13.6.20

Цербер




Цербер или Кербер (от др.-греч. Κέρβερος, лат. Cerberus) –  пёс из греко-римской мифологии, часто называемый псом Гадеса; порождение Тифона и Ехидны.
Цербер – страж, служит Гадесу (Аид, Плутон) стоит в преддверии царства мертвых и охраняет его вход. Его задача стеречь врата, чтобы души мертвых не могли вернуться на землю. Цербер в представлении древних людей становился неким объяснением, почему люди умирают навсегда – страж мира мертвых снабжен ужасным и устрашающим внешним видом, который никого обратно не выпустит. Однако в легендах мотив с обманом Цербера, тоже не редок. Возможно, это явилось отражением веры людей в возможность воскрешения, или отражением извечного желания вечной жизни.
В греко-римской мифологии около 15 персонажей сумели обойти Цербера, посетить Аид и покинуть его живым.

Этимология слова «цербер» не выяснена. Существует несколько версий о происхождении. По одной из них, оно имеет взаимосвязь с санскр. सर्वरा sarvarā, эпитетом одного из псов бога Ямы, через праиндоевропейское *ḱerberos «пятнистый».
Другая этимология предложена Брюсом Линкольном. Он сближает имя Цербера с именем собаки-стража Гарма (др.-сканд. Garmr), известного из скандинавской мифологии, возводя оба имени к праиндоевропейскому корню *ger- «рычать» (возможно, с суффиксами -*m/*b и -*r).
Однако, анализ фактически показывает, что Kerberos и Garmr были выведены из двух различных индоевропейских корней (*ker - и *GH - соответственно), и поэтому некоторые считают что связь между этими двумя именами отсутствует.
Античные писатели возводили происхождение слова к «creoboros» (пожирающий мясо), «Ker berethrou» (зло ямы), Κῆρες (души умерших) и βιβρώσκω (пожираю), синониму слова «опасность» и др. сочетаниям, которые не подтверждаются современными лингвистами.

Описания Цербера различны, в том числе и количество его голов. Цербер обычно описывается как трехглавый, хотя и не всегда.
У Цербера было несколько многоголовых родственников. Его отцом был многоголовый-змееголовый Тифон ; Цербер был братом трех других многоголовых чудовищ – Лернейской гидры, двухголового пса Орфа охранявшего скот Гериона, и Химеры, у которой было три головы –  львиная, козлиная и змеиная. И, подобно этим близким родственникам, Цербер был, за редкими иконографическими исключениями, также многоголовым.

В самом раннем описании Цербера, в «Теогонии» Гесиода, этот пёс имеет пятьдесят голов, а Пиндар описывает его как стоголового. Однако у более поздних авторов Цербер почти всегда,  – трехголовый. Исключение составляет Цербер описанный Горацием, у которого одна собачья голова и сто змеиных голов.  Иногда средняя голова его могла быть львиной.
Возможно, пытаясь примирить эти конкурирующие традиции, Аполлодор описывает Цербера как имеющего три собачьи головы + головы всех видов змей вдоль его спины, в то время как византийский поэт Иоанн Цец (который, вероятно, за базис взял Аполлодора) награждает Цербера пятьюдесятью головами, три из которых были собачьими, а остальныеголовами других зверей всех видов.
В искусстве (в основном античная керамика) Цербер чаще всего изображается с двумя собачьими головами (видимыми), и никогда более трех, но иногда только с одной.

Геракл, Гермес и Цербер. Краснофигурный килик. VI в. до н. э.


На одном из двух самых ранних изображений (около 590-580 гг. до н. э.), на Коринфской чаши из Аргоса (утеряна), Цербер был изображен в виде обычной одноголовой собаки (но с кучей змей).  


Первое известное изображение трехголового Цербера можно увидеть на Лаконской чаше, VI века до н. э.. Также у него вместо хвоста – змея. Этот мотив будет позже повторяться неоднократно.



Возможно, происхождение Церберов со змеиными элементами имеет корни в давней традиции, где Цербер подразумевался, как наполовину змей, ведь матерью его упоминается полузмея Ехидна, а его отецзмееголовый Тифон.
В литературных источниках первое определенное указание на змеиную природу Цербера содержится в рационализированном рассказе Гекатея Милетского (500-494 до н. э.), который представляет Цербера как большую ядовитую змею. Эвфорион Халкидский (III век до н. э.) описывает Цербера как имеющего множество змеиных хвостов,  и, вероятно, в связи с его змеиной природой, связывает Цербера с ядовитым растением аконит.
У Вергилия змеи извиваются вокруг шеи Цербера.
У Овидия Цербер имеет ядовитую пасть, а шея его мерзкая, увитая змеями.
Сенека добавляет Церберу «гриву» состоящую из змей, и также змеиный хвост.
Иногда у него когти как у льва. Или вообще он, – с львиным телом и лапами. Или с тремя львиными головами.
Согласно Еврипиду, у Цербера было не только три головы, но и три туловища, а согласно Вергилию, – несколько спин. Цербер ел сырое мясо (согласно Гесиоду), у него были глаза, которые сверкали огнем (согласно Эвфориону) и острый слух (согласно Сенеке), который позволяет ему слышать даже духов.
У Горация («Оды») Цербер описан как одноглавый :
Цербер-пес, хотя над его главою
Сотня страшных змей, угрожая, вьется;
Смрадный дух и гной треязычной пастью
Он извергает.

На скульптурах Цербер часто изображается рядом с Гадесом/Аидом/Плутоном. Он либо трехголовый, либо – двухголовый.

Цербер и Аид / Серапис


Итак, Цербер стоял у ворот преисподней и выполнял роль стража. Мертвых он не выпускал, а живых не впускал. Такое представление о загробной жизни в Древней Греции повлияло и на особенности похорон. В руку умерших перед захоронением вкладывали медовую лепешку для Цербера.
Это связано с одной историей. Вергилий в «Энеиде» пишет, как герой Эней и Кумская сивилла, выполнявшая роль проводника в царство мертвых для Энея, бросила трехглавому Церберу хлеб, смешанный с медом и травами, чтобы усыпить его, позволяя Энею проследовать дальше в подземный мир
Но через тем­ный поток невреди­мо героя и жри­цу
Бог пере­вез и сса­дил в камы­шах на или­стый берег.
Лежа в пеще­ре сво­ей, в три глот­ки лаял огром­ный
Цер­бер, и лай гро­мо­вой огла­шал мол­ча­ли­вое цар­ство.
Видя, как шеи у пса още­ти­ни­лись зме­я­ми гроз­но,
Слад­кую тот­час ему лепеш­ку с тра­вою снотвор­ной
Бро­си­ла жри­ца, и он, рази­нув голод­ные пасти,
Дар пой­мал на лету. На загрив­ках змеи поник­ли,
Всю пеще­ру заняв, раз­лег­ся Цер­бер огром­ный.
Сто­рож уснул, и Эней поспе­шил по доро­ге сво­бод­ной.

Вергилий описывает Цербера в его кровавой пещере, скорчившегося во сне над наполовину обглоданными костями. А Эней, благополучно вернулся на поверхность.

Главный миф, где Цербер в одной из главных ролей и который описывают многие античные авторы, связан с его укрощением, – это один из подвигов Геракла.
Укрощение Цербера первоначально воспринималось как предпоследний подвиг Геракла перед похищением яблок Гесперид, впоследствии как последнее деяние по приказу Еврисфея.
Самый трудный подвиг Геракла состоял в том, чтобы, по поручению царя Эврисфея привести из подземного царства мертвых свирепого Цербера. Герой решил получить для такого великого дела освящение на Элевсинских мистериях в Афинах. В то время к этим мистериям допускались только афиняне, но Геракл добился разрешения участвовать в них при помощи своего друга Тесея.
Очищенный и подготовленный на мистериях, Геракл спустился в подземное царство Гадеса. Одни говорят, что он сделал это у мыса Тенара а Лаконике, другие – что близ Ахерусийского полуострова около Гераклеи Понтийской. Вели героя боги Афина и Гермес. Испугавшись гневного взгляда Геракла, перевозчик царства мертвых Харон переправил его через реку Стикс бесплатно. За это Гадес на год заковал Харона в колодки. Когда Геракл ступил из челнока перевозчика на берег, все тени мертвых бросились бежать, кроме героя Мелеагра и Медузы Горгоны. При виде ужасной Медузы Геракл в страхе выхватил меч, но Гермес объяснил ему, что это только безвредная тень. С Мелеагром Геракл завел дружескую беседу и пообещал жениться на его сестре, Деянире.
У ворот царства мертвых Геракл обнаружил своих друзей Пирифоя и Тесея, которые тоже пытались спуститься туда, но приросли к скале. Он освободил Тесея, но Пирифоя пришлось оставить под землей. Решив порадовать тени умерших теплой жертвенной кровью, Геракл зарезал одну из коров Гадеса. Приветствовать Геракла вышли сам Гадес и его жена Персефона.
Герой потребовал отдать ему Цербера. Гадес согласился на это, но выставил условие: Геракл должен был сам одолеть и увести пса, не прибегая к дубине и стрелам. Подойдя к Церберу, Геракл схватил его за шею. Колючий хвост пса взвился вверх для удара, но защищенный шкурой Немейского льва богатырь не ослабил своей хватки. Цербер стал задыхаться и уступил.
С помощью Афины Геракл переправился обратно через реку Стикс и вместе с Цербером вышел на белый свет. Цербер отводил глаза от дневного света, из всех его трех глоток раздавался неистовый лай. Слюна адской собаки текла по зеленым полям, и от нее произошло ядовитое растение аконит. Фессалийские колдуньи потом делали из него мазь «для полетов»: от нее немели ступни и руки, что давало ощущение оторванности от земли.
Геродор Гераклейский писал, что Цербера вырвало желчью, из которой выросло растение аконит.
Цербер в рассказе Сенеки также, как и у Овидия, очень бурно реагирует на дневной свет. Разгневанный, ранее покоренный, он яростно борется, а Геракл и Тесей еле справляются.
По некоторым сведениям, после того как Геракл поднял Цербера из подземного мира, он провел его захваченного через всю Грецию: женщины и дети наблюдали за ним в страхе, и Диодор Сицилийский говорит о Цербере, что Геракл к изумлению всех показал его людям.
Сенека пишет, что Юнона жаловалась на то, что Геракл гордо разгуливает с черным псом по Аргивским городам, а Геракла встречают толпы в лавровых венках, поющие ему хвалу.

Когда Геракл привел Цербера в Микены, трусливый царь Эврисфей, совершавший в это время жертвоприношения, отдал герою долю, полагавшуюся рабам, а куски получше приберег для своей родни. В праведном гневе Геракл убил трех сыновей Эврисфея. При одном взгляде на ужасного пса, Эврисфей, сам пославший Геракла за ним, стал умолять отвести Цербера обратно. Герой исполнил его желание.
По другой версии, Цербер сбежал, предположительно вернувшись в подземный мир самостоятельно.

Исследователи мифов считают, что рассказ о пленении Гераклом Цербера – один из вариантов десятого его подвига. Коровы Гериона находились на «дальнем западе», «у захода солнца» – то есть, в месте, которое также было аллегорией царства умерших. Упоминание о том, что Геракл заколол в подземном мире одну из коров Гадеса также, видимо, связано с мотивами сказания о десятом подвиге. На острове Гериона Геракл бился с ужасным двухголовым псом Орфом, который напоминает Цербера.

Пленение Цербера было популярной темой в древнегреческом и римском искусстве. И более позднем в том числе. Самые ранние изображения датируются началом шестого века до нашей эры.

Гермес, Геракл, плененный Цербер и Геката. Краснофигурный кратер IV в.до.н.э


Геракл вывел плененного Цербера на поверхность. Испуганный Эврисфей спрятался в гигантском горшке. Редкий пример: Цербер – трехтелесный и в разных цветах. VI в. до.н.э


Цербер и Геракл. Офорт Антонио Темпеста (Флоренция, 1555–1630).



Другой миф описывает Орфея, который пытаясь спасти свою возлюбленную Эвридику, спускается в царство мертвых. Своим пением он очаровывает перевозчика через Стикс Харона, Цербера, судей и самого бога Гадеса. Орфей благополучно возвращается обратно на поверхность, а вот Эвридика – нет.

Цербер на скульптуре «Орфей», 1519. Баччо Бандинелли.



Древнегреческий лирический поэт Стесихор (ок. 630 -555 до н. э.), по-видимому, написал поэму под названием «Цербер», от которой к сожалению практически ничего не осталось. Однако упомянутая выше утраченная в начале VI века до нашей эры Коринфская чаша из Аргоса, на которой была изображена одна голова и змеи, растущие из многих мест на теле Цербера, возможно, была разрисована под влиянием поэмы Стесихора.
Софокл написал драму под названием «Цербер». Он же в  «Царе Эдипе» рассказывает, как  хор просит, чтобы Эдипу было позволено пройти через врата подземного мира без помех со стороны Цербера, называемого здесь "неукротимым наблюдателем Гадеса".

Платон в «Государстве» пишет :

– Хорошо. А теперь, раз мы заговорили об этом, давай вернемся к тому, что было сказано раньше и что привело нас к этому вопросу. Тогда говорилось, что человеку, полностью несправедливому, выгодно быть несправедливым при условий, что его считают справедливым. Не так ли было сказано?
– Да, так.
– Давай же теперь обсудим это утверждение, раз мы пришли к согласию насчет значения справедливой и несправедливой деятельности.
– Как же мы будем это обсуждать?
– Мы создадим некое словесное подобие души, чтобы тот, кто тогда это утверждал, увидел, что он, собственно, говорит .
– Каким же будет это подобие?
– Чем-нибудь вроде древних чудовищ – Химеры, Скиллы, Кербера, – какими уродились они согласно сказаниям. Да и о многих других существах говорят, что в них срослось несколько разных образов.


Рационализация мифа о Цербере.

Античные писатели пытались найти историческую подоплеку фантастических историй о Цербере. Первые попытки рационализации греческих мифов датируют VI веком до н. э. Упомянутый выше Гекатей Милетский  делает предположение о том, что Цербер был вовсе не собакой, но ядовитой змеей на Тенароне. Её называли «псом Аида-Гадеса», так как укус её был смертельным. И именно эту змею Геракл принес Эврисфею. Возможно, как диковинку.
Подобные версии высказывали и другие авторы античных произведений, которые просуммировал во II веке н. э. Павсаний. Павсаний (который сохранил для нас версию Гекатея) указывает, что, поскольку Гомер не описывает Цербера, рассказ Гекатея не обязательно противоречит Гомеру, поскольку гомеровская гончая Гадеса на самом деле может относиться не к реальной собаке, но к любому другому животному-существу.

Палефат передает историю о двух псах Орфе и Цербере из города Трикраниум («трехглавого»), которые охраняли стада Гелиоса. Во время их похищения Геракл убил Орфа, а Цербер последовал за скотом. Некий микенец предложил купить Цербера у Эврисфея (который вероятно, получил собаку вместе со скотом от Геракла). Но когда Эврисфей отказался, микенец украл собаку и запер её в пещере в Тайнароне. Эврисфей приказал Гераклу найти Цербера и вернуть его обратно. Обыскав весь Пелопоннес, Геракл нашел место, где, как было сказано, держали Цербера, спустился в пещеру и поднял пса, после чего сложилась легенда: Геракл спустился через пещеру под землю в царство Гадеса и поднял Цербера на поверхность.

В рационализированном рассказе Филохора, в котором Геракл спасает Тесея, царь фессалийского племени лапифов Пирифой съеден Цербером. В этой версии истории Айдоней (то есть Гадес)смертный царь молоссов, имеющий жену по имени Персефона и дочь по имени Кора (другое имя богини Персефоны) и большую смертную собаку по имени Цербер, с которой должны были сражаться все женихи его дочери. После похищения Елены, которая должна была стать женой Тесея, Тесей и Пирифой пытаются похитить Кору для Пирифоя, но Айдоней ловит двух героев, заключает Тесея в тюрьму и скармливает Пирифоя Церберу. Позже, будучи гостем Айдонея, Геракл просит Айдонея освободить Тесея в качестве одолжения, которое Айдоней ему дарует.
Гераклит-парадоксограф и вовсе высказывает простое предположение, что у обычного пса по кличке Цербер было два щенка, которые постоянно ходили за ним, отчего тот и казался трехголовым.

Византийский историк и епископ Евсевий Кисарийский писал, что Цербер был изображен с тремя головами, потому что положение солнца над землей тривосходящее, полуденное и заходящее.
В более позднее время Сервий, средневековый комментатор «Энеиды» Вергилия, производил имя Цербера от греческого слова creoboros, означающего пожирающий плоть (см. выше), и считал, что Цербер символизировал пожирающую трупы землю, а триумф Геракла над Цербером символизировал его победу над земными страстями.
Позднее мифограф Фульгенций аллегорически изображает три головы Цербера как три источника человеческой борьбы: «природа, причина и случайность» и (опираясь на ту же этимологию пожирания плоти, что и Сервий) как символ трех эпохмладенчества, юности и старости, когда смерть приходит в мир.
Позднейшие Ватиканские мифографы повторяют и расширяют традиции Сервия и Фульгенция. Третий Ватиканский мифограф дополняет Фульгенция и говорит что:  для философов Цербер представлял ненависть, и его три головы символизировали три вида человеческой ненависти: естественную, причинную и случайную (т. е. непреднамеренную).
Второй и третий Ватиканские мифографы отмечают, что у трех братьевЗевса, Посейдона и Гадеса есть три знака отличия, связывающие их и трехглавого Цербера Аида с тройным перуном Зевса и трезубцем Посейдона, в то время как третий Ватиканский мифограф добавляет, что некоторые философы думают о Цербере как о трехсторонней земле: Азия, Африка и Европа. Эта земля, поглощая тела, посылает души в Тартар.

Вергилий описал Цербера как «ненасытного» (fame rabida), и хищный пёс стал притчей во языцех. Таким образом, Цербер стал символом алчности и чревоугодия.
Так, например, в «Божественной комедии» Данте Алигьери Цербер описан как демон, охраняющий выход из третьего круга Ада, в котором заключены обжоры :

Трехглавый Цербер, хищный и громадный,
Собачьим лаем лает на народ,
Который вязнет в этой топи смрадной.
Его глаза багровы, вздут живот,
Жир в чёрной бороде, когтисты руки;
Он мучит души, кожу с мясом рвет.

Цербер стережет третий круг Ада. Уильям Блейк.


Вергилий кормит Цербера в третьем круге Ада. Гюстав Доре.



Цербера упоминает в поэме «Телемахида» Василий Тредиаковский (1766), повествуя о наказании царей в аду за злоупотребление властью Там, наконец, Тилемах усмотрел Царей увенчанных, Употребивших во зло свое на престолах могутство. <…> В этом Зерцале они смотрели себя непрестанно; И находились гнуснейши и страшилищны паче, <…> нежели тот преужасный Пес Кервер, Чудище обло, озорно, огромно, с тризевной и Лаей…

Цербера упоминает в своих произведениях немецкий поэт Г. Гейне. В стихотворении «Подземный мир» Аид жалуется на свою жену: «После злых её речей / Цербер лающий — отрада.».

Карл Линней по имени этого мифологического персонажа назвал род цветковых растений, распространенных в Африке, Азии, Австралии и ОкеанииCerbera (Цербера). Он выбрал такое название по причине того, что особенностью представителей этого рода является их сильная токсичность.
По имени охранника Гадеса назван протокол Kerberosсетевой протокол аутентификации.
В фэнтези и киберпанке имя Цербера дают программам-убийцам.

В русском языке слово «цербер» стало обозначать злого, свирепого, бдительного, неумолимого стража или надсмотрщика, следящего за каждым шагом. В этом контексте его в частности использовал А. С. Пушкин в «Оде его сият. гр. Дм. Ив. Хвостову»: «На место тени знаменитой, / Пред коей Цербер днесь ревет».

***

По теме: