Локи (др.-сканд. Loki, также
Loki Laufeyjar sonr, нем. Loge, норв. Loke) – один из самых ярких персонажей германо-скандинавской
мифологии.
Локи имеет несколько хейти
(heiti, замена имени), включая Хведрунг (Hveðrungr) – «Прорицание вёльвы»,
«Перечень Инглингов», Лофт (Loptr) и возможно Лодурр (Лодур) (Lóðurr, Lóður – «прорастающий»).
Этимология имени Локи широко
обсуждается. Время от времени это название ассоциировалось с древнескандинавским
словом logi («пламя»).
Поздние скандинавские варианты названия
(например, фарерский Lokki, датский Lokkemand, норвежский Loke и Løkke, шведские Luki и Luku, наряду с
финским Lukki ) указуют на происхождения имени Локи от германского корня *luk –, которым обозначены вещи и действия, связанные с петлями и
запутанными ситуациями (например, крючками, закрытыми комнатами и замками). Это
соответствует и шведскому lokkanät и фарерскому Lokkanet («паутина»,
буквально «паутина Локке») ; фарерским lokki ~
grindalokki ~ grindalokkur обозначается такое понятие как «папа-длинные ноги», что ассоциируется с до-современной народной «паучиной»
темой.
Некоторые восточно-шведские
традиции, ссылающиеся на одну и ту же фигуру, используют форму Nokk(e) и
это соответствует * luk - этимологии,
поскольку эти диалекты последовательно использовали другой корень, германский *
hnuk -, от «nokke соответствует nøkkel» («ключ» в восточно-скандинавском) ; loki ~ lokke, lykil («ключ» в
западно-скандинавском).
Было высказано предположение, что эта
связь с «закрытием» может указывать
на апокалиптическую роль Локи в Рагнарёке (гибель богов и всего мира, следующая за
последней битвой между богами и хтоническими чудовищами).
Иногда имя Локи сближают с
балтийским обозначением медведя лит. Lokys и греческим обозначением волка греч.
Λύκος.
Существует немало свидетельств того,
что Локи как
бы является аналогией узла / путаницы / петель или он сам – узел / клубок / петля. «Запутанный персонаж». Следовательно, естественно, что Локи является
изобретателем рыболовной сети, которая состоит из петель и узлов, и что слово
локи ( lokke , lokki , loke , luki) является термином для тех, кто плетет паутину. Хотя это и не
заметно в древнейших источниках, эта идентичность «путаницы» может быть справедливым этимологическим значением имени Локи.
Как возможный участник творения людей, добытчик волшебных предметов
и изобретатель первой рыболовной сети, Локи
рассматривается
и как культурный герой.
Локи часто выступает в роли побратима верховного аса (бога) Одина. В девятой строфе «Перебранки Локи» Локи
напоминает Одину:
Один, когда-то —
помнишь ли? — кровь
мы смешали с тобою, —
сказал ты, что пива
пить не начнешь,
если мне не нальют.
Подробнее про Одина читать ЗДЕСЬ
Локи – сын великана Фрабаути
и Лаувей («лиственное дерево»). Его братья (по версии) – Бюлейст и Хельблинди. Он муж Сигюн (богиня второго плана), родившей от него сыновей Нари и Нарви. От связи с
великаншей Ангрбодой произвел на свет хтонических чудовищ – Хель
(повелительницу подземного царства мертвых), гигантского волка Фенрира и
мирового змея Ермунганда.
«Локи е его дети», Willy_Pogany,
1920
Обратившись кобылицей, Локи от связи
с конем Свадильфари – рождает восьминогого коня Слейпнира.
Также он дал рождение великанше Хюндле и еще ведьмам,
съев сожженное сердце мертвой женщины.
*
По северным мифам о начале ВСЕГО, из
первобытной смеси пара, льда, тепла и тумана возникло первое живое существо – протовеликан Имир. Имир стал питаться молоком
первозданной коровы Аудумлы (от audhr – «богатство, изобилие»). Аудумла, в свою
очередь, питалась солью, облизывая соленые ледяные глыбы Нифльхейма ( один из девяти миров
вселенной, земля льдов и туманов, место обитания ледяных (инеистых) великанов).
Далее под языком коровы Аудумлы появилось еще одно существо – это был
великан по имени Бури. Впоследствии Бури стал отцом Бора, а Бор породил первых
богов-асов, в числе которых был Один, Лодурр и Хёнир. Один и двое его братьев убили Имира и создали из его
мертвого тела мир людей – Мидгард. Асы изначально определили
границы своих миров путем истребления многих великанов-йотунов – потомков Имира, в роду которых впоследствии появился
на свет Локи. Аналогичная динамика конфликта и насилия пронизывает все
эддические сюжеты и лежит в основе спорной и противоречивой природы Локи.
Однако популярная теория, предложенная профессором-медиевистом Урсулой
Дронке, гласит, что Лодурр (Lóðurr) – это «третье имя Локи / Loptr». Якобы, что,
будучи частью триады демиургов (Один, Хёнир и Лодурр), этот бог изначально
принадлежал к первому поколению богов и был сыном великана Имира, а его
братьями были Кари (воздух) и Хлер (вода), сестрой – Ран, страшная богиня моря.
В этом случае, вместе с асами Одином и Хёниром Локи участвовал в
творении первых людей. Многие ученые, включая Яна де Фриза и Жоржа Дюмезиля, также
идентифицировали Лодурра как Локи. Ученый Хаукур Жоргейрссон также предполагает,
что Локи и Лодурр были разными именами одного и того же божества. И хотя многие
авторитетные ученые согласны с этой идентификацией, она не является
общепринятой. Один из аргументов против этого заключается в том, что Локи
появляется позже в других текстах как злобное существо, по-видимому,
противоречащее образу Лодурра как «могучей и любящей» фигуры.
Хотя в «Прорицании вёльвы» о Лодурре сказано, что он даровал первой паре людей «цвет и
тепло жизни», тогда как Один наделил их дыханием, а Хёнир – сознанием: возможный перевод имени Лодурра как «Податель огня», может указывать на связь
с Локи как (также возможным) божеством огня, особенно в
фольклоре, где он нередко предстает как огненный дух или огненный демон.
Некоторыми Локи воспринимается как самое явное из звеньев, связывающих асов с более
суровым и первобытным миром великанов; по словам одного исследователя, он
занимает «промежуточное положение между обреченными богами и враждебными
силами, которые, в конце концов, их уничтожат».
Короче говоря, единогласного мнения по поводу происхождения Локи – нет.
У Локи скорее всего отсутствовал культ, ему не поклонялись как другим богам (по крайней мере таких
свидетельств не найдено), но он, – божество и его яркое присутствие однозначно в
мифологическом мире древних скандинавов и германцев. Можно сказать, что без
Локи северная традиция – не представляется, настолько яркий и интегрированный в общую
схему у него образ.
Жорж Дюмезиль – известнейший французский
лингвист, мифолог и филолог-компаративист,
сравнивая Локи с героем нартского эпоса Сырдоном и находя между ними
типологическую общность, приводит обзор толкования образа скандинавского бога:
«...Локи – это огонь, говорили первые приверженцы
натуралистического толкования. Локи – вода или
ветер, поправляли другие. Последователи Манхардта обрядили его в униформу
«духов растительности». В нем видели бога
с адскими и хтоническими чертами (...). Одни фольклористы сочли возможным
приветствовать в его лице своего рода удачливого старшину в армии гениев,
троллей и эльфов, всегда кишащих на скандинавском горизонте. Другие признали в
нем одновременно и «культурного героя» из
мифологических рассказов некоторых полуцивилизованных народов, и обманщика,
который порой его замещает.»
В различных стихах он упоминается как Loptr (Лофт), который обычно
считается производным от древнескандинавского lopt, означающего «воздух» или
«небо», и, следовательно, указывает на связь с воздухом, воздушной стихией. Иногда
это переводят и как «высокий» и тогда уже идут аналогии
Локи как небесного бога.
Согласно еще одной интерпретации, имя «Loptr» происходит от древнескандинавского названия молнии – lopt-eldr
(букв. «небесный огонь»). Молния обычно
ассоциируется с Тором, а еще Тор – это «гром» ; учитывая что Локи часто сопровождает Тора в путешествиях, подобно тому, как молния почти всегда сопутствует грому, подобная связь Локи с молнией, имеет право на
существование.
Британский историк Хелен Гербер в
своем изложении скандинавских мифов тоже интерпретирует Локи как бога молнии.
Имя Hveðrungr («рычащий» ?) также используется в отношении Локи, но встречается
и как имена для его порождений – Хель и Фенрира.
Про Хель читать ЗДЕСЬ
Локи нередко описывается как красивый
и высокий, но довольно злобный нравом и очень переменчивый. Он превзошел всех
людей той самой мудростью, что зовется коварством, и исключительно хитер на
всякие уловки. Асы (основная группа богов) не раз попадали из-за него в беду,
но часто он же выручал их своей изворотливостью. Вообще, отношения Локи с богами различаются в зависимости от
источника.
Насчет его исключительной красоты, – можно поспорить, видимо не все его таким
представляли : вот например каким он изображен в исландском манускрипте 18-го
века «SÁM 66».
А вот изображение Локи также со страниц древнеисландского
манускрипта Edda Oblongata (1680)
В мифах Локи выступает как провокатор
и инициатор, посредник, господин магических искусств, добытчик знаний и даже
некоторых ВАЖНЫХ
благ, воплощение дикой первобытной
природы, оборотень, трюкач, игрок.
Локи во многом – классический образец трикстера. Некоторые считают образ Локи из северной традиции – самым
сочным в контексте «трикстерства». Сам Жорж Дюмезиль назвал
«Локи» (1948) свою работу, посвященную трикстеру как феномену. При этом, Дюмезиль не относит (явно) Локи к числу
трикстеров, тем не менее, рассуждает о нем как о «беспокойной мысли» —
проявлении сочного
творческого порыва.
Путем сопоставления языкового материала и мифов различных индоевропейских
народов Дюмезиль пришел к выводу, что протоиндоевропейское общество
функционально делилось на три сословия – жреческое, воинское и земледельческое.
Каждой «касте» соответствовало особое божество: скажем, у жрецов это был
грозный, но справедливый бог-судья, карающий бог правосудия (Зевс-Юпитер-Один-Перун-Митра-Варуна),
у воинов – бог войны (Тор-Марс-Арес-Индра), у земледельцев – бог плодородия
(Фрейр-Квирин-Велес).
Так вот, по мнению Дюмезиля, Локи не вписывается в эту трехчастную функциональную классификацию божеств и является олицетворением импульсивного
разума. Не
такой, как все и выбивающийся из контекста.
Другой же авторитет в этой области, Ян
де Фриз, со всей определенностью помещает Локи в разряд трикстеров, подчеркивая
его роль возмутителя спокойствия. Однако, «выбивающийся из контекста» и «трикстер», –
часто суть синонимы.
В 1835 году Джейкоб Гримм первым создал основную теорию о Локи, в которой
он выдвинул понятие о Локи как о «боге огня». В 1889 году Софус Бугге
предположил, что Локи является вариантом Люцифера из христианства. Фольке Стрём
в 1956 году пришла к выводу, что Локи – это ипостась бога Одина, а не этакая «пародия на верховного аса».
В 1961 году, исключив из своего анализа все нескандинавские мифологические
параллели, Анна Биргитта Рут пришла к выводу, что Локи изначально был пауком.
Энн Холтсмарк вообще пришла к выводу, что о роли фигуры Локи невозможно сделать
какой-то однозначный вывод.
*
Скандинавские мифы в том
виде, в каком они представлены в Старшей и Младшей Эддах, — сюжеты, записанные
спустя столетие после закрытия последнего языческого храма в Скандинавии (в
Упсале,
Швеция в 1110 году), — повествуют о тесно
взаимосвязанных семействах богов и богинь и сложной динамике их отношений. В
драматических судьбах, подвигах и характерных поступках этих богов и богинь
отражена своеобразная игра конфликтующих элементов, в современном восприятии
предстающая подчас неоднозначной и даже аморальной. Особенно это верно в
отношении Локи. Локи – поистине удивительный персонаж.
Пожалуй, во всем скандинавском пантеоне не найдется настолько противоречивого
и, в то же время, настолько привлекательного божества. Этот факт признан не
только в научной среде, но и в сообществе последователей Северной традиции,
которая включает в себя ряд современных реконструкторских религий, стремящихся
возродить культ скандинавских богов.
Некоторые его прямолинейно демонизируют. Хелен Гербер в своей работе «Мифы
Северной Европы» высказывает мнение, что именно Локи и его пребывание среди
богов стало причиной упадка их моральных ценностей и Рагнарёка, как итога этого
декаданса: «Мы увидели, как асы смирились
с присутствием среди них зла, олицетворяемого Локи, как они безвольно следовали
его советам, позволяя ему втягивать себя в различные авантюры, из которых могли
выпутаться, только поступившись своими ценностями и покоем».
Некоторые исследователи очень спокойны в оценках роли Локи и не считают,
что он является воплощением чистого и сознательного зла.
Скандинавские (Эддические
мифы) до сих пор толкуются как сентиментальная картина борьбы «добрых» со
«злыми». В действительности, если присмотреться, в этих мифах «добрых», в
сущности, нет. Главные персонажи эддических мифов никогда не выступают как
моральные идеалы или как устроители или блюстители морали. Они действуют, как
правило, не из этических, а из эгоистических побуждений. Если они мстят, то это
месть не за нарушение
морали, а за посягательство
на их имущество или на них самих.
Зачинщиками значительных
распрей были Один (похититель Меда Поэзии, начавший войну между асами и
ванами), Фрейя (провокатор войны между асами и ванами), а также Тор (убивавший
великанов и карликов вне зависимости от наличия их провинности), и даже все
боги в целом, время от времени нарушающие свои клятвы. Потому, некоторые считают, что Локи был скорее «крайним» среди богов, своего рода «козлом отпущения».
Одину например, приписывается собрание правил житейской мудрости («Речи
Высокого»), в которых он советует, в частности, платить обманом за обман,
обольщать женщин лестью и подарками, никому не доверять и т. п.».
Стоит обратить внимание, что
именно Один (под именем Харбарда) в «Песне о Харбарде» и Локи (в «Перебранке
Локи») устраивают поэтическое состязание в поношении всех присутствующих богов.
Но если Один совсем не так уж
«добр», то Локи, самый «злой» из персонажей эддических мифов – в сущности, не
такой уж злой. У него,
правда, есть на совести несколько злых дел о которых речь пойдет дальше. Хотя в большинстве случаев его вина несколько завуалирована, это дает повод
некоторым исследователям сомневаться : «а так ли плох был Локи, каким его часто
хотят представить ?».
Но все больше авторов приходят к выводу, что : Локи – великий трикстер (как
доминантная его черта). По общему
признанию всех исследователей, самые выдающиеся свойства Локи – его качества обманщика и вора. Во всех, за очень редкими
исключениями, сюжетах он предстает как хитрец и озорник, наслаждающийся своими
проказами. Иногда заметно, что шутки над богами доставляют ему почти что
детское удовольствие
Но и этим не ограничивается. Стентон
Коули в своем эссе «Фигура Локи в германской мифологии» отмечает, что
исследователь германской мифологии сталкивается со множеством непростых
проблем, и «одну из самых больших загадок представляет собой бог Локи:
различных мнений о его природе и сути наберется, пожалуй, не меньше, чем
исследователей, когда-либо им занимавшихся».
Но все же, как демонстрируют скандинавские мифы, Локи представляет в себе
соединение как злого, так и доброго
начал. Эти две полярные силы практически повсеместно отчетливо проявляются
в эддическом дискурсе. То, что Локи в классическом мифе сначала помогает Одину
в созидании этого мира, а затем принимает участие в его разрушении, как нельзя
лучше отражает его противоречивую и во многом – коварную натуру.
Локи частенько являлся
спутником Одина или Тора в их путешествиях. И в соответствии со своим характером
Локи то «подставляет» своих спутников,
то спасает их.
Один в «Песни о Харбарде»
похвалялся не лучшими с точки зрения обыденной морали подвигами, Локи же
совершает поступки, считающиеся самыми позорными и в мире богов, и в мире
людей. Чего стоит его превращение в кобылу, которая отвлекла чудесного жеребца,
строившего Асгард! Сравнение мужа с женщиной считалось в средневековой
Скандинавии худшим оскорблением, но когда бог превращается в кобылицу, да еще
рожает такое поведение считается нарушением всех мыслимых и немыслимых норм. И так далее и тому
подобное…
Возможно, что Локи скорее выступает в роли «триггера-трикстера», постоянно
волнуя и не давая застыть в неподвижности мир скандинавского мифа.
Про трикстера…
Уже термин «трикстер» в буквальном переводе означает: «обманщик, хитрец,
ловкач». Cлово происходит от корня «trick» – трюк, хитрость, обман; шутка,
шалость; глупый поступок; фокус, умение, сноровка. Производные формы: tricksy –
ненадежный, обманчивый, шаловливый, игривый, разодетый, нарядный; tricky –
сложный, запутанный, мудреный, хитрый, ловкий, находчивый, искусный – в
зависимости от контекста.
Трикстер появляется для
нарушения сложившихся устоев и традиций, он привносит элемент хаоса в
существующий порядок, способствует деидеализации, превращению мира идеального в
реальный ; это неподконтрольная никому фундаментальная Сила, результат
действия которой непредсказуем, даже для самого трикстера ; это провокатор и инициатор
социально-культурного действия и
изменения творения, которое
выглядит как порча. Трикстер традиционно выступает посредником между мирами и
социальными группами,
способствует обмену между ними культурными ценностями и переводу информации из
области непознанного в область познаваемого ; он делает неявное явным, вторгаясь в область
неизведанного первым.
Трикстер – господин многих
искусств, мастер на все руки, иногда спутник культурного героя или сам
культурный герой, его проводник, или его тень, тот, кто проверяет претензии героя
на Силу и Власть. Нередко трикстер – добытчик знаний
через нарушение социального или космогонического запрета, инициатор
мифологического действия. Трикстер аморален, с точки зрения существующей
этической системы культурного героя. Он стоит на грани мира человеческого
общества и первобытного мира Дикой Природы, поэтому с точки зрения социального человека
смешон, нерассудителен или бессознателен. Обладает зачастую ярко выраженными
чертами соблазнителя – гиперсексуала и обжоры. Склонен к перемене пола ; он оборотень, перевертыш, игрок, мастер иллюзии, и для
него не существует привычного понятия о жизни и смерти,
потому что игра каждый раз может быть начата сначала и в любой момент
прекращена.
Трикстер не всегда выходит
победителем из затеянной игры, и может попасть впросак,
оказаться жертвой собственной хитрости. Иногда он выступает,
как Старый Мудрец с одной стороны и как юнец – с другой, в зависимости от того, каков находящийся рядом с ним
культурный герой, чье чувство значимости трикстер умаляет
Необыкновенно важна функция трикстера как насмешника. Функция смеха – обнажать, обнаруживать
правду, избавлять реальность от покровов этикета, церемониального,
искусственного неравенства, от всей сложной знаковой системы данного общества. Задача
трикстера и состоит в том, чтобы заставить смеяться над тем, что представляется высоким и священным.
Смех есть оружие уничтожения. В этом – весь Локи.
Он явно оживляет эддические сюжеты и служит катализатором
всевозможных приключений и неприятностей. Он одновременно и друг асов, и
злейший их враг. Он причисляется к богам, но, в то же время, в битве Рагнарёка
выступает на стороне их противников.
При этом, помимо великого коня Слейпнира, на котором впоследствии ездил
Один, асы получили от Локи такие сокровища-атрибуты, как : молот Тора Мьёльнир,
копье Одина Гунгнир, корабль Скидбладнир, кольцо Драупнир и вепря Гуллинбурсти.
Стоит отметить, что Карл Юнг утверждает, что данный архетип трикстера очень
близок в своем аспекте к двум другим архетипам: анима и тень. Тень Локи – это несоответствие восприятия своей личности самим собой и окружающими.
Первое, что необходимо отметить, он отличался от других богов тем, что был из
рода Инистых великанов – Йотунов. Несмотря на это, асы позволили жить Локи
вместе с ними в Асгарде. Это уже говорит о дисгармонии между первоначальной
природой Локи и тем статусом, которому он должен был соответствовать в Асгарде.
Второе, это то, что он единственный из асов, кто вступал в брак трижды, и одна
из его жен была из рода Йотунов (Ангрбоде), которая родила четыре ключевые
фигуры Рагнарёка (конца света) : богиню Хель, ужасного волка Фенрир,
чудовищного змея Ермунганда и по некоторым источникам – пса Гарма.
*
Упоминания.
«Перебранка Локи» (X или XII
век) – один из самых знаменитых эпизодов в мифологии Локи. Другое название –
«Локасенна».
В этой песни на пиру который устроил для
асов Эгир (йотун мирового моря), Локи
вступает с богами в ритуальную перебранку, или обмен оскорблениями (senna), в
ходе которой разоблачает всех их тайные проступки и пороки. Песнь завершается
рассказом о пленении Локи и о каре, которой его подвергли.
Изначально Локи прогоняют, но он возвращается.
Локи сказал :
«Эльдир, ответь,
прежде чем ты
с места сойдешь:
о чем на пиру
за пивом хмельным
беседуют боги?»
Эльдир [сказал:]
«Об оружье своем,
о смелости в битвах
беседуют боги;
но никто из них другом
тебя не зовет —
ни асы, ни альвы».
Локи сказал:
«К Эгиру в дом —
войти я решил
и на пир посмотреть;
раздор и вражду
я им принесу,
разбавлю мед злобой».
Эльдир сказал:
«Если в палаты
войти ты решил,
на пир посмотреть
и асов забрызгать
грязной бранью —
об тебя ж оботрут ее».
Локи сказал:
«Знаешь ли, Эльдир,
если начнем мы
обидно браниться,
я ответами буду
богаче тебя,
если ты не замолкнешь».
Самое интересное, что этот сценарий очень схож с одной историей из
древнегреческого мифотворчества, когда на свадьбу Фетиды и Пелея не приглашают
богиню раздора Эриду и она подкидывает им яблоко раздора, в следствии чего,
многие из богов теряют свой «божественный» облик…..аналогично Локасенне – раздор и вражду я им принесу, разбавлю мед
злобой.
И действительно, там также вся ругань-спор божеств свидетельствуют о том,
что они сами себя выставили на посмешище.
Подробнее читать ЗДЕСЬ
На этом пиру богов Локи работает провокатором и рубит правду-матку. Все-таки
проникнув туда, и приняв кубок от Видара,
он провозгласил здравицу во славу всех асов, кроме одного – Браги – прославленного мудростью и красноречием аса, символом
мудрости и богатого опыта, из запаса которого поэтам должно черпать свои мысли
и образы.
Божественный скальд предложил
Локи откуп: он даст коня, меч, драгоценное кольцо – только бы Локи не затевал распри во время
священного пира. Но не за подарками явился Локи, он говорит, что Браги не может
дать ничего, ибо дар – это привилегия героя, а Браги – самый трусливый из богов. Браги готов был бы снести голову клеветнику, если бы не священная
обязанность соблюдать мир.
Локи издевается над Браги, В. Г.
Коллингвуд, 1908
Далее Локи продолжает не стесняясь в
выражениях разоблачает семь богинь и семь богов : богов он уже справедливо обвиняет прежде всего в трусости, а богинь – в нецеломудрии. На том же пиру Локи
признает собственную вину в гибели бога Бальдра (об этом –дальше).
Сам Один вмешивается в
словесный поединок и обвиняет Локи в безумии. Тут приходит черед Одина, и Локи велит ему молчать – ведь часто он несправедливо делил удачу в боях, давая победу трусам:
«Локи сказал:
Молчи-ка ты, Один!
с начала времен
людей ты судил неправо:
в распре не раз,
кто праздновал труса,
тому ты дарил победу».
Но Одину есть что ответить – он сам, был мастером перебранки. Верховный бог напоминает Локи, как тот провел
восемь зим под землей, доил там коров и рожал детей: Локи – муж женовидный.
Один сказал:
«Пусть в распрях не раз,
кто праздновал труса,
тому я дарил победу,
зато восемь зим
ты в подземелье сидел,
был дойной коровой,
был женкой рожалой,
ты - бабоподобный муж!»
Но Локи палец в рот не клади:
«А сам ты, я слышал,
на острове Самсей,
как ведьма, бил в барабаны,
жил, ворожея,
у людей в услуженье,
-сам ты бабоподобный муж».
В «Перебранке Локи» асы совершенно
лишаются божественного ореола. В этой песне нет почтения к богам, нет страха перед ними, есть только насмешка. Думают даже, что эта песнь составлена христианским клириком,
осмеивающим языческих богов. Но эпизоды, упомянутые злоречивым Локи в
перебранке, часто находят соответствие в других песнях и мифах: язычество имело
собственную систему божественных ценностей, непохожую на христианские
представления о грехе и добродетели.
Как бы там ни было, этот эпизод не только раскрывает один
из аспектов сущности Локи, но и показывает моральное несовершенство богов,
хотя и в достаточно грубой форме.
Природа трикстера в лице Локи проявляется ещё и в том, что он высмеивает не
только пороки других богов, но и припоминает свои собственные неблаговидные
поступки по отношению к ним. В данном случае в речи Локи сочетаются элементы
злой иронии и самокритики. Для усиления воздействия на читателей и слушателей в
этой и других песнях применяются двойные отрицания.
Изображение Локки ссорившегося с
богами, Лоренц Фрелих, 1895
Другое упоминание Локи – в «Кратком прорицание вёльвы» (XII век) – подражание «Прорицанию вёльвы», включенное как вставка в эддическую
«Песнь о Хюндле». В нем встречается загадочное упоминание о том, как Локи
съедает полусгоревшее сердце некой женщины и от этого порождает всех обитающих в
мире ведьм.
Локи поедает сердце, Джон Бауэр, 1911
«Песнь о Хюмире» (XII или
XIII век) посвящена, главным образом, битве Тора с Йормунгандом, Змеем Мидгарда.
Однако в ней мимоходом упоминается о том, как по вине Локи охромел один из
козлов Тора. Подробнее об этом рассказывает Снорри в «Видении Гюльви».
«Хаустлёнг» (IX век), что
значит «Осенне-длинный», или «Длинный, как осень», — это щитовая драпа (то есть
хвалебная песнь, воспевающая изображения на щите), автором которой считается
Тьодольв из Хвинира. Это самая ранняя из дошедших до нас скальдических поэм,
упоминающих о Локи. Речь в ней идет о том, как Локи по глупости становится пленником великана Тьяцци, принявшего облик
орла. В качестве выкупа за себя Локи соглашается привести к великану Идунн – богиню юности, владеющую золотыми яблоками бессмертия.
Позднее Локи спасает Идунн и возвращает ее в Асгард (небесный город, обитель
богов-асов). В «Языке поэзии» Снорри Стурлусон
(1178-1241) – исландский
скальд, прозаик, историограф и политик, пересказывает
этот миф более подробно. И это первый случай, когда Локи делает что-то по явной глупости…
Сначала Локи говорит Идунн, что видел
в лесу яблоки не менее замечательные, чем ее золотые и Идунн пошла за Локи, чтобы сравнить свои яблоки с лесными. Тут и
прилетел великан Тьяцци в обличье орла и унес богиню в свое жилище в Ётунхейм.
Асам же пришлось плохо: они
тут же поседели и постарели без молодильных яблок. Выяснилось, что видели, как
она уходила из Асгарда с Локи. Коварного Локи
схватили и стали грозить пытками. Тот струсил и обещал вернуть Идунн, если
Фрейя даст ему свое соколиное оперение. В соколином оперение он отправляется на
север, в Страну великанов, к жилищу Тьяцци ; превратив Идунн в лесной орех, он взял орех
в когти и что есть духу помчался в Асгард. Тьяцци же вернулся домой и не
обнаружил Идунн. Тогда он облачается в свое орлиное оперение и гонится за Локи.
Асы видят, что орел гонится за соколом-Локи и придумывают хитрость. Когда сокол
падает камнем за ограду Асгарда, они выносят ворох стружек и поджигают их. Орел
попадает в пламя, и его оперение вспыхивает. Тут асы и расправляются с Тьяцци.
Полет Локи в Ётунхейм, В. Г. Коллингвуд, 1908
После того как асы убивают
великана Тьяцци, чтобы спасти Идунн и вернуть себе ее чудесные молодильные
яблоки, в Асгард приходит Скади, дочь Тьяцци. Она требует виры за смерть отца:
асы должны отдать ей чертоги Тьяцци, найти ей мужа и сделать так, чтобы она
рассмеялась. Выполнить третье из ее требований, разумеется, может только Локи.
Он привязывает к своей мошонке бороду козла – и козел таскает его за собой по двору самым неприличным образом, пока,
наконец, Скади не разражается смехом. Упомянутая выше Хелен Гербер толкует образ Скади в этой истории как
олицетворение земли, закованной во льды, но пробуждающейся под ударами молнии
(Локи).
«Хвалебная песнь о доме», или
«Драпа о доме» (X век) содержит краткий рассказ о том, как Локи и Хеймдалль (страж богов и мирового
древа, считается сыном Одина и девяти матерей), приняв обличье тюленей, сражались друг за прекрасную «почку моря» (которую Снорри
отождествляет с Брисингаменом, ожерельем Фрейи – богини любви и войны).
«Хвалебная песнь о Торе», или
«Драпа о Торе» (X век) — песнь во славу Тора, бога грома, сочиненная Эйливом
Годрунарсоном. Она содержит краткий рассказ о том, как Локи заманил Тора в дом
опасного великана по имени Гейррёд. В «Языке поэзии» Снорри пересказывает этот
миф более подробно.
«Прорицание вёльвы» (X или XI
век) — изложенный неизвестным исландским поэтом миф о начале и конце мира. В
этой песни приводится рассказ о том, как Один, Хёнир и Лодур (по одной из версий подразумевается
что это Локи и есть) сотворили первых
людей, а также встречается упоминание о заточении Локи. Кроме того, в
«Прорицании вёльвы» Локи ведет Нагльфар (корабль, построенного из ногтей
мертвецов) к месту последней битвы в день Рагнарёка, а за ним следует войско
огненных великанов из Муспельхейма (один из девяти миров, страна огненных великанов,
огненное царство).
«Песнь о Трюме» (XII или XIII
век) – одна из самых популярных (как в прошлом, так и по сей
день) эддических песней. Комических. В
основу ее положена забавная история о том, как великан Трюм похитил у Тора
молот и соглашался вернуть его лишь при условии, что асы отдадут ему, Трюму, в
жены богиню Фрейю. Здесь Локи полностью входит в роль
трикстера. В ней он в женской одежде сопровождает Тора,
переодетого невестой в наряде Фрейи, к великану Трюму, чтобы вызволить
похищенный им у Тора молот Мьёльнир: «Локи сказал, рожденный Лаувейей: “Буду тебе я служанкой доброй, вместе
поедем с тобою в Ётунхейм!”». Помогая Тору обмануть великана, Локи убеждает
последнего в том, насколько Фрейя (переодетый Тор) проголодалась за время ожидания и долгого пути. В результате этого обмана Локи и Тору удалось вернуть молот и победить Трюма.
Про Тора читать ЗДЕСЬ
«Сны Бальдра» (XIII век)
начинаются с того, как Бальдру, сыну Одина и Фригг, начинают сниться сны,
предвещающие его скорую смерть. Один отправляется
к мертвой вёльве (провидице), чтобы узнать о судьбе Бальдра. Из 14-й строфы
этой песни, как ни странно, следует, что Локи был связан еще до гибели Бальдра.
«Речи Многомудрого» (XIII
век) повествуют о приключениях героя Свипдага. В этой песни упоминается меч
Лэватейн, выкованный Локи. Он хранится в сундуке под девятью замками, а
стережет его Синмара, жена Сурта (огненный великан).
Само слово «Лэватейн» в переводе означает «посох разрушения», и на самом деле
это не имя меча, а просто кеннинг (метафора) слова
«меч».
«Речи Регина»
(предположительно датируемые X веком) повествуют о том, как Одину, Хёниру и
Локи пришлось заплатить Хрейдмару (чародей, великий маг) виру – выкуп за убийство его сына Отра:
Отр умел превращаться в выдру, и Локи нечаянно (опять по глупости) убил его, не признав в нем человека. Локи похищает
золото из источника, в котором обитает карлик Андвари, и выплачивает виру этим
золотом (на которое Андвари успевает наложить проклятие).
Интересные сведения о Локи
содержатся также в прозаических первоисточниках – книгах, по большей части сочинявшихся не в развлекательных, а в
дидактических целях.
«Младшая Эдда»
«Младшая Эдда» была написана
в начале XIII века Снорри Стурлусуном. Эта книга составлена на основе
скальдических и эддических песней, дополненных, по всей вероятности, сведениями
из устной традиции и домыслами самого Снорри. Мифологический материал в ней
изложен в систематическом порядке, однако не следует забывать, что «Младшая
Эдда» — это не учебник по мифологии, а руководство по толкованию кеннингов (разновидность метафоры), встречающихся в скальдической поэзии. Снорри отдавал
себе отчет в том, что искусство скальдов умирает, и попытался вдохнуть в него
новую жизнь, составив книгу о технике и методах скальдической поэзии, в которой
кеннинги играют исключительно важную роль.
По вопросу о том, насколько
ценна «Младшая Эдда» в качестве источника мифологических сведений,
исследователи так и не пришли к единому мнению. Ко времени ее создания Исландия
вот уже двести лет как приняла христианство, и Снорри иногда ошибался в
толкованиях, а также был склонен к избыточной систематизации и рационализации
доступных ему письменных источников. Это нисколько не умаляет его литературного
таланта, но свидетельствует о том, что «Младшую Эдду» нельзя рассматривать как
непогрешимый источник сведений по скандинавскому и германскому язычеству в
целом. Христианство оказало заметное влияние на его представления
о языческих богах. Нагляднее всего это проявилось в прологе к «Младшей Эдде»,
где Снорри объясняет своим христианским читателям, что асы – это на самом деле не боги, а просто могущественные чародеи из города
Троя в «Стране Турков» (Малой Азии), пришедшие в Европу и внушившие
легковерным, что их следует почитать как богов. В заключительных строках
«Видения Гюльви» Снорри заявляет, что скандинавский Локи и греческий царь Улисс
(Одиссей) – одно и то же лицо; и это, по-видимому, служит ответом
на вопрос, почему асы (в смысле «троянцы») так его ненавидели.
То есть, не следует думать, что
Снорри был таким уж рьяным сторонником старых богов. «Младшая Эдда» — не святое
писание, и в качестве источника сведений по исконным языческим верованиям она
не столь уж надежна.
«Видение Гюльви» — первая из
трех книг, составляющих «Младшую Эдду». В ней излагаются мифы о происхождении
детей Локи (Фенрира, Йормунганда и Хель), о строительстве стен Асгарда и
рождении Слейпнира, еще одного сына Локи, о путешествии Локи и Тора в Утгард (особый, трансцендентный
мир), о смерти Бальдра и наказании Локи,
а также, в заключение, о Рагнарёке – гибели богов.
«Видение Гюльви» во многом строится по образцу «Прорицания вёльвы», следуя тому
же хронологическому порядку – от сотворения
мира до его гибели. В этой версии Локи прибывает на последнюю битву как кормчий
корабля Нагльфара, во главе воинства мертвецов, вышедших из
Хельхейма
(мир мертвых). Согласно Снорри, в этой
битве Локи и Хеймдалль убивают друг друга.
«Язык поэзии» — вторая книга
«Младшей Эдды». В ней излагаются мифы (упомянутые выше) о похищении Идунн (богиня вечной юности) великаном Тьяцци и о том, как Локи вернул ее асам; о том, как Локи
рассмешил Скади (великанша, покровительница охоты);
о путешествии Тора и Локи в дом Гейррёда (великан-противник асов, один из Ётунов) ; о том, как Локи остриг волосы Сив (богиня плодородия), и о том, как Локи отнял у карлика Андвари сокровища,
чтобы заплатить выкуп за убийство Отра, а также вскользь упоминается о поединке
Локи с Хеймдаллем в обличье тюленей. Кроме того, в этой книге приводится много
кеннингов Локи.
«Деяния данов»
«Деяния данов» (лат. «Gesta
Danorum») – историческая хроника, написанная в начале XIII века
Саксоном Грамматиком, датским священником и историком. Она состоит из
шестнадцати книг, прослеживающих историю Дании с доисторических времен и вплоть
до конца XII века. Своей основной задачей Саксон ставил прославление датчан и
их доблестных деяний. Некоторые исследователи, в том числе Аксель Ольрик,
предполагали, что сведения о скандинавской мифологии и фольклоре Саксон черпал,
главным образом, из норвежских источников и что большую часть информации для него
собрал один знакомый исландец, путешествовавший по побережью Норвегии.
Ввиду того, что Снорри и
Саксон писали свои книги приблизительно в одно и то же время, вопрос о том,
какую из них следует считать самым ранним собранием материалов по скандинавской
мифологии, остается открытым. Не исключено, что Снорри следовал исключительно
исландской традиции, тогда как Саксон полагался, в первую очередь, на источники
из континентальной части Скандинавии. Следует отметить, что в версии мифа о
смерти Бальдра, которую приводит Саксон, Локи не фигурирует вовсе, — и
высказывалось предположение, что именно в таком виде этот миф знали датчане.
Зато Локи появляется в части II книги VIII, где он выступает под именем
«Утгарда-Локи», — и поскольку этот Утгарда-Локи описывается как великан,
заточенный под землей среди ядовитых змей, практически не остается сомнений,
что Утгарда-Локи из «Деяний данов» тождествен Локи сыну Лаувейи из «Младшей
Эдды».
«Сага о Вёльсунгах»
«Сага о Вёльсунгах»,
написанная в конце XIII века, повествует о нескольких поколениях из рода
Вёльсунгов
(род героев, который вел свое происхождение от Одина) и, в частности, о подвигах Сигурда (один из важнейших
героев германо-скандинавской мифологии) и
валькирии Брюнхильд. Герой Сигурд фигурирует и во многих других источниках;
сказания о нем были известны в Германии и в странах Скандинавии. Эта сага, как
и другие версии сказания о Сигурде, включает в себя рассказ о том, как Локи
снабдил асов золотом для виры за Отра.
Разные источники
«Воронова ворожба Одина», или
«Предваряющая песнь» (от XIV до XVII века). Эта песнь не поддается точной
датировке, из-за чего многие исследователи выражали сомнения в ее подлинности.
Однако Бенджамин Торп и Карл Зимрок включили ее в свои переводы «Старшей Эдды».
«Воронова ворожба Одина» повествует о том, как Один отправляет Локи и Хеймдалля
искать ответы на вопросы о предстоящей гибели мира.
«Рима о Трюме» (XIV век)
возникла под влиянием «Песни о Трюме», которая стала очень популярной в
позднесредневековый период. Это рифмованная эпическая поэма, излагающая миф о
похищении молота Тора. Локи в ней именуется Лодурром.
«Прядь о Сёрли» (XIV век) – это повесть, дошедшая до нас в составе «Книги с
Плоского острова». В ней содержится рассказ о том, как Один поручил Локи
украсть у Фрейи ожерелье Брисингамен. Локи проникает в дом Фрейи, превратившись
в муху, а затем в блоху, и благополучно выполняет поручение. Чтобы вернуть себе
ожерелье, Фрейе по требованию Одина приходится разжечь вражду между двумя
конунгами. В этом источнике упоминаются родители Локи –Лаувейя/Наль и Фарбаути.
«Сказка о Локи» (впервые
записана в конце XVIII века) – добрая баллада с
Фаррерских островов, в которой Локи спасает маленького мальчика от великана.
Вопреки обыкновению, в этой сказке Локи предстает как культурный герой, и это свидетельствует о том, что в народе
(пусть и не среди ученых поэтов) он не всегда пользовался дурной репутацией.
*
Стоит отдельно упомянуть про смерть Бальдра.
В «Младшей Эдде»
рассказывается, как Бальдру Доброму (ас, бог света и весны), стали сниться дурные сны, предвещающие его смерть. Тогда его мать Фригг (жена Одина, верховная богиня) и взяла клятву с огня и воды, железа и прочих
металлов, камней, земли, деревьев, зверей и птиц, яда и змей, что они не
причинят вреда Бальдру. Тогда асы стали забавляться с Бальдром на священном
поле тинга, бросая в него оружие и камни, бог же оставался невредимым.
Эта забава пришлась не по
нраву Локи –
ведь он был мастер на вредные выдумки.
Обратившись женщиной (уже понятно, что этот ас просто не боялся позора), он явился в Фенсалир, чертог Фригг.
Там гордая своей властью богиня спросила, знает ли пришелица, что за игру
затеяли боги? Та подивилась, что оружие не причиняет зла Бальдру, и спросила,
все ли вещи закляла Фригг. Та призналась, что не взяла клятвы с побега омелы,
растущего к западу от Вальхаллы: он был слишком мал. Услышав это, незнакомка
тут же исчезла.
Локи вернувшись в свое обычное
состояние, тут же вырвал побег омелы и
отправился на поле тинга. В забавах богов не принимал участия один Хёд (брат Бальдра) – ведь он был слеп и стоял в стороне. Коварный Локи
спросил, почему бы Хёду не уважить Бальдра как все? Наивный слепец ответил, что
не видит, где стоит светлый бог, и Локи вложил побег в его руку и направил
бросок. Прут пронзил Бальдра, и он пал мертвым. В коварных руках и искривленный
побег становится смертоносным копьем: Локи совершил с сыном Одина то же, что
сам бог совершил с избранным им героем – конунгом
Викаром, посоветовав Старкаду коснуться его прутом. Но убитый по совету Локи
Бальдр не мог принадлежать Вальхалле (рай для героев и богов) – ведь он не пал в битве и не был сражен настоящим оружием,
его ждала преисподняя – Хель (по сути – ад).
По наущению Локи слепой Хёд
убивает своего брата Бальдра ; из манускрипта SÁM 66
Когда после нескончаемых
рыданий боги обрели разум, Фригг, невольная виновница несчастья,
спросила, кто поедет дорогой мертвых к Хель,
чтобы предложить смерти-великанше выкуп за Бальдра – может быть, Хель отпустит его в Асгард. Сын Одина Хермод оседлал
Слейпнира и помчался в нижнее царство мертвых.
По одной версии Бальдра сжигают на погребальном костре и далее его судьба
неизвестна. По другой, – Хель, повелительница подземного королевства, сказала,
что вернет Бальдра к жизни, если весь мир будет о нем плакать. Асы разошлись в
разные стороны, чтобы обойти весь мир, но им встретилась великанша Токк (в
которую по версии обратился Локи) и сказала, что она не будет плакать о
Бальдре. Так Бальдр остался в царстве мертвых.
В итоге, Локи жестоко наказывают.
Он попытался укрыться от
богов на некоей горе, где построил жилище с четырьмя входами, чтобы было видно
во все стороны. Мысль о грядущей мести богов не оставляла его, и он пытался
представить себе те хитрости, на которые пойдут боги, чтобы изловить врага в
любом обличье. В этих размышлениях он и изобрел рыболовную сеть, сплетая
льняные нити. И тут он увидел приближающихся асов – Один открыл его убежище, озирая все миры с престола Хлидскъяльв. Локи
успел швырнуть сеть в огонь и бросился в свой водопад.
Первым из асов вошел в дом мудрый
Квасир, он и разглядел в золе пепел сети. Боги сплели такую же и пошли с ней к
водопаду. Тор взял один конец, все асы – другой и
трижды опускались с ней в поток. Локи скрывался меж камнями, потом перепрыгнул
сеть, наконец, когда Тор стал посреди потока, попал прямо к нему в руки. Громовник
сжал скользкую рыбину – с тех пор у лосося сужающийся
хвост.
Пойманного Локи приволокли в
некую пещеру, куда привели и его двух сыновей – Вали и Нари. Асы превратили Вали в волка, и тот разорвал в клочья
родного брата. Тогда асы просверлили три каменных плиты и к ним кишками сына
привязали злосчастного Локи, после чего его путы стали железными. Богиня Скади взяла ядовитую змею и повесила ее так, чтобы яд капал
Локи на лицо.
Жена Локи Сигюн пытается
облегчить его
страдания и держит над ним чашу, в
которую собирается яд. Но когда чаша переполняется и Сигюн уходит, чтобы
выплеснуть яд, его капли достигают Локи, и он начинает так корчиться и рваться,
что трясется земля. Это и называется землетрясением. Локи же суждено лежать в
оковах до Гибели богов.
Эти события относятся к концу
мифологической истории – уже погиб Бальдр и закован его погубитель.
«Наказание Локи», Иллюстрация Луи
Уара, 1900
«Локи и Сигюн», Мартен Эскиль
Уинг, 1863. Здесь Локи напоминает прикованного к скале античного богоборца
Прометея, орла клюющего печень заменяет змий…
Далее следует пророчество о Рагнарёке (Ragnarök – «Сумерки Богов»).
Видимо первым шагом к Рагнарёку стало нарушение обещания каменщику, который
в споре с богами взялся в назначенный ими срок возвести стены вокруг Мидгара,
которые не удастся разрушить даже великанам. За это он попросил богиню Фрейю в
жены, солнце, месяц и звезды с неба:
Тогда сели боги на троны
могущества
и совещаться священные стали: кто
небосвод сгубить покусился и Ода жену
отдать великанам?
Богов это естественно не устраивало…Они долго совещались и долго не могли
придти к соглашению, однако Локи смог их убедить в том, что мастер не успеет
сделать это к сроку. И поставили перед каменщиком условие, что он один должен
сделать работу. Но мастер попросил лишь коня Свадилфари в помощь, и боги,
убежденные речами Локи, согласились. Работа каменщика продвигалась настолько
быстро, что за три дня до окончания работ осталось поставить только ворота. И
тогда боги сказали Локи, что если мастер сделает все в срок, то его ждет
смерть. Локи знал, что каменщик так успешно работает лишь благодаря волшебному
коню: «По ночам возил камни на своем
коне, и дивились асы, что за глыбы тащил тот конь: он делал вдвое больше
каменщика».
И вечером, когда каменщик отправился со своим конем за камнями, из лесу
выбежал Локи в образе кобылицы. Конь вырвался и побежал за ней. В итоге мастер не
закончил работу. Но сам Локи, во-первых, выкрутился из ситуации, а во-вторых, родил
великого коня Слейпнира.
Локи в образе кобылицы, конь Свадилфари
и каменщик ; Дороти Харди, 1909
Боги увидели, что каменщиком был великан и решили убить его. Они призвали
Тора, который одним ударом Мьёльнира разбил ему череп:
Разгневанный Тор один начал битву
— не усидит он, узнав о подобном! — крепкие были попраны клятвы, тот договор,
что досель соблюдался.
Это была первая причина конца света – первый шаг морального упадка богов, а
именно нарушение ими клятвы.
Предвестием Рагнарёка явились и смерть бога Бальдра, а затем
нарушение родовых норм, кровавые распри родичей («детей сестер»), моральный хаос. Также причина – и жестокое
наказание Локи. Видимо этот момент является важным, так как именно действия
асов заставили Локи окончательно встать на сторону хаоса и тьмы.
Сюжет о Рагнарёке
присутствует в «Речах Вафтруднира», «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде».
Согласно пророчеству, в день
Рагнарёка чудовищный волк Фенрир, порождение Локи,
освободится от своих пут. Его сын, громадный волк по имени Сколь («предатель»),
преследующий Солнце, наконец догонит его. Второй сын Фенрира, волк по имени
Хати («ненавистник»), схватит месяц. А когда из глубин всплывет мировой змей Ёрмунганд, еще одно порождение Локи, море выйдет из берегов. К ним примкнет и огненный великан Сурт с пылающим мечом, который
выжжет землю, повелительница загробного царства Хель (также порождение Локи) и сам Локи вместе с
инеистыми великанами – гримтурсенами и ётунами. Из
Хельхейма приплывет корабль мертвецов Нагльфар с Локи на борту. Войско сынов Муспельхейма проскачет по радужному
мосту Биврёст, который при этом разрушится.
Против них выступят все асы
во главе с Одином и все эйнхерии, которых призовет страж богов Хеймдалль, трубя в Гьяллархорн – «громкий рог». Перед битвой Один отправится к Мимиру, хозяину источника
мудрости, испрашивая у него совета.
Битва произойдет на равнине
Вигридр. Один сразится в битве с Фенриром и будет им убит, но
сын Одина Видар тут же разорвет пасть волка (или
пронзит его мечом). Тор будет биться со змеем Ёрмунгандом и убьет его, но и сам падет от его яда. Бог Фрейр сразится с Суртом и, отдав свой меч слуге
Скирниру, погибнет; Хеймдалль будет биться с
Локи; Тюр – с псом Гармом. Видя, что ни зло, ни добро не могут
победить, великан Сурт соберет всю убийственную
мощь подвластного ему огня и обрушит её на землю, закончив таким образом битву
Тьмы и Света.
Но за гибелью мира последует
его возрождение: выживут и поселятся на месте, где раньше была долина Идаволл
(в центре Асгарда) сыновья Одина – Видар и Вали, и
сыновья Тора – Магни и Моди, которые унаследуют
молот Мьёльнир. Возвратятся из царства мертвых и
примирятся между собой Бальдр и его невольный убийца – слепой бог Хёд. Выживут, укрывшись в роще Ходдмимир, два человека – Лив и Ливтрасир, которые вновь дадут начало новому
человеческому роду.
«Битва Богов», Джордж Рук Райт, 1908
О том, вернется ли Локи – ничего не говорится…
*
Камень из Snaptun, Дания, с изображением Локи. Из-за
его губ фигура идентифицирована как Локи, считающаяся отсылкой к сказке, где карлики, сыновья Ивальди сшивают губы Локи. Камень идентифицирован
как очаговый; он может указывать на связь между
Локи и кузнечным делом и огнем. Размещен в Музее Moesgård около Орхуса, Дания.
На фрагментарном кресте конца
10-го века (Gosforth
Cross), расположенном около церкви Святого Стефана в Киркби, Англия, изображена связанная фигура. Эта фигура идентифицирована как Локи (сюжет
его наказания) ; ниже изображена длинноволосая женщина, стоящая на коленях и
держащая чащу – идентифицирована, соответственно как Сигин. Там же присутствует
и змей. Рядом на фото (слева) – обнаруженный
в 1870 году камень желтовато-белого песчаника ; здесь также подразумевается плененный
Локи, что оспаривается некоторыми.
Локи упоминается в контексте 13-го норвежского стихотворения о рунах в связи с руной Младшего Футарка Беркана (Береза) :
Древнескандинавский:
Bjarkan er laufgrønster líma;
Loki bar flærða tíma.
Современный:
Береза — покрыта зелеными
листьями;
Локи принес удачу в обмане.Возможно, покажется странным, что в описании этого става в норвежской рунической поэме упомянут Локи, причем как тот, кто «принес удачу обмана». В конце концов, Локи – трикстер северной мифологии, чьи выходки могут быть смешными, но их итог более чем серьезен.
Что же тогда общего у
Локи и зеленолистной березы?
Сам Локи был рожден в
результате природной катастрофы. В «Эдде в прозе» сказано, что его мать зовут
Лаувейя, что значит «лиственное дерево». Она родила Локи после того, как ее
ранила огненная стрела великана Фарбаути. Это символизирует возвращение жизни в
леса после пожара и, следовательно, возрождение. Хотя Локи выглядит весьма
разрушительным, давайте посмотрим на его роль в мифологии более внимательно. Он
отпускает фривольные шутки и провоцирует, и это подчеркивает классические черты
трикстера – сексуальность и даже плодовитость. В мифах мира зачастую
божество-трикстер изображается с большим фаллосом; этот мотив присутствует и в
северной мифологии – в истории из «Эдды в прозе», где Локи, чтобы рассмешить
великаншу, привязал один конец веревки к козлу, второй – к собственной мошонке.
Многочисленные потомки Локи, как зловещие, так и прекрасные, свидетельствуют
еще об одной его основной черте – плодовитости.
В другой истории из «Эдды
в прозе» Локи превратился в кобылу, соблазнил жеребца и родил восьминогого коня
Слейпнира, на котором стал ездить Один. Этот миф позволяет предположить
бисексуальность или даже гермафродитизм Локи, точно так же, как майский шест
одновременно вызывает ассоциации с мужскими и женскими половыми органами. Таким
образом, Локи символизирует непредсказуемую и своенравную силу плодородия. И
хотя в конце концов он оказывается врагом богов, если бы не его предательские
поступки, установленный порядок девяти миров никогда бы не был нарушен, старые
боги не умерли бы и новые не заняли бы их место. Из Локи получается
злокозненная повитуха, но благодаря ему происходит новое рождение.
Ключевые слова: рождение,
новое начало, новые проекты, плодородие, беременность, деторождение, очищение,
изгнание старого.
По словам Брюса Дикинса,
упоминание «обмана Локи» в стихотворении «несомненно относится к ответственности
Локи за смерть Бальдра».
В XIX веке Локи представлялся по-разному : по словам Стефана Арвидсена, «концепция Локи менялась в
течение всего девятнадцатого века. Иногда его представляли как темноволосого
семитского «засланца» среди северных асов, но иногда его называли нордическим
Прометеем, героическим носителем культуры».
Локи появляется в оперном цикле Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» как Логе
и изображается как союзник богов (в частности, помощник Вотана), хотя обычно он
не любит их и считает их жадными, так как они отказываются вернуть Рейнское
золото законным владельцам. В заключении первой оперы « Das Rheingold» он
раскрывает свою надежду превратиться в огонь и уничтожить Вальхаллу, а в
финальной опере «Götterdämmerung» поджигается, уничтожая богов.
Так как в мифах Локи менял свою половую принадлежность несколько раз, некоторые
современные работы интерпретируют или изображают это божество как «genderfluid»
(гибкость в отношении гендерной идентичности).
***
Материалы :
Г. Красскова, «Локи: Исследования. Демонизация Локи» ;
В. Викернес, «Скандинавская мифология и мировоззрение» ;
Х. Гербер, «Мифы Северной Европы» ;
Н.И. Петев, «Эсхатологическое учение германцев о Рагнарёке и о Локки» ;
К.Г. Юнг, «Душа и миф. Шесть архетипов» ;
Lewis Hyde, «Trickster Makes the World» ;
Д. Лофтсон, «Локи: История Локи в первоисточниках» ;
Д.А.Самарин, «Образ Локи в юмористическом дискурсе скандинавских мифов» ;
Д.А. Гаврилов, «Трикстер».