8.6.19

(136108) ХАУМЕА




Мифологему читать ЗДЕСЬ


Астрономическая справка :

(136108) Хаумеа – третья по величине, после бинара Плутон-Харон и Эриды, карликовая планета нашей Солнечной системы. Классифицируется как плутоид. Дата открытия – 28 декабря 2004 г.
Хаумеа приблизительно равна диаметру Плутона вдоль его самой длинной оси и примерно вдвое меньше диаметра его полюсов.
Орбитальный период Хаумеа – примерно 284 года. Эксцентриситет0, 20. Наклонение – 28,2°.
От 66 до 80% поверхности Хаумея – это чистый кристаллический водяной лед ; таким образом, Хаумеа яркая, как снег, с альбедо в диапазоне 0,6–0,84, – что делает эту карликовую планету одним из самых ярких объектов в Солнечной системе.
Хаумеа крутиться вокруг своей оси быстрее любого известного науке объекта в Солнечной системе – полный оборот она совершает менее чем за четыре часа. Именно такая большая скорость вращения и придала планете столь необычный внешний вид и форму вытянутого яйца. 
У Хаумеа была обнаружена система колец : это первая обнаруженная система колец для объектов TNO.

Симуляция 4-часового поворота Хаумеа внутри колец



У Хаумеа обнаружено два спутника, названные Хииаки и Намака. Подробнее читать ЗДЕСЬ

Хаумеа и её спутники (в представлении художника) ; орбиты Хаумеи (жёлтая), сопоставленная с орбитой Плутона (красная) и эклиптикой (серая). Перигелий (q) и афелий (Q) отмечены датами прохождения. Положение планет на май 2009 года отмечено сферами, иллюстрирующими относительный размер и разницу в альбедо и цвете.


Снимок Хаумеа со спутниками сделанный телескопом Хаббл.

Изначально Хаумеа был известен под именем «Санта» ('Santa') до того как обрел свое официальное название, потому что открыт он был 28 декабря в рождественскую пору (Макемаке был открыт на пасху). Прозвище кажется забавным, потому как присутствие яркого темно-красного пятна сильно контрастирует с бледно-голубой поверхностью Хаумеа и напоминает шапку Санта Клауса.
Интересный факт : семейство Хаумеа, единственное в своем роде в поясе Койпера насчитывает 8 наиболее крупных объектов. Гавайский архипелаг состоит из 8 главных островов, а согласно легенде, богиня Хаумеа произвела на свет от 6 до 8 (по разным источникам) других активно почитающихся островитянами божеств гавайской мифологии. Из других источников мы можем узнать что богиня Хаумеа имеет 68 различных форм существования : от акулы до человеческой женщины. Предполагается, что все члены семейства являются фрагментами одного большого родительского астероида (т .е. Хаумеа), распавшегося когда-то в результате столкновения с другим крупным объектом.

Обстоятельства, сопровождавшие открытие Хаумеа, достаточно интересны, еcли не сказать детективны: в них были вовлечены две группы астрономов – одна из Испании, другая – команда Майкла Брауна (первооткрывателя большого кол-ва транснептунов). В своей книге «Как я убил Плутон и почему это было неизбежно», Браун приводит доказательства мошенничества со стороны испанской команды астрономов. Таким образом, первооткрывателем (136108) Хаумеа  по праву считается Майкл Браун & Co. Собственно, предложенное им имя (Хаумеа) и было одобрено МАС.


(136108) Хаумеа в представлении художника




Перигелий / афелий:

24/ 2/1567
25/10/1708
16/ 6/1850
2/ 1/1992




(136108) ХАУМЕА был обнаружен в созвездии Волосы Вероники ; пр. восхождение – 13ч. 28мин. Склонение –19’30. 




Глиф



Отрывок из книги Майкла Брауна «Как я убил Плутон и почему это было неизбежно» (2010).


Еще никто не знает (ну, кроме Дайен, которой я рассказываю все, моих родителей, всех моих аспирантов и нескольких друзей), что через два дня после Рождества я обнаружил самый яркий объект, который когда-либо видел. Я не был уверен наверняка, насколько он большой, и к тому же я проиграл пари, но то, что я нашел, вполне могло оказаться планетой. В честь праздничных дней, в которые я обнаружил новый объект, я назвал его Сантой.
Если бы я обнаружил Санту несколькими годами ранее, моя реакция была бы примерно такой: "Бьюсь об заклад, эта штука намного больше, чем Плутон!
Наконец-то я нашел десятую планету!" Но я стал более скептичным. Кваоар и Седна уже обвели меня вокруг пальца. Из-за своих аномально холодных поверхностей, благодаря которым они казались намного ярче, чем я предполагал. Даже если поверхность Санты окажется ледяной, как и у Седны, это все равно будет означать, что Санта своими размерами не уступает Плутону. А что, если Санта окажется еще более холодным, чем Седна и Кваоар? А что, если поверхность Санты покрыта чистейшим льдом, из-за которого он кажется намного ярче, чем Седна? Нет, я не собирался себя обнадеживать.
Я написал Чеду и Дэвиду о находке. В письме я не решился прямо заявить о том, что она больше, чем Плутон. Однако я так, между прочим, упомянул, что если его поверхность темная – а мы долгое время считали, что большинство объектов в поясе Койпера как раз имеют такую поверхность, – то скорее всего он размером с Меркурий.
Всю следующую неделю Чед, Дэвид и я, пытаясь опередить друг друга, искали старые фотографии, на которых был виден Санта, чтобы определить, по какой орбите он движется вокруг Солнца. Чед был первым. Он объявил нам, что орбита Санты была абсолютно нормальной. "Нормальная" для объектов пояса Койпера означало "вытянутая и отклоняющаяся относительно плоскости эклиптики", опять же если объект со всех сторон окружен другими объектами пояса Койпера. После умопомрачительной орбиты Седны такую новость можно было принять за облегчение. Наконец-то хоть что-то в поясе Койпера имело смысл.
Сейчас я знаю Санту уже по официальному названию, которое выбрал Дэвид, – Хаумеа.
Как оказалось, я не зря решил не обольщаться насчет размеров Санты, то есть Хаумеа. Как я и предполагал, ее поверхность оказалась покрытой чистейшим льдом, и она была намного меньше Плутона.
Когда Санта/Хаумеа была обнаружена, все это было не так очевидно. Она выглядела как вполне обыкновенный, хоть и очень яркий, объект пояса Койпера. Дэвид первый заметил в нем что-то странное: Хаумеа становилась то более яркой, то более тусклой каждые два часа. Дэвид предположил, что причина в том, что Хаумеа была продолговатой формы и поэтому при вращении резко переворачивалась каждые четыре часа.
Уф, вот вроде и все.
Но затем мы обнаружили два ее спутника.
Мы подумали, что это очень странно.
Только спустя полтора года после того, как мы нашли Хаумеа, пазл наконец сложился. Это случилось около полуночи, в отеле на берегу острова Сицилия. Крис Баркум, одна из моих аспиранток, должна была проводить презентацию на следующее утро на международной конференции, посвященной ее диссертационной работе (она изучала множество относительно ярких объектов, которые как раз обнаружила наша скромная компания: Чед, Дэвид и я). Поверхность одной группы этих объектов оказалась намного более холодной, чем у остальных. Я попросил ее сконцентрироваться и постараться понять, что с ними не так. Около полуночи, накануне выступления, она многое поняла, но не могла ничего объяснить. Мы уселись на диван в холле отеля, чтобы поговорить.
Мы смотрели и смотрели на характеристики этих странных ледяных объектов, но в голову не приходило ничего разумного. Наконец, она произнесла: "Ой, как интересно! Их орбиты практически одинаковые".
Разве?
"Ага, смотрите. А знаете, что еще более интересно? Санта вращается по такой же орбите".
За всю мою научную жизнь больше всего открытий было сделано при первом взгляде. Картинки появлялись на моем экране, и я сразу же видел то, что искал. Я знал, что никто никогда не видел этого раньше и поэтому чувствовал большую ответственность. В этот раз все обстояло по-другому. Здесь не было экрана компьютера и появляющихся на нем фотографий. Мы просто сидели на диване. Вдруг меня осенило. Все сразу встало на свои места. Вращение Санты, его спутники, небольшие ледяные объекты, летающие вокруг него: все они стали "жертвами" огромного взрыва или столкновения, которое произошло тысячелетие назад. Спутники и странные ледяные куски, летающие вокруг крупных объектов, – все они на самом деле являлись обломками, оторвавшимися от поверхности в результате, как мы уже теперь знаем, мощнейшего столкновения где-то на задворках Солнечной системы. Ага!
Крис выступала на следующий день. Она грамотно разложила на части весь свой рассказ, суть которого мы обсудили как раз прошлой ночью, и собрала их вместе так, что в ито-ге получилась целая история о самом драматическом событии, которое произошло за всю историю Солнечной системы. У всех захватило дух.

У нас ушло несколько лет, начиная с того момента, как мы обнаружили Хаумеа, чтобы узнать все мелкие детали и подробности. Даже и сейчас мы все еще продолжаем изучать ее и узнаем все больше и больше нового. В первые дни после открытия Хаумеа была просто Сантой, и все, что я знал, так это то, что есть большой и очень яркий объект где-то на краю Солнечной системы, который ждал все это время, чтобы его начали изучать как раз в самом начале нового года.