8.1.19

Гера / Юнона



Гера (др.-греч. Ἥρα) – в древнегреческой мифологии богиня – одна из двенадцати олимпийских божеств, верховная богиня. Защитница женщин, хранительница святости и нерушимости брака, материнства. К древним функ­ци­ям Геры также отно­сит­ся её помощь жен­щи­нам во вре­мя родов. Её имя, воз­мож­но, озна­ча­ет «охра­ни­тель­ни­ца», «гос­по­жа». Кроме охраны семейных ценностей, Гера имела полномочия и в области природных явлений. Богиня распоряжалась молниями, охраняла лунный и солнечный свет, а также Млечный путь. Гере поклонялись, прося о плодоношении и плодородии.
Выступает как супруга Зевса, а также в некоторой степени как его оппонент.
Во всей Греции в честь Геры проводились спортивные соревнования для женщин, а также ежегодные брачные фестивали. В древнегреческом искусстве, как одно из самых важных божеств, Гера была популярной фигурой. Ее часто изображали на красно-черной керамике. Ее имя присутствует почти во всех сказаниях древних греков.

Гера – древнее божество, почитавшееся на Балканском полуострове еще до прибытия туда греков. Родиной ее культа был Пелопоннес. Постепенно в образе Геры соединились и другие женские божества. При этом, прочно войдя в систему искони греческой героической мифологии, Гера является покровительницей героев и городов.
В архитектуре известны замечательные храмы Геры, основная их часть была построена в Древней Греции. Деревянный фетиш Геры находился на острове Самос, что свидетельствует о её древности. Вероятно, Гера – первое божество, которому греки посвятили перекрытое замкнутое святилище – Самосское, около 800 г. до н. э. Позже на его месте был построен Герейон, один из самых крупных греческих храмов вообще.

Гера, третья дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, Деметры, Гестии, Аида и Посейдона. Вместе с остальными детьми Кроноса была проглочена своим отцом, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, была им извергнута обратно.
Среди древнегреческих богинь ей принадлежит первенство. Гера – самая могущественная из богинь Олимпа, но и она подчиняется своему мужу Зевсу. Вот как воспел ее Гомер:

 «Золототронную славлю я Геру, рожденную Реей,
Вечноживущих царицу с лицом красоты необычной,
Громкогремящего Зевса родную сестру и супругу
Славную. Все на великом Олимпе блаженные боги
Благоговейно ее наравне почитают с Кронидом…»

Греческие поэты при обращении называли Геру "волоокой" – комплимент ее огромным и прекрасным глазам. Ее символами были корова, Млечный Путь, лилия и павлин с переливчатым пышным хвостом, круглые пятна-глаза на перьях хвоста которого символизировали бдительность Геры. Священная корова была образом, долгое время связанным с Великой Матерью – кормилицей, обеспечивающей всех пищей. Отсюда мнение, что возможно, Гера имела зооморфное прошлое. На это и указывает её эпитет «волоокая» у Гомера и Нонна Панополитанского, а также то, что в жертву ей приносились коровы. Однако изображений её в нечеловеческом образе нет.
Млечный Путь – наша галактика (от греческого слова гала, "молоко матери") – отражает более древнее, чем культ олимпийцев, верование, что Млечный Путь явился из грудей Великой Богини – Царицы Небес. Затем это стало частью мифологии Геры: когда молоко било струей из ее грудей, образовался Млечный Путь. Капли его, падавшие на землю, стали лилиями – цветами, символизировавшими другое доэллинское верование в самооплодотворяющую силу женских половых органов.
Другие атрибуты этой богини – покрывало, диадема, кукушка и гранатовое яблоко.
Изображение кукушки на верхушке скипетра Геры объясняется следующим мифом. Необыкновенная красота Геры привлекла Зевса, уже ставшего к тому времени верховным богом Олимпа, и он начал активно добиваться ее благосклонности. Чтобы добиться близости с  девушкой, Зевс превратил себя в пеструю кукушку, трепещущую от холода, над которой и склонилась Гера. Для того чтобы согреть замерзшую птичку, ничего не подозревавшая девушка нежно прижала ее к своей груди. Но как только она это сделала, Зевс принял свое истинное обличье и овладел ею. Из-за запрета матери Реи, триста лет их связь была тайной, пока Зевс не объявил открыто Геру своей женой и царицей богов. Богиня искупалась в ручье Кана около Аргоса и таким образом вернула себе девственность к свадьбе.
Поэтому в ритуалах у Геры было три эпитета и три соответствующих святилища, где ей поклонялись в течение года. Весной она была Гера-Дева. Летом и осенью она прославлялась как Гера Телейя, или Гера Совершенная, и становилась Герой-Вдовой зимой.
Эти три аспекта Геры представляли три состояния жизни женщины, снова и снова разыгрываемые в различных обрядах. Весной Гера изображалась окунающейся в водоем, символически восстанавливающей свою девственность. Летом она достигала совершенства в обрядах бракосочетания. Зимний ритуал символизировал ее разногласия с Зевсом и отделение от него, что возвещало период Геры-Вдовы, в течение которого она скрывалась.

Важный нюанс : символы Геры (и ее конфликты с Зевсом) отражают власть, которой она когда-то обладала как Великая Богиня, чей культ предшествовал Зевсу. В греческой мифологии у Геры были два противоположных аспекта: ее торжественно почитали в ритуалах как могущественную богиню брака, и в то же время она была опорочена Гомером как мстительная, вздорная, ревнивая и сварливая баба.
В античных мифах и литературе она обладает гордым, упрямым и волевым характером; искусство придает ей всегда строгую и величественную красоту. В древнегреческой литературе она изображается блюстительницей нравственности, жестоко преследующей ее нарушителей, особенно своих соперниц и даже их детей.  
В особенности в «Илиаде» Гере придан сварливый, упрямый и строптивый характер; она гордится своими высокими достоинствами и своими супружескими правами, предъявляет Зевсу такие требования, которые он не может и не хочет исполнить. Она часто противоречит повелителю богов, и так как она ничего не может достигнуть силой, то большей частью прибегает к хитрости.
Богине Гере в Древней Греции присваивали такие качества, как властолюбие и тщеславие, толкавшие ее на расправу с теми, кто ставил свою или чужую красоту выше ее красоты.

Гера всегда покрыта одеждой с ног до головы, только часть шеи и руки обнажены; она высокого роста, со спокойными и размеренными движениями; красота ее строгая и величавая; у нее роскошные волосы и большие, широко открытые глаза, почему ее и называли Герой волоокой.
В физическом порядке мира Гера олицетворяет влажность воздуха, вот почему богиня Ирида, олицетворение радуги, считается ее прислужницей.



ГИМН КАЛЛИМАХА. XVI. ГЕРЕ (фимиам, ароматы)

Гера воздушная, в складках одежд темно-синих
О всецарица блаженная, Зевса делящая ложе!
Шлешь дуновенья, живящие душу, достойным и добрым,
Матерь дождей, пестунья ветров, ты все порождаешь.
Нет нигде ничего, чье рожденье тебе непричастно,
В тучу святую сокрывшись, ты все меж собой сопрягаешь,
Властвуешь всем ты одна, над всеми, богиня, владычишь,
Жизни поток потрясая воздушным пронзительным вихрем.
Ныне, блаженная, многоименная, ты, всецарица,
К нам, о богиня, гряди с сияющим ласково ликом!



Римский аналог Геры – богиня Юнона. Во многих случаях, когда боги и богини Древней Греции были заимствованы римлянами, они утратили большую часть своего величия, власти и славы, иной раз занимая второе место по отношению к богам, заимствованным с Востока. С Юноной все наоборот. Гера в Греции была царицей богов, как законная супруга Зевса, верховного бога. Юнона в Риме имела тот же статус, будучи женой Юпитера. В Риме Юнона считалась покровительницей каждой женщины: если у каждого мужчины был свой личный Гений, то у каждой женщины – своя Юнона. В Риме внутренняя сущность женщины называлась юнона. Она была особенно благосклонна к новобрачным, поклонявшимся ей, –  не только благословляла их союз и рождение детей, но и обеспечивала длительность и стабильность семейных отношений. Месяц июнь был назван в честь этой богини, и до сих пор этот месяц считается самым благоприятным для брака. Женщины приходили в святилища Юноны попросить помощи, когда их брак не ладился.
Монета («советница») – эпитет Юноны,  в её храме чеканились деньги.
Вместе с Юпитером и Минервой Юнона входила в Капитолийскую триаду, которой был посвящен храм на Капитолии. Культ Юноны осуществлялся главным образом матронами; конкубинам прикасаться к её алтарю запрещалось. Женскими праздниками считались посвященные Юноне Луцине Матроналии (1 марта) и неясного происхождения Ноны Капротины (7 июля), в последнем участвовали и рабыни, принося совместно со свободными жертву Юноне под священной смоковницей. Она призывалась при заключении браков, ей приносили благодарственные жертвы после родов, а приближавшиеся к её храму не должны были иметь на себе узлы, как затрудняющие роды.
Как богиню плодовитости Юнону связывали с Фавном. В провинциях Юнона отождествлялась с другими богинями, имевшими сходные функции. В философских теориях Юнона отождествлялась с землей или воздухом, лежащим ниже Юпитера-эфира.
Юнона обычно изображается взрослой, зрелой женщиной, даже матроной. Она исполнена достоинства и изящества. Ее изображали в короне, держащую в руке скипетр власти. Юнона носила длинные ниспадающие платья, и, как правило, ее сопровождала птица, либо разноцветный яркий петух, либо павлин.

Юнона, гравюра (Hendrick Goltzius, 1595)


*

По Гесиоду, Гера является седьмой женой Зевса. По другой версии – она третья и последняя после Метиды и Фемиды.
Брак Геры с бра­том Зевсом – руди­мент древ­ней кров­но­род­ст­вен­ной семьи. Супру­же­ство Геры опре­де­ли­ло её вер­хов­ную власть над други­ми олим­пий­ски­ми боги­ня­ми. Но в этом обра­зе усмат­ри­ва­ют­ся черты вели­ко­го жен­ско­го мест­но­го боже­ства доолим­пий­ско­го перио­да: само­сто­я­тель­ность и неза­ви­си­мость в бра­ке, посто­ян­ные ссо­ры с Зев­сом, рев­ность, гнев.
По легенде, весь Олимп праздновал их свадьбу. Эта традиция до сих пор существует, и ее поддерживают не только члены королевских семей и другие сильные мира сего, но и все остальные представители всех культур на земном шаре.
Свадьба Зевса и Геры была очень торжественной, а медовый месяц их длился 300 лет Однако по окончании медового месяца – периода верности и моногамии, когда они были увлечены только друг другом, - их отношения начали портиться. Богиня, представляющая институт брака, сама была довольно сомнительным образцом для подражания, так как все мифы, дошедшие до нас, называют ее брак исключительно неудачным. Бесконечные похождения Зевса, сопровождаемые вспышками ревности Геры и актами мести его любовницам, стали нормой их жизни. Однако бурные семейные отношения Геры не отпугивали людей – они поклонялись ей и по-прежнему вступали в брак.

Зевс и Гера, Галерея Альбертина, Вена


Свадьба Зевса и Геры
Фреска из Дома трагического поэта в Помпеях. 50 - 79 гг. н.э.



Когда женщина в Древней Греции выходила замуж, она первым делом шла в храм Афродиты и возлагала на ее алтарь свою косметику, сексуальную одежду, демонстрируя таким образом, что она покидает царство Афродиты ради царства Геры. Гера и Афродита были противоположными полюсами женского сознания, и связи между ними не было практически никакой. Согласно мифам, эти две богини не очень-то ладили между собой. Геру страшно раздражала неразборчивость в связях, свойственная Афродите, и однажды она наказала ее беременностью от Пана и рождением чудовища – Приапа. С другой стороны, Гера иногда брала у Афродиты ее волшебный пояс и таким образом мстила Зевсу, заставляя его умирать от желания.


Интересно отметить, что Гера постоянно спорила с Зевсом на тему равенства и зависимости, вот ее слова из "Илиады", где она пытается убедить Зевса в своей правоте:

Я божество, как и ты, исхожу от единого рода;
И богиня старейшая, дщерь хитроумного Крона,
Славой сугубой горжусь, что меня и сестрой, и супругой
Ты порицаешь, - ты, над бессмертными всеми царящий.
Но оставим вражду и, смирялся друг перед другом,
Оба взаимно уступим, да следуют нам и другие Боги бессмертные.

Главной причиной всех супружеских несогласий была ревность Геры, вызываемая похождениями Зевса и его бесчисленными браками с разными богинями, нимфами и даже простыми смертными. Есть множество мифов на эту тему.
Юнона или Гера выступает в мифологии как единственная женщина – поборница моногамии. Она не только наказывает Афродиту за ее бесчисленные похождения, она безжалостно преследует по всему миру возлюбленную Зевса Ио и хладнокровно умерщвляет Семелу, еще одну пассию Зевса, при этом чуть не лишив мир Диониса, сына Семелы 
Существует множество историй о гневе Геры. Когда Зевс перенес свою любовницу Эгину на остров, чтобы овладеть ею, Гера освободила чудовищного дракона, уничтожившего множество народа.
Нимфа Каллисто была другой несчастной, попавшей под перекрестный огонь Зевса и Геры. Зевс обманул Каллисто, приняв облик богини охоты Артемиды, а затем соблазнил ее. Гера противодействовала этой любовной связи тем, что превратила Каллисто в медведя и попыталась заставить ее сына по неведению убить ее. Но Зевс поместил и мать, и сына на небо как созвездия Большой и Малой Медведиц.
Будучи защитницей супружеской верности, богиня Гера карает не только возлюбленных Зевса, но и тех, кто пытается склонить ее к неверности мужу. Так, Иксион, взятый Зевсом на Олимп, пытался добиться любви Геры, и за это, по ее требованию, не только был низвергнут в Тартар, но и прикован к вечно вращающемуся огненному колесу.
Она прокляла нимфу Эхо, которая стала повторять слова бесконечно. Не давала беременной Лето родить на твердой земле.
Царица Ламия была превращена ею в чудовище.

Известна ее ненависть к Гераклу – сыну Зевса и смертной женщины Алкмены. Гера нещадно преследует Геракла. Его имя означает "величие Геры" и было, как утверждается, дано герою, чтобы усмирить гнев богини (однако, это явно не помогло). В конце концов, после вознесения и обожествления Геракла помирилась с ним и отдала ему руку своей дочери Гебы.
Хотя для некоторых других героев Гера является покровительницей. Кстати, слово "герой" также происходит от имени Гера, так что все настоящие герои служат интересам общества, а все остальные обаятельные хулиганы – на самом деле "антигерои".
Так она помогает предводителю аргонавтов Ясону. В Троянской войне она выступает на стороне ахейцев. Впрочем, выбор ее продиктован ревностью: троянец Парис в споре трех богинь – Геры, Афины и Афродиты – отдал предпочтение последней как самой прекрасной.
Гера отличается также и хитроумием. Ей удается обмануть самого Зевса. Для того чтобы ахейцы победили троянцев, которым симпатизировал Зевс, она с помощью волшебного пояса Афродиты обольстила и усыпила его. По мнению А.А. Тахо-Годи: «Эта знаменитая любовная сцена Геры и Зевса на одной из вершин Иды (Гаргар) среди благоухающих цветов и трав есть несомненный аналог древнего крито-микенского «священного брака» Геры и Зевса, который торжественно справлялся в городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества».

*

Зевс дал жизнь своей дочери Афине самостоятельно (родив её из своей головы)как бы продемонстрировав тем самым, что жена не нужна ему даже для этой функции. В отместку за рождение Афины Гера тоже решила стать единственным родителем сына. Она зачала Гефеста, бога огня и кузнечного мастерства. Когда он родился с изуродованной ступней – хилый и уродливый ребенок в отличие от совершенной Афины, – Гера отвергла его и сбросила с Олимпа. Но Гефест выжил и впоследствии отомстил матери.
Гера, по некоторым мнениям, была также единственным родителем Тифона, "ужасного и губительного" монстра и родила она его от соприкосновения с землей… Возможно здесь прослеживается древняя связь Геры с хтоническими силами. По другой версии, Тифон – порождение Геи и Тартара.

А вот Арес, бог войны, был сыном Геры и Зевса. Зевс презирал Ареса за то, что тот терял голову в пылу битвы, а Гера его любила.  

У Геры также были две дочери: юная Геба, подносившая богам во время пира нектар и амброзию, и Илифия, богиня родов, разделявшая эту роль с Артемидой (во время родов женщины взывали к ней как к Артемиде Илифии).

Хотя греческая мифология подчеркивала унижения Геры и ее мстительность, но как культовую богиню – по контрасту – Геру очень почитали. Её авторитет – не обсуждался в принципе. Люди превозносили ее и уповали на милость мудрой богини, способной сделать землю плодородной, брак счастливым, а потомство здоровым.
В первую очередь – это была манифестация женской независимости и даже некоторой способности действовать наряду с мужчинами, но собственными характерными методами.
Трудно сказать, был ли культ Геры проявлением былого матриархата, однако он очень ясно показывал положение женщины в греческом обществе. Не претендуя на верховную политическую или военную власть, греческая женщина играла важную роль в семье, а также в общественной жизни, обладая немалой свободой.


Гера/Юнона, Jacques Louis Dubois (1768-1843)


Использованные материалы :

А.Гуттман, К.Джонсон, "Прикладная мифологическая астрология" ;
Д. Ш. Болен  "Богини в каждой женщине: Новая психология женщины. Архетипы богинь" ;
WIKI etc...