20.1.19

Ахейцы vs. Троянцы




Троянская война


Гомер писал, как город Троя был разрушен ахейцами после многолетней осады. А причиной войны послужило похищение троянским царевичем Парисом жены спартанского царя Минелая Елены…
По легенде, в контексте мифотворчества, случилось так, что три богиниГера, Афина и Афродита будучи спровоцированными Эридой (яблоко раздора),– обратились к царевичу Парису с вопросом, кто из них самая прекрасная. Афродита пообещала царевичу любовь самой красивой женщины в мире, если он признает её победительницей в этом споре. Парис признал Афродиту прекраснейшей, и Гера и Афина затаили на него злобу.
А вот самая красивая женщина жила в Спарте. И звали ее Елена. Она была так прекрасна, что все греческие цари хотели взять ее в жены. Елена выбрала Менелая, брата Агамемнона, царя Микен. По совету Одиссея все прежние женихи Елены поклялись помочь Менелаю, если кто-либо попытается отнять у него жену.
Опуская все мелкие подробности и перипетии мифа, мы в итоге узнаем, что Парис все же получает Елену, и именно Афродита помогла ему завладеть сердцем царицы. Влюбленные бегут в Трою под защиту отца Париса, царя Приама. Но помня о клятве, микенские цари под предводительством Агамемнона собираются в поход. Среди них был и Одиссей и Ахилл..
Сама Троя представляла собой мощную крепость, и штурмовать ее оказалось нелегко. Десять лет ахейское войско простояло под стенами города, так и не добившись победы. Обороной руководил старший сын Приама Гектор, храбрый воин, пользовавшийся любовью сограждан.
Наконец, Одиссей придумал хитрость. Древние Греки построили огромного деревянного коня, в брюхе которого спрятались воины. Коня оставили у стен города, а сами демонстративно отплыли на кораблях домой. Троянцы поверили, что враг ушел, и затащили коня в город, радуясь такому необычному трофею. Ночью воины, прятавшиеся внутри коня, выбрались наружу, открыли городские ворота и впустили в Трою своих товарищей, которые, как оказалось, незаметно вернулись к стенам города. Троя пала. Ахейцы уничтожили почти всех мужчин, а женщин и детей увели в рабство.

Джованни Доменико Тьеполо (1727-1804). «Постройка Троянского Коня»



«Троянский конь», «яблоко раздора», «ахиллесова пята», «все войны из-за женщин»… – эти понятия, прочно укоренившиеся в общественном сознании, родом как раз из истории о Троянской войне.

Современные ученые считают, что Троянская война произошла в 1240-1230 гг. до н. э. То есть, – это реальное историческое событие. А причиной могло послужить торговое соперничество между Троей и союзом микенских царей. И действительно, если изъять из «Илиады» и «Одиссеи» которые описывают Троянскую войну деяния богов, то поэмы выглядят как подробные исторические хроники. Гомер даже передает длинный список кораблей, отправившихся в поход против Трои.
Иначе смотрели на дело историки XVIII-XIX вв., для них «Илиада» и «Одиссея» были литературными произведениями, сюжет которых вымышлен от начала до конца.

Это предвзятое мнение смогли перевернуть только раскопки немецкого археолога любителя Генриха Шлимана. Он был убежден в том, что персонажи Гомерареальные исторические лица. С детства Шлиман глубоко переживал трагедию Трои и мечтал найти этот загадочный город.
В 1871 г. Шлиман отправился на северо-запад полуострова Малая Азия, в местность, которая в древности называлась Троада, где, по указаниям Гомера, располагалась Троя. Греки еще называли ее Илионом, откуда и произошло название поэмы «Илиада». В XIX в. эти земли принадлежали Османской империи. Договорившись с турецким правительством, Шлиман приступил к раскопкам на холме Гиссарлык, географическое положение которого соответствовало описанию Гомера. Удача улыбнулась ему. Холм скрывал развалины не одного, а девяти городов, сменявших друг друга на протяжении двадцати веков.
Гомеровской Троей археолог посчитал поселение, расположенное во втором слое снизу. Для того чтобы добраться до него, Шлиману пришлось «снести» остатки по крайней мере еще семи городов, хранивших много ценных находок. Во втором слое Шлиман обнаружил Скейские ворота, башню, якобы (по легенде) сидя на которой Елена показывала Приаму греческих полководцев, дворец Приама и клад с золотыми и серебряными украшениями.
Сразу стоит сказать, что эти открытия Шлимана потрясли весь научный мир. Не оставалось сомнений в том, что Гомер поведал о реально происходившей войне. Однако продолжение раскопок профессиональными исследователями дали неожиданный результат: город, который Шлиман принял за Трою, старше Троянской войны на тысячу лет. Саму же Трою Шлиман «сбросил» вместе с семью верхними слоями.

Раскопки древней Трои



Но самое главное, – находки показали, что древняя цивилизация, с которой археолог познакомил мир, далека от хорошо знакомой по «Илиаде» и «Одиссее» греческой архаики. Она древнее, гораздо выше по уровню развития и намного богаче. Гомер писал свои поэмы через пять-шесть веков после гибели микенского мира. Он не мог себе даже вообразить дворцов с водопроводами и фресками, в которых трудились тысячи невольников. Он показывает быт людей таким, каким он стал в его время, после нашествия варваров-дорийцев.
Как бы то ни было, в результате раскопок торопливого и не слишком внимательного любителя мир впервые познакомился с микенской культурой. Эта цивилизация затмила своим блеском и богатством всё, что до того было известно о ранней истории Греции.
В общем, миф и реальность здесь явно переплетаются очень тесно. И пускай Троянская война остается такой, какой мы её знаем изначально…

*

Далее речь пойдет о главных «героях-бойцах» Троянской войны.

Греки.

Агамемнон (Ἀγαμέμνων) – царь Аргоса, сильнейший владыка Греции, предводитель греков в Троянской войне. Перед отплытием к Трое Агамемнон оскорбил богиню Артемиду, утверждая, что стреляет из лука лучше неё. Артемида наслала ветер, задержавший флот греков в гавани Авлиде. Ветер утих лишь после того, как в жертву Артемиде была принесена дочь Агамемнона, Ифигения. При осаде Трои Агамемнон проявил храбрость и полководческий дар, но его корыстолюбие и властность часто вредили общему делу (оскорбление жреца Аполлона Хриса, ссора с Ахиллом из-за отнятой у того пленницы Брисеиды).
Ска­зоч­ное богат­ство Ага­мем­но­на и его выдаю­ще­е­ся поло­же­ние среди гре­че­ских вождей, о кото­рых гово­рит­ся в мифе, отра­жа­ют возвы­ше­ние исто­ри­че­ских Микен в XIV-XII вв. до н. э. и их господству­ю­щую роль сре­ди ран­них государств Пело­пон­не­са. Сохра­нив­ший­ся риту­аль­ный эпи­тет «Зевс-Ага­мем­нон» пока­зы­ва­ет, что Ага­мем­нон, веро­ят­но, был пер­во­на­чаль­но одним из тех полубоже­ст­вен­ных геро­ев-покро­ви­те­лей сво­его пле­ме­ни, чьи функции с обра­зо­ва­ни­ем олим­пий­ско­го пан­тео­на пере­шли к Зев­су.

Маска Агамемнона. Золото. С надгробия в Микенах. 16 в. до н. э.


Ахилл или Ахиллес (Ἀχιλλεύς) – величайший из греческих героев Троянской войны. Сын Пелея, царя племени мирмидонян в области Фессалия, и морской богини Фетиды. Когда Ахилл был младенцем, мать окунула его в воды реки царства мертвых Стикса, отчего его телу потом не могло повредить никакое оружие. Уязвимой у Ахилла осталась только пятка, за которую его держала Фетида, опуская в подземную реку (отсюда выражение «ахиллесова пята»: слабая сторона, уязвимое место).

Ахилл. Греческий античный барельеф


Ахилл воспитывался мудрым кентавром Хироном. В 6 лет он уже убивал вепрей и львов, настигал оленей. Прорицатель Калхант некогда предсказал, что греки овладеют Троей только с помощью Ахилла, но сам герой при этом погибнет. Желая спасти сына, Фетида укрыла его, переодев девушкой, на острове Скирос, где Ахилл рос с дочерьми царя Ликомеда. Узнав о том, где находится убежище Ахилла, отправлявшиеся под Трою герои Одиссей и Диомед прибыли на Скирос под видом купцов. Разложив перед царевнами женские украшения, они положили рядом также копье и щит. Неожиданно раздался боевой клич, женщины в страхе убежали, а Ахилл, схватив оружие, бросился навстречу врагу, чем и обнаружил себя. Он с радостью согласился отправиться на Троянскую войну.
Ахилл совершил в ней немало подвигов, но на десятом году осады Трои, рассорившись с предводителем греков, царем Агамемноном, перестал принимать участие в сражениях. Воспользовавшись уходом Ахилла и его воинов, троянцы разбили греков, оттеснили их к морю и начали поджигать их корабли. Ахилл, по-прежнему отказываясь выступать в битву сам, позволил сразиться с троянцами своему верному другу Патроклу, дав ему свое оружие и доспехи. Патрокл отразил троянцев, но пал от руки Гектора.
Потрясенный смертью друга, Ахилл поклялся отомстить и примирился с Агамемноном. По просьбе Фетиды бог Гефест сковал Ахиллу новое вооружение, в том числе чудесной работы щит. Ахилл отогнал троянцев и убил Гектора, хотя знал, что за этим последует его собственная гибель. Привязав тело Гектора к колеснице, Ахилл повлек его в свой лагерь, где устроил торжественную тризну по Патроклу. Отец Гектора, троянский царь Приам, проник в шатер Ахилла ночью и умолил героя вернуть тело сына для погребения.
Ахилл был убит незадолго до падения Трои Парисом, чью стрелу бог Аполлон направил в единственное уязвимое место героя – его пяту. Это случилось то ли в одной из стычек у стен города, то ли когда Ахилл пришел безоружным в храм Аполлона, чтобы договориться о браке с троянской царевной Поликсеной. Ахилл не знал границ ни в гневе, ни в горе, однако был добр, великодушен даже к врагам и верен в дружбе.

Существует гипотеза, что изначально в греческой мифологии Ахилл являлся одним из демонов загробного мира (к каковым относились и другие герои – например, Геракл). Предположение о божественной природе Ахилла высказал Х. Хоммель в своей статье. Он показывает на материале греческих раннеклассических текстов, что даже в VII в. до н. э. этот персонаж, давно превратившийся в эпического героя, по-прежнему выступал в своей исконной функции одного из загробных демонов. Публикация Хоммеля вызвала активную дискуссию, пока незавершённую. Попытка раскрыть тему хтонического характера черноморского культа Ахилла привела к возникновению ещё одной гипотезы. Имеются предположения, что греки застали в Северном Причерноморье автохтонное население индо-ариев, и в этом случае имеется некоторое созвучие имени Ахиллеса с хтоническим змеем Ахи-Валой, который почитался местными жителями.


Одиссей (Οδυσσεύς), Улисс (лат. Ulixes) – царь острова Итака, сын Лаэрта.
Гене­а­ло­гия Одис­сея тес­но свя­за­на с общим харак­те­ром героя умно­го и хит­ро­го. По неко­то­рым вари­ан­там мифа, Одис­сейсын Сиси­фа, кото­рый соблаз­нил Анти­клею еще до её бра­ка с Лаэртом. Более того, отец Анти­клеи Авто­лик«вели­кий клятвопреступ­ник и вор» – был сыном Гер­ме­са и помо­гал ему во всех хит­ро­стях; отсюда наслед­ст­вен­ные, иду­щие от Гер­ме­са, ум, прак­ти­цизм, лов­кость Одис­сея.
Био­гра­фия Одис­сея пер­во­на­чаль­но не была свя­за­на с собы­ти­я­ми Тро­ян­ской вой­ны, с её раз­ви­той геро­и­ко-мифо­ло­ги­че­ской осно­вой и яви­лась досто­я­ни­ем аван­тюр­но-ска­зоч­ных сюже­тов в духе распростра­нен­ных фольк­лор­ных моти­вов: даль­нее мор­ское путешест­вие, е--же­ми­нут­но гро­зя­щее гибе­лью; пре­бы­ва­ние героя в «ином» мире; воз­вра­ще­ние мужа в тот момент, когда жене гро­зит заклю­че­ние ново­го бра­ка. Одна­ко ионий­ская сту­пень гоме­ров­ско­го эпо­са о Тро­ян­ской войне пре­об­ра­зи­ла эти моти­вы, вне­ся в них ряд важ­ных идей: воз­вра­ще­ние на роди­ну, самоот­вер­жен­ная любовь к род­но­му оча­гу, стра­да­ние героя, испы­тав­ше­го гнев богов; отсюда имя Одис­сей (греч. odyssāo, «гне­ва­юсь»)чело­век «боже­ско­го гнева» («нена­вист­ный» богам).

Одиссей. Фрагмент скульптурной группы „Ослепление Полифема”. Найдена в Гроте Тиберия на острове Капри. II - I вв. до н. э. Сперлонга.


Вклю­че­ние Одис­сея в чис­ло вождей Тро­ян­ской вой­ны при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию пред­став­ле­ний о воин­ских подви­гах Одис­сея, о решаю­щей его роли во взя­тии Трои (мотив при­ду­ман­но­го Одис­се­ем дере­вян­но­го коня) и к геро­изи­ро­ва­нию фольк­лор­но­го хит­ре­ца как «раз­ру­ши­те­ля горо­дов».
Одис­сейсамая яркая фигу­ра имен­но ионий­ской сту­пе­ни эпо­са. Онноси­тель прак­ти­че­ской разум­но­сти, неустан­ной энер­гии, дальновид­ной спо­соб­но­сти ори­ен­ти­ро­вать­ся в слож­ных обстоятельствах, уме­ния крас­но­ре­чи­во и убеди­тель­но гово­рить, искус­ства обхож­де­ния с людь­ми.
Еще более Одис­сей соот­вет­ст­ву­ет геро­и­ке «Или­а­ды», когда он отправ­ля­ет­ся одним из послов к Ахил­лу или когда высту­па­ет в совете, и сло­ва устрем­ля­ют­ся из его уст, как снеж­ная вью­га, так, что с ним не может состя­зать­ся ни один из смерт­ных.
Одис­сей«сла­вен копьем», «велик душой» и «серд­цем». В стрель­бе из лука его пре­вос­хо­дил толь­ко Фил­ок­тет. Под­чер­ки­ва­ет­ся его «безупреч­ность». Одна­ко он сам при­зна­ет­ся царю Алки­ною, что сла­вен хит­ры­ми измыш­ле­ни­я­ми сре­ди людей. Афи­на под­твер­жда­ет, что в хит­ро­стях, измыш­ле­ни­ях и ковар­стве с Одис­се­ем труд­но состязать­ся даже богу.
Одиссей пытался уклониться от участия в Троянской войне, для чего прикинулся сумасшедшим и вспахивал поле, засеивая его солью. Чтобы раскрыть притворство Одиссея, герой Паламед положил в борозду сына Одиссея – младенца-Телемаха. Чтобы не погубить ребенка, Одиссей остановил плуг. Этим он разоблачил себя, и поневоле должен был отправиться в поход.
Под Троей Одиссей прославился храбростью, предприимчивостью, хитростью и умом. Проникшись враждебностью к Паламеду, он погубил его при помощи коварного подлога. На десятом году войны Одиссей убедил греков продолжать осаду, выставив на посмешище призывавшего к миру воина Терсита. Вместе с Диомедом Одиссей взял в плен троянского лазутчика Долона и совершил ночную вылазку, захватив волшебных коней фракийского царя Реса. По позднейшим легендам, Одиссей сумел похитить в Трое священную статую Паллады, покровительницы города. После гибели Ахилла ему по решению войска досталось оружие павшего героя. По совету Одиссея греки соорудили Троянского коня.
После разрушения Трои, при возвращении на родину, Одиссею пришлось пережить множество удивительных приключений, о которых рассказывается в «Одиссее» Гомера.


Патрокл (Πάτ­ροκλος) – сын одно­го из аргонавтов Менетия,  соратник Ахил­ла в Тро­ян­ской войне. По про­ис­хож­де­нию Патроклместный фес­са­лий­ский герой, чем и объ­яс­ня­ет­ся его друж­ба с Ахиллом, кото­рый был сыном царя Фтии Пелея в Фес­са­лии. Прослав­ленное искус­ство Патрок­ла в управ­ле­нии колес­ни­ца­ми и его забота об упряж­ке Ахил­ла дают осно­ва­ние видеть в нем первоначаль­но возни­цу Пелея. Ввиду того, что гене­а­ло­гия деда Патрок­ла Акто­ра была в мифо­ло­ги­че­ской тра­ди­ции не очень устойчи­вой, свя­зы­вая Акто­ра то со Фти­ей (Фес­са­лия), то с Опун­том (Лок­рида), воз­ник­ло стрем­ле­ние увя­зать меж­ду собой эти два геогра­фи­че­ских пунк­та в леген­дар­ной био­гра­фии Патрок­ла. Так сложи­лась вер­сия, по кото­рой Мене­тий сна­ча­ла пере­се­лил­ся из Фесса­лии в Лок­риду, но со временем дол­жен был спа­сать отсюда сво­его сына (во вре­мя игр Патрокл неча­ян­но убил одно­го из сво­их сверст­ни­ков и ему угро­жа­ла месть род­ных уби­то­го). Тогда отец отвез Патрок­ла во Фтию и отдал Пелею; здесь Патрокл вырос вме­сте с Ахил­лом.
Чтобы еще боль­ше сбли­зить двух зна­ме­ни­тых геро­ев, был использован вари­ант мифа, соглас­но кото­ро­му ним­фа Эги­на, родив от Зевса Эака отца Пелея, ста­ла затем женой Акто­ра. В этом случае Эги­на, подоб­но Алк­мене, дает нача­ло одно­му роду божествен­но­го про­ис­хож­де­ния (к нему при­над­ле­жит Ахилл) и друго­мусмерт­но­го (к нему отно­сит­ся Патрокл), а оба героя оказыва­ют­ся близ­ки­ми родст­вен­ни­ка­ми.
Хотя источ­ни­ки назы­ва­ют Патрок­ла сре­ди жени­хов самой Еле­ны Прекрасной, его при­сут­ст­вие под Тро­ей объ­яс­ня­ет­ся глав­ным образом друж­бой с Ахил­лом.

Чаша с изображением Ахилла, перевязывающего руку Патроклу ;ок. 500 г. до н. э. Из Вульчи.



Когда Ахилл отстра­нил­ся от уча­стия в боях и поло­же­ние гре­ков стало кри­ти­че­ским, отважный Патрокл убедил Ахил­ла раз­ре­шить ему сра­жать­ся. Обла­чен­ный в доспе­хи сво­его дру­га, на его колеснице, запря­жен­ной бес­смерт­ны­ми коня­ми, Патрокл обра­тил троянцев в паническое бег­ство и сра­зил свы­ше 20 тро­ян­ских вои­нов, в том чис­ле зна­ме­ни­то­го героя Сар­пе­до­на. Увле­чен­ный боем, Патрокл забыл завет Ахил­ла, при­ка­зав­ше­го ему вер­нуть­ся, как только про­тив­ник будет оттес­нен от ахей­ско­го лаге­ря. Но Патрокл пресле­до­вал тро­ян­цев до самых стен Трои и там погиб от руки Гекто­ра только потому, что последнему помог сам бог Аполлон.
Опи­са­нию подви­гов и гибе­ли Патрок­ла посвя­ще­на 16-я книга  «Илиа­ды».
В завя­зав­шей­ся схват­ке над уби­тым Патро­к­лом Гек­то­ру уда­лось совлечь с него доспе­хи Ахилла, тело же Патрок­ла ахей­цы, возглавля­е­мые Мене­ла­ем и Аяк­са­ми, отби­ли и унес­ли в лагерь. Здесь Ахилл устроил Патро­клу тор­же­ст­вен­ные похо­ро­ны: над погребаль­ным кост­ром в жерт­ву герою было при­не­се­но 12 плен­ных тро­ян­ских юно­шей. Затем нача­лись погре­баль­ные игры, в кото­рых участ­во­ва­ли все наи­бо­лее выдаю­щи­е­ся ахей­ские вожди.
По одно­му из вари­ан­тов мифа, Патро­клу было даро­ва­но бес­смер­тие и он был пере­не­сен на ост­ров Лев­ка, где после смер­ти оби­тал и Ахилл.

Тело Патрокла поднимают Менелай и Мерион, в то время как Одиссей и другие смотрят на него (этрусский рельеф, 2 век до н.э.)



Троянцы.

Гектор (Ἕκτωρ) – величайших из героев Трои, старший сын её царя Приама и его жены Гекубы. Хотя Гектор был врагом греков, он представлен в «Илиаде» Гомера с симпатией: как могучий и благородный воин, доблестный полководец, любящий муж и отец.
Об уча­стии Гек­то­ра в воен­ных дей­ст­ви­ях в пер­вые годы вой­ны источ­ни­ки сооб­ща­ют толь­ко, что от руки Гек­то­ра пал Протесилай, пер­вым всту­пив­ший на тро­ян­скую зем­лю.
Войско самих троянцев, защищавших родной город, насчитывало всего десять тысяч. Тем не менее, под предводительством Гектора они девять лет успешно сопротивлялись ахейцам.
Далее, в ходе войны Гектор не ограничивался оборонительными боями, прекрасно понимая, что нападение – лучший вид защиты. Во время вылазок Гектор всегда сражался в первых рядах копьем и мечом, своим примером увлекая за собой всё троянское войско. Даже враги признавали величие его подвигов. В самом начале войны он не побоялся десятикратного перевеса ахейцев и вступил с ними в бой, чтобы не дать высадиться на берег, убив броском копья Протесилая. Если он и отступил, то только для того, чтобы сохранить своё войско для новых оборонительных боев.

В полную силу Гек­тор прославился на деся­том году вой­ны. Как стар­ший сын Приама и его непо­сред­ст­вен­ный пре­ем­ник, он возглавля­ет бое­вые дей­ст­вия тро­ян­цев, сам отли­ча­ясь силой и геройством. Два­жды Гектор всту­па­ет в еди­но­бор­ство с Аяксом Теламо­нидом, наи­бо­лее могу­чим после Ахил­ла ахей­ским героем. Под руко­вод­ст­вом Гек­то­ра тро­ян­цы вры­ва­ют­ся в укрепленный лагерь ахей­цев, под­сту­па­ют к ахей­ским кораб­лям и успевают под­жечь один из них. Гек­то­ру удается так­же сра­зить перед самы­ми ворота­ми Трои Патрок­ла и совлечь с уби­то­го доспе­хи Ахилла.
После вступ­ле­ния Ахил­ла в бой Гек­тор, невзи­рая на моль­бы родителей, оста­ет­ся с ним в поле один на один и поги­ба­ет в поединке у Скей­ских ворот, пред­ска­зы­вая близ­кую смерть само­му Ахил­лу. Послед­ний, одер­жи­мый жаж­дой мести за Патрок­ла, привязы­ва­ет тело уби­то­го Гек­то­ра к сво­ей колес­ни­це и объ­ез­жа­ет вокруг Трои, воло­ча труп сра­жен­но­го про­тив­ни­ка.
Хотя в дальнейшем Ахилл про­дол­жа­ет осквер­нять тело Гек­то­ра, его не каса­ют­ся ни хищ­ные зве­ри, ни тлен; мерт­во­го Гек­то­ра обе­ре­га­ет Апол­лон, помо­щью кото­ро­го Гек­тор неод­но­крат­но поль­зо­вал­ся при жиз­ни. Бог два­жды воз­вра­щал ему силы в поедин­ках с Аяк­сом, помог Гек­то­ру во вре­мя поедин­ка с Ахил­лом, пока жре­бий судь­бы не ука­зал на неиз­беж­ность кон­чи­ны Гек­то­ра.
Под­держ­ка, оказываемая Гек­то­ру Апол­ло­ном, послу­жи­ла в послегоме­ров­ской тра­ди­ции пово­дом для утвер­жде­ния, что Гек­тор был сыном само­го бога. Апол­лон пер­вым под­ни­ма­ет свой голос в защи­ту уби­то­го Гек­то­ра на сове­те богов, после чего Ахилл полу­ча­ет от Зев­са при­каз выдать тело уби­то­го При­аму, кото­рый устра­и­ва­ет сыну почет­ные похо­ро­ны.

Монета Трои, 177–192 гг .; Аверс: бюст Коммода ; Реверс: Гектор, с щитом и копьем на колеснице ; ΕΚΤΩΡ ( Гектор ), вписанный выше, ΙΛΙΕΩΝ ( Илион , «Троя»).



Иссле­до­ва­те­ли древ­не­гре­че­ско­го эпо­са дав­но обра­ти­ли вни­ма­ние на то, что с име­нем Гек­то­ра не свя­за­ны какие-либо дру­гие собы­тия Тро­ян­ской вой­ны, кро­ме изо­бра­жен­ных в «Илиа­де». Моги­лу Гектора пока­зы­ва­ли не в Тро­аде, а в Фивах ; это дела­ет воз­мож­ным пред­по­ло­же­ние, что по про­ис­хож­де­нию Гек­торбео­тий­ский герой, и его сра­же­ние с Ахил­лом пер­во­на­чаль­но име­ло место на гре­че­ской поч­ве. Толь­ко отно­си­тель­но позд­но образ Гек­то­ра был вклю­чен в круг ска­за­ний о Тро­ян­ской войне, в кото­рых Гек­тор боль­ше, чем какой-либо дру­гой герой, оли­це­тво­ря­ет идею пат­рио­ти­че­ско­го долга. Веро­ят­но, имен­но поэто­му образ Гек­то­ра поль­зу­ет­ся боль­шой сим­па­ти­ей авто­ра «Или­а­ды». С осо­бен­ной теп­ло­той Гек­тор изображен в зна­ме­ни­той сцене про­ща­ния с женой Анд­ро­ма­хой.

В евро­пей­ской лите­ра­ту­ре («Про­ща­ние Гек­то­ра» Шил­ле­ра и др.) сохра­ня­лось тра­ди­ци­он­ное отно­ше­ние к обра­зу как оли­це­тво­ре­нию бла­го­род­ства (так, в пье­се Ж. Жиро­ду «Тро­ян­ской вой­ны не будет» Гек­тор по сути дела явля­ет­ся глав­ным геро­емвыра­зи­те­лем гума­ни­сти­че­ских идей).

Тело Гектора относят в Трою. Римский саркофаг, ок. 180–200 н.э.



Эней (Αἰνείας) – властитель жившего близ Трои племени дарданов, сын Анхиса и Афродиты, родственник троянского царя Приама.
Родив­шись на горе Иде или у реки Симо­эн­та, он был вос­пи­тан Алкафо­ем, мужем сест­ры сво­ей Гип­по­да­мии, в Дар­дане ; а по изобра­же­нию в hymninVe­ner., он после сво­его рож­де­ния был передан Афро­ди­той на вос­пи­та­ние ним­фам горы Иды.

Сна­ча­ла Эней не при­ни­мал уча­стия в Тро­ян­ской войне; но после того как одна­жды на Иде, где пас свои ста­да, под­верг­ся напа­де­нию Ахил­ла, он отпра­вил­ся на помощь При­аму в Трою. Здесь он был одним из вели­чай­ших геро­ев, храбр, разу­мен и набо­жен; тро­ян­цы чти­ли его наравне с Гек­то­ром, как бога. Как Ахилл на гре­че­ской стороне, так Эней на тро­ян­скойпре­крас­ный сын боги­ни, люби­мец богов; в бит­ве осо­бен­но защи­ща­ли его Афро­ди­та и Апол­лон.
Подоб­но Ахил­лу, и у Энея боже­ст­вен­ные кони; кони Энея происходят от тех, кото­рых Зевс дал неко­гда Трою в воз­на­граж­де­ние за похи­щен­но­го Гани­меда. Как Ахил­ла нена­видит Ага­мем­нон, так ЭнеяПри­ам, пото­му что суще­ст­во­ва­ло пред­ска­за­ние, что Эней будет вла­ды­че­ст­во­вать над тро­ян­ца­ми.
Эней муже­ст­вен­но сра­жа­ет­ся с самы­ми храб­ры­ми гре­ка­ми, даже с Ахил­лом. В бит­ве с послед­ним Энея спас Посей­дон для того, чтобы не пре­кра­тил­ся род Дар­да­нов: «…ибо так как ныне род При­а­мов нена­ви­стен Кро­ни­о­ну, то впо­след­ст­вии будут власт­во­вать над троянца­ми Эней и его потом­ки». Соглас­но при­веден­но­му месту (hymninVe­ner. 197), Эней после раз­ру­ше­ния Трои и пре­кра­ще­ния рода При­а­ма оста­ет­ся в Тро­аде и гос­под­ст­ву­ет, рав­но как и его потом­ки, над остат­ка­ми тро­ян­ско­го наро­да.
О высе­ле­нии Энея и осно­ва­нии им ново­го цар­ства на чуж­бине Гомер ниче­го не зна­ет. Это позд­ней­шее ска­за­ние, воз­ник­шее немно­го столе­тий спу­стя после Гоме­ра.

Богиня Афродита навещает своего раненого сына Энея. Врач приседает перед ним, накладывая швы на бедро. Герой утешает своего плачущего сына Аскания. Фреска из Помпеев.


О спа­се­нии Энея из горо­да, когда погиб­ли дру­гие тро­ян­цы, рассказы­ва­ют весь­ма раз­лич­но. Ливий гово­рит, что Эней и Анте­нор полу­чи­ли от гре­ков сво­бод­ный про­пуск за преж­де ока­зан­ное гостепри­им­ство и за то, что все­гда сове­то­ва­ли заклю­чить мир и отдать Еле­ну. По дру­гим рас­ска­зам, Эней с дар­да­на­ми при взя­тии горо­да уда­лил­ся в кремль, а отсюда на Иду; здесь, тес­ни­мый врагами, он согла­сил­ся на дого­вор, по кото­ро­му пере­дал им все укреп­ле­ния на Иде, а сам полу­чил за это сво­бод­ный про­пуск. По неко­то­рым ска­за­ни­ям, он осно­вал новое цар­ство в Эпи­ре или фессалий­ской Фио­ти­де. Поэт Сте­си­хор, пер­вый меж­ду извест­ны­ми нам писа­те­ля­ми, рас­ска­зы­вал, что Эней с тро­ян­ски­ми свя­ты­ня­ми и пал­ла­ди­ем уда­лил­ся в Гес­пе­рию (Ита­лию); еще позд­нее яви­лось веро­ва­ние, что он при­был в Лаций и там поло­жил осно­ва­ние Римско­му государ­ству. Это веро­ва­ние нашло себе офи­ци­аль­ное призна­ние. Род Юли­ев хва­лил­ся про­ис­хож­де­ни­ем от сына Энея, Иула или Аска­ния. 
По «Эне­иде» Вер­ги­лия, Эней, отча­яв­шись в спа­се­нии горо­да, сре­ди вели­ких опас­но­стей покида­ет Трою. Он соби­ра­ет уцелев­ших троянцев на Иде и с ними отправ­ля­ет­ся на 20 кораб­лях. Эней и его спутники посетили много разных стран. Буря занесла их к Карфагену. Там в Энея влюбилась царица этого города Дидона, но Зевс повелел герою покинуть Карфаген.
Эней поплыл в Италию, где его радушно принял царь Латин. После борьбы с предводителем рутулов Турном троянцы Энея обосновались в Италии и слились с латинами в один народ. Благодаря основанным ими здесь городам позднее возник Рим.

Изображение с греческой вазы показывающее Энея, покидающего Трою с отцом Анхизом на плече.



Анхис или Анхиз (Ἀνχί­σης), в гре­че­ской и рим­ской мифо­ло­ги­ях отец Энея. Когда Анхис пас ста­да в окрест­но­стях горы Ида, к нему яви­лась пле­нен­ная его кра­сотой Афро­ди­та, выдав­шая себя за дочь фри­гий­ско­го царя Отрея. Сбли­зив­шись с Анхи­сом, боги­ня откры­ла ему, что родит от него слав­но­го героя Энея, но запре­ти­ла раз­гла­шать тай­ну их бра­ка. Одна­ко Анхис во вре­мя пируш­ки с дру­зья­ми нарушил запрет и был за это сра­жен мол­нией Зев­са (по древ­ней­ше­му вари­ан­ту, оче­вид­но, насмерть, т. к. «Или­а­да», несколь­ко раз называю­щая Энея сыном Афро­ди­ты и Анхи­са, не упо­ми­на­ет последне­го сре­ди живых). По более позд­ней вер­сии, Анхис от молнии Зев­са лишил­ся сил или ослеп. В ночь паде­ния Трои Эней вынес Анхи­са на сво­их пле­чах из горя­ще­го горо­да. Анхис скон­чал­ся в пути, по одним источ­ни­кам, в Арка­дии у горы Анхи­сии, где показы­ва­ли его моги­лу рядом с древним хра­мом Афро­ди­ты, по другим, — в южной Ита­лии или Сици­лии.
Эней устро­ил в честь отца погре­баль­ные игры, к кото­рым рим­ляне воз­во­ди­ли Тро­ян­ские игры, отме­чав­ши­е­ся вплоть до пери­о­да империи.
Миф о люб­ви Афро­ди­ты и Анхи­са, име­ю­щий ана­ло­гию в многочислен­ных гре­че­ских мифах о соеди­не­нии богинь со смертными, был сна­ча­ла исполь­зо­ван пред­ста­ви­те­ля­ми рода Энеадов в Тро­аде для укреп­ле­ния сво­его авто­ри­те­та, затем рим­ским родом Юли­ев, воз­во­див­ших через Энея свое про­ис­хож­де­ние к богине Вене­ре.


Троил (Τρωΐλος)троянский царевич, сын Приама и Гекубы, участник Троянской войны. В «Илиаде» упомянут как убитый.
Именуется также либо сыном Аполлона, либо возлюбленным Аполлона. Согласно Ликофрону, Ахилл был влюблен в него. И убил его.
По наиболее распространенному варианту мифа, это произошло в самом начале войны, когда Троя еще не подвергалась осаде. Троил отправился вечером на равнину, чтобы напоить лошадей и упражняться в верховой езде. Здесь его заметил Ахилл, и после непродолжительной погони убил.
По другой версии мифа, убийство Троила было совершено в последний год войны в храме Аполлона. У алтаря храма Троил либо тщетно искал убежища, либо его там подстерегал Ахилл. Таким образом, последующее участие Аполлона в убийстве Ахилла рассматривается как месть за осквернение его святыни.

Ахилл преследует Троила. Деталь этрусской амфоры Понтийской группы, ок. 540–530 гг. до н. э.


В позднем мифотворчестве одни греческие авторы утверждали, что Ахилл убил Троила потому, что, согласно предсказанию оракула, Трое суждено было остаться неприступной, если Троил доживет до двадцати лет. Другие мотивировали действия Ахилла тем, что у Троила была связь с Брисеидой, возлюбленной греческого героя.
Судьбе Троила была посвящена одноименная не дошедшая до нас трагедия Софокла. Мотив любви Троила и Кресеиды, использованный в поэме Готфрида Чосера и в драме Вильяма Шекспира «Троил и Кресеида», восходит к средневековому французскому рыцарскому «Роману о Трое» Бенуа де Сент-Мора 12 столетия и не встречается в античной литературе.
Изображен на картине в храме Юноны.

***