8.6.19

Великая ХАУМЕА




В те времена, когда земля была горячей.
В те времена, когда вращались небеса.
В те времена, когда тьма скрывала солнце.
Чтобы могла светить луна.
Во время восхода созвездия Плеяд.
Был источник, жар земли влажной.
Тот источник тьмы, что породил тьму.
Тот источник ночи, что породил ночь.
Тяжелую тьму, глубокую тьму.
Тьму солнца, тьму ночи, ничего, кроме ночи,
Ночь, однако, породила жизнь.
Рожден был ночью Кумулипо - самец.
Рождена была ночью Поэле - самка.
Рожден был коралловый полип, рожден был коралл, он появился.
Рожден был червь, который землю прогрызает, в земле копается, он появился.
Рождено было дитя, дневной червь, оно появилось.
Рождена была морская звезда, ее дитя, маленькая морская звездочка появилась.
Рожден был морской еж, род морских ежей..."


"Кумулипо"


Гавайская алхимия


Гавайская алхимия — воплощение тайн северо-полинезийской культуры. Это ее вершина, причем во многих смыслах, ведь на территории гавайских островов находятся самые активные горные вулканы в мире. Извергаемая ими лава не только создала сами острова, но и стала основой огненной культуры Гавайев.
Гавайский архипелаг — уникальное природное образование, состоящее из цепочки 24 островов и более чем сотни атоллов различной величины. Архипелаг расположен на севере Полинезии и является одним из штатов США. Острова просто покрыты пеплом — столь активны кратеры здешних вулканов.
В южной части архипелага расположено восемь крупнейших островов — Гавайи, Мауи, Молокаи, Кауаи, Ниихау, Ланаи, Кахулави и Оаху со столицей Гонолулу. Каждый из островов уникален той или иной активностью вулканов, водяных источников-гейзеров, воздушных потоков. Особое впечатление создает лава, которая сформировала рельеф местности, фауну и в целом природу на островах.


На крупнейшем и самом южном острове Гавайи находятся наиболее активные кратеры мира — Килауэа (Kilauea — извержение, гавайск.) и Мокуа-Вео-Вео, а также гора Мауна Кеа с потухшим, некогда величественным вулканом. Каждое из таких мест на островном архипелаге является святилищем хейау (heiau, гавайск.) — и это обожествление вулканов местными народами является ключом к пониманию гавайской алхимии.

Полинезия – большая группа островов в центре Тихого океана. На юго-западе полинезийского треугольника находится Новая Зеландия, на юго-востоке — остров Пасхи, на севере — Гавайский архипелаг.
Гора Мауна Кеа (Mauna Kea — белая гора, гавайск.) — примечательна тем, что от своего основания поднимается на высоту 9740 м, являясь, таким образом, самой высокой вершиной в мире. Однако над уровнем моря ее высота составляет лишь 4205 м.
Многие знания гавайской алхимии оказались, к сожалению, погребены под лавиной информации современного мира. К тому же коренные гавайцы, прямые потомки носителей сакральных знаний, составляют на сегодня лишь 1% населения островов, еще 13% — метисы. Однако в историях и легендах, передающихся из поколения в поколение, все еще можно разглядеть картину жизни, быта, воспитания и мировосприятия островитян.

Гавайская алхимия строится на знаниях о разрушительной и созидающей силе огня. Связь с ней устанавливается через сакральный танец Хула. Этот танец в свою очередь связывает человека со всеми уровнями существования: божественными и природными силами, — со всем мирозданием. Наглядным отображением этой связи являются знаки на застывших вулканических породах — петроглифы. Они нанесены на застывшей лаве по всем островам и в святилищах хейау.



Огонь имеет особенное значение для всех полинезийцев. Острова Полинезии возникали в результате извержения многочисленных подводных и наземных вулканов. Огонь и лава некогда воспринималась гавайцами как стихийная, деструктивная сила, уничтожающая все вокруг. Эту изначальную силу Ай-лаау (Ai-laau, поедающая лес, гавайск.) гавайцы связывали с кратером Килауэа. Эта сила, выражение огненной мощи земли, сформировала их дом — земную твердь.

Познание мира островитянами и история его творения были связаны с природными жизненными силами: со временем разрушительная сила Ай-лаау приобрела в сознании гавайцев созидательные черты и стала ассоциироваться с богиней огня Пеле. Разные вулканические породы, созданные мощной энергией Пеле, названы ее именем. Например, Слезы Пеле — капельки лавы, остывающие в воздухе и сохраняющие естественную форму. Главное место появления Пеле называется Ке-аху-а-лаха, в нем также расположено святилище.

Еще одной силой огня, сестрой Пеле, является богиня молнии Хииака. Сестры были дочерьми великого бога Кане Милохаи и великой богини Хаумеа. Канне Милохаи — создатель небес и всего мироздания, а Хаумеа — мать мира, богиня плодородия. Вместе Пеле и Хииака образуют две ипостаси огня — силу созидания и силу разрушения. Пеле и ее сестра Хииака — две мощные энергетические активности, способные преобразовать, развить или уничтожить все живое. Поэтому основная концепция гавайской алхимии выражена в дуальности сил огня.

Согласно традиционным гавайским преданиям, в кратерах вулканов, местах обитания сестер-богинь, возник полубог-получеловек Муаи. Он упоминается в шести полинезийских культурах: маори, тонго, таити, самоа, мандарева и гавайев. По одной из версий, огненный человек Муаи родился в кратере вулкана Халеакала. В гавайской алхимии этот герой принимает образ человека, ставшего совершенным.

Богиня радуги Ануенуе (гав. Anuenue) выступала, как посредник между богами и людьми. По радуге боги спускались на землю.
Цвета радуги ассоциируются с разными богами у которых есть свои проявления в природе:

Белый — Хина (Hina) — даёт знания и понимание (вода).
Красный — Хаумеа (Haumea) — обещает свободу и освобождение (камень).
Оранжевый — Пеле (Pele) — выделяет энергию и фокусирует её (огонь).
Жёлтый — Хииака (Hi’iaka) — даёт проявление и цель (направляет ветер).
Зелёный — Лака (Laka) — показывает любовь и сострадание (растения)
Синий — Капо (Kapo) — даёт власть и способности (животные).
Фиолетовый — Ули (Uli) — который дарит успех и силу (люди).

Камни в сознании гавайцев имели божественное происхождение, являясь выражением силы огня: камень отражал процесс материализации и в древности воспринимался как реализация божественной силы превращения. Из этого естественно следует, что камни одушевлялись и становились объектом поклонения. Куканилоко — место силы, в котором, по преданию, появлялись на свет члены королевской семьи. Этот своеобразный «сакральный роддом» окружают два ряда камней вулканического происхождения, некоторые в форме чаши, по восемнадцать камней в каждом ряду. На многих камнях также встречаются петроглифы в форме человеческого тела или круга. В камне кроется много загадок жизни и смерти человека, которые пытались познать гавайские аборигены. В некотором смысле это напоминает попытку средневековых алхимиков воспроизвести философский камень.

Если рассматривать Гавайские острова как землю, полную огненной энергии, то самые фантастические представления воспринимаются как реальные — и божественное происхождение петроглифов, и мистическая сила камней, и сила бессмертия в танце Хула. При этом не стоит забывать, что Гавайи — это часть полинезийской культуры, которая хотя и является достаточно целостной, но все же имеет множество разных проявлений (вспомним тот же остров Пасхи – родину Макемаке). Но самое главное, что гавайская культура живет, пульсирует, дышит, и, несмотря на то, что многие из святилищ сегодня забыты и покинуты, они продолжают удерживать свой дух и силу.

Гавайский историк культуры говорит:

“Гавайская культура развивалась в близком сотовариществе с естественной окружающей средой. Таким образом у Гавайской культуры нет ясного разделения : где кончается культура и начинается собственно природа. В традиционном Гавайском контексте природа и культура являются одними и теми же; между двумя этими понятиями нет никакого различия.”


Хаумеа


Хаумеа (Haumea) – гавайская богиня плодородия родом из Нуумеалани, священной страны богов. Сестра Кане и Каналоа; в других мифах – жена бога Кане, от брака с которым рождается гавайский народ в том числе. Таким образом, Ее часто называют матерью гавайского народа, а также Великой Матери Земли.
Хаумеа часто отождествляется с богиней земли (Папа).
Еще по одной версии, Хаумеа рождает Папа, она дает жизнь вообще всем гавайским божествам – рождая их из разных частей своего тела. Её грудное молоко образовало реки земли ; она – само изобилие, и её главная забота заключается в том, что бы все её дети были сыты и обеспечены всем необходимым.
Хаумеа была не столько нестареющей, сколько постоянно обновляющейся.
Эту гавайскую богиню не следует путать с богом маори по имени Хаумия или Хаумия-тикетике, богом диких растений и ягод.


Папа («камень», «основа», «фундамент»), Фаахоту, Хахахоту, Хоохоку, в полинезийской мифологии – обожествлённая земля, мать-земля. Нередко Папа ассоциируется как раз с островами вулканического происхождения, а Фаахоту – с коралловыми атоллами . С Папа и Ранги (отец-небо) во многих мифах Восточной Полинезии связывается начало космогонического процесса. Они порождают основных богов (духов). Разделить крепко обнимающих друг друга Ранги и Папа удаётся одному из рождённых ими богов (духов), в ряде мифов это совершает Тане, Мауи. В мифах Гавайских островов мужем Папа выступает предок-вождь Вакеа (Атеа) который считался прародителем гавайской аристократии – алии. Хотя в легендах утверждается о существовании нескольких жён, первостепенное значение у маори играла именно Папа-Хаумеа, мать-земля.

Папа (другое имя Факахоту) – персонификация Земли и богиня Женского Начала. Персонификация Неба – Ранги, мужской бог, полюбил Папа и заключил ее в объятия. Это было время, когда во Вселенной не было света. Папа и Ранги имели много детей. Ранги не мог отпустить свою возлюбленную и из-за их объятий прекратился рост растений, деревьев и фруктов на земле, так как они – Ранги и Папа сдавливали свои порождения. В конечном счете другие боги разделили их навечно. Когда они были разделены, на небесах появился свет. Часто говорят, что туман – вздохи Папа, а утренняя роса – слезы Раки по своей Папа.

Хаумеа-Папа имела большое потомство: была матерью богини вулканов Пеле, бога войны Кекауакахи, богини-покровительницы острова Гавайи и танца хула Хииака. Хаумеа вместе с Вакеа почитались как прародители всех гавайцев. Короче говоря, Хаумеа считается одним из самых почитаемых божеств полинезийского региона, особенно гавайского.

Еще по одной версии, Хаумеа является частью великой троицы, другими аспектами которой являются лунная богиня Хина и огненная богиня Пеле.

Существует множество легенд, посвященных богине. Согласно им, Хаумеа обладала способностью омоложения: состарившись, она каждый раз превращалась в молодую девушку, чтобы выйти замуж за одного из своих сыновей или внуков и, таким образом, продолжить человеческий род (всего было шесть таких перевоплощений). Но однажды гавайцы узнали о её происхождении, и разозлившаяся Хаумеа навсегда перестала жить со своими человеческими отпрысками.

Хаумеа также была покровительницей деторождения. Покровительствует повитухам. В одной из легенд рассказывается, как однажды забеременела Мулеиула, дочь гавайского вождя. Услышав её сильные стоны при рождении, Хаумеа узнала, что смертные люди могут рожать детей только через кесарево сечение (её же дети родились из различных частей тела). Она сделала специальное болеутоляющее зелье из цветков дерева амбареллы и дала его выпить Мулеиуле. Затем Хаумеа помогла ей родить ребёнка естественным путём. С тех пор женщины рожают через канал шейки матки и влагалище.

Согласно представлениям древних гавайцев, Хаумеа никогда не была обделена едой, так как владела магической палкой макалеи, которой ловила рыб. Кроме того, она владела садом, в котором произрастали магические деревья, дававшие своим хозяевам всё, что они пожелали. Часть этих деревьев она передала своим земным детям, например, рыбное дерево, плоды которого, падая в океан, превращались в живую рыбу. Одной из физических форм воплощения богини было хлебное дерево. Кроме того, Хаумеа могла прятаться в деревьях. Так, однажды, она спряталась в дереве со своим мужем Вакеа, которого преследовали жители, чтобы затем принести его в жертву богам.

Гавайские сказания говорят нам о том, что муж Хумеа – Вакеа, ложными путями добился ее доверия и из ревности к ее способностям управлять естественными природными ритмами решил повернуть их вспять используя циклы Луны.

Хотя Хаумеа преимущественно созидающая богиня, она также приносила и разрушения. Так, в одной из легенд она вызывает на земле страшный голод, а её дочь Пеле всё разрушает на своём пути.

Чтобы понять мифологическую природу Хаумеа более ясно, стоит рассмотреть ее в контексте старого полинезийского представления о зарождении жизни. Таким образом, стоит упомянуть Гавайский "Kumulipo", для осознания настоящей сущности Хаумеа и происхождения ее души.

Кумулипо (Kumulipo) – это название песни о сотворении, которая была написана примерно в середине XVIII века для правителя Ка Имамао. В песне рассказывается о его происхождении и о преданиях сотворения мира. Кумулипо была позднее переведена на английский язык королевой Лилиуокалани и опубликована в 1897 году. Песня содержит 2000 строчек и повествует о жизни, о ее медленном, но постоянном развитии от простых форм жизни, коралловых полипов и морских беспозвоночных (червей, моллюсков) к более сложным (насекомым, птицам, млекопитающим и, наконец, человеку). Кумулипо привлекло внимание многих людей – от историков до ученых – потому как в ней описывается натуралистический, нерелигиозный подход к зарождению жизни, почерпнутый из наблюдений. Также этот взгляд соотносится с эволюционной теорией жизни Дарвина, которая была выдвинута спустя более века после написания песни Кумулипо. Гавайский "Кумулипо" можно сравнить разве что с "Теогонией" Гесиода.

В Камулипо рассказан весь процесс «становления мира».

Ранги (маори Rangi), или отец-небо, и Папа-Хаумеа (маори Papa), или мать-земля, были созданы из ночи и пустоты, которые существовали в темноте хаоса. Ранги, влюбившись в Папа, спустился к ней с небес, украсив её нагое тело многочисленными растениями и деревьями и создав различных насекомых, рыб и других живых существ. Затем Ранги лёг на Папа, тесно обняв её. В темноте между телами Ранги и Папа впоследствии поселились их отпрыски мужского пола, включая многочисленных богов. Небо все ещё лежало на земле, и между ними не проникал свет. Существовало 12 небес, и самый нижний из них слой лежал на земле, делая её бесплодной. Земля была покрыта вьющимися растениями и мелкими сорняками, а в море была только чёрная вода, томная как ночь. То время, когда существовали эти вещи, казалось бесконечным.

Со временем дети Ранги и Папа, измотанные продолжающейся темнотой и теснотой, собрались вместе, чтобы решить, что нужно сделать с их родителями, чтобы оказаться на свободе. «Должны ли мы убить их, зарезать, или разделить нашего отца и мать?» — долго они спрашивали друг у друга. В конце концов, Туматауэнга (маори Tūmatauenga), самый яростный из отпрысков, покровитель войны, сказал: «Хорошо. Давайте убьём их».
Но Тане (маори Tāne), покровитель леса, ответил: «Нет. Лучше разделить их, и сделать так, чтобы Небо стояло высоко над нами, а Земля лежала здесь внизу. Сделаем так, чтобы Небо было чуждо нам, но позволим Земле оставаться близкой к нам, как наша заботящаяся мать».

Многие сыновья, и Туматауэнга в их числе, видели справедливость и мудрость в этом решении и согласились с Тане. Но остальные не согласились, в том числе, покровитель ветров и штормов Тафириматеа (маори Tawhirimatea), который боялся, что если его родителей разъединят, то его королевство будет свергнуто. Итак, в то время, когда все сыновья дали своё согласие, Тафириматеа молчал и затаил дыхание. Долго ещё братья обсуждали своё решение. К концу периода времени, который не подвластен сознанию человека, они решили, что Папа и Ранги должны быть разъединены, и по очереди они приступили к выполнению своего дела.

Первым начал Ронгоматне (маори Rongomatane), покровитель возделываемых человеком растений. Он поднялся и силой попытался раздвинуть небеса и землю. Когда у Ронгоматне ничего не получилось, следующим поднялся Тангароа (маори Tangaroa), покровитель всех обитателей моря. Он тоже попытался разъединить родителей, но потерпел неудачу. Затем попробовал Хаумиа-тикетике (маори Haumia-tiketike), покровитель всех не возделываемых человеком диких растений, но также не имел успеха. И тогда вскочил Туматауэнга, покровитель войны. Он сделал зарубку в сухожилии, связывающем небо и землю, что вызвало кровотечение. Именно это дало жизнь красному грунту священного цвета. Тем не менее, даже Туматауэнга, самый яростный и свирепый из братьев, со всей своей силой не смог разделить родителей. И тогда пришла очередь Тане, покровителя лесов. Медленно, медленно, словно дерево каури (новозеландская сосна, длинной до 60 м), встал Тане между небом и землёй. Сначала он попытался сдвинуть их своими руками, но не сумел. И тогда он сделал паузу, и эта пауза длилась бесконечно долгое время. После этого он облокотил свои плечи о Землю, а свои ступни — о Небо. И скоро, хотя не совсем скоро, так как время было огромно, Небо и Земля начали отступать друг от друга.
Родители детей закричали и спросили их: «Зачем вы совершаете это преступление, зачем вы хотите убить любовь ваших родителей?»

Великий Тане толкнул со всей силой, той, которая была силой роста. Далеко под собой он нажал на Землю. Далеко над собой он толкнул Небо, и задержал его там. Сухожилие, которое связывало их, было сильно растянуто. Туматауэнга подпрыгнул и ударил по узам, которые связывали их родителей, и кровь хлынула на землю. Сегодня это коковаи (маори kokowai), красная охра, смешанная с маслом акул и используемая для раскраски тела и лица, священная красная земля, которая была создана, когда на рассвете времени пролилась первая кровь.

Когда Ранги и Папа были разделены, пространство между ними наполнилось светом, а по всему миру были разбросаны разнообразные божества, люди и другие отпрыски, которые до этого долгое время находились в тёмном пространстве между своими родителями.
В то время как большинство детей Ранги и Папа согласились с разделением родителей, Тафириматеа, бог ветра и штормов, сильно разозлился. Он не мог стерпеть плача своих родителей, оказавшихся далеко друг от друга, поэтому пообещал братьям, что будет мстить им. Для этого Тафириматеа улетел к отцу, чтобы воспитать на небе своих отпрысков – многочисленные ветра. Для борьбы со своими братьями, он собрал целую армию своих детей, в которую входили разнообразные ветра и облака, включая порывистые ветра, вихри, плотные облака, ураганы, штормы, дождь, дымка и туман. Когда ветра показывают свою силу, то повсюду летит пыль, а деревья бога Тане ломаются и падают на землю.
Когда Тафириматеа нападает на океаны, то образуются огромные волны и водовороты, а бог моря Тангароа бежит в панике. У Пунга (маори Punga), сына Тангароа, есть два сына : Икатере (маори Ikatere), отец рыб, и Тутевихеви (маори Tu-te-wehiwehi), предок рептилий. Боясь атак Тафириматеа, рыбы ищут приюта в море, а рептилии в лесу. Из-за этого Тангароа сильно зол на бога Тане, который приютил убежавших детей. Теперь он мстит, переворачивая каноэ и затапливая дома, земли и деревья и унося их в открытый океан.

Затем Тафириматеа нападает на своих братьев Ронго и Хаумиа-тикетике, богов культивируемых и не культивируемых человеком растений. Но их отец Папа прячет своих детей от гневного брата в матери-земле. Следующей жертвой Тафириматеа становится Туматауэнга, но перед ним бог ветра оказывается бессильным. Стойко держится и Туматауэнга. Гнев спадает, и наступает мир.

Туматауэнга сильно обиделся на своих братьев, которые не помогли ему в противостоянии с Тафириматеа. Чтобы им отомстить, он сплёл силки для ловли птиц, детей Тане, которые с тех пор не могли свободно летать по лесу. Затем Туматауэнга сделал сети из льна, которые бросил в океан. Вместе с ними он вытащил на берег детей Тангароа. Также Туматауэнга сделал мотыгу и сплёл корзину. Выкопав из земли все растения со съедобными корнеплодами, он сложил их в корзину, а затем положил на солнце, где все они засохли. Единственным братом, которого он не наказал, был Тафириматеа, чьи штормы и ураганы до сих пор нападают на человеческий род.

Тоска Ранги и Папа

После разделения Ранги и Папа, Тане решил украсить наготу своего отца многочисленными звёздами. Солнце и луна в представлениях маори являются отпрысками Ранги, которые впоследствии были размещены на небе.
Однако родители до сих пор продолжают тосковать друг по другу: Ранги плачет, и его слёзы падают на Папа, показывая, что он до сих пор любит свою жену. Туман же, который тянется от земли, является вздохами Папа.


*

Можно сказать что мифологема Хумеа-Папа четко перекликается с мифологемой Макемаке. Оба – прародители всего и оба – верховные божества полинезийцев (Макемаке у рапануйцев, Хаумеа – у гавайцев). Впервые гавайские острова были заселены полинезийцами в III—IV веках. Для европейцев острова открыл английский капитан Джеймс Кук в 1778 году, который назвал их Сандвичевыми островами. Европейцы застали на Гавайских островах несколько государственных образований, которые в начале XIX века соединились в единое королевство.

Именем «Хаумеа» названа социальная программа по вопросам здоровья гавайских женщин, улучшения качества их жизни.




По теме :