31.12.18

Ближневосточная мифология



СЕМИТСКАЯ МИФОЛОГИЯ:

A

214 Aschera - угаритско-финикийская и ханаанская богиня, персонаж западносемитской мифологии; праматерь и владычица богов, супруга верховного угаритского бога Илу (Эля, семитск. «бог»). В библейском Ветхом Завете почти всегда упоминается рядом с Баалом (Ваалом). В форме дерева или древесного ствола  она символизировала вселенную или природу рядом с владыкой мира – Баалом; поэтому и её изображение ставилось на жертвеннике этого бога или рядом. Синодальный перевод передает слово «ашера» как «роща», «дубрава», «идол дубравный», «дерево». Некоторые ученые склонны видеть в образе Ашеры божество удачи. Если такая интерпретация верна, то Ашера может быть формой женского рода имени божества Ашер или Ошри («счастье»). По еще одной версии, Ашера –  сокращение более длинного титула, означающего «Госпожа, поправшая Море». Такая этимология подразумевает, что Ашера – разрушительница водного хаоса, подобно победе Мардука над Тиамат. Тексты, найденные в древнем городе-государстве Угарите, – основной источник сведений об Ашере. В цикле Бааля Ашера (Асирату) – это верховная богиня-мать.
Эпизоды в еврейской Библии показывают гендерный дисбаланс в еврейской религии. Ашеру покровительствовали женщины королевской крови, такие как царица-мать Мааха. Но чаще, возможно, Ашере поклонялись в доме, и подношения ей совершали семейные матриархи. Как свидетельствовали иерусалимские женщины: Когда мы воскуряем Владычице неба и совершаем ей возлияния, разве без ведома наших мужей мы готовим для нее жертвенный хлеб с её изображением и совершаем ей возлияния?. Этот отрывок подтверждает ряд археологических раскопок, показывающих алтарные пространства в еврейских домах. «Домашние идолы», по-разному упоминаемые в Библии, также могут быть связаны с сотнями обнаруженных женских статуэток на колоннах.
Таким образом, Ашера также рассматривается как богиня плодородия, достатка. Например, на угаритских амулетах изображено миниатюрное древо жизни, растущее из живота Ашеры. Подобно голубю и дереву, львица была вездесущим символом богинь Древнего Ближнего Востока. Львицы занимают видное место в иконографии Ашеры, включая культовую подставку 10-го века до нашей эры из Таанаха, которая также включает в себя мотив дерева.
Как Атират, она была засвидетельствована в доисламской Южной Аравии как супруга бога Луны Амма. Было также высказано предположение, что имя богини Атират может быть образовано от формы пассивного причастия, относящейся к «той, за которой следуют (боги)», то есть прародительнице, что соответствует образу Ашеры как матери богов в Угаритской литературе. Также была известна под именем Аттар (или это всё та же Атират?); в южной части полуострова она впоследствии превратилась в мужское божество. Аттар считалась в Аравии богиней-матерью и первоначально подверглась в народном представлении раздвоению на мужское и женское божества, на мать и отца человечества. Аттар почиталась как богиня плодородия.
Финикийские колонии распространили культ Ашеры по берегам Средиземного моря. Ей были воздвигнуты великолепные храмы на острове Кипре, в городах Китии и Пафосе. Её влияние отразилось также на Сицилии и Мальте. С Кипра её культ перешел в Коринф и другие греческие области, где благодаря этому был якобы нанесен удар нравственности древнегреческой семьи. Из Сицилии же культ богини был перенесен в Италию, где он также скоро привился. В Северной Африке Ашера была известна под именем Танит, часто сопровождавшимся эпитетом «лицо Баала». Она также называлась Дидоной (Любовь); культ её, по словам Августина, сопровождался бесстыдными обрядами. В Вавилоне и Ассирии Ашере поклонялись под именем Иштар в многочисленных храмах. В Уруке находился древнейший храм богини, где она называлась Nanâ и считалась покровительницей половой любви и плодородия. У сабеев она отождествлялась с Солнцем, в Мекке и Ассирии – с Венерой, в Сидоне – с Луной.
Некоторые ученые обнаружили раннюю связь между Ашерой и Евой, основанную на совпадении их общего титула «мать всего живого» в Книге Бытия 3:20 через отождествление с хурритской богиней-матерью Хебат. Существует также предположение, что Шехина как женский аспект Яхве может быть культурной памятью или деволюцией Ашеры.


2174 Asmodeus (Асмодей) – читать ЗДЕСЬ


672 Astarte - греческий вариант имени богини любви и власти Иштар, заимствованной греками из шумеро-аккадского пантеона через культуру финикийцев. На территории Финикии она почиталась как главное женское божество. Как «Божественная мать», дающая жизнь, Мать Природа, имеющая десять тысяч имен, у разных народов была связана с плодородием, отсюда почитание Астарты, как дающей жизнь. У финикийцев была связана с Луной и Венерой. Под именем Астарты они представляли женщину с рогами, символизирующую полумесяц во время осеннего равноденствия, после поражения её мужа, побежденного принцем тьмы, и опустившегося в Гадес через семь врат, к которым она спустилась на распростертых крыльях.
Ассирийцы, называвшие её Иштар, наградили её титулом «царицы неба». В своих эпитетах, как и в других отношениях, богиня, являющаяся видимо отражением Баала, ничем не отличалась от него, ибо и он, греками прозванный Uranios, y Санхониатона Baalsamen, считался владыкой неба.
Имя Астарта по-видимому, образовалось от распространенного в семитических яз. корня «ашар» путем внесения звука «т» после второй согласной, чему имеются и другие примеры. Весьма правдоподобно толкование имени этой богини через «богатая» (от вышеуказанного корня «ашар» – быть богатым). Высказываемое некоторыми предположение о несемитическом происхождении данного слова беспочвенно ввиду весьма древнего и широкого распространения культа названной богини именно среди семитов. Часто встречающаяся форма множественного числа «Аштерот» объясняется тем, что данная богиня благодаря различным местным культам и атрибутам представлялась в разнообразных формах, которые народной фантазией легко превращались в самостоятельные божества.
Чувственное начало богини олицетворялось в изображении ее наготы; такие «оголенные» статуэтки греки находили y финикийцев, особенно на Кипре, и принимали их за Афродиту. Другой строгий и суровый образ Астарты, который греки связывали с Герой, Артемидой или Афиной, нашел себе выражение в уже упомянутой богине Иштар.


I

7088 Ishtar - центральное женское божество аккадской мифологии: богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, астральное божество (олицетворение планеты Венера); иногда имела андрогинные черты. В источниках на шумерском языке соответствует Инанне.
Подробнее читать ЗДЕСЬ

S


584 Semiramis – в аккадской и древнеармянской мифологиях легендарная царица Ассирии, супруга легендарного царя Нина, убившая его хитростью и завладевшая властью. О Семирамиде в древности существовало множество мифов и легенд, часть которых дошла до нас в трудах древнегреческих авторов Ктесия, Диодора, Плутарха и др. Геродот мельком называет Семирамиду как одну из двух цариц, правивших Вавилонией, наряду с «царствовавшей через пять поколений» Нитокрис (которой приписывает постройки Навуходоносора II). По данным Ктесия, Семирамида происходила из Дамаска, а согласно Диодору, она родилась близ Ашкелона в Палестине. Оба сходятся на том, что Семирамида – дочь богини Деркето и некоего сирийца (или дочь Деркета), вскормленная и воспитанная голубями, затем ее воспитал царский пастух Сима, который и дал ей имя, означающее «голубка». Она сделалась женой правителя Сирии Онна/Оннея (либо была наложницей царского раба), родила от Оннея двух сыновей (Гиапата и Гидаспа) и вместе с мужем захватила Бактры. По преданию, во время осады она посоветовала супругу штурмовать город стены в наиболее уязвимых местах укреплений, где бактрийцы сосредоточили своих защитников, лишь для отвлечения их внимания, а основную часть войска направить на наименее охраняемые наивысшие точки городских стен. Затем она стала женой ассирийского царя Нина, отнявшего ее у подчиненного ему Онна и доведшего этим последнего до самоубийства, а после смерти Нина села на ниневийский престол. Согласно Динону, муж разрешил ей пять дней править Азией, и она приказала страже убить его.


«Великая Семирамида, царица Ассирии», Чезаре Саккаджи, до 1934 г.

Древние авторы приписывают ей основание (или восстановление) Вавилона, а также постройки еще в ряде городов, включая дворцы Экбатаны в Мидии и Тушпу (Ван) в Армении, из-за чего и в средневековье древнюю урартскую столицу называли Шамирамкерт и считали летней резиденцией царицы. Некоторые античные источники возводят к ней не только все ассиро-вавилонские памятники, но и персидские, и восточносредиземноморские, и анатолийские – и даже египетские пирамиды, не говоря уже о висячих садах и путях сообщения через горные страны. Даже Бехистунскую надпись хорошо известного грекам Дария I живший всего столетие спустя при дворе его праправнука Ктесий считал созданной Семирамидой. Ей же приписываются походы и завоевания до самой Индии, Эфиопии и оазиса Амона в Ливийской пустыне, призванные объяснить, почему ее именем назывались объекты от Кавказа до Аравийского полуострова. Утверждали также, что на ее изображениях она часто была запечатлена верхом на лошади. Много говорили о ее любовных делах. Согласно Орозию, она вступила в инцестуальную любовную связь со своим сыном. Согласно Юбе, она была влюблена в коня и, потеряв коня, бросилась в погребальный костер. В общей сложности она правила 42 года.

Семирамида фигурирует как персонаж ряда произведений позднейшего искусства, например, ее упоминает «Божественная комедия» Данте. Петр Коместор в «Схоластической истории» (1173) приписывает Семирамиде изобретение штанов. Кальдерон де ла Барка посвятил ей пьесу «Дочь воздуха», Вольтертрагедию «Семирамида», а целый ряд композиторов (Йозеф Мысливечек, Джоаккино Россини, Отторино Респиги, Доменико Чимароза, Маркуш Португал, Джакомо Мейербер и др.) написали одноименные оперы (в XVIII веке, например, пользовались популярностью либретто Апостоло Дзено «Семирамида», 1725, и Пьетро Метастазио «Узнанная Семирамида», 1729).



ШУМЕРСКАЯ МИФОЛОГИЯ:

G

1812 Gilgamesh (Гильгамеш) – читать ЗДЕСЬ


N

4947 Ninkasi - богиня шумерской мифологии, ответственная за пиво и другие алкогольные напитки. Пиво в Месопотамии было одним из основных продуктов рациона. Выражение «хлеб и пиво» было метафорой выражения «еда и питье». Пиво использовалось не только как напиток, но и в медицине и в косметологии. Оно служило заменой денег: пивом расплачивались за работу и использовали как выкуп за невесту. Цена и крепость пива были установлены законодательно в законах Хаммурапи. Его популярность была, отчасти, обусловлена тем, что выращивать зерновые, из которых делалось пиво, в жарком и засушливом климате было проще, чем виноград, соответственно пиво было дешевле.
Пиво довольно часто упоминается в мифах. Например, в «Эпосе о Гильгамеше» дикий человек Энкиду, живший в степи, превращается в цивилизованного после того как съедает хлеб и выпивает пиво. В мифе о владыке Вселенной и боге мудрости Энки и богине неба и любви Иннане, покровительнице города Урука, богиня, напоив Энки допьяна пивом, выпрашивает у него сто «божественных законов» и передает их людям.
Богиней пива и пивоварения у шумеров и была Нинкаси. О ней мало что известно, не сохранилось и достоверных изображений этой богини. Поэтому исследователи могут только строить предположения о том, что популярность и важность пива обуславливала и популярность связанной с ним богини. Интересно, что большинство шумерских богов ремесел были мужчинами, а богиня пива – женщиной. Ученые связывают это с тем, что в древности домашними пивоварами были женщины. Пивоварение стало массовым и превратилось в индустрию только в Вавилонский период, и тогда пивоварение стало прерогативой мужчин.
Сохранилась поэма, «Гимн Нинкаси» – фактически записанный в поэтической форме рецепт приготовления пива. Глиняная табличка, на которой она записана, датируется 1800 годами до нашей эры, то есть сам «Гимн», по-видимому, еще более древний.




ИРАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ:

H

3988 Huma (Хумай) – читать ЗДЕСЬ




МАЛОАЗИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ:

A

246 Asporina - многозначительное женское божество. Эпитет Кибелы. Подробнее читать ЗДЕСЬ