Белонна или Дуеллона (Bellōna
или Duellōna) – богиня войны у римлян, сестра, или супруга, или
дочь, или кормилица Марса. Входиа в его круг (свиту). Имеет
древнесабинское происхождение.
Беллона – производное от латинского
bellum («война», «борьба») ; устаревшее duellum, вероятно, происходит от прото-италийского *duenelo
(«смелый»).
Также рассматривалась как богиня подземного мира.
Первоначально названная как Duellōna
в италийских языках, (согласно типичной эволюции в латинском от начального
"du" до "b") – культовая фигура, ставшая в итоге Беллоной,
была древней сабинянской богиней войны и отождествлялась с Нерио, супругой бога
войны Марса, а позже с греческой Энио.
В 458 г. до н. э. в Риме на
Марсовом поле ей был посвящен храм, перед которым
стояла «колонна войны» (columna bellica) – символическая
граница Рима, откуда в знак объявления войны в сторону врага бросали копье. Эту
церемонию совершал фециал (fetiales) – один из жрецов, занимавший дипломатическую
должность. Этот
символический прием считался началом войны.
В этом комплексе останавливались и послы иностранных государств, которым не
разрешалось въезжать в сам город. Сенат встречался там с послами и также принимал
победоносных полководцев перед их триумфальными шествиями.
Позже культ Беллоны стал сливаться с культом Ма и распространяться по всей
Римской империи. Ма была местной богиней в Комане в Каппадокии (Малая Азия) ;
её имя означает «Мать», и у нее также были эпитеты «Непобедимая» и «Вершительница
Победы». Её статуя была перенесена в
Рим, вероятно, во время митридатской войны, и был установлен довольно кровавый восточно-фанатический культ, который
был учрежден в новом храме, который был отстроен в Риме в 296 г. до н.э.
Жрецы богини (лат. Bellonarii – беллонарии) носили черное одеяние и
колпаки, имели в качестве атрибутов двойные секиры, доводили себя до
исступления в её честь, – наносили как сами себе так и друг другу побои и раны,
принося таким образом богине человеческую кровь. Их называли фанатиками (лат.
Fanatici – неистовые). Они устраивали
в её честь праздники и торжественные
процессии по городу, предсказывали будущее. Один из праздников отмечался 3
июня. Главные свои обряды беллонарии совершали 24 марта называя их «днем крови»
(dies sanguinis).
К I в. до н. э. культ Беллоны окончательно слился с культом Ма и стал в
высшей степени оргаистическим и жестоким. В связи с этим римским гражданам
участие в нем было запрещено. Служители Беллоны вербовались из чужеземцев.
В контексте военного культа Беллона ассоциировалась с Виртус (Virtus) –
богиней, олицетворением доблести. Затем её культ распространился за пределы
Рима вместе с имперскими легионами, и её храмы были возведены во Франции,
Германии, Британии и Северной Африке.
Монета – медальон начала III в. до н.э. Богиня, изображенная на монете, скорее всего, Беллона. В таком случае – это единственное известное древнее её
изображение.
В поэзии, – часто аллегория, синоним
войны. У Стация богиня появляется как символ, представляющий разрушительный и
воинственный аспект войны. Там она описана как несущая копье и пылающий факел
или едущая на колеснице и размахивающая окровавленным мечом.
Стаций
(«Фиваида») :
Книга
II:
Ратница, страшным тебе лицо украшает
убором
шлем и грозит со щита Горгона в брызгах
кровавых;
Марс и Беллона с копьем не более яростно
к битве
трубам велят призывать, — прими же
священную жертву!
Книга
IV :
Третий Зефирами Феб растапливал стылую
зиму
и по весенней тропе выводил все более длинный
идень, когда,
наконец, внушенное богом решенье
принято было и рать для битвы
злосчастной готова.
Факел горящий тогда над вершиной Ларисы
Беллона*
левой рукой подняла, а правой рукою,
нацелив,
мощный взвихрила дрот: звенящий в
безоблачном небе,
он пролетел и в берег вошел аонической
Дирки.
*
здесь она подает сигнал к выступлению, метнув дрот и зажегши факел над
крепостью аргивян.
Книга
V
В лиственной роще… — сия высокую кладку
Минервы
роща густая с земли укрывала, а сверху
давила
мощная круча, и свет погибал от мрака
двойного –
здесь освятили союз: Энио (Беллона)
бранолюбая, клятву
ты принимала, с тобой – Церера
подземная;
Книга
VII :
Чащи и толща снегов уступают. Запряжкой
Беллона мрачная правит, рукой окровавленною подстрекая с длинным копьем. Застыл
от зрелища отпрыск килленский, долу ланиты склонил, — и отца удержала б опаска,
будь он вблизи, от недавних угроз и подобных приказов.
Книга
X :
Тут — на изломе судеб, пораженные ужасом, словно город
постиг губительней мор, или с окровавленным ликом Беллона вошла уравнивать
башни с землею....
Стаций
(«Ахиллеида») :
Море проплыв, Фетида всплывает на воздух
и молвит:
«Ищет меня этот флот, мне сулит он
печали и траур.
Вижу, сбылось предсказанье и истинны речи
Протея.
Брачные факелы ярко горят на корме – то
невестку
Быстро Приаму Беллона несет*.
*Речь идет о Елене, которая
станет в Трое невесткой Приаму, отцу Париса. Беллона как богиня войны
предвещает начало войны, которая разразится после прибытия Елены в Трою.
Белонна ткже упоминается у
Овидия ( «Метаморфозы»)
:
Вот оскверненных уже заливает Беллона пенатов
Кровью обильной и вновь замешать поспешает сраженье,
Вот окружает его Финей и тысяча следом
Сзади Финея. Летят, многочисленней градин зимою,
Копья с обеих сторон – и глаз и ушей его мимо.
Кровью обильной и вновь замешать поспешает сраженье,
Вот окружает его Финей и тысяча следом
Сзади Финея. Летят, многочисленней градин зимою,
Копья с обеих сторон – и глаз и ушей его мимо.
Сенека («Геркулес в безумье») :
В ней на высоком тисе вялый Сон
повис,
Лежит в ней Голод с пастью
провалившейся
И прячет поздний Стыд лицо,
раскаявшись.
Страх, мрачный Деймос (Ужас),
Боль с зубовным скрежетом,
Недуг, Печаль, Беллона (Война) в
железном панцире
Ютятся дальше, и, с клюкой
беспомощной
Бредущая, всех глубже Старость
прячется.
Валерий Флакк, («Аргонавтика», книга III) :
Беллона сверкнула мечом над их головами.
[Битва между аргонавтами и
Колхидцами:]
Над вратами открытыми Беллона явилась
С крылом обнаженным
И медным мечом, что лязгало
С движением её,
и трижды по крыше ударив
кричит королю.
В отчаянии следует он
за богиней вдоль стен городских,
и к битве вперед устремляясь,
что должна последней стать для него.
Иконография Беллоны была значительно
расширена художниками и скульпторами после Ренессанса.
Нередко её изображали со
щитом, на котором красуется голова Медузы Горгоны для устрашения. Иногда её ассоциировали с крылатой Победой.
Беллона, Иоганн Баптист Штрауб, 1770
Беллона в доспехах, работа приписываемая Рембрандту,
1633 год
Янус и Беллона, Иоганн Вильгельм Бейер, 1773–80. Здесь
она появляется с богом Янусом ; стоит отметить, что оба были связаны с римскими
церемониями объявления войны. В случае с Янусом двери его храма оставались
открытыми в течение всего периода военных действий.
«Беллона ведущая имперскую армию против турок»,
Варфоломей Шпрангер, 1600
«Беллона вдохновляет изобретение оружия», Филипп
Галле, 1574
Бюст Беллоны от Жана Косина, к празднованию победы
1697 года, Брюссель
Бронзовый бюст Беллоны от Огюста Родена, 1879
Беллона, Бертрам Маккеннал, 1916, Военный мемориал
Галлиполи, Канберра
*
Беллону отождествляли с
греческой Эньо, Энио, Енионой (Ἐνυώ), кровавой богиней войны, которая
неистовствует в борьбе, сопровождая Ареса. Энио вносит смятение в битву, вызывала в воинах ярость.
Греческий поэт Квинт из
Смирны называет её «сестрой войны», в роли, очень похожей на роль богини Эриды, воплощение раздора и спора, причем Гомер, в частности, представляет их как одну
и ту же богиню. В некоторых мифах она также отождествляется с Матерью Бога
войны Эниалием (Ἐνυάλιος), и в этих мифах Арес указывается как её отец,
однако имя Эниалий также может
использоваться в качестве эпитета Ареса. Либо самой Энио.
Как богиня войны, Энио отвечает за организацию разрушения городов, часто
сопровождая Ареса в битве. Она представлялась как «Верховная на войне». Во время падения Трои Энио вместе с Эридой ("раздор"),
Фобосом ("страх") и Деймосом ("ужас") вызвала жуть и
кровопролитие в войне, причем последние двое были сыновьями Ареса. Она, Эрида и два сына Ареса изображены на
щите Ахилла.
Энио участвовала в войне Семерых против Фив, а также в войне Диониса с
индейцами.
Энио однажды так увлекалась войной, что даже отказалась принять
чью-либо сторону в битве между Зевсом и чудовищем Тифоном:
Эрида сопровождала
Тифона, Ника (победа) вела Зевса в бой... беспристрастная Энио держал равновесие
между двумя сторонами, между Зевсом и Тифоном, в то время как молнии с
грохочущими ударами упивались,
как танцоры в небе.
(Нонн Панополитанский, «Деяния
Диониса»).
Статуя Энио как говорят, сделанная сыновьями Праксителя, стояла в храме Ареса
в Афинах
(Павсаний, «Описание Греции»).
Было святилище Энио в Каппадокии (Страбон, «География») :
На этом Антитавре находятся глубокие и узкие
долины, в которых расположены город Команы и святилище Энио, которую
местные жители называют Ма. Это – значительный
город, однако бо́льшая часть его населения состоит из одержимых божеством
и храмовых служителей. Жители города – катаонцы;
вообще они подвластны царю, но в большинстве случаев подчиняются жрецу.
Жрец – глава храма и храмовых рабов, которых во
время моего пребывания там было больше 6000, мужчин и женщин вместе.
В Фивах и Орхомене, праздник под названием Homolôïa отмечался в честь
Зевса, Деметры, Афины и Энио, и Зевс, как говорили, получил эпитет Homoloïus от
жрицы Энио.
В «Теогонии» Гесиода Энио предстает
одной из Грай, трех сестер, у которой был один глаз и один зуб (Ужас); другими сестрами были Дейно (Дрожь) и Пемфредо (Тревога).
Граий прекрасноланитных от Форкия Кето родила.
Прямо седыми они родились. Потому и зовут их
Граями боги и люди. Их двое: одета в изящный
Пеплос одна, Пемфредо, Энио же, другая, — в шафранный.
Прямо седыми они родились. Потому и зовут их
Граями боги и люди. Их двое: одета в изящный
Пеплос одна, Пемфредо, Энио же, другая, — в шафранный.
Упоминается также у Гомера, Эсхила, Каллимаха.
У Оппиана : «дары Ареса – это мечи и
медные туники, которые соединяют в себе конечности, шлемы, копья и все, чем
восхищается Энио».
У Филострата Старшего («Картины») : На
равнине лежат трупы на трупах, и кони, как упали, и оружие, как свалилось с
бойцов; от крови стала влажной земля, от чего, говорят, веселится Энио (либо
Эниалий).
Квинт из Смирны («Падение Трои»):
[Греческая армия входит в Трою:] В смертельном настроении
бросились на врага. Арес и Энио сходили с
ума: кровь текла потоками.
***