27.1.19

Теллус / Терра. Гея.


Во многих культурах Земля обожествляется. Она ассоциируется с богиней, богиней-матерью, называется Мать Земля, нередко изображается как богиня плодородия.
У ацтеков Земля называлась Тонанцин –  «наша мать».
У китайцев – это богиня Хоу-Ту (后土), похожая на греческую богиню Земли – Гею.
В монгольской мифологии – Этуген.
В скандинавской мифологии богиня Земли Ёрд была матерью Тора и дочерью Аннара.
В древнеегипетской мифологии, в отличие от многих других культур, Земля отождествляется с мужчиной – бог Геб, а небо с женщиной – богиня Нут. Как и в мифологии сапотеков – Питао-Шоо, мужское божество земли, пещер и землетрясений, бог-ягуар, держащий на своих плечах мир.
В прусской мифологии – Пушкайтс, божество связанное с землей и находящееся под священной бузиной.
В шумеро-аккадской мифологии – это Эа (Энки), один из трех великих богов (наряду с Ану и Энлилем). Само имя Энки значит «Господин Земли», «Владыка Низа».
В индуизме – это Дити и Бхуми, богини земли и плодородия. Притхиви – в древнеиндийской мифологии богиня, олицетворяющая Землю.
В славянской мифологии персонифицированный образ Земли – это Мать – сыра земля (укр. Земля – свята мати; серб. Маjка Земља).
В литовской мифологии – мать-земля Жемина. А у латышей – Земес-мате (латыш. Zemes māte «мать земли»).
В полинезийской мифологии – Папа («камень», «основа», «фундамент»), нередко ассоциируется с островами вулканического происхождения.
В мифологии кечуа – это Пачамама, богиня земли и плодородия, прародительницей человечества.
Эрикъюрэ – богиня, которой поклонялись в древнем мире, имеющая кельтское происхождение, похожая на римское божество подземного царства Диспатера и, подобно Диспатеру, объединяющая в себе черты божества подземного царства и божества изобилия. В традиционной кельтской мифологии она была богиней, представляющей мать-землю и рог изобилия (корзину с фруктами).

Однако самой известной, той что на слуху у всех, безусловно является римская богиня Терра или Теллус.
В нескольких современных романских языках, Terra или Terre – это прямое название планеты Земля. Говорящие по-английски, например, иногда называют Землю «Терра», чтобы соответствовать постклассическим латинским астрономическим соглашениям по присвоению имен и отличать планету от почвы, покрывающей ее часть.
Само слово «терра» вхоже в большинство современных языков и по сути, универсально обозначает Землю.
«Терра Нова» (Terra Nova «новая земля») географическое понятие Средневековья, под которым понимались недавно открытые западноевропейцами земли.
«Терра Инкогнита» (Terra Incognita  «земля неизведанная») географическое понятие Античности, Средних Веков и Нового Времени, под которым подразумевались все неизвестные или неисследованные западноевропейцами земли.
«Терра Нуллиус» (terra nullius – «ничейная земля») –  термин международного права.

*



В древнеримской религии и мифотворчестве, Tellus Mater или Terra Mater («Мать - Земля») является богиней земли. Одно из древнейших италийских божеств. Также упоминается имя – Теллура.
В нескольких современных романских языках, Terra или Terre – это название планеты Земля. Говорящие по-английски, например, иногда называют Землю «Терра», чтобы соответствовать постклассическим латинским астрономическим соглашениям по присвоению имен и отличать планету от почвы, покрывающей ее часть.
От слова «терра происходит такое понятие как терраформирование (terra-земля + forma-вид) – изменение климатических условий планеты, спутника или же иного космического тела для приведения атмосферы, температуры и экологических условий в состояние, пригодное для обитания земных животных и растений.

Хотя имена Теллус и Терра едва различимы во времена Империи, Теллус – это первоначальное имя богини земли в религиозных обрядах Республики или даже ранее.
Марк Теренций Варрон – римский ученый-энциклопедист и писатель I века до н. э., причисляет Теллус к «Di selecti» как одну из двадцати главных богов Рима и одну из двенадцати сельскохозяйственных божеств.

Атрибутами Теллус были рог изобилия, или букеты цветов или фрукты. Она, как правило, изображалась лежащей или поднимающейся до пояса, из расщелины в земле.
Ее мужским дополнением нередко был небесный бог Целус (Уран). Среди этрусков ее имя было «Cel».
Майкл Липка утверждает, что фигура Terra Mater, которая появляется во время правления Августа, является прямым заимствованием греческой Ge Mater в римскую религиозную практику, в то время как Теллус, чей древний храм находился в пределах священной границы Рима (Померий), представляет собой изначальную богиню земли, культ которой поддерживался государственными жрецами.

Фрагмент саркофага с изображением фигуры Terra Mater / Матери-Земли (3 век н.э.).


Вотивная надпись посвященная Terra Mater, 1 век н.э.


Слова tellus, tellurisтакже латинские нарицательные существительные для «земля, территория», как и terra «земля». В литературных целях, особенно в древней поэзии, их употребление может быть неоднозначным : подразумевается ли здесь богиня (её персонификация) или это упоминание собственно самой земли (в самом широком смысле этого слова)…
Считается, что «terra» и «tellus» происходят от такого понятия как tersa tellus , означающего «суша». Этимология слова tellus является неопределенной; возможно, это связано с санскритским talam, означающим равнинную плоскость (равнину).

Римский грамматик Мавр Сервий Гонорат различает использование «terra» и «tellus». Terra, по его словам, – это земля как один из четырех классических элементов наряду с воздухом (Ventus), водой (Aqua) и огнем (Ignis).  
Tellus же – это богиня, чье имя может рассматриваться как субститут ( ponimus ... pro ) для функциональной сферы земли, так же как, например, имя бога Вулкана используется для огня, имя богини Цереры для плодородия, а имя Либера для вина. И так далее...
Таким образом, Теллус относится к божеству-хранителю земли и, следовательно, к самому земному шару. Теллус может быть аспектом Dea Dia – богини фертильности (плодовитости) и роста в древнеримской религии.

Варрон отождествляет Terra Mater («Мать-Земля») с Церерой:
«Недаром Земля (Терра) называлась Матерью и Церерой. Считалось, что те, кто поклонялся её культу, вели благочестивую и полезную жизнь ( piam et utilem ... vitam ) и что они были единственными выжившими из родa Сатурна».

Теллус призывалась в молитвах вместе с Церерой.
Овидий понимает Теллус как локус («место») роста (произрастания чего-либо), а Цереру как причину («агент»).

По легенде, у Теллус были помощники – Алтор («кормилец»), Румор (имя которого происходило от древнего италийского слова «гита» — женская грудь) и Теллумон (Tellumo) – мужская ипостась Теллус.

Вообще, латинское «мater» («мать») часто использовалось как почетное определение для божеств женского рода, включая например, Весту, которая вообще была представлена как девственница. Понятие «мать», следовательно, – чаще всего употреблялось в контексте уважительного и почтительного обращения. При этом, Теллус-Терра считается «матерью» изначально, олицетворяя материнское лоно земли, воспринимающее семена и дающее новую жизнь, и считалось создательницею всего сущего и предпочтительно перед другими богинями призывалась как mater.
Теллус-Терра олицетворяла собой ту плодородную землю, на которой произрастает все, все, что нужно человеку для существования.

Теллус с четырьмя детьми, олицетворяющими, видимо, четыре времени года ; рядом персонификация Этернитуса-Эона (или небо-Целуса); мозаика III век н. э., Глиптотека, Мюнхен



Как представительница земли, Теллус-Терра противопоставлялась Юпитеру, божеству неба. В клятвах, а также в тех случаях, когда дело шло о космической совокупности явлений природы, оба божества призывались вместе. Римляне давая клятву именами бога Юпитера и богини Теллус, при упоминании имени богини касались земли.
К Теллус также обращались как к богине смерти, поскольку она представляла собой как бы общую могилу всего, что утратило жизнь. Как богине подземного мира ей приносилась очистительная жертва фамилией, член которой умирал. Её, как и манов, призывали, обрекая врагов подземным богам.
Кроме того, Теллус была устроительницей миропорядка, подательницей благоденствия и покровительницей браков.
Как божество земли, Теллус призывалась также при землетрясениях. По случаю наступившего среди битвы землетрясения в 268 году до н. э., во время войны с жителями Пицена и захвата их столицы Аскулума, консул Публий Семпроний Соф дал обет воздвигнуть в честь Теллус храм, который и был выстроен на западном склоне Эсквилинского холма. Это был один из самых, как бы сейчас сказали, –  «эксклюзивных районов», где жили многие сенаторские сословия.
Статуя Квинта Цицерона, установленная его братом Маркусом, была среди тех, что стояли на территории храма.

Император Септимий Север поставил храм в честь Terra Mater в области добычи серебра в Верхней Мёзии.

По преданию первой служительницей Теллус (ее называли еще «Светлой богиней») была жена пастуха Фавстула (нашедшего и воспитавшего близнецов Ромула и Рема), которую звали Акка Ларенция. Подробнее читать ЗДЕСЬ

У нее было 12 своих сыновей, и все они дружно помогали матери при жертвоприношениях в честь богини Теллус. Когда один из братьев умер, его место занял Ромул. Став римским царем, Ромул учредил жреческую коллегию из 12 человек, которая называлась коллегией арвальских братьев (от латинского слова арвум –пахотный, полевой). Раз в году совершался торжественный обряд жертвоприношения «Светлой богине», чтобы она ниспослала хороший урожай на поля римских земледельцев.
О времени проведения этого празднества, приходившегося обычно на вторую половину мая, перед наступлением жатвы, объявлял заранее глава арвальских братьев. Ритуал соблюдался очень строго, так как малейшее нарушение могло навлечь недовольство богини и, следовательно, угрозу урожаю. Вся церемония длилась три дня.
В первый и последний день жрецы собирались в городе, в доме главы арвальских братьев. В парадных одеждах они возносили жертву Теллус вином и благовониями. Затем происходил обряд благословения хлебов, увенчанных лавровыми листьями, и колосьев прошлого и нового урожая. Несколько позже устраивалась общая трапеза жрецов с совместными молениями и возлияниями вина на алтарь Теллус. По окончании обряда участники его с пожеланиями счастья подносили друг другу розы.
На второй день праздник переносился в священную рощу «Светлой богини», где находился ее храм и здание с пиршественным залом для священных трапез. Ранним утром глава коллегии приносил очистительную жертву –  двух свиней и одну телку. После полудня, надев венцы из колосьев, с покрытой головой они все направлялись в рощу, где приносили в жертву жирную овцу, ладан и вино. Затем совершалось возлияние, и арвальские братья направлялись на ближайшее поле за колосьями, срезали их и передавали, перекладывая из левой руки в правую. Эта процедура повторялась дважды, после чего ее проделывали с хлебцами, которые жрецы, войдя в храм, распределяли между собой. Заперев храм и удалив оттуда всех посторонних, арвальские братья начинали священную пляску, распевая при этом гимны. И поскольку запомнить их было трудно, а ошибка грозила гневом богини, то у всех были специальные богослужебные записи, которым они строго следовали. Безусловно, это были древние заклинания о ниспослании урожая, обращенные к земле.

Из празднеств, установленных в честь Теллус, известны и следующие:

Feriae Sementivaeпраздник посева, справлявшийся в январе по назначению понтифика (лат. feriae conceptivae);
Ludi Terentiniсекулярные игры;
Paganaliaсельский праздник, справлявшийся одновременно с Feriae Sementivae, причем в честь Теллус и Цереры приносилась в жертву супоросая свинья;
Eordicidia или Hordicidiaпраздник заклания стельной коровы (лат. forda), установленный для обеспечения наступающему году плодородия и справлявшийся при участии понтификов и весталок отчасти на Капитолии и в тридцати куриях, отчасти за чертой города. Пепел неродившихся телят хранился весталками до праздника Парилий (21 апреля), когда им пользовались для очищения.

Считалось, что Теллус неявно присутствует во время обрядов. Возможно, что её неявное присутствие подразумевалось и на церемониях, связанных с рождением ребенка, так как новорожденного клали на землю сразу после появления на свет.
Теллус также призывали на римских свадьбах.

Эпитафии времен Имперского периода иногда содержат молитвы, такие как «Земля-мать (Terra Mater) прими меня».  В провинциальном горнодобывающем районе Паннония, в нынешней Любии, в обрядовых надписях отмечается посвящение Terra Mater как помощнице в операциях по выплавке руды (ferrariae).
Все они приурочены к 21 апреля, когда отмечался день основания (dies natalis, «день рождения») Рима.

Теллус часто идентифицируется как центральная фигура на рельефной панели Алтаря Мира (Ara Pacis Augustae).

Это алтарь в честь римской богини мира, воздвигнутый римским сенатом в честь триумфального возвращения императора Августа из Испании и Галлии в 13 году до н. э. Был установлен на северной окраине Рима (северо-восточный угол Марсова поля) и освящен сенатом 30 января 9 года до н. э. Освящение алтаря ознаменовало собой наступление эпохи «римского мира» (Pax Romana).


*



Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы.

Аналог Теллус-Терры из древнегреческого мифотворчества – богиня Гея (др.-греч. Γῆ, Γᾶ, Γαῖα – «Земля»). Землю греки называли всеобщей матерью, но в действительности – она божество. Как божество, она никогда не отделялась от собственно Земли и вместе с тем персонифицировалась.

От имени богини Геи пошло название науки геологии ( др.-греч. γῆ «Земля» + λόγος «учение, наука») – совокупность наук о строении Земли, её происхождении и развитии, основанная на изучении геологических процессов, вещественного состава, структуры земной коры и литосферы всеми доступными методами с привлечением данных других наук и дисциплин. Коротко геологию можно определить как науку о составе, строении и закономерностях развития Земли и изучение её поверхности.

Согласно мифам, Гея произвела на свет небо-Уран, от которого затем родила всё живое.
Древние греки воспринимали Гею в качестве хранительницы древней мудрости, которая знала судьбу, в связи с чем могла отождествляться с Фемидой.
Именно её предсказания передавал Аполлон. Именно Гею древние греки считали первовещуньей и первой владелицей прорицалища.

Греческое слово Γαῖα (Gaĩa) представляет собой общепринятую форму аттической Γῆ (Gê) и дорической Γᾶ (Gã), обозначавшей «Земля». Происхождение слова неизвестно, возможно, оно имеет преиндоевропейские корни. В этимологическом словаре Роберта Бекеса предполагается его возникновение еще до появления протогреческого языка. В микенском языке Ma-ka, или Ma-ga, обозначало «Мать Земля» и содержало корень «ga».

Гея-Земля, афинский краснофигурный чашечный кратер, 5 век до н.э



Согласно «Теогонии» Гесиода (VIII-VII века до н. э.), вначале зародился Хаос, за которым последовали Гея, темная бездна Тартар и божество любви Эрос. Таким образом, Гею воспринимали одной из первых четырех космогонических потенций, из которых впоследствии произошло всё во Вселенной.
У Гигина приведена другая версия происхождения Геи. Согласно данному древнеримскому автору земля появилась от детей Хаоса Эфира (воздуха) и Гемеры (дня).

Гея в свою очередь породила небо-Уран и божество первоморья Понта. Уран, глядя на спящую мать, пролил на неё оплодотворяющий дождь, после чего она породила деревья, травы, цветы, птиц и животных.
От Урана у Геи родилось множество детей. Среди них 12 или 13 титанов, которых звали : Океан; Кой; Крий; Гиперион; Иапет; Хронос; Тейя; Рея; Фемида; Мнемосина;
Феба; Тефида; (и возможно, Диона).
Кроме титанов от Урана Гея породила одноглазых великанов циклопов Арга, Стеропа и Бронта, а также трех сторуких пятидесятиголовых великанов гекатонхейров Бриарея, Котта и Диеса.
Согласно Диодору до титанов Гея родила также куретов.

Уран оказался не самым любвеобильным отцом. Всех своих детей при рождении он сбрасывал в Тартар. Раздосадованная мать уговорила титанов восстать против отца. Самый младший и храбрый Хронос получил от неё серп. Спрятавшись в укромном месте, он, когда рядом с Геей возлег Уран, оскопил отца и выбросил детородный член в море. Пролитая на землю кровь оплодотворила Гею гигантами, богинями мести эриниями, а также нимфами мелиями.
После оскопления Урана титаны покинули Тартар. Верховным богом стал Хронос.
Во время правления Хроноса Гея перестала принимать активное участие в жизни богов, но помогала им советами. Так, она предсказала Хроносу, что тот будет свергнут кем-то из своих сыновей. Поэтому Хронос, взявший в жены свою сестру титаниду Рею, пожирал при рождении всех её детей. Тогда, беременная Зевсом, титанида обратилась к матери за советом. Именно Гея помогла укрыть младенца от отца, а также посоветовала отдать Хроносу «подделку» в виде завернутого в пеленки камня, который тот и проглотил.
Подробнее читать ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ

Гея часто предстает в роли довольно воинствующего персонажа. Например, разгневанная судьбой своих детей титанов, Гея решила отомстить олимпийским богам. Она породила гигантов из крови Урана. Те стали бросать в небо скалы и угнали стадо бога Солнца Гелиоса. Гея, видя, что гиганты могут проиграть, стала искать волшебную траву, чтобы спасти их от гибели. Зевс в свою очередь приказал богам утренней зари Эос, Солнца Гелиосу и Луны Селене перестать светить. После этого он первым нашел траву, которая смогла бы спасти гигантов. В ходе битвы, которая получила название гигантомахии, сыновья Геи все же были побеждены.

Картина изображающяя гигантомахию; афинская краснофигурная килика 5 век до н.э., Antikensammlung Berlin. Гея-Земля поднимает руки, умоляя оставить жизнь своим сыновьям-гигантам, когда их убивают в битве с богами. Она изображена как женщина, тело которой находится наполовину под землей. Хтонизм или связь с подземным миром Геи передавали фигурой женщины, наполовину расположенной над поверхностью земли, как бы выходящей из неё.


После поражения гигантов Гея, воспылав ещё большим гневом, родила от Тартара чудовище Тифона. Оно было настолько грозным, что олимпийские боги, превратившись в различных животных, рыб и птиц, бежали в Египет. В ходе тяжелой битвы, которую античные источники описывают по-разному, Зевсу удалось победить порожденное Геей чудовище и взгромоздить на него гору Этна в Сицилии.
Кроме Тифона к порождениям Геи относят змея Пифона. Он охранял Дельфийский оракул и был убит Аполлоном.

По одной из легенд, от пролитого на землю семени Гефеста Гея родила Эрихтония, и, по версии Гигина, Кекропса, которые имели наполовину человеческое и наполовину змеиное тело.
Согласно Гомеру сыном Геи был также великан Титий. Он погиб от стрел Аполлона и Артемиды, когда по наущению Геры пытался обесчестить их мать Лето в Дельфах.
К детям Геи Эсхил приписывает многоглазого Аргуса, а Вергилий братьев алоадов.

Известность получил миф о сыне Геи Антее и его противоборстве с Гераклом. Антей жил в Ливии, где уничтожал попавших туда чужеземцев. Особенность силы этого порождения Геи состояла в том, что он был неуязвим прикасаясь к земле. Геракл по пути за яблоками гесперид вызвал Антея на бой. Когда он поднял его над землёй, Антей лишился своих сил и был задушен.

Образ матери-земли с её неиссякаемым и бесконечным плодородием частично воплотился и был перенесен на богиню благодетельных сил природы Деметру (Церера в Риме), а также на «мать богов» Кибелу.

Гею почитали в Афинах, Спарте, Дельфах, Олимпии и других уголках Древней Греции. Географ II веке н. э. Павсаний описал храм Геи на акрополе в Афинах, священный округ в Аттике, святилище богини в Ахее, Элиде и других местах.

В античной литературе Гее посвящены XXX гимн Гомера и XXVI орфический гимн.

XXX. К ГЕЕ, МАТЕРИ ВСЕХ

Петь начинаю о Гее-всематери, прочноустойной,
Древней, всему, что живет, пропитанье обильно дающей.
Ходит ли что по священной земле или плавает в море,
Носится ль в воздухе — все лишь твоими щедротами живо.

Ты плодовитость, царица, даешь и даешь плодородье;
Можешь ты жизнь даровать человеку и можешь обратно
Взять ее, если захочешь. Блажен между смертных, кого ты
Благоволеньем почтишь: в изобилии все он имеет.
Тяжкие гнутся колосья на ниве, на пастбище тучном

Бродит бессчетное стадо, и благами дом его полон.
Сами ж они изобильный красивыми женами город
Правят по добрым законам. Богатство и счастие с ними.
Хвалятся их сыновья жизнерадостным, свежим весельем,
Девушки — дочери .их, — B хороводах кружась цветоносных,

Нежные топчут цветы на лугах в ликовании светлом.
Так отличаешь ты их, миогочтимая, щедрая Гея!
Радуйся, матерь богов, о жена многозвездного Неба!
Сердцу приятную жизнь ниспошли благосклонно за песню!
Ныне ж, тебя помянув, я к песне другой приступаю.


XXVI. ГЕЕ (фимиам и все семена, кроме бобов и ароматных)

Гайя-богиня, о матерь блаженных и смертного люда,.
О всекормящая, о всецарящая, всепогубитель,
Ты, о всесильная, ты плодоносная, Орами блещешь
Ты — основа бессмертного мира, всепестрая дева.
О плодовитая, роды твои — урожай многовидный,
С грудью высокой, почтенная, вечная, с долей счастливой,
Сладко дышащая зелень отрадна тебе, многоцветной,
Любишь дожди ты, а космос, искусник всехитрый, светила
Вертит вокруг тебя вечнотекущим могучим потоком.
Ныне, богиня блаженная, с радостью множь урожаи?

Будь благосклонна во всякое время, нам счастье даруя!


На дошедших до наших дней древнегреческих скульптурах и вазах богиню Земли изображали преимущественно в двух ипостасях. Гею-«Куротрофос» (воспитательницу, кормилицу) окружают дети, животные, рядом с ней лежат плоды, либо она держит рог изобилия.



Образ Геи не нашел широкого отображения в работах художников и скульпторов Ренессанса, Нового и Новейшего времени. Среди имеющихся изображений следует отметить рисунок немецкого живописца Ансельма Фейербаха, на котором он постарался изобразить сотворение Земли.



Образ античной богини использовали современные биологи Джеймс Лавлок и Линн Маргулис. Они выдвинули в 1972 году т. н. «гипотезу Геи», согласно которой Земля представляет собой подобие живого суперорганизма, имеет свойство поддерживать постоянство среды за счет бессознательно регулируемого взаимодействия органического и неорганического миров. Идея «живой Земли» вызвала интерес у общественности. Сами авторы теории подчеркивали, что речь идет не о живом существе, а о свойстве поддержания необходимых для жизни условий за счет механизмов обратной связи между живыми организмами и неживой материей.
Одним из последователей теории Лавлока был Айзек Азимов, воплотивший её в своих произведениях; в его цикле романов «Основание» модель Геи, на которой всё живое и неживое связано между собой, как в едином организме, становится выбором человечества среди нескольких вариантов развития галактики и жизни: главный герой, как избранный представитель человечества, из трех предложенных вариантов выбирает Галаксию – живую Галактику.
В романе Орсона Скотта Карда «Ксеноцид» из серии «Игра Эндера» используется понятие гайалогии (англ. gaialogy) как науки о саморегуляции планетарных экосистем.
В основу сюжета фильма режиссера Джеймса Кэмерона «Аватар» легла идея о том, что Эйва – это душа биосферного сверхорганизма планеты Пандора. Эйва, с которой местные жители умели общаться посредством нейроинтерфейсных косичек, подключаемых непосредственно к корневой системе, пришла на помощь им во время решающего сражения с землянами, направив на поле битвы внушительные зооподкрепления.
В рассказе Артура Конан Дойля «Когда Земля вскрикнула». Там Земля – живое существо, как и другие планеты Солнечной системы.

***