31.12.18

Индуистская мифология




A

9172 Abhramu -  мифические слоны из индийской легенды. Абхраму (или Абхарму) - "вязальщица облаков", изначально – слониха, сверхъестественное крылатое существо, которое могло менять свой облик по желанию, подобно облакам, напоминающим её детей. На санскрите «облако» звучит как «абхрам». Aбхраму является супругой Айраваты – белый слон, вахана бога Индры. У Айраваты четыре бивня и семь хоботов. Племя Абхраму в конце концов потеряло свои крылья и свою магию.


4401 Aditi - олицетворяет собой женское начало, высшее воплощение материнства и воплощение световой энергии Вселенной. Адити – жена мудреца Кашьяпы и мать двенадцати богов-адитьев (суров). Противоположность другой жены Кашьяпы по имени Дити («гибель», «конечность»), матери асуров, гигантов и демонов. Дети Адити («бесконечности») уничтожают могущество демонов-асуров после многочисленных и жестоких битв с ними. Обе жены упоминаются в Ведах, хотя образ Адити в них гораздо более выработан. В «Ригведе» её часто просят о защите. В одном из гимнов Адити называют небом, воздушным пространством, матерью, отцом, сыном, всеми-Богами, пятью родами людей, тем, что рождено и тем, что должно родиться. Она содержит поселения людей. Её сравнивают с коровой.


398188 Agni - бог огня. Он олицетворяет жизненную искру жизни, огонь и блеск солнца, молний и комет; он и бог домашнего очага, жертвенного костра. Главный из земных богов, основной функцией которого является посредничество между ними и людьми. Гимны к Агни, которыми начинаются почти все 10 мандал Ригведы, восхваляют его как посредника между богами и людьми, домашнего жреца богов и бессмертного гостя смертных, щедрого подателя благ и защитника людей от демонов, нищеты и голода. Уже в Ригведе он представлен в антропоморфном облике: агни-хотар, то есть жрец, совершающий обряд-хотру. Агни представлен в Ригведе как тот, кто принимает жертву, как тот, кто доставляет жертву другим дэвам (функция посредника). Религиозно-эпические произведения –  Пураны и Махабхарата – еще более очеловечивают Агни. Позднее его значение умаляется: он становится одним из восьми богов-миродержцев, царящим на юго-востоке.


2313 Aruna - буквально означает "красный, румяный, рыжевато-коричневый", а также является именем Возничего Сурьи (бога Солнца) в индуизме. Он – олицетворение красноватого сияния восходящего солнца. Аруна и Гаруда – сыновья ведического мудреца Кашьяпы и его жены Винаты. Этот термин также используется для тех Риши в индуистской традиции, которые достигают освобождения через самоизучение.


B

770 Bali - Махабали (Бали) описан в ранних индуистских мифологиях как доброжелательный и щедрый король. В период правления Бали кругом царили мир и процветание. Бали взял под свой контроль не только всю землю, но и райские планеты. Его с тех пор почитают как одного из махаджан, великих святых личностей. Описывается, что у Бали было сто сыновей, старшим из которых был Бана.


307261 Brahma (Брахма) – читать ЗДЕСЬ


G

2415 Ganesa - бог мудрости и благополучия. Один из наиболее известных и почитаемых богов индуистского пантеона. Добродушный мужчина с головой слона – индийское олицетворение терпения и благополучия. Ему первому возносятся молитвы и излагаются просьбы. Ганеша – добрый бог, чего нельзя сказать о большинстве его родственников. Покровитель обиженных и попавших в трудную ситуацию защитит любого, даже перед лицом грозного Шивы. Обладал острым умом. 


2307 Garuda - мифический царь птиц в индуистской и в буддийской традиции, получеловек и полуптица. В индуизме ездовая птица солнечной природы (вахана) бога Вишну. В буддизме Ваджраяны Гаруда – идам, один из символов просветленного ума.


H

2211 Hanuman - Хануман предстает как могущественная обезьяна, и один из самых популярных богов индийского пантеона, помогающих Раме в походе против злых сил. Согласно поверьям, Хануман – это аватар бога Шивы, почитаемый как воплощение силы, непоколебимости и преданности. Изображается с головой обезьяны.


K

3811 Karma - одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма означает «действие» или «деятельность» и в более широком смысле олицетворяет универсальные принципы причины и результата, деятельности и её последствий, действия и воздаяния, которые повсеместно присутствуют в жизни. Карма не является судьбойлюди действуют в соответствии со свободой воли, создавая свою собственную судьбу, хотя накопленная в прошлых жизнях кармическая сила может влиять на их решения и действия в настоящей. Согласно Ведам, если мы сеем добромы пожнем добро; если мы сеем зломы пожнем зло. Карма представляет собой совокупность всех наших действий и их последствий как в этой, так и в предыдущих воплощениях, которые определяют наше будущее. Влияние кармы можно преодолеть путем разумной деятельности без привязанности к её плодам, осуществляемой в соответствии с предписаниями священных писаний. Закон кармы осуществляет реализацию последствий действий человека, как положительного, так и отрицательного характера, и, таким образом, делает человека ответственным за свою жизнь, за все те страдания и наслаждения, которые она ему приносит. Результаты, или «плоды кармы», называют карма-пхала. Деятельность, совершаемая человеком в освобожденном состоянии мокши, не производит плохой или хорошей кармы.


M

10819 Mahakala - в буддизме Ваджраяны охранник и защитник учения Будды (дхармапала). В некоторых школах тибетского буддизма его рассматривают и как йидама. Чаще всего Махакала изображается темно-синего или черного цвета, он имеет угрожающий вид. Однако известны и другие проявления Махакалы (Белый Махакала, Бернакчен – Черный Плащ), насчитывают 72 основные формы этого божества. В большинстве своих проявлений Махакала изображается в гневной форме. На нем украшения из змей и костей, юбка из тигровой шкуры, его живот выдается вперед. Часто Махакалу изображают также в окружении разных диких животных и птиц. Эти атрибуты символизируют его решимость разрушать все преграды на пути к просветлению.


P

2847 Parvati - индуистская богиня плодородия, любви, красоты, гармонии, брака, детей и преданности; а также божественной силы и мощи. Парвати, супруга Шивы, является аутентичным женским образом, на который похожи персонажи индийской мифологии в женском обличье. Союзу с ней предшествовала связь с Шакти. Точнее будет сказать, что Парвати – реинкарнация Шакти. У божественной пары были дети. Самым известным из них стал Ганеша – слоноликий сын Шивы, бог мудрости.


R

2629 Rudra - одна из форм индуистского бога Шивы связанная со смертью, охотой, грозой, ветром, бурей, исцелением. Рудра персонифицирует гнев, ярость. В связи с Рудрой упоминаются весьма часто Маруты, боги бурь, отцом которых он называется. Врагом мрачных демонов Рудра не является никогда и не имеет определенно-светлого и благотворного характера; напротив, ему часто приписываются зловредные, разрушительные свойства. Гимны, посвященные ему, преимущественно рисуют ужас, внушаемый его грозными стрелами. Его умоляют не убивать детей, родных, людей вообще, рогатый скот, коней и т. д. В позднейших ведийских текстах опасный характер Рудры выступает на вид еще ярче: его боятся и чуждаются даже боги. Рядом с разрушительными свойствами, Рудре приписывается, однако, и сила отвращать зло, а также исцелять болезни, для чего он имеет тысячу средств (отсюда эпитет jalâsha = исцеляющий). Первично, по-видимому, Рудра изображал разрушительную силу грозы, а благотворные и целительные свойства его явились отчасти естественным следствием грозы, очищающей и оплодотворяющей природу, отчасти результатом пощады того, что она могла бы уничтожить.
Согласно ведам, Рудра являлся порождением гнева Брахмы, и вышел из его чела, подобный пламени гнева. В нем воплотились все разрушительные силы и самые грозные свойства богов. Был свирепым и одиноким. Обитал в пустынных северных горах на Химавате. Изображался в виде дикого охотника, одетого в шкуры, с красным телом и черными волосами, стянутыми в узел. Атрибутчерный лук и стрелы, несущие болезнь и смерть. Согласно другой версии, Рудра был создан богами, сыновьями Праджапати, для того, чтобы покарать самого Праджапати за грех кровосмесительной связи с дочерью Ушас. По версии, переданной в «Каушитаки-брахмане» (кн.VI) боги, сыновья Праджапати, видят свою сестру Ушас, явившуюся на востоке, и из их семени, выпавшего при этом и собранного Праджапати в золотой сосуд, рождается тысячеглазое и тысяченогое божество Рудра.


S

1166 Sakuntala - персонаж индуистской мифологии, жена Душьянты и мать императора Бхараты.


1170 Siva - верховный бог в шиваизме, вместе с Брахмой и Вишну входит в божественную триаду тримурти. Призванием Шивы считается разрушение устаревшего мира во имя создания нового. Он олицетворяет собой начало. Значение имени Шивы с санскрита переводится как «благоприятный», при этом божество символизирует разрушения и практически ассоциируется с богом смерти. В индуистской мифологии он имел такую же власть, как Брахма и Вишну, которого больше знают под другим его именем – Кришна. Шива разрушает иллюзии и представляется одновременно грозным, как разрушитель миров, и милостивым, как родоначальник всего нового. 



Натараджа, популярное изображение Шивы, представляет его танцующим или сидящим в лотосе. Чаще он имеет светло-голубую кожу. У божества четыре руки. На плечи накинута слоновья или тигриная шкура. Во лбу виднеется третий глаз. Каждому божеству присущи персонифицированные атрибуты. Таковыми располагает и Шива. Среди его оружия – лук, дротик, жезл, меч, дубина с черепом и щит. Каждый элемент имеет собственное название. Так, тришулой именуется трезубец, символизирующий триаду, тройственность стадий эволюции, времени, гунны и т.п. Под его началом происходят рождение, развитие и смерть. Он покровительствовал целительству, подарил миру мантры и санскрит.


244 Sita богиня пашни и жена Рамы. Сита известна своей самоотверженностью, самопожертвованием, смелостью и чистотой. По Рамаяне, Сита родилась из борозды на вспаханном поле, ее удочерил Джанака, царь города Митхила. Согласно некоторым версиям (джайнская, малайская, кампучийская, тибетская, хотанская и некоторые другие версии Рамаяны) Сита была дочерью Раваны, которую бросили ее родители.
Став женой Рамы, Сита ушла вместе с ним и его братом в изгнание и была похищена Раваной, который держал её в заточении на Ланке. После возвращения Сите пришлось доказывать мужу свою верность, она прошла испытание огнем. Рама узнал, что его подданные продолжают подозревать Ситу в измене, тогда он ссылает беременную жену в лес. Там она нашла приют у отшельника Вальмики, который и воспитывал двух её сыновей Кушу и Лаву. Когда они выросли, то поймали коня, предназначенного для жертвоприношения ашвамедхи, и истребили всё войско Рамы. В конце концов Лава и Куша признали Раму своим отцом, но Сита не вернулась к мужу, она провела обряд сати. Её тело забрала мать-Земля, а душа отправилась на Вайкунтху.
В вишнуистской мифологии Сита считается воплощением богини Лакшми, супруги бога Вишну.


T

5863 Таrа – индийская богиня звезд, вторая из десяти Махавидий, тантрическая манифестация Махадеви, Кали или Парвати. Как звезда выглядит прекрасной, но всегда выгорает, так и Тара горит внутри, чувствуя неутолимую жажду всю жизнь. В буддизме Тара – одна из главных бодхисаттв (идам, просветленных существ). Она родилась из слезы бодхисаттвы Авалокитешвары, когда тот оплакивал страдания мира. Из упавшей слезы вырос лотос, и из него родилась Тара, ставшая его женой. В иконографии существует двадцать одна форма Тары (белая, зеленая и т.д.). В традиции Лайя-йоги к белой Таре обращаются как к «спасительнице». Термин «Тара», согласно традиции Лайя-йоги, восходит к санскритским словам «три» (буквально означающее «перенести через») и «тарака» (санскр. «освободитель» и «звезда»). Тара представляет собой женскую персонификацию изначальной вибрации слога «Ом». В своем мирном аспекте эта богиня является Гаури – супругой Шивы. Тара в аспекте Гаури призывает йогина к свету и освобождает его от тьмы иллюзий и неведения. Она – это Божественная Мать, стоящая над всеми проявленными мирами, которая ведет йогина по Пути Просветления. Она олицетворяет состояние чистого света, мудрости и ясности за пределами сансары и всякой двойственности, поэтому ее изображают белой, чтобы подчеркнуть ее чистую, трансцендентальную силу. Иконографически ее изображают как имеющую семь глаз – по одному на каждой ладони и ступнях, а также во лбу, что символизирует ее всеведение страдания во всей Вселенной. Поэтому ее также называют «Семиглазой». Белая Тара является целительницей и дает удачу. В одном из древних тибетских текстов она упоминается как Еше Хорло – «колесо исполнения желаний», и, визуализируя ее, практикующий стремится отождествить себя с этим божеством (тиб. идам, санскр. дэви) и таким образом убрать все препятствия.


2491 Tvashtri - искусный мастер-кузнец для богов и наделитель всех существа их формой, страж Сомы (ритуальный напиток) и коров, отец Тваштры (вишварупы, «принимающего всякие формы»). Враждует с Индрой, перед которым дрожит от страха. Видимо, в доведийский период представлял собой творческий характер деятельности Солнца. Некоторые черты Тваштара напоминают греческого кузнеца-художника Гефеста. Подобно последнему, Тваштар – искусный мастер, умеющий делать разнообразные предметы: так, он сделал палицу Индры, железный топор Брахманаспати.
Он обладает сосудами, из которых пьют боги. Атхарваведа изображает его стариком, несущим чашу здоровья, полную Сомой (снова черты, напоминающие Гефеста –  виночерпия богов). Он же создал быстрого коня и дает коням быстроту.
Тваштар наделяет все существа их формой и развивает зародыш в утробе матери. Эти свойства приписываются ему и в позднейших ведийских текстах. Отсюда приложение к нему в Ригведе эпитета вишварупа (санскр. Viçvarupa –  «принимающий всякие формы»), более частое, чем по отношению к другим богам. Как создатель живых форм, Тваштар часто изображается покровителем рождений, дарующим потомство. Он создал друг для друга мужа и жену, а также всяческих животных, принадлежащих ему и питаемых им. Он всеобщий отец, ибо создал весь мир, и праотец человечества, ибо первые люди, близнецы Яма и Ями – дети его дочери Саранью, жены Вивасвата. Бог ветра – его зять, а Брихаспати – родной сын. Агни, произведенный десятью пальцами Тваштара, – также его потомок, произведшего его вместе с небом и землей, водами и полубожественными гениями или жрецами огня – Бхригу. Индра также иногда называется сыном Тваштара.
Тваштар – первый или первородный, идущий впереди, знающий царство богов, идущий в жилище богов между небом и землей; он обладает прекрасным здоровьем и раздаёт благополучие и долговечность; его умоляют даровать богатства. Значение самого имени Тваштара, по-видимому — «художник, мастер, творец».


V

20000 Varuna (Варуна) – читать ЗДЕСЬ


2347 Vinata - прародительница всех птиц, лунная богиня. Произвела на свет двух царей - Аруну божество рассвета и Гаруду, бога солнца и провидца. В ее ведении фазы луны Фатановолуние и полнолуние. Замужем за Кашьяпом вместе со своими 12 сестрами.


4034 Vishnu - является одним из главных божеств в индуизме. «Хранитель» в индуистской триаде (Тримурти ) Вишну почитается как высшее существо в вайшнавизме, как идентичное метафизической концепции Брахмана (Атман , «я», или неизменная высшая реальность). По легенде, он появляется на Земле для восстановления баланса между добром и злом. Появления бога каждый раз влекут за собой смену облика – аватара. Индуистские священные книги неоднократно упоминают Вишну, характеризуя его как обличителя справедливости. Мифы повествуют, что Вишну посещал мир девять раз, и десятое пришествие произойдет незадолго до конца света. Иконография рисует божество в образе человека. Цвет кожи – синий, а тело имеет не две, а четыре руки, символизирующие физические и духовные ресурсы человека. По этой логике поступки человека отражают его внутренний мир и душу. Ум, эго, сознание и интеллект сочетаются в этих символах. Большинство изображений описывает Вишну в дуэте с супругой Лакшми. Пара сидит на цветке лотоса. Вишну также рисуют летящим на орле по имени Гаруда. Голову божества зачастую украшает корона, подтверждающая его статус. Меняя внешний облик, Вишну добивается цели и несет в мир любовь и добро. В руках обычно раковина, диск, лотос, булава или чакра. Каждый элемент символизирует что-то. Так, лотос олицетворяет свободу и чистоту, диск – ум и мудрость, булава – силу, а раковина – первозданность.
В соответствии с мифологией, Земля исчерпала свои ресурсы из-за грешников, которые переполняли ее, и обратилась за помощью к Брахме. Тот посоветовался с Вишну, и на Землю прибыл его аватар, Кришна, призванный восстановить гармонию. Посланник попал в царское семейство, отец которого был непорядочным человеком. Он убивал детей сестры, боясь погибнуть от рук племянников, как это предвещало предсказание. Кришну отдали на воспитание пастухам. Мудрый малыш приносил счастье всем окружающим, жил как простолюдин и не боялся животных.
Вернувшись в царские палаты в юношеские годы, Кришна победил тирана-дядю. На трон благодаря ему взошел Уграсен, а семьи Каурава и Пандава получили власть. Одни стали управлять армией, а вторые – воплощали заповеди Кришны. Сам Кришна стал возчиком Уграсена и Арджуны. В день важной битвы Кришна спас главнокомандующего, произнеся для него воодушевляющую речь, наставив на успешное сражение. Смерть настигла Кришну от рук охотника, принявшего его за дикое животное. Аватар Вишну погиб.
Вишну считается божеством, Всевышним. Его описывают в легендах как Сверхдушу и Верховного Бога. Он мудро трактует прошлое и предвкушает будущее, способен воссоединить и разрушить все мироздание, управляет жизнью во Вселенной и является оплотом жизни и духовности. Вишну способен одновременно перевоплотиться в нескольких аватаров и этим доказывает свою универсальность. Матсья – это рыба, в которую Вишну превратился во время всемирного потопа. Курма – черепаха, панцирь которой стал основой для горы Манадры. Васаха – вепрь, в облике которого бог убил Хираньякшу-демона и вернул землю из глубин. Нарасинха – человек-лев, загрызший демона, который стал властителем на земле и небе. Вамана – карлик, появившийся перед властителем мира Бали. Парашурама – облик Рамы с топором, в который воплотился Вишну, убивая воинов кшатриев.
Самыми известными образами Вишну стали Рама, Кришна и Будда.