31.12.18

Германо-скандинавская мифология





A

4894 Ask - первый человек в скандинавской мифологии. Аск и Эмбла («ясень» и «ива»), в скандинавской мифологии первые люди, которых ещё в виде древесных прообразов, бездыханных и «лишенных судьбы», нашли на берегу моря боги (в «Старшей Эдде» – в песне «Прорицание вёльвы» – это три асаОдин (дал душу), Лодур (дал чувства), Хёнир (дал разум), а в «Младшей Эдде» – «сыны Бора», то есть Один, Вили и Ве). В «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона вместо Хёнира и Лодура с Одином путешествуют Вили и Ве. На морском берегу они встречают не людей, а два дерева, из которых создают две «заготовки». Асы наделяют их формой, которая присуща людскому роду с тех пор, потом вдыхают в них жизнь, дают им «движение и разум», а затем восприятие – речь, слух и зрение. Далее люди получают одежду и имена – Аск и Эмбла. Они селятся в Мидгарде и дают начало человеческому род.


962 Aslög - одна из героинь эпосов, была дочерью Сигурда и Брюнхильд.


B

4059 Balder - бог весны и света; «храбрый, дерзкий», также «господин, князь» - один из главных героев в северной традиции. Бальдр подобен присутствующим в мифологии многих народов божествам умирающей и возрождающейся природы, покровительствующим земледелию или растительности в целом. Он так красив и чист душой, что от него исходит сияние. Бальдр –  самый светлый среди асов, с его приходом на земле пробуждается жизнь, и всё становится краше.
Более всего известен миф, как мать Бальдра, Фригг, узнала из снов сына, что ему суждено умереть и дабы предотвратить это, взяла клятву со всего мироздания, что оно не причинит вреда Бальдру. Клятвы избежал только побег омелы – Фригг то ли забыла про него, то ли просто решила, что маленький и мягкий цветочек (даже без шипов) априори неопасен для бога. Как оказалось, зря – Локи прознал про омелу и решил убить Бальдра. Дождавшись, когда асы веселья ради начнут кидаться в неуязвимое божество чем попадется, Локи нашел слепого бога-лучника Хёда, дал ему стрелу с побегом омелы и направил его руку. В результате, Бальдр погиб и отправился в Хель, а несчастного Хёда убили на месте разъяренные асы. Тело Бальдра сожгли на Хрингхорне, самом большом корабле в мире. Нанна, жена его, не выдержав разлуки с мужем, тоже бросилась в пламя (по другой версии, она скончалась от горя). Ас Хермод пытался уговорить Хель отпустить Бальдра и богиня смерти согласилась, но с условием, что всё живое будет лить слезы по нему. Одна старая великанша (на самом деле, это был превратившийся Локи) отказалась и суждено было остаться Бальдру в подземном царстве до самого Рагнарёка. Зато, после конца времен, он воскреснет и станет верховным богом нового мира.


1146 Biarmia - фантастическая страна неслыханных богатств, где живут люди, наделенные сверхъестественными способностями. Само название Биармия напоминает имя Пермской земли на севере Восточной Европы.
Описание сказочного храма в Биармии сохранилось в одной из саг о древних временах «Саге о Стурлауге». В храме, посвященном скандинавским богам Одину, Тору, Фрейру и Фрейе, хранятся огромные богатства. Главное из них  волшебный рог Урархорн, рог волшебного зверя единорога, блестящий как золото, но полный колдовских чар до него нельзя дотрагиваться голыми руками. Конунг правитель свеев посылает Стурлауга раздобыть этот рог.
Стурлауг и его товарищи проникают в Биармию через страну хундингов, людей-собак. Это один из тех народов-монстров, что населяли, по средневековым поверьям, край Земли вместе с великанами и амазонками. Хундинги схватили наших героев и бросили в узилище внутри полых камней. Но Стурлауг нашел внутри оружие, которое помогло героям выбраться наружу.
Когда они добрались до храма, то увидели идол Тора, сидящего на почетном возвышении. Перед ним стоял стол, полный серебра. Рядом лежал Урархорн, наполненный ядом. Принадлежностью храма были и шахматы из золота. По стенам на шестах были развешены роскошные одеяния и золотые кольца.
Богослужением занимались 30 женщин. Одна выделялась из остальных богатырским ростом и устрашающим видом  она была темно-синего цвета, как скандинавская богиня смерти Хель. Именно она совершала обряд перед Тором, и, увидев Стурлауга, произнесла угрожающие стихи-висы: напрасно герои мечтают поживиться кольцами и обрести рог Стурлауг будет раздавлен мельничными жерновами. Действительно, путь к алтарю преграждали каменные плиты, но Стурлауг сумел перескочить через них и схватить рог. Его друг Хрольв, также преодолев препятствие, схватил золотые шахматы, но злобная жрица бросилась за ним и так швырнула его о плиты, что тот сломал позвоночник.
Стурлауг со своей добычей успел добежать до кораблей, и в тот момент, когда страшная жрица настигла его, он пронзил ее своим оружием тем, что помогло ему выбраться из каменной тюрьмы. События, описываемые в саге, фантастичны, биармам жителям севера Восточной Европы приписано поклонение скандинавским богам, но явно прослеживаются отголоски древних верований и культов. В «Саге о Хальфдане Эйстейнссоне» викинги встречаются в бою с предводителями финнов и биармов страшными оборотнями.


4572 Brage - божество поэзии и музыки. Мудрый и ученый бард Вальгаллы. Древнескандинавская поэзия эпохи викингов часто изображает его угощающим мертвых, которые живут в Вальхалле, и приветствующим недавно умерших героев. Одна Эддическая поэма изображает его с рунами, вырезанными на его языке.
Подразумевается, что Браги изначально был историческим бардом девятого века – Браги Боддасоном. Его стихи были настолько искусны и трогательны, что последующие поколения воображали, будто после его смерти Один назначил его придворным поэтом Вальхаллы. В конце концов, отряду воинов, королей и прочих любимцев Одина нужен был элитный бард, чтобы воспевать их бесчисленные подвиги.
Скандинавские писатели христианского Средневековья пошли еще дальше и изображали Браги не иначе как Богом поэзии. Один из таких авторов даже утверждал, что одно из древнескандинавских слов, обозначающих поэзию, брагр, произошло от имени Браги.Говорили, что он был мужем богини Идун, плоды которой гарантировали бессмертие богов.
Была также предложена связь с древнескандинавским брагарфуллом, чашей, которую пьют в торжественных случаях при принятии обетов. В некоторых источниках упоминается как сын Одина. Мать браги, возможно, великанша Гуннлед или Фригг.


123 Brunhild - воинственная героиня, одна из основных действующих лиц древнегерманского цикла поэм о Нибелунгах. Она бывшая валькирия, дочь короля Будли, наказанная Одином за то, что она убила конунга, которому Всеотец обещал победу в войне. За это разгневанный бог усыпил Брюнхильду, сказав, что она никогда больше не выиграет битв и выйдет замуж, вновь став простой смертной. Так она почивала на горе Хиндарфьялль, пока её не разбудил Зигфрид, полюбивший валькирию. Она тоже полюбила его и обучила руническим премудростям, но Зигфрид вскоре оставил её ради подвигов и будучи заколдованным ведьмой, женился на её дочери Гудрун/Кримхильде. Брюнхильда, к которой уже сватались соседи, постановила, что выйдет замуж только за того, кто сможет преодолеть её испытания и победить её саму. Всё это выполнил всё тот же Зигфрид, принявший облик своего друга, конунга Гунтера, очень хотевшего сделать валькирию своей женой. Много лет спустя, Гудрун в гневе открыла Брюнхильде правду и та, взбешенная обманом, убила Зигфрида чужими руками, но потом, осознав, что натворила, сама бросилась в его погребальный костер.


D

2176 Donar - эпитет Тора.


E

4895 Embla см. 4894 Ask


894 Erda - богиня мудрости, судьбы и Земли. Jörð – в Скандинавии – олицетворение земли. Она – мать бога грома Тора и сексуальная партнерша Одина. Её имя часто используется в скальдической поэзии и кеннингах как поэтический термин для обозначения земель и Земли вообще. Это богиня асов, хотя её еще называют великаншей.
Персонификация хтонических сил.


F

76 Freia - богиня любви и красоты, дочь Ньёрда, ведьма, обучившая асов колдовству. Сестра-близнец Фрейра. Вторая по значимости богиня после Фригг и самое красивое (и фансервисное) существо во всех Девяти Мирах. Носит плащ из соколиных перьев, ездит верхом либо на вепре Хильдисвини, либо на колеснице, в которую запряжены огромные кошки. Кроме того, она владеет волшебным ожерельем, Брисингаменом, с которым связана крайне интересная история. Дело было так – гуляя, богиня случайно наткнулась на мастерскую четырех братьев-свартальвов, Брисингов. И украшение ей так понравилось, что она согласилась отдаться братьям и спустя четыре дня вернулась во дворец довольной и с ожерельем. Один, узнавший об этом через Локи, разозлился за то, что красавица ведет себя неподобающе богини. Локи проник в спальню богини, превратившись в блоху и кусал её, пока та не перевернулась на другой бок и трикстер украл ожерелье. Фрейя же быстро догадалась, кто за этим стоит и устроила скандал Одину, где и выяснилось, что всё это был хитрый план Всеотца. Чтобы вернуть себе Брисингамен, Фрейе пришлось до предела обострить отношения между конунгами Хедином и Хёгни, что привело к нескончаемой, в прямом смысле, битве – павшие воины на следующий день оживали и так будет продолжатся до тех пор, пока в закольцованную битву не вступит христианин. В её честь в английском и скандинавском языке назван пятый день недели и в её царство Фолькванг уходит половина павших в бою воинов.


77 Frigga - жена Одина, королева богов – родоначальница клана асов. Подобно своему супругу, была очень мудра и даже могла видеть будущее, но она почти никогда не делилась своими знаниями. Исключением можно считать попытку предотвратить гибель любимого сына Бальдра. Покровительствовала женщинам, особенно роженицам, а на изображениях неизменно присутствует большая прялка. Живет в доме, известном как Фенсалир, ей прислуживают богини Фулла, Гна и Глин.


6666 Frö - Фрейр: связан с мужеством, миром и процветанием, солнечным светом и хорошей погодой, а также с хорошим урожаем. был «самым известным из асов» и почитался за хороший урожай и мир. Наравне с Бальдром, считался одним из наиболее добрых и светлых (в прямом смысле) богов, несущим радость и тепло в Мидгарде. Другие боги тоже настолько любили его, что едва у маленького Ингви прорезались зубы, как они подарили ему царство эльфов, благо те сами были не против. Священным животным Фрейра считался волшебный вепрь Гуллинбурсти, которого он получил в дар от Эйтри и Брока, они же презентовали ему волшебный корабль Скидбладнир. В его паруса всегда дул попутный ветер и он был сложен из множества дощечек так, что его можно сложить и спрятать в кармане. Женат на великанше Герд, ради которой пожертвовал своим волшебным мечом, умеющим сражаться самостоятельно – из-за этого, во время Рагнарёка Фрейру придется биться остро заточенным оленьим рогом и его убьет Сурт. Культы Фрейра, как предполагается, были необычно популярны на территории Швеции. В тех краях Фрейр считался одним из трех главных богов, наравне с Тором и Вотаном, дарителем людских благ и родоначальником королевского дома. Миссионер Адам Бременский детально описывает шведские капища и согласно ему, почитание Фрейра имело непосредственное отношение к т. н. фаллическому культу.


G

1272 Gefion - богиня-девственница, связана с пахотой и возможно, плодородием.


122 Gerda - супруга Фрейра.


328 Gudrun - супруга Зигфрида и своего рода аналог Елены Троянской. Славилась потрясающей красотой, но не хотела выходить замуж, поскольку однажды она узрела пророческое видение, согласно которому её муж умрет.
Скандинавский вариант: Гудрун – представительница рода Гьюкунгов, правивших бургундами, сестра Гуннара и Хёгни. Когда ко двору бургундских королей прибыл герой Сигурд (Зигфрид), мать Гудрун дала ему испить напиток забвения и он, забыв о своем обручении с Брюнхильд, женился на Гудрун, Брюнхильд же обманом была выдана за Гуннара, причем Сигурд помог ему в сватовстве, выполнив за него брачные испытания. После того как обман раскрылся, Брюнхильд, любящая Сигурда и оскорбленная его невольным клятвопреступлением, стала подстрекать Гуннара убить Сигурда и добилась своего. Убийство мужа повергло Гудрун в сильное горе, однако она далека от мысли мстить братьям за смерть мужа, и сам Сигурд, умирая, утешает её напоминанием о том, что ещё живы её братья: братья – кровные родичи ближе ей, чем муж. Впоследствии Гудрун выходит замуж за гуннского владыку Атли (в прозаическом вступлении ко «Второй песни о Гудрун» сказано, что прежде чем она согласилась на новый брак, ей дали выпить напиток забвения). Гудрун тщетно пыталась предостеречь братьев от поездки к Атли, а после того как он с ними жестоко расправился, отомстила ему: умертвила своих сыновей от брака с Атли и дала ему съесть приготовленное из их сердец блюдо, после чего убила и самого Атли, предав огню его палаты вместе со всеми их обитателями. В первоначальной версии эпоса Гудрун и сама погибла в огне, на который обрекла дом Атли. По другому варианту, Гудрун принимает участие в схватке своих братьев с гуннами и подаёт Атли испить пиво, смешанное с кровью убитых ею детей. Гудрун также выступает в роли мстительницы и в эддических песнях «Подстрекательство Гудрун» и «Речи Хамдира». Она фигурирует как жена конунга Йонакра,; дочь которого Сванхильд подверглась жестокой казни за супружескую измену, и Гудрун подстрекает своих сыновей отомстить виновнику — конунгу Ёрмунрекку. Коллизия завершается гибелью её детей.
Немецкий вариант: В первой части «Песни о нибелунгах» Кримхильда (Гудрун) изображена нежной бургундской принцессой, затем женой Зигфрида, гордой своим славным мужем. Она преисполнена феодальной сословной гордости, которая проявляется в «ссоре королев», когда Кримхильда трактует Брюнхильду как служанку и наложницу своего супруга. Убийство Зигфрида сопровождается перерождением Кримхильды: отныне она живет лишь мыслью об отмщении, ради него соглашается на брак с Этцелем (Атли) и долго вынашивает план расправы с Хагеном (Хёгни) и братьями. В этой версии эпоса привязанность к покойному супругу сильнее родственных чувств. Кримхильда выступает инициатором приглашения бургундов в гости к гуннам, где она намерена с ними расправиться. С их приездом она делает всё возможное, чтобы спровоцировать ссору между ними и Этцелем, и добивается своего. Взаимное истребление бургундов и гуннов, во время которого Кримхильда жертвует и собственным сыном, завершается пленением её брата Гунтера и его старшего вассала Хагена, после чего Кримхильда их собственноручно убивает. В немецком варианте сохранён в видоизмененной форме мотив золотого клада. В сознании Кримхильды сокровища Зигфрида, которыми завладели бургундские правители, неразрывно объединяются с самим героем, и она сама (а не Атли, как в эддических песнях) требует у Xагена отдать ей золотой клад, выступающий как символ её былого процветания, власти и супружеского счастья.


657 Gunlöd - великанша, стоит на страже «меда поэзии», добытым отцом у гномов Фьялара и Галара. Один проник к ней в пещеру и, представившись Бёльверком (то есть «злодеем»), пробыл у нее три дня. Платой за это время были три глотка ценного напитка. За три глотка Один осушил все запасы «меда поэзии».


H

3990 Heimdal - сын Одина и девяти морских богинь, дочерей Ран и Эгира. Каждая из них вынашивала ребёнка в течении одного месяца, после чего Один забрал его в Асгард. Он страж богов и мирового древа. «Светлейший из асов», «предвидящий будущее подобно ванам»; его прозвища – «златорогий» и «златозубый». Описан, как «Светлейший из асов» и как гордый обладатель зубов из чистого золота. Его дом – Химинбьёрг («небесные горы»), согласно «Младшей Эдде» располагается вблизи моста Биврёст, соединяющего небо с землёй. Как страж богов он охраняет Биврёст на границе Асгарда и Мидгарда от великанов-ётунов. Отличается острым зрением и слухом. Ему принадлежит лошадь с золотой гривой – Гуллтопр. У его пояса висит золотой рог – Гьяллархорн. Перед концом мира трубит в рог, призывая богов к последней битве. Во время Рагнарёка Хеймдалль и Локи убьют друг друга в схватке.


949 Hel (Хель) – читать ЗДЕСЬ


699 Hela - еще одно имя Хель.


2630 Hermod - посланник богов, сын Одина.


135 Hertha - богиня плодородия.


4669 Høder - Хёд, слепой бог, сын Одина, ведомый и обманутый Локи. См. 4059 Balder


J

471926 Jörmungandr - морской змей (Мировой змей) в скандинавской мифологии. Потомк Локи. Змей был так велик, что окружал землю и хватался за собственный хвост; когда он двигался в океане, то вызывал огромные штормовые волны. В Рагнарёке (финальной битве богов) Ёрмунганд и Тор, будучи вечными противниками, убивают друг друга.


K

191 Kolga - «прохладная волна» – была одной из девяти дочерей Эгира и Ран, каждая из которых отражала различные характеристики океанских волн (поэтические термины). Некоторые ученые связывают девять дочерей Эгира и Ран с девятью матерями Хеймдалля, и это отождествление означает, что Хеймдалль был рожден из морских волн.

242 Kriemhild – германское имя Гудрун, жены Зигфрида/Сигурда. 



L

4862 Loke (Локи) – читать ЗДЕСЬ


M

85585 Mjolnir (Молот Тора) – читать ЗДЕСЬ


N

601 Nerthus - мать-Земля.


4213 Njord - отец Фрейи и Фрея, бог-ван, владыка морей и ветра, покровительствующий рыбакам. После войны ванов и асов, Ньёрд был взят в Асгард в качестве заложника, но постепенно прижился, став полноправным членом пантеона. Когда великанша-охотница Скади потребовала руку Бальдра, некий тамада предложил устроить интересный конкурс, по итогам которого Скади достался в мужья Ньёрд. Хотя им обоим это особой радости не принесло, затевать скандал все же не решились и с тех пор, по девять дней живут в чертогах Ньёрда Ноатуне, что на берегу моря, и ещё по девять — в горах Трюмхейма. Обосноваться на одном месте они не могут, ибо Скади раздражают крики чаек и она не может расстаться с родными угодьями. В «Речах Вафтрудиира» утверждается, что Ньёрд переживёт Рагнарёк и вернётся в родной Ванахейм. Примечательно, что почитание Ньёрда в качестве народной практики сохранилось вплоть до XIX века среди норвежских моряков и рыболовов.


O

3989 Odin (Один) – читать ЗДЕСЬ


343 Ostara - богиня весны, цветения. Остара или Эостра почитается во многих неоязыческих общинах. Её праздник обычно отмечают на весеннее равноденствие, часто используя при этом традиционную пасхальную символику. Иногда её отождествляют с Идунн, скандинавской богиней вечной молодости.


S

1163 Saga - сага, поэзия.


4484 Sif - богиня, связанная с Землей, полями золотой пшеницы. Супруга Тора. Считалась второй после Фрейи по красоте. Известна волшебными золотыми волосами. Мать валькирии Труд (Þrúðr), Моди и Улля (Тор не является отцом Улля).
По легендам Локи из зависти к Тору прокрался к спящей богине ночью и остриг её наголо. Тор, узнав о случившемся, сразу догадался, кто мог так поступить с его супругой. Он готов был убить Локи, но тот поклялся исправить совершенное. Локи отправился в страну гномов к сыновьям Ивальди (иногда упоминается гном Двалин), славившимся кузнечным мастерством. Гномы, услышав просьбу Локи, обрадовались. Им уже давно хотелось показать асам своё необыкновенное искусство. Волосы, выкованные гномами, были описаны следующими словами: «Длинные и густые, они были тоньше паутины, и, что самое удивительное, стоило их приложить к голове, как они сейчас же к ней прирастали и начинали расти, как настоящие, хотя и были сделаны из чистого золота».
Так Сиф получила свои золотые волосы.


459 Signe - это имя двух героинь в двух связанных легендах из скандинавской мифологии, которые были очень популярны в средневековой Скандинавии.
Первая Сигни – дочь короля Вельсунга. Она была замужем за злодеем-королем Сиггейром, который предательски убил всю её семью, за исключением её брата Зигмунда. Она спасает своего брата, вступает с ним в кровосмесительную связь и вынашивает сына Синфьетли. Она сожгла себя вместе со своим ненавистным мужем.
Вторая Сигни – дочь племянника короля Сиггейра. Она влюбилась в морского короля викинга-Хагбарда и пообещала ему, что не будет жить, если он умрет. Их обнаружили, и Хагбарда приговорили к повешению. Хагбарду удалось сообщить об этом Сигни, которая подожгла свой дом и умерла в огне, после чего Хагбард сам повесился.
Есть еще и третья Сигни – дочь ведьмы по имени Грид. Они обе были освобождены от проклятия молодым человеком по имени Иллуги. «Signe» – значит «изгонять демона».


11066 Sigurd - один из самых важных персонажей в скандинавской мифологии. Согласно мифу, Сигурд (Зигфрид) был великим воином, который совершил множество подвигов. Одним из его подвигов была победа над драконом. Обмазавшись кровью и жиром чудовища, он приобрел неуязвимость, однако небольшой участок тела на спине остался незащищенным. Зигфрид сватался к красавице Кримхильде (Гудрун), сестре бургундского короля Гунтера, и в обмен на его согласие помог ему жениться на Брюнхильде. Во время сватовства Зигфрид тайно подменил Гунтера и успешно прошел все испытания, которым Брюнхильда подвергла жениха. Через некоторое время Брюнхильда узнала о подмене и уговорила Хагена, одного из вассалов Гунтера, отомстить Зигфриду за обман. Во время охоты Хаген убивает Зигфрида, поразив его копьем в уязвимое место на спине.


1130 Skuld - («долг») - одна из трех Норн, олицетворяющая будущее. Единственная, кто передвигается верхом. Норны посещают каждого новорожденного и определяют его дальнейшую судьбу, причем какой она будет – счастливой или состоящей из сплошных черных полос, – зависит от настроения конкретной норны. Из этого некоторые делают вывод, что изначально норны были духами-хранителями людей и если человека катастрофически не везло в жизни – значит, у него очень злая норна.


T

299 Thora (Тор) – читать ЗДЕСЬ


137052 Tjelvar - Тьяльфи - сын крестьянина, появляющийся дважды в «Снорровой Эдде» и один раз в «Гутасаге». Аналоги имени - Дельфе и Тиль. В «Видении Гюльви» повествуется о том, как Тор и Локи посещают семью Тьяльфи по пути в Утгард. Тор зарезал своих козлов, освежевал туши, а после ужина разложил шкуры перед очагом и велел всей семье кидать в шкуры кости. Но Тьяльфи расколол ножом бедренную кость одного козла и выковырял мозг. Наутро Тор воскресил козлов, но один из них хромал. В наказание Тор обязал Тьяльфи и его сестру Рёскву пожизненно служить ему. Тьяльфи и Рёсква сопровождали Тора и Локи в путешествии в страну Ётунов, где Тьяльфи состязался в скорости с мыслью Утгарда-Локи.
В «Языке поэзии» Тьяльфи помогает Тору в битве с ётуном Грунгниром, а также побеждает другого монстра по имени Мёккуркальви, Ётуна из глины, но с «сердцем, полным страха». В «Законе Тора» Тьяльфи также выступает спутником Тора в поездке к ётуну Гейррёду, однако у Снорри в этой истории вместо Тьяльфи фигурирует Локи.
В «Гутасаге» Тьельвар предстает взрослым человеком, прибывшим на волшебный остров, который каждую ночь тонул, а днем снова всплывал. Тьельвар развел костер на острове, и с тех пор он больше не тонул. Хафти, сын Тьельвара, взял в жёны Хвитастьерну (имя в переводе означает «белая звезда»), и они стали прародителями гутар.


4092 Tyr - однорукий бог чести и войны, ассоциировался с римским Марсом. Не исключено, что Тюр когда-то был универсальным божеством неба, но впоследствии обрёл более личные черты и «переродился» в скандинавском пантеоне как божество войны и чести. Основной миф о Тюре (не считая сюжета о похищении отцовского котла) – это история о том, как за ним закрепился статус бога чести. Асы решили, что Фенрира – божественного волка, олицетворяющего разрушение, — необходимо сковать, и добыли для этого волшебную цепь под названием Глейпнир. Затем они предложили Фенриру попытаться разорвать эту цепь – как он до этого с легкостью разрывал любые оковы. Волк заподозрил неладное и выставил условие: он согласится, чтобы его сковали этой цепью, если кто-то из асов вложит руку ему в пасть. Этот вызов принял Тюр, который был дружен с Фенриром еще с тех пор, как асы похитили его совсем щенком, и, к тому же, славился своей честностью. Волк доверился ему и дал надеть на себя оковы. Но разорвать волшебную цепь не удалось, а снять её с волка асы отказались. Фенрир впал в ярость и откусил руку Тюру, который, естественно, заранее знал, на что идет. С тех пор Тюра прозывают Одноруким богом – и на старинных изображениях его нетрудно отличить от других асов именно по этой примете, а место укуса называется «волчий сустав».


Примечательно, что в одной перебранке, Локи презрительно бросает Тиру, что спал с его женой и та родила от Локи сына, а Тюр даже не попытался потребовать с трикстера виры, потому как видимо рассматривался еще и как бог большого терпения).
На основе того, что имя Тира на древнегерманском пишется, как Tīwaz и происходит, в свою очередь, от Dyeus, ученые предположили, что изначально Тир мог быть верховным богом континентальных германцев, повелителем неба, власти и войны. Но впоследствии, всё большую силу набирал культ Вотана и со временем, полностью заменил Тира в качестве главного божества. Схожие перемены можно увидеть в ведизме, где на смену небесному богу Дьяусу пришли Варуна и Митра, а их, в свою очередь, заменил Индра.


U

167 Urda - («судьба») - одна из трех Норн, олицетворяющая прошлое.


V

131 Vala - Вёльва, провидица. В «Старшей Эдде» устами вёльвы передается рассказ о происхождении богов и грядущем конце мира («Прорицание вёльвы»). Вся песнь вложена в уста вёльвы, которая вещает, выполняя просьбу Одина, причем она говорит о себе то в первом лице («великанов я помню» и т. п.), то в третьем («помнит войну она» и т. п.). Такое чередование встречается в древнеисландских песнях.
«Прорицание Вёльвы» – самая знаменитая из песен «Старшей Эдды». Она содержит картину истории мира от сотворения и золотого века (то есть того, что Вёльва «помнит» или «видела») до его трагического концатак называемой «гибели богов» – и второго рождения, которое должно быть торжеством мира и справедливости (то есть того, что Вёльва «видит»). Песнь представляет собой богатейшую и единственную в своем роде сокровищницу мифологических сведений.


240 Vanadis - эпитет Фрейи.


W

877 Walküre - валькирия. Валькирии – духи в облике женщин, собирающие тех, кто пал смертью храбрых на поле боя. Испускают внеземной свет, передвигаются на мистических конях, а их королевой считалась богиня Фрейя. Помимо тех, кто непосредственно занимался отбором павших, были также валькирии-служанки, подающие воинам еду и напитки в Вальхалле и разделяющие с ними ложе. Некоторые валькирии также могли принимать облик животных, например, лебедей – таких называли лебедиными девами. Иногда валькирия влюблялась в смертного и заводила с ним роман, но это было чревато серьезными проблемами и изгнанием с Асгарда на грешный Мидгард – пример Брюнхильды. Изначально валькирии, как считают некоторые ученые были демонами войны, которые попросту забирали души тех, кому не повезло умереть от копья, подобно эллинским демоницам-керам. Лишь постепенно, когда смерть в бою стала считаться почетной, образ валькирий трансформировался в дев щита, доставляющих воинов к Одину или Фрейе.


621 Werdandi - («становление») - одна из трех Норн, олицетворяющая настоящее.


2155 Wodan - германское имя Одина.