1.1.19

Амазонки


Амазонки (др.греч. Ἀμαζόνος) – женщины-воительницы из древнегреческой мифологии, одни из самых загадочных женщин в истории.
Образ жизни амазонок был противоположным образу жизни классического древнегреческого общества, в котором доминировали мужчины. Это не единый миф, а набор мифов и исторических представлений о племенах воинственных женщин, убивавших мужчин и выполнявших, с точки зрения античных людей, исконно мужские функции.
Откуда известно об амазонках ? Это античные мифы и свидетельства.
Гомер описывал амазонок как «мужеобразных» женщин, сражавшихся на стороне троянцев и побежденных Ахиллом. У отца истории Геродота амазонки предстают «мужеубийцами», совершавшими набеги на Скифию. Греческий историк римского времени Диодор Сицилийский изображает амазонок как храбрых воительниц, которые выжигали себе правую грудь, чтобы она не мешала им стрелять из лука.
Многочисленные упоминания мифа об амазонках встречаются в трудах Гиппократа, в трагедиях Эсхила и Еврипида, поэмах Вергилия и Овидия, в «Географии» Страбона, в биографических и исторических сочинениях Павсания и Плутарха.

Несмотря на устойчивый интерес античных авторов к женщинам-воительницам, о точном ареале расселения амазонок, равно как и об их образе жизни, известно крайне мало.
Еще в VII веке до нашей эры об амазонках писали как об очень древней женской империи. Их царства пришли в упадок к эпохе Александра Македонского (IV в. до н.э.) и от былого величия амазонок к тому времени остались только следы. Древнегреческие авторы признавали, что никто не знает, как давно существовали амазонки – это понятие сродни Атлантиде и мифу о Гигантомахии, горгонах, кентаврах, грифонах, гарпиях и других мифических существах, с  которыми самые ранние амазонки якобы воевали (это запечатлено в древнегреческих произведениях искусства).
Традиционно считается, что амазонки обитали на северо-востоке Малой Азии (Каппадокия, Турция) вдоль реки Термодонт (Фермодонт), впадающей в Черное море. Однако, по мнению Геродота, легендарный народ амазонок жил в районе Меотиды (современное Азовское море), вплоть до реки Танаис (Дон). Античные авторы располагали земли амазонок также в древней Скифии – в предгорьях Кавказа и Северном Причерноморье.
Один из славных городов амазонок – Фемискира.
Главным занятием амазонок была подготовка к войне. Они умело управлялись с луком и копьем, хорошо ездили верхом, имели щиты и шлемы. Некоторые авторы даже указывали, что именно амазонки ввели кавалерию и железное оружие.

Впервые термин «амазонки» встречается в древнегреческом эпосе, который говорит о воинственных женщинах-амазонках, живущих в Скифии, дочерях бога войны – неистового Ареса и его жены, вечно юной и ветреной богини красоты и любви Афродиты. Эпос называет амазонок «αντίανείραι», что значит «равные мужам», «противные мужам» или «мужененавистницы» (Гомер. Илиада). Здесь же «амазонка» переводится как лишенная груди с целью стрельбы из лука, «безгрудая». В Объяснении к «Илиаде» Гомера – несколько иная трактовка этого термина: «амазонки – значит жавшие в поясах, так как они жали и косили вооруженные, надевая пояса» (Евстафии. Объяснения к «Илиаде» Гомера).
По другой версии, амазонки – дочери Ареса и Гармонии.

Классическим местом локализации амазонок в античной литературе являлась река Термодонт (современная Терме-Чай) в Малой Азии. Вероятно, этот факт можно объяснить тем, что у малоазиатских племенкарийцев, индийцев, ликийцев, фракийцев в период их контакта с греками женщина занимала довольно высокое и почетное место в обществе, обусловленное сохранением в социальном строе этих племен матриархальных черт.
У греков существовала версия о пребывании амазонок и в Северной Африке. «Эти амазонки самые древние, однако исчезнувшие за много лет до Троянской войны, причем совершенно исчезла и память о них», сообщает Дионисий Скитобрахион (середина II в. до н. э.), рассказ которого дошел до нас в передаче Диодора Сицилийского (I в. до н. э.). Эту версию затем лишь повторяли другие античные авторы.
Но наиболее ранние греческие авторы: Геродот (484-425 до и. э.), Псевдо-Гиппократ (470-356 до н. э.), Эфор (405-330 до и. э.) и другие, которые стремились к реальному освещению фактов и событий, – помещали амазонок на землях в округе Танаиса и Меотиды (Азовского моря), где жили родственные скифам по языку и культуре племена савроматов. Сюда же, на земли савроматов, античная традиция нередко переносила реку Термодонт и сказочную столицу воительниц Фемискиру.
Основания для этого были, поскольку греки могли наблюдать у савроматских женщин воинственность быта и образ жизни, напоминающий амазонский, что бросалось в глаза на общем фоне в целом патриархальной части нынешней Восточной Европы и Азии. Именно это и явилось для античных авторов основанием связать савроматских женщин с амазонками.
Греческие писатели более позднего времени: Страбон (68 до и. э.-20 н. э.), Плутарх (50-125 н. э.)локализовали амазонок на Кавказев Скифии. Но если о малоазийских амазонках Страбон говорит как об исторической реальности, относительно кавказских амазонок он проявляет некоторый скептицизм, считая известия о них баснословными и неправдоподобными).
Но и эти сообщения имеют под собой реальную почву, поскольку на Кавказе в настоящее время открыты погребения женщин-воительниц.

Миф об амазонках как о грозных соперницах мужчин, равных им на поле боя и нередко превосходящих в мастерстве ведения битвы, связан со множеством других древнегреческих преданий, что делает миф об этом загадочном народе одним из самых популярных в античной традиции.
Хотя где заканчивается реальность и начинается миф (и наоборот), далеко не всегда понятно.

Все античные авторы, начиная с Геродота, которому принадлежит древнейший в греческой литературе рассказ об амазонках, отмечает как главнейшую черту их образа жизни участие в военных действиях.
Так, амазонки, жившие на реке Термодонт, были единственными из окружающих их народов, которые имели железное оружие и первые стали ездить верхом. Благодаря своим лошадям они догоняли бегущих врагов неожиданно для последних, сами же оставляли своих преследователей далеко позади, как рассказывал Лисий.
Амазонки были вооружены луком, топором и копьем, имели щиты и котурны (Плутарх. Жизнь Помпея). Из шкур диких зверей изготавливали себе шлемы, плащи, пояса (Страбон. География).
Именно такими их знает античная традиция, донесшая до нас имена дев-воительниц, прекрасных цариц Ипполиты, Антиопы, Фалестры, Пентесилии (Пенфесилии), под предводительством которых амазонки совершали далекие военные походы, властвовали над многими народами, поработили своих соседей.
Ливийские амазонки, по описанию Диодора Сицилийского (I в. до н. э.), под предводительством Мирины прошли Египет и Аравию, покорили всю Сирию, прошли в Малую Азию, где основали ряд городов и святилищ, назвав их своими именами: Мирина, Смирна, Мартезия и др). Мирина погибла с большей частью своего войска во Фракии. Оставшиеся амазонки вернулись в Ливию (Диодор Сицилийский. Библиотека).
Нетрудно заметить, что в этом полумифическом рассказе Диодора присутствует реальная историческая основа. Несомненно, материалом для полулегендарных амазонских войск, описанных Диодором, послужили засвидетельствованные ассирийскими источниками и данными археологии реальные набеги в VII веке до н. э. киммерийцев и скифов на эгейские берега Малой Азии и Сирию.

О походах амазонок Северного Причерноморья в Грецию, Аттику сообщает аттический оратор Исократ (436-338 до н. э.), рассказ которого повторяет автор «Сравнительных жизнеописаний» Плутарх. Война греков с амазонками завершилась битвой. Мужественные воительницы были разбиты, погибла и их предводительницаАнтиона, для которой якобы в городе Мегаре была сооружена гробница. «Из пришедших ни одна не ушла назад, а остальные дома, вследствие нанесенного здесь поражения, лишились владычества», — пишет Исократ.
Считается, что этот неудачный поход амазонокне что иное, как мифологическое отображение похода Ксеркса в 480 г. до н. э. в Грецию в период греко-персидских войн, воспринимавшихся эллинами как война с азиатским миром, который олицетворяли легендарные амазонки.
Таким образом, в географии военных походов амазонок видимо нашли отражение как наиболее ранние киммерийские и скифские в Малую Азию и Сирию, так и наиболее поздние (персидские в Грецию) реальные военные походы различных народов.

Очень интересно и весьма своеобразно складывались у амазонок отношения с мужчинами. Все античные авторы, упоминавшие или писавшие об амазонках, подчеркивают их свободное, независимое поведение, высокомерное отношение к мужчинам.
По одним сведениям, амазонки жили отдельно от мужчин, общаясь с ними раз в год с целью деторождения и продолжения славного рода амазонок. По сообщениям Диодора Сицилийского, они жили вместе. Но в то время как женщины совершали блистательные походы, мужчины находились в подчиненном положении, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей. Если амазонки жили отдельно от мужчин и имели только общих детей, то, как правило, девочек они оставляли у себя, а мальчиков отдавали отцам. Если же они жили вместе, то обычно матери-амазонки калечили своих детей мужского пола или убивали их тотчас по рождении, чтобы воспрепятствовать их восстанию против женской власти.
Родившимся девочкам выжигали правую грудь, чтобы она не мешала при стрельбе из лука. При этом вся сила и живительные соки переходили в правое плечо, делая руку девушки-амазонки сильной, способной наносить сокрушительные удары по своим врагам (Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях).
Все черты быта и образа жизни амазонок, пожалуй, лишь за исключением участия женщин в военных действиях, выглядят скорее легендарными и маловероятными, сообщения об амазонках выглядят так и для тех районов, где греки сами не бывали. Они черпали сведения для своих сочинений из полумифических рассказов и слухов-источников, не отличавшихся достоверностью, в которых за давностью лет реальных фактов сохранилось мало. Но все же и эти полулегендарные рассказы об амазонках имеют реальную историко-этнографическую или культовую основу. Так, свобода амазонок в выборе отца для своего будущего ребенкаэто не что иное, как отражение свободных половых отношений на одной из стадий группового брака, когда все женщины одного рода имели право на всех мужчин другого рода или наоборот.
Обычай калечить родившихся мальчиков может быть отражением реально существовавших в рабовладельческом обществе фактов нанесения увечья домашним рабам.
Что касается подчеркиваемого Псевдо-Гиппократом, Страбоном, Диодором Сицилийским, Помпеем Трогом обычая лишать девочек-амазонок правой груди и трактовки термина «амазонка» в античной традиции как «безгрудая», то это, видимо, отражение популярного у греков культа одной из древнейших богинь, прекрасной охотницы Артемиды, которой, по преданию, женщины приносили в дар, как символ плодородия, свои отрезанные груди. Поэтому сама Артемида изображалась как многогрудая богиня, которая своим молоком вскармливала все живое, охраняла мать во время рождения ребенка, делала роды благополучными.

Применительно к тем районам, где греки бывали лично (Северное Причерноморье, Подонье, Приазовье) и наблюдали особенности быта местных народов (савроматов), сведения об амазонках носят скорее реальный характер, чем мифологический, хотя и савроматским женщинам приписывали обычаи, характерные для легендарных амазонок (выжигание груди у девочек, калечение детей мужского пола).
Древнейший в греческой литературе рассказ на эту тему принадлежит «отцу истории» Геродоту.
Вот что пишет Геродот об амазонках.

IV, 110. О савроматах же рассказывают следующее. Когда эллины сразились с амазонками (скифы называют амазонок ойорпата, что на греческом языке [означает] «мужеубийца», так как мужа они называют «ойор», а «пата» означает «убивать»), тогда, по преданию, эллины, победив в битве при Фермодонте, отплыли, везя на трех кораблях столько амазонок, сколько могли взять в плен, а те перебили мужей, напав в море. С кораблями же они не были знакомы, не знали, как пользоваться кормилом, парусами, и не умели грести; и после того, как они, напав в море, перебили мужей, их носило волнами и ветром. И прибывают они к берегам Меотийского озера — к Кремнам. А Кремны находятся на земле свободных скифов. Здесь, сойдя с кораблей, амазонки достигли обитаемой земли. Встретив первый же табун лошадей, они похитили его и верхом на лошадях начали грабить страну скифов.

IV, 111. Скифы же не могли понять, в чем дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что [амазонки ] — это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, [оставшимися] после битвы, они таким образом узнали, что это были женщины. Посоветовавшись, они решили больше их не убивать, но послать к ним самых молодых своих мужчин, числом приблизительно столько же, сколько было [амазонок]. Те должны были расположиться лагерем вблизи них и делать то же, что и они будут делать. Если же [амазонки] станут их преследовать, то не вступать в сражение, а уклоняться; когда же те остановятся, они должны, приблизившись, стать лагерем. Скифы задумали это, желая, чтобы от этих [женщин] родились у них дети.

IV, 112. Посланные юноши стали выполнять порученное. Когда же амазонки поняли, что те пришли без всякого злого умысла, они не стали обращать на них внимания; и с каждым днем скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок. Юноши же, как и амазонки, не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели тот же, что и они, образ хизни, занимаясь охотой и грабежом.

IV, 113. Амазонки же в полуденный час делали следующее. Они расходились по одной и по две, рассеиваясь для естественных надобностей далеко друг от друга. Узнав об этом, и скифы стали делать то же самое. И кто-то приблизился к одной из них, оставшейся в одиночестве, и амазонка не оттолкнула его, но позволила вступитьс ней в связь. И сказать она не могла (ведь они не понимали друг друга), но показала жестами, чтобы он на следующий день пришел на то же самое место и привел другого, показывая, чтобы их было двое и что она также приведет другую. Юноша, уйдя, рассказал это остальным. На второй день он сам пришел на то же место и другого привел, и нашел амазонку, ожидавшую вместе с другой. Когда остальные юноши узнали об этом, они также приручили остальных амазонок.

IV, 114. А после, соединив лагери, они стали жить вместе, каждый имея женой ту, с которой он вступил в связь с самого начала. Мужчины не могли выучить язык женщин, женщины же усвоили язык мужчин. А после того, как они поняли друг друга, мужчины сказали амазонкам следующее: «У нас есть родители, есть и имущество. Теперь мы уже больше не будем вести такой образ жизни, но будем жить, уйдя к своему народу; нашими женами будете вы, и никакие другие [женщины]». Они же на это сказали следующее: «Мы не могли бы жить вместе с вашими женщинами, ведь у нас и у них разные обычаи. Мы стреляем из лука и мечем дротики, и ездим верхом, женским же работам мы не обучены. А ваши женщины не делают ничего из того, что мы перечислили, но, оставаясь в повозках, занимаются женским трудом, не выезжая на охоту и вообще никуда. Так вот мы не можем ладить с ними. Но если вы хотите, чтобы мы были вашими женами и чтобы вы могли считать себя справедливыми, то, придя к родителям, получите [свою] часть имущества и затем, когда вернетесь, будем жить сами по себе».

IV, 115. Юноши послушались и выполнили это. Когда же, получив полагавшуюся им часть имущества, они вернулись назад к амазонкам, женщины сказали им следующее: «Мы в страхе и опасении, следует ли нам жить в той самой стране, где мы и лишили вас ваших отцов, и сильно опустошили вашу землю. Но так как вы желаете иметь нас своими женами, то сделайте вместе с нами следующее: давайте уйдем из этой земли и поселимся, перейдя реку Танаис». Юноши послушались и этого.

IV, 116. Перейдя Танаис, они прошли к востоку на расстояние трех дней пути от Танаиса и на расстояние трех дней [пути] от озера Меотиды в направлении северного ветра. Прибыв в ту местность, в которой они теперь обитают, они заселили ее. И с того времени жены савроматов придерживаются древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужьями, и отдельно от мужей; они так же ходят на войну и носят ту же одежду, что и мужья.

Многие приписываемые амазонкам качества – мужененавистничество, стремление к войне, выжигание груди для лучшего владения оружием – могли быть отражением представлений греков о варварских племенах, с которыми греки вступали в контакт и в которых положение женщины было отлично от греческого.
Еще одно объяснение мифа кроется в мировосприятии древних греков. Так, один из сюжетов о разгроме амазонками персидского войска и захвате в плен персидского царя Кира, возможно, отражает страх Запада перед Востоком. Кир был распят, а невиданная храбрость женщин, а также ужас от того, что они убили могущественного царя своего времени, мог свидетельствовать о реальной (парфянской) угрозе, которую греки и римляне ожидали с восточных границ на рубеже эр.
Историческую основу мифов об амазонках можно обнаружить в данных археологии и свидетельствах наиболее достоверных античных письменных источников, помимо Геродота, также в сочинениях Страбона и Павсания.
По мнению современных исследователей, амазонками античные авторы могли называть реальные племена, жившие на берегах Черного моря, в которых положение женщин и мужчин было равным, а женщины часто находились на поле боя во время сражений. По одной из версий, воины этих племен внешне были настолько непохожи на греков, что их принимали за женщин.

Короче говоря, исследователи сходятся в том, что существуют реальные истоки мифа об амазонках, но расходятся во мнении, что это были за племена и где они могли обитать.

То же сообщение Геродота о савроматских женщинах следует считать реальным, поскольку об этом свидетельствуют античные авторы в описании обычаев кочевых народов. Так, у Псевдо-Гиппократа«жемчужины понийской наблюдательности» — в сочинении «О воздухе, водах и местностях» мы находим подтверждение сообщениям Геродота об образе жизни савроматских женщин. Сочинения Псевдо-Гиппократарезультат личного общения с племенами скифов, колхов, савроматов. Автор при этом не пользовался ни Геродотом, ни его источниками, самостоятелен в изложении материала.
Псевдо-Гиппократ несколько дополняет сведения Геродота, отмечая, что если савроматская женщина выходит замуж, то она перестает заниматься военным делом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход. Замуж же савроматка выходит при условии, если убьет трех врагов.
Кроме того, у Псевдо-Гиппократа мы находим не вполне ясное, но единственное сообщение о том, что савроматские женщины отправляли какие-то «обычные жертвоприношения», то есть, возможно, выступали в роли жриц.

С легкой руки Геродота в сочинениях античных авторов более позднего времени: Эфора, Диодора Сицилийского, – явно видна связь легенды об амазонках с сообщениями о савроматах. Так, Диодор Сицилийский, сведения которого не зависимы от Геродота и Эфора, но опираются, как и сочинения этих авторов, на местную традицию и рассказы, в своем труде «Библиотека» в разделе «Древнейшая история Скифии» сообщает о народе, живущем под управлением женщин у реки Термодонт. Женщины этого племени занимались военным делом наравне с мужчинами. «Говорят, — пишет Диодор, — что одна из них, имевшая царскую власть, отличалась мужеством и силой. Составив войско из женщин, она стала обучать их военному делу и покорила кое-кого из соседей. Возгордившись вследствие удач, провозгласила себя дочерью Ареса, а мужчинам предоставила прясть шерсть и исполнять домашние женские работы. Затем издала законы, которыми женщин вызывала на состязания, мужчинам предоставляла смирение и рабство».
Нетрудно заметить, что сообщаемое Диодором Сицилийским относится, главным образом, к легендам об амазонках. В то же время видна связь сведений Диодора с теми реальными фактами, которые сообщают античные авторы о савроматских женщинах.

Так, у Эфора во фрагменте, сохраненном Стефаном Византийским (6 в. н. э.) в его словаре «Этникон», под словом «амазонки» говорится следующее: «Амазонкиженское племя у Термодонта, которых поныне называют савроматидами. О них рассказывают, что физической силой они превосходят мужчин, и объясняется это климатическими условиями местности, которая будто бы обыкновенно производит женщин более сильных и рослых, чем мужчин».
Предположение о том, что Эфор, как и другие ионийцы, знал савроматов, живущих у Танаиса и Меотиды, не вызывает сомнений.
Но интересно отметить, что во времена Эфора и Псевдо-Скилака представление о савроматах, как о народе, где женщины воюют наравне с мужчинами, стало превращаться в представление о господстве женщин, о гинекократии. Это отразилось прежде всего в кратком замечании Николая Дамасского (род. около 64 г. до н. э.), которое восходит к Эфору : «Савроматы женам своим во всем повинуются как госпожам».
Эфор, хотя и противопоставляет в своих сочинениях дикий образ жизни савроматов и меотов идеальным условием жизни скифов, в целом не искажает образ савроматов. Следовательно, эфоровская трактовка савроматов как женоуправляемых может считаться вполне реальной. Тем более, что сочинения Эфора отличает довольно хорошая осведомленность в расселении кочевых племен и политическом положении Северного Причерноморья.
Следом за Эфором краткое упоминание о женской власти у савроматов находим у Псевдо-Скилака (4 в. до н. э.): «От реки Танаис начинается Азия и первый ее народ на Понтесавроматы, которые управляются женщинами» (Псевдо-Скилак. Описание моря, прилегающего к населенной Европе, Азии и Ливии»).
Это явление засвидетельствовал и Исиган Никейский в «Невероятных сказаниях».

Сведения о том, что савроматские женщины возглавляли целые племена, находим у Полиена, жившего при римских императорах Марке Аврелии и Луции Вере, в его рассказе об Амагежене царя савроматов Мидоссака. Полиен сообщает, что Амага видя, что муж ее предается разгулу и пьянству, большей частью чинила суд и расправу сама. Сама расставляла гарнизоны в своей стране, отражала набеги врагов и помогала обижаемым соседям. Блестящая слава о ней разнеслась по всей Скифии… Амага послала скифскому царю приказание прекратить набеги на Херсонес, когда же скиф не послушался, то она выбрала 120 человек, сильнейших душой и телом… и, проскакав с ними 1200 стадий, внезапно явилась ко двору царя и перебила всех стражей, стоящих у ворот, Амага убила царя, а страну отдала херсонесцам; вручив царскую власть сыну убитого, приказала ему править справедливо и, помнив кончину отца, не трогать соседних эллинов и варваров (Полиен. Военные хитрости).

В рассказе Полиена о сарматке Амаге заметен некоторый налет идеализации. Автор враждебен скифам, но дружествен савроматамсоюзникам Херсонеса. Очевидно, эллинистическая историография вослед Эфору, идеализировавшему скифов, идеализировала восточных и северных соседей азиатской части Боспорского царства. Но все же источник Полнена стоит на реальной почве, независим от ионийцев с Геродотом и от Эфора. Сюжет об Амаге не только рисует картину чрезвычайно сложных политических взаимоотношений между греческими государствами Причерноморья и варварами и между варварскими племенами, но и еще раз подчеркивает особо почетное положение сарматских женщин в обществе.

В общем, анализ и интерпретация сведений античной традиции о савроматских (сарматских) женщинах убеждает в том, что многие из них, во-первых, были воинственны ; во-вторых, активно участвовали в общественной жизни, занимали почетное положение в семье, роде, племени ; в-третьих, отправляли какие-то «обычные жертвоприношения» ; в-четвертых, иногда брали бразды правления в свои руки и возглавляли целые племена. Именно поэтому античная традиция говорит о савроматских (сарматских) женщинах, как о потомках легендарных амазонок.
Распространение мифа об амазонках на савроматов произошло несомненно с присутствием в их общественном строе таких черт, которые позволили греческим авторам назвать савроматов «управляемыми женщинами», а некоторым современным исследователямпризнать савроматскую гинекократию и заговорить о пережитках материнского рода в социальном строе этих племен. Теперь установлено, что материнский род, при котором женщина играла главную роль в хозяйстве, занимала почетное положение в обществе, был всеобщим явлением. Именно с реальным существованием у отдельных народов и племен материнского рода и его пережитков или с воспоминанием о нем связано повсеместное возникновение и распространение представлений об амазонках в античной литературе.

Стоит особо отметить, что достоверность сведений античной традиции об амазонках находит прямое подтверждение в археологическом материале, прежде всего на территории степного Подоньярайона расселения западной группы савроматов Геродота.
В результате раскопок гробниц сармато-сако-скифских кочевников на территории современной Кубани было найдено оружие, принадлежавшее женщинам-воинам, причем их останки демонстрируют признаки боевых ранений. Это дает основание полагать, что женщины-воительницы, сражавшиеся наравне с мужчинами, действительно могли существовать.

Но это всё скорее о реальности, а как же мифы ?

Наиболее известными битвами, в которых участвовали амазонки, согласно греческой мифологии, были следующие:

- Сражение против амазонок Беллерофонта;
- Осада города амазонок Фемисикры Гераклом, в результате которой герой добыл пояс их царицы Ипполиты;
- Осада амазонками Афин, вызванная тем, что Тесей взял в жены мать Ипполиты – Антиопу;
- Участие амазонки Пентесилеи & Co в Троянской войне на стороне троянцев.

По мифам, в цариц амазонок влюблялись почти все цари и герои (Тесей, Ахиллес, Приам и др.) – причем не просто влюблялись, а буквально «сражались» наповал их красотой.

С кру­гом мифов об ама­зон­ках свя­за­ны мно­го­чис­лен­ные про­из­веде­ния антич­но­го изо­бра­зи­тель­но­го искус­ства начи­ная с 7 в. до н. э.: сце­ны ама­зо­но­ма­хии, т. е. бит­вы меж­ду ама­зон­ка­ми и гре­че­ски­ми геро­я­ми [запад­ные мето­пы Пар­фе­но­на; мето­пы сокро­вищ­ни­цы афи­нян в Дель­фах; релье­фы фри­за хра­ма Апол­ло­на в Бас­сах, 5 в. до н. э.; релье­фы фри­за Арте­ми­си­о­на в Маг­не­сии, 5—4 вв. до н. э.; релье­фы запад­но­го фрон­то­на свя­ти­ли­ща Аскле­пия в Эпидав­ре, 4 в. до н. э., релье­фы запад­но­го фри­за Гали­кар­насско­го мав­зо­лея, сер. 4 в. до н. э. и др.; релье­фы сар­ко­фа­гов, вазо­пись (амфо­ры Эксе­кия и др.)].

Кратер краснофигурный. Воин и Амазонка


Охотящаяся амазонка Меланипа на белой лошади


 Геракл и Амазонки (античная чернофигурная керамика)


Изображение амазонки в шароварах. Аттический белый алабастрон, около 470 г. до н.э.


Амазономахия. Фриз мавзолея в Галикарнасе


«Раненая амазонка», римская копия с греческой статуи работы Кресиласа примерно 430 г. до н. э.


Амазонка, преследующая лань. Кратер из Италии (Апулия, мастер из Тарента), около 320 до н.э.


Осо­бое место сре­ди антич­ных про­из­веде­ний зани­ма­ли ста­туи ама­зо­нок; соглас­но рас­ска­зу Пли­ния Стар­ше­го, при выпол­не­нии ста­туй ама­зо­нок для хра­ма Арте­ми­ды в Эфе­се состя­за­лись четы­ре скуль­п­то­ра: Поли­клет, Фидий, Кре­си­лай и Фрад­мон (дру­гие источ­ни­ки назы­ва­ют пятым Кидо­на). Ряд дошед­ших до нас рим­ских копий гре­че­ских ори­ги­на­лов, види­мо, вос­хо­дит к Поли­кле­ту, Фидию, Кре­си­лаю и т. д.
Мифы об ама­зон­ках при­вле­ка­ли евро­пей­ских поэтов и дра­ма­тур­гов глав­ным обра­зом в 16-17 вв. («Иппо­ли­та» Р. Гар­нье; «Ама­зон­ки» Лопе де Вега, «Ама­зон­ки в Индии» Тир­со де Моли­ны и др.); в 19 в. к сюже­там об ама­зон­ках обратились роман­ти­ки («Пен­фе­си­лея» Г. Клей­ста; «Ама­зон­ки» Ф. Гриль­пар­це­ра). Неред­ким было выведе­ние дев-вои­тель­ниц в про­из­веде­ни­ях, дей­ст­вие которых про­ис­хо­ди­ло не в антич­ном мире, при этом заим­ст­во­ва­лись отдель­ные моти­вы (Т. Тас­со «Осво­бож­дён­ный Иеру­са­лим»; к нему вос­хо­дят сюже­ты картин Я. Тин­то­рет­то, Я. Паль­мы Стар­ше­го, Г. Рени и др.).

Как у древнегреческих писателей, так и у художников не существовало разногласий в отношении одежды и вооружения амазонок. На ранней стадии их истории это был короткий хитон или туника, перехваченная на талии поясом так, что она редко доставала колен, верхняя часть ее скалывалась на левом плече, оставляя открытой правую грудь. В более поздний период одежда амазонок  сделалась более пышной и свободной.
Вооружение амазонок состояло из лука, стрел, дротика, копья и длинной пики. Характерным оружием для них был двусторонний топор, которому многие авторы приписывают символическое значение. В нем видели эмблему власти – первоначально божественной – и рассматривали как аналогию двойного громового перуна Зевса, Индры, Перуна (то есть, солнечных богов).
Об умении женщин воительниц владеть луком и стрелами складывались легенды, а их дротики якобы летали с быстротой мысли.

*

Образ женщин-воительниц встречается и в мифологиях других народов (древневосточные мифологии, Китай), однако именно древние греки сформировали современные представления об амазонках как о народе женщин-воительниц.
Миф об амазонках был излюбленным сюжетом античных авторов. Уже в Античности можно говорить о двух составляющих мифа, которые повлияли на дальнейшую судьбу и образ амазонок в истории. С одной стороны, античные авторы представляли амазонок как врага цивилизованного мира, который со временем трансформировался в образ «другого», радикально отличного от греческого общества. С подобным объяснением также связаны приписываемые амазонкам качества: воинственность, изменение внешнего облика (выжигание груди), свобода действий и независимость от мужчин.
С другой стороны, в основе закрепившегося в европейской культурной традиции образа амазонки лежит амбивалентность, инверсия мужских и женских ролей: женщина выполняет исконно мужские социальные функции. При этом амазонка остается «традиционной» женщиной. Например, нет никаких сведений о лесбийских связях между амазонками. Они остаются женщинами даже при описании самых кровавых сюжетов с их участием, и здесь античные авторы подчеркивают характерные «женские» роли амазонок: красоту, страсть, способность жить в браке (например, в мифе о Тесее) и рожать детей.
Примером восприятия гендерного образа амазонки могут быть «женские» комедии Аристофана, в первую очередь «Лисистрата». Пьеса рассказывает о «забастовке женщин», которые отказывают мужьям в ласках, чтобы принудить их прекратить войну. И хотя Аристофан не упоминает амазонок, его описание женщин и ситуация, при которой они используют свою власть, чтобы отвлечь мужчин от войны, фактически воспроизводит один из фрагментов мифа –  гендерное превосходство женщин, чуждое греческому обществу. Греки воспринимали женское превосходство как ненормальную ситуацию, поэтому и жанр здесь комедийный: над женской властью смеялись как над чем-то нереальным, ведь на самом деле этого произойти не могло.

В поздней Античности и раннем Средневековье миф об амазонках использовался авторами как метафора для описания образа жизни варварских государств. Например, Кассиодор, римский писатель VI века, описывает доблесть женщин племени готов, которые под предводительством двух цариц, Марпезии и Лампеты, без помощи мужчин разгромили войско напавших на них соседей и отправились завоевывать Азию. На самом деле, пишет Кассиодор, это были не готы, а амазонки.
Особую роль миф об амазонках приобретает после открытия Нового Света и во время колониальных завоеваний. Христофор Колумб и Америго Веспуччи в своих воспоминаниях описывали только что открытую ими землю как женскую фигуру, которая похожа одновременно на сладострастную искусительницу и чудовище – на амазонку. А королева Испании Изабелла даже обещала вознаградить тех, кто обнаружит амазонок в Новом Свете, чтобы подтвердить миф о могущественных женщинах, бросивших вызов доминированию мужчин.

Самый известный топоним – река Амазонка, которая была названа в честь этого загадочного женского народа. В начале XVI века колонизаторы, продвигаясь вглубь материка, столкнулись с местными племенами, одним из которых было племя обитающих на берегу реки воинствующих женщин, живущих без мужчин. Их уклад и обычаи напомнили европейским переселенцам миф об амазонках.
Амазонок рисовал Рубенс, описывал Винкельман. У немецкого драматурга начала XIX века Генриха фон Клейста есть пьеса «Пентесилея» — пожалуй, первое масштабное произведение об амазонках. Настоящее возрождение мифа об амазонках начинается в конце XIX века, когда на первый план при восприятии гендерного образа выходит борьба женщин за равноправие.

«Битва греков с амазонками», Питер Пауль Рубенс, 1618



Главные царицы амазонок упоминаемые в тех или иных античных источниках.

Отрера (Отрира, др.-греч. Ὀτρηρή). Этимология : Ὀτρήρη (Otrḗrē ), от ὀτραλέος  (otraléos , «быстрый» ) ; см ὀτρύνω  (otrúnō, «расшевелить»).
По одной версии отец Отреры – Арес, бог войны. По другой – Эвр, Евр (др.-греч. Εὖρος «восточный ветер») в древнегреческой мифологии – божество восточного ветра. В отличие от других ветров, которые считались детьми Астрея и Эос, родители Эвра неизвестны. Эвр – переменчивый ветер, поэтому в отличие от других ветров он не связан с определенным сезоном. Похожими характеристиками награждается и Отрера.
Ещё по одной версии она является дочерью Зевса и Гармонии, богини порядка и будущей королевы Фив. В одном рассказе она упоминается как дочь Геи. Другая традиция связывает ее с престолом Фригии, сестрой или дочерью царя Отрея. Отрей – фригиец, отец Плакии (жены Лаомедонта). При этом он сам воевал с амазонками в союзе с Приамом и Мигдоном. Его именем назван городок Отрея на границе Вифинии. Связь необычная (этимологически), но никак не подтвержденная.
По легендам Отрера живет в одиночестве как воин, ищущая приключений и участвующая в битвах. Арес, бог войны, находит в её лице помощника.
В этом контексте Арес предстает уже как её сторонний супруг (либо как отец который становится её супругом). Здесь всё запутанно…Но по мифу, как раз от союза с Аресом у неё рождается целая плеяда амазонок-цариц : Ипполита, Антиопа, Пентесилея и Меланиппа.
Все вместе они создают мифическую «столицу» амазонок – город Фемискиру.
Согласно легенде, Отрера покинула амазонок после основания Фемискиры.
Сама Отрера в этом смысле предстает как первая царица амазонок.
Она – участница Троянской войны. По одной из версий погибла под стенами Трои от руки Ахилла.​​‌‌​​ По другой версии была убита Беллерофонтом.
Построила храм Артемиды в Эфесе.

Из «Аргонавтики», поэмы Аполлония Родосского:

….причальте к острову с берегом гладким,
Птиц, весьма непристойных, прогнав разумным приемом.
Стая несметная птиц посещает пустой этот остров;
Здесь перед битвой Аресу каменный храм учредили
Антиопа с Отрирой, амазонок царицы.

Псевдо-Гигин, «Мифы» :

(Геракл) у амазонки Ипполиты, дочери Ареса (Марса) и царицы Отреры, забрал пояс царицы амазонок. Тогда он подарил Тесею пленную Антиопу.
«Пентесилея, дочь Марса [Ареса] и Отреры».

Псевдо-Аполлодор, «Библиотека» :

«Пентесилея, дочь Отреры и Ареса, случайно убила Ипполита и была очищена Приамосом (Приамом)».

Гомер, Илиада 6. 171 :

Юноше Беллерофонту убить заповедал Химеру
Лютую, коей порода была от богов, не от смертных:  
Лев головою, задом дракон и коза серединой,
Страшно дыхала она пожирающим пламенем бурным.
Грозную он поразил, чудесами богов ободренный.
После войною ходил на солимов, народ знаменитый;
В битве, ужаснее сей, как поведал он, не был с мужами; 
В подвиге третьем разбил амазонок он мужеобразных.

Главой этих амазонок была, по-видимому, королева Отрера, которая, по словам более поздних авторов, как паз и основала храм Артемиды в близлежащем Эфесе.

Основание храма Артемиды в Эфесе. Псевдо-Гигин, «Мифы» (223-225) :

«Те, кто первым построил храмы богам ... Отрера, амазонка, жена Марса [Ареса], сначала основала храм Дианы [Артемиды] в Эфесе».
«Семь чудес света ... Храм Дианы [Артемиды] в Эфесе, который создала амазонка Отрера, жена Марса [Ареса]».

Каллимах, Гимн 3 к Артемиде :

Что в Азанийских блуждали горах; второй же, на Лусах, —
«Кроткой», затем, что у чад его отняла ты свирепость.
И амазонок народ, возлюбивший брани, у брега,
Подле Эфеса поставил тебе кумир деревянный
В сень священного дуба, и жертвы Гиппо сотворила.
Но остальные плясали вокруг, о владычица Упис,
Бранную пляску сперва, щитами вращая, а после
Хоровод по кругу вели;….

…. В почести да не откажет никто Артемиде, затем что
Даже Ойнею пришлось не к добру созывать зверобоев;
Пусть не желает никто с Охотницей спорить в искусстве —
За похвальбу и Атрид расплатился пеней немалой;
Девственной да не дерзнет никто домогаться — как Отос,
Так Оарион желаньем пылали себе не во благо;
Плясок пусть никто не бежит ежегодных — отвергнув
Танец пред алтарем, и Гиппо вкусила возмездье.

(Королева амазонок Гиппо была отождествлена ​​с Отрерой. Артемида наказала Гиппо за отказ присоединиться к танцу в Эфесе.)


Пентесилея (Пенфесилея, др.-греч. Πενθεσίλεια).
Дочь Ареса и Отреры, царица амазонок. Участница Троянской войны.
По мифу, как только окончилось перемирие, троянцы получили неожиданное и сильное подкрепление. Напуганные Ахиллесом, они даже не осмеливались показываться вне стен Трои, как вдруг к ним прибыло из далеких, почти неведомых стран целое войско амазонок. Амазонок возглавляла царица Пентесилея.
Храбрая царица амазонок поднимает упавший дух троянцев. Пентесилея смело выступает против неприятеля и многих истребляет, в том числе Махаона, но сама была убита Ахиллом. Троянцы хоронят её.
Позднейшие сказания развили мотив эротических отношений Ахилла и Пентесилеи; от брака их, по преданию, произошел сын Каистр.
Ахилл якобы был очарован красотой мертвой Пентесилеи, что вызвало насмешки Терсита, тут же на месте убитого им.

Ахилл убивает царицу амазонок Пентесилею. Чернофигурная амфора. 540-530 г. до н.э.


Ахилл и Аякс сражаются с амазонками. Ахилл убивает царицу амазонок Пентесилею, союзницу Приама. Рядом лежит убитая амазонка, одетая в традиционный для греческой мифологии скифский наряд амазонок, в частности – шаровары.



Антиопа (др.-греч. Ἀντιόπη)царица амазонок. Дочь Ареса и Отреры, жена Тесея, мать Ипполита. Погибла при отражении нападения амазонок на Аттику либо при попытке поднять восстание против мужа.
По словам Юстина и Агия Трезенского (источника Павсания), Антиопа была соправительницей Отреры. Вместе с Отрерой Антиопа построила каменный храм Ареса на берегу Черного моря.
С определенного момента её судьба оказалась тесно связана с судьбой царя Афин Тесея, причем источники описывают это по-разному. По одной из версий, Тесей был в составе армии Геракла, воевавшей с амазонками; Антиопу захватил в плен либо сам Тесей, либо Геракл, позже подаривший её Тесею. Ещё один вариант предполагает, что Антиопа возглавляла оборону города Фемискира, но сдалась, поскольку влюбилась в афинского царя.
Некоторые античные авторы пишут, что Тесей предпринял самостоятельный поход против амазонок и захватил Антиопу благодаря помощи своего друга Пирифоя или своего возничего Форбанта. По ещё одной версии, он хитростью заманил амазонку на свой корабль. Наконец, Антиопа могла попасть в плен во время вторжения амазонок в Аттику.
По данным Менекрата, до отплытия из страны амазонок афинянин Солоэнт влюбился в пленницу, но был отвергнут и утопился. Антиопа стала женой Тесея. Согласно классической версии мифа, именно она родила старшего сына царяИпполита. При этом у Пиндара Антиопа, она, – мать Демофонта.

Антиопа умерла в Афинах. О том, как это произошло, источники рассказывают по-разному. По одной версии, амазонки двинулись на Аттику войной, чтобы отомстить за похищение Антиопы, и последняя либо погибла в бою, сражаясь на стороне мужа (Плутарх пишет, что её убила Молпадия), либо была принесена Тесеем в жертву согласно оракулу Аполлона. По другой версии, из эпической поэмы «Тесеида», когда Тесей охладел к жене и решил заключить второй брак (с Федрой), Антиопа подняла против него восстание и напала на город, но погибла от рук Геракла. Псевдо-Аполлодор сообщает, что она явилась на свадьбу Тесея и Федры в полном боевом облачении и заявила, что убьет всех присутствующих; в схватке она была убита либо Пентесилеей, либо самим Тесеем, либо его людьми.
Как пишет Плутарх, Антиопа была «мужелюбива» и не захотела возвращаться к своему племени, даже когда амазонки напали на Афины и стали лагерем у самого Акрополя.


Ипполита (др.-греч. Ἱππολύτη, также Главка, Меланиппа) – известная царица амазонок. Дочь Ареса и Отреры. Некоторые поэты отождествляют с Ипполитой Антиопу.
Больше всего известна по девятому подвигу Геракла в котором ассоциируется с Антиопой. Еврисфей приказал Гераклу достать её пояс (подаренный Ипполите Аресом) для своей дочери Адметы. Геракл прибыл в гавань Фемискиры. Ипполита хотела добровольно отдать пояс Гераклу, но Гера, приняв облик амазонки, объявила воительницам, что царицу увозят. Амазонки в полном вооружении поскакали к кораблю. В бою Геракл убил Ипполиту, завладев поясом.
Согласно Аполлонию, Ипполита – сестра Меланиппы, которую похитил Геракл, и Ипполита отдала тому пояс. По Диодору, Геракл взял царицу Меланиппу в плен, но отпустил на свободу, отняв пояс. По Симониду, Ипполитой звали жену Тесея. Плодом союза с ней Тесея был Ипполит. По мегарской версии, Ипполита была сестрой Антиопы, побежденная при войне с Афинами, она бежала в Мегары и умерла от горя. Похоронена в Мегарах. Либо Ипполита была случайно убита на охоте своей сестрой Пентесилеей.

Геракл и Ипполита



Фалестрида (др.-греч. Θάληστρις)в греческой мифологии последняя из самых значимых цариц амазонок. Происхождение неизвестно.
Согласно легенде, в 330 году до н. э. она встречалась с македонским царем Александром Великим во время его завоевательного похода в Азию.
Наиболее важными историческими источниками, в которых упоминается предполагаемая встреча Александра Македонского с Фалестридой, являются отчеты историков Диодора и Квинта Курция Руфа, а также выдержка из исторического труда Помпея Трога, сделанная Юстином.

Греческий историк Диодор писал в I веке н. э., что во время похода Александра власть царицы Фалестриды распространялась на область между реками Фазис (сегодня Риони (Грузия), протекает по юго-западному склону Большого Кавказа) и Термодоном. В 330 году до н. э. во время кампании против персов Александр со своим войском разбил лагерь к югу от Каспийского моря, в Гиркании. В этот лагерь прибыли верхом Фалестрида и часть её армии в 300 амазонок в полном вооружении. Она заявила царю, что хотела бы иметь от него ребенка. Поскольку он был самым высоким из всех мужчин, а она была смелее и сильнее других женщин, ребенок, которого бы они создали вместе, должен был превзойти всех смертных. Александр не отказал в просьбе и решил продлить стоянку своего войска еще на несколько суток. После 13 дней, проведённых с Фалестридой, он преподнес ей щедрый подарок.
Римский историк Квинт Курций Руф, живший, по всей видимости, в I веке нашей эры, упоминает дополнительные подробности всей этой истории. Согласно ему, Фалестрида объявила Александру, что если она родит ребенка женского пола, то оставит себе, а если мужскогопришлет к нему. Аналогичное описание приводит и римский историк Юстин, живший во II или III веке. При этом ни один из трех авторов не дает никакой информации о дальнейшей жизни царицы амазонок. Между тем, в Истории Александра Великого, написанной в III веке, такой персонаж, как Фалестрида, вовсе отсутствует.

Фалестрида, царица амазонок, посещает Александра. Работа неизвестного автора. 1696.


Историчность существования Фалестриды была спорной даже среди древних историков. Современная наука единодушно считает, что эпизод, связанный с Фалестридой, неисторичен. Возможно, дочь скифского царя, которой Александр, согласно его собственному письму, предложил стать супругой, послужила толчком к созданию легенды об амазонке.


Некоторые другие амазонки.

Ифито. Сражалась против Геракла и его капитанов Теламона, Тесея и Тиамида, чтобы отомстить за смерть Ипполиты.

Марпесия. (Марпесса) Царица амазонок, дочь Ареса, мать Синопы. Её войско перебито варварами Азии.

Мирина. Её называли «легконогой» из-за быстроты управления колесницей. Её курган упоминает Гомер: боги называют его могилой Мирины, а люди Батиеей.

Орифия. Возглавила поход на Афины.

Эрибея. Амазонка. Доблестна в ратных делах. Убита Гераклом в бою.

Андромаха. «Мужеборная». Это имя часто носят амазонки (надписи на вазах).

Клета (Клете, Κλήτην). Сражалась в Троянской войне на стороне троянцев против греков. Клета была одной из 12 спутниц королевы амазонок Пентесилеи. После смерти Пентесилеи, согласно воле последней, Клета отплыла в Италию и основала одноименный город. Её имя означает «Призванный».
«И это­лий­цу обе­зья­но­вид­но­му
Смерть при­не­сет: копьем зако­лот будет он.
Кротон­цы город тот раз­ру­шат неко­гда,
Что создан Кле­той, ама­зон­кой храб­рою,
И назван в честь ее, и умерт­вят саму.
(Очевидно, все-таки не саму ее, а какую-то из цариц-наследниц, носящую то же имя)
Но преж­де мно­гие падут, сра­жен­ные
Рукой ее на зем­лю
»
(Ликофрон, «Александра») 

Антианира. Антианира. Предводительница амазонок после гибели царицы Пентесилеи. Погибла в сражении со скифами, которые уговаривали амазонок сойтись с ними, поскольку у них целы руки и ноги, тогда как своих мужей амазонки калечили, ломая им бедро или локоть. Легендарный ответ Антианиры – «лучше всех трахается хромой (др.-греч. ἄριστα χωλὸς οἰφεῖ )» – стал популярной пословицей, упоминаемой рядом античных авторов с разной степенью подробности изложения.

Профоя.Семикратно побеждала вызванных ею на поединок противников. Убита Гераклом в бою.


***


Использованные материалы.

Скрипник Т.A. «Амазонки в античной традиции»
Mayor A. The Amazons: lives and legends of warrior women across the ancient world. Princeton University Press, 2014.
Mayor A. Amazons // The Encyclopedia of Ancient History / Ed. R.S. Bagnall et al. 2013. Oxford: Wiley-Blackwell, Vol. I, P. 350–351
Blok J. The early Amazons: Modern and ancient perspectives on a persistent myth. Leiden, 1995.
Davis-Kimball J. Warrior women in Eurasia // Archaeology 50 (1997), 1, p. 44–48.
Staley G. ‘Beyond glorious Ocean’: Feminism, Myth, and America // Laughing with Medusa. Classical Myth and Feminist Thought/ Oxford, 2006. Р. 218.