12.6.20

Спутники Марса



У планеты Марс есть два спутника. Так как окрестности Марса достаточно хорошо изучены, обнаружение там еще каких-либо лун, практически ровно нулю. Оба спутника были открыты в 1877 году (год великого противостояния Марса) Асафом Холлом и названы в честь Фобоса и Деймоса – персонажей из греческой мифологии.
Оба спутника – небольшие по размерам (~ 25 и 13 км. в диаметре).

Фобос (слева) и Деймос (справа) ; фото сделаны аппаратом Mars Reconnaissance Orbiter в 2008 году. Как видно, оба спутника имеют выражено неправильную форму, и внешне походят скорее на пару булыжников.


Фобос и Деймос всегда повернуты к Марсу одной и той же стороной, потому что являются синхронными: период обращения каждого из них совпадает с соответствующим периодом обращения вокруг Марса. По этому признаку Деймос и Фобос схожи с нашей Луной, обратная сторона которой также никогда не видна с поверхности Земли.
Примерно через 10-12 млн. лет Фобос упадет на Марс. Либо, с течением времени будет постепенно разрушаться. Это связано с тем, что движение его замедляется из-за приливного воздействия планеты. Деймос же наоборот, – удаляется от Марса.

Ученые (и не только) постоянно грезили о спутниках Марса. Еще до официального открытия в 1877 году высказывались предположения о них. Причем конкретно о двух. Любопытную теорию выдвинул Иоганн Кеплер в 1610 году: глядя на Луну и на Юпитер, из спутников которого на тот момент знали четыре, Кеплер предположил, что количество спутников у планет возрастает в геометрической прогрессии при удалении от Солнца. Таким образом, у Марса их должно было быть два. Искал спутники Марса и Уильям Гершель, но безрезультатно. Также о двух спутниках фантазировали писатели Вольтер и Джонатан Свифт. Что оказалось правдой в итоге. Кстати, именно их именами названы единственные два объекта на Деймосе (кратеры Свифт и Вольтер), имеющие собственные имена.
На Фобосе есть крупный кратер (около 10 км. в диаметре), названный в честь жены Холла, Стикни.

Вопрос о природе появления спутников Марса по сей день остается предметом дискуссий. Необычная их форма и некоторые другие признаки делают популярной версию о захвате Марсом двух астероидов Главного пояса. Однако довольно правильная форма орбит спутников Марса и положение их орбитальных плоскостей, почти совпадающих с марсианской, ставит под сомнение эту версию. По одной из гипотез Фобос и Деймос могут быть частями некогда расколовшегося единого спутника.
Либо это части самого Марса, отколовшиеся от планеты в результате столкновения с другим крупным телом.
Оба спутника вращаются достаточно близко к планете (всего 6000 км. для Фобоса и 23 500 для Деймоса). 

Фобос при наблюдении с поверхности Марса имеет видимый диаметр около 1/3 от диска Луны на земном небе и видимую звездную величину порядка −9 (приблизительно как Луна в фазе первой четверти). Деймос же выглядит как яркая звезда без заметного видимого диска, звездной величиной около −5 (чуть ярче Венеры на земном небе).
Оба спутника состоят из каменистых пород, на их поверхности имеется значительный слой реголита.

*


Фобос (др.-греч. Φόβος, что означает «страх»)сын бога войны Ареса (Марса) и богини красоты и любви Афродиты (Венеры). Брат Деймоса (его близнец), Гармонии и др...
В классической греческой мифологии Фобос является персонификацией страха вызванного войной, но в мифологии у него не было особой, значительной роли, кроме того, что он был на подхвате у своего отца. Фобос – аналогия выражения «убегать со всех ног, от страха». В этом контексте он чаще всего и упоминается в мифах.
Римский эквивалент – Павор (Pavor) или Террор (Terror).

От имени Фобоса происходит понятие «фобия» (аналогично – φόβος ), боязнь – симптом, сутью которого является иррациональный неконтролируемый страх или устойчивое переживание излишней тревоги в определенных ситуациях или в присутствии (ожидании) некоего известного объекта.

Фобос иногда описывали (и изображали) как имеющего львиную или львиноподобную голову. Это можно прочесть в «Описание Эллады»  Павсания, например :
На щите Ага­мем­но­на изо­бра­жен Фобос с голо­вою льва. Над тру­пом Ифида­ман­та такая над­пись:
Ифида­мант здесь лежит. Коонт же его отби­ва­ет.

А у щита Ага­мем­но­на напи­са­но:
Ужас это для смерт­ных, вла­де­ет же им Ага­мем­нон.

Львиноподобный Фобос. Греко-римская мозаика. IV в. н.э.


Описание щита Агамемнона в «Илиаде» Гомера :

Гвозди свер­ка­ли зла­тые; вла­га­ли­ще меч­ное окрест
Было сереб­ря­ное и дер­жа­лось рем­ня­ми зла­ты­ми.
Под­нял, все­го покры­ваю­щий, бур­ный свой щит велелепный,
Весь изу­кра­шен­ный: десять кру­гом его обо­дов мед­ных,
Два­дцать вдоль его было сия­ю­щих блях оло­вян­ных,
Белых; в сре­дине ж одна возды­ма­ла­ся — чер­ная воронь;
Там Гор­го­на сви­ре­по­об­раз­ная щит повер­ша­ла,
Страш­но глядя­щая, окрест кото­рой и Ужас
(Δεῖμός) и Страх (Φόβος).
Среб­ря­ный был под щитом сим ремень; и по нем протяженный
Сизый дра­кон изви­вал­ся ужас­ный; гла­вы у дра­ко­на

Гомер вообще много раз упоминает Фобоса в «Илиаде». Фобос описан так: он вместе со своим братом-близнецом Деймосом и Эридой управляет колесницей Ареса. Еще одно упоминание о Фобосе в «Илиаде» связано с Афиной, держащей эгиду, украшенную изображением Фобоса и его братьев и сестер.
Также он упоминает Фобоса как любимого сына своего отца Ареса, который всегда находится рядом с ним, когда он идет на войну : Арес приказывает братьям Фобосу и Деймосу запрягать боевых коней, а сам облачается в доспехи…
Фобос по Гомеру – источник страха даже для самого терпеливого, отважного и мудрого воина.

В «Деяниях Диониса» Нонна, Зевс вооружает Фобоса молнией, а Деймосагромом, чтобы напугать Тифона. Позже Фобос и Деймос выступают в роли колесничих Ареса, чтобы сразиться с Дионисом во время его индейского похода.
Там же, Фобос упоминается как возничий Эриды или Кибелы ?.

Вакху во сне явилась Эрида, кормилица Распри,
На колеснице стояла, львами влекомой, богиня,
Приняв обличие Рейи, любящей рокот трещоток;
Фобос правил возничий призрачной этой повозкой,
Был он и ликом, и телом подобьем Аттиса мнимым -
Мужествен, но и с телом округлоизнеженным тоже,
Голосом звонким, высоким гнал он упряжку Кибелы.

Фобос с Аресом на колеснице. Чернофигурная ваза, VI в. до н.э.



Плутарх упоминает о святилище Фобоса в Спарте в дополнение к святыням, посвященным смерти (Танат) и смеху (Гелос), и он утверждал, что спартанцы почитали страх как позитивную силу, которая скрепляла государство. Павсаний, писавший во времена императорского Рима, отмечал, что храм, посвященный Фобосу, находился за пределами города.

Согласно Плутарху, Александр Македонский принес жертвы Фобосу накануне битвы при Гавгамелах, по всей вероятности, прося, чтобы войско персидского царя Дария наполнилось страхом. Результаты были впечатляющие : войско Дария III было разбито, после битвы при Гавгамелах Александру сдался Вавилон и другие города Персидской империи, причем персидские вельможи присягают на верность Александру – новому повелителю Азии. Царь персов Дарий III бежал на восток в надежде собрать там армию, но был захвачен, а затем и убит собственным сатрапом Бессом.

Описание щита Геракла у Гесиода :

В руки он щит пестроблещущий взял, который ни разу
Дальний иль ближний удар не пронзил – восхищение взору.
Весь по кругу эмалию белой и костью слоновой,
Светлым он мерцал янтарем и притом излучался
Златом блестящим, его пробегали полоски лазури.
Был посредине дракон и Страх (Фобос):
Часто взирал он очами, из коих светилося пламя,
Полнилась пасть его от зубов, белевших рядами,
Неумолимых и грозных. Вверху над ужасной главою
Грозная Распря (Эрида) витала, к сраженью мужей побуждая,
Страшная, — разум и мысли она у мужей отнимает,
Кои противу Зевесова сына воздвигли сраженье.


Афродита, Арес, Эрос и маленький Фобос. Греко-римская фреска из Помпей, I в. н.э.


У Стесихора в «Фрагментах» :
...обезглавленные чужеземцы, пришли сюда, чтобы построить храм Фобосу (страху) из черепов.


Деймос (др.-греч. Δεῖμος, что означает «смятенье, ужас») – брат-близнец Фобоса. Нередко их ассоциируют друг с другом, – как ужас-страх-смятенье (всё одно).
Персонификация ужаса. Вызывает беспорядок в войсках и не появляется как самостоятельная фигура в мифологии.
Та же мать, тот же отец.  

Кифе­рея (Афродита) Щито­дро­би­те­лю Аре­су Страх роди­ла и Смя­те­нье,..
αὐτὰρ Ἄρηι ῥινοτόρῳ Κυθέρεια Φόβον καὶ Δεῖμον ἔτικτε…
- Гисиод, «Теогония».

Как сыновья Афродиты, богини любви, близнецы также представляли страх потери.

Упоминается у Эсхила в «Семь против Фив» :
Семь полководцев, семь отважных воинов
Зарезали быка, в чернокаемный щит
Спустили кровь и, руки ею вымарав,
Аресом, Энио и богом Ужасом [Δεῖμον]
Разрушить город поклялись и Кадмову
Опустошить столицу или пасть самим,
Но землю эту в месиво кровавое
Сначала превратить.

Квинт Смирней, «Падение Трои» :
Ахейцы сильно давили на троянцев вплоть до самой Трои. И все же они бросились и не могли выбирать иначе, потому что Эрида (раздор) и смертоносная Энио преследовали их . . . Рядом с ними свирепо бушевал безжалостный Керес (судьба): здесь Фобос (панический страх) и Арес будоражили войско; тяжело следовал за ними Деймос (ужас) с резней кровавой....

В поэме Антимаха, Деймос и Фобос – это имена коней Ареса : Ужас и Страх, порожденные Бурею, славные в беге.

Опять же, – Фобос, Деймос и Эрида упоминаются вместе…у Гомера :
Ужас насиль­ст­вен­ный,Страх и несы­тая бешен­ст­вом Распря,
Бога вой­ны, муже­губ­ца Арея сест­ра и подру­га…

Римским эквивалентом Деймоса был Формид (Formido) или Метус (Metus). Метус также являлся персонификацией страха.

Вергилий, «Энеида» :
pal­len­tes­que ha­bi­tant Mor­bi tris­tis­que Se­nec­tus
et Me­tus et ma­le­sua­da Fa­mes ac tur­pis Eges­tas,
Блед­ные здесь Болез­ни живут и уны­лая Ста­рость,
Страх, Нище­та, и Позор, и Голод, злоб­ный совет­чик,

Овидий, «Фасты» :
Были с ней Айдос (Совесть) и Метус (Страх), да и все высочай­шие боги
Согла­со­ва­ли свой лик с нею, вос­сев­шею там…

Овидий, «Метаморфозы» :
А Тиси­фо­на, тот­час — жесто­кая — смо­чен­ный кровью
Факел рукою зажав, и еще не про­сох­ший, кро­ва­вый
Плащ наде­ла и вот, зме­ей изви­той под­вя­зав­шись,
Из дому вышла. При ней Рыда­ние спут­ни­ком было,
Смерт­ный Ужас, и Страх
(Metus), и Безумье с испу­ган­ным ликом.

Сенека, «Геркулес в печали» :
В ней на высоком тисе вялый Сон повис,
Лежит в ней Голод с пастью провалившейся
И прячет поздний Стыд лицо, раскаявшись.
Страх, мрачный Ужас (Metus Pavorque),
Боль с зубовным скрежетом,
Недуг, Печаль, Война в железном панцире
Ютятся дальше, и, с клюкой беспомощной
Бредущая, всех глубже Старость прячется.

Апулей, «Золотой осел» :
Под  звуки  различных  мелодий, исполнявшихся на флейте в ионийском ладу, девушка приблизилась степенно и тихо и благородными жестами дала понять пастуху, что, если  он  присудит  ей награду за красоту, она отдаст ему владычество над всей  Азией. С тою же, которую воинственный наряд превратил в Минерву, была стража - двое  отроков, оруженосцев войнолюбивой богини, Страх (Terror) и Ужас (Metus); они пританцовывали,  держа  в
руках обнаженные мечи.

Арес, Деймос (или Фобос) и Ника. Греко-римская напольная мозаика. III в. н.э.



«Фобос и Деймос», современный ART. Pablo Gonzalez



«Фобос и Деймос», современный ART. Ben Preece