Троянская война
Гомер писал, как город Троя был разрушен ахейцами после
многолетней осады. А причиной войны послужило похищение
троянским царевичем Парисом жены спартанского царя Минелая Елены…
По легенде, в контексте мифотворчества, случилось так, что три богини – Гера, Афина и
Афродита
будучи спровоцированными Эридой (яблоко раздора),– обратились к царевичу Парису с вопросом, кто из них самая прекрасная. Афродита пообещала царевичу
любовь самой красивой женщины в мире, если он признает её победительницей
в этом споре. Парис признал Афродиту
прекраснейшей, и Гера и Афина затаили на него злобу.
А вот самая красивая женщина жила в
Спарте. И
звали ее Елена. Она была так прекрасна,
что все греческие цари хотели взять ее в жены. Елена выбрала Менелая, брата Агамемнона, царя
Микен. По совету Одиссея все прежние женихи Елены поклялись помочь Менелаю,
если кто-либо попытается отнять у него жену.
Опуская все мелкие подробности и перипетии мифа, мы в итоге узнаем, что
Парис все же получает Елену, и именно
Афродита помогла ему завладеть сердцем царицы. Влюбленные бегут в Трою под защиту отца Париса,
царя Приама. Но помня о клятве, микенские цари под
предводительством Агамемнона собираются в поход. Среди них был и Одиссей и
Ахилл..
Сама Троя представляла собой мощную
крепость, и штурмовать ее оказалось
нелегко. Десять лет ахейское войско простояло под стенами города, так и не
добившись победы. Обороной руководил старший сын Приама Гектор, храбрый воин,
пользовавшийся любовью сограждан.
Наконец, Одиссей придумал
хитрость. Древние Греки построили огромного деревянного коня, в брюхе которого
спрятались воины. Коня оставили у стен города, а сами демонстративно отплыли на
кораблях домой. Троянцы поверили, что враг ушел, и затащили коня в город, радуясь такому необычному трофею. Ночью
воины, прятавшиеся внутри коня, выбрались наружу, открыли городские ворота и
впустили в Трою своих товарищей, которые, как оказалось, незаметно вернулись к
стенам города. Троя пала. Ахейцы уничтожили почти всех мужчин, а женщин и детей
увели в рабство.
Джованни Доменико Тьеполо (1727-1804). «Постройка Троянского Коня»
«Троянский конь», «яблоко раздора», «ахиллесова пята», «все войны из-за
женщин»… – эти понятия, прочно укоренившиеся в общественном сознании, родом как
раз из истории о Троянской войне.
Современные ученые считают, что Троянская война произошла в 1240-1230 гг. до н. э. То есть, – это реальное
историческое событие. А причиной могло
послужить торговое соперничество между Троей и союзом микенских царей. И
действительно, если изъять из «Илиады» и «Одиссеи» которые описывают Троянскую
войну деяния богов, то поэмы выглядят как
подробные исторические хроники. Гомер даже передает длинный список кораблей, отправившихся в поход против Трои.
Иначе смотрели на дело
историки XVIII-XIX вв., для них «Илиада» и
«Одиссея» были литературными произведениями, сюжет которых вымышлен от начала
до конца.
Это предвзятое мнение смогли
перевернуть только раскопки немецкого археолога любителя Генриха Шлимана. Он
был убежден в том, что персонажи Гомера – реальные исторические лица. С детства Шлиман глубоко переживал трагедию
Трои и мечтал найти этот загадочный город.
В 1871 г. Шлиман отправился
на северо-запад полуострова Малая Азия, в местность, которая в древности
называлась Троада, где, по указаниям Гомера, располагалась Троя. Греки еще называли ее Илионом, откуда и
произошло название поэмы – «Илиада». В XIX
в. эти земли принадлежали Османской империи. Договорившись с турецким
правительством, Шлиман приступил к раскопкам на холме Гиссарлык, географическое
положение которого соответствовало описанию Гомера. Удача улыбнулась ему. Холм
скрывал развалины не одного, а девяти городов, сменявших друг друга на
протяжении двадцати веков.
Гомеровской Троей археолог
посчитал поселение, расположенное во втором слое снизу. Для того чтобы
добраться до него, Шлиману пришлось «снести» остатки по крайней мере еще семи городов, хранивших много ценных находок. Во
втором слое Шлиман обнаружил Скейские ворота, башню, якобы (по легенде) сидя на которой Елена показывала Приаму греческих
полководцев, дворец Приама и клад с золотыми и серебряными украшениями.
Сразу стоит сказать, что эти открытия
Шлимана потрясли весь научный мир. Не оставалось
сомнений в том, что Гомер поведал о реально происходившей войне. Однако
продолжение раскопок профессиональными исследователями дали неожиданный
результат: город, который Шлиман принял за Трою, старше Троянской войны на
тысячу лет. Саму же Трою Шлиман «сбросил» вместе с семью
верхними слоями.
Раскопки древней Трои
Но самое главное, – находки показали, что древняя цивилизация, с которой
археолог познакомил мир, далека от хорошо знакомой по «Илиаде» и «Одиссее»
греческой архаики. Она древнее, гораздо выше по уровню развития и намного
богаче. Гомер писал свои поэмы через пять-шесть веков после гибели микенского
мира. Он не мог себе даже вообразить дворцов с водопроводами и фресками, в которых
трудились тысячи невольников. Он показывает быт людей таким, каким он стал в
его время, после нашествия варваров-дорийцев.
Как бы то ни было, в
результате раскопок торопливого и не слишком внимательного любителя мир впервые
познакомился с микенской культурой. Эта цивилизация затмила своим блеском и
богатством всё, что до того было известно о ранней истории Греции.
В общем, миф и реальность здесь явно переплетаются очень тесно. И пускай
Троянская война остается такой, какой мы её знаем изначально…
*
Далее речь пойдет о главных «героях-бойцах» Троянской войны.
Греки.
Агамемнон (Ἀγαμέμνων) – царь
Аргоса, сильнейший владыка Греции, предводитель греков в Троянской войне. Перед
отплытием к Трое Агамемнон оскорбил богиню Артемиду, утверждая, что стреляет из
лука лучше неё. Артемида наслала ветер, задержавший флот греков в гавани
Авлиде. Ветер утих лишь после того, как в жертву Артемиде была принесена дочь
Агамемнона, Ифигения. При осаде Трои Агамемнон проявил храбрость и
полководческий дар, но его корыстолюбие и властность часто вредили общему делу
(оскорбление жреца Аполлона Хриса, ссора с Ахиллом из-за отнятой у того
пленницы Брисеиды).
Сказочное богатство Агамемнона
и его выдающееся положение среди греческих вождей, о которых говорится
в мифе, отражают возвышение исторических Микен в XIV-XII вв. до н. э. и их господствующую роль среди
ранних государств Пелопоннеса. Сохранившийся ритуальный эпитет «Зевс-Агамемнон» показывает,
что Агамемнон, вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных
героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского
пантеона перешли к Зевсу.
Маска Агамемнона. Золото. С надгробия в Микенах. 16 в.
до н. э.
Ахилл или Ахиллес (Ἀχιλλεύς) –
величайший из греческих героев Троянской войны. Сын Пелея, царя племени
мирмидонян в области Фессалия, и морской богини Фетиды. Когда Ахилл был
младенцем, мать окунула его в воды реки царства мертвых Стикса, отчего его телу
потом не могло повредить никакое оружие. Уязвимой у Ахилла осталась только
пятка, за которую его держала Фетида, опуская в подземную реку (отсюда
выражение «ахиллесова пята»: слабая сторона, уязвимое место).
Ахилл. Греческий античный барельеф
Ахилл воспитывался мудрым кентавром Хироном. В 6 лет он уже убивал вепрей и
львов, настигал оленей. Прорицатель Калхант некогда предсказал, что греки
овладеют Троей только с помощью Ахилла, но сам герой при этом погибнет. Желая
спасти сына, Фетида укрыла его, переодев девушкой, на острове Скирос, где Ахилл
рос с дочерьми царя Ликомеда. Узнав о том, где находится убежище Ахилла, отправлявшиеся
под Трою герои Одиссей и Диомед прибыли на Скирос под видом купцов. Разложив
перед царевнами женские украшения, они положили рядом также копье и щит.
Неожиданно раздался боевой клич, женщины в страхе убежали, а Ахилл, схватив
оружие, бросился навстречу врагу, чем и обнаружил себя. Он с радостью
согласился отправиться на Троянскую войну.
Ахилл совершил в ней немало подвигов, но на десятом году осады Трои,
рассорившись с предводителем греков, царем Агамемноном, перестал принимать
участие в сражениях. Воспользовавшись уходом Ахилла и его воинов, троянцы
разбили греков, оттеснили их к морю и начали поджигать их корабли. Ахилл,
по-прежнему отказываясь выступать в битву сам, позволил сразиться с троянцами
своему верному другу Патроклу, дав ему свое оружие и доспехи. Патрокл отразил
троянцев, но пал от руки Гектора.
Потрясенный смертью друга, Ахилл поклялся отомстить и примирился с
Агамемноном. По просьбе Фетиды бог Гефест сковал Ахиллу новое вооружение, в том
числе чудесной работы щит. Ахилл отогнал троянцев и убил Гектора, хотя знал,
что за этим последует его собственная гибель. Привязав тело Гектора к
колеснице, Ахилл повлек его в свой лагерь, где устроил торжественную тризну по
Патроклу. Отец Гектора, троянский царь Приам, проник в шатер Ахилла ночью и
умолил героя вернуть тело сына для погребения.
Ахилл был убит незадолго до падения Трои Парисом, чью стрелу бог Аполлон
направил в единственное уязвимое место героя – его пяту. Это случилось то ли в
одной из стычек у стен города, то ли когда Ахилл пришел безоружным в храм
Аполлона, чтобы договориться о браке с троянской царевной Поликсеной. Ахилл не
знал границ ни в гневе, ни в горе, однако был добр, великодушен даже к врагам и
верен в дружбе.
Существует
гипотеза, что изначально в греческой мифологии Ахилл являлся одним из демонов
загробного мира (к каковым относились и другие герои – например, Геракл).
Предположение о божественной природе Ахилла высказал Х. Хоммель в своей статье.
Он показывает на материале греческих раннеклассических текстов, что даже в VII
в. до н. э. этот персонаж, давно превратившийся в эпического героя, по-прежнему
выступал в своей исконной функции одного из загробных демонов. Публикация
Хоммеля вызвала активную дискуссию, пока незавершённую. Попытка раскрыть тему
хтонического характера черноморского культа Ахилла привела к возникновению ещё
одной гипотезы. Имеются предположения, что греки застали в Северном
Причерноморье автохтонное население индо-ариев, и в этом случае имеется
некоторое созвучие имени Ахиллеса с хтоническим змеем Ахи-Валой, который
почитался местными жителями.
Одиссей (Οδυσσεύς), Улисс (лат. Ulixes) –
царь острова Итака, сын Лаэрта.
Генеалогия Одиссея тесно
связана с общим характером героя – умного и хитрого. По некоторым вариантам
мифа, Одиссей – сын Сисифа, который соблазнил Антиклею еще до её брака с
Лаэртом. Более того, отец Антиклеи Автолик – «великий клятвопреступник и вор» – был
сыном Гермеса и помогал ему во всех хитростях; отсюда наследственные,
идущие от Гермеса, ум, практицизм, ловкость Одиссея.
Биография Одиссея первоначально
не была связана с событиями Троянской войны, с её развитой героико-мифологической
основой и явилась достоянием авантюрно-сказочных сюжетов в духе
распространенных фольклорных мотивов: дальнее
морское путешествие, е--жеминутно грозящее гибелью; пребывание героя
в «ином» мире; возвращение мужа в тот момент, когда жене грозит
заключение нового брака. Однако ионийская ступень гомеровского эпоса
о Троянской войне преобразила эти мотивы, внеся в них ряд важных идей:
возвращение на родину, самоотверженная любовь к родному очагу, страдание
героя, испытавшего гнев богов; отсюда имя Одиссей (греч. odyssāo, «гневаюсь») – человек «божеского гнева» («ненавистный» богам).
Одиссей. Фрагмент скульптурной группы „Ослепление
Полифема”. Найдена в Гроте Тиберия на острове Капри. II - I вв. до н. э.
Сперлонга.
Включение Одиссея в число
вождей Троянской войны приводит к формированию представлений о воинских
подвигах Одиссея, о решающей его роли во взятии Трои (мотив придуманного
Одиссеем деревянного коня) и к героизированию фольклорного хитреца
как «разрушителя городов».
Одиссей – самая яркая фигура именно ионийской ступени эпоса. Он – носитель практической разумности, неустанной
энергии, дальновидной способности ориентироваться в сложных
обстоятельствах, умения красноречиво и убедительно говорить, искусства
обхождения с людьми.
Еще более Одиссей соответствует
героике «Илиады», когда он отправляется одним из послов к Ахиллу
или когда выступает в совете, и слова устремляются из его уст, как снежная
вьюга, так, что с ним не может состязаться ни один из смертных.
Одиссей – «славен копьем», «велик душой» и «сердцем». В стрельбе
из лука его превосходил только Филоктет.
Подчеркивается его «безупречность». Однако он сам признается царю Алкиною, что славен хитрыми измышлениями
среди людей. Афина подтверждает, что в хитростях, измышлениях и коварстве
с Одиссеем трудно состязаться даже богу.
Одиссей пытался уклониться от участия в Троянской войне, для чего
прикинулся сумасшедшим и вспахивал поле, засеивая его солью. Чтобы раскрыть
притворство Одиссея, герой Паламед положил в борозду сына Одиссея –
младенца-Телемаха. Чтобы не погубить ребенка, Одиссей остановил плуг. Этим он
разоблачил себя, и поневоле должен был отправиться в поход.
Под Троей Одиссей прославился храбростью, предприимчивостью, хитростью и
умом. Проникшись враждебностью к Паламеду, он погубил его при помощи коварного
подлога. На десятом году войны Одиссей убедил греков продолжать осаду, выставив
на посмешище призывавшего к миру воина Терсита. Вместе с Диомедом Одиссей взял
в плен троянского лазутчика Долона и совершил ночную вылазку, захватив
волшебных коней фракийского царя Реса. По позднейшим легендам, Одиссей сумел
похитить в Трое священную статую Паллады, покровительницы города. После гибели
Ахилла ему по решению войска досталось оружие павшего героя. По совету Одиссея греки
соорудили Троянского коня.
После разрушения Трои, при возвращении на родину, Одиссею пришлось пережить
множество удивительных приключений, о которых рассказывается в «Одиссее»
Гомера.
Патрокл (Πάτροκλος) – сын одного из аргонавтов Менетия, соратник Ахилла в Троянской войне. По происхождению
Патрокл – местный фессалийский герой, чем и объясняется
его дружба с Ахиллом, который был сыном царя Фтии Пелея в Фессалии. Прославленное
искусство Патрокла в управлении колесницами и его забота об упряжке
Ахилла дают основание видеть в нем первоначально
возницу Пелея. Ввиду того, что генеалогия деда Патрокла Актора была в
мифологической традиции не очень устойчивой, связывая Актора то со
Фтией (Фессалия), то с Опунтом (Локрида), возникло стремление увязать
между собой эти два географических пункта в легендарной биографии
Патрокла. Так сложилась версия, по которой Менетий сначала переселился
из Фессалии в Локриду, но со временем должен был спасать отсюда своего
сына (во время игр Патрокл нечаянно убил одного из своих сверстников и
ему угрожала месть родных убитого). Тогда отец отвез Патрокла во Фтию и отдал Пелею; здесь Патрокл вырос вместе с Ахиллом.
Чтобы еще больше сблизить двух знаменитых героев, был использован вариант
мифа, согласно которому нимфа Эгина, родив от Зевса Эака – отца Пелея, стала затем женой Актора. В этом случае
Эгина, подобно Алкмене, дает начало одному роду божественного происхождения
(к нему принадлежит Ахилл) и другому – смертного
(к нему относится Патрокл), а оба героя оказываются близкими родственниками.
Хотя источники называют
Патрокла среди женихов самой Елены Прекрасной,
его присутствие под Троей объясняется главным образом дружбой с Ахиллом.
Чаша с изображением Ахилла, перевязывающего руку
Патроклу ;ок. 500 г. до н. э. Из Вульчи.
Когда Ахилл отстранился от
участия в боях и положение греков стало критическим, отважный Патрокл убедил Ахилла разрешить ему сражаться.
Облаченный в доспехи своего друга, на его колеснице,
запряженной бессмертными конями, Патрокл обратил троянцев
в паническое
бегство и сразил свыше 20 троянских
воинов, в том числе знаменитого героя Сарпедона. Увлеченный боем, Патрокл забыл завет Ахилла, приказавшего
ему вернуться, как только противник будет оттеснен от ахейского лагеря. Но Патрокл преследовал
троянцев до самых стен Трои и там погиб от руки Гектора только потому, что последнему помог сам бог Аполлон.
Описанию подвигов и гибели
Патрокла посвящена 16-я книга «Илиады».
В завязавшейся схватке
над убитым Патроклом Гектору удалось совлечь с него доспехи Ахилла, тело же
Патрокла ахейцы, возглавляемые Менелаем и Аяксами, отбили и унесли в
лагерь. Здесь Ахилл устроил Патроклу торжественные похороны: над погребальным
костром в жертву герою было принесено 12 пленных троянских юношей.
Затем начались погребальные игры, в которых участвовали все наиболее
выдающиеся ахейские вожди.
По одному из вариантов
мифа, Патроклу было даровано бессмертие и он был перенесен на остров Левка, где после смерти обитал и
Ахилл.
Тело Патрокла поднимают Менелай и Мерион, в то время
как Одиссей и другие смотрят на него (этрусский рельеф, 2 век до н.э.)
Троянцы.
Гектор (Ἕκτωρ) – величайших из героев Трои, старший сын её царя Приама и его жены Гекубы.
Хотя Гектор был врагом греков, он представлен в «Илиаде» Гомера с симпатией:
как могучий и благородный воин, доблестный полководец, любящий муж и отец.
Об участии Гектора в военных
действиях в первые годы войны источники сообщают только, что от руки
Гектора пал Протесилай, первым
вступивший на троянскую землю.
Войско самих троянцев,
защищавших родной город, насчитывало всего десять тысяч. Тем не менее, под
предводительством Гектора они девять лет успешно сопротивлялись ахейцам.
Далее, в ходе войны Гектор не
ограничивался оборонительными боями, прекрасно понимая, что нападение – лучший
вид защиты. Во время вылазок Гектор всегда сражался в первых рядах копьем и
мечом, своим примером увлекая за собой всё троянское войско. Даже враги
признавали величие его подвигов. В самом начале войны он не побоялся
десятикратного перевеса ахейцев и вступил с ними в бой, чтобы не дать
высадиться на берег, убив броском копья Протесилая. Если он и отступил, то
только для того, чтобы сохранить своё войско для новых оборонительных боев.
В полную силу Гектор прославился
на десятом году войны. Как старший сын Приама и его непосредственный преемник,
он возглавляет боевые действия троянцев, сам отличаясь силой и геройством.
Дважды Гектор вступает в единоборство с Аяксом Теламонидом, наиболее могучим после Ахилла ахейским героем. Под
руководством Гектора троянцы врываются в укрепленный лагерь ахейцев, подступают к ахейским кораблям и успевают
поджечь один из них. Гектору удается также сразить
перед самыми воротами Трои Патрокла и
совлечь с убитого доспехи Ахилла.
После вступления Ахилла в
бой Гектор, невзирая на мольбы родителей, остается с ним в поле один на один и погибает в поединке у Скейских
ворот, предсказывая близкую смерть самому Ахиллу. Последний, одержимый
жаждой мести за Патрокла, привязывает тело убитого Гектора к своей
колеснице и объезжает вокруг Трои, волоча труп сраженного противника.
Хотя в дальнейшем Ахилл продолжает
осквернять тело Гектора, его не касаются ни хищные звери, ни тлен; мертвого Гектора оберегает Аполлон, помощью
которого Гектор неоднократно пользовался при жизни. Бог дважды возвращал
ему силы в поединках с Аяксом, помог Гектору во время поединка с Ахиллом,
пока жребий судьбы не указал на неизбежность кончины Гектора.
Поддержка, оказываемая Гектору
Аполлоном, послужила в послегомеровской традиции поводом для утверждения,
что Гектор был сыном самого бога. Аполлон первым поднимает свой голос в
защиту убитого Гектора на совете богов, после чего Ахилл получает от
Зевса приказ выдать тело убитого Приаму, который устраивает сыну почетные похороны.
Монета Трои, 177–192 гг .; Аверс: бюст Коммода ;
Реверс: Гектор, с щитом и копьем на колеснице ; ΕΚΤΩΡ
( Гектор ), вписанный выше, ΙΛΙΕΩΝ ( Илион , «Троя»).
Исследователи древнегреческого
эпоса давно обратили внимание на то, что с именем Гектора не связаны
какие-либо другие события Троянской войны, кроме изображенных в «Илиаде». Могилу Гектора показывали
не в Троаде, а в Фивах ; это делает возможным предположение, что по происхождению
Гектор – беотийский герой, и его сражение с Ахиллом первоначально
имело место на греческой почве. Только относительно поздно образ Гектора
был включен в круг сказаний о Троянской войне, в которых
Гектор больше, чем какой-либо другой герой, олицетворяет идею патриотического
долга. Вероятно, именно поэтому образ Гектора пользуется большой симпатией
автора «Илиады». С особенной теплотой Гектор изображен в знаменитой сцене прощания с женой Андромахой.
В европейской литературе
(«Прощание Гектора» Шиллера и др.) сохранялось традиционное
отношение к образу как олицетворению благородства (так, в пьесе Ж.
Жироду «Троянской войны не будет» Гектор по сути дела является
главным героем – выразителем гуманистических
идей).
Тело Гектора относят в Трою. Римский саркофаг, ок.
180–200 н.э.
Эней (Αἰνείας) –
властитель жившего близ Трои племени дарданов, сын Анхиса и Афродиты,
родственник троянского царя Приама.
Родившись на горе Иде или у
реки Симоэнта, он был воспитан Алкафоем, мужем сестры своей Гипподамии,
в Дардане ; а по изображению в hymn. in. Vener., он после своего рождения был передан Афродитой на
воспитание нимфам горы Иды.
Сначала Эней не принимал
участия в Троянской войне; но после того как однажды на Иде, где пас свои
стада, подвергся нападению Ахилла, он отправился на помощь Приаму в
Трою. Здесь он был одним из величайших героев, храбр, разумен и набожен;
троянцы чтили его наравне с Гектором, как бога. Как Ахилл на греческой
стороне, так Эней на троянской – прекрасный сын
богини, любимец богов; в битве особенно защищали его Афродита и Аполлон.
Подобно Ахиллу, и у Энея
божественные кони; кони Энея происходят от тех, которых Зевс дал некогда
Трою в вознаграждение за похищенного Ганимеда. Как Ахилла ненавидит
Агамемнон, так Энея – Приам, потому что существовало
предсказание, что Эней будет владычествовать над троянцами.
Эней мужественно сражается
с самыми храбрыми греками, даже с Ахиллом. В битве с последним Энея
спас Посейдон для того, чтобы не прекратился род Дарданов: «…ибо так
как ныне род Приамов ненавистен Крониону, то впоследствии будут властвовать
над троянцами Эней и его потомки». Согласно приведенному месту (hymn. in. Vener.
197), Эней после разрушения Трои и прекращения рода Приама остается в
Троаде и господствует, равно как и его потомки, над остатками троянского
народа.
О выселении Энея и основании
им нового царства на чужбине Гомер ничего не знает. Это позднейшее сказание,
возникшее немного столетий спустя после Гомера.
Богиня Афродита навещает своего раненого сына Энея.
Врач приседает перед ним, накладывая швы на бедро. Герой утешает своего
плачущего сына Аскания. Фреска из Помпеев.
О спасении Энея из города,
когда погибли другие троянцы, рассказывают весьма различно. Ливий говорит,
что Эней и Антенор получили от греков свободный пропуск за прежде оказанное
гостеприимство и за то, что всегда советовали заключить мир и отдать Елену.
По другим рассказам, Эней с дарданами при взятии города удалился в
кремль, а отсюда на Иду; здесь, теснимый врагами, он согласился на договор,
по которому передал им все укрепления на Иде, а сам получил за это свободный
пропуск. По некоторым сказаниям, он основал новое царство в Эпире или
фессалийской Фиотиде. Поэт Стесихор, первый между известными нам писателями,
рассказывал, что Эней с троянскими святынями и палладием удалился
в Гесперию (Италию); еще позднее явилось верование, что он прибыл в
Лаций и там положил основание Римскому государству. Это верование нашло себе официальное признание. Род Юлиев хвалился
происхождением от сына Энея, Иула или Аскания.
По «Энеиде» Вергилия,
Эней, отчаявшись в спасении города, среди великих опасностей покидает
Трою. Он собирает уцелевших троянцев на Иде и с ними отправляется на 20
кораблях. Эней и его спутники посетили много разных стран. Буря занесла их к
Карфагену. Там в Энея влюбилась царица этого города Дидона, но Зевс повелел
герою покинуть Карфаген.
Эней поплыл в Италию, где его радушно принял царь Латин. После борьбы с
предводителем рутулов Турном троянцы Энея обосновались в Италии и слились с
латинами в один народ. Благодаря основанным ими здесь городам позднее возник
Рим.
Изображение с греческой вазы показывающее Энея,
покидающего Трою с отцом Анхизом на плече.
Анхис или
Анхиз (Ἀνχίσης), в греческой и
римской мифологиях отец Энея. Когда
Анхис пас стада в окрестностях горы Ида, к нему явилась плененная его красотой Афродита, выдавшая себя за дочь
фригийского царя Отрея. Сблизившись с Анхисом, богиня открыла ему, что
родит от него славного героя Энея, но запретила разглашать тайну их брака.
Однако Анхис во время пирушки с друзьями нарушил запрет и был за это сражен молнией Зевса (по древнейшему варианту, очевидно,
насмерть, т. к. «Илиада», несколько раз называющая Энея сыном
Афродиты и Анхиса, не упоминает последнего среди живых). По более поздней
версии, Анхис от молнии Зевса лишился сил или ослеп. В ночь падения Трои
Эней вынес Анхиса на своих плечах из горящего города. Анхис скончался в
пути, по одним источникам, в Аркадии у горы Анхисии, где показывали его
могилу рядом с древним храмом Афродиты, по другим, — в южной Италии
или Сицилии.
Эней устроил в честь отца
погребальные игры, к которым римляне возводили Троянские игры, отмечавшиеся
вплоть до периода империи.
Миф о любви Афродиты и
Анхиса, имеющий аналогию в многочисленных греческих мифах о соединении
богинь со смертными, был сначала использован представителями рода Энеадов
в Троаде для укрепления своего авторитета, затем римским родом Юлиев,
возводивших через Энея свое происхождение
к богине Венере.
Троил
(Τρωΐλος) – троянский царевич, сын Приама и Гекубы, участник
Троянской войны. В «Илиаде» упомянут как убитый.
Именуется также либо сыном Аполлона, либо возлюбленным Аполлона.
Согласно Ликофрону, Ахилл был влюблен в него. И убил его.
По наиболее распространенному варианту мифа, это произошло в самом начале
войны, когда Троя еще не подвергалась осаде. Троил отправился вечером на
равнину, чтобы напоить лошадей и упражняться в верховой езде. Здесь его заметил
Ахилл, и после непродолжительной погони убил.
По другой версии мифа, убийство Троила было совершено в последний год войны
в храме Аполлона. У алтаря храма Троил либо тщетно искал убежища, либо его там
подстерегал Ахилл. Таким образом, последующее участие Аполлона в убийстве
Ахилла рассматривается как месть за осквернение его святыни.
Ахилл преследует Троила. Деталь этрусской амфоры Понтийской
группы, ок. 540–530 гг. до н. э.
В позднем мифотворчестве одни греческие авторы утверждали, что Ахилл убил
Троила потому, что, согласно предсказанию оракула, Трое суждено было остаться
неприступной, если Троил доживет до двадцати лет. Другие мотивировали действия
Ахилла тем, что у Троила была связь с Брисеидой, возлюбленной греческого героя.
Судьбе Троила была посвящена одноименная не дошедшая до нас трагедия
Софокла. Мотив любви Троила и Кресеиды, использованный в поэме Готфрида Чосера
и в драме Вильяма Шекспира «Троил и Кресеида», восходит к средневековому
французскому рыцарскому «Роману о Трое» Бенуа де Сент-Мора 12 столетия и не
встречается в античной литературе.
Изображен на картине в храме Юноны.
***