У бинарной системы
Плутон-Харон известно четыре спутника. Это (в порядке удаления) : Стикс, Никта,
Кербер и Гидра.
Все четыре спутника обращаются
по почти круговым орбитам, лежащим примерно в плоскости экватора системы
Плутон-Харон. Все они близки к орбитальному резонансу: периоды их обращения
соотносятся примерно как 1:3:4:5:6. Три из них – Стикс, Никта и Гидра – действительно
пребывают в резонансе с соотношением периодов 18:22:33.
Радиус орбиты спутников в 2-3
раза дальше от системы Плутон-Харон. Все четыре спутника имеют неправильную форму.
Плутон-Харон (белый и синий),
Стикс (зеленый), Никта (фиолетовый), Кербер (голубой) и Гидра (красный)
Вероятно, спутниковая система
Плутона образовалась при касательном столкновении с ним другого тела сравнимой
массы на низкой скорости. Харон мог сформироваться из остатка этого тела
(возможно даже, что оно осталось малоповрежденным) или – как и другие спутники
– из выбросов от удара. Сначала его расстояние от Плутона было значительно меньшим,
а эксцентриситет орбиты – бо́льшим.
Постепенно приливное взаимодействие с Плутоном вывело Харон на современную
орбиту и изменило скорости вращения обоих тел так, что они стали повернуты друг
к другу одной стороной и образовали бинарную систему.
Наличие других спутников у системы Плутон-Харон – маловероятно.
Фотографии всех четырех
спутников были сделаны аппаратом «Новые горизонты» в 2015 году.
Расстояние орбит четырех спутников
от главного тела системы – Плутона.
Никта – один из двух спутников (с
Гидрой) открытых в июне 2005 года космическим телескопом Хаббл. Назван именем греческой богини ночи Никты.
Никта приблизительно на 20 %
темнее, чем её компаньонка Гидра. Имеет форму трехосного эллипсоида с размерами 54 × 41 × 36 км. что делает его самым крупным спутником системы
Плутон-Харон.
Поверхность спутника
практически полностью покрыта крупнозернистыми частицами водяного льда. Это
означает, что Никта сформировалась из облака ледяных обломков. Красноватая
область, как полагают, является большим ударным кратером, где темный материал
был выброшен из-под слоя водяного льда и осел на его поверхности. Никта хаотично
вращается вокруг своей оси, причем скорость вращения со временем все
увеличивается.
Симуляция вращения Никты
Деталям поверхности Никты
Международный астрономический союз решил присваивать названия, связанные с
именами божеств ночи. Именем Никты также названа одна из гор на Венере. Есть также околоземной астероид из группы Амура названный именем богини - 3908 Никта.
Никта, Нюкта,
Никс (от др.-греч. Νύξ, Νυκτός – «ночь») – божество в греческой мифологии,
персонификация ночной темноты.
Никта выступает важным
космогоническим персонажем, относится к перворожденным божествам. Никта была порождением Хаоса, как и Эреб (Мрак), от
союза с которым родила Гимеру (День) и Эфир. В одиночку она воспроизвела: Гипноса (Сон), Танатоса (Смерть), Немезиду
(Воздаяние), Гераса (Старость), Эриду (Раздор), трех Мойр и многих других...
По некоторым источникам, богиню колдовства Гекату также называли дочерью Ночи.
Описания Никты
немногочисленны и скудны, но даже они показывают её как фигуру исключительной
силы и красоты. Гомер в «Илиаде» называет её покорительницей богов и людей и рассказывает, что сам
Зевс благоговел перед ней.
Бронзовая статуэтка Никты римской
эпохи; Nyx Velifans или Selene (Вилла Гетти)
Никта была древним божеством, обычно представлявшимся самой сутью ночи – завесой
темного тумана, натянутой на небо, чтобы затмить свет, сияющую синеву небес. Её
противоположностью была Гемера (день), которая рассеивала туманы ночи на
рассвете.
В своем описании Тартара
Гесиод именно там находит обиталище Никты и двух её любимых сыновей – Гипноса и
Танатоса. Далее он описывает процесс смены ночи на день и обратно (Никта покидает Тартар – начинается ночь, Гимера же входит в
Тартар) :
В месте, где с Ночью встречается День: чрез высокий
ступая
Медный порог, меж собою они перебросятся словом —
Медный порог, меж собою они перебросятся словом —
И разойдутся; один поспешает наружу, другой же
Внутрь в это время нисходит: совместно обоих не видит
Дом никогда их под кровлей своею, но вечно вне дома
Землю обходит один, а другой остается в жилище
И ожидает прихода его, чтоб в дорогу пуститься.
Внутрь в это время нисходит: совместно обоих не видит
Дом никогда их под кровлей своею, но вечно вне дома
Землю обходит один, а другой остается в жилище
И ожидает прихода его, чтоб в дорогу пуститься.
К людям на землю приходит один с многовидящим
светом,
С братом Смерти, со Сном на руках, приходит другая —
Гибель несущая Ночь, туманом одетая мрачным.
С братом Смерти, со Сном на руках, приходит другая —
Гибель несущая Ночь, туманом одетая мрачным.
Никта ездит по небу на
колеснице, запряженной четверкой (или парой) коней, в сопровождении звезд.
Никта, богиня ночи. Афинский
чернофигурный лекиф, V в. до н.э..
Есть описание Никты которое сохранил
Павсаний: на знаменитом ларце коринфского тирана Кипсела была изображена женщина,
держащая на правой руке спящего белого мальчика, а на левой – похожего на него
мальчика черного; по замечанию Павсания, из надписи следовало, что это Ночь
вместе со Сном и Смертью.
В «Илиаде» описывается как Гипнос усыпляет Зевса по просьбе Геры,
позволив ей причинить множество неудобств Гераклу. Зевс был
в ярости и сбросил бы Гипноса в море, если бы тот в страхе не убежал к Никте. Далее Гомер рассказывает,
что Зевс, боясь разгневать Никту, сдерживал свою ярость, и таким образом Гипнос избежал наказания от Зевса, обратившись к своей могущественной матери. Гипнос усыплял Зевса несколько
раз и после каждого, всегда
боясь гнева
его, скрывался у матери, под
стабильной защитой.
Значение Никты чрезвычайно велико в орфических космогониях, где она
относится к первоисточникам бытия – является
первым принципом, из которого возникает ВСЁ.
Никта занимает пещеру или адитон ; Кронос – прикован внутри, спит и пьет мед – видит сны и пророчествует. За пределами пещеры Адрастея стучит в
цимбалы и бьет в свой тимпан, заставляя всю Вселенную танцевать в экстатическом
танце в ритм пению Никты.
По орфикам она также является матерью
Эроса.
ОРФИЧЕСКИЙ ГИМН. III. НОЧИ
(фимиам, головни)
Буду я Ночь
воспевать, что людей родила и бессмертных,
Ночь —
начало всего, назовем ее также Кипридой.
Внемли,
блаженная, в звездных лучах, в сиянии синем!
Внемли!
Отрадны тебе тишина и сон безмятежный,
Ты, о
веселая, добрая, праздники любишь ночные,
Мать
сновидений, ты гонишь заботы и отдых приносишь.
Все тебя
любят, дарящую сон, колесницы хозяйку,
Свет твой
таинствен, и ты по природе, богиня, двусуща —
То под
землей пребываешь, то снова восходишь на небо.
Кругом
бредя, ты играешь, гонясь за живущими в небе,
Либо, коней
подгоняя, к подземным богам устремляешь
Бег их и
светишь в Аиде опять, ведь тобой управляет
Строгий
Ананки закон, что всегда и для всех неизбежен.
Ныне, блаженная,
всем вожделенная Ночь, — умоляю,
Внемли с
охотой словам к тебе обращенной молитвы,
Мне
благосклонно явись, разогнав мои страхи ночные!
Никта, по сути, была мифографической богиней, поэтому культ её почти неизвестен. Нет описаний храмов посвященных Никте, но известно, что статуи её существовали. Чаще всего Никте
поклонялись на фоне других культов. Так, в храме Артемиды в Эфесе находилась статуя под названием «Ночь».
Согласно Павсанию, у нее был
оракул на Акрополе в Мегаре:
За священным участком, посвященным Зевсу, если
идти на акрополь, который по имени Кара, сына Форонея, и в наше еще время
назывался Карией, находится храм Диониса Никтелия (Ночного); есть еще
и святилище Афродиты Эпистрофии (Вызывающей склонность), так называемое
прорицалище Никты (Ночи)....
Возможно, оракул был и в Дельфах. Овидий в «Фастах» пишет : Ночью хохлатый
петух для ночной погибает богини, Так как он
теплого дня бодро вещает приход.
Римские авторы упоминали о
культовых практиках и писали гимны в её честь.
Овидий писал:
Трижды, как Геспер лицо свое прекрасное явит,
Трижды, как звездная ночь сдастся пред Фебом дневным,
Будет Лемурий ночных свершаться обряд стародавний:
Манам безмолвным тогда жертвы начнут приносить.
Будет Лемурий ночных свершаться обряд стародавний:
Манам безмолвным тогда жертвы начнут приносить.
Стаций, «Фиваида» :
«Ночь, — промолвил, — земли и неба труды обнимая,
звездные ты высылаешь огни путем многостранным,
сил душе набраться даешь, покамест ближайший
слабым Титан существам не пошлет пошлет восход
торопливый, —
ты, благодатная, мне, одолев заблуждений плетенья,
редкую веру даришь и рока истоки вскрываешь
древнего, — будь же ты мне утверждением данных обетов!
Дом этот вечно тебя, годовые круги отмеряя,
станет чтить, принося, богиня, лишь черные в жертву
стати отборной стада, а кроме того — пятилеток
пламя Вулкана пожрет, парным молоком политое.
Интересное изображение : Никта, как
представлено в Псалтире X века, стоит на стороне пророка Исаии
*
Гидра – второй по размеру спутник. Объект носит имя Лернейской гидры из древнегреческой
мифологии.
Гидра имеет очень высокую отражательную поверхность, вызванную наличием
водяного льда практически без темных примесей. Поверхность Гидры, по оценкам,
имеет возраст около четырех миллиардов лет. Гидра хаотично вращается вокруг
своей оси.
Деталям поверхности Гидры
Международный астрономический союз решил присваивать названия, связанные с
именами легендарных змей и драконов.
Лернейская гидра (др.-греч. Ὕδρα, «водяная змея». Этимология слова имеет
корни в праиндоевропейском языке: ПИЕ *wed «вода» → ПИЕ *udrós «водяной» → ПИЕ
*udréh₂ «водяное животное»)
– в
древнегреческой мифологии змееподобное многоголовое чудовище, которое
опустошало область Лерны.
Является порождением Ехидны и
Тифона.
По мифу, Лерну, плодородное и святое
место стала опустошать гидра, которая устроила себе логово под платаном у семи
ключей, дающих начало реке Амимона, и рыскала по соседнему бездонному
Лернейскому болоту. Император Нерон захотел измерить его глубину, но
безуспешно. Для многих путников это болото стало могилой. У гидры было огромное
собачье туловище и восемь или девять змеиных голов, одна из которых была
бессмертна. Некоторые считают, что у нее было пятьдесят, сто и даже десять
тысяч голов. Во всяком случае, она была столь ядовита, что одно ее дыхание и
даже запах ее следов могли уничтожить все живое.
Главный миф связан со вторым подвигом Геракла.
Афина все обдумала, как Гераклу лучше всего убить чудовище, и, когда на
колеснице, управляемой Иолаем, он достиг Лерны, богиня указала ему, где
находится логово гидры. По совету Афины он заставил её покинуть логово, пуская
из лука горящие стрелы, а когда ему удалось ухватить чудовище, он задержал
дыхание. Однако чудовище обвилось вокруг его ног, стремясь свалить его.
Напрасно Геракл бил дубиной по головам гидры – стоило ему раскроить одну
голову, как на ее месте вырастали две, а то и три новые из потоков крови.
На помощь гидре из болота выполз огромный рак и вцепился Гераклу в ступню,
но Геракл в ярости растоптал его и призвал на помощь Иолая. Иолай поджег часть
ближней рощи, а затем, чтобы у гидры не вырастали новые головы, стал прижигать
горящими головнями обезглавленные шеи и тем самым остановил поток крови.
Тогда мечом или золотым коротким клинком Геракл отрубил бессмертную голову,
которая частично была золотой, и все еще шипящую закопал её в землю у дороги в
Элеунт, навалив сверху огромную скалу. Туловище он разрубил на куски и погрузил
свои стрелы в смертоносную желчь гидры. Отныне даже небольшая рана, причиненная
такой стрелой, становилась смертельной. Геракл получил универсальное оружие в
свое распоряжение. Именно такой стрелой (случайно) был ранен кентавр Хирон,
друг Геракла.
И именно от яда гидры после погиб и Геракл.
Борьба Геракла и Иолая с
Лернейской гидрой. Чернофигурная гидрия- кувшин. IV в. до н.э
Лернейская гидра приводила в
недоумение мифографов классической эпохи. Павсаний утверждал, что это могла
быть большая ядовитая водяная змея, но Писандр первым назвал ее многоголовой,
желая сделать ее более устрашающей и в то же время придать еще больше веса
своим стихам. Согласно евгемеристу Сервию, гидра была источником подземных рек,
которые периодически выбивались на поверхность и затопляли землю: если
перекрывался один из многочисленных выходов, вода пробивала себе дорогу в другом
месте. Поэтому Геракл сначала использовал огонь, чтобы высушить землю, а затем
перекрыл все выходы воды на поверхность.
Хотя гидра напоминает
морского змея, убитого Персеем золотым клинком или серпом народившейся луны,
это было пресноводное чудовище, как и большинство тех, которых упоминали
ирландские и уэльские мифографы под именем пиастров, или аванков, или как то, о
котором можно догадаться по гомеровскому эпитету Лакедемона, а именно cetoessa,
т.е. «водяное чудовище», бесспорно
обитавшее в каком-нибудь глубоком водоеме Еврота. Собачье туловище напоминает
морское чудовище Скиллу.
Рационализация мифа.
Уничтожение Гераклом гидры, возможно, основано на реальном историческом
событии – попытке искоренить лернейские обряды плодородия. Однако новые жрицы опять
появлялись в платановой роще, пока ахейцы, а быть может, дорийцы не сожгли её
дотла, причем наличие платана и каракатицы предполагает критские религиозные
влияния.
*
Кербер – маленький спутник и состоит
из двух частей: одна шириной 8 км, другая – 5 км. Он
мог образоваться после столкновения двух малых тел. Назван в честь мифического пса
Кербера.
У Кербера – высокая отражающая способность
поверхности,
предположительно, она покрыта
относительно чистым водяным льдом. Его вращение – хаотично.
Деталям поверхности Кербера
Международный астрономический союз решил присваивать названия, связанные с
именами собак из литературы, мифологии и истории.
Есть также околоземной астероид 865 Цербер из группы Аполлонов.
Есть также околоземной астероид 865 Цербер из группы Аполлонов.
Цербер или Кербер (от др.-греч.
Κέρβερος, лат. Cerberus) – пёс из
греко-римской мифологии, часто называемый псом Гадеса; порождение Тифона и
Ехидны.
Цербер – страж, служит Гадесу
(Аид, Плутон) стоит в преддверии царства мертвых и охраняет его вход. Его
задача стеречь врата, чтобы души мертвых не могли вернуться на землю. Цербер в
представлении древних людей становился неким объяснением, почему люди умирают
навсегда – страж мира мертвых снабжен ужасным и устрашающим внешним видом,
который никого обратно не выпустит. Однако в легендах мотив с обманом Цербера,
тоже не редок. Возможно, это явилось отражением веры людей в возможность
воскрешения, или отражением извечного желания вечной жизни.
Полностью статью читать ЗДЕСЬ
*
Стикс – самый маленький естественный спутник системы Плутон-Харон. Назван в честь мифической
реки Стикс.
Также как и остальные спутники, – покрыт водяным льдом (либо полностью из
него состоит).
Деталям поверхности Стикса
Международный астрономический союз решил давать названия, связанные с именами
речных богов.
В греческой мифологии Стикс
(/ststýks/; древн.-гр.: Στύξ [stýks]) – река на
границе между царством мертвых (царством Гадеса/Плутона) и миром живых. Флегетон,
Лета, Ахерон и Коцит – другие четыре реки имеющие отношение к царству мертвых.
По версии, все пять рек сходятся в центре подземного мира на большом озере (болоте ?), которое иногда также называют Стиксом.
Согласно Геродоту, река Стикс
берет начало недалеко от равнины Фенеос.
По Гомеру река Стикс описывается как ветвь Океана, вытекающая из его десятого источника, а река Коцит является ветвью Стикса.
Стикс – самая знаменитая и
самая большая река, семь раз огибающая просторы царства Гадеса. Олицетворяет страх и мрак, а также известна как река
ненависти
(связано с глаголом stugeô, – ненавидеть.) Прилагательное «стигийский» (/ststddəiən/)
стало обозначать все темное и мрачное.
Считалось, что воды Стикса обладали чудесной силой и
могли сделать персонажа неуязвимым. Согласно легенде, Ахилл в детстве был
погружен в воды реки своей матерью : осталась неомытой только
лишь пятка, за которую она его держала. Эта пятка и стала
единственным уязвимым местом на теле будущего героя: именно туда поразила его стрела Париса (и убила) во время
Троянской войны. Метафора ахиллесова
пята – всем известна.
Стикс – это также богиня (океанида) с доисторическими корнями, дочь Тефиды и Океана, в честь которой, видимо, названа и река обладающая чудесной силой.
Водами Стикса боги закрепляли клятвы, потому что, согласно
классической мифологии, во время войны против
титанов Стикс (океанида), встала на сторону Зевса, первой бросилась ему на помощь. После войны Зевс
объявил, что каждая клятва должна быть принесена ей. Зевс поклялся дать Семеле
всё, что она пожелает, и был вынужден выполнить её просьбу, когда, к своему ужасу, понял, что просьба эта приведет к смерти. Гелиос также пообещал своему сыну
Фаэтону всё, что тот пожелает, что также привело к смерти
мальчика.
Мифы, связанные с такими
ранними божествами как Стикс, не сохранились достаточно
полно, чтобы быть включенными в исторические летописи, но
среди тех, которые были обнаружены, можно найти интересные аналогии...
Там обитает богиня, будящая ужас в бессмертных,
Страшная Стикс — Океана, текущего кругообразно,
Старшая дочь. Вдалеке от бессмертных живет она в доме,
Скалы нависли над домом. Вокруг же повсюду колонны
Из серебра, и на них высоко он вздымается к небу.
Страшная Стикс — Океана, текущего кругообразно,
Старшая дочь. Вдалеке от бессмертных живет она в доме,
Скалы нависли над домом. Вокруг же повсюду колонны
Из серебра, и на них высоко он вздымается к небу.
Быстрая на ноги дочерь Фавманта Ирида лишь редко
С вестью примчится сюда по хребту широчайшему моря.
Если раздоры и спор начинаются между бессмертных,
Если солжет кто-нибудь из богов, на Олимпе живущих,
С кружкою шлет золотою отец-молневержец Ириду,
С вестью примчится сюда по хребту широчайшему моря.
Если раздоры и спор начинаются между бессмертных,
Если солжет кто-нибудь из богов, на Олимпе живущих,
С кружкою шлет золотою отец-молневержец Ириду,
Чтобы для клятвы великой богов принесла издалека
Многоименную воду холодную, что из высокой
И недоступной струится скалы. Под землею пространной
Долго она из священной реки протекает средь ночи,
Как океанский рукав. Десятая часть ей досталась:
Многоименную воду холодную, что из высокой
И недоступной струится скалы. Под землею пространной
Долго она из священной реки протекает средь ночи,
Как океанский рукав. Десятая часть ей досталась:
Девять частей всей воды вкруг земли и широкого моря
В водоворотах серебряных вьется и в море впадает.
Эта ж одна из скалы вытекает, на горе бессмертным.
Если, свершив той водой возлияние, ложною клятвой
Кто из богов поклянется, живущих на снежном Олимпе,
В водоворотах серебряных вьется и в море впадает.
Эта ж одна из скалы вытекает, на горе бессмертным.
Если, свершив той водой возлияние, ложною клятвой
Кто из богов поклянется, живущих на снежном Олимпе,
Тот бездыханным лежит в продолжение целого
года.
- Гесиод. «Теогония».
Образ реки Стикс в общественном сознании прочно закрепился как этап перехода на «тот свет». Паромщиком на реке работает Харон…По другим источникам, его маршрут проходит по водам Ахерона.
Бытовала вера, что монета (обол
Харона), помещенная в рот мертвого человека, – это пошлина за переправу
через реку,
прямиком к царству мертвых. Говорили
также, что если кто-то не сможет заплатить пошлину, он никогда не сможет
пересечь Стикс
и вынужден будет вечно скитаться в беспокойстве. Ритуал совершали родственники умерших.
То есть, Стикс был главным образом
особенностью загробного мира в классической
греческой мифологии, – нечто похожее на область ада в таких текстах, как «Божественная
комедия» и «Потерянный рай».
Данте назначает Флегия стражем и помещает его в пятый круг Ада, где гневливые и унылые обречены на вечную драку в грязном
болоте Стиксе, где дном служат тела скучающих.
Офорт Гюстава Доре (1861) к «Божественной комедии» Данте. Плавание
по Стиксу.