­гда пенит­ся в боч­ках оно.
Мед — это тоже мой дар: ведь пче­лок, что мед соби­ра­ют,
Я на фиал­ки зову, кле­вер и блед­ный тимьян.
Я же при­чи­на того, когда пре­да­ет­ся раз­гу­лу
Вся моло­дежь и ее юные силы цве­тут».

- Публий Овидий Назон, «Фасты».



Флора (лат . Flōra) – древнеримская юная богиня цветов, весны и полевых плодов, которая властвует над всеми живыми существами с приходом тепла. В целом власть Флоры ограничивается полями, садами и лугами. Она не распространяется на леса. Произрастание зелени в лесах и отчасти на полях входило в сферу деятельности Феронии.
В то время как она была относительно незначительной фигурой в римской мифологии будучи одной из нескольких богинь плодородия, её связь с весной придавала ей особое значение, как и её сопутствующая роль богини цветущей свежести. По Овидию, её грудь источает цветы (аромат цветов) что безудержно распространяются по окрестностям.
Флора также являлась покровительницей юношества и девичества. По мифу, Богиня владела особым цветком, чье прикосновение обеспечивало рождение нового растения, детеныша животного или же ребенка, или же божества. По легенде, именно она помогла появиться на свет Марсу, сыну Юноны и Юпитера, то есть богиня способствовала продолжению рода.
Она была одним из пятнадцати божеств, которые имели своего собственного фламина.
Родословная её неизвестна.

Флора. Греко-римская фреска из Стабии, I в.н.э


Название Flōra происходит от протоиталийского * flōs («цветок»; см. латинские flōs , flōris «цветение, цветок») через протоиталийскую форму * flōsā («богиня цветов»). Флора родственна с осканской богиней цветов по имени Fluusa, из чего следует, что культ этот был широко известен среди италийских народов. Название в конечном счете происходит от протоиндоевропейского * bʰleh₃ōs («цветение»). Культ Флоры существовал в Риме задолго до строительства храма в её честь и учреждения игр.

Флора. Римская статуя, II в. н.э



Флора отождествлялась с греческой богиней (нимфой) Хлоридой или Хлорис ( / к л ɔːr ɪ с / ; греч. Χλωρίς, Khlōris , от χλωρός, khlōros) – означает «зеленовато-желтый», «зеленый» или «свежий» (цвет трав). Нимфа или богиня Хлорида также была напрямую связана с весной, цветами и побегами зелени, обитала на Елисейских полях.
Хлорида был похищена Зефиром (Фавонием), богом западного ветра, который превратил её в божество, известное как Флора, после того как они поженились. У них родился сын по имени Карпос.
Согласно Овидию, именно Хлорида-Флора превратила в растения таких персонажей древнегреческой мифологии как Адонис, Аттис, Крокус и Нарцисс – «всех, кто за раны свои славу во мне получил».

Функционально близкой Флоре является Фалло (Талло, др.-греч. Θαλλώ – Цветущая) – богиня времен года в греческой мифологии. Одна из Ор в Афинах. Дочь Зевса и Фемиды. В надписях именуется Харитой. Фалло – богиня весны, цветения, молодой поросли, и юности в том числе. Афинские подростки призывали Фалло, когда они приносили клятву «гражданина и солдата» после завершения 17-го возраста, в храме Агравлос, на склоне Акрополя. В искусстве изображалась в виде молодой восхитительной девушки (иногда вместе с Карпо), украшенной различными приметами и плодами соответствующего времени года, в частности, с передником, полным цветов.

Приблизительные аналоги богини Флоры существуют и в других мифологиях: это божества, олицетворяющие природу вообще и её весеннее пробуждение в частности; покровительствующие растительности и отчасти земледелию. Такие боги обычны для мифологий народов, которые живут или жили на территориях с сезонным циклом. Например, Эостра, или Остара – богиня весны у саксонских и германских племен. Обычно Эостру изображают юной девушкой или пышущей здоровьем молодой женщиной, символизирующей начало весны и внутреннюю зрелость. Её имя произошло от древнего слова eastre, означающего весну.
Можно упомянуть также Бейве – финскую богиню весны и плодородия ; или валлийскую богиню Блодуэдд имя которой переводится как «цветочный лик»она также богиня весны, обрядов инициации и цветов ; и  Яя Дзакурай – японскую богиню весны, которая хранит девственность до тех пор, пока не зацветут цветы, а посте этого снисходит до многих возлюбленных, смертных и богов. Богиню Яя Дзакурай символизирует вишневое дерево и цветы.

Флора – древнейшая италийская богиня. Культ Флоры был распространен у сабинов (сабинян), особенно в Средней Италии, с древних времен, задолго до того, как в VIII веке до нашей эры был основан Рим. Этот культ, возможно, имел древнегреческое происхождение. В честь богини у сабинов был назван месяц, соответствующий современному апрелю или маю (mese Flusare = mensis Floralis). После того, как легендарный царь сабинов Тит Таций (VIII век до нашей эры) и основатель Рима Ромул стали править этим городом совместно (после завершения войны между римлянами и сабинами, начавшейся после эпизода, известного как «похищение сабинянок»), Таций учредил богослужения в честь Флоры и здесь. Полулегендарный царь Рима Нума Помпилий (VIII-VII века до нашей эры) установил особого фламина (жреца), ведавшего её культом, — flamen Floralis. Известно, что римская коллегия жрецов, состоявшая из 12 членов (так называемые арвальские братья), в обязанности которой входило совершение молитв богам о ниспослании урожая и процветании общины граждан, приносили Флоре жертвы.
Храм Флоры находился рядом с Большим цирком – наиболее крупным римским ипподромом. Сейчас на этом месте располагается городской Сад роз (Giardino Roseto Comunale di Roma), открытый для посещений только в период цветения роз – с апреля по июль. Это занятно, потому как именно розы принято было приносить в дар богине цветов.
Святилище италийской Flora rustica на римском холме Квиринале было, вероятно, не храмом (aedes sacra), а молельней (sacellum).

В честь Флоры в Древнем Риме регулярно устраивались празднества – Флоралии. По преданию, когда однажды римский сенат не проявил должного уважения к Флоре, перестали цвести луга и сады, ветер и град уничтожили все посевы. И только после того как римляне установили праздник в честь богини, Флора вновь обратила свой благосклонный взгляд на Рим, и снова всё расцвело.

Древнейшие списки римских празднеств не включают упоминаний о празднике в честь Флоры; это, возможно, объясняется тем, что он, подобно другим аграрным праздникам, был подвижным (feriae conceptivae). Вероятно, этот праздник первоначально справлялся в конце апреля или начале мая, а впоследствии был вытеснен играми в честь Флоры – Флоралиями (ludi Florales). Некоторые исследователи полагают, что культ Флоры имел древнегреческое происхождение, поскольку постройка храма и учреждение игр были предписаны Книгами Сивилл, а Флоралии отличались распущенным характером.

В конце III – начале II века до н. э. в римском религиозном календаре число праздников существенно увеличилось, при этом появилось много новых праздников, а те, которые справлялись и ранее, стали регулярными. К таким «старым» праздникам относились и Флоралии: либо с 240, либо с 238 года до нашей эры игры в честь богини стали проводиться регулярно (при этом в 238 году до нашей эры был освящен храм Флоры). С 173 до н. э. года Флоралии стали известными и почитаемыми играми. Известны Флоралии, устроенные в 55 году до н. э. тогдашним эдилом Гаем Мессием, на которых в числе прочих присутствовал и Катон Младший.

С 173 до н. э. года Флоралии стали постоянным праздником, они праздновались раз в год; во времена Гая Юлия Цезаря (I век до н. э.) празднество продолжалось шесть дней, с 28 апреля по 3 мая. С периода Ранней Империи организация этих игр перешла в руки преторов.
Во время Флоралий двери украшались цветочными венками, а жители Рима, также украсив свою одежду цветами, предавались веселью и разгулу. Женщины по время Флоралий ходили в разноцветных платьях, что было запрещено в другое время.
В программу Флоралий в первые пять дней входили театрализованные представления, выступления танцоров, мимов (актеров, которые разыгрывали сценки с пением и танцами, а также акробатов и фокусников), а также танцы с раздеванием, которые исполнялись гетерами ; затем шестой день был посвящен охоте на коз и зайцев ; 23 мая еще один особый (роза) фестиваль проводился в честь Флоры.

Во время Флоралий, как и во время любых других праздников в Древнем Риме, звучала музыка, люди пели и танцевали. Атмосфера праздника отличалась раскованностью и разгулом. Как весенний праздник, Флоралии изображали победу светлых сил жизни над темными – над силами смерти. Земледельцы рассчитывали на содействие богов в получении богатого урожая, скотоводы – на удачу в разведении скота. На празднествах этого типа люди приветствовали животворящие силы в форме разгула, пиршества и всяческой разнузданности. Смех, и даже перебранка представлялись средствами, магически обеспечивающими победу жизни. Обычные в течение года правила приличия снимались на время этих праздников.
Овидий так описывал начало Флоралий: «Богиня [Флора] идет в своих венках многоцветных: // Сцена открыта опять вольностям шуток срамных».
Приходя к состоянию счастья, люди отдыхали и восстанавливали как физические, так и духовно-моральные силы, для того, чтобы в дальнейшие будничные дни, они способны были снова заниматься своим трудом. Флоралии выводили человека из состояния усталости и застойности жизни, наполняя положительными эмоциями.
Интересно, но мимы впервые упоминаются в контексте Флоралий. Мимы появляются в Риме еще во II в. до н.э. В 173 г. до н.э. они становятся частью праздника Флоралий, но в 115 г. их изгоняют из Рима цензорским эдиктом. Цицерон отзывается о мимических актерах неодобрительно, но они постоянные гости в доме Суллы, а Цезарь оказывает им покровительство. В конце I в. до н.э. творят знаменитые мимографы Децим Лаберий и Публий Сир, чьи творения стали образцами жанра, а император Август, умирая, сравнивает свою жизнь с мимом. Мимы привлекали людей своей злободневностью (тот же Лаберий часто задевал Цезаря), легкостью, элементами непристойности, юмором, возможностью для импровизации.

Традиционно считалось, что организацией Флоралий занимались исключительно плебейские эдилы, исходя из того, что это был плебейский праздник, однако позже эта точка зрения была поставлена под сомнение. Возможно, в организации Флоралий принимали участие как плебейские, так и курульные эдилы – так же, как в организации цереалий, празднеств в честь «родственной» Флоре Цереры, богини урожая и плодородия.
Фаулер усматривал связь между институтами Флоралий и Цереалий. Он отмечал плебейский характер этих праздников, указывая на близость храмов и культов богинь Цереры и Флоры.

«Флоралия». Просперо Пьятти, 1899


«Триумф Флоры». Никола Пуссен, 1631



Подробное описание (выше) мифологической истории богини Флоры, дал древнеримский поэт Публий Овидий Назон (43 год до н. э. - 17 или 18 год н. э.) в поэме-календаре «Фасты», описывающей и объясняющей праздники и священные дни Рима. Овидий представляет читателю Флору как «мать цветов», украшенную многоцветными венками, с уст которой слетает «вешних дыхание роз» и тонкий аромат которой ощущается даже тогда, когда её уже нет рядом. Флора шлет людям «дары для услад» (среди её даров, в частности, называется мёд) и призывает «жить всласть в цветущие годы».
Овидий рассказывает, что изначально богиня была греческой нимфой Хлоридой, жившей в Элизии («на блаженных полях»); однажды на неё обратил внимание Зефир, бог западного ветра, посланник весны. Сделав её своей супругой, он подарил ей плодовые сад и превратил из скромной нимфы в блистательную богиню цветов, расцвета, весны и полевых плодов, от которой зависит, насколько хорошо будут цвести посевы на полях, виноградные лозы, оливы, бобы и чечевицаи, соответственно, насколько хорошим будет урожай, насколько богатым будет год. Относительно её латинского имени, Флоры, Овидий пишет, что это лишь искаженный вариант её греческого имени.

Флора в искусстве и эпонимике.

Образ богини Флоры очень популярен среди художников. Одна из самых известных картин – «Весна» от Сандро Боттичелли (1482).
Зефир (верхний правый угол) преследует Хлориду, изображенную в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы; и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Левее Венеры расположена группа из трех Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес».



Согласно искусствоведческой интерпретации этой сцены, Зефир (духовное начало), пробуждая Хлориду (материальное начало), порождает новую сущность – «всё рождающую» богиню Флору, носителя и материального, и духовного.
Интересно, что вся картина усеяна цветами : ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причем воспроизведены они с фотографической точностью. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой («Вечной я нежусь весной»).
Первым источником для Боттичелли являлся фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»:

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый
Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.

Другим источником стал отрывок из поэмы Овидия «Фасты».


Флора. Франческо Мельци, +1520


Флора. Тициан, 1515 г.


Фрагмент картины Яна Брейгеля Старшего и Питера Рубенса «Флора и Зефир» (ок. 1618)


В эпоху классицизма Флора стала почитаться также и как покровительница художников.
Многие художники рисовали реальных женщин в образе этой богини. В частности, имеется несколько портретов дочерей Петра I в образе Флоры работы французского художника Луи Каравака; самый знаменитый, созданный им в трех вариантах, — «Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве».
Есть много памятников Флоры, например, в Капитолийских музеях в Риме (Италия), в Валенсии (Испания) и Щецине (Польша), в нидерландском городе Алсмер.

Флора, классическая скульптура; в Капитолийском музее в Риме


Богиня Флора – персонаж многих произведений сценического искусства. Среди них – балеты «Зефир и Флора» (1795) Шарля Дидло на музыку нескольких композиторов, «Любовь Флоры и Зефира» (1800) Пекена Шевалье на музыку Джузеппе Сарти, «Пробуждение Флоры» (1894) Мариуса Петипа на музыку Риккардо Дриго, «Зефир и Флора» (1925) Леонида Мясина на музыку Владимира Дукельского.

У А.С. Пушкина в «Евгении Онегине», (I):
«Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!»

В романе Н.С. Лескова «На ножах» для создания образов нигилистов, в частности, рассматривается мифологический образ Флоры и символический образ её зеленого платья. Определяется, что образы Флоры и зеленого платья, олицетворяющие силы природы, призваны акцентировать демоническую природу нигилистов и противостоять им. Обосновывается функция Флоры в романе как персонажа,
активно противодействующего силам Зла в лице нигилистов. Выявляется присутствие в романе мифологической оппозиции Добра и Зла, разрешающейся
победой светлых сил. Образ Флоры становится олицетворением Совести, зеленое платье – символом жизни, побеждающей смерть.
Всем известный, и некогда самый шикарный и богатый итальянский город Флоренция, назван именно в честь богини Флоры.

Академия флоралий – организатор поэтических состязаний на призы из цветов, проходящих в Тулузе с XIV столетия.
«Флоралия» – цветочные игры в Каталонии и Валенсии, начиная с XIX века.
Гентские флоралии – бельгийский фестиваль цветов в Генте; проводится весной раз в 5 лет.

Именем этой богини была названа совокупность видов растений, произрастающих на определенной территории, –  «флора». Раздел ботаники, занимающийся изучением флоры, называется флористикой, а ученые, специализирующиеся на флористике, – флористами.
Декоративные часы из набора травянистых растений, цветки которых распускаются и закрываются в определенное время суток («цветочные часы»), называют «часами Флоры».


Бюст Флоры от Леонардо да Винчи, 1510-е гг.