23.1.19

Фаэтон



Фаэтон (др.-греч. Φαέθων, «блистающий») – известный персонаж древнегреческой мифологии. Сын Гелиоса, бога-солнца. Его мать – Климена. Либо он сын Климена (сына Гелиоса) и плеяды Меропы.
По другому рассказу – сын Кефала и Эос, умер в детстве и стал божественным демоном; либо сын Кефала и Гемеры, которого похитила Афродита и сделала стражем храма (Гесиод).
Также Фаэтона называют сыном Тифона.
Имя Фаэтон является субстантивированной причастной формой φαέΟων «сияющий, сверкающий». Такое имя не случайно данный образ изначально связан с солнцем и огнем. Двух коней в колеснице Эос (утренней зари) звали Фаэтон Сияющий и Ламп Пылающий. Почти так же называли двух коней в колеснице Аполлона: Аэтон Блестящий и Ламп. Фаэтоном звали сына Кефала и Эос (Гесиод, Теогония) или их внука, сына Тифона и отца Астиноя.
По Цицерону, древние греки называли Φαέθων (Фаэтон) Юпитер (звезду Юпитера).
По Р. Грейвсу, Фаэтон одно из имен самого бога Солнца со времен Гомера.
По свидетельству очень позднего Первого Ватиканского мифографа, упавшего сына Солнца звали Эридан, но от сияния пламени он был назван Фаэтоном, а свое прежнее имя дал реке (Эридан).
Как бы там ни было, но самый популярный миф о Фаэтоне связан с Гелиосом (или Аполлоном).

Овидий рассказывает о дворце Гелиоса и его свите – Днях, Месяцах, Годах, Четырех временах года и так далее. Как раз сюда явился Фаэтон, чтобы упросить своего отца, «несогласного сердцем», разрешить ему один день править его колесницей и промчаться на ней по всему небу.
Однажды мать сказала Фаэтону, что он сын Гелиоса. Юноша начал хвастать этим, но ему никто не верил. Чтобы доказать свое происхождение, он и отправился на поиски отца. Гелиос признал свое отцовство и в качестве дополнительного подтверждения дал Фаэтону нерушимое обещание выполнить любую его просьбу. Фаэтон попросил позволить ему в течение одного дня управлять солнечной колесницей.
«ОРЫ» запрягают четырех коней в золотую колесницу, Утренняя Заря («АВРОРА») распахивает свои двери, и Фаэтон выезжает…

Современный пересказ мифа таков.

Только раз нарушен был заведенный в мире порядок и не выезжал Бог Солнца на небо, чтобы светить людям. Это случилось так.

Был сын у Солнца-Гелиоса от Климены – дочери морской богини Фетиды. Имя ему было Фаэтон. Однажды, родственник Фаэтона сын громовержца Зевса Эпаф, насмехаясь над ним, сказал: - Не верю я, что ты - сын лучезарного Гелиоса. Мать твоя говорит неправду. Ты сын простого смертного. Разгневался Фаэтон, краска стыда залила его лицо; он побежал к матери, бросился к ней на грудь и со слезами жаловался на оскорбление. Но мать его, простерши руки к лучезарному Солнцу, воскликнула: - О, сын! Клянусь тебе Гелиосом, который нас видит и слышит, которого и ты сам сейчас видишь, что он – твой отец! Пусть лишит он меня своего света, если я говорю неправду. Пойди сам к нему, дворец его недалеко от нас. Он подтвердит мои слова.
Фаэтон тотчас отправился к своему отцу Гелиосу.
Быстро достиг он дворца Гелиоса, сиявшего золотом, серебром и драгоценными камнями. Весь дворец как бы искрился всеми цветами радуги, так дивно украсил его сам Бог Гефест. Фаэтон вошел во дворец и увидел там Гелиоса, сидящего на троне в пурпурной одежде. Но Фаэтон не мог приблизится к лучезарному Богу, его глаза – глаза смертного, не выносили сияния, исходящего от венца Гелиоса. Бог Солнца увидел Фаэтона и спросил его: - Что привело тебя ко мне во дворец, сын мой? - О, свет всего мира, о, отец Гелиос! Только смею ли я называть тебя отцом? - воскликнул Фаэтон. - Дай мне доказательство того, что ты – мой отец. Уничтожь, молю тебя, мое сомнение. Гелиос снял лучезарный венец, подозвал к себе Фаэтона, обнял его и сказал: - Да, ты - мой сын, правду сказала тебе мать твоя Климена. А чтобы ты не сомневался более, проси у меня что хочешь, и, клянусь водами священной реки Стикса, я исполню твою просьбу. Едва сказал Гелиос, как Фаэтон стал просить позволить ему поехать вместо самого Гелиоса в его золотой колеснице.

В ужас пришел лучезарный Бог - Безумный, что ты просишь! - воскликнул Гелиос. - О, если бы я мог нарушить мою клятву! Ты просишь невозможного, Фаэтон. Ведь это тебе не по силам. Ведь ты же смертный, а разве это дело смертного? Даже и бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице. Сам великий Зевс - громовержец не может править ею, а кто же могущественней его! Подумай только: вначале дорога так крута, что даже мои крылатые кони едва взбираются по ней. Посередине она идет так высоко над Землей, что даже мной овладевает страх, когда я смотрю вниз на расстилающиеся подо мной моря и земли. В конце же дорога так стремительно опускается к священным берегам Океана, что без моего опытного управления колесница стремглав полетит вниз и разобьется. Ты думаешь, может быть, встретить в пути много прекрасного. Нет, среди опасностей, ужасов и диких зверей идет путь. Узок он; если же ты уклонишься в сторону, то ждут тебя там рога грозного тельца, там грозит тебе лук кентавра, яростный лев, чудовищные скорпионы и рак. Много ужасов на пути по небу. Поверь мне, не хочу я быть причиной твоей гибели. О, если бы ты мог взглядом своим проникнуть мне в сердце и увидеть, как я боюсь за тебя! Посмотри вокруг себя, взгляни на мир, как много в нем прекрасного! Проси все, что хочешь, я ни в чем не откажу тебе, только не проси ты этого. Ведь ты же просишь не награду, а страшное наказание.

Но Фаэтон ничего не хотел слушать; обвив руками шею Гелиоса, он просил исполнить его просьбу. - Хорошо, я исполню твою просьбу. Не беспокойся, я ведь клялся водами Стикса. Ты получишь, что просишь, но я думал, что ты разумнее, - печально ответил Гелиос. Он повел Фаэтона туда, где стояла его колесница. Залюбовался ею Фаэтон: она была вся золотая и сверкала разноцветными каменьями. Привели крылатых коней Гелиоса, накормленных амврозией и нектаром. Запрягли коней в колесницу. Розоперстая Эос открыла врата. Гелиос натер лицо Фаэтону священной мазью, чтобы не опалило его пламя солнечных лучей, и возложил ему на голову сверкающий венец. Со вздохом, полным печали, дает Гелиос последние наставления Фаэтону: - Сын мой, помни мои последние наставления, исполни их, если сможешь. Не гони лошадей, держи как можно тверже вожжи. Сами побегут мои кони. Трудно удержать их. Дорогу же ты ясно увидишь по колеям, они идут через все небо. Не подымайся слишком высоко, чтобы не сжечь небо, но и низко не опускайся, не то ты спалишь землю. Не уклоняйся, помни, ни вправо, ни влево. Путь твой как раз посередине между змеей и жертвенником. Все остальное я поручаю судьбе, на неё одну я надеюсь. Но пора, уже богиня Ночи - Нюкта покинула небо; уже взошла розоперстая Эос. Бери крепче вожжи. Но, может быть, ты изменишь ещё свое решение - ведь оно грозит тебе гибелью. О, дай мне самому светить Земле! Не губи себя! Но Фаэтон быстро вскочил на колесницу и схватил вожжи.

Фаэтон управляет Солнечной Колесницей, после 1846 г. Джон Гибсон (1790 - 1866).


Он радуется, ликует, благодарит отца своего Гелиоса и торопится в путь. Кони бьют копытами, пламя пышет у них из ноздрей, легко подхватывают они колесницу и сквозь туман быстро несутся вперед по крутой дороге на небо. Непривычно легка для коней колесница. Вот кони мчатся уже по небу, они оставляют обычный путь Гелиоса и несутся без дороги, А Фаэтон не знает, где же дорога, не в силах он править конями. Взглянул он с вершины неба на землю и побледнел от страха, так далеко под ним была она. Он уже жалеет, что упросил отца дать ему править его колесницей. Что ему делать? Уже много проехал он, но впереди ещё длинный путь. Не может справиться с конями фаэтон, он не знает их имен, а сдерживать их вожжами нет у него силы. Кругом себя он видит страшных небесных зверей и путается ещё больше. Есть место на небе, где раскинулся чудовищный, грозный скорпион, туда несут Фаэтона кони. Увидал несчастный юноша покрытого темным ядом скорпиона, грозящего ему смертоносным жалом, и, обезумев от страха, выпустил вожжи. Еще быстрее понеслись тогда кони, почуяв свободу. То взвиваются они к самым звездам, то, опустившись, несутся почти над самой землей. Сестра Гелиоса, богиня Луны Селена, с изумлением глядит, как мчатся кони её брата без дороги, никем не управляемые, по небу. Пламя от близко опустившейся колесницы охватывает землю. Гибнут большие, богатые города, гибнут целые племена. Горят горы, покрытые лесом: двуглавый Парнас, тенистый Киферон, Зеленый Геликон, горы Кавказа, Тмол, Ида, Пелион, Осса. Дым заволакивает все кругом; не видит Фаэтон в густом дыму, где он едет. Вода в реках и ручьях закипает. Нимфы плачут и прячутся в ужасе в глубоких гротах. Кипят Евфрат, Оронт, Алфей, Эврот и другие реки. От жара трескается земля, и луч Солнца проникает в темное царство Аида. Моря начинают пересыхать, и страждут от зноя морские божества. Тогда поднялась великая богиня Гея - Земля и громко воскликнула: - О, величайший из богов. Зевс - громовержец! Неужели должна я погибнуть, неужели погибнуть должно царство твоего брата Посейдона, неужели должно погибнуть все живое? Смотри! Атлас едва уже выдерживает тяжесть неба. Ведь небо и дворец богов могут рухнуть. Неужели все вернется в первобытный Хаос? О, спаси от огня то, что ещё осталось!

Зевс услышал мольбу богини Геи, грозно взмахнул он десницей, бросил свою сверкающую молнию и её огнем потушил огонь. Зевс молнией разбил колесницу. Кони Гелиоса разбежались в разные стороны. По всему небу разбросаны осколки колесницы и упряжь коней Гелиоса. А Фаэтон с горящими на голове кудрями пронесся по воздуху, подобно падающей звезде, и упал в волны реки Эридан, вдали от своей родины.

Там гесперийские нимфы подняли его тело и придали земле. В глубокой скорби отец Фаэтона Гелиос закрыл свой лик и целый день не появлялся на голубом небе. Только огонь пожара освещал землю. Долго несчастная мать Фаэтона Климена искала тело своего погибшего сына. Наконец, она нашла на берегах Эридана не тело сына, а его гробницу. Горько плакала неутешная мать над гробницей сына, с ней оплакивали погибшего брата и дочери Климены гелиады. Скорбь их была безгранична. Плачущих гелиад великие боги превратили в тополя. Стоят тополя - гелиады, склонились над Эриданом, и падают их слезы - смола в студеную воду. Смола застывает и превращается в прозрачный янтарь… Скорбел о гибели Фаэтона и его друг Кикн. Его печальные крики далеко разносились по берегам Эридана. Видя неутешное горе Кикна, боги превратили его в белоснежного лебедя. С тех пор лебедь Кикн живет в воде, в реках и широких светлых озерах. Он боится огня, погубившего его друга Фаэтона.

Падение Фаэтона. Панель римского саркофага.


Падение Фаэтона. Genannt Moschino, 1842



*

Вот такая красивая и трагическая история одновременно.
Но безрассудная попытка Фаэтона править колесницей отца сделала его символом всех тех, кто стремится превзойти свои способности.
На современном психологическом жаргоне предположение Фаэтона, что он может управлять колесницей Гелиоса, называют «самонадеянностью» (egotrip). Оно вредит другим людям и ведет к падению самого человека. Эта склонность также нередко проявляется в более скромных масштабах.
В психологии – «Комплекс Фаэтона» – это психологическое состояние как «болезненная комбинация мыслей и эмоций, вызванная отсутствием, потерей, холодностью или травмирующим поведением одного или обоих родителей, что приводит к разочарованию и агрессии».
А вот по рационалистическому истолкованию, Фаэтон это человек, который изучал движение солнца, но умер, оставив изыскания неоконченными.
Средневековые «морализаторы» Овидия, интерпретировавшие его истории в духе христианства, использовали слова Исайи (14:12) в качестве подходящего, по их мнению, для Фаэтона текста: "Как упал ты с неба, денница, сын зари!"

По истолкованию Орозия, миф рассказывает о засухе, которую Бог обрушил на египтян во времена Моисея.
Похожие мифы существовали у индейцев квайкутль и белла кула.

*

Падение Фаэтона – это популярная тема, частая в ренессансной и барочной живописи, особенно на потолках барочных зданий. Фаэтон, колесница, четыре лошади, разлетающиеся вожжи – все низвергается с неба. Юпитер, занимающий один из углов, мечет молнию. Иногда изображается скорпион. Лошади все могут быть белые, как в римской триумфальной квадриге, или три светлые, а одна темная – традиционные цвета упряжки бога-солнца. Иногда эта тема объединяется со следующей.

В античном искусстве (на монетах, в вазописи, саркофагах, геммах, рельефах) наиболее часто встречается сцена падения Фаэтона. К мифу обращались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джулио Романо, Я. Тинторетто, Л. Карраччи, П. П. Рубенс; сюжет «Фаэтон просит у отца колесницу» — у Дж. Б. Тьеполо и Н. Пуссена. В 20 в. к образу Фаэтона обращается П. Пикассо (иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия). Из музыкальных разработок мифа о Фаэтоне наиболее известные принадлежат Д. Скарлатти (опера) и К. Сен-Сансу (симфоническая поэма). Наиболее значительной литературной обработкой темы является ауто Кальдерона «Фаэтон, сын Солнца».

Рубенс. Падение Фаэтона, 1604-1605


Джорджо де Кирико. Падение Фаэтона


*

Существует версия, что миф о Фаэтоне имеет вполне рациональное объяснение: этот миф описывает падение метеорита – природную катастрофу, увиденную людьми, которые могли описать ее только в рамках существующей тогда мифологической картины мира. Метание по небу ярчайшего небесного тела, оставляющего дымный след, с последующим снижением, взрывом и пожаром на земле вполне могло быть описано в форме подобного мифа. Анализ мифа о Фаэтоне затруднен тем, что его основные версии дошли до нас в обработке писателей римского времени, не верящих в правдивость этой истории, принимавших ее только как красивую нравоучительную сказку. Тем не менее, повторение основных деталей мифа у античных писателей свидетельствует об устойчивости первоначальной традиции, а признанное этими авторами прочное отождествление места падения Фаэтона с местом добычи янтаря возможно даже позволит достаточно точно локализовать место падения.
На место падения Фаэтона стоит обратить особое внимание. Эридан (Ήριδαπός) в греческой мифологии – река на крайнем западе, рожденная Океаном и Тефидой. В античной географической традиции Эридан обычно отождествляли с рекой Пад (По) в Северной Италии: по Диодору Сицилийскому, Фаэтон упал в устье реки Пад, которая в старину называлась Эридан. Однако существовало мнение, что Эридан имеет три рукава, из которых Пад и Родан (Рона) впадают в Средиземное море, а третий рукав в – Северное. Многократно упоминаются античными авторами лежащие в устье Эридана острова Электриды (Янтарные), или остров Абалус (другие названия – Абалция, Балтия, Басилея и Глессария – от glaesum – древнекельтского названия янтаря), жители которого собирают на продажу и как топливо выброшенный волнами янтарь.
Достаточно рано Фаэтон и Эридан были включены в предания о почитании гипербореями Аполлона и его путешествии к ним на ко­леснице, запряженной лебедями. Тема гипербореев и священных ос­тровов европейского севера (в том числе и Янтарных) была очень популярна в античности.
Важной деталью, позволяющей достаточно точно определить место падения Фаэтона, является неразрывно связываемый с Эриданом янтарь (слезы гелиад), хорошо изученный методами естественных наук. Крупнейшее в мире янтарное месторождение – Приморское на Замландском полуострове в Калининградской области. Большие за­пасы янтаря находятся также на дне Балтийского моря; это доказыва­ют его находки на пляжах и в зоне мелководья Прибалтийских госу­дарств после сильных штормов, при которых волны прибоя глубоко взмучивают донный грунт. Такой морской янтарь отличается повышенной прочностью и прекрасным качеством.
Павсаний (I, IV, 1) помещает Эридан в «крайние страны Европы» около огромного моря в земле галатов, также зная Эридан - Пад и Эридан в Аттике. По его мнению, самородный янтарь, который очень редок и для человека ценен во многих отношениях, находят в песках Эридана.
Есть версия, что в эпоху античности добыча янтаря велась только в бассейне Балтики, откуда янтарь развозился торговцами по всей Европе. Ошибка географов заключалась в принятии крупных центров по торговле янтарем (район нижнего Пада, Фризские острова) за места его добычи. Реальные Эридан и Янтарные острова могли находиться только в Балтийском море, скорее всего в восточной половине.
Из метеоритных кратеров региона Балтики по времени и масштабу события подходят лишь метеоритные кратеры в местности Каали (озеро Каалиярв северо-восточнее города Курессааре-Кинги- сепп) на острове Сааремаа. Метеоритное происхождение этих образований доказано в конце 1920-1930 гг. работами И.А. Рейнвальда. Найденные им в одном из маленьких кратеров осколки принадлежали железно-никелевому метеориту . Самый крупный из кратеров имеет диаметр 110 м и глубину до 16м. При этом он обрамлен валом высотой 6-7 м. В его окрестностях находятся еще восемь впадин диаметром 16-20 м и глубиной 4-5 м. Это ударные кратеры, образовавшиеся от простого столкновения метеоритов с землей. Однако главный кратер относится к взрывным, то есть вещество метеорита взорвалось при ударе о грунт. Возможно, о поднятой при взрыве пыли говорят мифы, описывающие длинную ночь, освещаемую лишь пожарами (Ovid. Metam. II, 330-333). О молодом возрасте кратеров предположили почти сразу, так как подобные небольшие по геологическим меркам неровности поверхности затянуло бы за несколько тысяч лет.
Либо, местом падения Фаэтона-метеорита могло быть побережье Сицилии (районы распространения янтаря в Европе не считая Прибалтики – это Сицилия и Румыния).

Вообще, падение с неба камней и необыкновенные явления, с этим связанные, вызывали повышенный интерес у древних авторов. О них писали Аристотель в трактате «Метеорологика» и Плутарх (Lys. XII). Уже тогда имелись вполне рациональные объяснения подобным явлениям и делались попытки представить мифы (в том числе и миф о Фаэтоне) как отражения реальных событий в восприятии не искушенных в науках предков. Платон в диалоге «Тимей» вложил в уста египетского жреца следующие слова: «Уже были и еще будут многократные и различные случаи погибели людей, и притом самые страшные из-за огня и воды, а другие, менее значительные, – из-за тысяч других бедствий. Отсюда и распространенное у вас сказание о Фаэтоне, сыне Гелиоса, который будто бы некогда запряг отцовскую колесницу, но не смог направить ее по отцовскому пути, а потому спалил все на Земле и сам погиб, испепеленный молнией. Положим, у этого сказания облик мифа, но в нем содержится и правда: в самом деле, тела, вращающиеся по небосводу вокруг Земли, отклоняются от своих путей, и потому через известные промежутки времени все на Земле гибнет от великого пожара» (Plat. Tim. 22).
Падение таких крупных метеоритов, вероятно, видело население на большой территории Европы. При наличии в тот период представлений о солнце-колеснице  это могло быть воспринято как падение такой солнечной колесницы, но при сохранении солнца на небе могло вызвать историю о гибели сына солнечного бога.

*

Интересно, но существовала идея созвездия Фаэтона.
Фаэтон (Падающий Фаэтон, Fetonte) – это гипотетическое созвездие в южной приполярной области небесной сферы, не наблюдавшейся на территории Европы.
Созвездие было предложено чисто теоретически: его поместили в недоступную область неба по понятной причине – должны же быть звезды и там ! Фаэтон был размещен на южном конце небесной реки Эридан, который не виден при наблюдении даже из южных районов Средиземноморья, в соответствии с мифом, согласно которому самоуверенный юноша был низвергнут перуном Зевса именно в эту реку.
Созвездие появляется примерно в XV веке, раньше никаких упоминаний не встречается.
Появлению созвездия Фаэтон предшествовали схолии Строцци (из кодекса Карла Строцци, собирателя и мецената) к «Аратее» Цезаря Германика. Схолиаст написал: Гесиод же рассказывает, что рядом среди созвездий помещен Фаэтон, сын Солнца и Климены. Но у Гесиода нет такой истории.
Примерно в это же время, в 1482 году немецкий книгоиздатель Ратдольт издает «Астрономию» Гигина (Ι-II вв.), где на странице Эридана мы обнаруживаем лежащую фигуру. Тут непонятно, кто изображен: женщина или юноша, нимфа Эридана или бог Эридан, упавший Фаэтон? (В издании 1570 года это уже точно женщина, точно не Фаэтон.)
Считается, что впервые изображение созвездия Фаэтон появляется на «Звездной карте Апиана» в 1540 году. Карта представляет собой проекцию всей небесной сферы за исключением малой области близ южного полюса эклиптики на круг. Таким образом, северный полюс помещался на карте в центре круга, а южные созвездия вдоль окружности, причем сильно искаженными. У кромки карты располагалось и созвездие Фаэтон. Есть, однако, серьезные сомнения, что Апиан изобразил Фаэтона. Дело в том, что на карте созвездие предстает в женском облике, при этом оно не подписано. Весьма вероятно, что это изображение нимфы реки Эридан. В дальнейшем на этом месте подчас изображали именно нимфу Эридана или, в мужском варианте бога реки, возможно, Нила (вариант интерпретации созвездия).
Неизвестный автор, расписывавший купол палаццо Беста в Теглио, через десять лет в 1550 году копирует карту Апиана на потолочную фреску. Можно ли считать это созвездием Фаэтон или просто символом реки Эридан? Почему это женская фигура?
Другой вариант созвездия Фаэтон вместе с тройкой коней впряженной в колесницу, занимая устье Эридана, заполнял всю южную приполярную область неба, область "южных созвездий " Планциуса и покрывая площадь едва ли не большую, чем Корабль Арго. Такой Фаэтон на росписи зала Небесного свода на вилле Фарнезе в Капрарола, датируемой 1575 годом. Впрочем, оно и там похоже на женскую фигуру.
Созвездие так и осталось гипотетическим: когда позже дело дошло до фактического изучения южного неба, идея Фаэтона-созвездия то ли была забыта, то ли характерной конфигурации звезд в нужном месте не нашлось. Так или иначе, созвездия не сложилось: изображения в устье Эридана встречаются примерно в течение ста лет, а начало этого периода примерно совпадает с публикацией схолий Строцци. Не известно, было это случайным совпадением или они причинно связаны.

***


Использованные материалы:

В. В. Сухих, «О возможной интерпретации мифа о Фаэтоне».