28.6.20

Сампо




Сампо (финск. карел. sampo, šampo) – в карело-финском поэтическом эпосе «Калевала» – единственный в своем роде волшебный предмет/объект. Сампо – один из центральных образов финско-карельской культуры. Руны о Сампо исполнялись во время календарных праздников.
Сампо представляется чудодейственным предметом, обладающим магической силой и являющимся источником счастья (onnen) благополучия и изобилия. Сегодня признается, что  эпическая поэма «Калевала» как единое и стройное литературное произведение была создана Элиасом Лённротом, это своего рода «свод карело-финской мифологии» по версии финского фольклориста и лингвиста. Образ Сампо существовал в народной культуре карел и финнов задолго до того, как получил путь к всемирному признанию под пером диссертанта университета Турку Лённрота. Образ Сампо издревле почитался у карел, считаясь символом богатства и благополучия. Карелы изображали Сампо в форме вращающегося колеса.

Вопрос о том, что такое Сампо, и как выглядит этот предмет, остается открытым до сих пор.
Сампо интерпретировалось по-разному: мировой столп или Мировое Древо, компас или астролябия, сундук с сокровищами, византийская монета, украшенный щит Вендельского периода, христианская реликвия и т. д.
Сампо толковали и как музыкальный инструмент, и как талисман, и как торговый корабль, и, даже, как все земли Карелии и Финляндии. Согласно одной из версийдревняя каменная зернотерка, символически олицетворяющая счастье и благоденствие.
В «Калевале» Лённрот интерпретировал Сампо как ручную мельницу, которая делает муку, соль и золото из воздуха.
На картинах и иллюстрациях разных художников Сампо иногда похоже на мельницу, а иногда совсем нет.
Часто Сампо сохраняет  круглую форму, напоминая жернов, а порой даже и бочонок или ларец.

Гипотеза мирового столпа была первоначально разработана историками религий в начале XX века. По одной из версий слово sampo происходит из праарийского *stambhas –  «мировой столп». Либо, происходит от индоевропейского  skambhá (опора, столб, колонна) и было заимствовано в финно-угорский язык. В Атхарваведе skambhá – это существо, которое поддерживает вселенную, аналогично мировому древу.
Некоторые ученые высказывали мнение, что сам Лённрот, составляя эпос, недостаточно четко представлял себе образ сампо, а потому включил в эпос весьма разнородные его характеристики.
Что мы узнаем о Сампо из текста эпоса? Говоря современным языком, «функционал» мельницы в эпосе описывается так: «Чтоб муку одним бы боком, а другим бы соль мололо, третьим боком много денег». По-видимому, мотив перекликается с мельницей Гротти, принадлежавшей конунгу Фродди из Младшей Эдды. Однако в  карельском фольклоре Сампо с мельницей не отождествлялось. Да и в изначальном финском тексте Калевалы слова мельница не было.
Из внешних характеристик этого предмета текст эпоса изобилует упоминаниями о пестрой крышке: «Я скую конечно Сампо, крышку пеструю украшу» — говорит «создатель» волшебной мельницы кузнец Илмаринен. «Крышка пестрая» вполне может символизировать усеянный звездами небесный купол, вращающийся вокруг центральной осиопоры, на которой покоится весь мир. Или условные жернова этой «мельницы» насажены на земную ось.

В финской фольклорной традиции существует множество рассказов о рождении мира, которые формируют важную часть финской народной поэзии. Самым распространенным вариантом мифа является представление о том, что мир был создан из яйца водоплавающей птицы. Когда яйцо упало в воду, оно сформировало землю. Мир в представлении древних финнов был не круглым, а плоским. Небо над землей называли небосводом, то есть небесным куполом. Финны верили, что этих сводов-куполов несколько. Вид ночного неба со всполохами северного сияния и бесчисленными звездами, одна из которых – Полярная – выделялась своей неподвижностью, вызвал к жизни поверье, что от Полярной звезды до центральной точки мира протянулась опора – «ось мира». Эта мировая ось связывает земной мир с небесным. Вращение земли вокруг этой оси на Севере сформировало огромный водоворот Кинахми («пуп моря»), через который души умерших попадают в страну мертвых Туонелу. Люди считали, что центральная точка мира находится на самом севере земли. Млечный Путь прочно ассоциировался с маршрутом перелётных птиц, которые стремились в юго-западные окраины мира в «страну птиц» (фин. lintukoto), чтобы найти место для зимовки.
Собственно по одной из версий – вся эта «конструкция» и есть Сампо.
Некоторые предполагают, что основание Сампо в представлениях финновэто лягушка. Лягушка, таким образом, как хтоническое существо, оказывается одной из основательниц мироздания.


Название же «Калевала», данное поэме Лённротом, – это эпическое имя страны, в которой живут и действуют карельские народные герои. Материалом для сложения обширной поэмы из 50 песен (рун) послужили Лённроту отдельные народные песни, частью эпического, частью лирического, частью магического характера, записанные со слов карельских и финских крестьян самим Лённротом и предшествовавшими ему собирателями.
С девятой руны упоминается Сампо. Лённрот постарался включить все разнообразнейшие признаки и черты Сампо, известные ему по имевшимся в то время полевым записям. Основным признаком Сампо в «Калевале» является то, что это мельница, которую можно изготовить и которая может быть как трудным заданием при сватовстве, так и выкупом за оказавшегося в чужом краю главного героя (uros), первочеловека, – Вяйнямёйнена.

Мудрец Вяйнямёйнен по совету своей матери Илматар отправляется в страну Севера Похъёлу свататься к красавице Деве Севера, дочери хозяйки Похъёлы злобной старухи Лоухи. Лоухи согласилась на брак, но при условии, что Вяйнямёйнен выкует для неё волшебную мельницу Сампо. Вяйнямёйнен отказался, сказав, что пошлет вместо себя кузнеца Ильмаринена – бога воздуха и погоды, который также воспевается как первый, кто выковал из железа орудия (в некоторых рунах мир создает первочеловек Вяйнямёйнен, а небосвод кует кузнец Ильмаринен).
Ильмаринен не захотел ехать в Похъёлу, и тогда Вяйнямёйнен перенес его туда силой волшебства. Увидев Деву Севера, Ильмаринен за три дня построил кузницу и начал ковать Сампо…

Старый, верный Вяйнямёйнен

Едет шумно он оттуда,
Мчится прямо в край родимый,
Опустив главу, печальный,
Шапка на сторону сбилась,
Ибо сильный Ильмаринен,
Вековечный тот кователь,
Им обещан как заложник,
Чтоб главу свою избавить,
В Похъёлу, в страну тумана,
В сумрачную Сариолу.

Молвил старый Вяйнямёйнен:
"Расскажу тебе я много.
Есть на севере девица,
Там в селе холодном дева;
Жениха она не ищет,
Мужа славного не хочет.
И пол-Похъёлы суровой
Славит дивную девицу:
Лунный свет с висков сияет,
Солнца свет с груди струится,
С плеч Медведицы сиянье,
Со спины свет семизвездный.
О кузнец ты, Ильмаринен,
Вековечный ты кователь!
Увези пойди девицу,
Посмотри пойди на косы!
Если выкуешь ты Сампо,
Крышку пеструю украсишь,
Ты возьмешь в награду деву,
Ту девицу за работу"…

Однако в первые четыре дня у него ничего не выходило: получились бивший всех без разбора золотой лук, топившая все челноки лодка, никого к себе не подпускавшая золоторогая корова и норовивший пахать не свою, а чужую землю плуг. Ильмаринен уничтожил их.
Тогда на помощь Ильмаринену пришли ветры, которые за три дня раздули в кузне большой огонь. И на седьмые сутки Ильмаринен выковал Сампо.

О кузнец ты, Ильмаринен,
Вековечный ты кователь!
Ты сумеешь сделать Сампо,
Крышку пеструю сковать мне,
Взяв конец пера лебедки,
Молока коров нетельных,
От овечки летней шерсти,
Ячменя зерно прибавив?
Ты тогда возьмешь в награду
За работу дочь-красотку".
Отвечает Ильмаринен,
Говорит слова такие:
"Я скую, конечно, Сампо,
Крышку пеструю украшу,
Взяв конец пера лебедки,
Молока коров нетельных,
От овечки летней шерсти,
Ячменя зерно прибавив.
Я ведь выковал же небо,
Кровлю воздуху сковал я
Раньше всякого начала,
Раньше, чем что-либо было"…

Вот идет ковать он Сампо,
Крышку пеструю украсить,…
…Видит: Сампо вырастает,
Крышка пёстрая возникла.
И кузнец тот, Ильмаринен,
Вековечный тот кователь,
Стал тогда ковать скорее,
Молотком стучать сильнее
И выковывает Сампо,
Что муку одним бы боком,
А другим бы соль мололо,
Третьим боком много денег.
Вот уже и мелет Сампо,
Крышка пестрая вертится:
И с рассвета мелет меру,
Мелет меру на потребу,
А другую – для продажи,
Третью меру – на пирушки.


Ковка Сампо. Вяйно Бломштедт, 1897


Ильмаринен кует Сампо. Берндт Годенхельм, XIX в.


Кузница Сампо. Аксели Галлен-Каллела, 1893



Далее, старуха-ведьма Лоухи схватила Сампо и спрятала в медной горе, в глубокой пещере за девятью замками, на своей Северной земле Похъёле. От Сампо проросли три корня: один ушел от мельницы в землю на девять саженей, другой зацепился за морской берег, а третий врос в каменную скалу. Однако не отдала Лоухи свою дочь за Ильмаринена, отправила кузнеца обратно в Калевалу.
Еще один герой сватался к Деве Северабедный, но веселый охотник Лемминкяйнен. Выполняя требование хозяйки Похъёлы, Лемминкяйнен спустился в подземную страну мёртвых – Маналу (Туонелу), но нашел там свою смерть. Мать Лемминкяйнена с помощью небесного меда, принесенного волшебной пчелой, оживила сына. Вместе они вернулись в Калевалу.

Вяйнямёйнен и Ильмаринен снова отправились в Похъёлу свататься к Деве Севера. Красавица предпочла кузнеца. Они устроили свадебный пир, после которого Ильмаринен увез молодую жену в Калевалу. Однако в Калевале она вскоре погибла: её растерзали волки и медведи, которых обратил в коров богатырь Куллерво, решивший таким образом отомстить за обиду, нанесенную ему супругой Ильмаринена.

Тем временем, благодаря мельнице Сампо народ Похъёлы разбогател. Вайнямёйнен, Ильмаринен и примкнувший к ним Лемминкяйнен решили отнять её у коварной Лоухи.
Далее, похищение Сампо из Похъёлыцентральный сюжет Калевалы:


Кража Сампо. Вяйно Бломштедт, 1897



Вяйнямёйнен отправляется в Похъёлу в сопровождении Ильмаринена и Лемминкяйнена, усыпляет её жителей игрой на кантеле и добывает Сампо из-под каменной скалы. Он увозит Сампо на лодке, но пробуждающаяся хозяйка Похъёлы Лоухи, настигает лодку Вяйнямёйнена и его товарищей. В ходе борьбы Лоухи, обратившись в птицу, выхватывает Сампо, но не удерживает в когтях...Сампо падает в море и разбивается.

Оборона Сампо. Аксели Галлен-Каллела, 1896


Арбалетчики защищают Сампо. Аксели Галлен-Каллела, начало 20-го века



Часть утонувших осколков рассыпаются по морскому дну, поэтому, согласно карело-финской мифологии морские пучины до сих пор хранят в себе множество диковинных подводных сокровищ (море, согласно народным верованиям, богаче, чем суша). Часть обломков Сампо, однако, прибивает к земле: они влияют на урожай. Крышка была потеряна, что привело к гибели мирового дерева на Северном полюсе.
В других рунах Вяйнямёйнен учреждает при помощи сохраненных им обломков земледелие«быть здесь пашне, быть посеву» – и восстанавливает космический порядок: «быть здесь месяцу и солнцу, быть здесь звездочкам на небе».
Обе страныКалевала и Похъёлаборолись за Сампо, но в итоге оно не досталось никому. Однако жители Калевалы разбогатели, а Похъёла погрузилась в бедность.


Пересказанный выше вкратце сюжет эпоса и некоторые его особенности позволяет сделать некоторые предположения о «сакральном знании» образа Сампо. Калевала, как эпическое произведение, основанное на народных сказаниях и мифологии, ведет свое начало от «сотворения мира», представляя взгляд древних карел и финнов на «становление миропорядков». Таким образом, Сампо все таки может восприниматься как одна из «основ мироздания», обобщенный образ «материальной культуры» и в то же время «символ жизни». Ведь не случайно Сампо «прорастало в скалу» и дала начало «богатству морского дна».

Образы, схожие с Сампо, есть в мифологии различных стран. Наиболее близкий аналог Сампо можно встретить в Скандинавии. В исландских и норвежских преданиях есть сюжет о гигантской мельнице, которую вращали две сестры-великанши Фенья и Менья, так как обыкновенных человеческих сил было абсолютно недостаточно, чтобы сдвинуть его с места.  Эта мельница также становится объектом борьбы, её похищает морской великан и погружает на корабль. Судно тонет. А мельница продолжала «делать своё дело» — молоть и вращаться, даже оказавшись на дне морском. Переклички между этим скандинавским сюжетом и «Калевалой» очевидны. Можно даже сказать что «мельница Феньи и Меньи» — это «ближайший родственник» Сампо в мировой мифологии. Ввиду географической и культурной близости Финляндии со скандинавским регионом, подобные параллели позволяют сделать смелое предположение и взаимовлиянии и пересечении мифологических традиций.

Волшебные предметы, подобные Сампо, встречаются и в культуре других народов и в художественной литературе. Если не углубляться в мифологические и философские дебри, то Сампо проще всего представить как источник материального богатства, как предмет, дающий своему владельцу блага «задарма». В русских сказках, например, есть скатерть-самобранка, а Сампо, в таком случае – мельница-самомолка. В этом контексте вспоминается и сюжет сказки братьев Гримм «Волшебный горшочек». Стоит только сказать волшебные слова «раз, два три – горшочек вари», и волшебный предмет обеспечит своего владельца кашей. Все эти параллели могут показаться весьма условными, но они имеют место быть и доказывают, что стремление к простому земному осязаемому счастью и халяве, издревле вело человека, к какой бы культуре он не относился. В карело-финской мифологии сформировался  один из самых загадочных и глубоких образов в этом ряду. Образ Сампо многогранен и в то же время туманен, он вызывает вполне определенные ассоциации и в то же время обращает к проблеме мироздания.

Стоит также отметить, что в финском фольклоре известен Сампса Пеллерво, дух растительности плодородия, которого будит весной солнцетогда и начинает всходить хлеб на полях. Сампса обитает на острове, где живет с собственной матерью как с женой кровосмесительный ритуальный брак характерен для богов плодородия. Вероятно, его супруга и матьсама Мать-Земля. Имя Сампса происходит, как полагают, от германского обозначения весенних кормовых трав, то есть Сампса оказывается плодом пробуждающейся весной Земли.
В оригинальной народной поэзии посев осуществляется с помощью небольших кусочков сампо. В «Калевале», Лённрот изменил порядок вещей, так что посевная происходит перед ковкой Сампо, во втором стихотворении Калевалы во время сотворения земли.
Сампса обычно описывается как стройный юноша с сумкой или корзиной на шее. Карельский фольклор сохранил возможные ранние версии пробуждения Сампсы, где его характер напрямую связан со старыми обрядами плодородия. Существует много версий описания пробуждения Сампсы ; например, люди ищут пробуждающего Сампса, и чтобы он поскорее поднялся – поливают растения и удобряют поля. Его пытаются разбудить три девушки: зимняя, весенняя и летняя – только последняя успешна в этом деле. В некоторых версиях рун он осеменяет либо свою сестру, либо свою мать, чтобы обеспечить плодородие полей и садов.
Не исключено, что может присутствовать связь между Сампса Пеллерво и Сампо, а их общий принцип – символический рог Изобилия.



Создание Сампо. Джозеф Аланен, 1917