7.6.19

Загробный мир этрусков


Этруски древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова  (область древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшие развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние. Этруски, их происхождение, культура и даже не расшифрованный язык до сих пор остаются загадкой для ученых и привлекают много внимания.
Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение её с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки этрусской мифологии уходят в область эгейско-анатолийского мира, откуда, согласно господствовавшему в древности мнению (впервые у Геродота I 94), прибыли предки этрусков тиррены и пеласги. Восточными чертами этрусской мифологии являются наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты двойной топор, трон и др., сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии. В ходе соприкосновения этрусков с греческими колонистами в Италии и на прилегающих островах происходило отождествление древнейших этрусских богов с олимпийскими богами, заимствование этрусками греческих мифов и их переосмысление в духе собственной религиозной и политической идеологии.
Вселенная представлялась этрусскам в виде трехступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя  земной поверхности, нижняя подземному царству. Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположению светил в верхней видимой предсказывать судьбу человеческого рода, народа и каждого индивидуума. Нижняя  невидимая и недоступная живому человеку структура считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мёртвых. В представлениях этрусков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мёртвых. Подобия таких разломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представлением о делении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света; при этом в западную часть помещали злых богов и демонов, в восточную  добрых.
Вообще стоит отметить, что более всего этрусков прославила религия. Как назвал их христианский автор IV века н.э. Арнобий, Этрурия – прародительница и мать всех суеверий. И здесь мы сталкиваемся с проблемой, а именно: как нам понять собственно этрусские представления?
Какие источники нам говорят об этрусской религии? Первый – это изображения богов и разных ритуалов, но, не зная этрусской религиозной литературы, не зная этрусского взгляда, мы не можем твердо сказать, что же скрывается за этими изображениями. А второй источник – это сочинения греческих и римских авторов, но, само собой, они рассказывали об этрусской религии, этрусских богах в терминах собственных религиозных представлений. И третье – несомненно, что между этрусской религией, греческой и римской было много сходства. Это сходство имело генетическое происхождение, из культов еще эпохи бронзового века, то есть II тысячелетия до н.э., которые бытовали на берегах Средиземного моря в ту эпоху. Но и, несомненно, греческая религия оказывала влияние на этрусскую религию.
Например, бог Тин, или Тиния, бог-громовержец. Понятно, тут же приходят на ум Зевс и Юпитер. Он мог метнуть три типа молнии: одна просверливала, другая рассеивала и третья, самая страшная, испепеляла. Самую страшную он мог метнуть только с согласия совета двенадцати богов.
Следующая богиня – богиня Уни. Ее сопоставляют с римской Юноной и греческой Герой. Кто такая Гера в греческой мифологии? Это жена Зевса, то есть такая, можно сказать, бледная тень Зевса, покровительница женщин, брака и всего, что связано с женским бытом. Посмотрев на это изображение Уни, никак не скажешь, что это тихая, скромная супруга могущественного бога. Это самостоятельное божество, покровительница города, и она была покровительницей города Вейи, ближайшего к Риму этрусского города, и явно это властительница, а не тихая, скромная женщина. То же самое видим и в Риме: Юнона была не только покровительницей женщин, что само собой, но и имела эпитет «царица», то есть богиня-градодержательница.
И третья по значимости богиня Этрурии – это Менрва. Понятно, что она соответствует латинской Минерве или греческой Афине. Так вот, именно этрусские цари принесли в Рим культ триады богов: Юпитера, Юноны и Минервы (Тин, Уни и Менрва). До того в Риме была собственная, патриархальная триада богов: это Юпитер, Марс и Квирин. Таким образом что мы видим? Главными богами, покровителями Римского государства стала триада богов, где одно божество мужское и два божества женских.
Очень важную роль в Этрурии играло еще одно женское божество, очень древнее, богиня Туран. Это древний корень, который, кстати говоря, имеется и в слове «тиран»: tur – давать, Туран, тиран – податель. Это великая мать богов, которая была популярна в цивилизациях бронзового века на берегах Средиземного моря, в частности, в крито-микенской цивилизации, таким образом, мы видим, что этруски имели связь с Востоком. Культ великой матери богов – это восточный культ.
Наряду с культом богов у этрусков существовал хорошо развитый и структурированный культ злых и добрых демонов. Их изображения сохранились на зеркалах и фресках погребальных склепов. Звериные черты в иконографии демонов позволяют предполагать в них первоначально священных животных, оттесненных на задний план по мере выделения антропоморфных богов. Демоны нередко изображались в качестве спутников и слуг богов.
Этруски долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью. Самым примечательным из сохранившихся памятников являются скульптура и саркофаги.
Но особенно этрусков прославила их демонология, то есть вера в демонов подземного царства. Загробный мир занимал важное место в мифах этрусков. Весьма многочисленны боги подземного мира, из которых наиболее известен Фебруус . Потусторонним миром управляла Танр змееволосая богиня, напоминающая медузу Горгону. Связующим звеном между мирами живых и мертвых была Ванф (или Вант) – богиня с факелом, напоминающая образ статуи Свободы. Этрусский Аид был населен греческими мифологическими персонажами, а также некоторыми местными, таким как Сатре (Сатурн).

По результатам археологических находок можно говорить о переходе от кремации, свойственное захоронением культуры Вилланова, к ингумации. Этот переход начался в VIII в. до н. э. и продолжался довольно долго. Причины и значение этого перехода неясны, но соответствуют окончанию единой европейской культуре полей погребальных урн (1250-750) эпохи средней бронзы.


Правители царства мертвых, "Гробница Оркуса", Тарквинии.


Кроме того, этруски славились своими некрополями, где могилы имитировали домашние строения и характеризовались просторными комнатами, росписями на стенах и могильной мебелью. В могиле, особенно на саркофагах, была скульптура усопшего в её или его лучшие дни, часто с супругом. Не каждый имел саркофаг; иногда усопшего помещали на каменную скамью. Поскольку этруски практиковали смешанные обряды погребения и кремации, в пропорции, зависящей от периода, могила могла также содержать урны с пеплом и костями; в этом случае урна могла иметь форму дома или быть представлена в форме усопшего.

Сообщество Богов преисподней и демонических множеств у этрусков весьма разнообразно.

Можно сказать что все они объединялись в одну группу – Маны. Демоны Маны, в поздние этрусские и ранние римские времена, представлялись, по римским источникам, как добрые боги, в отличие от Лемуров. Их просили даровать за добродетельную жизнь блаженство покойному. Они считались покровителями каждого рода, местности и города, хранителями гробниц. С ними связана страшная подземная богиня Мания, насылающая безумие. Маны в поздние римские времена слились с Ларами и Гениями, как души умерших. Доброту Манов нужно понимать с известными оговорками, так как их боялись и нарушения обрядов, связанных с культом Манов могло повлечь за собой серьезные последствия. Кроме того, Марциан Капелла указывает на существование добрых и злых Манов (Mart. Cap., II, 165). В небесном каталоге этого автора Маны занимают два места в зависимости от своих характеристик.

Этрусские Маны, в отличие от их более поздних римских аналогов, были богами, а представление о них только как о душах предков имело поздний характер.
Почитание Манов изначально существовало в Этрурии, а затем было заимствовано Римом. В дни поминовения усопших Манам римлянами приносились жертвы. Известно, что, например, в Каристии на могилы предков приносили угощение, а само место захоронения украшали цветами.

В праздник Паранталии открывался закрытый "камнем Манов" вход в подземелье - Мундус, считавшийся входом в мир мертвых. Духи предков выпускались на свободу для общения со своими потомками (Ovid. Fast., IV, 821 сл.). Маны изображались этрусками то в женском, то в мужском обличье.

Наиболее характерные и известные представители множества Манов : Леинт, Вили, Ларвы и Лемуры(души дурных людей),богиня Мания, богиня Медуза, Аита и Персепней, богиня Ферсифай, Терония, Мантус, Вейовис, Турмс, демоны смерти Хару (Харун), Тухулка и Ферсу, Орк и Ванф.

Только лишь Орк впоследствии был активнее всего адаптирован римлянами от этрусков. Гораций называет Хару/Харуна satellos Orci – «служитель Орка». Хару больше, чем родственный ему греческий перевозчик душ умерших Харон, сохранил черты самостоятельного божества. На более ранних памятниках Хару — зловещий и молчаливый свидетель смертных мук, затем вестник смерти и, наконец, под влиянием греческой мифологии — проводник душ в подземном царстве, узурпировавший эту роль у Турмса (греческого Гермеса). Много общего имел с Хару Тухулка, в облике которого соединены человеческие и звериные черты. Хару и Тухулка часто изображаются вместе как свидетели или исполнители воли богов преисподней.

Соотнесение демона Хару и древнегреческого перевозчика душ Харона в один персонаж могло возникнуть только при закате Этрурии, когда многие древние знания были потеряны и под влиянием Рима распространялись греческие мифологемы. Скорее всего, Харон и Хару имеют одно древнее происхождение, но у греков этот бог достаточно рано превратился в простого перевозчика душ через реку Стикс, а этруски долго сохраняли его более древнее значение. Скорее всего, Хару был у этрусков богом физической Смерти. Хару довольно часто изображался на фресках в этрусских гробницах и на погребальном убранстве.

В могиле Орка он также изображен с молотом – этрусским символом Смерти, который соответствовал косе Смерти. Нос демона подобен клюву, загнутому, как у хищной птицы. Сопоставление с хищными птицами не случайно. У этрусков хищные птицы считались символами смерти.

На рельефной урне из Кьюзи изображены ворота Подземного мира, а перед ними находятся адский пес Цербер и Хару вместе с душой умершего. В могиле Франсуа в Вульчи в сцене жертвоприношения Ахиллом троянских пленников в честь Патрокла запечатлен момент, когда Ахилл повергает на землю одного из троянцев и убивает его, и тут же справа изображен Хару, который замахивается тяжелым молотом. На демоне – конический головной убор и юбка. Слева - крылатая Ванф.


Хару. Деталь. Он выглядел как демоническое существо с крючкообразным носом, острыми ушами, крыльями за спиной, в руке держал свой основной атрибут – молот на длинной рукояти.


Позднее происходят изменения в облике Хару: на изображении в могиле он сидит с молотом, положенным на левое плечо, торчащим носом, как и в могиле Орка, широкие дуги бровей над горящими глазами, открытый рот, но облик скорее карикатурный чем устрашающий. Джильом дает фрагментарное изображение головы Хару: у демона выдающийся нос, глаза дикие, рот открыт в хищной усмешке.

Из перечисленных изображений видно, что Хару нигде не изображен как проводник души, напротив, он имеет своим атрибутом молот как символ смерти. Следовательно, он – убивающий демон, олицетворение самой физической смерти. Сцены, в которых изображен Хару, это или жертвоприношение или убийство. Хару изображался рядом с адским псом Цербером – сторожем Загробного мира, что говорит о том, что сам он не сторож, а демон устрашающий и карающий. На то, что этрусский Хару не идентичен древнегреческому Харону, указывает и его ужасающий вид, который проводнику в Загробный мир просто не нужен. Еще одним аргументом в пользу того, что Хару не проводник, а олицетворение физической смерти, причем. Скорее всего насильственной, является то, что он изображен рядом с демоном проводником души Ванф, и в руках у него его смертоносное оружие. Если Хару – проводник души, то в данной сцене непонятно, зачем душе два демонических проводника. Скорее, один из персонажей – сама Смерть, а другой персонаж – проводник души. Некая карикатурность в облике Хару в позднее время находит в свете того, что Хару – олицетворение физической смерти, вполне понятное объяснение. В эпоху заката своего государства этруски относились к смерти довольно стоически и с известной долей черного юмора, что объяснимо существованием психологической защиты перед угрозой опасности. Они свято верили в предсказании последнего срока жизни своего народа, а римская экспансия на их территории подтверждала это предсказание. Фатальный подход к жизни и смерти во многом и обусловило падение Этрурии перед римскими захватчиками.

На саркофаге из Тарквиний изображены лев и гриф, терзающие добычу, а по бокам от них изображены демоны Хару и Тухулка. Вероятно, Хару олицетворял саму Смерть, а Тухулка – муки и смерть души. Хару символически изображался как лев, терзающий добычу, он обозначал физическую смерть человека. Отметим, что на ряде изображений голова Хару прикрыта куском львиной шкуры, что также сближает его с символикой льва терзающего.

Хищные птицы относились этрусками к посмертным мучениям и гибели души, так как они уничтожали глаза, через которые душа человека, находящаяся по представления этрусков в голове, связывалась с внешним миром, и гениталии, указывающие на возможность посмертного сакрального брака души умершего с богиней и дальнейшее ее перерождение. Данное изображение символизировало полную смерть человека, его физическое и духовное уничтожение.

Хару на вазе из Вульчи, 300 год до н.э


Некий демон со змеями в руках и окрашенный в синий. Возможно, это Хару или Тухулка. Фреска из гробницы в Тарквинии, V в. до н.э.


Тухулка или Тухулха – демон смерти, по предположению – демон смерти души человека, так как он соотносится с хищной птицей и имеет голову птицы. Тухулка имеет много общего с Хару, они часто изображались вместе, как свидетели или исполнители воли богов Преисподней. Имя Тухулки встречается на этрусских памятниках начиная с IV века до н.э. В облике этого демона имеются человеческие и звериные черты. Вид он имел довольно жуткий, был птицеголовым и из его хвоста выползали змеи. В могиле Орка он изображен как существо с крыльями грифа, ушами лошади, подымающимися в виде змей над головой волосами.


Существует довольно много изображений этого демона. Так, например, на краснофигурном кратере из Вульчи изображены Харон с молотом и Тухулка с двумязмеями в сцене прощания супругов.

Краснофигурный кратер из Вульчи с изображением Хару и Тухулка. В центре картины – прощающиеся царь Фер Адмет и его супруга Алкестида



В барельефах встречаются страшные сцены: демоны, вооруженные луками и стрелами, увлекают за собой души мертвых в Загробное царство, где чудовищный Тухулка избивает их своим огромным посохом. Тухулка иногда изображался с двузубыми вилами, что является характерным признаком греческого царя Подземного царства – Аида.

Имя Орка в латинских надписях в двух случаях из девяти имеет написание Orchus. Форма Orchus указывает на этрусское происхождение этого имени. У римлян именем Оркус называли то бога Загробного царства, то само Загробное царство, а то и демона увлекающего туда свои жертвы. Но в большинстве случаев римляне и этруски почитали Орка как хозяина Подземного мира с карательными функциями. Он сохранял черты самостоятельного божества в пантеоне этрусков.

Орк наказывал за нарушение обещаний, и его именем клялись. Попробуем разобраться, почему имя этого бога использовалось для самых нерушимых клятв. Для понимания этого обратимся к греческим верованиям. У греков самой страшной клятвой была клятва подземными водами реки Стикс. Даже бог, нарушивший такую клятву, лежал бездыханным 10 лет. Попадание в мире Смерти в реку Смерти означало смерть в царстве мертвых, что могло приравниваться к потере или смерти души, ее растворению в Первоматерии реки Смерти. Возможно, культ Орка был связан с путешествием душ в Загробном мире и силой незыблемого закона этого мира. Если Орк был связан с перевозкой души через реку Стикс, то и клятва этой рекой могла быть перенесена на само имя этого бога.

Поскольку этрусская мифология была включена в римскую и смешана с греческой мифологией, Орк со временем потерял свою отдельную идентичность, позже образ Орка слился с другим богом, Диспатером, а ещё позднее оба этих божества окончательно растворились в образе бога Плутона, римского аналога греческого Гадеса (Аида) и Плутон стал "владельцем" всех функций царства мертвых. Орк стал до некоторой степени просто дополнительным названием для Плутона, но немного более злым и наказывающим воплощением Плутона. В новом мифологическом представлении Орк - его коллега, предназначенный к тому, чтобы в конечном счете быть отодвинутым возрастающим в своем значении Плутоном.

Этруски изображали Орка в виде бородатого демона, покрытого шерстью и иногда крылатого, часто с наточенными рогами, клыками и хвостом; этот дух уносил человеческие души в загробный мир. Возможно что именно Орк послужил прототипом более современных бесов. Интересно, что имя Орка может быть родственно русскому слову «рака» - «гробница».

Символами римского Орка были колесо и молот; в маске Орк выходил на гладиаторских играх служитель арены, чьей обязанностью было добивать тяжело раненых гладиаторов. Также считается, что образ Орка вошёл после упадка его культа в низшую мифологию Италии и соседних стран, дав названия различным мифическим чудовищам — итальянским orco, французским ограм и так далее. Название толкиновских орков тоже вдохновлено названиями подобных чудовищ (о чём сам Толкин, в частности, упоминал в письмах).

Существует мнение, что Орк, все же – персонификация самого Загробного мира, в то время как Хару, Ванф и Тухулка – психопомпы.
Орк также ассоциировался и с Хару и часто изображались они в схожей манере.

Хару-Орк


Этруски изображали Орка в виде бородатого демона, покрытого шерстью и иногда крылатого, часто с наточенными рогами, клыками и хвостом; этот дух уносил человеческие души в загробный мир. Возможно что именно Орк послужил прототипом более современных бесов. Интересно, что имя Орка может быть родственно русскому слову «рака» - «гробница».

Символами римского Орка были колесо и молот; в маске Орк выходил на гладиаторских играх как служитель арены, чьей обязанностью было добивать тяжело раненых гладиаторов. Также считается, что образ Орка вошёл после упадка его культа в низшую мифологию Италии и соседних стран, дав названия различным мифическим чудовищам — итальянским orco, французским ограм и так далее. Название толкиновских орков тоже вдохновлено названиями подобных чудовищ (о чём сам Толкин, в частности, упоминал в письмах).Орк также ассоциировался в другим божеством Загробного мира - Харуном и часто изображались они в схожей манере.

Орк. Парк монстров в Бомарцо, ок. 1540.


Ванф (Vanth) - это другой популярный демон (демонесса) преисподней у этрусков. По своим функциям она схожа с Хару (Харуном). Она относится к демоническому множеству Манов, она демон Загробного мира, близка к Леинт, часто изображена вместе с демоном Харуном. Её постоянными атрибутами были: свиток, факел, меч, змеи, обвивающие её руки, и ключ. Ванф изредка отождествлялась с греческими Фуриями - богинями мести. Иногда Ванф изображалась и как мужчина, но на фреске из гробницы Франсуа в Вульчи II-I в. до н.э. изображена как девушка с короткими волосами и в коричневом хитоне, за ее спиной крылья, в руках музыкальный инструмент, что поддерживает гипотезу о неопределенности пола Манов.

Изображение Ванф на терракотовой урне


Подразумевается, что это бронзовая статуэтка изображает Ванф, V в. до н.э., обнаружена возле Везувия

Хару с молотом и Ванф. Гробница в Тарквинии


Изображение Ванф на вазе, держащей в руках свиток с собственным именем


Хару, Ванф и др. демоны преисподней Орка на саркофаге Лариса Пулена магистрата, ок. 275—250 до н.э.


Функции Ванф реконструируются по её (его) символическим атрибутам. Она, видимо, относилась к "пишущим демонам" - свиток в её руках мог содержать список прижизненных дел покойного. Факел, как атрибут, должен освещать путь в Загробный мир, ключ символизирует открытие ворот между мирами, меч и змеи напоминают о неминуемом воздаянии грешнику. Музыкальный инструмент на фреске из Вульчи показывает, что данный конкретный покойник будет прославлен и награжден в Загробном мире. Изображение - как бы благое пожелание умершему. Маны - боги Загробного мира позднее соотносились с духами предков. Ванф, скорее, помогает, предупреждает, свидетельствует и проводит в Загробный мир души умерших, чем карает. В отличие от Тухолки и Харуна, вид её не носит зловещего оттенка. Это тоже указывает на то, что Ванф - не карающее божество.
Иногда её имя интерпретируют как «та, что держит дверь».
Ванф – скорее вестница смерти, иконографически близкая Эриниям (Фуриям), а типологически – скандинавским Валькириям, или, например, славянским Вилам, балтским Велям. Эти девы забирали души мертвых в потустороннее царство и также имели крылья и прочие птичьи черты.

Ванф ведет души к Хару, гробница в Тарквинии, III в. до н.э.


Ванф отождествляется с Хару через мужской образ сливаясь с фигурой самого Орка. Тот же атрибут - молот.


Стоит также упомянуть божество по имени Айта (aita, также пишется eita – Эйта в этрусских надписях) – это этрусское имя, эквивалентное греческому Аиду, божественного правителя подземного мира. Он изображен лишь в нескольких образцах живописи в этрусских гробницах, таких, как Гробница Голини из Орвието и Гробница Оркуса из Тарквинии. Айта также изображен со своей женой Ферсипнеей (этрусский эквивалент Персефоны у греков). На одной из погребальных урн с пеплом он изображен как антропоморфный бородатый мужчина, одетый в плащ из кожи и в меховую шапку, возможно из собачьего или волчьего скальпа, с большим жезлом, вокруг которого намотана змея; он готовится увести в подземный мир человека, чей прах был внутри урны, и чей дух проходит сквозь врата на тот свет. На голове покойного надет металлический колпак гаруспика, провидца.



Имя Аита было непроизносимым, из-за табу на это имя, пользовались эпитетом бога тьмы, называя его – Sur – «черный», Suri – «чёрная». Богу тьмы Sur Aita – Черному Аиду часто приносили жертвы, предлагая расплавленные свинцовые слитки; этот металл, несмотря на светлый цвет, назывался Latins plumbum nigrum. В честь Sur Aita были воздвигнуты базальтовые или вулканические камни черного, синеватого или темно-зеленого цвета, несущие знак молнии, символ власти Бога над стихиями природы. Найденные в посвященных ему святилищах подношения стрел и дротиков, свидетельствуют о том, что Sur Aita считали богом лучником, видимо, преимущественно, карающим.

Плиний сообщает историю о том, как некий демон в волчьем образе пытался вырваться из подземного мира и опустошить окрестности Вольсинии, но едва приподняв крышку колодца, он был тот час же загнан обратно. Приводится имя демона Олта ; одни полагают, что по-этрусски оно звучало, как Велфа, другие, что имеется в виду Аита. 

*

Этрусские МАНЫ, к которым в том числе относились Орк и Ванф, изначально ассоциировались с Луной, вообще с водной стихией.

А.Е. Наговицин в своей книге «Боги этрусского пантеона» пишет :

«Имя "Ман" происходит от слова "человек". Более древнее смысловое значение этого слова восходит к наименованию месяца. Так, например, во Фригии бог месяца и смерти Мен умирал и нисходил в Подземный мир. Он изображался как безбородый юноша с серпом за плечами. Серп, возможно, был намеком на "ущербность" месяца и связь лунного календаря с сезонностью сельскохозяйственных работ, что подтверждается покровительством Мена растительности. Русское слово "месяц" аналогичное происхождение. Оно также связано со словом "мерить", намекая на лунные фазы, то есть "полноту" или "ущербность" месяца. Тот же смысл несут имена индоевропейского бога Менса - месяца, брата или мужа богини Солнца - Сау, балтийского месяца Менеса, мужа богини солнца Саулес, готское Мен - месяц, греческой Луны-Мены и скандинавского мифологического бога месяца - Мани, брата Соль - Солнца, управляющего ходом звезд.
Одновременная семантическая связь имени Манов с Луной и их же отношение к Подземному миру не должна удивлять. Хорошо известно представление древних египтян и ассиро-вавилонян о посмертном нахождении души и в Подземном мире, и среди созвездий. В ряде случаев мыслилось, что на небо попадают только достойные души. Даже древние греки говорили о том, что тот или иной их мифический герой был взят на небо в виде созвездия. Например созвездий Персея, Андромеды, Геракла.

Само имя Манов указывает на древность этрусского верования в них и на его изначальный характер. По-видимому, Маны, или их прототип, были в глубокой древности связаны с лунной символикой, культом первопредка и мужским началом. На это указывает связь однокоренных с именем Манов понятий в различных космогонических системах с культом луны и месяца. Соотнесение имени Манов с символикой луны дает основание обратиться к сравнению культа Манов и их матери богини Мании с культом лунной богини Аритими.
Культ Аритими включал в себя сакральные обряды, женской жреческой магии. Помимо этого, богиня Аритими в древности была связана с представлениями о перерождении души и вечной жизнью. Близость богинь Мании и Аритими косвенно подтверждается тем фактом, что обеим богиням, этруски приносили обильные человеческие жертвы. Кроме того, Мания считалась богиней ритуального безумия, а воздействие лунных фаз на протекание психических заболеваний было хорошо известно как в древности, так и теперь. Достаточно вспомнить явление лунатизма или обострение маниакальных депрессий в полнолуние...»


Для установления соответствия между Манами, богинями Манией и Аритими приведенных "совпадений" явно недостаточно, но хорошо известно, что в древнейших жреческих представлениях существовал мрачный культ "темной луны", который по своей природе был близок к кровавым обрядам богини Мании. Также с культом Манов очень близка древнегреческая богиня Геката. Она являлась демонической ипостасью лунной богини Артемиды/Аритими. Она отвечала за магию и колдовство, подобно богине Мании была связана с душами предков и карающими силами Преисподней. Ритуальные и мифологические функции богини Гекаты связывают ее культ с культами таких богинь, как Аритими/Артемиды ипостасью которой она считалась, с хтоническими богинями Манией и Медузой, а также со всем множеством демонов Манов. В том числе с Оркусом и Ванф.

Как говорилось выше, Маны часто изображались то в женском, то в мужском обличии. Почему так?

…из книги «Боги этрусского пантеона» :

«Ранее говорилось, что слово "ман" семантически связывалось с месяцем и мужским началом, при этом Солнце являлось женским божеством. Такие представления господствовали еще во времена матриархата. При патриархальном правлении основному божественному началу - Солнцу стали присваивать мужские признаки, а сам правитель, зачастую отождествлялся с Солнцем. Луна и Солнце в мифологических системах всегда образовывали небесную пару, поэтому Луна была отнесена к женскому началу. Неустойчивость отнесения Солнца к женскому или мужскому началу видна на многих этрусских памятниках (см. разделы "Каве" и "Усил"). Даже в русском фольклоре Солнце и Луна имеют неустойчивые половые признаки и рассматриваются то в мужской, то в женской ипостасях. Для обозначения одного и того же светила в русском языке имеется слово мужского рода "месяц" и слово женского рода "луна".

Когда женское жреческое правление было свергнуто или отодвинуто в сторону, жрицы, возможно, преследовались из-за их претензии на власть, поэтому Луна, ставшая женской покровительницей, стала и покровительницей тайных женских жреческих коллегий, которые впоследствии в Европе были названы ведьмами. Подобное отрицательное отношение к ведьмам имело место еще в Римской Империи, что видно из текста романа "Метаморфозы" римского писателя Апулея. Таким образом, ночное светило из покровителя мужчин постепенно стало покровителем женской магии и защитницей женщин. Ярким примером лунной богини, связанной с женскими магическими обрядами является богиня Геката. Мы полагаем, что это относится также к культу богини Мании и Манов в верованиях этрусков. Поэтому половая принадлежность богов Манов, связанных с луной и Загробным миром, у этрусков не носила четкого характера.»


Демоны Маны, в поздние этрусские и ранние римские времена, представлялись, по римским источникам, как добрые боги, в отличие от Лемуров. Их просили даровать за добродетельную жизнь блаженство покойному. Они считались покровителями каждого рода, местности и города, хранителями гробниц. С ними связана страшная подземная богиня Мания, насылающая безумие. Маны в поздние римские времена слились с Ларами и Гениями, как души умерших. Доброту Манов нужно понимать с известными оговорками, так как их боялись и нарушения обрядов, связанных с культом Манов могло повлечь за собой серьезные последствия. Кроме того, Марциан Капелла указывает на существование добрых и злых Манов (Mart. Cap., II, 165). В небесном каталоге этого автора Маны занимают два места в зависимости от своих характеристик.

Этрусские Маны, в отличие от их более поздних римских аналогов, были богами, а представление о них только как о душах предков имело поздний характер. Маны считались гарантами этрусских законов и благополучия, символом которых являлся негасимый огонь как в доме каждой семьи, так и Священный Огонь города. В древнейшие времена хранительницей священного очага была женщина, со временем эта функция перешла к мужчине, а на уровне города – к Лукумонам.

Празднество в честь Манов – Februarius (от februare «совершать очистительные обряды, очищать») приходилось на последний месяц года, когда происходило культовое очищение в праздник Фебрууса, этрусского бога подземного царства. Жрецы в это время выходили на улицы и хлестали прохожих ремнями из козлиных шкур (которые назывались фебралиями). Праздники длились в течение девяти дней (13 – 21 февраля). Кульминация Фебралий приходилась на последний день – 21 февраля, и сопровождалась торжественной трапезой в честь предков.
28 февраля – последний день года в этрусском календаре. Относились к нему очень серьезно, и подготовка к переходу в новый год была связана, в первую очередь, не с приготовлением пиршественного веселья, как ныне принято, а с очищением. Возле многих храмов имелись священные пруды, которые как раз и были предназначены для этого: омовение в них избавляло от скверны, напастей и прочего. В ходе соответствующих ритуалов основным намерением этрусков было очищение как священнодействие, направленное на благую и успешную жизнь в новом году.
В дни поминовения усопших Манам римлянами приносились жертвы. Известно, что, например, в Каристии на могилы предков приносили угощение, а само место захоронения украшали цветами.
В праздник Паранталии открывался, закрытый «камнем Манов» (lapis manalis), вход в подземелье – Мундус, считавшийся входом в мир мертвых, и духи предков выпускались на свободу для общения со своими потомками. (Ovid. Fast., IV, 821 сл.) Историк Древнего Рима Ж.Бейе описывает священную процессию, которая несла камень по улицам Рима, выпуская из Загробного мира не только предков Манов, но и дождь. Ибо считалось, что Маны имеют власть над подземными водами.

Каждый из 12 городов Этрусского Союза обязательно должен был иметь свой мистический центр Мундус для общения с Подземным миром. Известно, что изначальный Рим был заложен по обряду этрусков. Закладка города являлась действием сакральным. Основанный город ограждался от внешнего мира городской чертой (опахивание ритуальной бороздой). Сама борозда, согласно этрусскому ритуалу должна была очертить окружность, что соответствует представлениям этрусков о Небесном мире – Темплум (templum). Священные стены города на этрусском назывались tular spular, а на латыни – померий. Интересно описание закладки Рима у Плутарха в «Ромуле»:

«Там, где сейчас находится Комиций – место народного собрания, вырыли круглую яму, куда положили начатки всего, что по закону считается чистым, по своим свойствам необходимым. Потом каждый бросил туда горсть земли, принесенной из тех краев, откуда пришел, и землю эту перемешали. Яму эту по-латыни называют так же, как и небо – Мундус. Она должна была служить как бы центром круга, отмечающего границу будущего города. Основатель города вложил в плуг медный сошник, впряг белого быка и корову и, погоняя их, провел глубокую борозду по намеченной линии границы города. Шедшие за ним откидывали поднятый плугом пласт внутрь, по направлению к городу, следя за тем, чтобы ни один комок не лег по другую сторону борозды... На месте предполагаемых ворот сошник вытаскивали, а плуг приподнимали над землей так, что борозда прерывалась. Поэтому вся стена, кроме ворот, считается священной». (Plut. Rom. 11)

Белый цвет быка и коровы связан с цветом, угодным небесным богам, сами бык и корова символизировали Небесную пару Тина (Зевс) и Уни (Юнона), которые как бы сами основывали город и определяли его границы. Бросание в общую яму горсти земли, принесенной с родины – важнейший обряд при закладки города, так как этруски и италики верили, что в родной земле заключены души предков. Поэтому, заложенный по такому обряду город становился их истинной родиной, куда переселялись души предков.

Мундус в Риме находился на Палатинском холме. Он открывался 3 раза в год. Во время открытия Мундуса Манам приносились жертвы – молоко, вода, вино, кровь черных баранов, овец, свиней. Во время жертвоприношения Манам все храмы были закрыты, а свадьбы запрещались. Овидий в «Фастах» описывает обряд поклонения Манам:

«Честь и могилам дана. Ублажайте отчие души.
И небольшие дары ставьте на пепел костров!
Маны не многого ждут: они ценят почтение выше
Пышных даров. Боги Стикса отнюдь не жадны.
Рады они черепкам, увитым скромным веночком,
Горстке малой зерна, соли крупинке одной,
Хлеба кусочку в вине, лепесткам цветущих фиалок:
Все это брось в черепке посередине дорог.
Можно и большее дать, но и этим ты тени умолишь.
И помолись ты еще у погребальных костров».


(Пер. Ф.Петровского)