A
3554 Amun -
абстрактный бог-демиург, бог воздуха (ветра), позднее бог солнца, покровитель
города, считалось, что в нем существуют все боги, люди, предметы. Мифологическая
проработка образа Амона скудна и довольно размыта. Согласно Геродоту,
Амон (греч. Ἄμμων; Аммон) – имя Зевса у египтян. Пиндар написал гимн Амону,
называя его «владыкой Олимпа». Первоначально же Амон – местный бог Фив, где
почитался как небесное божество.
1912 Anubis
- бог-психопомп, изобретатель бальзамирования. В Старом царстве являлся
покровителем некрополей и кладбищ, один из судей царства мертвых, хранитель
ядов и лекарств. В древнеегипетской мифологии сын Осириса. Изображался в образе
шакала или дикой собаки Саб; иногда в виде человека с головой шакала или собаки.
Анубис был правителем загробного мира и носил эпитет Хентиаментиу. К тому же,
до появления культа Осириса он являлся главным божеством Запада (место захода
Солнца – «страна мертвых»). На Суде Осириса, описанном в Книге Мёртвых
Анубис помогает судить души умерших.
99942 Apophis (Апофис) – читать ЗДЕСЬ
2062 Aten -
был олицетворением солнечного диска, позже – бог солнца, на короткий период
объявлен главным богом. Эхнатон построил в честь Атона великолепный белокаменный
город Ахетатон, который играл при его реформе возведения Египта к единому богу,
роль столицы. Изображается в виде солнца, тянущего свои ладони к людям. Полное
имя бога Атона звучит как Ра-Гор (тот кто радуется горизонту), его имя было
светом солнечного диска. Атон сочетает в себе черты мужского и женского божества
одновременно. Всё созданное как считалось произошло от бога и в то же время
существует внутри него. В отличие от других богов Атон не был антропоморфным
(человекообразным), его изображали в виде солнечного диска.
161 Athor –
см. 2340 Hathor
B
H
2340 Hathor
- богиня неба, радости, любви, опьянения, материнства, плодородия. В древнейший
период Хатхор почиталась как небесная корова, родившая солнце. Фактически она
была персонификацией Млечного Пути, представлявшегося древним египтянам в
качестве молока небесной коровы. Отсюда следовала и последующая традиция её
изображения в образе привлекательной женщины с рогами (позже превращёнными в
своеобразную корону) и иногда ушами коровы, однако в некоторых местностях
богиня сохранила облик коровы.
В поздние периоды египетской истории она отождествлялась с богинями любви и красоты других народов, в частности, с греческой Афродитой и месопотамской Иштар. В мифологической традиции Хатхор являлась женой Гора Бехдетского и матерью Гора-Сематауи, но в некоторых городах почиталась как жена Ра,а также четырёх других детей Гора (в Мемфисе в роли её мужа иногда выступал Птах). Хатхор почиталась также и как богиня веселья, музыки, пляски (её атрибутом был музыкальный инструмент систр, изображения которого часто носили в качестве амулета, охраняющего от злых духов). Один из распространенных её эпитетов – «золотая».
В поздние периоды египетской истории она отождествлялась с богинями любви и красоты других народов, в частности, с греческой Афродитой и месопотамской Иштар. В мифологической традиции Хатхор являлась женой Гора Бехдетского и матерью Гора-Сематауи, но в некоторых городах почиталась как жена Ра,а также четырёх других детей Гора (в Мемфисе в роли её мужа иногда выступал Птах). Хатхор почиталась также и как богиня веселья, музыки, пляски (её атрибутом был музыкальный инструмент систр, изображения которого часто носили в качестве амулета, охраняющего от злых духов). Один из распространенных её эпитетов – «золотая».
1924 Horus -
бог неба, царской власти, покровитель армий, его воплощением на земле считали
фараона. Его главный противник – Сет. Одна из
самых распространенных ипостасей Хора (Гора) в
период Нового царства – Хоремахет (или Хармахис в
греческой транскрипции – «Хор на горизонте (небосклоне)»).
Анубис, по приказу бога Ра, собрал рассыпавшееся (а по другому варианту – расчлененное Сетом) тело Осириса,
набальзамировал тело и запеленал его. Исида в виде соколицы опустилась на труп
Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат, и
рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же
время он считает себя и единственным законным наследником последнего.
Втайне вскормленный и выращенный матерью в болотах Дельты, Гор идет,
«обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов
осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса ему, единственному сыну
умершего царя. После длительной тяжбы, продолжавшейся по одному варианту мифа
восемьдесят лет, Гор признается правомочным (по-египетски «правогласным»)
наследником Осириса и получает царство; бог Тот записывает решение суда богов.
Миф о Горе упоминается рядом греческих авторов. Сын Осириса, египетское
божество. У Геродота он отождествлялся с Аполлоном. Созвездие Гора греки
называли Орионом.
I
42 Isis -
богиня судьбы, повелительница жизни, охраняющая новорожденных и умерших. Исида – одна из
величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала
женственности и материнства. В мифах, часть которых дошла до
нашего времени только в известном пересказе Плутарха («Об Исиде и Осирисе»), богиня
хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих
странствиях после того, как бога убил его родной брат Сет (см. 1923 Osiris). Исида
часто предстает коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого
усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса.
Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына,
принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида,
носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая
царице-матери разрешиться от бремени.
Исида – «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и
тайных молитв; её призывают в беде, произносят её имя для защиты детей и семьи.
По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую
силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли зме́я, ужалившего
солнечное божество. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей
свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов,
той, кто знает Ра в его собственном имени». Своим знанием Исида, одна из
божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Гора, ужаленного в болотах
скорпионами. С тех пор, подобно богине Селкет, она иногда почиталась как
великая владычица скорпионов. Свои тайные силы богиня передала Гору, тем самым
вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла Гору
одержать верх над Сетом во время спора за престол и наследство Осириса и стать
владыкой Египта.
Одним из широко распространенных символов богини является амулет тет –
«узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного
цвета – сердолика и яшмы. Как и Хатхор,
Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности. Богиня была хорошо
известна грекам и римлянам. Греки отождествляли её с Деметрой. Говорят, что она - умнее миллиона богов.
N
1122 Neith –
одна из самых древних богинь Египта, важнейшим культовым центром которой был
город Саис. В этом городе был храм, посвященный ей – одно из самых известных
зданий в Древнем Египте. На одной из стен храма от имени богини Нейт была
сделана надпись, содержащая лаконичную, но чрезвычайно глубинную философскую
мысль: «Я все, что было, и все, что будет».
Первоначально она была богиней охоты и войны; это показывают не только ее
эмблема, но также и ее связи с богом Упуатом, который также почитался в Саисе.
Обязанность обоих божеств состояла в том, чтобы «открыть пути» королю, чтобы
гарантировать ему успех в сражении.
По представлениям древних египтян она отгоняла злых духов, пуская в них
стрелы из своего лука. Эти качества женщины-воительницы привели к тому, что
древние греки отождествляли ее со своей воинственной богиней – Афиной,
изображаемой со щитом и копьем. Также ее отождествляли с другой
богиней-воительницей, пришедшей в Древний Египет из Малой Азии – Анaт, обычными
атрибутами которой также были щит и копье.
Постепенно богиня Нейт
приобретала роль богини-защитницы умерших и стала
связанной с определенными ритуалами похорон. «Тексты пирамид» упоминают о ее
бдениях над телом усопшего Осириса вместе с Исидой, Нефтидой и Селкет.
Считалось, что она обладает могучими целительными способностями. Ее
призывали и ей молились при болезнях, её изображали на подголовниках, чтобы она
отгоняла злых духов во время сна людей.
Её имя также может интерпретироваться в значении «вода», поэтому она иногда
почиталась как персонификация первичной воды, предшествовавшей процессу
создания мира. В этом качестве она идентифицировалась как великая богиня
мать-создательница – мать богов (в том
числе Ра), в облике коровы Ихет плававшая в Нуне. Также мыслилась как богиня-покровительница
искусств (в частности ткачества).
О большом её влиянии и значении говорит известный мифологический сюжет о
споре между Сетом и Гором на право занять трон Египта после смерти Осириса.
Божественный трибунал, взявшиеся рассудить спорщиков, никак не могли прийти к
общему мнению. Тогда Бaнебджед предложил богу Ра обратиться за советом к Нейт.
Богиня рассудила, что владыкой Египта должен стать Гор – законный сын Осириса.
В противном случае она пригрозила, что небо упадет на землю.
287 Nephthys
- богиня рождения и смерти. Сущность её в египетской религиозной литературе почти не
раскрыта. В мифологических текстах, однако, Нефтида выступает вместе с сестрой
Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Нефтида,
чье имя по-египетски произносится как Небетхет, рассматривалась одними авторами
как богиня смерти, а другими – как аспект Черной Исиды. Нефтиду также иногда
называли Владычицей Свитков и приписывали ей авторство скорбных песнопений и
других гимнов. Плутарх описывал Нефтиду как «владычицу всего неявленного и
нематериального, в то время как Исида властвует над всем явленным и
материальным». Несмотря на связь с Нижним Миром, Нефтида носила титул «Богини
творения, которая живет во всем». Её также считали богиней сексуальности и
женским аналогом вечно возбужденного бога Мина. В Мендесе, в регионе нильской
дельты, её чтили как богиню врачевания. Часто Нефтида изображалась вместе с
Исидой как её противоположность и в то же время как её дополнение,
символизирующие ущербность, пассивность, неплодородные земли. В эпоху Нового
царства, Нефтида как одна из четырёх великих богинь-защитниц усопшего, часто
изображалась на царских саркофагах, на северной стенке, непосредственно около
головы усопшего.
306367 Nut -
богиня неба (родившая солнце, звезды и большинство богов) («Великая Девятка
Иуну»), защитница и покровительница умерших (поднимает их на небо и охраняет в
гробнице). Была
связана с культом мертвых — поднимает умерших на небо и охраняет их в гробнице.
Эпитеты: «Великая», «огромная мать звезд», «рождающая богов». Изображалась
в виде женщины, простирающейся по всему горизонту и касающейся земли кончиками
пальцев рук и ног, часто вместе с Гебом, лежащим внизу. В Нут заключена тысяча
душ.
«Небесная корова». Для древних египтян звездный небосвод выступал в образах
коровы Нут, женщины Нут, океана, крыши и даже крыльев. Суть космоса остается
загадочной, хотя и более или менее понятной в некоторых проявлениях. Прежде
всего, это нечто божественное и живое. За видимым образом (крыша, купол) скрыто
иное, во многом непостижимое. В то же время современное понимание космоса – предельно
упрощенное, лишенное поэзии, красоты. В египетских мифах Космическая Корова Нут
по совету Нуна поднимает на себе усталого престарелого Ра в небесную высь. На
большой высоте у Нут закружилась голова, а ноги её задрожали. Тогда Ра пожелал
иметь богов, чтобы поддержать её (интересно, что он лишь высказал пожелание, а
исполнил его, судя по всему, всемогущий Нун). Тогда восемь божеств встали у ног
Космической Коровы, а Шу стал поддерживать её брюхо.
O
1923 Osiris
- главный бог загробного мира, его царь. Также бог плодородия. Один из самых
важных богов в египетском пантеоне божеств. Египтяне называли его Усир, а
Осирис – это уже грецизированная форма этого имени. Изображается в виде
человека, нижняя часть которого - туловище и ноги - забинтованы, как у мумии. В
руках держит знаки-скипетры королевского сана – крюк и цеп. Местом его рождения
считалась пустыня, расположенная западнее Мемфиса – именно там, по
представлению древних египтян, начинался загробный мир. Позже, когда
религиозные образы и культы различных областей Египта трансформировались в
более сложную религиозную систему, местом рождения бога иногда считались
окрестности Фив. 14 городов в Египте имели священные места или могилы, которые
почитались как гробница Осириса.
Рассказы об убийстве и
воскрешении этого божества относятся к числу важнейших мифов Древнего Египта.
Наиболее последовательно изложил миф об Осирисе греческий писатель Плутарх.
Согласно этому варианту, первоначально он был земным королем, и правил в Египте
вместе со своей женой (и одновременно сестрой) Исидой. Был четвертым египетским
фараоном после правивших до него прадеда Атума (Ра-Атума), деда Шу и отца Геба.
Он научил людей выращивать
зерновые культуры, соблюдать законы и чтить богов. Причем сделано это было
властью его песен, а не оружием (что позволило грекам иногда отождествлять
Осириса со своим богом Дионисом).
Его хорошее правление, та
любовь, которой он пользовался у людей, вызывали ревность и ненависть со
стороны его брата – Сета (у Плутарха он имеет имя Тифон). Сет объявил, что
представит красивый саркофаг (то есть гроб) тому, кому он подойдет по размерам;
сам же сделал саркофаг, используя заранее снятые мерки со своего родного брата.
Осирис лег в саркофаг – и он
оказался ему в самый раз по размерам. Пока он радовался, подоспел Сет с другими
заговорщиками (их было 72). Вместе они захлопнули крышкой саркофаг, даже
запаяли все свинцом, а после этого бросили его в Нил. Саркофаг не утонул, а
поплыл по течению. Река вынесла запаянный ящик на берег возле Библоса, где на
этом месте сразу же выросло дерево.
Безутешная Исида, не
потерявшая от горя способность действовать решительно и быстро, находит саркофаг
с умершим мужем. Она возвращает его тело в Египет, в Дельту, где намеревалась
совершить обряд похорон. Однако коварный Сет, воспользовавшись тем, что Исида
на время оставила тело мужа, разрубил покойного на множество частей, которые
разбросал по всему Египту.
И вновь Исида принялась за
поиски своего мужа. В каждом месте Египта, где она находила часть тела
совершались похоронные обряды. Собрав все части мужа, Исида воссоединила их
воедино, а после этого тело было мумифицировано. В египетских мифах говорится о
том, что Гор был зачат Исидой от своего супруга уже после смерти последнего.
Описывается это так, с помощью магии Исида, махая крыльями, создав воздух
жизни, на время оживила мумию мужа и зачала от него Гора.
Осирису поклонялись с очень
раннего периода древнеегипетской истории. Предполагается, что он был
первоначально богом изобилия, обязанностью которого было гарантировать хороший
урожай; в этом качестве был связан с Нильским наводнением. Он быстро стал богом
воскрешения.
В Древнем царстве покойный
фараон идентифицировался с Осирисом, а его преемник - живущий король - с Гором,
сыном божества. Позже полагали, как видно, например, из «Текстов саркофагов» и
«Книги мертвых», что каждый умерший принимал на себя черты Осириса, то есть
считалось, что также оживет после смерти.
Ко времени Нового царства
сформировалась и оформилась религиозная концепция, согласно которой Осирис во
главе 42 богов осуществляет суд над душой умершего. Царь загробного мира
показан сидящем на престоле в Зале Двух Истин, куда приводят каждого умершего.
Умерший произносит клятву о
том, что во время земной жизни он был богобоязненным и послушным земным властям
человеком. Все формулы этой клятвы начинаются с предлога «не»: не нарушал, не
обманывал и т.д. Поэтому она получила название «клятвы отрицания».
Далее следует процедура
взвешивания на весах истины. На одной чаше находится сердце умершего, на другой
– перо богини Маат. Если прегрешения человека были велики, то чаша с сердцем
перевешивает другую чашу. Если же человек был благочестивым, то чаши весов
уравниваются.
От того, какой вердикт
вынесет суд Осириса, зависит дальнейшая судьба умершего – или он попадет на
благодатные поля Иару, где будет пребывать в довольстве и радости, или его
сердце будет съедено безжалостным чудищем Аммут, что сделает его смерь
окончательной, а воскрешение невозможным. Сцена суда Осириса является и
центральным сюжетом, и финалом египетской «Книги мертвых». Поскольку все
египтяне должны будут предстать перед судом Осириса, его культ становится в
эпоху Нового царства доминирующим, а сам владыка подземного царства
воспринимается и почитается как самый великий из богов.
P
5011 Ptah -
бог ремесла и искусства, истины и справедливости. В египетской мифологии Пта
был главным богом Мемфиса, который создал Луну, Солнце и Землю. Свидетельства о
нем имеются со времени 1-й династии. Согласно египетской мифологии его супругой
была свирепая богиня любви, войны и мести в облике львицы Сехмет. Вместе с их
сыном, богом первобытного лотоса и растительности Нефертумом они составляли
главную божественную триаду Мемфиса.
Иногда сыном Птаха считался
обожествленный Имхотеп - реальное историческое лицо, визирь и строитель первой
пирамиды в Египте – ступенчатой пирамиды фараона Джосера. Через много веков
после своей смерти он был обожествлен и почитался как бог-покровитель медицины
и строительства. Птах воспринимался как скульптор или кузнец человечества и
создатель прикладного искусства. Интересно отметить, что в этом качестве он
особенно был связан с карликами, которые традиционно работали ювелирами и
ремесленниками еще в эпоху Древнего царства. Его считали своим покровителем
ремесленники (в первую очередь, ювелиры и скульпторы) не только Мемфиса, но и
многих других мест. В частности такими были рабочие Дейр ель-Медины, строившие
королевские усыпальницы в Долине Королей. Поэтому совсем неудивительно, что
греки считали Пта своеобразным аналогом своего бога-кузнеца Гефеста. Уже в
Среднем царстве Пта был уже известен как божественный мастер, который мог
сделать новое тело для мертвого человека. Также рассматривался как демиург, – является
«самосозданным», «самопорожденным» божеством, он - единственный истинный
бог-создатель. Все духовные существа как божественные, так и человеческие
произошли от его мыслей и слов.
R
2100 Ra - солнечный
бог, бог всего сущего, владыка бесконечности. В одном из мифов говорится, что в
конце времени мир исчезнет в водах первичного хаоса, люди погибнут, а Ра снова
вернется в первобытные воды, из которых и появился. Путешествие божества по
небу имеет множество мифологических вариантов. Солнце-Ра могло лететь по небу
на крыльях. Поэтому солнечный диск с крыльями – один из самых распространенных
и самых важных символов Древнего Египта. Также поэтому он часто изображается в
виде человека с головой сокола или ястреба, то есть в облике мощных птиц,
способных парить высоко в небе. На рассвете Ре начинал свой путь с востока по
небу в своей солнечной лодке, названной «лодкой миллионов лет», сопровождаемый
большим числом менее важных богов, составляющих его свиту и защиту. Вечером его
лодка скрывалась на западе и наступала ночь.
Причем это дневное
путешествие по телу Нут тоже имело интересные мифологические образы. Согласно
одному из них, ладью с Ра и его свитой богиня Нут рожала на рассвете на
востоке, а вечером, когда лодка достигала ее рта на западе, проглатывала, чтобы
утром родить снова.
Ночное путешествие проходило
с запада на восток через Дуат – загробный мир, с ночными звездами и подземным
Нилом, по которому плыл ночной барк солнечного божества. Одновременно это
понималось и как перемещение внутри небесной богини Нут, проглотившей на закате
бога и его свиту.
В этом ночном походе Ра
ожидалo множество опасностей, главной из которых был гигантский змей Апоп
(Апофис) – злейший враг божества. Аллегорически каждую ночь команда солнечного
барка преодолевала силы хаоса, чтобы египетский бог солнца утром мог пробудить
и возобновить мир в соответствии с правилами Маат.
Само появление солнечного
бога в загробном мире с точки зрения египетского богословия подобно утреннему
свету, пробуждающему спящих в жизни, возвращает к жизни мумии добродетельных
мертвых в их гробах и пещерах, а также оживляет свои собственные ночные формы
(семьдесят четыре такие формы бога солнца перечислены в могиле Тутмоса III). Гибкая
египетская теология постепенно развила понятие синтеза между подземным богом
Осирисом и солнечным божеством Ра в сакральную формулу: «Ре в Осирисе, Осирис в
Ре». Таким образом, бог солнца в Древнем Египте становится «правителем
загробного мира», «господином жизни в западном горизонте» (запад – это место,
где находится загробный мир по взглядам египтян).
S
5381 Sekhmet
- («могучая») – богиня войны и палящего солнца,
грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать
болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами.
Охраняла фараона. Обладала характером, не поддающимся контролю. Изображалась с
головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут и Баст. Была
олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, почему на
голове её изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма
суровой. В позднем мифе об истреблении богом Ра непокорного человечества Сехмет
(в других вариантах мифа – Хатхор, Тефнут, Баст) в качестве ока Ра наслаждалась избиением людей,
и только пролитое на землю богами красное вино, на которое Сехмет набросилась,
приняв за кровь, и от которого опьянела, заставило её прекратить резню. Сехмет
считалась истребительницей врагов богов. В период Среднего царства фараоны в
качестве защитников Египта от врагов часто сравнивались с Сехмет; поэтому
богиня иногда изображалась с горящими стрелами. Некоторые версии мифа о
сотворении человечества называют её создательницей ливийцев и азиатов. Носила
эпитет «могучая» или «могущественная». Носила имена «Великая» и «Владычица
пустыни». Была хранительницей мира и защитницей людей. К ней обращались в
минуты опасности. Считалось, что её гнев приносил мор и эпидемии и, когда в
Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот
статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов. Богине поклонялись в
храме Гелиополиса, где жрецы держали священных львов. Также храмы воздвигались
на краю пустыни, где бродили дикие львы.
136818 Selqet
- покровительница мертвых, дочь Ра, помогающая ему
поражать врагов. Наиболее известен вариант изображения Селкет в виде стоящей
женщины со скорпионом на голове, из-за чего её также называют богиней скорпионов. Однако в ипостаси божественной
матери Селкет изображается совершенно иначе: с телом женщины и с головой льва
или крокодила, вооруженная ножами. Изображения в гробницах показывают ее не
только в антропоморфной форме, но и в чисто зооморфной – в образе скорпиона,
льва или приподнявшейся кобры. Она
является богиней-покровительницей целителей, так как она отводит и исцеляет
укусы ядовитых животных и насекомых, в особенности скорпионов. Селкет также
сражается с Апопом. Культ Селкет прочно связан с историей о великом воине Менесе. Под
покровительством Богини скорпионов, Менес выиграл множество войн и стал её
верным жрецом. Фараон любил, уважал богиню и потому носил герб с изображением
скорпиона и называл себя Царём скорпионом. После смерти воина Селкет взяла его
к себе во служение на небо тем самым навсегда забирая у души возможность
реинкарнироваться.
896 Sphinx - зооморфное мифическое существо с телом льва, головой человека или (реже) – головой сокола или барана.
U
4257 Ubasti
- богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, домашнего очага
и кошек, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки.