4.1.19

Греческая мифология. Часть VIII: P




P

2456 Palamedes - сын знаменитого мореплавателя Навплия и Климены, дочери критского царя Катрея (по другим версиям – Гесионы или Филиры). Паламед превосходил своих современников мудростью, ему приписывают изобретение нескольких букв алфавита, введение чисел, мер длины и веса, а также счета времени по годам, месяцам и дням. Он научил людей наблюдать за движением небесных светил и определять по ним курс корабля, а также распределять ежедневный прием пищи на три раза. Паламед ввел трехступенчатое деление войска; чтобы скрасить воинам однообразие лагерной жизни, он изобрел игры в шашки и кости. Как один из ближайших помощников микенского царя Агамемнона, Паламед участвовал в сборе вождей похода против Трои – бывших женихов спартанской царевны Елены. Одним из них был Одиссей, царь Итаки. Оракул предсказал Одиссею, что если он отправится под Трою, то вернется домой только через двадцать лет одиноким и нищим. Поэтому Одиссей решил схитрить и, когда Агамемнон, Менелай и Паламед прибыли на Итаку, предстал перед ними в войлочной крестьянской шапке, распахивая поле плугом, в который были запряжены осел и вол, и засевая пашню солью. Паламед, первым разгадавший его хитрость, выхватил из рук Пенелопы, жены Одиссея, младенца Телемаха и посадил его на землю перед приближающейся упряжкой. Одиссей поспешил остановить животных, чтобы не погубить своего единственного сына. Так было доказано, что Одиссей в здравом уме, и ему пришлось присоединиться к походу и идти под стены Трои. Одиссей не простил Паламеду его проницательности и впоследствии жестоко отомстил ему.


Паламед пользовался большим авторитетом в греческом войске. Во время второго сбора войска в Авлиде, когда Артемида потребовала принести ей в жертву Ифигению, но Агамемнон отказался пожертвовать дочерью, греки поклялись, что, если Агамемнон будет упорствовать и дальше, то они изберут своим предводителем Паламеда. Вместе с Менелаем и Одиссеем Паламед был включен в состав посольства, направленного Агамемноном перед началом войны к троянскому царю Приаму с требованием вернуть Елену Менелаю. Во время Троянской войны Паламед вместе с Одиссеем и Диомедом помогал Агамемнону в руководстве ахейским войском, благодаря своей проницательности он оказал соотечественникам ряд важных услуг, несколько раз спасал их от голода. В конце девятого года войны Агамемнон отправил Одиссея на поиски продовольствия во Фракию, а когда тот вернулся с пустыми руками, Паламед стал бранить его за лень и трусость. В свое оправдание Одиссей заявил, что на его месте Паламед тоже не добился бы успеха. Восприняв это как вызов, Паламед тут же вышел в море и вскоре вернулся с кораблем, груженным зерном. Одиссей, и ранее ненавидевший Паламеда, решил отомстить. Он сообщил Агамемнону, что боги во сне предупредили его о готовящемся предательстве, из-за чего войску следует на сутки покинуть лагерь. Когда по распоряжению Агамемнона греческий лагерь опустел, Одиссей тайно закопал мешок с золотом в шатре своего недруга. Потом он заставил пленного фригийца написать письмо, якобы от Приама к Паламеду, в котором говорилось, что присланное Приамом золото – это плата, которую Паламед запросил за измену соотечественникам. Одиссей убил пленника вблизи лагеря, и на следующий день, когда войско вернулось на прежнее место, обнаруженное на трупе письмо оказалось в руках Агамемнона. Преданный суду Паламед с жаром принялся отрицать, что получал золото от Приама или от кого бы то ни было другого. Греки по предложению Одиссея обыскали шатер Паламеда и, обнаружив спрятанное в нем золото, забили последнего камнями как предателя. Некоторые, правда, говорят, что Одиссей и Диомед, сделав вид, что нашли клад в глубоком колодце, спустили Паламеда вниз на веревке, а затем забросали его камнями. Другие утверждают, что они утопили его во время рыбной ловли.  Узнав об этом убийстве, Навплий отплыл к Трое и потребовал плату за сына. Агамемнон, возглавлявший греков под Троей, отказал ему. Тогда Навплий вернулся в Грецию со своим оставшимся в живых сыном Эаксом и стал плавать вдоль побережья Аттики и Пелопоннеса, подстрекая живших в одиночестве жен своих врагов к супружеской измене. Каждой из жен убийц своего сына Навплий сообщил, что ее муж якобы возвращается из Трои с наложницей, которая станет новой царицей. Одни несчастные от такого известия покончили с собой, другие изменили мужьям. Так, жена Агамемнона Клитеместра сошлась с Эгисфом, жена Диомеда Эгиала – с Кометом, а жена Идоменея Меда – с Левком. Навплий на этом не успокоился и, когда греческий флот возвращался из-под Трои, зажег ложный маяк на горе Кафарей. Ошибочно приняв этот огонь за маяк, указывавший вход в безопасный Пагасейский залив, множество греков (среди которых, правда, не было знаменитых вождей) потерпели кораблекрушение у эвбейского побережья.


4832 Palinurus - спутник и кормчий Энея на пути из Трои в Италию. Отплыв из Карфагена, троянцы попали в сильный шторм, от которого укрылись в одной из сицилийских бухт. Наславшая этот шторм, чтобы потопить корабли Энея, Юнона была очень недовольна их спасением и решила, что должен погибнуть хотя бы один из троянцев. Когда корабли троянцев, переждав шторм, покинули гостеприимную бухту, она наслала на стоявшего у руля Палинура сон, и он, не удержавшись, упал вместе с кормовым веслом за борт. Ему удалось выбраться на берег, но там его схватили и убили местные жители – луканцы, а тело оставили без погребения. Во время нисхождения в царство мертвых Эней увидел тень Палинура, которую Харон отказывался перевезти через Стикс, как и других непогребенных. Эней пообещал Палинуру совершить обряд погребения и сдержал слово. Мыс, на котором погребли Палинура, стал называться по его имени.


2 Pallas (Паллада Афина) – читать ЗДЕСЬ


58931 Palmys - назван в честь одного из защитников Трои.


4450 Pan (Пан) – читать ЗДЕСЬ


2878 Panacea - дочь Асклепия, богиня исцеления. Её братья – знаменитые врачи, исцеляющие героев Троянской войны – Махаон и Подалирий, её сестры –  Гигиея («здоровье»), и Иасо («лечение»). В святилище Амфиарая в Оропе находился жертвенник, одна из частей которого была посвящена Панакее, Иасо, Гигиее и Афине Пеонии («целительнице», один из эпитетов Афины).


2674 Pandarus - сын Ликаона, царя Зелии в Ликии, предводитель ополчения из Зелии, союзник троянцев. Пандар – искусный стрелок из лука; чтобы нарушить перемирие, заключенное в связи с поединком Париса и Менелая, Афина побудила Пандара ранить стрелой Менелая. Затем Пандар выстрелил в Диомеда, который, благодаря вмешательству Афины, отделался легкой раной и вскоре убил Пандара ударом копья в лицо.


21284 Pandion - шестой царь Афин, сын афинского царя Эрихтония и наяды Праксифеи. Пандион женился на сестре своей матери наяде Зевксиппе, которая родила ему сыновей-близнецов Эрехфея и Бута и дочерей Филомелу и Прокну. Во время его царствования Аттику посетили Дионис и Деметра, и Пандион учредил в Афинах их культ. При нем же возникла война между Афинами и Фивами, в которых царствовал Лабдак; победу в этой войне одержал Пандион, во многом благодаря союзу с фракийским царем Тереем. Пандион отдал Терею в жены свою дочь Прокну, а затем, обманутый сообщением Терея о её смерти, и Филомелу. Узнав об убийстве Прокной своего сына Итиса, а также о превращении богами в птиц обеих его дочерей, Пандион умер от горя. После смерти отца царскую власть в Афинах унаследовал Эрехфей, а жреческий сан – Бут.


55 Pandora (Пандора) – читать ЗДЕСЬ


70 Panopaea - нереида. С ней состязалась в красоте Кассиопея. Спасла Ино. Вняла молитве Клоанфа. Панопея – морская богиня, которую моряки призывали во время шторма.Участница пятого из «Морских разговоров» Лукиана.


4754 Panthoos - троянский старейшина и жрец Аполлона, сын Офрия. Приам, которому Геракл, разграбив Трою, великодушно оставил троянский трон, заподозрил, что несчастья, обрушившиеся на город, объясняются его неудачным местоположением, и отправил своего племянника в Дельфы, чтобы узнать у Аполлона, так ли это. Увидев Панфоя, служившего жрецом Аполлона в Дельфах, племянник Приама, пораженный его красотой, забыл о данном ему поручении, влюбился в жреца и увез его в Трою. Приам не нашел в себе силы наказать племянника и, чтобы загладить его вину, назначил Панфоя жрецом Аполлона в Трое, а сам постеснялся обратиться второй раз в Дельфы и отстроил город заново на прежнем месте. Трое сыновей Панфоя – Эвфорб, Гиперенор и Полидамант – доблестно защищали родной город во время Троянской войны.


3317 Paris - прекрасный сын троянского царя Приама и его жены Гекубы, похитивший Елену, жену спартанского царя Менелая, что стало причиной Троянской войны. Незадолго до появления на свет Париса его мать Гекуба увидела сон, будто она родила пылающий факел, грозивший уничтожить Трою. Приам, которому она рассказала свой сон, тут же обратился к своему ясновидящему сыну Эсаку, и тот заявил, что ребенок, который вот-вот родится, станет погибелью для своей страны, а потому от него необходимо избавиться. Когда громкие крики новоржденного зазвучали под сводами дворца, убить его потребовали от Гекубы и другие ясновидцы, но она не смогла заставить себя лишить жизни собственного ребенка. Тогда Приам послал за своим главным пастухом Агелаем и поручил это дело ему. Мягкосердечие Агелая не позволило ему воспользоваться веревкой или мечом – он просто оставил ребенка на горе Иде, где того вскормила медведица. Вернувшись на гору через пять дней (по другой версии - через год) и увидев живого младенца, Агелай был так поражен, что решил подобрать брошенного малыша и принес его домой, чтобы вырастить вместе с только что родившимся собственным сыном. В подтверждение того, что он выполнил повеление Приама, Агелай принес царю отрезанный собачий язык. Некоторые говорят, что Гекуба подкупила Агелая, чтобы тот не убивал ее сына, но Приам об этом не знал. Парис вырос необычайно красивым, сообразительным и сильным. Еще совсем мальчиком он обратил в бегство шайку похитителей скота и вернул животных на пастбище, за что получил прозвище Александр («отражающий мужей»). Хотя в то время он еще был на положении раба, это не помешало ему стать избранником родниковой нимфы Эноны; Парис и Энона вместе пасли скот и охотились на горе Ида.  Именно туда Гермес в сопровождении Геры, Афины и Афродиты принес Парису золотое яблоко и повеление Зевса стать судьей в споре трех богинь. Яблоко это надлежало отдать самой прекрасной из них (яблоко подбросила на свадьбе Пелея и Фетиды, на которой присутствовали все олимпийцы, богиня раздора Эрида; надпись на нем гласила: «Прекраснейшей»). Хорошо понимая, что, отдав предпочтение одной из богинь, он вызовет вражду двух остальных, Парис все же не посмел ослушаться всемогущего Зевса и предложил богиням предстать перед ним по одной, чтобы избежать ненужных споров, и обнаженными, поскольку иначе пришлось бы судить божественных красавиц по их одеяниям. Говорят, что первой была готова Афродита, но Афина настояла на том, чтобы та сняла свой знаменитый волшебный пояс, благодаря которому всякий влюблялся в его обладательницу. Афродита согласилась, но при условии, что Афина снимет свой шлем, без которого на нее, по мнению Афродиты, просто страшно смотреть. Поэтому первой перед Парисом предстала Гера и, показав ему все достоинства своего великолепного тела, заявила, что, если он отдаст яблоко ей, сделает его самым могущественным из живущих ныне людей. Затем его попыталась склонить на свою сторону Афина, посулив сделать так, что он выйдет победителем во всех своих битвах, а также будет самым красивым и мудрым человеком в мире. Однако золотое яблоко Парис не раздумывая присудил Афродите, которая пообещала ему любовь самой красивой женщины – Елены, жены спартанского царя Менелая. Поэтому во вспыхнувшей впоследствии Троянской войне Афродита защищала троянцев, а Гера и Афина помогали ахейцам.
Спустя некоторое время Приам отправил своих слуг поймать в стаде Агелая быка, который должен был стать наградой победителю игр. Парису захотелось присутствовать на играх, и он, несмотря на возражения Агелая, отправился в Трою. Во время игр Парис решил принять участие в кулачном бою и одержал победу –  благодаря не столько мастерству, сколько отваге. Затем он выиграл состязания в беге. Обиженные своим поражением сыновья Приама снова вызвали его посоревноваться в беге – и Парис вновь выиграл, получив третью награду подряд. Рассерженные тем, что вновь принародно проиграли, Гектор и Деифоб, обнажив мечи, напали на Париса. Тот бросился искать спасения у алтаря Зевса, в эту минуту Агелай крикнул царю, что Парис – его, Приама, давно пропавший сын. Царь позвал жену, которая при виде показанной ей Агелаем погремушки, признала в Парисе своего сына. Приам отпраздновал возвращение Париса большим пиром и жертвоприношениями богам. Когда же ясновидцы вновь объявили, что Париса следует немедленно предать смерти, иначе Троя погибнет, Приам ответил, что лучше пусть падет Троя, чем погибнет его прекрасный сын.  Вскоре после этих событий Приам – несомненно, под влиянием Афродиты – отправил Париса с посольством в Спарту. Специально для этого построили флот, причем нос главного корабля был украшен фигурой Афродиты, держащей в руках маленького Эрота. Распустившая волосы Кассандра предсказала, что это путешествие приведет к огромному пожарищу, слова Кассандры подтвердил её брат Гелен. Но Приам не обратил внимание на предупреждение своих ясновидящих детей. Даже Эноне не удалось отговорить Париса от рокового путешествия; прощаясь, она сказала ему, чтобы он пришел к ней, если будет ранен, ибо только она сможет его вылечить. Когда флот вышел в море, Афродита послала ему благоприятный ветер, и вскоре Парис уже был в Спарте, где Менелай устроил в честь гостя пир, длившийся целых девять дней. На пиру Парис одарил Елену привезенными из Трои дарами, а его откровенные взгляды, громкие вздохи и смелые знаки внимания ввергли её в смятение. Но не отличавшийся наблюдательностью Менелай оставил жену развлекать гостей и править в его отсутствие царством, а сам безмятежно отплыл на Крит, чтобы присутствовать на похоронах Катрея, своего деда с материнской стороны.                       
В первую же после убытия мужа ночь Елена сбежала с Парисом и стала его возлюбленной, как только они сошли на берег. Пожалуй, идут против истины те, кто утверждает, что Елена якобы отвергла ухаживания Париса и что он увез ее силой. В Спарте Елена оставила свою девятилетнюю дочь Гермиону, но не забыла прихватить большую часть дворцовых сокровищ и много рабов. Некоторые, правда, говорят, что Гермес, по велению Зевса, похитил Елену и перенес в Египет, где она жила под защитой мудрого старца Протея; а тем временем призрак Елены, созданный Герой (или, как говорят другие, Протеем) из облаков, был с Парисом послан в Трою с единственной целью – вызвать войну.
Путешествие Елены с Парисом в Трою, по одной версии мифа, проходило без особых осложнений и заняло всего три дня, по другой – Гера наслала бурю, которая занесла корабль беглецов к берегам Финикии, по третьей – Парис, чтобы избежать погони, сознательно уплыл в противоположную от Трои сторону и долго находился с Еленой в Финикии и на Кипре. Посетив по пути Сидон, Парис предательски убил и ограбил местного царя в его собственном зале для пиров. Во время погрузки богатой добычи на корабли Парису пришлось отразить нападение сидонцев; в завязавшейся кровавой схватке он потерял два корабля. Прибыв, наконец, в Трою, Парис, несмотря на бурные возражения Кассандры, отпраздновал свадьбу. Елена снискала симпатии пораженных её божественной красотой троянцев, несмотря на бедствия, которые навлекла на их город.
Через несколько лет после безуспешных попыток греков вернуть Елену с помощью дипломатии огромные силы всех царств Эллады, возглавляемые микенским царем Агамемноном, старшим братом Менелая, высадились под Троей и осадили город. В течение длившейся десять лет Троянской войны Парис особой активности не проявил. На десятом году войны состоялся его поединок с Менелаем, в котором Парис оказался явно слабее своего противника и неминуемо погиб бы, не вмешайся Афродита: увидев, что её любимец попал в переплет, богиня окутала его волшебным облаком и доставила назад в Трою (как говорят, прямо в спальню Елены). К новому вступлению в бой изрядно перепуганного Париса вынужден был побуждать его старший брат Гектор. Однако именно от стрелы Париса, руку которого направлял Аполлон, погиб славнейший из участвовавших в войне греческих героев Ахилл, ранее убивший Гектора. Некоторые, правда, говорят, что Ахилла поразил не Парис, а принявший его обличье Аполлон. Другие утверждают, что Ахилл стал жертвой заговора, влюбившись в троянскую царевну Поликсену, которую Приам предложил ему в жены при условии, что осада Трои будет снята; по её просьбе он пришел босиком и без оружия в храм, чтобы закрепить договор принесением жертвы, и, пока Деифоб коварно прижимал его к своей груди, Парис уколол Ахилла в пяту то ли отравленной стрелой, то ли мечом.  Вскоре после гибели Ахилла под Трою прибыл больной Филоктет, которому теперь принадлежали лук и стрелы Геракла. Как только Филоктет выздоровел, он сразу же вызвал Париса на поединок в стрельбе из лука. Первая стрела пролетела мимо, вторая пронзила Парису руку, в которой он сжимал лук, третья выбила правый глаз, а четвертая поразила его в лодыжку, нанеся смертельную рану. Менелай уже хотел прикончить Париса, но тому удалось кое-как вернуться в Трою. Той же ночью его отнесли на гору Ида, где он стал умолять свою бывшую возлюбленную Энону вылечить его. Но та из жгучей ненависти к Елене лишь покачала головой в знак отказа, и Париса снова унесли в город. Спустя какое-то время Энона отошла сердцем и с корзиной лечебных трав бросилась в Трою, но Парис к её приходу был уже мертв. С отчаяния она то ли бросилась с городской стены, то ли повесилась или же сгорела на его погребальном костре.


11 Parthenope - одна из сирен, в честь которой был назван город Парфенопея, ныне известный как Неаполь.


617 Patroclus (Патрокл) – читать ЗДЕСЬ


12658 Peiraios - сын Клития (Klytios), друг Телемаха.


26763 Peirithoos - царь фессалийских лапифов, близкий друг афинского царя Тесея. Некоторые говорят, что Пирифой был сыном Иксиона и Дии, однако другие считают его отцом Зевса, который, обратившись в жеребца, ходил кругами вокруг Дии, пока не соблазнил её. 
Пирифоя достигли почти невероятные сообщения о силе и храбрости Тесея, и он решил проверить их, напав на Аттику и угнав стадо коров. Когда Тесей бросился в погоню за похитителями, Пирифой смело повернулся к нему лицом –  они тут же забыли про скот, внезапно обнялись и поклялись друг другу в вечной дружбе. Вместе они участвовали в калидонской охоте и вместе отправились в экспедицию против амазонок, в которой похитили Антиопу, ставшую женой Тесея. Решив жениться на Гипподамии, Пирифой пригласил на свадьбу всех олимпийских богов, кроме Ареса и Эриды, поскольку помнил, сколько бед принесла Эрида на свадьбе Пелея и Фетиды. Обиженные таким оскорбительным пренебрежением, Арес и Эрида устроили так, что кентавры, впервые отведавшие на этой свадьбе крепкого вина, перепились и впали в буйство. Кентавр Эвритион опрокинул стол и поволок невесту, ухватив её за волосы; его собратья последовали дурному примеру и набросились на ближайших женщин и мальчиков. Пирифой и Тесей бросились на помощь Гипподамии, отрезали Эвритиону уши и нос и с помощью лапифов вышвырнули его вон из грота. Последовавшая затем драка, в которой кентавры заживо погребли лапифа Кенея, вдавив в землю стволами деревьев или завалив скалами, продолжалась дотемна. Так началась длительная вражда между кентаврами и их соседями лапифами.
Гипподамия родила Пирифою нескольких сыновей, в том числе Полипойта, который в Троянскую войну возглавил отряд лапифов на сорока кораблях. Когда она и Федра, жена Тесея, умерли, два овдовевших героя задумали жениться на дочерях Зевса. Тесей выбрал спартанскую царевну Елену, сестру Диоскуров, и Пирифой помог ему похитить её. Поскольку Елене было тогда всего двенадцать лет и замуж выходить ей было рано, Тесей отправил её в деревню Афидны, наказав своему другу Афидну денно и нощно сторожить девочку и держать в тайне место её пребывания, после чего друзья решили добыть в невесты Пирифою саму Персефону, жену Аида. Пирифой и Тесей спустились в подземное царство и, каким-то образом заставив Харона перевезти их через Стикс и миновав сторожевого пса Кербера, вскоре постучали в двери дворца Аида. Владыка царства мертвых спокойно выслушал их сверхнаглое требование и, притворясь гостеприимным, предложил им сесть. Ничего не подозревая, они сели, куда было предложено, и оказались на троне забвения. Они приросли к каменному трону настолько, что уже не могли с него встать, не покалечившись. Их бичевали эринии и терзал зубами Кербер, а Аид смотрел на все это и мрачно усмехался.  Через четыре года Геракл, пришедший в царство Аида, чтобы по велению Эврисфея забрать Кербера, узнал их, когда те молча протянули к нему руки, моля о помощи. Персефона любезно разрешила Гераклу освободить её незадачливых похитителей и забрать их с собой, если только он сможет. Геракл оторвал Тесея от камня и возвратил его на землю, но, когда он попытался освободить Пирифоя, земля содрогнулась, и Геракл вынужден был отступить: в конце концов именно Пирифой был застрельщиком этого богохульного предприятия.  Некоторые говорят, что Геракл освободил и Пирифоя, другие же, наоборот, утверждают, что ему не удалось спасти никого и Тесей остался прикованным навеки к трону забвения, а Пирифой лежал рядом с Иксионом на золоченом ложе и перед его голодным взором возникали столы, ломящиеся от яств, которые тут же уносила старшая из эриний. Есть даже такие, кто считает, что Тесей и Пирифой никогда не спускались в царство Аида, а попытались похитить жену царя феспротов, который, вовремя проведав об их нечестивом замысле, взял, наглецов в плен, после чего бросил Пирифоя на съедение собакам, а Тесея заключил в темницу, откуда его вызволил Геракл.


2893 Peiroos - фракийский военный лидер из города Эна и союзник короля Приама, который мужественно сражался, чтобы защитить Трою от греков во время Троянской войны.


248183 Peisandros - один из участников Троянской войны.


118 Peitho (Пейто) – читать ЗДЕСЬ


11311 Peleus - сын Эака, царя острова Эгина, и Эндеиды, дочери Скирона. Любимцем Эака был его младший сын Фок, рожденный ему нереидой Псамафой, поэтому Пелей со своим братом Теламоном, подстрекаемые их матерью Эндеидой, задумали убить Фока. Они вызвали его на атлетическое пятиборье, и Теламон, как будто нечаянно, попал ему в голову каменным диском, а Пелей топором довершил дело (хотя, впрочем, диск мог метнуть и Пелей, а Теламон поработать топором). Оба они были виновны в братоубийстве и оба прятали тело в лесу, где его нашел Эак. Братьям пришлось бежать с Эгины.
Пелей нашел приют при дворе Актора, царя Фтии, приемный сын которого Эвритион совершил над ним обряд очищения от убийства. Вскоре Пелей женился на Антигоне, дочери Актора (по другой версии - дочери Эвритиона) и получил в приданое от Актора треть царства. После этого он отправился с Ясоном и другими аргонавтами в Колхиду за золотым руном. Вернувшись из похода, Пелей вместе с Эвритионом и Теламоном принял участие в калидонской охоте, во время которой, метя в вепря, случайно поразил Эвритиона.  Он снова вынужден был бежать, на этот раз в Иолк, где прошел через очистительный обряд, который совершил над ним царь Акаст, тоже участник похода аргонавтов. Астидамия, жена Акаста, влюбилась в Пелея и попыталась соблазнить его, а когда он отверг её, известила Антигону, будто Пелей собирается жениться на Астеропе, дочери Акаста; поверив клевете, Антигона покончила с собой. Своему мужу Астидамия сообщила, что Пелей пытался обесчестить её. Не смея убить человека, над которым он совершил очистительный обряд, Акаст пригласил Пелея посоревноваться в охоте на горе Пелион, где обитали свирепые дикие кентавры. В награду за его целомудрие боги вручили Пелею выкованный то ли Дедалом, то ли Гефестом волшебный меч, приносящий его обладателю победу в бою и удачу на охоте. Имея такой меч, Пелей вскоре набил множество дичи, но слуги Акаста заявили, что все это – добыча их хозяина, и стали смеяться над неумением Пелея охотиться (как говорят некоторые, таким образом Акаст пытался утомить Пелея, чтобы с ним легче было потом расправиться). Однако предусмотрительный Пелей заранее вырезал у всех убитых им зверей языки и теперь, достав их из сумки, легко доказал свою очевидную победу в состязании. После пира, на котором Пелей съел больше всех, его разморил сон. Воспользовавшись этим, Акаст украл у него волшебный меч и спрятал его в навозной куче, после чего он и его слуги покинули спящего Пелея. Проснувшись, Пелей обнаружил себя в окружении диких кентавров, готовых его убить. Но царь кентавров Хирон не только спас Пелею жизнь, но и подсказал, где спрятан меч, тут же возвращенный владельцу. 
Впоследствии Пелей жестоко отомстил Акасту и его жене. С помощью нескольких своих товарищей по «Арго» и, как говорят некоторые, Диоскуров он захватил Иолк, убил сначала Акаста, а затем дрожавшую от страха Астидамию и провел своих воинов между кусками ее расчлененного тела. По другой версии, убита была только Астидамия, Акаст же уцелел, и вражда между Акастом и Пелеем продолжилась.  Пораженный целомудрием Пелея, громовержец Зевс решил в награду дать ему в жены нереиду Фетиду. Рассказывают, что Зевс хотел жениться на Фетиде сам, но испугался пророчества мойр, которые заявили, что рожденный Фетидой сын будет намного могущественнее своего отца. Кроме того, он обиделся на Фетиду за то, что она ради своей приемной матери Геры отвергла его ухаживания, и потому поклялся, что Фетида никогда не выйдет замуж за бессмертного. Предвидя, что бессмертная нереида вначале откажется от брака со смертным, Хирон спрятал Пелея в кустарнике на берегу острова, куда, правя запряженным дельфином, часто приплывала обнаженная Фетида, чтобы насладиться дневным сном в пещере. Когда Фетида вошла в пещеру и уснула, туда последовал Пелей и сжал её в своих объятиях. Они боролись молча, но яростно. Фетида превращалась то в огонь, то в воду, то во льва, то в змею, но предупрежденный об этом Пелей не выпускал её из рук, даже когда она превратилась в скользкую каракатицу и выпустила чернила. Обожженный, мокрый, истерзанный, покусанный и измазанный клейкой жидкостью Пелей так и не дал ей уйти. Фетида сдалась, и ничто уже не могло разъединить их страстных объятий. 
Свадьбу сыграли у пещеры Хирона на горе Пелион. Гера из благодарности к Фетиде пригласила на свадьбу всех богов-олимпийцев, которые воссели на двенадцати тронах; Зевс был на свадьбе посаженным отцом. Аполлон пел свадебный гимн, мойры и музы подпевали, Ганимед обносил всех нектаром, а нереиды водили хоровод на белом песке. Толпы кентавров, украшенных гирляндами из трав, размахивали еловыми лапами и предсказывали новобрачным много счастья. Хирон подарил Пелею копье, наконечник к которому выковал Гефест, а древко отполировала Афина. Боги все вместе преподнесли Пелею золоченые доспехи, а Посейдон добавил к ним двух бессмертных коней, Балия и Ксанфа, рожденных гарпией Подаргой от бога западного ветра Зефира. Однако богиня Эрида, которую не пригласили на свадьбу, решила поссорить божественных гостей, и, когда Гера, Афина и Афродита, взявшись под руки, мило беседовали между собой, бросила к их ногам золоченое яблоко с надписью «Прекраснейшей»; это яблоко, присужденное Парисом Афродите, послужило толчком к Троянской войне. Ставший благодаря жене владельцем несметных стад, Пелей отослал часть скота во Фтию как плату за нечаянное убийство Эвритиона. Однако жители Фтии отказались принять животных, и он оставил их пастись на воле. Это решение оказалось удачным, поскольку кровожадный болотный волк, посланный Псамафой, чтобы отомстить за смерть своего сына Фока, с такой жадностью набросился на ничейное стадо, что вскоре еле полз от обжорства. Когда Пелей и Фетида столкнулись лицом к лицу с пресытившимся чудовищем, тот попробовал прыгнуть и вцепиться Пелею в горло, но Фетида сделала зловещие глаза, высунула язык и превратила волка в камень. По другой версии, Фетида умолила Псамафу унять гнев, и волк вместе с одним из зарезанных им быков был превращен в мраморную глыбу. После этого Пелей занял царский трон Фтии. Здесь он приютил и очистил от греха нечаянного убийства Патрокла, сына своего товарища по походу аргонавтов Менетия. Сюда к Пелею бежал ослепленный своим отцом Феникс, и Пелей упросил Хирона вернуть ему зрение, а потом сделал его царем соседних долопов. Фетида родила Пелею сына по имени Ахилл. Стремясь сделать сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, она закаляла младенца Ахилла на огне, а затем натирала амброзией. Пелей выхватил у нее сына, когда Фетида уже сделала бессмертным все его тело, за исключением лодыжки, которая осталась ненатертой. По другой версии, Фетида окунала Ахилла в воды подземной реки Стикс, держа его за пятку, оставшуюся поэтому уязвимой (отсюда выражение «ахиллесова пята»). Возмущенная вмешательством мужа, Фетида простилась с ним и вернулась домой в море. Пелей отнес ребенка кентавру Хирону, который вырастил его.
Когда Ахилл отправлялся на Троянскую воину, Пелей, уже слишком старый, чтобы сражаться самому, вручил сыну подаренные ему на свадьбу золоченые доспехи, копье и двух бессмертных коней. После гибели Ахилла сыновья Акаста перестали бояться Пелея и изгнали его из фтии. Пелей укрылся на острове Кос и дождался возвращения с войны своего внука Неоптолема, который изгнал из Фтии сыновей Акаста и унаследовал царство. Во время отсутствия Неоптолема, уехавшего в Эпир, Пелей защитил троянскую царевну Андромаху и рожденного ею Неоптолему маленького сына, которым угрожали гибелью Гермиона и ее отец Менелай. Затем Фетида унесла Пелея в морскую пучину и даровала ему бессмертие. По другой версии, Пелей не дождался внука и, наняв судно, отправился ему навстречу; во время этого морского путешествия он умер и был погребен, лишившись тем самым обещанного ему Фетидой бессмертия.


13181 Peneleos - привел под Трою 12 кораблей. Вождь беотийцев под Троей. В «Илиаде» убил 2 троянцев. Убил 2 воинов. Предводительствовал фиванцами под Троей, убит Еврипилом. По другим, в ночь взятия Трои убил Кореба. Сидел в троянском коне. Отец Офельта.


201 Penelope - дочь спартанского царя Икария и нимфы Перибеи, супруга Одиссея. О происхождении имени Пенелопы, означающего «утка», рассказывают разное. Одни говорят, что однажды Пенелопа, которую тогда звали иначе, чем-то вызвала гнев своих родителей, и те приказали Навплию бросить ее в море, но стая уток не дала ей утонуть и помогла добраться до берега. Пораженные увиденным, Икарий и Перибея смилостивились, и с тех пор дали дочери имя Пенелопа. Другие утверждают, что Навплий, желая отомстить Одиссею за подлое убийство своего сына Паламеда, сообщил Пенелопе ложную весть о смерти её супруга; от отчаяния Пенелопа пыталась утопиться в море, но утки не позволили ей утонуть. Некоторые считают, что Одиссей получил руку Пенелопы в качестве награды за победу в беге, другие - что Тиндарей, которому Одиссей мудрым советом помог выдать Елену за микенского царя Менелая и при этом не поссориться с остальными её женихами, убедил своего брата Икария согласиться на брак Пенелопы с полунищим по спартанским меркам царем маленькой Итаки и еще нескольких крошечных островов. Икарий очень не хотел расставаться с дочерью и после свадьбы стал упрашивать зятя остаться в Спарте, а когда тот отказался, он долго шел за колесницей, в которой уезжали молодожены, умоляя Пенелопу не уезжать, но та низко опустила покрывало, тем самым показав свое несогласие покинуть мужа. На месте этих событий Икарий воздвиг изваяние в честь скромности. Пенелопа родила Одиссею всего лишь одного сына – Телемаха, которому суждено было вырасти в отсутствие отца, так как судьба назначила последнему сначала десять лет воевать под Троей, а затем еще десять лет странствовать по свету, пытаясь добраться домой, на Итаку.  Считая Одиссея умершим, сто двенадцать знатных молодых людей с находившихся под его владычеством островов стали нагло ухаживать за Пенелопой в надежде жениться на ней и заполучить трон. Когда они в первый раз попросили Пенелопу сделать выбор, она заявила, что Одиссей несомненно жив, поскольку его возвращение домой предсказал надежный оракул. Спустя время женихи проявили больше настойчивости, но она сказала, что даст ответ, как только соткет саван на случай смерти старого Лаэрта, её свекра. Целых три года она сидела над саваном –  днем ткала, а вечером распускала работу. Так продолжалось до тех пор, пока женихи не разгадали её хитрость. Все это время они развлекались во дворце Одиссея, пили его вино, ели его свиней, овец и коров и совращали служанок.
Пенелопа не узнала мужа, когда он после двадцатилетнего отсутствия под видом нищего странника пришел во дворец. Она внимательно выслушала его долгий и обстоятельный рассказ о том, как он якобы встретился с Одиссеем, который скоро должен возвратиться на Итаку. На следующий день Пенелопа, уступая очередному настоятельному требованию женихов сделать выбор, наконец объявила (как говорят, по внушению Афины), что согласна выйти замуж за того, кто согнет могучий лук Одиссея и чья стрела пролетит через отверстия в двенадцати топорах. Никто из женихов не смог справиться с этой задачей, а попытка никому не известного бродяги, под личиной которого скрывался Одиссей, принять участие в этом состязании вызвала у них столь бурные протесты и оскорбления, что Телемаху пришлось увести Пенелопу во внутренние покои. Уже в её отсутствие Одиссей с помощью сына и нескольких сохранивших верность своему господину слуг расправился с наглыми претендентами на руку его жены и трон Итаки. Омывшись и надев богатые одеяния, Одиссей отправился к Пенелопе, которая по-прежнему не признала в нем мужа, хотя Афина и наделила его божественной красотой. Чтобы убедиться, что перед ней действительно Одиссей, она в его присутствии приказала приготовить ему постель не в опочивальне, а выдвинуть ложе из опочивальни в другую комнату. И только когда Одиссей напомнил ей, что это ложе он сам сделал из громадного пня маслины, окружив его стеной, и что сдвинуть его невозможно, Пенелопа поняла, что её супруг действительно вернулся, ибо эта тайна была известна лишь им двоим. 
Одиссею вскоре снова пришлось отправиться в странствия, чтобы умилостивить Посейдона. В его отсутствие править Итакой пришлось Пенелопе, поскольку, когда оракул объявил, что Одиссея убьет его собственный сын, Телемах отправился в изгнание. Пророчество сбылось: возвратившийся к жене Одиссей скоро стал нечаянной жертвой Телегона – своего сына от волшебницы Кирки. Проведя положенное время в изгнании, Телегон женился на Пенелопе; Кирка даровала им обоим бессмертие и перенесла на Острова Блаженных. Некоторые, правда, утверждают, что Пенелопа не сохраняла верность Одиссею, а сошлась с Амфиномом или даже со всеми женихами по очереди, и плодом этого стал неприглядный бог Пан, при одном виде которого Одиссей со стыда бежал в Этолию, предварительно с позором отправив жену к её отцу Икарию. Другие считают, что она родила Пана от Гермеса, который посетил её в образе барана.


271 Penthesilea (Пентесилея) – читать ЗДЕСЬ


13650 Perimedes - один из защитников Трои.


15663 Periphas - был убит во время Троянской войны богом войны Аресом, сражающимся на стороне троянцев.


399 Persephone (Персефона) – читать ЗДЕСЬ


174 Phaedra - дочь критского царя Миноса и его супруги Пасифаи, вторая жена афинского царя Тесея. Воспылав страстью к своему пасынку Ипполиту (сыну Тесея от первого брака) и будучи отвергнута им, оклеветала его, что привело к его гибели, и покончила с собой.


181751 Phaenops - один из героев Троянской войны.


322 Phaeo – одна из гиад.


3200 Phaethon (Фаэтон) – читать ЗДЕСЬ


296 Phaëtusa - одна из гелиад, дочь бога солнца Гелиоса и нимфы Климены (по другой версии - Нееры); вместе со своей сестрой Лампетией присматривала за сицилийским стадом Гелиоса.


30704 Phegeus - царь Псофиды в Аркадии. Фегей дал убежище Алкмеону, бежавшему из Аргоса. Очистив его от греха матереубийства, он выдал за него свою дочь Арсиною (по другой версии - Алфесибею). Однако эринии продолжали преследовать Алкмеона, и, спасаясь от них, он вынужден был покинуть Псофиду. Через несколько лет Алкмеон вернулся и стал просить вернуть подаренные им ранее Арсиное (Алфесибее) пеплос и ожерелье Гармонии, утверждая, что собирается посвятить их Дельфийскому оракулу. Фегей убедил свою дочь вернуть эти вещи, однако один из слуг Алкмеона выболтал, что в действительности их потребовала себе Каллироя, новая жена Алкмеона. Узнав правду, Фегей пришел в такую ярость, что приказал своим сыновьям убить Алкмеона. Ставшая невольной свидетельницей убийства Арсиноя (Алфесибея), не знавшая о двоеженстве Алкмеона, стала проклинать своего отца и братьев за смерть мужа, желая им всем самой мучительной смерти. Фегей безуспешно умолял дочь помолчать и выслушать его, а когда его терпение лопнуло, приказал сыновьям продать её в рабство тегейскому царю Агапенору. Узнавшая о гибели своего мужа Каллироя упросила Зевса, возлюбленной которого к этому времени стала, сделать так, чтобы её сыновья Акарнан и Амфотер, которые еще лежали в колыбели, выросли за одну ночь и отомстили убийцам своего отца. Зевс выполнил её просьбу и превратил детей Каллирои в настоящих мужчин, которые тут же взялись за оружие и умертвили не только убийц отца, но также самого Фегея и его жену


42585 Pheidippides - греческий воин, принесший весть в Афины о победе греков над персами в битве при Марафоне (12 сентября 490 года до н. э.) и умерший тут же от изнеможения и кровопотери. Как лучший бегун, незадолго до битвы Фидиппид был направлен в Спарту с просьбой прислать спартанское войско на помощь в случае поражения. Выбежав утром, он менее чем за сутки одолел бегом по горным дорогам 1240 стадиев (238 км), достигнув цели «рано на заре следующего дня», сообщает историк Геродот (ок. 484 до н. э.-ок. 425 до н. э.). Затем, не получив вразумительного ответа, бегом незамедлительно вернулся обратно. Грекам стало ясно, что помощи не будет и проигрывать битву нельзя. Не имея достаточного времени на отдых, Фидиппид, как и все мужчины (в те времена греки воевали в строю до 60-летнего возраста), принял участие в жестокой 6-часовой битве с 10-кратно превосходящим по численности противником и сразу после победы раненый и обессиленный побежал в Афины, где женщины и дети со страхом ожидали решения своей участи. Право принести весть о победе считалось у греков почётной наградой, достойной героев, и мужественный Фидиппид заслуженно потребовал это право. Весть в Афины несли несколько бегунов, но не привыкший проигрывать Фидиппид и в тот раз приложил все силы, чтобы быть первым. И это ему удалось. По легенде, добежав до Афин без остановок, он успел крикнуть «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» (греч. Νενικήκαμεν) и упал замертво.


17351 Pheidippos - внук Геракла.


10664 Phemios - певец и музыкант с острова Итака. Пением и игрой на кифаре Фемий развлекал женихов Пенелопы, однако делал это не по своей воле, а потому, что ему так велели. Когда вернувшийся на родину Одиссей расправился с женихами и их сторонниками, Фемия пощадили (кроме того, по обычаям древних греков, искусный певец пользовался священной неприкосновенностью). Когда родственники убитых женихов попытались побудить народ Итаки восстать против Одиссея, Фемий вместе с глашатаем Медонтом принялся убеждать граждан не поднимать рук на своего законного царя, которому к тому же покровительствуют боги.


2357 Phereclos - троянец. Изготовил корабль, на котором Парис плавал в Спарту за Еленой. Согласно Гелланику, оракул предсказал троянцам заниматься земледелием, а не мореплаванием, чтобы не погубить город. Во время войны Ферекл был убит Мерионом.


1869 Philoctetes - знаменитый лучник, сын Пеанта, царя города Мелибеи, и Демонассы. В поисках своего украденного стада в окрестностях горы Эты Филоктет и его отец наткнулись на Геракла, разложившего погребальный костер. Поскольку друзья Геракла отказывались разжечь костер, Пеант, уступая просьбе героя, невыносимо страдавшего от проникшего в его кожу яда, сделал это (по другой версии - приказал сыну разжечь костер), за что благодарный Геракл подарил им свои лук и знаменитые стрелы, смоченные в крови лернейской гидры. Как один из бывших претендентов на руку Елены, филоктет отправился на Троянскую войну, возглавив ополчение городов Мефоны, Мелибеи и Олизона на семи кораблях. По пути к Трое во время остановки на острове Тенедос Филоктета укусила в ногу водяная змея. По другой версии, это случилось на островке Хрисе - то ли нимфа Хриса, влюбившаяся в Филоктета, устроила так, что его укусила змея, когда тот не ответил на её чувства, то ли змея, охранявшая храм Афины на этом островке, укусила его, когда он неосмотрительно приблизился к храму. По третьей версии, Филоктет был укушен на острове Лемнос змеей, которую наслала на него Гера за то, что он осмелился поджечь погребальный костер Геракла. Согласно четвертой версии, в Филоктета попала одна из отравленных стрел Геракла, и случилось это по следующей причине. Говорят, что Геракл взял с него клятву не разглашать местонахождение его могилы, но, когда выяснилось, что Трою можно одолеть только с помощью стрел Геракла, разыскавшие Филоктета греки стали выспрашивать у него обстоятельства смерти величайшего из героев, в том числе где он похоронен. На этот вопрос Филоктет отказался отвечать, однако, не устояв перед настойчивостью греков, пошел и молча встал на то место, где в земле покоились останки Геракла. Позднее, когда отправлявшийся на Троянскую войну Филоктет проходил мимо этого места, одна из стрел Геракла выпала из колчана и вонзилась ему в ногу, как бы говоря, что божественные секреты нельзя раскрывать ни словом, ни намеком. Рана Филоктета оказалась страшно зловонной и столь болезненной, что он постоянно стонал, плакал, проклинал и ругался, приводя в трепет все войско. Не помогали ни мази, ни припарки – рана становилась все ужаснее, вопли Филоктета все громче, и окружающие уже просто не могли выносить его. Тогда Агамемнон приказал Одиссею высадить несчастного на пустынном берегу Лемноса, где Филоктету пришлось прожить почти десять лет. Выжил он лишь благодаря своему мастерству лучника, стреляя птиц и зверей; рана его не улучшалась, продолжая причинять ему страдания. На десятом году войны, когда Ахилл был мертв и греков уже стало одолевать отчаяние, Калхас (по другой версии - Гелен) предсказал, что Троя не может быть взята без лука и стрел Геракла, с помощью которых она однажды уже была завоевана. Одиссей и Диомед сразу же были посланы на Лемнос за Филоктетом. Они похитили у него лук и стрелы, однако убедить Филоктета следовать с ними в Трою им не удавалось, поскольку тот ненавидел Одиссея (именно Одиссей по приказу Агамемнона ранее высадил его, укушенного змеей, на пустынный берег Лемноса, и, как говорят, это решение Агамемнон принял не без участия Одиссея). Однако тут вмешался уже ставший богом Геракл и велел Филоктету отправляться под Трою, где он будет излечен. Филоктет повиновался, и по прибытии под Трою его вылечил один из сыновей Асклепия (по разным версиям, Махаон или Подалирий). Как только Филоктет поправился, он сразу же вызвал Париса на поединок в стрельбе из лука. Первая стрела пролетела мимо, вторая пронзила Парису руку, в которой он сжимал лук, третья выбила правый глаз, а четвертая поразила его в лодыжку, нанеся смертельную рану. 
После окончания войны Филоктет благополучно вернулся в Мелибею, однако восставшие жители изгнали его из города и он бежал в южную Италию, где основал ряд городов, в том числе Кримиссу, расположенную около Кротона. Свое знаменитое оружие он подарил местному святилищу Аполлона, защитника странствующих.


196 Philomela - дочь афинского царя Пандиона и его жены наяды Зевксиппы. В Филомелу влюбился фракийский царь Терей, муж ее сестры Прокны, когда приехал к Пандиону по просьбе Прокны, чтобы пригласить Филомелу погостить у сестры, однако ничем не выдал обуревавшей его страсти. Соскучившаяся по сестре филомела уговорила отца отпустить ее во Фракию. Терей привез Филомелу не в свой дворец, а в лесную хижину и там силой овладел ею, а затем, чтобы она никому не смогла рассказать о случившемся, отрезал ей язык. После этого он заточил Филомелу в лесной глуши, а Прокне и Пандиону сообщил, что она умерла в дороге. Однако Филомела сумела выткать на пеплосе картины своих страданий и со служанкой отправила его сестре во дворец. Увидев пеплос, сотканный филомелой, Прокна все поняла. Приближались празднества в честь Диониса, и Прокна, нарядившись вакханкой, отправилась в лесную хижину, где томилась Филомела. Переодев сестру в такой же наряд, она доставила её во дворец. Чтобы отомстить мужу, Прокна решила лишить его наследника и убила собственного сына Итиса, а затем вместе с сестрой приготовила из его мяса кушанье, которым накормила Терея. После этого Филомела появилась перед своим мучителем и швырнула ему в лицо голову Итиса; царь понял, что он съел, и, схватив топор, бросился в погоню за обратившимися в бегство сестрами. Вскоре он догнал их и уже готов был совершить двойное убийство, но вмешались боги и превратили их всех в птиц: Прокну в соловья, Филомелу в ласточку, а Терея в удода.


4543 Phoinix - сын Аминтора, верный друг Пелея. Участник Калидонской охоты. Согласно Гомеру, проклят отцом, став бесплодным, так как соблазнил наложницу отца. По другому рассказу, был ослеплен своим отцом, будучи ложно обвинен наложницей отца Фтией в том, что он её соблазнил. Спасаясь, Феникс бежал от отца к Пелею. Кентавр Хирон вернул Фениксу зрение, Пелей сделал его царем долопов. Долопы участвовали в походе на Трою. По версии, Феникс привел под Трою 50 кораблей. В «Илиаде» Гомера, один из вождей мирмидонян под предводительством Ахилла, кто вместе с Одиссеем и Аяксом убеждал Ахилла продолжить битву у Трои. Участвовал в посольстве к Ахиллу, а также в посольстве к Ликомеду за Неоптолемом. Умер после падения Трои, по дороге к молоссам, похоронен Неоптолемом.


5145 Pholus (Фол) – читать ЗДЕСЬ


39463 Phyleus - старший сын Авгия, царя Элиды. Когда Геракл пообещал Авгию дотемна очистить все его конюшни, Филей был приглашен отцом в качестве свидетеля сделки. После того как Геракл очистил конюшни Авгия, но царь отказался дать обещанную награду за труд и даже осмелился отрицать, что заключил с героем сделку, Геракл передал дело на рассмотрение третейским судьям, и Филей, вызванный им, под присягой показал правду. Авгий в ярости изгнал сына из Элиды, и тот отправился на остров Дулихий, где основал царство. Спустя годы Геракл вернулся в Элиду, убил Авгия и посадил на его трон Филея. Однако Филей правил Элидой недолго и вскоре предпочел вернуться на Дулихий. Там он женился на Тимандре, дочери спартанского царя Тиндарея, которая ради него сбежала от своего первого мужа, тегейского царя Эхема.


556 Phyllis - дочь фракийского царя Сифона, влюбившаяся в одного из сыновей афинского царя Тесея (по разным свидетельствам, либо в Акаманта, либо в Демофонта). Акамант (Демофонт) встретил Филлиду, возвращаясь с Троянской войны, и женился на ней. Однако Фракия быстро ему надоела, и он решил возобновить странствия. Заявив жене, что отправляется в Афины поклониться матери, которую не видел уже одиннадцать лет, и поклявшись всеми богами Олимпа, что вернется через год, он отправился в путь. Перед прощанием Филлида вручила мужу таинственный ларец, велев открыть его только в том случае, если он решит не возвращаться. Акамант (Демофонт) направился не в Афины, а на Кипр, где и обосновался. Когда прошел год, Филлида прокляла его, приняла яд и умерла. В тот же самый час Акамант (Демофонт), которого одолело нестерпимое любопытство, открыл ларец. Увидев его содержимое, он пришел в такой ужас, что вскочил на коня и в страхе поскакал, плашмя колотя мечом по голове лошади. Лошадь споткнулась, Акамант (Демофонт) упал, напоролся на собственный меч и погиб.  По другой версии, Акамант (Демофонт) встретился с Филлидой и женился на ней еще по пути на Троянскую войну. Когда война закончилась, Филлида зачастила на берег моря в надежде увидеть корабль своего возлюбленного. Однако из-за течи в днище выход в море задержался, и Филлида, не вынеся ожидания, умерла от горя, после чего боги превратили её в дерево. На этом дереве не распускались листья до того дня, когда Акамант (Демофонт) наконец вернулся и, печалясь о жене, обнял стройный ствол.


4086 Podalirius - сын знаменитого врачевателя Асклепия. Подалирий и его брат Махаон унаследовали отцовский талант к целительству. То ли как претенденты на руку Елены, то ли как искусные врачеватели, Махаон и Подалирий принимали участие в Троянской войне, возглавив ополчение, прибывшее на тридцати кораблях из городов западной Фессалии и северо-восточной Этолии. Под Троей они излечили многих героев. После Троянской войны Подалирий отправился вместе с прорицателем Калхасом в Колофон, а затем в Дельфы, чтобы спросить у оракула, где ему лучше поселиться. Пифия посоветовала ему идти туда, где он останется жив и невредим, если даже рухнут небеса. После длительных раздумий Подалирий выбрал место в Карии, со всех сторон окруженное горами, вершины которых, как он надеялся, не дадут упасть голубой тверди, если даже небосвод соскользнет с плеч Атланта. Здесь он женился на царской дочери, которая упала с крыши и была им излечена, и основал город Сирн.


13062 Podarkes - сын Ификла, внук фессалийского царя Филака. После гибели своего брата Протесилая в самом начале Троянской войны Подарк возглавил воинов Филака.


946 Poësia - богиня поэзии.


4867 Polites - сын троянского царя Приама и Гекубы. Полит участвовал в Троянской войне как воин и разведчик; погиб от руки Неоптолема у алтаря Зевса во дворце Приама на глазах своих родителей.


189310 Polydamas - сын троянского старейшины Панфоя, прорицатель и друг Гектора, родившийся с ним в один день. Полидамант отличался красноречием и благоразумием, он неоднократно помогал Гектору своими советами. Когда Ахилл возобновил свое участие в боевых действиях, Полидамант рекомендовал Гектору укрыться за стенами цитадели; не последовав этому совету, Гектор не только погиб сам, но и приблизил поражение троянцев.


4708 Polydoros - Сын Приама и Гекабы (или Лаофои). Согласно Еврипиду и Вергилию, был отправлен Приамом с троянскими сокровищами к царю Херсонеса Фракийского Полиместору, женатому на его сестре. Узнав о гибели Трои и желая завладеть сокровищами, Полиместор убил Полидора и выбросил его тело в море. Гекуба, согласно Еврипиду, нашедшая тело сына, отомстила Полиместору, убив его детей и ослепив его самого. Вергилий рассказывает немного другую историю в третьей песне "Энеиды": сначала беженцы-троянцы прибывают в земли фракийцев, и Эней закладывает первый свой город, назвав его "Энеада". Он хочет срезать лозу для жертвоприношения, но из стеблей течет кровь, и куст заговаривает с ним человеческим голосом. Это оказывается место погребения царевича Полидора. В ужасе Эней собирает своих людей, они проводят над этим местом погребальный обряд, а затем отплывают, бросив город Энеаду. По некой трагедии, воспитан как сын фракийского царя Полиместора и Илионы, отправился в Дельфы и, вернувшись оттуда, узнал, что он сын Приама, и ослепил и убил Полиместора. Тень Полидора появляется в трагедии Еврипида «Гекуба».


33 Polyhymnia (Полигимния) – читать ЗДЕСЬ


15094 Polymele - одна из дочерей Пелея.


20947 Polyneikes - сын фиванского царя Эдипа и царицы Иокасты, брат Этеокла, Антигоны и Исмены (по другой версии, матерью Полиника и его брата была дочь царя флегиев Эвригания). Когда выяснилось, что Эдип был женат на собственной матери, его сыновья, которые одновременно оказались и его братьями, потеряли к нему уважение. Однажды Полиник подал отцу вино в золотом кубке Лая, напомнившем Эдипу о совершенном им преступлении. В другой раз Полиник и Этеокл прислали ему недостойный его положения кусок жертвенного животного - бедро - вместо полагавшейся царю лопатки. Перед уходом в изгнание разгневанный Эдип проклял сыновей, завещав им делить наследство с мечом в руках. Провозглашенные царями-соправителями Фив братья договорились царствовать поочередно по году, но Этеокл, которому выпало царствовать первому, по прошествии года отказался уступить трон Полинику, обвинив его в недобрых замыслах, и изгнал из Фив. Полиник нашел убежище в Аргосе у царя Адраста. Здесь же получил приют Тидей, изгнанник из Калидона. Оба они пожелали стать зятьями аргосского царя, однако получили отказ. Имевший нескольких дочерей Адраст, боясь нажить себе сильных врагов при выборе зятя, ранее обратился к оракулу и получил ответ: «Впряги в колесницу вепря и льва, которые дерутся в твоем дворце».
Однажды Полиник и Тидей затеяли во дворце спор о богатстве и величии своих городов, и могло бы совершиться убийство, если бы Адраст не разнял их и не примирил. Поскольку на щите Полиника красовался лев (символ Фив), а на щите Тидея – вепрь (символ Калидона), то Адраст, вспомнив пророчество, отдал им в жены своих дочерей: супругой Полиника стала Аргия. Полиник, чтобы вернуть себе утраченную царскую власть, убедил тестя организовать военную экспедицию против Фив. Адраст попытался заручиться помощью других героев, однако встретил сопротивление со стороны ясновидца Амфиарая, предвидевшего губительный исход этого предприятия. Узнав, что Эрифила, жена Амфиарая, очень боится потерять свою привлекательность, Полиник предложил ей волшебное ожерелье – свадебный подарок Афродиты его прародительнице Гармонии. Получив ожерелье, Эрифила убедила своего мужа принять участие в походе против Фив, который возглавил Адраст. После неудачной попытки овладеть городом, в которой погибли четверо из семи пришедших под Фивы вождей, Полиник, чтобы прекратить резню, вызвал Этеокла на поединок, победитель в котором должен был получить фиванский трон. Этеокл принял вызов, и в последовавшей затем жестокой схватке оба воина нанесли друг другу смертельные раны, после чего растерявшееся аргосское войско обратилось в бегство. Занявший фиванский престол в качестве регента при Лаодаманте, сыне Этеокла, Креонт (брат Иокасты) повелел похоронить Этеокла с царскими почестями и запретил совершать погребальный обряд над Полиником, как изменником, выступившим с оружием против родного города. Антигона, сестра Полиника и Этеокла, нарушила этот запрет и совершила символические похороны Полиника, за что поплатилась жизнью.


3709 Polypoites - один из героев Троянской войны.


595 Polyxena - дочь троянского царя Приама и его жены Гекубы. Однажды в храме Аполлона её увидел Ахилл и влюбился в царевну без памяти. Ахилл послал своего отличавшегося галантностью возничего Автомедонта спросить у Гектора, на каких условиях он может жениться на его сестре. Гектор заявил, что Поликсена будет принадлежать Ахиллу в тот день, когда тот предаст своих соотечественников; Ахилл скрепя сердце отказался от своих матримониальных замыслов. Некоторые даже говорят, что Ахилл вышел из войны не из-за обиды, нанесенной ему Агамемноном, а чтобы показать свое расположение к отцу Поликсены. Когда Гермес, по велению Зевса, уговорил Ахилла принять выкуп за тело убитого им Гектора, выкуп определили в такое количество золота, сколько весил Гектор. Однако случилось так, что в сокровищнице Приама уже не оставалось слитков и драгоценных камней, а тело покойного перевешивало. Наблюдавшая со стены Поликсена бросила вниз свои браслеты и тем самым дополнила недостающий вес. Этим поступком она снова вызвала восхищение влюбленного в нее Ахилла, который предложил Приаму оставить золото себе, но отдать ему Поликсену в жены. Троянский царь ответил, что отдаст дочь Ахиллу бесплатно, если тот убедит греков снять осаду и отплыть домой без Елены. Есть и такие, кто утверждает, что Ахилл погиб не в бою от направляемой Аполлоном стрелы Париса, а стал жертвой заговора. Они говорят, будто Поликсена, которая так и не смогла простить Ахиллу смерть её брата Троила, узнала, что пята героя уязвима (есть ли на свете такая тайна, которую не выведала бы женщина у мужчины, желающего доказать ей свою любовь?). По её просьбе он пришел босиком и без оружия, чтобы закрепить договор принесением жертвы в храме Аполлона. Деифоб, брат Поликсены, прижал Ахилла к своей груди, а другой её брат Парис уколол его в пяту отравленной стрелой или, как утверждают некоторые, мечом. Умирая на руках своих боевых товарищей, Ахилл умолял, чтобы Поликсену принесли в жертву на его могиле. После взятия Трои он явился во сне своему сыну Неоптолему и другим греческим вождям, угрожая встречными ветрами задерживать их флот у троянских берегов, пока они не исполнят его волю. Прорицатель Калхас заявил, что Поликсена должна достаться Ахиллу, который любил её. Против такого решения выступил Агамемнон (как говорят, чтобы угодить Кассандре, сестре Поликсены), но стала назревать ссора, и Одиссей убедил предводителя греческого войска уступить. По решению Совета вождей Поликсену принесли в жертву на могиле Ахилла на виду у всего войска, обязанности жреца при этом выполнял Неоптолем. Затем её с честью похоронили, после чего сразу задули попутные ветры.
По Филострату, покончила с собой на могиле Ахилла до взятия Трои из любви. По другой версии, смертельно ранена Одиссеем и Диомедом при взятии города и похоронена Неоптолемом.


22227 Polyxenos - Сын Агасфена и Пелориды, внук Авгия. Получил скот, похищенный тафийцами из Микен, который затем выкупил Амфитрион (очевидно, тот же персонаж, хотя здесь хронологическая путаница). Жених Елены. Участник Троянской войны, привел 10 кораблей (либо 40 кораблей), невредимым вернулся из-под Трои. Отец Амфимаха. Его гостем был Одиссей.


308 Polyxo - вдова родосского царя Тлеполема, погибшего под Троей от руки Сарпедона. Когда Менелай и Елена по пути из Египта остановились на острове Родос, царица Поликсо, винившая Елену в смерти своего мужа, приказала родосским женщинам сжечь корабль спартанцев. Менелай выставил на палубе рабыню, наряженную в одежды Елены, и женщины, убив ее, на том успокоились. По другой версии, когда Елену после смерти Менелая изгнали из Спарты, она отправилась на Родос, где Поликсо вначале радушно приняла ее, а затем, в отместку за гибель своего мужа, приказала своим женщинам, нарядившимся эриниями, повесить спартанскую царицу на дереве.


4341 Poseidon (Посейдон) – читать ЗДЕСЬ


4348 Poulydamas - ближайший советник и стратег троянского принца Гектора. Родившимся в одну ночь, боги дали Гектору способность превосходно владеть своими руками, в то время как Полидаму дали в подарок дар грамотно рассуждать и прорицать.


884 Priamus - последний царь Трои, сын Лаомедонта и речной нимфы Стримо.  Когда Геракл спас Гесиону, дочь Лаомедонта, и убил морское чудовище, а затем потребовал обещанной награды - двух бессмертных белоснежных коней, которые могли мчаться над водой или хлебным полем, как ветер, и которых Зевс вручил Тросу, деду Лаомедонта, как возмещение за похищенного им Ганимеда, из всех сыновей царя лишь Подарк советовал отцу выполнить обещание, однако Лаомедонт не послушал его и не отдал Гераклу коней. Спустя много лет Геракл вернулся в Трою, чтобы отомстить Лаомедонту. Ворвавшись в город, он убил Лаомедонта и всех его сыновей, кроме Подарка, а Гесиону отдал в жены своему соратнику Теламону, позволив ей выкупить любого из пленных. Она выбрала своего единственного оставшегося в живых брата, после чего Подарка выставили на продажу и Гесиона выкупила его, отдав за него золоченое покрывало, украшавшее ей голову. Так Подарк получил имя Приам, что значит «купленный».  Как единственный уцелевший сын Лаомедонта, Приам унаследовал трон и много лет царствовал в Трое. Отстроив город заново, он превратил его в процветающий, господство которого распространялось на обширную прилегающую область – Троаду. К началу Троянской войны Приам был уже весьма пожилым человеком, главой многочисленного семейства, включающего пятьдесят сыновей и двенадцать (по другой версии - пятьдесят) дочерей. Первой женой Приама была Арисба, родившая ему прорицателя Эсака (некоторые, правда, говорят, что матерью Эсака была нимфа Алексироя). Гекуба, вторая жена Приама, родила девятнадцать сыновей, из которых наиболее известны Гектор, Парис, Елен, Деифоб и Троил, а также дочерей Креусу, Лаодику, Поликсену и Кассандру. Остальные дети Приама были от «других любезных жен».
Обладавший мягким характером, Приам не смог убить своего новорожденного сына Париса, появление на свет которого, как едва ли не хором утверждали многочисленные прорицатели, угрожало гибелью Трое. Вопреки возражениям своих ясновидящих детей Елена и Кассандры, Приам – несомненно, под влиянием Афродиты –  отправил Париса с посольством в Спарту, а затем, когда юноша вернулся с похищенной спартанской царицей Еленой, разрешил их брак и отказал возглавившему греческую военную коалицию Агамемнону в его требовании вернуть Елену ее прежнему мужу Менелаю, что привело к Троянской войне. В этой войне он потерял своего любимого сына Гектора, тело которого ему лишь после вмешательства богов удалось выкупить у Ахилла, а также многих других детей.
Одной из самых роковых ошибок Приама было его решение, несмотря на бурные возражения Кассандры и Лаокоона, ввести в город оставленного ахейцами на берегу деревянного коня, внутри которого прятались греческие воины во главе с Одиссеем. Ночью, когда они спустились по веревочной лестнице, открыли ворота своим товарищам и начали избиение застигнутых врасплох троянцев, Приам желал броситься в гущу боя, однако Гекуба уговорила его, слишком старого и немощного для битвы, укрыться у алтаря Зевса во дворце, считая это место безопасным. Здесь, прямо на глазах Приама и Гекубы, погиб пронзенный копьем их сын Полит. Проклиная Неоптолема, который нанес смертельный удар, Приам бессильно метнул в него копье, которое никому не причинило вреда. Приама стащили со ступеней алтаря, уже обагренных кровью Полита, и зарубили на пороге его собственного дворца. Неоптолем, памятуя о своем сыновнем долге, оттащил тело троянского царя на могилу Ахилла и оставил там догнивать с отрубленной головой и непогребенного.


194 Prokne - дочь афинского царя Пандиона и его жены наяды Зевксиппы.  Пандион отдал Прокну в жены фракийскому царю Терею в благодарность за помощь, которую тот оказал ему в войне с фиванским царем Лабдаком. Прокна родила Терею сына Итиса. Спустя пять лет после свадьбы она попросила у мужа разрешения съездить в Афины, чтобы повидаться со своей сестрой Филомелой или привезти Филомелу, чтобы та погостила у них. Терей предпочел второе и лично отправился к Пандиону испросить разрешения на поездку Филомелы к сестре. Филомела была очень красива, и Терей, увидев ее, влюбился в свояченицу, однако ничем не выдал обуревавшей его страсти. Соскучившаяся по сестре Филомела уговорила отца отпустить ее во Фракию.  Терей привез Филомелу не в свой дворец, а в лесную хижину и там силой овладел ею, а затем, чтобы она никому не смогла рассказать о случившемся, отрезал ей язык. После этого он оставил Филомелу в лесной глуши, а Прокне и Пандкону сообщил, что она умерла в дороге. Однако Филомела сумела выткать на пеплосе картины своих страданий и со служанкой отправила его сестре во дворец. Увидев пеплос, Прокна все поняла. Приближались празднества в честь Диониса, и Прокна, нарядившись вакханкой, приехала к Филомеле. Переодев сестру в такой же наряд, она доставила ее во дворец. Чтобы отомстить Терею, Прокна решила лишить его наследника и убила собственного сына, а затем вместе с сестрой приготовила из его мяса кушанье, которым накормила мужа. После этого Филомела появилась перед своим мучителем и швырнула ему в лицо голову Итиса; царь понял, что именно он съел, и, схватив топор, бросился в погоню за обратившимися в бегство сестрами. Вскоре он догнал их и уже готов был совершить двойное убийство, но вмешались боги и превратили их всех в птиц: Прокну в соловья, Филомелу в ласточку, а Терея в удода.


173117 Promachus - один из эпигонов, сын Парфенопея.


1809 Prometheus (Прометей) – читать ЗДЕСЬ


3540 Protesilaos - сын излеченного Мелампом фессалийского царя Ификла. Как один из претендентов на руку Елены, Протесилай принял участие в Троянской войне, выставив и возглавив ополчение на сорока кораблях. На войну он отправился через несколько дней после женитьбы на Лаодамии, дочери Акаста, не успев даже завершить строительство нового дома. Всем прибывшим под Трою грекам было известно, что, согласно пророчеству, тот, кто первый коснется ногой троянской земли, погибнет. Чтобы увлечь за собой соратников, но при этом самому не пострадать, Одиссей бросил на берег свой щит и ловко прыгнул на него с корабля. Увидев, что Одиссей уже на берегу, но не заметив, что он стоит не на земле, а на щите, Протесилай, а вслед за ним и остальные греки бросились на берег и вступили в схватку с поджидавшими их троянцами. Протесилай убил нескольких вражеских воинов, а затем первым из греков обагрил своей кровью троянскую землю, насмерть пораженный копьем Гектора. Некоторые, правда, объясняют его смерть тем, что, торопясь до отправления на войну построить новый дом для молодой жены, он забыл принести надлежащие жертвы богам, чем вызвал их гнев. Рассказывают, что после смерти Протесилай продолжал страстно любить свою жену Лаодамию, а та тоже умоляла богов сжалиться над ней и позволить ей еще хоть раз встретиться с мужем. Всемогущий Зевс внял молитвам супругов, и Гермес привел к Протесилая к Лаодамии на одну ночь (как говорят другие - на три часа). Когда Лаодамия поняла, что теперь Протесилай уходит в царство мертвых навсегда, она закололась мечом и отправилась в подземный мир вместе с ним.


22203 Prothoenor - вождь беотийцев под Троей. Привел под Трою из Феспий 8 кораблей. Убит Полидамантом.


12444 Prothoon - один из защитников Трои.


171433 Prothous - Сын Тендредона. Жених Елены. Правил у Пелиона. От магнетов привел под Трою 40 кораблей. При возвращении из-под Трои погиб в кораблекрушении у Каферейских скал. Бывшие с ним магнеты были отнесены к острову Криту и поселились там. Либо Профой прибыл в Ливию.


147 Protogeneia - Дочь Девкалиона и Пирры. От Зевса родила Аэтлия; либо также Этола. Её именем назван первый город в мире.


7543 Prylis - Сын дочери лесбосского царя Макарея Иссы и Гермеса-Кадма. Согласно одному из вариантов мифа, будучи прорицателем, во время остановки войск под командованием Агамемнона на Лесбосе по пути в Трою предсказал, что для победы грекам необходимо построить деревянного коня. Своё пророчество он сделал после щедрых подарков Паламеда. С его именем древние греки связывали создание военного танца пиррихион (πυρρίχηον).


261 Prymno – океанида.


16 Psyche (Психея) – читать ЗДЕСЬ


96189 Pygmalion - царь Кипра, живший одиноко, избегая женщин, поскольку презирал их. В своем уединении он изваял из слоновой кости изображение прекрасной женщины и влюбился в него. Афродита, к которой Пигмалион обратился с мольбой вдохнуть жизнь в статую, выполнила его просьбу; статуя превратилась в женщину по имени Галатея, ставшую женой Пигмалиона. Некоторые говорят, что Пигмалион влюбился в саму Афродиту и вырезал из слоновой кости ее статую, положил с собой в постель и стал молить богиню, чтобы та сжалилась над ним. Войдя в статую, Афродита оживила ее под именем Галатеи. Галатея родила Пигмалиону дочь Метарму, которая стала женой (по другой версии - матерью) кипрского царя Кинира. Некоторые говорят, что дочь Галатеи и Пигмалиона и жену (или мать) Кинира звали Пафос.


632 Pyrrha (Пирра) – читать ЗДЕСЬ


5283 Pyrrhus - сын Ахилла и Деидамии, прозванный позднее Неоптолемом.


432 Pythia - жрица-прорицательница Дельфийского оракула в храме Аполлона в Дельфах, расположенного на склоне горы Парнас. Именование Пифия происходит от змея Пифона (др.-греч. Πύθων), охранителя Дельфийского оракула до занятия его Аполлоном, сразившего змея стрелами. Согласно античным описаниям, при дельфийском святилище в древние времена, когда обращались к оракулу, по-видимому, лишь один раз в год, было две пифии и одна их заместительница. Впоследствии, при более частом вопрошении оракула, была лишь одна пифия. Пифия была жрицей, избранной среди сенситивов из низших слоёв и помещённой в храм, где у неё, отрешённой от мирской жизни, развивали её пророческие способности. Она готовилась к прорицанию трёхдневным постом и омовением в Кастальском источнике. Перед прорицанием надевала роскошную одежду, возлагала лавровый венок на голову, пила воду источника Кассотиды и жевала лист священного лавра. Затем она садилась на колоссальный треножник (изготовленный из жёлтой меди, по другому варианту - из золота), стоявший над расселиною скалы, и, впадая в экстаз от одуряющих паров, пророчествовала. Пары эти были вредны. Известен один случай, когда пифия, соскочив с треножника, упала в бесчувствии и умерла. Пифия произносила чаще всего бессвязные слова, которые облекались дельфийскими жрецами в форму прорицаний Аполлона, или же в гекзаметр, переставлялись и толковались жрецами и передавались затем в неясных, туманных или двусмысленных выражениях вопрошавшим оракула. Отсюда пошло выражение (устар.) «говорит как пифия» — знач. говорить темно, двусмысленно. Её прорицания разным героям неоднократно упоминаются в мифах. По одному из мифов, она отказалась дать ответ Гераклу, но затем согласилась.