Церера
(лат. Cerēs) – в древнеримской мифологии – богиня земли, плодородия,
земледелия, жатвы, зерновых культур. В первую очередь – она ответственна за
произрастание и созревание злаков и других растений. Церера – Богиня, вдыхающая
жизнь во все растения. Защищает молодые побеги от непогоды, сорняков и других
опасностей. Вместе с Теллурой она посылала в помощь посевам легкий теплый ветер
и питающий корни растений дождь. Это богиня колосящихся полей и большой
жатвы. Такова ее основная функция. Церера – плодоносящая мать Земля, растящая
злаки, защищающая урожай о грабителей.
Церера – единственное из многих сельскохозяйственных божеств Рима, внесенное в список Dii Consentes , это римский эквивалент Двенадцати олимпийцам из греческой мифологии. Кстати, там божества распределены парами, и Церера стоит в паре с Меркурием. Римляне видели в Церере аналог олимпийской греческой богини плодородия Деметры. Но во многом Церера остается самодостаточной, римской богиней.
Изначально Церера была наиболее почитаемой среди плебеев. Авентинская триада божеств Цереры, Либера и Либеры противопоставлялась патрицианской Капитолийской троице Юпитера, Юноны и Минервы. Позже Церера в своих земледельческих функциях стала исключительно почитаться, и встала над такими божествами связанными с плодородием как Либер, Венера, Флора, Робиг, Эвентус.
Марциан Капелла указал, что в пятом участке неба находится Церера – "почва", и отец Земли – Вулкан и Гений. На модели бронзовой печени из Пьяченцы, в том же секторе, куда Марциан Капелла помещает Цереру, расположено божество "Тесит", упоминаемое и на пеленах Загребской мумии. Видимо, "Тесит" – местное божество земледелия и также отождествлялось с Церерой.
Древнейшая
италийская форма Цереры – богиня Керра обладала властью над Геркле/Гераклом,
что видно из сакральных формул Агнонской надписи: "Геркле Керры" – (Геракл, "принадлежащий"
Керре/Церере). Подобная зависимость наблюдается между Геркле и богиней Уни,
усыновившей Геркле, а значит, получившей над ним права матери. В качестве
изобретателя и покровителя законов, Церера также близка к богине Уни,
покровительнице царской власти, а также к Менрве – покровительнице ремесел,
искусств и законов. Менрва как покровительница законов выступает в первую
очередь как возможная мать бога Тага, давшего этрускам эти законы. Видимо,
Церера – одна из ипостасей богини Уни, хотя есть мнение, что она связана с
Менрвой (Macrob., Sat., 1, 12, 17).
Церера – дочь Сатурна и Опс. Опс – богиня земли. Ее эквивалентом в
греческой мифологии была Рея.
Церера в
качестве богини плодородия обеспечивала человеческий род урожаями и отвечала за
плодородие земли. Даже люди городские отправлялись в сельскую местность
выращивать собственную пищу, печь хлеб, консервировать фрукты и одарять своей
щедростью других, выражая таким образом аспект матери-природы, присущий Церере.
Cerēs происходит от прото-италийского *keres «с зерном, Церера», в конечном
счете, от прото- Индоевропейское * erh₃-os («питание, зерно»), производное от корня * erh₃- , что означает «кормить».
Согласно
античным представлениям, происхождение имени римской богини плодородия связано
с латинским словом gerere «вынашивать», «порождать», «производить».
Древнеримский учёный-энциклопедист Марк Теренций Варрон цитирует Квинта Энния
«quae quod gerit fruges, Ceres» («так как она рождает фрукты, именуется
Церерой»), добавляя, что на начальных этапах развития латинского языка «C» и
«G» были тождественны. Мавр Сервий Гонорат связывает её имя со словом creare
«производить», «создавать». В комментариях к произведениям Вергилия содержится
утверждение «Ceres a creando dicto'» — «Цереру именуют так, за то, что она
создает».
Как бы там ни было, но на протяжении всей римской эпохи имя Цереры было синонимом зерна и, соответственно, хлеба.
Мраморная статуя Цереры. I в. н.э.
«Панэм эт цирцензэс!» — ревела римская толпа, требуя от своих повелителей даровой пищи, то есть хлеба, и бесплатных развлечений, то есть зрелищ, в награду за ту поддержку, которую она оказывала им. Хлеба и зрелищ! В общем, с древних времен у человека сформировалось особое отношение к хлебу – почтительное, уважительное. Достаток в доме в те времена всегда определялся количеством запасенного хлеба.
Иногда Церера напрямую ассоциировалась с Матерью-землей, потому что Богиня
олицетворяла плодородную землю, на которой все произрастает, все цветет и пахнет, а поля – колосятся…
Собственно Церера, как и Деметра в Греции чаще всего изображалась со снопом пшеницы или с рогом изобилия, или с факелом, или с тем и другим одновременно. В поздне-средневековом и ренессансном искусстве она часто изображается с серпом. Все это – её прямые атрибуты. В классической скульптуре или живописи Церера нередко изображается и держащей змею в руке, либо они подле ее ног...
Богиню жатвы, покровительницу плодородия, дарительницу урожая – Цереру, глубоко почитали римские земледельцы. В первую очередь. В эпоху борьбы патрициев и плебеев в Риме, Церера возглавляла плебейскую триаду богов. После примирения патрициев и плебеев, Церера стала почитаться как общая богиня, однако изначально, Церера все же, – одна из главных богинь почитаемых плебсом (население Древнего Рима, первоначально не пользовавшееся политическими правами, в отличие от патрициев). Она была более близка простому люду. Церера очень почиталась как охранительница сельской общины.
Деметра (др.-греч. Δημήτηρ, также Δηώ) — древнегреческая богиня плодородия и земледелия. Её имя означает «Мать-Земля» (гр. da/ga, «земля»: Demeter — буквально «земля-мать»); по спорной гипотезе, оно упоминается в микенских текстах как da-ma-te.
Деметра — вторая дочь Кроноса и Реи и мать Персефоны, жены Аида(Плутон). Сестра Зевса (Юпитер), Геры, Гестии, Аида (Плутон) и Посейдона (Нептун). Согласно легенде, была сожрана своим отцом Кроносом (Сатурн), а затем извлечена из его утробы.
По одной из версий, Деметра какое-то время была замужем за критским богом земледелия Иасионом. От их союза, заключенного на трижды вспаханном поле, родился Плутос — божество богатства и плодородия (не путать с Плутоном) и Филомел. По Диодору была матерью Эвбулея.
У орфиков она отождествляется с Реей как матерью Зевса, от которой он родил Персефону.
Зевс соблазнил ее в образе змеи. Согласно фригийскому мифу, Зевс в образе быка соблазнил свою мать Деметру-Рею, которая получила имя Бримо.
Посейдон соблазнил ее в образе коня.
Eе дочь — Персефона была царицей подземного царства мертвых.
Учредила в честь Геракла Малые мистерии для его очищения от убийства кентавров.
Деметра — олимпийская богиня, одна из самых почитаемых. Она отвечает за производительные силы земли, произрастание и созревание злаков, по касательной — за Подземный мир. Она являет космический порядок через смену времен года и природную последовательность работ земледельческого цикла. Богиня плодородной нивы.
Изображалась как прекрасная женщина с золотистыми волосами, одетая в голубые одежды, или (в основном, в скульптурах) как почтенная, внушительная, сидящая на троне женщина.
У индоевропейских народов ее называли Матерью-Землей (гр. Demeter, слав. Мать-Сыра Земля, инд. Prthivi-Matar). Одновременно Деметра — «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию.
• Анфея — эпитет Деметры как матери Евбулея.
• Ахея (Ахена) — «Скорбящая».
• Геркинна.
• Гермиона — имя Деметры и Персефоны в Сиракузах.
• Део («Део конеродная») — имя Деметры в пророчестве Пифии аркадянам.
• Деоида — Деметра либо её дочь, соблазненная Зевсом в облике змеи.
• Европа («Широкоглядящая») — эпитет Деметры, святилище в Лебадии. Была кормилицей Трофония.
• Иул — демон снопа, почитавшийся в гимнах.
• Каллигения.
• Мелена (Мелайна).
• Просимна.
• Сито — «Хлебодарная» — эпитет Деметры, её статуя в Сицилии. В микенских текстах упомянута si-to-po-ti-ni-ja (Сито Потния, «Владычица Хлеба»).
• Фесмофора («Законодательница/Закононосительница»). Храм Деметры Фесмофоры и Коры в деме Галимунт. Храм Деметры Фесмофоры в Мегарах. Также есть божество Фесмодотейра.
• Фурия (Турия).
• Хлоя («Зеленеющая»).
• Хтония — эпитет Деметры в Гермионе, ежегодные празднества, приносят в жертву четырёх коров. В Спарте её культ основан Орфеем.
• Эннея. От места похищения Персефоны.
• Эриния («Мстящая») — эпитет Деметры в Фельпусе (Аркадия). Есть рассказ, что Посейдон преследовал Деметру, она превратилась в кобылу и паслась вместе с кобылами Онкия, но Посейдон уподобился жеребцу и овладел ею. Деметра омылась в Ладоне, и её называют Лусия (Омывшаяся). Деметра родила дочь, чье имя нельзя разглашать непосвященным, и коня Ариона.
Вот и кошницу несут! О жены, промолвите звонко: "Радуйся, матерь Деметра, обильная кормом и хлебом!"
Будучи очень древним, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты Нила. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исейоном (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах. Вероятно, изначально она была локальным божеством Себеннита, но уже «Тексты пирамид» периода V династии указывают на ключевую роль этой богини в общеегипетском пантеоне. Изначально ассоциируясь с богом Гором, вследствие подъема народного культа Осириса Исида выступает уже сестрой и женой Осириса и матерью Гора. Ее первоначальные черты в период Нового царства переносятся на Хатор. В Гелиопольской теологической системе Исида, младшее божество эннеады, почиталась как дочь бога Геба и богини Нут, соответственно, как правнучка Ра.
В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха («Об Исиде и Осирисе»), богиня хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сет. Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию. Исида вылепила фаллос из глины (единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы), освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростертой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса.
Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Гора в тростниковом гнезде в болотах Хеммиса (Дельта).
Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери разрешиться от бремени. Исида — «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; ее призывают в беде, произносят ее имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли змея, ужалившего солнечное божество. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени».
Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Гора, ужаленного в болотах скорпионами. С тех пор, подобно богине Селкет, она иногда почиталась как великая владычица скорпионов. Свои тайные силы богиня передала Гору, тем самым вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла Гору одержать верх над Сетом во время спора за престол и наследство Осириса и стать владыкой Египта.
Одним из широко распространенных символов богини является амулет тет — «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы (камни знака Девы между прочим).
Эта богиня была хорошо известна грекам и римлянам. И ее стали отождествлять с Деметрой. Изобрела паруса, когда искала своего сына Гарпократа (Гора).
Отождествляется с Ио, дочерью Инаха, египтяне так назвали Ио.
Некоторые считают, что она стала созвездием Девы. Деметру также помещали в созвездие Девы.
В знаменитом произведении античного автора Апулея «Метаморфозы» описываются церемонии инициации в служители богини, хотя их полное символическое содержание так и остается загадкой.
Культ Исиды и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством и митраизмом. Как вселенская богиня-мать, Исида пользовалась широкой популярностью в эпоху эллинизма не только в Египте, где ее культ и таинства процветали в Александрии, но и во всем Средиземноморье. Хорошо известны ее храмы (лат. Iseum) в Библе, Афинах, Риме; неплохо сохранился храм, обнаруженный в Помпеях. Алебастровая статуя Исиды III века до н. э., обнаруженная в Охриде, изображена на македонской банкноте достоинством в 10 денаров. В позднеантичную эпоху святилища и мистерии Исиды были широко распространены и в других городах Римской империи, среди которых выделялся храм в Лютеции (совр. Париж). В римское время Исида намного превзошла своей популярностью культ Осириса и стала серьезной соперницей становления раннего христианства. Калигула, Веспасиан и Тит Флавий Веспасиан делали щедрые подношения святилищу Исиды в Риме.
На одном из изображений на триумфальной арке Траяна в Риме император показан жертвующим вино Исиде и Гору. Император Галерий считал Исиду своей покровительницей.
Отдельные авторы XIX—XX веков усматривали в почитании «Черных Мадонн» в христианских храмах средневековой Франции и Германии отголоски культа Исиды. Также встречалось мнение об иконографическом влиянии образа Исиды с младенцем Гором-Гармахисом на изображение Богородицы с младенцем Иисусом (Дева), а также параллели между мотивом бегства Святого семейства в Египет от преследований Ирода и сюжетом о том, как Исида спрятала юного Гора в тростниках, опасаясь гнева Сета.
По мнению известного этнографа и религиоведа Джеймса Фрэзера, элементы культа Исиды оказали значительное влияние на христианскую обрядность.
Эмблематика
Как персонификация земного изобилия имеет корону из початков зерен, сноп колосьев или рог изобилия (наполненный фруктами, овощами), иногда серп (косу). Идею изобилия дополняет присутствие Бахуса.
Как мать, ищущая дочь, держит высоко поднятым горящий факел (иногда два) и может ехать на колеснице, запряженной драконами.
Искусство
Идея посезонно чередующихся смерти и возрождения, отраженная в мифе, была подхвачена и соединена с пасхальными и рождественскими историями, вдохновив многие творения литературы и живописи.
Примеры смотреть ЗДЕСЬ
Это интересно (из книги «Иконографический беспредел», С.О.Зотов):
...раньше среди русского
крестьянства неизбежно появлялись иконы на нестандартные сюжеты. Простые миряне
нуждались в образах, связанных с их повседневными бытом, работой и невзгодами. Так,
для хорошего урожая нужно было молиться иконе Богородицы «Спорительница
хлебов». На этом необычном образе Дева восседает на облаках будто на троне, благословляя
урожай над убранным полем. Впервые икона появилась только в конце XIX в. в
связи с неурожаем в Калужской губернии и после этого быстро распространилась по
всей России.
Необычный стиль этого образа, по своей живописи напоминающий больше пейзаж в натуралистическом стиле, нежели традиционную икону, объясняется тем, что первую «Спорительницу хлебов» написал иеромонах Даниил (Дмитрий Болотов), известный академический художник. Так как в монастыре в Оптиной пустыни, для которого была сделана эта живописная икона, уже на следующий год после ее освящения был хороший урожай, изображение сразу же начали почитать и рассылать его списки туда, где люди голодали, например в Сибирь. В разных губерниях сообщали о чудесах «Спорительницы»: при молении перед иконой якобы начинался дождь. Конечно же, такие необычные практики, весьма похожие на колдовство или народную магию, вскоре насторожили Православную церковь. Уже через два года после появления образ был запрещен Святейшим синодом. Также как и образ античной Деметры-Цереры все же растворился в потоке времени...
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов». Россия. 1911.
Частная коллекция