31.12.19

Пейто



Риторика как большинство гуманитарных дисциплин восходит к мифологии как первичной форме человеческого мировосприятия. В мифологии нашло свое применение и искусство красноречия, мастерское умение убеждать, пояснять и прояснять. Владение рассказчика песенно-поэтическим мастерством влияло на слушателей, пробуждало в них веру и благоговение перед могуществом богов.
В Месопотамии божеством интеллекта, письма и вообще наук, был Набу. В цивилизации Древнего Египта покровителем всего разумного был бог Тот. Этот бог хранил знание и давал его людям, владел временем, тайнами письма и слова. На древних фресках рядом с Тотом изображались бог волшебник слова Ху и богиня мудрости Сиа.
Древнеиндийская мифология знает двух богинь красноречия. Сарасвати – «богиня священной речи» была покровительницей ораторского мастерства и мудрости, наук и искусств. Она считается создательницей санскрита (священного языка) и алфавита девангари. Параллельно с этими своими возможностями Сарасвати повелевала чистой водой. То есть в понимании индийцев речь, словно ключевая вода, должна быть чистой, ясной и быстрой. Богиня слова Вач была царицей среди богов, владелицей множества богатств. Древнеиндийский эпос содержит отдельный гимн, посвященный этой богине.
В Японии с давних времен среди семи богов счастья был и Бенсай-тен – бог красноречия. Благодаря силе слова он способен был продлить жизнь, обогатить, даровать мудрость и богатство, защитить от зла и других неприятностей. Изображался Бенсай-тен человеком, сидящим на драконе или змее и играющим на музыкальном инструменте – биа.

В греческой мифологии искусством красноречия ведала одна из девяти муз – «прекрасноголосая Калиоппа», дочь Зевса и Мнемозины (богини памяти). В честь Мнемозины назван целый раздел риторики – мнемоника (мемория), он посвящен правилам запоминания речи. Сама же Калиоппа изображалась прекрасной девой с навощенной табличкой и стилосом в руках. Эта Муза учила петь Ахилла и стала матерью легендарного певца и музыканта Орфея.
Мифические ораторы способны были заговорить, зачаровать волшебной речью и песней людей, животных и силы природы. Божественным голосом обладали губительные для моряков сирены, дочери богини трагедии Мельпомены.
Богиня молвы и сказаний Фама (Осса) звалась «дитя золотой надежды», поскольку была посредницей между Зевсом и людьми, часто сообщала божественные решения смертным. Мастерское владение словом в мифологии приравнивалось к колдовству, потому богиня ведовства Геката помогала людям в судебных делах защищать себя удачной речью.
В греческой мифологии также известен бог злословия Мом, который за злые сплетни о богах и людях был изгнан Зевсом с Олимпа. Из этого факта видно, что в уже ранней античности отрицательно относились к сплетням и злословию.
Риторика шла под  Эридой в ее двух ипостасях : одна из них – благая Эрида, подталкивает человека на состязание с другими в ремеслах и труде, пробуждая самостоятельность и изобретательность а другая, вызывает людей на завистливое соперничество и безжалостную борьбу. 
Также искусство риторики как и способность убеждения воплощала в себе Пейто – представления о магическом характере словесного искусства воплотились в образе этой древнегреческой богини.

«Беспокойный V век выдвинул свободного человека как сгусток предельной энергии и самостоятельности, возможных в рамках рабовладельческого общества, я тем самым встал на путь антропоцентризма, прогрессирующего с каждым десятилетием. Отсюда та невероятная страсть к слову и преклонение перед его силой, которым отличались греки. Ведь всякий грек издревне славился как заядлый разговорщик, а гомеровские поэты удивляют и до сих пор обилием и умелым построением речей. Грек, можно сказать, абсолютизирует слово, делая его владыкой всего сущего, а среди богов особо почитается Пейто – богиня убеждения. Если софист Горгий мог в блестящей речи виртуозно восхвалить Елену, превратив все ее недостатки в величайшие достоинства, если греки упивались словесным состязанием актеров, испытывая ужас и сострадание в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида, если Сократ собирал вокруг себя толпы жадно слушающих философские споры с последовательным и непременно логически обоснованным нахождением истины, то Платону уже ничего не оставалось, как живейшим образом представить движение человеческой мысли, идущей от заблуждения к истине, в виде драматического диалога, то есть разговора горячо заинтересованных спорщиков»

«Диалоги Платона / Драма мысли» (А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи).


Пейто, Пито, Пифо (др.-греч. Πειθώ, лат. Peitho) – в древнегреческой мифологии богиня убеждения (и лести), красноречия (очаровательной речи) – персонификация понятия «убеждение» (др.-греч. πειθώ «убеждение», «искусство или дар убеждения», «подчинение»).
Жан-Пьер Вернан  видел в ее божестве воплощение силы слова. Она богиня убеждения в смысле склонения на какое-либо дело.

Первоначально, по-видимому, она выражала собою невозможность противостоять чарам любви. В этом смысле Пейто – также «убеждение» в любовных отношениях, и в этом контексте она является помощницей Афродиты. Так, Пейто, по представлениям древних, убеждала девушек не противиться любви и подчиниться желаниям. Древние художники и поэты исследовали эту связь в своих работах. Имеет корни в контексте древнегреческого брака, когда  жених должен был вести переговоры с отцом молодой женщины , добиваясь ее руки и предлагая свадебную «цену» в обмен на нее. Наиболее желанная женщина привлекала многих потенциальных женихов, и убедительная речь и умение преподнести себя, часто определяло успех у претендента. В этом случае, взывали к помощи Пейто. 
Здесь интересно подумать над тем, как у древних греков уговоры – убеждения – аргументация переплелись в контексте любви, ухаживаний, приданного и в конечном итоге – брака. Т.е здесь важна исключительная важность брака как семейного успеха и статуса для выживания в древней Греции, где семья являлась основой цивилизации.
Таланты Пейто, которые зиждутся на принципах аргументированной речи, считались основой демократического общества Афин, так как она помогала сохранять единство и гармонию в городе. Она рассматривалась как необходимый элемент убеждения , который сдерживал граждан от ненужного противостояния друг с другом.

По Гесиоду – Пейто связанна с красноречием и силой риторики.

В изобразительной традиции Пейто обычно сопровождает Афродиту (на вазах, начиная с V в. до н.э.). Пейто часто встречается в источниках в качестве эпитета Афродиты или Артемиды. Красота и любовь, в глазах грека, имели великую убеждающую силу, а потому богиня Пейто, вместе с харитами (грациями), орами, Гармонией и другими аллегорическими олицетворениями, упоминается в числе постоянных спутниц богини красоты и любви. Часто Пейфо – постоянный эпитет Афродиты.
Как отдельная богиня, Пейто состояла в свите не только Афродиты, но Харит и Гермеса. По одной из версий – жена Гермеса (в текстах Nonnus). Т.е существовал и отдельный культ этой богини, который засвидетельствован в письменной традиции и в надписях.
На статуе Зевса в Олимпии, которая считалась в древности шедевром скульптора и архитектора Фидия, пьедестал трона верховного Бога украшали золотые рельефы, на которых были изображены боги, в частности Эрос, который встречает выходящую из морских волн Афродиту, и увенчивающая ее венком Пейто.

Подробно о Пейто рассказывает Павсаний в своей «Описание Греции», в том числе и о храме и статуе Пейто в Сикионе, ее культ здесь был связан с Аполлоном и Артемидой : «...старых статуй больше не существует, но те , которые я видел, были великолепной работы художников».
В Аргосе поклонялись Артемиде с эпитетом Пейто, которой также был воздвигнут храм. В Афинах Тесей установил поклонение Артемиде Пандемос и Пейто, где богиня Убеждения имела жрицу и ей совершали ежегодное жертвоприношение. Павсаний : «среди статуй в храме Афродиты в Мегаре существует также статуя Пейто и другой богини , которую они называют Paregoros (утешитель), работы Праксителя».

________________________________

Историческая справка:
Сикион (Σικυώ), в античности древнегреческий город в восточной части Ахайи, в трех километрах от Коринфского залива. Первоначальными обитателями Сикион были ионийцы; к ионийской трибе эгиалеев были присоединены три дорийских трибы — гиллеев, диманов и памфилов, и самая столица, называвшаяся до завоевания Эгиалеей, стала именоваться Сикионом. Остаток древнейшего населения был низведен до положения рабов, сходного с положением спартанских илотов. Борьба аристократии с общиной, которая в Сикионе, как и в большинстве греческих городов, была сильнее по численности, но слабее по устройству и воспитанию, окончилась возвышением аристократической фамилии эгиалейских Орфагоридов, около 665 года до нашей эры опрокинувшей правление дорической олигархии и захватившей в свои руки тиранию. В течение ста лет правления династии Орфагоридов Сикион достиг значения могущественного и богатого города. Соседство с Коринфом и удобное положение при море способствовали тому, что Сикион принял широкое участие в торговых сношениях Греции с Италией и значительно обогатился как в материальном, так и в духовном отношении.
________________________________

Эрос и Пейто ; изображение с краснофигурной вазы, V в. до н.э.


Изображение Пейто (справа) на гидрии ; V в. до н.э.



У Гесиода Пейто – одна из океанид, дочь Океана и Тефии, внучка Урана и Геи, сестра трех тысяч океанид и трех тысяч речных богов. Хотя некоторые исследователи считают океаниду Пейто персонажем, отличным от богини убеждения.

Также и племя священное дев народила Тефия.
Вместе с царем Аполлоном и с Реками мальчиков юных
Пестуют девы,- такой от Кронида им жребий достался.
Те Океановы дщери: Адмета, Пейто и Электра,
Янфа, Дорида, Примно и Урания с видом богини,
Также Гиппо и Климена, Родеия и Каллироя,
Дальше - Зейксо и Клития, Идийя и с ней Пасифоя,
И Галаксавра с Плексаврой, и милая сердцу Диона....

 - Гесиод, "Теогония".

Ряд античных авторов упоминают Пейто среди харит. Так, по сообщению Павсания, в число харит включал Пейто эллинистический поэт Гермесианакт. Пейто вместе с харитами украшает Пандору, надевая ей на шею золотое ожерелье. (Хариты – в древнегреческой мифологии три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности ; соответствуют римским грациям).  Иногда Пейто вообще указывается как дочь Афродиты.
Древнегреческий драматург Евполид, утверждал, что Пейто «сидела на губах Перикла» (наградила красноречием и даром убеждения). Перикл – «окруженный славой» – легендарный афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец.
Имя Пейто встречается в лирических произведениях Пиндара ( Пифийские оды, Немейские оды...), Алкмана, Анакреонта, Ивика, Аристофана, Эсхила. А также у Геродота, Плутарха, Филостратов (старшего и младшего) и др.
Пейто убедила Медею бросить родину.
По сикионскому рассказу, убив Пифона, Аполлон и Артемида прибыли в Эгиалею для очищения. Тут их охватило чувство страха, и они отправились на Крит, а жителей Эгиалеи поразила болезнь. Они послали 7 юношей и 7 девушек к реке Сифасу, боги, которых они убедили, прибыли на акрополь, на месте, куда они вступили, построен храм Пейто.

Пейто (слева) ведет Эроса к Афродите и Антеросу. Фреска из Помпей. Около 25 г. до н.э. 


У римлян богиня убеждения и красноречия носила имя Свада (Suada, Suadela).
Интересно что в индийской мифологии СВАДА (санскр. золотобрюхий) – вместилище всех умозаключений о действительных вещах. А в древнерусском – ссора, распря, также битва, драка.
В некоторых источниках Пейто идентифицируется не только в качестве персонифицированного Убеждения, но также связана, как и ее римской эквивалент Свада, с обманом, хитростью и желанием. Видимо отсюда и ее связь с Гермесом.

Изображения Пейто на древнегреческой керамике чаще всего показывают ее в позиции жеста «Ад Локуцио» (Ad Locutio). Это вытянутая правая рука с открытой ладонью на уровне или чуть выше уровня плеч, почти приветствие, но, возможно, предупреждение, наставление.





Феномен произнесения главой римского государства публичной речи, обращенной к римским воинам, был известен, как Ad Locutio. Однако было бы заблуждением полагать, что публичная речь - Ad Locutio - императора могла быть адресована только римским силовым структурам.  На одном из барельефов с Арки Портогалло (Arco di Portogallo), хранящихся сегодня в римском музее Палаццо Консерватори, можно увидеть Адриана, обращающегося в стиле Ad Locutio к населению Рима.



Денарий Октавиана серии CAESAR DIVI F («Цезарь -Сын Божественного (Юлия)»), отчеканенный в Брундизии. С одной стороны Октавиан изображен с развивающимся плащом и с жестом Ad Locutio; с другой стороны  Венера изображена с пальмовой ветвью ; вся фигура Октавиана пронизана спокойной торжественностью.

Елена Троянская и Афродита – справа ; слева – Эрос и Парис (Алаксандус) ; вверху слева – изображена Пейто как спутницы или альтер эго Афродиты. Рельеф (век ?), музей Неаполя. 


Афродита положила руку на плечо Елены, казалось бы, застенчиво (или искусно лукаво), возможно, доверяя молодой протеже (как эксперт для новичка) какие - то секретные представления о радостях и суровости запретной любви. Между тем Эрос и Парис, ведут свою собственную беседу тет-а-тет. Везде, где появляются  Эрос и Афродита – ситуации волнительные (в данном случае на грани самого известного похищения / побега во всей античной литературе), и их слова приходят (в конечном счете) от Пейто как «убеждения». Если Пейто – убеждение, то в коллаборации с Эросом греки воспринимали это как силу убеждения человека в глубоком единстве природного и духовного, в необходимости подчиняться законам, проистекающим из этого единства.
Рассмотрим, например, позу Пейто в крайней концентрации ( на манер Роденовского «Мыслителя»). Оказывается , что она не только направляет, но на самом деле дает телепатически вдохновляющие речи, которые разрушают сопротивление Елены и укрепляют решимость Париса соблазнить и «похитить» Елену. Афродита внушила Елене любовь к Парису, которой Елена не могла противиться. Не удивительно , что Елена и Парис убегают вместе. Кто может противостоять объединенным силам Убеждения и Любви? Этот поступок Париса послужил поводом к троянской войне. Похитив Елену, Парис впервые сочетался с ней на острове Краная (около берегов Лаконики), построив напротив храм Афродиты.

Изначально, аналогичным же образом Афродита побеждает в соревновании за обладание золотым яблоком Эриды (на звание самой красивой богини). Трех богинь (Геру, Афину, Афродиту) судил Парис. Когда пришел черед Афродиты, она начинает убеждать Париса в том, чего он достоин а чего нет (что ему нужно), предлагая в жены – Елену Троянскую.  Парис, не раздумывая, присуждает Афродите золотое яблоко.

Фундаментальное, психологическое и риторическое понимание можно вывести из этой сцены, – это восприятие, как и история Трои, но уже современное как и современные и передовые методы ведения политики, маркетинга и разных рекламных конструкций – убеждение является самым сильным инструментом.
Таким образом, Пейто глубоко вовлечена как в дела сердечные, так и дела государственные – это интересное сочетание. Эффективное убеждение, другими словами, предполагает либо непосредственное удовлетворение потребности либо хитрую манипуляцию (через слова - триггеры, заманчивые образы, и другие словесные или графические раздражители) – все это из области скрытых желаний.

Древние греки прекрасно знали основные принципы убеждения и осознавали исключительную ценность подобных умений.  Возможно по этой причине, именно во время расцвета афинской демократии они и почитали Пейто. Так, в пьесе Эсхила «Орестея» богиня мудрости Афина, которой также «на уста снизошла Пейто», сумела усмирить Эриний, трех богинь кровной мести, карающих преступников безумием. Ореста судят за убийство матери и ее возлюбленного, преступление, в котором он охотно признается перед ареопагом. Однако, у сюжета есть неожиданный поворот. Известно и то, что мать со своим любовником убили отца Ореста, чтобы узурпировать трон Микен. Афинский суд должен решить, является ли молодой Орест обычным преступником, или данное убийство оправданно. Выслушав аргументы сторон, суд разделился, и решающий голос должна подать Афина, богиня мудрости. Она голосует за то, чтобы Орест был освобожден.
Эринии, преследовавшие Ореста, были оскорблены. Для них убийство матери — это тягчайшее преступление, и кровь должна быть искуплена кровью. Чтобы успокоить Эриний, Афина предлагает им новый храм на Акрополе и новое имя — Эвмениды, что означает «благомыслящие». В ответ на это Эринии должны признать величие Пейто. Идея, предложенная древнегреческой аудитории, ясна: мудрость диктует, что убеждение должно использоваться для преодоления низменных сторон человеческой природы.

Эта двойственная природа убеждения, источника как человеческой гибели, так и человеческой мудрости, поднимает последний, но решающий вопрос: какими должны быть характер и роль убеждения в обществе? Ибо мы – не только получатели убеждающих коммуникаций, мы и сами являемся источниками таких посланий. Нравится нам это или нет, мы все – дети Пейто. 
Иногда мы играем эту роль невинно, рекомендуя решение той или иной ситуации. Порой это не столь безобидно.
Многие профессии требуют высокого уровня навыков убеждения – не только торговля, юриспруденция и политика, но и медицина, наука, образование. Точно так же люди, работающие на политических кандидатов или действующие в поддержку социальных мероприятий либо благотворительных организаций, зависят от своих убеждающих способностей привлекать голоса, добывать подписи для петиций, собирать средства или распространять информацию. Фактически можно сказать, что мы занимаемся попытками убеждать всякий раз, когда хвалим или критикуем какой-то предмет, защищаем какую-то идею или нападаем на нее, отстаиваем какую-то позицию или выступаем против нее.
Так и в состязаниях умов ораторов берет свое начало диалектика – умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы. В таком случае «внимать Логосу» означало «быть способным убеждать». Отсюда преклонение перед словом и особое почитание богини убеждения Пейто у греков.

*

Интересно излагается смысл убеждения в поэме Парменида «О природе» («Пери фюсеос»).
(далее, анализ текста Парменида из работы «Рождение античной философии и начало антропологической проблематики»; Драч Г.В. )

Пролог аллегоричен. Он плод художественно-мифологического мировоззрения. Переход от Пролога к основной части поэмы – это наглядный генезис философии. В Прологе рассказывается о фантастической поездке юного Парменида к Богине (богине справедливости Дике, она же богиня правосудия и возмездия). Парменид едет на обычной двухколесной и одноосной колеснице с двумя конями. Но кони эти не простые – они «многоумные». Путь Парменида также необычен: он лежит «вне людской толпы». Проводники Парменида – Гелиады, т. е. «девы Солнца».

Этим путем, который ведет посвященного к знанию, и мчится юноша, «бег многоумных коней» влечет колесницу, а возглавляют путь Девы. Речь идет о Девах Солнца, которые не только указывают путь к свету и справедливости, но и обращаются к богине справедливости Дике с ласковыми, «льстивыми словами»(logoi) и «убедительным доводом» . Они просят и убеждают ее открыть ворота. Просьба на уровне льстивых слов, убеждение на уровне разумного довода. И когда богиня сдвигает засов, открывается другой мир. Здесь-то и залегают начала Вселенной, здесь-то и зияет безмерный Хаос, здесь находятся врата с железным засовом, которые и открывает Дике в ответ на обращение Дев.
Преодолев этот путь, юноша оказывается принятым Богиней.

Пролог поэмы породил самые противоречивые истолкования. Например, Секст Эмпирик утверждал следующее: «В этих стихах под несущими его кобылицами Парменид понимает неразумные стремления и влечения своей души, под ездой по многославному пути богини – теорию, основанную на философском разуме, каковой разум, наподобие водящей богини, указывает путь к познанию всех вещей. Под девами, идущими впереди него, он понимает чувственные восприятия...

Не случайно тайны бытия и его рождения залегают в «бесконечном зиянии». Здесь располагаются, как и у Гесиода, корни Вселенной. Здесь находятся ворота между ночью и днем, здесь границы света и тьмы, как физической, так и познавательной реальности. А держит ключ от этих ворот Дике. Ее-то и пытаются уговорить Девы, но не только лукавыми словесами, но и убедительным доводом речи. Впрочем, в истории греческого интеллекта они неразрывны: Одиссей, например, этот «интеллектуальный герой», всегда «упаковывает» свой замысел в обойму льстивых и ложных слов. Не отсюда ли проистекает убеждение, что слова даны человеку лишь для того, чтобы скрыть свои мысли?
В Прологе – это, собственно говоря, еще не столько реальность, хотя бы даже не физическая, а онтологическая, сколько направление, путь (hodos) размышления (noesis), как бы мы сказали сейчас, методологический принцип. Это – путь Убеждения, который и ведет к истине.

Разум, истина, убеждение сливаются в единый комплекс доказательства, который и обеспечивает движение по пути истины.

Подлинный мир находится вне рождения и гибели, он неделим. Главная мысль Парменида состоит в том, что все едино, поскольку нет рождения и смерти, нет изменения, нет множества. Богиня сообщает, что убедительное доказательство обосновывает то, что Есть, как нечто, существующее постоянно, оно неизменно и неподвижно, оно не меняет своего места, поскольку передвигаться оно могло бы лишь туда, где его нет, т.е. в то, что не Есть, но последнее не существует, поэтому мир «по истине» не возникает и не погибает. Как пустые именования, за которыми не скрывается никакого содержания, квалифицирует он общепринятые выражения «быть и не быть», «рождаться и гибнуть», «место менять и яркие краски». И как разубедительное доказательство неизменности сущего – залог того, что «неподвижно лежит оно в пределах оков величайших, не имея ни начала, ни конца». Другими словами, дедуктивное обоснование – убедительное доказательство, которое, разрывая прежде единый человеческий мир, отправляет нас к богине Убеждения (Пейто). Пейто изображалась в свите Афродиты и имя которой даже выступало прозвищем Афродиты, олицетворяла человеческие желания, которым невозможно противостоять. Собственно, обещание самой Афродиты отдать Парису Елену и было тем доводом, который заставил Париса присудить ей яблоко, адресованное самой прекрасной богине. Позже Пейто уже без апелляций к Афродите позволяла построить правильную речь. Ей поклонялись в судах, в народных собраниях, но это уровень повседневности, это уровень торговцев и ремесленников, поскольку в суде и в народном собрании как раз и решались такого рода вопросы. На наших глазах происходит закат доверия к природной человеческой мудрости.
Logos и sothos, которые включали человека в космос и которым поклонялись первые философы, были многократно развенчаны в повседневной практике, в которой лишь немногие были мудры и обладали совершенным логосом. Логос теряет свое первоначальное значение, перестает восприниматься как «голос бытия». Теперь «вслушивание» в слова Пифии (жрица-прорицательница ) – это прерогатива носителя индивидуального«noys»(разума), коварного или же, наоборот, справедливого. Слово может служить истине, тогда это логика, или лжи, тогда это псевдологика, пустословие. И только путь Пейто-Убеждения и убедительного доказательства ведет к истине. Истина – это и божественное достояние, и достояние мудреца, опирающегося на собственный разум (боговдохновенное состояние). «Логос» – это пропедевтика (введение в какую-либо науку или искусство, сокращенное систематическое изложение науки или искусства в элементарной форме), и лишь noys, разум, и есть истинный путь. В этом смысле Истина, Aletheia, это и есть как раз то, что представляет собой einai(бытие). Осуществляется переход от философствования о началах, таких, как огонь, вода и т.д., к другому типу, где логос не только присутствует, пусть как и важнейшее космическое начало, а речь идет о самом логосе, о его структуре, обращается внимание на истину, доказательство, убеждение. Мудрость –  здесь уже божественное достояние лишь в той степени, в какой она проявляется на уровне мирового судьи (эсимнета, посредника), она оказывается вместе с этим обращением к логике, к доказательству.
Мы перестаем иметь дело с повседневным миром, мы начинаем говорить о том, каким должно быть наше понятие о нем. То, что обычно переводят как «бытие», einai, равнозначно по сути своей peitos иa letheia.

У этого глагола,  неясен субъект: estieinai можно перевести как «лишь то есть, что есть».
Чаще всего под субъектом понимают физическое бытие, физический мир. Но ведь речь идет не о физической реальности, а о реальности, которая достигается в результате доказательства, обладания истиной, т.е. такая реальность неизбежно начинает носить онтологический характер. Einai – безличный глагол, который позволяет говорить о том, что существует лишь то, о чем можно мыслить. Это то, что достигается в результате мышления. Таким невыраженным субъектом здесь является то, о чем можно мыслить и говорить. Вертикальная (от доказательства к истине) и горизонтальная (от слова к разуму) связи дают в совокупности бытийственность:

peitos  logos — noys = einaialetheia

*


Есть люди «с Пейто на губах», дару убеждения которых удивляются окружающие. Им зачастую даже не нужно вступать в спор, ведь их аргументация настолько стройна, что с ней соглашаются без возражений.

Убеждение (определение по Аристотелю) – искусство побуждать людей делать то, чего они обычно никогда бы не сделали, не попроси вы их об этом.
Аристотель пришел к выводу, что люди как социальные существа просто призваны убеждать ближних везде, всюду и всегда. В любой ситуации, связанной с убеждением, они стремятся достигнуть цели путем перемещения точки зрения слушателей из начальной точки, назовем ее пунктом А, в пункт Б (ваша цель).
Три различных составляющих, которые обычно используют успешные ораторы, чтобы быть убедительными:

• Ethos (этос). Ethos относится к характеру оратора, раскрывающемуся в процессе общения. Излагаемые им идеи должны быть правдоподобными, внушать доверие – нечто, что существует исключительно в представлении слушателя. Доверие к оратору зависит непосредственно от него самого как человека и его искренности.
• Patos (эмоции). Patos относится к эмоциям, которые испытывает аудитория. Аристотель отмечал, что убедить слушателей может только такая речь, которая вызовет у них эмоции. Вам просто необходимо апеллировать к чувствам слушателей и добиться сопереживания.
• Logos (логика). Logos относится к конкретным словам, произносимым оратором. В понимании Аристотеля, для того чтобы навязать аудитории свою точку зрения, нужно уделять большое внимание выбору слов, примеров, цитат и фактов.

Сопереживание – способность распознавать и понимать чувства других людей, их идеи и ситуацию, в которой они находятся.
Аристотелев patos – умение понимать истинные чувства людей, с которыми имеешь дело, или сопереживание – и является основой большинства успешных взаимоотношений.
Аристотелев ethos или «достоверность источника» оратора непосредственно соотносится с искренностью индивидуума.
Сопереживание и искренность – это два качества, которые положительно влияют на процесс общения, и, следовательно, на личный успех в убеждении людей.


Особым видом красноречия являются судебные речи. В афинском суде, состоявшем из пятисот человек, не было института прокуроров и адвокатов: истец сам обвинял соперника, равно как и обвиняемый защищал себя сам. Всего суд присяжных, собиравшийся для решения наиболее важных и спорных вопросов, насчитывал шесть тысяч человек. Такое количество судей полагалось во избежание их подкупа заинтересованными лицами. Но далеко не каждый умел грамотно составить судебную речь, и тогда приходил на помощь логограф, который за определенную плату составлял клиенту речь, а также обучал ораторским приемам и особенностям ее исполнения. Эту речь клиент заучивал наизусть и от первого лица произносил в суде.

Т.е наиболее широкое применение дара убеждать, всегда находило в юриспруденции и политической деятельности. Решение государственных и общественных вопросов зависело от красноречия выступающих, логичности и доступности их аргументов для аудитории. Многие судебные решения становились результатом пламенной и убеждающей обвинительной речи прокурора или защитительной речи адвоката. Этот фактор действует и в современных судах с присяжными.

Военное красноречие близко к политическому. Идеал полководца – яркая и сильная личность, способная увлечь, повести за собой, что подразумевает владение приемами ораторского искусства. Выдающимися ораторами были такие гениальные полководцы, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт, Горацио Нельсон, М.И. Кутузов, А.В. Суворов, который был любимцем солдат.
Умение убеждать также необходимо религиозным деятелям ( и они к сожалению, очень грамотно им пользуются) – они как и политики, должны доказывать истинность и преимущества своего религиозного учения. То, что он у них есть, доказывает огромное количество различных религиозных сект, куда народ идет толпами.

Грамотная речь всегда считалась залогом успеха. Адепты риторики учились моделировать тембр голоса сообразно языковой ситуации, произносить фразы с правильной интонацией и улучшать культуру речи. Одним из самых знаменитых греческих ораторов был Демосфен. Для постановки правильного дыхания и голоса он даже набирал полный рот камней и декламировал речи на берегу моря, стараясь перекричать шум прибоя. Свои страстные монологи он усиливал логическими доводами.

Академическое красноречие проявляется в высоком мастерстве общения с учениками. Торговое красноречие сегодня переживает второе рождение.
Ораторское искусство стало неотъемлемой частью культуры. Претерпевая незначительные изменения, переживая периоды востребованности и забвения, риторика продолжает привлекать внимание исследователей и представителей профессий, связанных с общением людей.
Талант убеждения часто необходим.

Пейто заведует паралингвистикой.
Паралингвистика – это невербальные аспекты речи, прежде всего, это тон речи, эмоциональная окраска голоса, темп речи, другими словами, вокальные изменения или вариации голоса. Паралингвистика определяет значительную часть общения. К ней относятся:

• Сила голоса: громкость или мягкость голоса будут зависеть от того, какую мысль мы пытаемся донести. Мы можем особо подчеркнуть некоторые слова, произнеся их более громко (или наоборот).
• Темп речи: от темпа речи непосредственно зависит то, что в конечном итоге получит аудитория. С одной стороны, если оратор говорит слишком быстро, он может потерять внимание своих слушателей. С другой стороны, аудитория может утратить интерес и к слишком медленно вещающему оратору.
• Тон, тембр и модуляция: в ходе ежедневных разговоров мы регулируем тембр своего голоса и меняем модуляцию. Вы можете заметить, что достаточно большое количество людей, когда они задают вопросы, повышают тембр голоса. Искусное использование тона, тембра и модуляции может значительно усилить ваше послание. Вы можете сообщить что-то всего лишь изменением тона.

Жесты языка тела также связаны с этой богиней...

...и обычно они могут быть разбиты на пять категорий:

1. Символы: движения, заменяющие слова.
2. Иллюстраторы: движения, используемые совместно с речью.
3. Регуляторы: движения, относящиеся к тому, что мы говорим или слушаем, выражающие наши намерения.
4. Адаптеры: движения, такие как барабанить пальцами, теребить волосы или вер теть в руках какие-нибудь безделушки, выражающие наши эмоции.
5. Дисплей эмоций: сигналы, которые раскрывают чувства, например, выражение лица.

Как и в античных риториках, подобному также уделялось серьезное внимание. Например, Леонардо да Винчи писал: «Хорошие ораторы, когда хотят убедить в чем-либо своих слушателей, всегда сопровождают руками свои слова, хотя некоторые глупцы и не заботятся о таком украшении и кажутся на своей трибуне деревянными стульями».

Важный элемент : аргументированная речь.

Это не просто насыщенная аргументами мысль, заключенная в языковые формы и сопровождаемая совокупностью истинных аргументов. Это языковой и логико-психологический процесс речевого взаимодействия говорящего и слушателя, когда в сознании и поведении слушателя происходит утверждение системы ценностей, предмета мысли говорящего. По форме это может как убеждающая, так и агитирующая речь. У них много общего, поэтому их объединяют под общим названием аргументирующей речи, поскольку она обязательно включает в себя совокупность аргументов (лат. argumentum – суждение, довод).


***