14.5.20

Музы




ГОМЕРОВСКИЙ ГИМН. XV. К МУЗАМ И АПОЛЛОНУ

С Музмою песню начну, с Аполлона и с Зевса-Кронида,
Ибо от Муз и метателя стрел, Аполлона-владыки,
Все на земле и певцы происходят и лирники-мужи;
Все же цари — от Кронида. Блажен, человек, если Музы
Любят его: как приятен из уст его льющийся голос!
Радуйтесь, дочери Зевса, и песню мою отличите!
Ныне же, вас помянув, я к песне другой приступаю.


Музы (др.-греч. μοῦσα – «мыслящая», соотв. мн.ч – музы – μοῦσαι «мыслящие»)богини поэзии, искусств и наук в древнегреческой мифологии.
Генеалогия муз не одинакова у всех авторов : наиболее распространенным представлением было, что они являлись дочерьми Зевса и Мнемозины и родились в Пиэрии, у подножия горы Олимп ; либо дочери богини Гармонии ; некоторые называют их дочерьми Урана и Геи ; или дочери Аполлона.
Мнемозина (др.-греч. Μνημοσύνη) – богиня, олицетворявшая память, титанида, дочь Урана и Геи (либо Зевса и Климены). Зевс соблазнил её в образе пастуха. Девять ночей к ней на ложе восходил Зевс; она родила Муз в Пиэрии. Её называют «царица высот Элевфера» (Гесиод).
Упоминается также муза Мнема (Мнемо, Мнемэ) – муза памяти. Соответственно 9 муз рассматриваются как дочери Мнемы.

Живут музы на Парнасе. Также обителью муз считалась гора Геликон в Беотии, где били священные ключи, источники вдохновения – Аганиппа и Гиппокрена. От муз происходит слово «музыка» (греч. прилагательное μουσική, подразумевается τέχνη или ἐπιστήμη), первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел «музей»).
Музы воплощают искусства и инспирируют творческий процесс своей грацией и изяществом через запоминающиеся импровизационные песни и движения, послания, традиционную музыку и танец; являются также в виде водных нимф.
Древние греки искренне верили, что появление муз предвещает вдохновение, воодушевление, наступление чего-то долгожданного и желаемого. Таким образом, значение музы в творчестве античных поэтов невозможно переоценить. Она всегда была источником творческого порыва, окрыления и озарения. Недаром, ее образ обрел черты юной красавицы, воздушной, прелестной, полной некой таинственности и грации. Жизнь древних греков была тесно связана с музами: поэты и сказители неизменно взывали к ним о покровительстве; направляя друзей в дальний путь, нередко греки произносили: «Да пребудут с тобой музы!».
Образ музы явно используются и в современном языке, когда авторы обращаются к вдохновению и цитируют свою собственную музу.

Надписи на вазах дают следующие имена муз: Гимно (Γυμνό, Муза гимнастических состязаний), Полимния (Πολύμνια, «Богатая гимнами»), Стесихорэ (Στησίχορη, «Устроительница хора»), или Χορό, Хороника (Χορονικα), Каллихорэ (Καλλίχορη). Цицерон  называет четырех старших муз – Аэда, Мелета, Тельксиноя, Арха, – и два раза по десять младших.
Аэда (Аойда, Аойде, Аеда, Аоэдта, Эда) (Ἀοιδή, стяж. форма др.-греч. ᾠδή песня; пение) – муза вокальной музыки. Мелета (Μελέτη) – муза размышлений и опыта. Тельксиноя (Тельксиопа, Телксиноя, Тельксиное, Тельксиноэ) (Θελξινόη – «очаровывающая разум») – муза соблазнения. Арха (Архэ, Архе, Арше) ( Ἀρχή – «начало») – муза вступления, начала любого дела.

Согласно Варрону и Авсонию, жители Киферона наняли трех мастеров и поручили каждому сделать медные статуи трех муз, чтобы потом выбрать из них лучшие три и поместить в храм Аполлона. Однако все статуи оказались настолько прекрасны, что жители не смогли выбрать лучшие. В итоге были куплены и освящены в храме все девять, а поэт Гесиод позже дал им новые имена.
В "Одиссее" музы представлены каноническим числом 9.
То есть, как правило, упоминаются девять главных муз, носящих имя «олимпийские». Или – мнемониды. Их имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания; все они, за исключением Урании («небесная») и Клио («дарующая славу»), указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Эти олимпийские музы восходят к архаическим музам – хтоническим существам.

ГИМН ПРОКЛА. III. К МУЗАМ

Свет воспеваем, подъемлющий смертных горе, воспеваем
Девять дщерей великого Зевса прекрасноголосых!
Души людей, кои жизнь, полонивши, ввергает в глубины,
Могут они избавлять от скорбей, землеродным присущих,

Силою чистого таинства ум пробуждающей книги
Учат спешить поскорей пролететь чрез глубокую Лету,
След обретя, что к звезде соименной ведет — ведь когда-то
Там они сбились с пути и упали на берег рождений
В жажде безумной испробовать жребий вещественной жизни.

Ныне, богини, молю — уймите порыв мой тревожный!
Полными смысла рассказами мудрых меня опьяните!
Да не сбивает с пути меня род человеков безбожный,
С дивной, священной стези, сияющей, полной плодами!
Музы, молю — из толпы многогрешного рода людского

Вечно влеките к священному свету скита л иду-душу!
Пусть тяжелит ее мед ваших сот, укрепляющий разум,
Душу, чья слава в одном — в чарующем ум благоречье.


По сообщению Павсания, первыми, кто почтил муз и принес им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а страшные великаны алоады – От и Эфиальт. Они ввели культ муз и дали им имена, считая, что музы только три: Мелета, Мнема, Аэда. С течением времени из Македонии прибыл Пиэр (по имени которого была названа гора), он установил число муз (девять) и дал им имена. Поэт Мимнерм утверждал, что были старшие музы – дочери Урана (неба) и Геи (земли) и младшие – дочери Зевса.
Предполагают, что Музы первоначально вообще были богинями источников. Позже главными местами почитания Муз были беотийские города Аскра и Феспии, на склонах Геликона, где находились и древние школы прорицателей и певцов; такое же соединение школы с центром культа, вероятно, существовало и в Пиэрии, называвшихся отсюда Пиэридами.

О хтоническом прошлом муз свидетельствует также то потомство, которое музы, будучи дочерьми земли Геи, рождали и от Зевса, и от Аполлона. От Зевса и Каллиопы, по другой версии, – от Талии и Аполлона  родились корибанты. Детьми зооморфического Зевса-коршуна и Талии были сицилийские палики. От брака Мельпомены и речного бога Ахелоя рождаются сирены –  миксантропические чудовищные существа, своим пением привлекающие путников и пожирающие их.
Архаические музы назывались «бурные», «неистовые» (греч. thoyrides, одного корня с лат. furia), как об этом сообщает Гесихий.
Муз именовали кормилицами Диониса и спутницами его странствий, подобно менадам. Музы и менады иногда ставятся в один ряд (напр., царь Ликург был наказан Дионисом за преследование менад и муз).
В геликонской надписи сопоставляются Терпсихора и Дионис Бромий, ей присущи дар вдохновения и плющ, ему – умение чаровать и флейта. Орфей, установивший мистерии Диониса, сын Каллиопы и Эагра. Певец Лин, сын Каллиопы (или Урании) и Амфимара, сына Посейдона. Бурных и экстатических муз возглавлял Дионис Мусагет –  «водитель муз». Диониса Мельпомена почитали в Ахарнах, он, подобно Аполлону, вел за собой хороводы.
Музы жестоки и сурово наказывают каждого, кто осмелится с ними соперничать. Они ослепили и лишили дара пения и игры на кифаре Фамирида.

Олимпийские музы классической мифологии воспевают все поколения богов – Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, т.е. они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира.
Функции муз постепенно разграничивались по мере дифференциации искусств, и в эллинистическую эпоху музы превратились в символические образы. Выступают музы обычно под водительством бога искусств Аполлона, получившего имя Мусагет.
Более точное различение между областями отдельных муз ведет свое начало лишь со времен ученой александрийской эпохи. Созданные в это время изваяния музам невозможно обозначить отдельными названиями, за недостатком подписей и вследствие колебаний и противоречий в кратких описаниях и в подписях к мозаикам римского времени. В эпоху римской империи легче провести границу между призваниями большинства муз, а также их изображениями.
На развитие художественных типов муз повлиял дельфийский храм Аполлона, на фронтоне которого изображены были Аполлон и музы.
Важную роль сыграли и группы у Геликона, созданные, большей частью, Кефисодотом, отцом Праксителя. В Мантинее найдены рельефы подножий, из которых один изображает состязание Аполлона с Марсием, а на каждом из двух других изображены по три музы, очень сходные с Гермесом Праксителя: по меньшей мере концепция фигур муз принадлежит здесь Праксителю, или же они скопированы с его так называемых Феспиад.

Ниже, – саркофаг с изображением муз. Середина II в. Представленный саркофаг относится к довольно распространенной группе памятников, украшенных рельефами с изображениями муз, их насчитывается не менее двухсот, этот саркофаг из Лувра – один из лучших с художественной точки зрения образцов. Стоящие в непринужденных позах, опираясь на алтари, музы, покровительницы различных видов искусств, изображены со своими атрибутами, которые позволяют узнать в них всех девять главных муз. Ученые предполагают, что изображения муз на саркофагах в той или иной степени отражают характер деятельности умершего, хотя это безусловно не означает, что во всех саркофагах подобного типа были погребены поэты, философы или ученые; кроме того музы, помещенные на саркофаге, могли позаботиться о загробном существовании умершего



Еще один саркофаг«Девять муз, Афина и Аполлон». Фронтальный вид саркофага с крышкой. Мрамор. Середина II в. н. э. Остия, Археологический музей. На слег­ка выпуклой фрон­таль­ной панели сарко­фа­га представ­ле­ны фигу­ры девя­ти Муз, Афи­ны и Апол­ло­на. Задний план оформ­лен в виде невы­со­ко­го зана­ве­са. По иконографическим типам и атри­бу­там мож­но легко определить персона­жей.



Портреты девяти муз. Греко-римская мозайка, III в.н.э


Портреты девяти муз. Римский период.




Каллиопа (др.-греч. Καλλιόπη – «красноречивая», «красивый-звонкий») – муза эпической поэзии, науки и философии. По этимологии Диодора, получила имя от возглашения прекрасного слова (καλή и εὐέπεια) – красноречие. Старшая дочь Зевса и Мнемосины. Мать Орфея и Лина от Аполлона (или от Эагра). По одной из версий, мать Реса. По версии, родила от Аполлона Гомера. Иногда упоминается как мать корибантов. Она учила Орфея стихам и пению. 
Гесиод и Овидий назвали ее «Предводительницей всех муз». По Гесиоду, шествует за царями. Её упоминают Алкман, Стесихор. К ней обращается Вергилий. Дионисий Медный в элегиях называл поэзию «криком Каллиопы».

Образ Каллиопы изображали на миниатюрах и дарили перед дальними походами чтобы сердце странника было полно ясными думами и желанием возвратиться.
Перебивать ее жаркие речи о чести, достоинстве, бесстрашии и добром имени настоящего воина даже для Аполлона считалось дерзостью.
Изображалась с восковыми табличками и стилусом (палочкой для письма). Почиталась в Локрах эпизефирских.
Именем музы назван музыкальный инструмент каллиопа.
Данте Алигьери в своей « Божественной комедии» ссылается на Каллиопу:

Для лучших вод подъемля парус ныне,
Мой гений вновь стремит свою ладью,
Блуждавшую в столь яростной пучине,
И я второе царство воспою,
Где души обретают очищенье
И к вечному восходят бытию.
Пусть мертвое воскреснет песнопенье,
Святые Музы, - я взываю к вам;
Пусть Каллиопа, мне в сопровожденье,
Поднявшись вновь, ударит по струнам,
Как встарь, когда Сорок сразила лира
И нанесла им беспощадный срам.

Каллиопа. Афинская краснофигурная дарохранительница. V в. до н.э



Эвтерпа, или Евтерпа (др.-греч. Εὐτέρπη «увеселяющая», «дающий много радости» ) – муза лирической поэзии и музыки. Древние поэты называли ее «Дарителем восторга».
Изображалась с авлосом или сирингой в руках. Мать фракийского царя Реса от речного бога Стримона. Согласно этимологии Диодора, получила имя от наслаждения (терпейн) слушателей, которые получают блага образования. Некоторые говорят, что она изобрела многие из духовых инструментов. Эвтерпа часто изображается с флейтой в ее художественном исполнении. Считалась самой обворожительной, неотразимой, очаровательной из муз.
Её имя среди Муз называет и Цец. Она вдохновляла поэтов, авторов и драматургов. Выступает как действующее лицо трагедии Псевдо-Еврипида «Рес».
Иногда упоминается как муза изобразительного искусства.

Эвтерпа. Афинская краснофигурная дарохранительница. V в. до н.э



Мельпомена (др.-греч. Μελπομένη, «петь» или «тот, который мелодичный») – муза трагедии. Ее имя произошло от греческого глагола melpô или melpomai, означающего «праздновать с танцем и песней». Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). Муза драматического настроения.
Для создания красивых лирических фраз традиционно призывали к вдохновению Мельпомену.
Эта муза – покровительница смертоносных сирен. Двух ее дочерей погубила гордыня, и в наказания их превратили в сирен. Мельпомена вечно скорбит об утрате дочерей.
 В честь Мельпомены Геродот назвал IV книгу своей «Истории», в которой рассказывается о войне и победе скифов над вторгнувшимся в их пределы 600-тысячным войском персидского царя Дария I за 30 лет до Фермопильского сражения.

Мельпомена. Греко-римская мраморная статуя II в. н.э.



Талия (др.-греч. Θαλία, Θάλεια от θάλλω «цвету», «разрастаюсь», «радостный» или «процветающий») – муза комедии и идиллической поэзии. Талия обычно изображается как молодая женщина с радостным видом, носящая корону из плюща, сапоги и несущая комическую маску в руке. Многие из ее статуй также содержат горн и трубу (обе использовались для поддержки голосов актеров в древней комедии), иногда пастуший посох.
От Талии и Аполлона родились корибанты. Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы, прославляемых в поэтических произведениях.
Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностью Геры, муза скрылась в недрах земли, где от неё родились демонические существа –  палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).

Талия. Греко-римская мраморная статуя II в. н.э.



Эрато (др.-греч. Ἐρατώ, «прекрасный» или «любимый») – муза любовной и эротической поэзии. Эрато восславляла борьбу за настоящую любовь. В ее песнях звучит: «И даже темное царство Аида не способно разлучить любящие сердца, они навсегда связаны крепкой нитью». Муза основала до этого неизвестное музыкальное направление в Греции – свадебное.
Согласно Диодору, получила имя «от умения обученных становиться желанными для страсти и любви (ἐπε­ράσ­τους)». Муза любовной идиллии. Иногда представляется как муза пантомимы.
Со времен Ренессанса её в основном изображали с венком из мирта и роз, с лирой или маленькой кифарой, музыкальным инструментом, часто ассоциирующимся с Аполлоном. Эрато часто изображается с золотой стрелой в руках, напоминающей стрелу бога Эроса; иногда ее сопровождает и сам Эрос, держащий факел. Эрос олицетворяет чувство любви, которым Эрато вдохновляет всех.
Родила от Мала Клеофему.

Эрато. Римская статуя. II в. н.э.



Полигимния (др.-греч. Πολυύμνια, «один из многих гимнов») или Полимния (Πολύμνια) – муза торжественных гимнов, священной поэзии. Согласно Диодору Сицилийскому, получила имя от создания многими восхвалениями (диа поллес химнесеос) известности тем, чье имя обессмертила славой поэзия. Она покровительствует поэтам – писателям гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру.
Ей также иногда приписывают роль музы геометрии и медитации. Обычно ее изображают очень серьезной, медитирующей и задумчивой, держащей палец у рта и носящей длинный плащ. Полигимния часто изображается со свитком в руках. Верили, что произнеся ее имя перед немаловажным докладом, Полигимния снизойдет к просящему и дарует мастерство ораторского искусства и риторики.

Полигимния. Греко-римская мозайка. III в. н. э



Терпсихора (др.-греч. Τερψιχόρη, «наслаждение танцами») – муза танца. Ее имя происходит от греческих слов τέρπω («восторг») и χoρός («танец»). Популярный образ и символ в искусстве. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами.
Считается покровительницей танцев и хорового пения. Танец Терпсихоры – это абсолютная безупречность движений души и тела. Изображалась в виде молодой женщины с улыбкой на лице, иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.
Характерные атрибуты: венок на голове; в одной руке она держала лиру, а в другой плектр (медиатор).
Упомянута Пиндаром. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога – плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).
Среди Муз её называют Цец. Мать Парфенопы.
Иногда Терпсихора как и Мельпомена считается матерью сирен (отец – бог реки Ахелой). Она мать певца Лина (по другой версии его мать – другая муза Урания). По Гигину – мать Евмолпа.

Терпсихора. Афинская краснофигурная амфора. V в. до н.э



Клио (др.-греч. Κλειώ, лат. Clio, «дарующая славу», «прославиться» или «отпраздновать») – муза истории. Богиня исторической памяти. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии дает восхваляемым великую славу (клеос). Известна в своем качестве «провозвестника, прославителя истории, великих дел и достижений». Провозвестница славы.
Важность истории Греции для ее жителей неоценима. И такая муза, как Клио, вносила сведения даже о малозначащих фактах в свои свитки. Из мифологии мы знаем о разладе между Афродитой и музой. Муза придерживалась строгих укладов и никогда не была влюблена, а Афродита пылала страстью к Дионису, хотя и была женой бога Гефеста. Непреклонная муза осудила богиню. Тогда по приказу Афродиты ее сын Эрот выпустил две стрелы: одну в Клио, порождающую чувства, а другую в Пиерона, убивающую любовь. Испытав муки от неразделенной любви, Клио больше никого не осуждала за чувства. От Пиерона родила сына Гиакинфа.
Согласно СИЭ, первоначально она, по-видимому, муза героической песни, а уже c классической эпохи и эллинизма – покровительница истории. Иногда упоминается как муза игры на лире.
Изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным, полным глубокой мысли лицом. В ранней традиции она изображалась с грифелем и со свитком папируса или пергамента, или с футляром, шкатулкой для свитков. Сидела рядом с сундуком с книгами.
В 1593 г. итальянский писатель Чезаре Рипа в своей книге «Иконология» предложил следующие аллегорические атрибуты для изображений Клио: лавровый венок (символ доблести и благородства) ; труба (символ славы) ; том исторического сочинения.
Яркий пример использования этих атрибутов Клио в живописикартина Вермеера «Мастерская художника» (1667).

Клио. Греко-римская мраморная статуя II в. н.э.



Урания (др.-греч. Οὐρανία, «небесный», «небо»), лат. Ūrania, Ūraniē – изначально муза астрономии и астрономических писаний. Согласно Диодору, получила имя от устремленности к небу (урано́с) тех, кто постиг её искусство. Мать Гименея. Популярный образ и символ в искусстве. Атрибуты – небесный глобус и циркуль. Урания часто ассоциируется с Универсальной Любовью и Святым Духом. Иногда определяемая как старшая из божественных сестер, Урания унаследовала величие и силу Зевса, красоту и изящество своей матери Мнемозины. По мнению греков, Урания покровительствует всем наукам, даже тем, которые далеки от небесной.
Эта муза обычно изображается одетая в плащ, расшитый Звездами ; её глаза с вниманием сосредоточены на небесах и небесном шаре, на который она указывает жезлом. В более поздних изображениях: иногда изображается в звездочной короне ; иногда в качестве атрибутов – зрительная трубка и лист с небесными знаками.
Говорят, она способна предсказывать будущее по  расположению звезд. Те, кто больше всего интересуются философией и небесами, ей дороги. Те, кто был наставлен ею, она поднимает на небеса, как факт, что воображение и сила мысли поднимают человеческие души до небесных высот.
В эпоху Возрождения Урания стала считаться музой для христианских поэтов.
Урания – это название, которое традиционно присваивается восьмой книге «Истории Геродота». Урания часто является эпитетом, данным Афродите.

Урания. Римская копия греческого оригинала.





ОРФИЧЕСКИЙ ГИМН. LXXVI. МУЗАМ (фимиам, ладан)

Дщери Зевеса могучегремящего и Мнемосины,
О Пиэриды, блестящие славой, почтенные Музы!
Смертного раз посетив — ему вы всего вожделенней!
Вы, о пестуньи души, направляете к истине разум,
Властвуя, твердо ведете вы ум с его мощью благою,
Вы, кто священные таинства смертному люду открыли,
Клио, Евтерпа и Талия, вы — Эрато с Мельпоменой,
Ты — Каллиопа, Урания — ты, и ты — Терпсихора,
И Полигимния — с матерью и Евномией священной.
Многообразные, чистые, к мистам явитесь, богини,
Рвенье даруя святое и милое песен богатство!