31.12.18

Карело-финская мифология





A

2826 Ahti -  считается морским владыкой и «хозяином воды». Водяной бог Ахти, упомянутый Агриколой, считался покровителем рыб и тюленей, владельцем водных богатств, «золотым хозяином моря» в рунических песнях. Его представляли в виде старца с седой или позеленевшей бородой, в серебряных одеяниях, иногда в виде рыбы. Море – Ахтола – его амбар. Ему были посвящены рыболовецкие заговоры, в которых иногда рыба отождествлялась с самим богом Ахти. Его супругой или дочерью была Велламо, которую безуспешно пытался изловить и взять в жены сам Вяйнямёйнен. Прославленный эпический певец также имел непосредственное отношение к рыболовству: его струнный инструмент – чудесное кантеле – был сделан из хребта гигантской щуки. Игра на кантеле заставляла заслушиваться всех обитателей суши и моря.
Как к хозяину иного мира – целебной водной стихии – к Ахти обращены заговоры с просьбами исцелить от болезней; как к хозяину богатств – просьбы о наделении золотом и серебром. В одной карельской сказке говорится, как некий пастух обронил в реку свой нож. Ахти услышал жалобы пастуха, и принес ему со дна золотой нож. Но честный пастух отказался от чужого имущества. Тогда Ахти принес серебряный нож, наконец – принадлежавший пастуху железный. Когда пастух взял потерянный нож, Ахти похвалил его за честность и оставил ему все три ножа. Завистливый товарищ решил нажиться на щедрости водяного и бросил свой нож в воду. Когда Ахти пришел к нему с золотым ножом, жадный пастух попытался схватить его, но остался ни с чем. Ахти отплыл от берега.



8034 Akka - женский дух в саамской и финской мифологии.
У саамов первой акка был Мадеракка и ее дочери Саракка, Уксакка и Юксакка. Ямбе-аккасаамская богиня подземного мира. Ее имя означает «старуха мертвых».
В финской мифологии Акка жена Укко, верховного бога, и богиня плодородия. Когда они занимаются сексом, гремит гром. Другое ее имяРауни, богиня дерева рябины.
Была матерью племени, покровительницей женщин и детей. Она может рассматриваться как женская сторона природы, Maaemonen «мать - земля», которую оплодотворяет Укко.


I

2828 Iku-Turso - злонамеренное морское чудовище. Сын бога-громовержца Укко. Облик подробно не описан, однако, известно определение Ику-Турсо как «тысячерогого». У северных народов «рогами» также называли щупальца кальмаров и осьминогов, поэтому «тысячерогий» может означать «имеющий тысячу щупалец». В старом финском языке «turso» означает «морж», а в современном финском языке «meritursas» означает «осьминог». Ику-Турсо имеет собственный символ – «Сердце Турсаса», представляющий из себя один из вариантов свастики. Ику-Турсо связан не только с водной, но и с огненной стихией: во второй руне «Калевалы» он поджигает стог сена, в пепел от которого Вяйнямёйнен сажает желудь и выращивает дуб. В 42 руне "о преградах на море" рассказано, как колдунья Лоухи вызвала Ику-Турсо со дна для того, чтобы он утопил лодку героев, везущих Сампо. Но когда Ику-Турсо высунул голову из воды, Вяйнямёйнен схватил его за уши, вытащил из воды, сурово отчитал и отпустил, наказав лежать на дне и больше не беспокоить людей.



2107 Ilmari - Ильмаринен - кузнец и изобретатель в Калевале, является богом и архетипическим мастером. Спутник и соперник Вяйнямёйнена. Образ Ильмаринена восходит, вероятно, к финно-угорскому божеству неба, ветра, воздуха (финское ильма переводится как воздух, небо, погода) и родственен демиургу других традиций Инмару, Ену. Ильмаринен«кователь небесного железа», что сближает его с небесными кузнецами других мифологий (например, греческий Гефест). Он выковывает небесный свод так, что «след молота не виден, не видны следы клещей в нем», делает первый плуг и меч для героев Калевы. У ижоры сохранились руны, где кузнец оказывается истинным творцом мира. Яйца падают из гнезда ласточки-касатки в океан, она летит к кузнецу и просит, чтобы тот помог добыть их или выковал из разбившихся яиц светила.
В некоторых рунах Ильмаринен замещает Вяйнямёйнена как творец: это он первым высекает пламя, а происхождение огня и грозы, как известно, – один из центральных сюжетов не только в финских поверьях, но в мифологии вообще. Значит, Ильмаринен не просто культурный герой, создатель земных благ; его образ, как уже говорилось, восходит к общефинскому небесному божеству, которому присущи и функции громовержца.



385 Ilmatar - богиня, участвующая в создании мира. В Калевале именуется девушкой (piika), дочерью воздуха (ilman impiдева неба). Её характеризует состояние скорби и одиночества. Она предшествует появлению солнца. Через 700 лет одиночества, она взывает к Укко, после чего к ней прилетела утка (sotka, гоголь) и свила гнездо у богини на коленях (polvea). Через некоторое время утка снесла 7 яиц (munoa): шесть золотых (kultaista) и одно железное (rautamuna). Ильматар вздрогнула от боли (яйца раскалились и были очень горячими), и яйца выкатились из гнезда и раскололись. Из скорлупы образовалась земля, желтки стали солнцем, белки же превратились в луну и звезды. Но созданная земля была пустой и скучной, и Ильматар создала острова, долины и реки. В «Калевале» она также носит имя Луоннотар («природная»). Она стала матерью Вяйнемёйнена.


K

1454 Kalevala - это эпическое имя страны, в которой живут и действуют карельские народные герои. Суффикс la означает место жительства, так что Kalevala –  это место жительства Калева, мифологического родоначальника богатырей Вяйнямёйнена, Ильмаринена, Лемминкяйнена, называемых иногда его сыновьями.
Этим же названием обозначен карело-финский поэтический эпос «Калевала», который состоит из 50 рун (песен). В основу «Калевалы» легли карельские народные эпические песни. Обработкой исходного фольклорного материала занимался финский языковед и врач Элиас Лённрот (1802-1884), который сюжетно связал отдельные народные эпические песни, произвел определенный отбор вариантов этих песен, сгладил некоторые неровности.


L

47171 Lempo-Hiisi (Лемпо и Хийси) – читать ЗДЕСЬ



3897 Louhi - старуха-колдунья, главный противник героев карело-финских рун. Хозяйка страны Похьелы. Возможно, «Лоухи Похьелы хозяйка» – эпитет Похьелы, а не имя хозяйки: финское «лоухи» означает «скала», «камень», а постоянный эпитет Похьелы«скалистая». Лоухи похищает солнце и месяц, огонь из очагов Калевыстраны героев, завладевает чудесной мельницей сампо и прячет похищенное в основании скалы Похьелы. Обладает способностями к трансформации, может перемещаться по воздуху.


M

2715 Mielikki - богиня лесов и охоты. Супруга Тапио. Она – «лесная хозяйка», «мать» или «дочь леса», к которой также обращались охотники в заговорах с просьбой «отворить сундук медовый… выпустить золотого и серебряного зверя» или привести их «из дальней дали» –  из самой Похьелы.


P

3606 Pohjola - страна на дальнем севере (она именовалась также Сариола, Пиментола, Унтамола«Темное царство», «Страна людоедов», «Злая страна»), там небосвод смыкается с землей, была и обитель мертвых, преисподняя«Подземная страна» Манала (от финского маан алла «под землю») или Туонела. От мира живых Страну мертвых отделяла река; ее воды огненный поток или быстрый поток мечей и копий. Через реку Маналы ведет мост-нитка, а на другом берегу умершего поджидает чудовищный страж с железными зубами и тремя псами. Ворота Туонелы открываются только перед теми, кого оплакали родные в специальных причитаниях. Туони хозяин Царства мертвых, воплощение смерти. Хозяйка Похьелы, Лоухи.


S

2091 Sampo (Сампо) – читать ЗДЕСЬ


T

1705 Tapio - лесной дух, который занимает видное место в Калевале. Охотники молились ему перед охотой и после охоты. Его жена – богиня леса Миликки. Он отец Анникки, Теллерво, Найрикки (бога охоты) и Тууликки. Подходя к архетипу Зеленого Человека, Тапио имеет бороду из лишайников и брови из мха.
Тапио остался в верованиях финнов и карел по преимуществу духом-покровителем лесных промыслов, «золотым королем леса», «лесным седобородым старцем». В заговорах к нему обращались с просьбой о помощи в охоте; в лесу, возле пня – «стола Тапио» – ему оставляли мелкие приношения. Лесная страна именовалась Тапиола, или Метсола (иногда она отождествлялась с Похьелой как средоточием лесных богатств). Руна о певце Вяйнямёйнене рассказывает, как «мудрый старец Тапиолы» выходит из медной горы на золотой холм, чтобы послушать чудесное пение. Покровителями охотников считались также сын Тапио Вирбуса и дочь Тыыникки.



Финская сказка сохранила этиологический миф о суде Тапио, который учредил правила поведения в животном царстве. В давние времена собаки, лисы, волки и медведи жили в мире и ходили вместе по лесу. Но однажды они поссорились из-за добычи. Медведь и волк как самые сильные и самые алчные захватили доли лисы и собаки. Собака отправилась в Метсолу к Тапио, чтобы он рассудил зверей. В первый раз медведь и волк послушались хозяина леса, но потом вновь завладели добычей и не пошли на суд. Тогда Тапио решил поставить ловушку для медведя и очеппетлю для волка. Тут хищники и попали в западню. В ловушке медведь лишился своего длинного хвоста. Он попытался выручить волкалупил его дубиной по спине, чтобы тот выбрался из петли. С тех пор у волка спина не гнется. Собака стала врагом волка и медведя, а охотники получили ловушки для зверей.



2717 Tellervo - финская богиня лесов.



2716 Tuulikki - лесной дух или богиня леса.


U

2020 Ukko - верховный бог, громовержец в карело-финской мифологии. Громовник Укко был верховным богом, известным всем прибалтийским финнам. Его именовали также Исянен, эстонцы – Уку. Другие персонификации грома, с которыми мог отождествляться Уку у эстонцев –  Пикне, Кыу, Эйке. Иногда Укко именуется Ильман Укко –  именем общего для финно-угорских народов божества. Его представляли в виде старика с седой бородой (недаром он именовался Эйке, а также Ванем – «Старик» или Таеватаат – «Небесный дед»), В голубом плаще (символ туч) он разъезжал на колеснице по каменной небесной дороге. Основной атрибут Укко – молния, ее символами было оружие громовника – топор (иногда каменный), палица или меч. Золотой палицей (молнией) он ударяет по дереву, высекая огонь. Иногда Укко приписывались каменные «громовые когти». Этими когтями он высек огонь, который на земле достался герою Вяйнямёйнену. Укко катает небесные камни, отчего происходит гром, и поражает громом и молнией злых духов, которые могут скрыться от него только в воде. Его лук – радуга. Стрела Укко – щепка от дерева, пораженного молнией, – считается сильным магическим средством. Интересно, что черт, противник громовержца, в финском фольклоре мог носить имя Перкеле – это имя было заимствовано финнами у соседей-балтов, называвших своего громовержца Перкунас. Но бог соседнего народа превратился в беса (такое же превращение испытал Перкунас и в мифологии саамов: там Перкель –  также противник громовника).
Как бога-воителя Укко («Золотого короля») просили в заговорах наделить воина огненной шубой, «дать кольчугу как рубаху», воздвигнуть каменную стену, чтобы воин мог скрыться за ней. Как «атмосферный» бог Укко выступал и покровителем охотников в зимнюю пору: его вместе с Палваненом просили в заговорах присыпать землю свежим снегом, чтобы видны были заячьи следы. К нему же обращались и при охоте на медведя.
Укко – хранитель скота, помогает молоть хлеб. Святилищами Укко были рощи и камни, которым молились об излечении от болезней и о хорошем урожае. К верховному богу, обращались с призывом послать «с востока, запада и юга дождевые тучи», окропить из них «медом» – плодородной влагой – растущие хлеба. Агрикола рассказал об обрядах, посвященных древнему богу и о семейных отношениях Укко и его жены Рауни (возможно, это не имя богини, а переиначенный эпитет самого Укко –  заимствованное из древнескандинавского слово, означающее «господин»). После сева, со слов Агриколы, распивали специальный кубок Укко, все напивались допьяна – в том числе и женщины, и творилось много непотребств.


V

2096 Väinö – Вяйнямёйнен - центральный персонаж в финском фольклоре и главный герой национального эпического «Калевала». Певческое искусство Вяйнямёйнена – искусство заклинателя. Его песнопениями не только сотворен мир: без них «исчезнет в мире радость», и даже скот станет неплоден. Вяйнямёйнен создал также скалы, рифы, выкопал озера, полные рыбы. В некоторых рунах Вяйнямёйнен сам добыл огонь – высек первую искру из своего ногтя или при помощи кремня и трута. Но «огненная рыба» — лосось – проглотила искру (недаром ее именуют также «красной рыбой»), Вяйнямёйнену пришлось вновь добывать огонь из чрева огненной рыбы, изготовив первую сеть для рыбной ловли.
Культурные деяния Вяйнямёйнена – не только трудовой подвиг, но и магическое действо: подбирая дерево для строительства лодки, он испрашивает у дуба согласия стать остовом будущего судна. Дуб соглашается лечь в сани Вяйнямёйнена, если тот построит из него боевую ладью. Для окончания строительства первой лодки Вяйнямёйнену не хватило трех магических слов (иногда – инструмента). Он выведывает их в загробном мире – Туонеле, куда пробирается по лезвиям секир, мечей и остриям иголок, или же пробудив от мертвого сна великана Випунена.
Вяйнямёйнен проникает в утробу Випунена (или тот проглатывает героя), но не может добыть тайные знания. Тогда он строит в утробе великана кузницу, выковывает шест, которым ранит внутренности Випунена, распирает его пасть, затем сооружает прямо в утробе первую лодку и три дня плавает по его «жилам». Испытывающий муки Випунен вынужден поделиться своими знаниями с Вяйнямёйненом. Вяйнямёйнен выбирается из утробы великана, исполненный мудрости. Проникнув живым в Туонелу, Вяйнямёйнен обманывает стражей загробного мира – дочерей Туони – и ускользает с того света, приняв облик змеи.
Специальные руны повествуют о том, как Вяйнямёйнен, вытесывая первую лодку, поранил колено или палец железом, так как Хийси (Лемпо) направил топор против работника. Тогда заклинатель произносит заговор, от которого останавливается течение рек и бег ручейков –  все, что течет, по законам магии, должно остановиться, чтобы кровь не вытекала из раны.
Вяйнямёйнен убивает мечом чудовище и создает из хребта (или зубов) струнный музыкальный инструмент – кантеле.
Вяйнямёйнен и Ильмаринен освобождают Луну и Солнце из Похьелы.



2827 Vellamo - супруга и спутница хозяина воды, короля морских волн и властелина птиц Ахти.