11.1.19

Тор и его молот



Тор – один из самых ярких и популярных образов в мировой мифологии и один из ключевых в скандинавском мифотворчестве.



В скандинавской мифологии Тор (Þórr, Þunarr, др.-англ. Þunor, Þūr, др.-сакс. Þunær)или Донар (выступающий также под прозвищем Веор, Вингнир, Хлорриди и асов, сын великого бога Одина и богини Ёрд (либо Хлодюн, либо Фьёргюн). Ёрд – буквально «земля», а Фьёргюн этимологически тождественно Перкунасу-Перуну и указывает на генетическую связь Тора с балто-славянским громовником. Однако есть мнение, что его матерью была Фригг, богиня богинь.  
Древнеисландское слово Þorr произошло от прагерманского thunaraz – «гром». От него же пошли нем. Donner, дат. donder и др.-англ. Þunor, превратившиеся путем эпентезы в англ. thunder. швед. tordön, дат. donder и норв. torden содержат суффикс -dön/-den, означающий «грохот» или «гул». В скандинавских языках так же есть слово dunder, заимствованное из средненижненемецкого.
Оба слова («Тор» и «гром») связаны с кельтским taranis (ирл. tarann) – «гром» и «бог Таранис».
Имена Тора : Асабраг (Ásabragr); Асатор (Ásaþórr, «Тор асов»); Атли (Atli); Бьёрн (Björn, «медведь»); Веор (Véorr, «защитник»); Вингнир (Vingnir); Вингтор (Vingþórr); Рюм (Rymr); Сённунг (Sönnungr); Тор (Þórr); Хардвеор (Harðvéorr); Хлорриди (Hlórriði); Эйндриди (Eindriði); Эку-Тор (Öku-Þórr, «Тор с колесницей»); Энниланг (Ennilangr).
Небесное жилище Тора – Трудхейм.

Среди двенадцати богов, окружавших Одина, люди больше всего почитали Тора – громовержца, защитника богов и людей от козней великанов и черных карликов. Это был рыжебородый богатырь, вооруженный боевым молотом Мьёльниром.
Еще ребенком он был знаменит своими огромными размерами и силой и вскоре после рождения удивил собрание богов, играючи перекидывая из стороны в сторону кучу медвежьих шкур. Обычно пребывая в хорошем настроении, Тор впадал иногда в неистовое буйство и бывал в это время очень опасен. Его мать, неспособная справиться с ним, отправила Тора на попечение Вингнира (крылатый) и Хлоры (жара). Эти приемные родители были также олицетворением молнии. Вскоре им удалось обуздать своего подопечного и мудро воспитать его. Сам Тор, осознавая, чем он им обязан, взял себе также имена Вингтор и Хлориди, под которыми был также известен.

Достигнув совершеннолетия, Тор был принят в Асгард, где занял почетное место среди двенадцати богов в огромном зале совета. Во владение он получил Трудвангар (Трудхейм), где построил чертог Бильскирнир (сверкающий, как молния), самый просторный во всем Асгарде. В нем было пятьсот палат и еще сорок палат для проживания рабов, попадавших сюда после смерти. Они всегда были желанны в его доме, здесь их ждал такой же теплый прием, как и их хозяев в Вальхалле, так как Тор был покровителем крестьян и низших сословий.

Горниц пять сотен
И сорок, как помню, -
В обители Бильскирнир есть:
Домом под кровлей,
Знаю, владеет
Чадо мое величайшим.

(Старшая Эдда. Речи Гримнира.)

Так как он был богом грома и молнии (громовержцем), Тору не позволялось переезжать чудесный мост Биврёст, чтобы он не поджег его жаром, исходившим от его тела? Чтобы присоединиться к другим богам у источника мудрости Урд в тени священного дерева Иггдрасиля, он должен был идти пешком, переходя вброд реки Кормт и Ормт и два ручья Керлоуг.

Тор пробирается через реку, а ас едет через мост Биврёст , Фрёлих (Frølich), 1895


В Норвегии Тора считали верховным божеством. То есть – первым. Он был вторым в пантеоне богов других североевропейских культур, его называли «старый Тор» не в силу возраста, а потому, что, по мнению некоторых, он принадлежал к старейшей династии богов. В мифах он описывается как богатырь, находящийся в расцвете сил, высокий и хорошо сложенный, со всклокоченными рыжими волосами и рыжей бородой. Когда он тряс волосами, особенно в моменты гнева, искры слетали с них потоками, вызывая гром и молнию.

Сначала Тор, изогнув бровь,
Шептал что-то в рыжую бороду,
Метая глазами, полными гнева,
молнии в разные стороны.
Его колесница, скрипя колесами,
Посылала раскаты грома,
А земля и небо сотрясались
под ударами его молота.

(Дж. Джонс. Вальхалла)

Народы Северной Европы в дальнейшем украшали его короной, на оконечностях которой была либо сверкающая звезда, либо огонь, так что голова его была окружена ореолом из огня - его собственного символа.

В Швеции полагали, что Тор, как и Один, носил широкополую шляпу, и поэтому грозовые тучи в этой стране называли шляпой Тора. Этим же именем была названа одна из главных горных вершин в Норвегии. Считалось, что раскаты грома - это грохот колес колесницы Тора, так как он единственный среди богов никогда не ездил верхом, а либо ходил пешком, либо ехал на бронзовой колеснице, запряженной двумя козлами: Тангниостром (скрежещущий зубами) и Тангрисниром (скрипящий зубами), от рогов и зубов которых постоянно летели искры. Скальдическая песнь «Хаустлёнг» (др.-нор. Haustlöng) указывает, что земля обугливалась и горы раскалывались, когда Тор ехал на своей колеснице.

О, великий Тор,
Взвалив волшебный меч на плечи,
На колеснице где-то рядом едешь,
Священные козлы влекут твою упряжку -
Слушаясь серебряных вожжей.

(Мэтью Арнолд). Смерть Бальдра

Козлы были тоже чудесные. В «Младшей Эдде» козлы выступают не только в роли «коней» Тора, но и служат источником неисчерпаемой пищи.
Вечером хозяин сдирал с них шкуры, варил мясо в котле и плотно ужинал один или в компании с людьми, бросал кости на шкуры, а потом ложился спать. К утру кости становились на свои места, шкуры сворачивались и козлы как ни в чем не бывало стояли в упряжке, поджидая бога для дальнейшего путешествия. Лишь однажды слуга Тора Тьялви высосал мозговую косточку ...
У скандинавского бога грома Тора была два постоянных спутника – юноша Тьялви и девушка Рёсква, которых бог заполучил довольно низким способом. Вместе с Локи он путешествовал по миру. Однажды оба бога решили где-нибудь заночевать. Они остановились у четы бедных крестьян. Приготовленный ужин никак не мог насытить Тора, отличавшегося огромным аппетитом. И тогда бог убил последних двух козлов этих крестьян, сказав, что, если они положат все кости нетронутыми обратно в шкуры животных, к утру все станет по-прежнему.
Все получилось бы так, если бы бог-трикстер (и частый спутник Тора) Локи не убедил сына крестьян, Тьялви, сломать одну из костей и высосать костный мозг. На следующий день Тор коснулся двух шкур с костями своим молотом, и через мгновение оба козла ожили. Но один из них стал хромать. Тор пришел в такую ярость, что грозился убить всю семью, несмотря на то что люди дали богам приют. Чтобы сохранить свою жизнь, крестьяне решили отдать Тору своего сына – Тьялви, виновника случившегося, и свою дочь Рёскву в вечное «рабство». Тор тут же согласился.

«Тор обнаруживает, что один из его козлов хромает» (на заднем плане Тюр), Фрёлих, 1895


Когда бог разъезжал на колеснице, его также именовали Эку - Тором, или Тором-Колесничим, а в Южной Германии полагали, что для громовых раскатов недостаточно одной колесницы, потому утверждали, что она нагружена медными чайниками, издававшими шум во время езды, и поэтому фамильярно называли его торговцем чайниками.
Любопытно, что гром во время шторма не вызывал страха у викингов и считался признаком того, что Тор исполняет свои обязанности – то есть убивает ледяных великанов.

Семья Тора

Тор был женат дважды: сначала на великанше Ярнсаксе (железный камень), родившей ему двух сыновей Магни и Моди, которым было суждено пережить отца и гибель богов и править в новом мире, который возродится после катастрофы, как феникс из пепла. По-видимому, имена сыновей (Магни — букв. «сильный», Моди — букв. «смелый») персонифицируют «силу» Тора.
Его второй женой была золотоволосая богиня Сив, родившая ему также двух детей: Лоррид и дочь по имени Труд, юную великаншу, славившуюся своими величиной и силой. Известно, что противоположности сходятся, и пример Труд подтверждение этому. К ней сватался карлик Альвис, которому она благоволила. Однажды вечером ее поклонник, который, будучи карликом, не мог переносить дневного света, появился в Асгарде, чтобы попросить ее руки. Совет богов склонялся в его пользу и был уже готов высказать свое одобрение, как вдруг появился отсутствовавший Тор. Бросив презрительный взгляд на крошечного возлюбленного, отец невесты сказал, что тому следует доказать, что его ум может восполнить недостаток роста, только тогда он сможет удостоиться руки невесты.

Чтобы испытать Альвиса, громовник стал задавать ему вопросы, касающиеся мира богов, ванов, эльфов и карликов, спрашивая до тех пор, пока не взошло солнце и первые его лучи не превратили карлика в камень. Этим Тор еще раз продемонстрировал великую силу богов, что должно было явиться предостережением для всех остальных карликов, которые пытаются испытать ее.

Чья еще грудь
вместила бы столько
сведений древних!
Но хитростью мощной
тебя обманул я:
ты в доме застигнут
солнечным светом!

(Старшая Эдда, Речи Альвиса.)

Поклонение Тору

Именем Тора названы места, которые, по преданию, он часто посещал, например основные гавани Фарерских островов, как и фамилии, считающиеся, что происходят от него. Имя Тора присутствует в таких названиях, как Трундерхиль в графстве Суррей, в фамилиях Торберн и Торвальдсен, а также в названии одного из дней недели: дня Тора, или четверга (англ. Thursday).

Деревенька Thursley в Суррее, Англия


И на всей земле
все еще есть день Тора.

(Лонгфелло. Сага о короле Олаве)


Тор считался одним из главных в пантеоне богов; так как он благоволил людям, ему повсеместно поклонялись. Храмы в его честь воздвигнуты в Мэри, Хладере, Годи, Готланде и Упсале и в других местах. В Юл (основной праздник, посвященный Тору) люди просили Тора послать им счастливый год. В этот день по обычаю сжигали большое дубовое бревно (бревно Юла), так как это дерево считалось священным и символизировало летний свет и тепло, прогоняющие темноту и холод зимы.
Невесты надевали красное, так как это любимый цвет Тора, считавшийся символом любви. По этой же причине обручальные кольца в Северной Европе всегда были с красным камнем.
Храмы и идолы Тора, как и Одина, делали из дерева, и большое их количество было разрушено во времена конунга Олава Святого.

«Тор сражается с великанами», Mårten Eskil Winge, 1872


Изображение норвежских богов от Олауса Магнуса «Описание северных народов», 16 век ; слева направо, Фригг , Тор и Один (или Тюр со своим мечом ?)


 «Тор и Мидгард-Змей», Emil Doepler, 1905


«Бог Тор и карлики», Ричард Дойл, 1878


«Тор сражается с Мидгард – Змеем», Генри Фюсели, 1790


 «Тор, сын Одина», гравюра по дереву, 1874



Тацит (I в. н. э.) описывает Тора - Донара под римским именем Геркулеса. В области распространения германских языков Донару был посвящен тот же день недели, что в Риме Юпитеру (т. е. четверг; нем. Donnerstag). Однако, если римский Юпитер объединял все основные функции бога неба, то в германской мифологии (так же как в индо-иранской, кельтской и др.) эти функции оказались разделенными (рядом с Донаром-Тором был Тиу-Тюр, впоследствии сильно потесненный Одином). Донара-Тора справедливо сравнивают, с одной стороны, с индоевропейскими богами Индрой, Таранисом, Перкунасом (Перуном), а с другой – с финно-угорскими богами грома и неба (Укко, Таара и т. д.); финно-угорские параллели позволяют предположить, что Тор первоначально мыслился и как бог неба.

Саамское божество Торагалес (Торагалл) или Хорагальс на саамском шаманском барабане (Runebomme) из Норвегии. Иллюстрация Томаса фон Вестена, начало 18 века. Торагалл соотносился с Тором. Источник : Йенс Андреас Фриис. Lappisk mythologi, eventyr og folkesagn , 1871


А. Ольрик считает, что «громовой старик» в верованиях скандинавских саамов, которому приносят в жертву миниатюрные молоты, непосредственно отражает скандинавский культ Тора эпохи бронзы. О более широком диапазоне функций Тора в прошлом как будто свидетельствуют и наскальные изображения в Южной Скандинавии бога с топором (иногда – с молотом) и колесом (солярный знак), рядом – предполагаемое изображение козла. У западных германцев имеются следы культа Донара: кроме названия дня недели, упоминание Thunaer рядом с Wodan (Воданом) в саксонской заклинательной формуле, Wigiþonar рядом с Wodan в надписи, происходящей из земли франков, топонимика у франков и в Англии, где имя громовника большей частью связано с обозначением поля, что указывает на функцию плодородия.
Имеются явные следы связи Тора с культом дуба, указывающие на первоначальную связь громовника с мировым древом (существуют балтославянские параллели). По-видимому, от мирового древа его постепенно оттеснил Один.

В скандинавской мифологии Тор – прежде всего культурный герой или богатырь, защищающий Мидгард (мир людей) и Асгард (небесное селение богов) от великанов (ётунов); он противник мирового змея Ёрмунганда. Тор выполняет, таким образом, и воинскую функцию в защите «своих» от «чужих», людей от великанов и чудовищ, как бы моделируя при этом вооруженный народ, в отличие от Одина – покровителя воинской дружины. Излюбленная тема т. н. щитовых драп (стихотворений, в которых описываются картины, воспроизведенные на дорогом щите, подаренном конунгом скальду) скальдов – описание т. н. «рыбной ловли» Тора, т. е. его борьба с мировым змеем; «рыбная ловля» Тора упоминается и в эддической поэзии и прозе. Согласно «Прорицанию вёльвы» («Старшая Эдда»), в последней битве перед концом мира (Рагнарёк) Тор сражается с Ёрмунгандом, убивает его и после этого, успев сделать девять шагов, сам умирает от его ядовитых укусов. 

«Смерть Тора», Фрёлих, 1895


Борьба громовника со змеем, драконом – классический сюжет в индоевропейской мифологии. Возможно, что драконоборство Тора – прообраз драконоборства германских эпических героев – Беовульфа, Сигмунда и Сигурда.

Большинство сюжетов, связанных о Тором, повествует о походах Тора на восток в страну великанов – Ётунхейм, или Утгард.
После похищения великаном Трюмом молота Тора – Мьёльнира, Тор отправляется в страну великанов к Трюму в одежде богини Фрейи –  якобы невесты, предназначенной Трюму (использование свадебного обычая «мнимых» невест), и в сопровождении Локи, одетого служанкой. На пиру «невеста» (т. е. Тор) проявляет богатырский аппетит, сильно смутив этим жениха, а затем, получив молот (который приносят для освящения свадебного обряда), избивает великанов («Песнь о Трюме», «Старшая Эдда»).

«Тор переодет в богиню Фрейю» (на заднем плане хихикает Локи – трикстер), Элмер Бойд Смит, 1902


В «Песни о Хюмире» («Старшая Эдда») повествуется о добывании Тором (и сопровождавшим его Тюром) у великана Хюмира котла для варки пива, необходимого на пиру богов у морского великана Эгира. Выполняя трудные задания Хюмира, Тор побеждает быка и делает из его головы наживку для рыбной ловли, а вместо рыбы чуть не вытаскивает со дна моря мирового змея, разбивает кубок (возможно, семантический дублет котла) о лоб великана.
Ж. Дюмезиль видит в основе этих сюжетов (которые он сопоставляет с историей добывания Одином меда поэзии) миф о напитке бессмертия, аналогичном индийской амрите.  Ф. Р. Шредер, также исходя из индийских аналогий, считает, что Хюмир первоначально был не великаном, а старым небесным богом (поэтому Тюр назван его сыном) и что первоначально здесь была связная серия мотивов: рождение божественного сына, угрожающего власти небесного бога, похищение напитка, дающего неуязвимость, борьба со змеем, убиение и низвержение старого небесного бога.
В «Младшей Эдде» рассказывается о походе Тора к великану Гейррёду (упоминаемому также скальдом Эйливом Гудрунарсоном и Саксоном Грамматиком). Поймав Локи (в соколином оперении), великан требует, чтобы тот привел к нему Тора без молота и пояса силы. Тор, однако, побеждает Гейррёда с помощью чудесного посоха и железных перчаток, данных ему (вместе с поясом силы) великаншей Грид – матерью бога Видара. Благодаря поясу силы и посоху, Тор счастливо перебирается через реку Вимур, ухватившись в последний момент за рябиновый куст. С помощью волшебного посоха Тор удерживается на чудесной скамье и давит при этом скамьей дочерей Гейррёда. Железными рукавицами Тор ловит брошенный в него раскаленный брусок железа и убивает Гейррёда.
В «Младшей Эдде» рассказывается о борьбе Тора с великаном Хрунгниром. Хрунгнир, опередив в конном состязании Одина, стал похваляться перед асами в Асгарде, что убьет богов и уведет богинь Фрейю и Сив. Тогда боги кличут Тора, и тот вместе с Тьялви отправляется к Хрунгниру в Ётунхейм. В поединке с Хрунгниром Тор побеждает, раскроив ему череп своим молотом, а Тьялви сваливает глиняного великана Мёккуркальви, слепленного для борьбы с Тором. Однако сам Тор оказался раненным в голову жерновом (точилом, кремнем), а нога убитого Хрунгнира придавила ему горло (аналогичный мотив в грузинском мифе об Амирани). Ногу Хрунгнира удается скинуть сыну Тора – Магни, богатырю «в возрасте трех ночей», а осколок кремня почти вынула из головы Тора волшебница Гроа, но не до конца, так как от радости перестала заклинать, узнав от Тора, что скоро вернется ее муж Аурвандиль (Тор вынес его из земли великанов на своих плечах); отмороженный палец Аурвандиля он забросил на небо, превратив в звезду); осколки точила так и остались в голове Тора. В этом сюжете Ж. Дюмезиль усматривает следы ритуального действа (с глиняным великаном), рану в лоб он считает признаком инициации.
Во время похода Тора в сопровождении Тьялви и Локи к великанам в Утгард Тор, замороченный владыкой Утгарда Утгарда-Локи (назвавшимся при встрече о Тором Скрюмиром), как бы попадает все время впросак: он ночует в перчатке Скрюмира, не может развязать его суму. Тор и его спутники как бы не выдерживают испытаний: Тор не может ни выпить рог, наполненный влагой, ни побороть Элли, ни высоко поднять с земли кошку; Хуги обгоняет Тьялви, а Логи ест быстрей, чем Локи. Но в конце концов выясняется, что Хуги – это мысль, Логи – огонь, Элли – старость, кошка – мировой змей, вода в роге – целый океан («Младшая Эдда»). В этом и других сюжетах Тор представлен в виде простодушного и благородного силача-богатыря; его простодушие отчасти компенсируется сообразительностью его спутников, особенно Локи.
Подробнее про Локи читать ЗДЕСЬ

В этом же плане Тор резко противопоставлен Одину в «Песни о Харбарде» («Старшая Эдда»). Не узнанный Тором Один, принявший вид перевозчика, отказывается перевезти через пролив вернувшегося из Ётунхейма могучего Тора и всячески над ним потешается. Эта шуточная песнь в жанре перебранки способствовала возникновению ошибочной теории о резкой социальной противоположности «аристократической» религии Одина и «крестьянской» религии Тора. В «Речах Альвиса» («Старшая Эдда») хитрость и коварство проявляет сам Тор: он «проверяет» мифологические познания карлика Альвиса (букв. «всезнайка»), сватающегося к дочери Тора, пока не наступает рассвет, когда карлик должен окаменеть.

*

Мьёльнир, или мьёллнир (др.-сканд. Mjöllnir «сокрушитель») – в германо-скандинавской мифологии молот бога Тора. Название происходит от протогерманской формы meldunjaz , от германского корня malanan – «размолоть» (melwan , Old Icelandic meldr, mjǫll, mjǫl «еда, мука»), давая толкование как «дробилка».

Молот – специфическое оружие Тора, как копьё Одина, меч Тюра. Великаны стремятся похитить молот (или добиться того, чтобы Тор прибыл в их страну без молота и пояса силы). В основе – мотив похищения громового инструмента демонами, известный также финскому и эстонскому фольклору.
Был выкован с непропорционально короткой рукоятью из-за проказ Локи. Это история происхождения Молота. Локи делает ставку, что кузнецы карлики-дверги Брок и Синдри никогда более не смогут сделать что либо красивое и сильное, чем ранее созданные ими предметы (например копье Одина ). Локи им всячески мешает. Однако, несмотря на все происки Локи, Молот признается асами лучшим творением гномов. Локи проиграл спор, и ему зашили рот, так как Один запретил кому-либо из асов или двергов рубить голову Локи (в споре на заклад Локи поставил свою голову).
Затем Молот представлен Тору.

«Подарок Тору», гномы делают молот (все тот же Локи на заднем плане), Элмер Бойд Смит, 1902


Мьёльнир был настолько тяжел, что никто не мог его даже поднять. Трудно сказать, может ли Тор взять в руки Мьёльнир без сторонней помощи. В том смысле, что у бога грома есть Пояс Силы, который удваивает его мощь, но ни в одном мифе мы не встречаем упоминания, поднимает ли Тор свой молот, когда пояс не надет.
Название этого боевого молота бога, могло некогда означать слово «молния».

Я - громовержец,
Здесь в моей северной земле
Моя сила и крепость
И вечная власть.
Среди айсбергов
Правлю народами.
Мой молот - Мьёльнир всемогущий -
Никому не подвластен:
Ни великанам, ни колдунам.

(Лонгфелло. Сага о короле Олаве)

«Тор с молотом», изображение из исландского средневекового трактата


Молот Мьёльнир, символ созидательных и разрушительных сил, источник плодородия и удачи, имел массивный боёк, короткую ручку и всегда попадал в цель. С раскаленным молотом и поясом силы Тор был непобедим. Правда, он был не в силах предотвратить Рагнарёк, день всеобщей гибели, но смог избавить мир от змея Ёрмунганда. В скандинавских мифах говорится о последнем дне Рагнарёк, когда произойдет великая битва между чудовищами и богами, дне, когда погибнут все боги. В этот день, согласно пророчеству, чудовища и великаны объединятся, чтобы выступить против Асгарда. Тор будет биться против мирового змея Ёрмунганда и победит его, но сам, как уже упоминалось, погибнет от змеиного яда.
Молот поднимет Магни – сын Тора, которому было предсказано, что он превзойдет отца. Он смог взять Мьёльнир и продолжить битву. После гибели мира, начнется возрождение, Магни унаследует молот и вместе с другими, оставшимися в живых, создаст новый мир. Согласно древним преданиям, молот Тора и его достоинство вновь окажется на небесах, и его удар возвестит о начале новой жизни.

Боевой молот Тора, Мьёльнир, служил богам защитой от великанов и обладал многими волшебными свойствами: влиял на плодородие и смерть, мог возвращать к жизни животных, благословлял браки. Все мифы с участием Тора свидетельствуют о неограниченных разрушительных возможностях его молота.
Тор надевал волшебные железные рукавицы (Ярнгрипер), благодаря которым молот становился метательным оружием, которое всегда поражает цель и возвращается обратно в руки метателя. В этот момент молот становился легок, как перо, но при этом абсолютно неотразим и смертоносен.
Также Тор носил пояс силы Мегингъёрд, состоящий из волшебных колец, удваивающий силу носящего. Мьёльнир был настолько мощным оружием, что его удар вызывал молнии и гром.

Мьёльнир – универсальное оружие, жившее своей собственной жизнью: он то улетал от Тора, то прилетал обратно, а иногда и самому Тору приходилось вызволять свое оружие из плена, им убивали и оживляли.

Мьёльнир считался символом Тора. Молот Тора в Древней Скандинавии использовался повсеместно, как универсальный оберег. Мьёльнир чаще всего носили на груди, этому свидетельствуют многочисленные археологические находки (например, на полуострове Сконе в Швеции и даже на севере России). Оружие бога Тора, несомненно, имело сакральный подтекст, но вопреки расхожему мнению его могли носить не только воины, фактически это мог делать кто угодно. Современные исследователи предполагают, что Молот Тора символизировал силу – как физическую, так и духовную, а также мудрость – умение поступать правильно.
Копии молота были популярными в Скандинавии, люди носили их как основные амулеты. Также они употреблялись в священных церемониях – им освящали свадьбы. Их подкладывали под кровать молодоженам, чтобы у них было много детей. Здесь прослеживается мотив Тора как бога плодородия (в том числе). Амулет в форме молоточка надевали на новорожденных младенцев, поливая их головки водой и нарекая при этом именем. Молот забивался в столбы, обозначавшие границы владений, и считалось святотатством вытаскивать его оттуда. Им освящали порог только что построенного дома, он использовался в брачной церемонии, а так же в освящении погребального костра, на котором сжигались тела героев вместе с оружием и конями, а подчас вместе с женами и слугами.
Нередко изображение молота Тора встречается на древних камнях с руническими надписями. Этим знаком освещали все что только можно : от напитков до целых поселений.
На некоторых камнях , помимо его изображения, можно встретить надпись : «Тор, благослови эти руны».

Sønder Kirkeby Runestone (DR 220), Дания, надпись : «Тор, благослови эти руны»


Камень из Stenkvista,Södermanland, Швеция, с изображением молота и аналогичной надписью :


Рисунок молота, изображенный на рунической надписи Sö 86, расположенной в Åby, Uppland , Швеция


Макрофотография Тора с Мьёлниром, изображена на камне Алтуна, Швеция


Часто Молот Тора на рунических камнях и в древнескандинавских списках изображают вовсе не так, как можно предположить изначально. Символическое изображение Молота Тора – четырехлучевая свастика, расположенная под прямым углом в 90 градусов. Причем в разных источниках молот бога Тора изображается как правосторонней, так и левосторонней свастикой, вероятно, этот момент не носил принципиального значения. Тем не менее, можно предположить, что начертание символа зависит от контекста, но на сегодняшний день подобных исследований не проводилось, так что ничего нельзя утверждать однозначно.
Почему оружие бога Тора изображали в форме свастичного (солярного) знака? Вероятно, речь идет о том, что Тор – защитник всего сущего, а его молот – великий артефакт, дарующий мир и жизнь населению Мидгарда и Асгарда. В этом смысле оружие бога Тора по своему «функционалу» приближается к Солнцу, которое обожествлялось всеми древними народами, потому что его исключительное значение для человеческой жизни очевидно. Также стоит вспомнить о том, что Мьельнир Тора – универсальное оружие, пригодное не только для ближнего боя. Вероятно, молот с короткой рукоятью вращается в полете, когда Тор метает его. Кроме того, если древние скандинавы полагали, что молнии – это удары Молота Тора, тогда ассоциация яркой вспышки с солярным символом кажется вполне логичной.
По мнению некоторых ученых, форма свастики могла быть популярной в англосаксонской Англии до христианизации, особенно в Восточной Англии и Кенте. Уилсон (1894) указывает на то, что свастика в просторечии называлась «молот Тора» (на исландском: Thorshamarmerki , знак молота Тора), – символ имел Y или T форму.

После принятия христианства люди долго еще носили одновременно крест и амулет – копию Мьёльнира. Молот Тора носили те, кто придерживался старой веры и отрицал новую религию. Однако часто «молоты Тора» носили и скандинавы-христиане. Христианские кресты и молоты «обеспечивали» владельцу «двойную защиту».
Большинство практикующих германских монахов-неоязычников носят подвески Мьёлнира как символ этой веры.

Амулет в виде Мьёльнира. Оригинал хранится в Историческом музее Стокгольма


Амулеты в виде молоточков Тора являются показателем присутствия средневековых скандинавов. Молот Тора является одним из известных элементов скандинавской культуры в целом и мифологии в частности. Изготовляются ювелирные украшения «по мотивам» и даже скульптуры.

«Молот Тора» с рунической надписью из Лолланна. Национальный музей Дании.


Этот молот был обнаружен в населенном пункте Кобелев местным «любителем детекторного поиска» Торбеном Христьянсеном (Torben Christjansen). Он сообщил о своей находке археологу Андерсу Расмуссену (Anders Rasmussen) из музея Лолланна и Фальстера. «Молот» отлит из бронзы и имеет следы серебра или лужения, а также остатки золотого напыления. С одной стороны он орнаментирован, с другой имеется краткая руническая надпись.
«Мы часто видим, как "молоты Тора” и христианские кресты встречаются вместе, обеспечивая двойную защиту», – говорит Питер Пенц (Peter Pentz), археолог из Национального музея Дании. Однако многие исследователи ранее высказывали сомнения в том, что амулеты изображали молот. Некоторые говорили, что у него слишком короткая рукоять, другие указывали на то, что ударная часть «молота» была бы не симметричной. Эта находка развеяла сомнения. На «молотке» из Лолланна имеется руническая надпись, которая гласит: «Hmar x is» – «Это молот». При этом археолог отмечает, что человек, сделавший надпись, был, вероятно, неграмотным. Он пропустил одну букву в слове «молот» – правильным написанием было бы «Hamar». Кроме того, он перевернул руну S. Высота рун небольшая – от 3 до 7 мм. Из-за коррозии, малой величины надписи и ошибок потребовалось некоторое время, чтобы разобрать её. Исследователи говорят, что надпись мог сделать и абсолютно грамотный человек, но из-за того, что ему не хватило места, он был вынужден перевернуть одну руну и опустить другую.
Недалеко от «молота Тора» нашли также фрагменты серебряных игл и форму для отливки фибул. Эти находки говорят о том, что неподалёку могла находиться мастерская, в которой делали украшения. В таком случае «молот Тора» мог быть сделан местными ремесленниками.

В коммуне Стейнхьер (центральная Норвегия) также была обнаружена редкая серебряная подвеска – «молот Тора». Это четырнадцатая подобная находка на территории Норвегии.  Находку сделал еще один «любитель детекторного поиска» Магне Экснес (Magne Øksnes). «Молот» датируется IX – первой половиной X века. Его размеры – 34 х 24 миллиметра, вес – 5,6 грамма. Артефакт украшен изображениями колец, полуколец и небольших квадратов.


Всего в северной части Европы найдено более тысячи «молотов Тора».

*

Теософы видели в Молоте Тора оружие, которое имело форму Свастики; якобы европейские мистики и масоны называли это «Герметическим Крестом», также «Крестом Джайна», croix cramponnee; самый архаический, также как и самый священный и всемирно почитаемый символ.
Мы находим Свастику, возглавляющую религиозные символы каждой древней народности. Это есть «Молот Работника» и Молот Тора в частности, магическое орудие, выкованное карликами против Великанов или восставших Пред-космических Титанических Сил Природы, которые, пока они живут в пределах Материи, не могут быть усмирены Богами, – посредниками Всемирной Гармонии – но должны быть сначала уничтожены. Вот почему Вселенная создана из останков убитого Имира. Имир в германо-скандинавской мифологии первое живое существо, инеистый великан, из которого создан был мир. Он произошел изо льда Эливагара, в котором теплота зародила жизнь. Под левой рукой его выросли мужчина и женщина, а от его ног родился шестиголовый великан Трудгельмир (прародитель рода великанов-ётунов — Гримтурсенов). Был убит потомками великана Бури, Одином, Вили и Ве. Убив, они сотворили из него мир: из мяса –  сушу, из крови – воды, из костей – горы, из зубов – скалы, из волос – лес, из мозга – облака, из черепа – небесный свод. Каждый из четырех углов небесного свода новые боги свернули в форме рога и в каждый рог посадили по ветру: в северный – Нордри, в южный – Судри, в западный – Вестри и в восточный – Аустри.

Свастика есть Мьёльнир – «Громовый Молот», и потому сказано, когда асы, скандинавские пресвятые Боги, после огненного очищения – огнем страстей и страданий в их жизненных воплощениях – станут пригодными для пребывания в вечном мире – тогда Мьёльнир станет ненужным. «Пламена Суртура не уничтожили их, так же как и бушующие воды [нескольких потопов]… Там Существовали… сыны Тора. Они принесли с собою Мьёльнир, не как оружие войны, но как молот, посредством которого освятить новые небеса и новую землю».

Традиционно, молот Тора – это символ созидательной энергии мужского начала, а также – воплощение силы, противостоящей всему тому, что угрожает естественному порядку вещей.
Молот – формирующая мужская сила, классический атрибут богов грома. Молот и наковальня вместе являются формирующими силами созидания как в мужском активном, так и в женском пассивном аспекте. Как ударяющий и сокрушающий молот представляет собой правосудие и возмездие. Молот и клещи, двойной молот или Тау-крест, изображаются со всеми богами грома, но особенно с Гефестом, Вулканом и Тором. У китайцев молот означает божественное придание формы вселенной, верховную власть, отгоняющую тьму и зло. У христиан молот - символ страданий Христа. В египетской мифологии Тау-крест - это эмблема Пта: он - мститель и сокрушитель.
Символизм МОЛОТА в первую очередь,  – это орудие кузнеца, наделенное мистической способностью творить. Молот и клещи, двойной молот или Тау-крест, изображаются со всеми богами грома и божественными кузнецами. Молот – не только орудие ручного труда, но и предмет высокого символического значения – символ крепости и активности.

Хорошо известны различные виды боевых молотов (булавы, дубины, кистени, палицы, посохи, нунчаки). Однако, молот редко встречается только как символ грубой силы. В масонской символике молот является орудием мастера ложи и двух смотрителей, при этом применяется или молот камнетеса, или двуглавый молот. Как символ обработки еще «сырого камня» (ученика) используется остроконечный молот. В повседневной жизни удар молота символизирует также необратимость решения, например на аукционе. Постукивание молоточком в судебном заседании означает призыв к соблюдению порядка. В греко-римской мифологии молот символизирует гром, отмщение ; атрибут упомянутого Гефеста – воплощение божественного мастерства, формообразующей творческой энергии. Этрусский демон смерти Хару и этрусский бог загробного мира Орк  как знак своих обязанностей носят огромный молот (киянку) с длинной рукояткой. Верховная власть императора, организующая общество и отгоняющая тьму и зло.

Одна из легенд касаемо появления этого символа гласит, что изначально появился древний индонезийский крест со многими крючками. Изображение очень напоминало топор. Он символизировал бога солнца и считался основным талисманом этого народа. Позже, символ стал распространятся на север – скандинавы переняли этот символ себе, видоизменили его и считали, что тот, кто носит такой амулет, находится под защитой самого Тора. Амулет всегда считается символом плодородия. И если женщина не может долго забеременеть, то ей нужно носить этот оберег и просить его о том, чтобы тот даровал ей желанного ребенка. Считается, что молот Тора – это древний аналог христианского животворящего креста, которым активно пользуются при изгнании бесов, демонов и защиты от нечисти.
Сам знак Молота Тора чаще всего встречался у древних викингов на амулетах, а еще на мечах у саксов в Англии. Служил как символ против всякой нечисти в сагах древней Исландии, еще его изображение находили в древнейших захоронениях все в той же Исландии.
Есть интересный факт, что Молот Тора и крест были похожи как один знак, и этому есть подтверждения. В Исландии на севере в местечке Хель-кунду-хейд находился камень. Камень был в виде креста с загнутыми вниз краями поперечины. Позднее католическая церковь разрушила редкий памятник древней культуры, посчитав его богохульным.
О прочности веры в действенность Молота Тора говорит и то, что несколько резных церковных дверей скандинавских кирх и каменные рельефы английских храмов украшены наряду с традиционной христианской атрибутикой знаком Молота Тора.
Позже значение Молота Тора раскрывается в исландских рукописях XVI-XIX веков, где он уже считается не символом божественного поклонения, а лишь сильным мистическим знаком.
Скандинавские кузнецы, славившиеся изготовлением «брактеатов» (миндалевидных амулетов), активно использовали этот знак символизирующий защиту от несчастий, сил тьмы, оборотней и враждебной «ночной» волшбы. Символичное значение Молота Тора использовалось и при погребениях. На найденных в Дании надгробиях так же был высечен Молот Тора для защиты от ночных ведьм и некромантов.
Интересен тот факт, что в древности было принято руками показывать знак Молота Тора, очень похожий на крестное знамение. Об этом свидетельствует следующий отрывок:

«Конунг взял рог и перекрестил его (осенил крестным знамением). Тогда Кар из Грютинга сказал:
- Почему наш конунг поступает таким образом? Не собирается он и сейчас следовать древним обычаям?
Сигурд Ярл ответил:
- Конунг поступает как должно всем, кто верит в свою силу и мощь – он благословил свою чашу именем Тора (signa full sitt Thor) и сотворил над ней знак молота (hamars-mark) прежде, чем выпить ее».

В своих далеких путешествиях молот Тора на шее напоминал викингам не только о родине, но и о поддержке могущественного бога, покровителя славных воинов.
Топор славянского Перуна вполне может быть аналогом скандинавского Мьёльнира, да и значения у них похожи – и топор и молот защищают людей, с его помощью оба бога убивают врагов и стоят на страже порядка. Можно сказать, что молот Тора скандинавов и топор Перуна славян – одно и тоже.

На мечах саксов найденных в Англии можно встретить этот символ, на амулетах викингов обнаруженных при раскопках так же присутствует этот знак. Воинские амулеты изготовленные по образцу молота Тора должны был устрашать противника. Поэтому мастера наносили на область вокруг основного символа узоры, которые (как считалось) могли внушить страх противникам. Для того, чтобы увеличить мощь оружия, на него наносились и специальные руны. Работа каждого мастера была бесценна, ведь в зависимости от того, какие рисунки он наносил, менялись и магические свойства талисмана. Он сам наполнял амулет с изображением молота Тора смыслом.

Древнескандинавская руна Турисаз вмещает в себе силу бога Тора. В современном исландском алфавите руна Турисаз имеет форму буквы «þ» (название буквы – «торн»), она соответствует английскому звуку «th», и слово «Тор» (Thor) пишется с использование этой буквы как в классическом английском, так и в исландском языках. Именно поэтому связь этой руны и Мьёльнира очевидна, хотя изучена не до конца. Таким образом, Мьёльнир, выдающееся оружие бога Тора, до сих пор «цепляет» умы исследователей – это глубокий, интересный, могучий символ, важность которого трудно переоценить.


Кажется, что бог этот прост, но это не так. Великие тайны Тора заключены о Th-руне. Тор – древний бог войны. Позднее, когда эта функция частично перешла к Одину, Тор перестал восприниматься в этом значении среди людей. Однако следует заметить, что в мире богов это его качество сохраняется. Он – их защитник, тот, кто обращает грубую силу и мощь своего молота, Мьелльнира, против неразумных, бессознательных сил Ётунхейма. Асы – боги  сознания предков и трансформации – постоянно сталкиваются с угрозой со стороны бессознательного и энтропии, наступающей с востока и юга, из Утгарда. Чтобы противостоять этому, боги нуждаются в силе, весьма подобной по свойствам силе турсов и ётунов, но при этом стоящей на их стороне. Эту силу предоставляет Тор. Тор мяло «размышляет» сам; он следует приказам вышестоящих богов. Говоря откровенно, всегда есть некое внешнее противостояние между «Воином» и «Магом» (см. «Песнь о Харбарде»), но в целом Воин действует под руководством Мага. Маг правит мудростью, Воин — оружием. До тех пор, пока Один остается во главе богов, мудрость правит оружием. Тор, нарушивший равновесие, ведет к национальной катастрофе.


До сих пор существуют романтизированные, мистические с уклоном в оккультизм истории о Молоте Тора. Во многих из них Мьёльнир представляется как реально существующий артефакт (на подобии истории с чашей Грааля). Как это ни удивительно, но даже сегодня есть люди, охотящиеся за этим бесценным артефактом и считающие, что он существует и очень даже реален. По их мнению, помимо всех выше описанных чудесных свойств он обладает и дополнительным рядом преимуществ. Например, таким как искривление времени. Охотящееся за ним чудаки утверждают, что это свойство описано в мифах скандинавских народов, а точнее викингов. Например викинги якобы обладали неким секретом, позволяющим им в кротчайшие сроки перемещаться на далекие расстояния. Известно, что они были искусными мореплавателями, но как им удавалось делать, то на что сегодня способны лишь современные корабли, остается загадкой. Тут в объяснении всех этих чудес на помощь приходит якобы волшебная сила Молота Тора.
В современном оккультизме Молот Тора – один из самых значимых символов для изготовления амулетов.

*

В сюжетах компьютерных игр тоже часто встречается Мьёльнир как особое оружие героя. Этот предмет вдохновляет многие метал-группы, изображение его даже встречается в их эмблемах.
Образ бога Тора с молотом активно используется при создании мультфильмов, художественных фильмов. В комиксах компании Marvel Comics Тор фигурирует с 1962 года. В комиксах бог тоже активно использует и молот Тора, история его несколько отличается от мифологии – Мьёльнир несколько раз был разрушен и восстановлен.


Бор – дед Тора, оказавшись в мире людей, под действием колдовства Локи (в комиксах Локи враг Тора), вместо людей видит чудовищ и монстров. Тор вступает в схватку и побеждает, однако Мьельнир был сильно поврежден.
Разрушитель – также герой комиксов, противник Тора, в одной из битв разрезал молот пополам энергетическим лучом Молекулярный человек – персонаж комиксов, который управляет всеми молекулами вселенной, расщепил на молекулы артефакты некоторых супергероев, в том числе и Мьёльнир. Впоследствии он же их и восстановил. Один из темных богов Перикус разрубает Мьельнир своей косой.
В очередном примитивном голливудском блокбастере «Тор: Рагнарек» (2017) Мьёльнир в очередной разрушен, на этот раз богиней смерти Хелой (Хель).
Символ молота по-прежнему любим молодежью. Парни, призванные защищать своих подруг, часто наносят на тело татуировки с таким изображением. Можно сказать, что это хит среди скандинавской (и не только) молодежи.

90-й элемент таблицы Менделеева, торий, открытый Йёнсом Берцелиусом (1779—1848), получил своё название в честь Тора. Минерал, в котором был обнаружен торий, получил название торит.