1.5.20

Беллона / Энио





Белонна или Дуеллона (Bellōna или Duellōna)боги­ня вой­ны у римлян, сест­ра, или супру­га, или дочь, или кормили­ца Мар­са. Входиа в его круг (свиту). Имеет древнесабинское происхождение.
Беллона – производное от латинского bellum («война», «борьба») ; устаревшее duellum, вероятно, происходит от прото-италийского *duenelo («смелый»).
Также рассматривалась как богиня подземного мира.  

Первоначально названная как Duellōna в италийских языках, (согласно типичной эволюции в латинском от начального "du" до "b") – культовая фигура, ставшая в итоге Беллоной, была древней сабинянской богиней войны и отождествлялась с Нерио, супругой бога войны Марса, а позже с греческой Энио.

В 458 г. до н. э. в Риме на Марсовом поле ей был посвящен храм, перед которым стояла «колонна войны» (columna bellica) – символическая граница Рима, откуда в знак объявления войны в сторону врага бросали копье. Эту церемонию совершал фециал (fetiales) – один из жрецов, занимавший дипломатическую должность. Этот символический прием считался началом войны.
В этом комплексе останавливались и послы иностранных государств, которым не разрешалось въезжать в сам город. Сенат встречался там с послами и также принимал победоносных полководцев перед их триумфальными шествиями.

Позже культ Беллоны стал сливаться с культом Ма и распространяться по всей Римской империи. Ма была местной богиней в Комане в Каппадокии (Малая Азия) ; её имя означает «Мать», и у нее также были эпитеты «Непобедимая» и «Вершительница Победы». Её статуя была пере­не­се­на в Рим, веро­ят­но, во вре­мя мит­ридат­ской вой­ны, и был установлен довольно кро­ва­вый восточ­но-фана­ти­че­ский культ, кото­рый был учреж­ден в новом храме, который был отстроен в Риме в 296 г. до н.э.
Жрецы богини (лат. Bellonarii – беллонарии) носили черное одеяние и колпаки, имели в качестве атрибутов двойные секиры, доводили себя до исступления в её честь, – наносили как сами себе так и друг другу побои и раны, принося таким образом богине человеческую кровь. Их называли фанатиками (лат. Fanatici – неистовые). Они устра­и­ва­ли в её честь празд­ни­ки и торжест­вен­ные процессии по горо­ду, пред­ска­зы­ва­ли буду­щее. Один из праздников отмечался 3 июня. Главные свои обряды беллонарии совершали 24 марта называя их «днем крови» (dies sanguinis).
К I в. до н. э. культ Беллоны окончательно слился с культом Ма и стал в высшей степени оргаистическим и жестоким. В связи с этим римским гражданам участие в нем было запрещено. Служители Беллоны вербовались из чужеземцев.

В контексте военного культа Беллона ассоциировалась с Виртус (Virtus) – богиней, олицетворением доблести. Затем её культ распространился за пределы Рима вместе с имперскими легионами, и её храмы были возведены во Франции, Германии, Британии и Северной Африке.

Монета – медальон начала III в. до н.э. Богиня, изображенная на монете, скорее всего, Беллона. В таком случае – это единственное известное древнее её изображение.



Из текстов известно, что Беллона обычно представлялась с факелом в правой руке и с кнутом-бичом в левой ; изображается приготовляющей коней и колесницу Марсу, едущему на войну. Иногда бегающей посреди сражения с распущенными воласами и распаленными очами и с кровавым бичом в руке. Иногда вооружена с головы до ног и с копьем, или с мечом и щитом в руках. Иногда сидящая на колеснице, влекомая резвыми конями, попирающими все им встречающееся. Атрибут: двойная секира.
В поэзии, – часто аллегория, синоним войны. У Стация богиня появляется как символ, представляющий разрушительный и воинственный аспект войны. Там она описана как несущая копье и пылающий факел или едущая на колеснице и размахивающая окровавленным мечом.

Стаций («Фиваида») :

Книга II:

Ратница, страшным тебе лицо украшает убором
шлем и грозит со щита Горгона в брызгах кровавых;
Марс и Беллона с копьем не более яростно к битве
трубам велят призывать, — прими же священную жертву!

Книга IV :

Третий Зефирами Феб растапливал стылую зиму
и по весенней тропе выводил все более длинный
идень, когда, наконец, внушенное богом решенье
принято было и рать для битвы злосчастной готова.
Факел горящий тогда над вершиной Ларисы Беллона*
левой рукой подняла, а правой рукою, нацелив,
мощный взвихрила дрот: звенящий в безоблачном небе,
он пролетел и в берег вошел аонической Дирки.

* здесь она подает сигнал к выступлению, метнув дрот и зажегши факел над крепостью аргивян.

Книга V

В лиственной роще… — сия высокую кладку Минервы
роща густая с земли укрывала, а сверху давила
мощная круча, и свет погибал от мрака двойного –
здесь освятили союз: Энио (Беллона) бранолюбая, клятву
ты принимала, с тобой – Церера подземная;

Книга VII :

Чащи и толща снегов уступают. Запряжкой Беллона мрачная правит, рукой окровавленною подстрекая с длинным копьем. Застыл от зрелища отпрыск килленский, долу ланиты склонил, — и отца удержала б опаска, будь он вблизи, от недавних угроз и подобных приказов.

 Книга X :

Тут — на изломе судеб, пораженные ужасом, словно город постиг губительней мор, или с окровавленным ликом Беллона вошла уравнивать башни с землею....


Стаций («Ахиллеида») :

Море проплыв, Фетида всплывает на воздух и молвит:
«Ищет меня этот флот, мне сулит он печали и траур.
Вижу, сбылось предсказанье и истинны речи Протея.
Брачные факелы ярко горят на корме – то невестку
Быстро Приаму Беллона несет*.

*Речь идет о Елене, которая станет в Трое невесткой Приаму, отцу Париса. Беллона как богиня войны предвещает начало войны, которая разразится после прибытия Елены в Трою.

Белонна ткже упоминается у Овидия ( «Метаморфозы») :

Вот осквер­нен­ных уже зали­ва­ет Бел­ло­на пена­тов
Кро­вью обиль­ной и вновь заме­шать поспе­ша­ет сра­же­нье,
Вот окру­жа­ет его Финей и тыся­ча сле­дом
Сза­ди Финея. Летят, мно­го­чис­лен­ней гра­дин зимою,
Копья с обе­их сто­рон
и глаз и ушей его мимо.

Сенека («Геркулес в безумье») :

В ней на высоком тисе вялый Сон повис,
Лежит в ней Голод с пастью провалившейся
И прячет поздний Стыд лицо, раскаявшись.
Страх, мрачный Деймос (Ужас), Боль с зубовным скрежетом,
Недуг, Печаль, Беллона (Война) в железном панцире
Ютятся дальше, и, с клюкой беспомощной
Бредущая, всех глубже Старость прячется.

Валерий Флакк, («Аргонавтика», книга III) :

Беллона сверкнула мечом над их головами.

[Битва между аргонавтами и Колхидцами:]
Над вратами открытыми Беллона явилась
С крылом обнаженным
И медным мечом, что лязгало
С движением её,
и трижды по крыше ударив
кричит королю.
В отчаянии следует он
за богиней вдоль стен городских,
и к битве вперед устремляясь,
что должна последней стать для него.

Иконография Беллоны была значительно расширена художниками и скульпторами после Ренессанса.
Нередко её изображали со щитом, на котором красуется голова Медузы Горгоны для устрашения. Иногда её ассоциировали с крылатой Победой.

Беллона, Иоганн Баптист Штрауб, 1770


Беллона в доспехах, работа приписываемая Рембрандту, 1633 год


Янус и Беллона, Иоганн Вильгельм Бейер, 1773–80. Здесь она появляется с богом Янусом ; стоит отметить, что оба были связаны с римскими церемониями объявления войны. В случае с Янусом двери его храма оставались открытыми в течение всего периода военных действий.


«Беллона ведущая имперскую армию против турок», Варфоломей Шпрангер, 1600


«Беллона вдохновляет изобретение оружия», Филипп Галле, 1574


Бюст Беллоны от Жана Косина, к празднованию победы 1697 года, Брюссель


Бронзовый бюст Беллоны от Огюста Родена, 1879


Беллона, Бертрам Маккеннал, 1916, Военный мемориал Галлиполи, Канберра


*

Бел­ло­ну отож­дествля­ли с гре­че­ской Эньо, Энио, Ени­о­ной (Ἐνυώ), крова­вой боги­ней вой­ны, кото­рая неистов­ст­ву­ет в борь­бе, сопро­вож­дая Ареса. Энио вносит смятение в битву, вызывала в воинах ярость.
Греческий поэт Квинт из Смирны называет её «сестрой войны», в роли, очень похожей на роль богини Эриды, воплощение раздора и спора, причем Гомер, в частности, представляет их как одну и ту же богиню. В некоторых мифах она также отождествляется с Матерью Бога войны Эниалием (Ἐνυάλιος), и в этих мифах Арес указывается как её отец, однако имя Эниалий  также может использоваться в качестве эпитета Ареса. Либо самой Энио.

Как богиня войны, Энио отвечает за организацию разрушения городов, часто сопровождая Ареса в битве. Она представлялась как «Верховная на войне». Во время падения Трои Энио вместе с Эридой ("раздор"), Фобосом ("страх") и Деймосом ("ужас") вызвала жуть и кровопролитие в войне, причем последние двое были сыновьями Ареса. Она, Эрида и два сына Ареса изображены на щите Ахилла.
Энио участвовала в войне Семерых против Фив, а также в войне Диониса с индейцами.
Энио однажды так увлекалась войной, что даже отказалась принять чью-либо сторону в битве между Зевсом и чудовищем Тифоном:
Эрида сопровождала Тифона, Ника (победа) вела Зевса в бой... беспристрастная Энио держал равновесие между двумя сторонами, между Зевсом и Тифоном, в то время как молнии с грохочущими ударами упивались, как танцоры в небе.
(Нонн Панополитанский,  «Деяния Диониса»).

Статуя Энио как говорят, сделанная сыновьями Праксителя, стояла в храме Ареса в Афинах (Павсаний, «Описание Греции»).

Было святилище Энио в Каппадокии (Страбон, «География») :

На этом Анти­тав­ре нахо­дят­ся глу­бо­кие и узкие доли­ны, в кото­рых рас­по­ло­же­ны город Кома­ны и свя­ти­ли­ще Энио, кото­рую мест­ные жите­ли назы­ва­ют Ма. Этозначительный город, одна­ко бо́льшая часть его насе­ле­ния состо­ит из одер­жи­мых боже­ст­вом и хра­мо­вых служителей. Жите­ли горо­даката­он­цы; вооб­ще они подвласт­ны царю, но в боль­шин­стве слу­ча­ев под­чи­ня­ют­ся жре­цу. Жрецглава хра­ма и хра­мо­вых рабов, кото­рых во вре­мя мое­го пребы­ва­ния там было боль­ше 6000, муж­чин и жен­щин вместе.

В Фивах и Орхомене, праздник под названием Homolôïa отмечался в честь Зевса, Деметры, Афины и Энио, и Зевс, как говорили, получил эпитет Homoloïus от жрицы Энио.

В «Теогонии» Гесиода Энио предстает одной из Грай, трех сестер, у которой был один глаз и один зуб (Ужас); другими сестрами были Дейно (Дрожь) и Пемфредо (Тревога).
Гра­ий пре­крас­но­ла­нит­ных от Фор­кия Кето роди­ла.
Пря­мо седы­ми они роди­лись. Пото­му и зовут их
Гра­я­ми боги и люди. Их двое: оде­та в изящ­ный
Пеп­лос одна, Пем­фредо, Энио же, дру­гая, — в шафран­ный.

Упоминается также у Гомера, Эсхила, Каллимаха.
У Оппиана : «дары Ареса – это мечи и медные туники, которые соединяют в себе конечности, шлемы, копья и все, чем восхищается Энио».
У Филострата Старшего («Картины») : На равнине лежат трупы на трупах, и кони, как упали, и оружие, как свалилось с бойцов; от крови стала влажной земля, от чего, говорят, веселится Энио (либо Эниалий).
Квинт из Смирны («Падение Трои»):
[Греческая армия входит в Трою:] В смертельном настроении бросились на врага. Арес и Энио сходили с ума: кровь текла потоками.

***