14.6.20

Спутники Хаумеа



У карликовой планеты Хаумеа имеется два спутника –  Хииака и Намака. Спутники были обнаружены в 2005 году во время наблюдений Хаумеа в обсерватории имени Кека.
Названы они в честь богинь из гавайской мифологии.

Анимация вращения Хаумеа и её двух лун, снятая телескопом «Хаббл» в 2008 году. Хииакаболее яркий объект, а Намакаболее тусклый объект ниже.

Хаумеа, Хииака (вверху) и Намака (внизу)


Считается, что оба спутника являются частью семейства Хаумеа (семейство транснептуновых объектов), которое сформировалось миллиарды лет назад из ледяных осколков после того, как большое столкновение разрушило ледяную мантию Хаумеа. Таким образом, вероятно наличие большего количества спутников, но значительно меньшего размера, чем эти два.
Оба спутника постепенно удаляются от Хаумеа на своих орбитах из-за приливного ускорения. Спутники, возможно, входили и затем выходили из орбитального резонанса несколько раз; в настоящий момент они находятся или по крайней мере близки к резонансу 8:3. Оба спутника вращаются достаточно близко к планете : большая полуось Хииака ~ 50 000 км., а Намака ~ 25 500 км.

Хииака – довольно крупный спутник, размером около 310-350 км. в диаметре, что составляет примерно 1/5 размера Хаумеа. На большей части поверхности Хииака покрыт чистым кристаллизованным водяным льдом. Предполагается, что Хииака имеет неправильную форму.
У Намаки, приблизительно в два раза меньшего по размеру, орбита с необычной динамикой: он имеет значительный эксцентриситет (более вытянутую орбиту нежели у Хииака) и, вероятно, находится под большим влиянием другого спутника. Видимо это связано с тем, что масса Намаки значительно меньше, и составляет примерно девятую часть массы Хииаки. Состав поверхности Намака скорее всего идентичен поверхности Хииака.

*


Хииака (Hi'iaka) – патронесса Большого острова Гавайев. В гавайской мифологии Хииака – дочь богини плодородия Хаумеа и её супруга – Кане (Кане-хоа-лани).
У Хииаки было двенадцать или сорок сестер, все дочери Хаумеи.
Hi'iaka-i-ka-pua- ' ena'ena – либо одна из сестер, либо эпитет Хииаки. Также известна как Kuku-ʻena-i-ke-ahi-hoʻomau-honua (бьющаяся в вечном огне земли), и в этом обличье она была проводником для путешественников потерянных в пустыне, и исчезала, когда они находили свой путь.
Она также была известна как Hiʻiaka-i-ka-puaaneane (Хииака в глубокой старости). Лит. – Хииака в дымящейся жаре.

Хииака, или младшая Хииака, была покровительницей Гавайев, танцовщиков хула, песнопений, магии и медицины. Совы были её посланниками и были священны для нее.
Её имя состоит из "нести яйца" - "hi'i", держать или нести в руках (как ребенка), и "ака", что означает эмбрион ; или – эмбрион в момент зачатия; осторожность. Это ссылка на историю о том, как Хиияку привезла на Гавайи её сестра, богиня вулканов Пеле.

Семейная традиция Хииака, – брать на себя задачу формировать облака, обеспечивая землю влагой ; также под её патронажем – гром и молнии. В этом контексте она связывается с Пеле – богиней вулканов и изливающейся огненной лавы.
По мифу, Хииака живет в священной для нее роще деревьев Лехуа, где она танцует с лесными духами.

Хииака была зачата на Таити, но перенесена в виде яйца на Гавайи сестрой Пеле, которая все время держала яйцо при себе, чтобы высидеть его. От этого она получила свое полное имя Hi'iaka-i-ka-poli-o-Pele: Хииака в лоно Пеле. Хииакалюбимая и самая преданная сестра Пеле, хотя у них тоже были свои разногласия. Хииака был первым божеством пантеона (семья Пеле), родившимся на Большом острове (Гавайи).
Хопое была лучше подругой Хииаки и учила её танцу хула.
Хииака была первой, кто стал танцевать танец хула после того, как Пеле попросила её сделать это.
Поэтому Хииака известна и как богиня хула, наряду с Лакой и Капо (другими сестрами Пеле). Ху́ла (гав. hula)гавайский танец, сопровождаемый ритмической музыкой и песнопением, известным под названием меле (гав. mele).
В хула-халау (школах хула) проводятся церемонии, посвященные этим богиням.

Oli kāheaэто песнопения (или специальные обращения), требующие разрешения войти в какое-то место (например, в чей-то дом или на церемонию). Эти песнопения также используются, когда просят кого-то мудрого, например учителя, поделиться своими знаниями и навыками. В Гавайской культуре людей учат использовать oli kāhea, чтобы спросить разрешения войти и в лес например, так как многие леса считаются домами богов. В хула-халау (школах хула) oli и mele kāhea воспеваются хауманами (учениками). Хауманы используют oli kāhea, чтобы  спросить разрешения зайти в халау (школу). Песнопение oli kāhea учит гавайцев быть смиренными и иметь хороший 'ano (надлежащий дух и намерение).

Важность песен-обращений mele kahea показана в различных мифах, где упоминается Хииака. Например, когда один вождь по имени Мауи отказал Хииаке в гостеприимстве после того, как она попросила разрешения войти в его дом (спев mele kahea), Хииака наказала его. Когда вождь спал, Хииака поймала его дух после того как он покинул его тело, и убила его. Поэтому гавайцев учат, что пребывание как на дающей, так и на принимающей сторонах oli, требует уважения и внимательности к действиям.

В одной из самых известных легенд рассказывается, как Пеле одаривает Хииаку тремя «инструментами», которые помогли бы ей справиться с испытаниями на протяжении всех её приключений. Первым даром был ʻAwihikalani (критический взгляд), помогавший ей предсказывать, общаться с духами и вообще, – наделять её способностью обладать сверхъестественными знаниями. Второй дар был назван Ka lima ikaika o Kīlauea (сильная рука Килауэаизрыгающий, выплескивающийся) – супероружие (видимо, связанное с огнем, потому что Килауэа – это историческое название вулкана на Гавайях) для помощи в битвах с противниками. Последним подарком была Paʻu uila (юбка-молния): эта юбка обладала чудесными способностями не поддаваться управлению со стороны мужских божеств (видимо, феминизированный принцип). Таким образом, Хииака стала обладательницей внушительного арсенала.

Paʻuopalapalai (папоротниковая юбка) была верной служанкой семьи Пеле так долго, что стала подобна духу. Поэтому ей доверили быть спутницей Хииаки в её путешествиях. После того, как они покинули земли Килауэа, они встретили очень набожную и благочестивую женщину по имени Вахине'Ома'о (Wahine ʻOmaʻoЗеленая Женщина), которая присоединилась к ним в путешествии после того, как сделала свои подношения богине Пеле. Вахине'Ома'о была полубогиней. Она была единственной спутницей Хииаки, которая проделала с ней весь путь.


Путешествие/сражения Хииаки.

Хииаку отправили в утомительное путешествие по всем островам, чтобы найти Лохьяу, любовника Пеле.
Путешествие Хиияки было наполнено множеством приключений, таких как дуэль с купуа (демонами) из островных лесов и т.д. и т.п....
Когда Хииака со своими спутниками прибыла в Пуна-Ма-Кай, они встретили принцессу по имени Папулеху. Она подарила им великолепную гирлянду из красных больших цветов (знак особого гостеприимства). Она была добра и милостива, но не набожна и не находила времени для молитв. Поэтому она не выдержала первого сражения в пути. Поскольку она не поклонялась, то не было у неё и особого духовного зрения во время битвы с Panaʻewa, которым она и была съедена.
Монстр-рептилия по имени Panaʻewa мог принимать различные формы, такие как туман, проливной дождь, ореховое дерево и даже представать в виде человека. Хииака с легкостью победила, заманив его и его последователей в ловушку в зарослях виноградных лоз. Многие другие moʻo (демоны-чудовища) также были побеждены во время путешествия Хииаки & Co по гавайским островам.
Во всей Полинезии moʻo, или моко, – в сознании аборигенов разных островных групп представляются в качестве их самого страшного врага, живущего в глубоких водоемах и вялых ручьях. Видимо это нечто, схожее с водяными.

Хииаке & Co также помогали боги войны (Kuliliaukaua и Kekakoʻi) и божества, которые выдувают ветра из морских раковин (Kamaiau, Kahinihini и Mapu).

Рассказывают историю о том, как Хииака и Вахине'Ома'о направились к острову Оаху, через чрезвычайно ветреную сторону острова Молокаи, называемую Каунакакаи. Богини наткнулись на племя, которое причиняло ущерб женщинам этого района, забирая их мужей. Поэтому Хииака и Вахине'Ома'о с гневом изгнали их прочь. Они также победили Кикипуа, демона в женском обличье, которая поедала путешественников, обманывая их, что её язык был мостом на другой остров. После того, как и она потерпела поражение, Хииака использовала её язык по прямому предназначению, – как мост на остров Оаху для безопасного прохода. На Оаху она также сокрушила местного злого демона.

Но острове Кауаи она оживляет своими песнопениями и молитвами Лохьяу, возлюбленного Пеле, который умер от тоски по Пеле. По этой причине Хииака может вернуться обратно домой в течение 40 дней. Пеле, испугавшись, что Хииака предала её и оставила красавца вождя себе, пришла в ярость и не только уничтожила Священный лес Хииаки Лехуа, но и убила Хопое – лучшую подругу Хииаке, превратив её в камень.
Когда Хииака вернулась, увидев, что Хопое мертва, а лес разорен, она отомстила Пеле и обняла Лохьяу. В отместку Пеле послала волны лавы на эту пару. Хииака не пострадала, но Лохьяу был сожжен лавой. И снова Хииака оживила его, теперь уже дважды вернув к жизни.
Пеле, сожалея о своем поступке по отношению к Священному лесу и другу Хииаки, решила предоставить Лохьяу самому выбирать, с кем ему быть. В некоторых версиях легенды говорится, что Лохьяу предпочел Хииаку Пеле. Другие говорят, что он решил остаться с ними обеими. Третьи говорят, что он удалился в гордом одиночестве...

Смысл мифа.

Во время этого долгого и опасного путешествия Хииака осознает свои собственные силы как богини. Она – целительница земли. Пеле, как богиня вулканов и лавы (которая застывая образует острова) формирует новые, но безжизненные земли, а Хииака следует за ней, исцеляя землю и делая её плодородной.
Подобная схема изложения мифа в традиции гавайцев достаточно универсальна и встречается в других мифологиях. Например, история путешествий шумерского Гильгамеша, когда путь героя представляется как его взросление (приобретение мудрости и особых навыков) и сопутствующая трансформация на более глубоком уровне. 


Хииака. Современный ART (Bruce Harman)




Намака  (Nāmaka или Nā-maka-o-Kahaʻi) – богиня воды и моря в гавайской мифологии. Она – дочь Хаумеа и старшая сестра Пеле. В некоторых гавайских легендах, формы, которые принимает Намака, – это утес и океан.

Как и большинство сестер, Намака и Пеле являются полярными противоположностями. Одна управляет огненными вулканами гавайских островов, другая –  прохладными, величественными волнами океана. Но на этом их разногласия не заканчиваются.
По мифу, могущественный колдун Аукеленуйаику (Aukelenuiaiku) становится мужем Намаки. При встрече с ним она была впечатлена его воинственным духом, показала ему все свои формы и научила его своим магическим приемам. Но легко поддающийся влиянию, Аукеленуйаику был соблазнен Пеле.
Пеле бежит от Намаки. Бегство Пеле не удовлетворяет Намаку, которая преследует свою младшую сестру с острова на остров, уничтожая водными потоками огненную лаву Пеле и угрожая ей. Имя Намаки означает «глаза», и она не сводила глаз с Пеле до тех пор, пока та не достигает безопасного убежища в высоких горах Мауна-Лоа, которые оказались слишком высокими для океанских вод.
Излишне говорить, что две сестры не могут безопасно разделить пространство вместе. Они будут сражаться и соревноваться друг с другом посредством огня и воды. Когда Пеле ссорится со своей могущественной сестрой, последняя посылает приливные волны, чтобы разрушить земли и дома Пеле. С помощью своей семьи Пеле сражается с Намакой, но Намака побеждает её.
Таким образом, Намака охлаждая водой огненную лаву Пеле, которая течет в море, превращает её в новые острова.
По сей день огненные извержения Пеле с вулканов на Гавайских островах стекают вниз, пока не достигают моря, что символизирует схватку между сестрами.

По другому мифу любимая собака Намаки по имени Моэла превращается в пепел столкнувшись с огнем, что также делает богиню воды крайне враждебной по отношению к Пеле.

В одном из мифов Намака называется вождем племен Му и Менехуне – мифологических карликовых людей в гавайской традиции, которые, как говорят, живут в глухих лесах и скрытых долинах Гавайских островов. По мифу их призывают построить водосток Кикиаолу («канава Менехуне») на острове Кауаи. Водосток реально существует и добавлен в Национальный реестр исторических мест.


Схватка Намаки и Пеле. Современный ART.