31.12.18

Египетская мифология




A

3554 Amun - абстрактный бог-демиург, бог воздуха (ветра), позднее бог солнца, покровитель города, считалось, что в нем существуют все боги, люди, предметы. Мифологическая проработка образа Амона скудна и довольно размыта. Согласно Геродоту, Амон (греч. Ἄμμων; Аммон) – имя Зевса у египтян. Пиндар написал гимн Амону, называя его «владыкой Олимпа». Первоначально же Амон – местный бог Фив, где почитался как небесное божество.


1912 Anubis - бог-психопомп, изобретатель бальзамирования. В Старом царстве являлся покровителем некрополей и кладбищ, один из судей царства мертвых, хранитель ядов и лекарств. В древнеегипетской мифологии сын Осириса. Изображался в образе шакала или дикой собаки Саб; иногда в виде человека с головой шакала или собаки. Анубис был правителем загробного мира и носил эпитет Хентиаментиу. К тому же, до появления культа Осириса он являлся главным божеством Запада (место захода Солнца – «страна мертвых»). На Суде Осириса, описанном в Книге Мёртвых Анубис помогает судить души умерших.


99942 Apophis (Апофис) – читать ЗДЕСЬ


2062 Aten - был олицетворением солнечного диска, позже – бог солнца, на короткий период объявлен главным богом. Эхнатон построил в честь Атона великолепный белокаменный город Ахетатон, который играл при его реформе возведения Египта к единому богу, роль столицы. Изображается в виде солнца, тянущего свои ладони к людям. Полное имя бога Атона звучит как Ра-Гор (тот кто радуется горизонту), его имя было светом солнечного диска. Атон сочетает в себе черты мужского и женского божества одновременно. Всё созданное как считалось произошло от бога и в то же время существует внутри него. В отличие от других богов Атон не был антропоморфным (человекообразным), его изображали в виде солнечного диска.


161 Athor – см. 2340 Hathor


B

101955 Bennu (Бену) – читать ЗДЕСЬ


H

2340 Hathor - богиня неба, радости, любви, опьянения, материнства, плодородия. В древнейший период Хатхор почиталась как небесная корова, родившая солнце. Фактически она была персонификацией Млечного Пути, представлявшегося древним египтянам в качестве молока небесной коровы. Отсюда следовала и последующая традиция её изображения в образе привлекательной женщины с рогами (позже превращёнными в своеобразную корону) и иногда ушами коровы, однако в некоторых местностях богиня сохранила облик коровы.  



В поздние периоды египетской истории она отождествлялась с богинями любви и красоты других народов, в частности, с греческой Афродитой и месопотамской Иштар. В мифологической традиции Хатхор являлась женой Гора Бехдетского и матерью Гора-Сематауи, но в некоторых городах почиталась как жена Ра,а также четырёх других детей Гора (в Мемфисе в роли её мужа иногда выступал Птах). Хатхор почиталась также и как богиня веселья, музыки, пляски (её атрибутом был музыкальный инструмент систр, изображения которого часто носили в качестве амулета, охраняющего от злых духов). Один из распространенных её эпитетов – «золотая».


1924 Horus - бог неба, царской власти, покровитель армий, его воплощением на земле считали фараона. Его главный противникСет. Одна из самых распространенных ипостасей Хора (Гора) в период Нового царстваХоремахет (или Хармахис в греческой транскрипции«Хор на горизонте (небосклоне)»).
Анубис, по приказу бога Ра, собрал рассыпавшееся (а по другому варианту – расчлененное Сетом) тело Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Исида в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат, и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.
Втайне вскормленный и выращенный матерью в болотах Дельты, Гор идет, «обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса ему, единственному сыну умершего царя. После длительной тяжбы, продолжавшейся по одному варианту мифа восемьдесят лет, Гор признается правомочным (по-египетски «правогласным») наследником Осириса и получает царство; бог Тот записывает решение суда богов.
Миф о Горе упоминается рядом греческих авторов. Сын Осириса, египетское божество. У Геродота он отождествлялся с Аполлоном. Созвездие Гора греки называли Орионом.


I

42 Isis - богиня судьбы, повелительница жизни, охраняющая новорожденных и умерших. Исида – одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха («Об Исиде и Осирисе»), богиня хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сет (см. 1923 Osiris). Исида часто предстает коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса.
Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери разрешиться от бремени.
Исида – «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; её призывают в беде, произносят её имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли зме́я, ужалившего солнечное божество. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени». Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Гора, ужаленного в болотах скорпионами. С тех пор, подобно богине Селкет, она иногда почиталась как великая владычица скорпионов. Свои тайные силы богиня передала Гору, тем самым вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла Гору одержать верх над Сетом во время спора за престол и наследство Осириса и стать владыкой Египта.
Одним из широко распространенных символов богини является амулет тет – «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета –  сердолика и яшмы. Как и Хатхор, Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности. Богиня была хорошо известна грекам и римлянам. Греки отождествляли её с Деметрой. Говорят, что она - умнее миллиона богов. 


N

1122 Neith – одна из самых древних богинь Египта, важнейшим культовым центром которой был город Саис. В этом городе был храм, посвященный ей – одно из самых известных зданий в Древнем Египте. На одной из стен храма от имени богини Нейт была сделана надпись, содержащая лаконичную, но чрезвычайно глубинную философскую мысль: «Я все, что было, и все, что будет».
Первоначально она была богиней охоты и войны; это показывают не только ее эмблема, но также и ее связи с богом Упуатом, который также почитался в Саисе. Обязанность обоих божеств состояла в том, чтобы «открыть пути» королю, чтобы гарантировать ему успех в сражении.
По представлениям древних египтян она отгоняла злых духов, пуская в них стрелы из своего лука. Эти качества женщины-воительницы привели к тому, что древние греки отождествляли ее со своей воинственной богиней – Афиной, изображаемой со щитом и копьем. Также ее отождествляли с другой богиней-воительницей, пришедшей в Древний Египет из Малой Азии – Анaт, обычными атрибутами которой также были щит и копье.
Постепенно богиня Нейт приобретала роль богини-защитницы умерших и стала связанной с определенными ритуалами похорон. «Тексты пирамид» упоминают о ее бдениях над телом усопшего Осириса вместе с Исидой, Нефтидой и Селкет.
Считалось, что она обладает могучими целительными способностями. Ее призывали и ей молились при болезнях, её изображали на подголовниках, чтобы она отгоняла злых духов во время сна людей.
Её имя также может интерпретироваться в значении «вода», поэтому она иногда почиталась как персонификация первичной воды, предшествовавшей процессу создания мира. В этом качестве она идентифицировалась как великая богиня мать-создательница – мать богов (в том числе Ра), в облике коровы Ихет плававшая в Нуне. Также мыслилась как богиня-покровительница искусств (в частности ткачества).
О большом её влиянии и значении говорит известный мифологический сюжет о споре между Сетом и Гором на право занять трон Египта после смерти Осириса. Божественный трибунал, взявшиеся рассудить спорщиков, никак не могли прийти к общему мнению. Тогда Бaнебджед предложил богу Ра обратиться за советом к Нейт. Богиня рассудила, что владыкой Египта должен стать Гор – законный сын Осириса. В противном случае она пригрозила, что небо упадет на землю.


287 Nephthys - богиня рождения и смерти. Сущность её в египетской религиозной литературе почти не раскрыта. В мифологических текстах, однако, Нефтида выступает вместе с сестрой Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Нефтида, чье имя по-египетски произносится как Небетхет, рассматривалась одними авторами как богиня смерти, а другими – как аспект Черной Исиды. Нефтиду также иногда называли Владычицей Свитков и приписывали ей авторство скорбных песнопений и других гимнов. Плутарх описывал Нефтиду как «владычицу всего неявленного и нематериального, в то время как Исида властвует над всем явленным и материальным». Несмотря на связь с Нижним Миром, Нефтида носила титул «Богини творения, которая живет во всем». Её также считали богиней сексуальности и женским аналогом вечно возбужденного бога Мина. В Мендесе, в регионе нильской дельты, её чтили как богиню врачевания. Часто Нефтида изображалась вместе с Исидой как её противоположность и в то же время как её дополнение, символизирующие ущербность, пассивность, неплодородные земли. В эпоху Нового царства, Нефтида как одна из четырёх великих богинь-защитниц усопшего, часто изображалась на царских саркофагах, на северной стенке, непосредственно около головы усопшего.


306367 Nut - богиня неба (родившая солнце, звезды и большинство богов) («Великая Девятка Иуну»), защитница и покровительница умерших (поднимает их на небо и охраняет в гробнице). Была связана с культом мертвых — поднимает умерших на небо и охраняет их в гробнице.
Эпитеты: «Великая», «огромная мать звезд», «рождающая богов». Изображалась в виде женщины, простирающейся по всему горизонту и касающейся земли кончиками пальцев рук и ног, часто вместе с Гебом, лежащим внизу. В Нут заключена тысяча душ.
«Небесная корова». Для древних египтян звездный небосвод выступал в образах коровы Нут, женщины Нут, океана, крыши и даже крыльев. Суть космоса остается загадочной, хотя и более или менее понятной в некоторых проявлениях. Прежде всего, это нечто божественное и живое. За видимым образом (крыша, купол) скрыто иное, во многом непостижимое. В то же время современное понимание космоса – предельно упрощенное, лишенное поэзии, красоты. В египетских мифах Космическая Корова Нут по совету Нуна поднимает на себе усталого престарелого Ра в небесную высь. На большой высоте у Нут закружилась голова, а ноги её задрожали. Тогда Ра пожелал иметь богов, чтобы поддержать её (интересно, что он лишь высказал пожелание, а исполнил его, судя по всему, всемогущий Нун). Тогда восемь божеств встали у ног Космической Коровы, а Шу стал поддерживать её брюхо.


O

1923 Osiris - главный бог загробного мира, его царь. Также бог плодородия. Один из самых важных богов в египетском пантеоне божеств. Египтяне называли его Усир, а Осирис – это уже грецизированная форма этого имени. Изображается в виде человека, нижняя часть которого - туловище и ноги - забинтованы, как у мумии. В руках держит знаки-скипетры королевского сана – крюк и цеп. Местом его рождения считалась пустыня, расположенная западнее Мемфиса – именно там, по представлению древних египтян, начинался загробный мир. Позже, когда религиозные образы и культы различных областей Египта трансформировались в более сложную религиозную систему, местом рождения бога иногда считались окрестности Фив. 14 городов в Египте имели священные места или могилы, которые почитались как гробница Осириса.
Рассказы об убийстве и воскрешении этого божества относятся к числу важнейших мифов Древнего Египта. Наиболее последовательно изложил миф об Осирисе греческий писатель Плутарх. Согласно этому варианту, первоначально он был земным королем, и правил в Египте вместе со своей женой (и одновременно сестрой) Исидой. Был четвертым египетским фараоном после правивших до него прадеда Атума (Ра-Атума), деда Шу и отца Геба.
Он научил людей выращивать зерновые культуры, соблюдать законы и чтить богов. Причем сделано это было властью его песен, а не оружием (что позволило грекам иногда отождествлять Осириса со своим богом Дионисом).
Его хорошее правление, та любовь, которой он пользовался у людей, вызывали ревность и ненависть со стороны его брата – Сета (у Плутарха он имеет имя Тифон). Сет объявил, что представит красивый саркофаг (то есть гроб) тому, кому он подойдет по размерам; сам же сделал саркофаг, используя заранее снятые мерки со своего родного брата.
Осирис лег в саркофаг – и он оказался ему в самый раз по размерам. Пока он радовался, подоспел Сет с другими заговорщиками (их было 72). Вместе они захлопнули крышкой саркофаг, даже запаяли все свинцом, а после этого бросили его в Нил. Саркофаг не утонул, а поплыл по течению. Река вынесла запаянный ящик на берег возле Библоса, где на этом месте сразу же выросло дерево.
Безутешная Исида, не потерявшая от горя способность действовать решительно и быстро, находит саркофаг с умершим мужем. Она возвращает его тело в Египет, в Дельту, где намеревалась совершить обряд похорон. Однако коварный Сет, воспользовавшись тем, что Исида на время оставила тело мужа, разрубил покойного на множество частей, которые разбросал по всему Египту.
И вновь Исида принялась за поиски своего мужа. В каждом месте Египта, где она находила часть тела совершались похоронные обряды. Собрав все части мужа, Исида воссоединила их воедино, а после этого тело было мумифицировано. В египетских мифах говорится о том, что Гор был зачат Исидой от своего супруга уже после смерти последнего. Описывается это так, с помощью магии Исида, махая крыльями, создав воздух жизни, на время оживила мумию мужа и зачала от него Гора.
Осирису поклонялись с очень раннего периода древнеегипетской истории. Предполагается, что он был первоначально богом изобилия, обязанностью которого было гарантировать хороший урожай; в этом качестве был связан с Нильским наводнением. Он быстро стал богом воскрешения.
В Древнем царстве покойный фараон идентифицировался с Осирисом, а его преемник - живущий король - с Гором, сыном божества. Позже полагали, как видно, например, из «Текстов саркофагов» и «Книги мертвых», что каждый умерший принимал на себя черты Осириса, то есть считалось, что также оживет после смерти.
Ко времени Нового царства сформировалась и оформилась религиозная концепция, согласно которой Осирис во главе 42 богов осуществляет суд над душой умершего. Царь загробного мира показан сидящем на престоле в Зале Двух Истин, куда приводят каждого умершего.
Умерший произносит клятву о том, что во время земной жизни он был богобоязненным и послушным земным властям человеком. Все формулы этой клятвы начинаются с предлога «не»: не нарушал, не обманывал и т.д. Поэтому она получила название «клятвы отрицания».
Далее следует процедура взвешивания на весах истины. На одной чаше находится сердце умершего, на другой – перо богини Маат. Если прегрешения человека были велики, то чаша с сердцем перевешивает другую чашу. Если же человек был благочестивым, то чаши весов уравниваются.
От того, какой вердикт вынесет суд Осириса, зависит дальнейшая судьба умершего – или он попадет на благодатные поля Иару, где будет пребывать в довольстве и радости, или его сердце будет съедено безжалостным чудищем Аммут, что сделает его смерь окончательной, а воскрешение невозможным. Сцена суда Осириса является и центральным сюжетом, и финалом египетской «Книги мертвых». Поскольку все египтяне должны будут предстать перед судом Осириса, его культ становится в эпоху Нового царства доминирующим, а сам владыка подземного царства воспринимается и почитается как самый великий из богов.


P

5011 Ptah - бог ремесла и искусства, истины и справедливости. В египетской мифологии Пта был главным богом Мемфиса, который создал Луну, Солнце и Землю. Свидетельства о нем имеются со времени 1-й династии. Согласно египетской мифологии его супругой была свирепая богиня любви, войны и мести в облике львицы Сехмет. Вместе с их сыном, богом первобытного лотоса и растительности Нефертумом они составляли главную божественную триаду Мемфиса.
Иногда сыном Птаха считался обожествленный Имхотеп - реальное историческое лицо, визирь и строитель первой пирамиды в Египте – ступенчатой пирамиды фараона Джосера. Через много веков после своей смерти он был обожествлен и почитался как бог-покровитель медицины и строительства. Птах воспринимался как скульптор или кузнец человечества и создатель прикладного искусства. Интересно отметить, что в этом качестве он особенно был связан с карликами, которые традиционно работали ювелирами и ремесленниками еще в эпоху Древнего царства. Его считали своим покровителем ремесленники (в первую очередь, ювелиры и скульпторы) не только Мемфиса, но и многих других мест. В частности такими были рабочие Дейр ель-Медины, строившие королевские усыпальницы в Долине Королей. Поэтому совсем неудивительно, что греки считали Пта своеобразным аналогом своего бога-кузнеца Гефеста. Уже в Среднем царстве Пта был уже известен как божественный мастер, который мог сделать новое тело для мертвого человека. Также рассматривался как демиург, – является «самосозданным», «самопорожденным» божеством, он - единственный истинный бог-создатель. Все духовные существа как божественные, так и человеческие произошли от его мыслей и слов.


R

2100 Ra - солнечный бог, бог всего сущего, владыка бесконечности. В одном из мифов говорится, что в конце времени мир исчезнет в водах первичного хаоса, люди погибнут, а Ра снова вернется в первобытные воды, из которых и появился. Путешествие божества по небу имеет множество мифологических вариантов. Солнце-Ра могло лететь по небу на крыльях. Поэтому солнечный диск с крыльями – один из самых распространенных и самых важных символов Древнего Египта. Также поэтому он часто изображается в виде человека с головой сокола или ястреба, то есть в облике мощных птиц, способных парить высоко в небе. На рассвете Ре начинал свой путь с востока по небу в своей солнечной лодке, названной «лодкой миллионов лет», сопровождаемый большим числом менее важных богов, составляющих его свиту и защиту. Вечером его лодка скрывалась на западе и наступала ночь.
Причем это дневное путешествие по телу Нут тоже имело интересные мифологические образы. Согласно одному из них, ладью с Ра и его свитой богиня Нут рожала на рассвете на востоке, а вечером, когда лодка достигала ее рта на западе, проглатывала, чтобы утром родить снова.
Ночное путешествие проходило с запада на восток через Дуат – загробный мир, с ночными звездами и подземным Нилом, по которому плыл ночной барк солнечного божества. Одновременно это понималось и как перемещение внутри небесной богини Нут, проглотившей на закате бога и его свиту.
В этом ночном походе Ра ожидалo множество опасностей, главной из которых был гигантский змей Апоп (Апофис) – злейший враг божества. Аллегорически каждую ночь команда солнечного барка преодолевала силы хаоса, чтобы египетский бог солнца утром мог пробудить и возобновить мир в соответствии с правилами Маат.
Само появление солнечного бога в загробном мире с точки зрения египетского богословия подобно утреннему свету, пробуждающему спящих в жизни, возвращает к жизни мумии добродетельных мертвых в их гробах и пещерах, а также оживляет свои собственные ночные формы (семьдесят четыре такие формы бога солнца перечислены в могиле Тутмоса III). Гибкая египетская теология постепенно развила понятие синтеза между подземным богом Осирисом и солнечным божеством Ра в сакральную формулу: «Ре в Осирисе, Осирис в Ре». Таким образом, бог солнца в Древнем Египте становится «правителем загробного мира», «господином жизни в западном горизонте» (запад – это место, где находится загробный мир по взглядам египтян).
Дополнительно читать ЗДЕСЬ


S

5381 Sekhmet - («могучая»)богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами. Охраняла фараона. Обладала характером, не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут и Баст. Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, почему на голове её изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой. В позднем мифе об истреблении богом Ра непокорного человечества Сехмет (в других вариантах мифаХатхор, Тефнут, Баст) в качестве ока Ра наслаждалась избиением людей, и только пролитое на землю богами красное вино, на которое Сехмет набросилась, приняв за кровь, и от которого опьянела, заставило её прекратить резню. Сехмет считалась истребительницей врагов богов. В период Среднего царства фараоны в качестве защитников Египта от врагов часто сравнивались с Сехмет; поэтому богиня иногда изображалась с горящими стрелами. Некоторые версии мифа о сотворении человечества называют её создательницей ливийцев и азиатов. Носила эпитет «могучая» или «могущественная». Носила имена «Великая» и «Владычица пустыни». Была хранительницей мира и защитницей людей. К ней обращались в минуты опасности. Считалось, что её гнев приносил мор и эпидемии и, когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов. Богине поклонялись в храме Гелиополиса, где жрецы держали священных львов. Также храмы воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы.


136818 Selqet - покровительница мертвых, дочь Ра, помогающая ему поражать врагов. Наиболее известен вариант изображения Селкет в виде стоящей женщины со скорпионом на голове, из-за чего её также называют богиней скорпионов. Однако в ипостаси божественной матери Селкет изображается совершенно иначе: с телом женщины и с головой льва или крокодила, вооруженная ножами. Изображения в гробницах показывают ее не только в антропоморфной форме, но и в чисто зооморфной – в образе скорпиона, льва или приподнявшейся кобры. Она является богиней-покровительницей целителей, так как она отводит и исцеляет укусы ядовитых животных и насекомых, в особенности скорпионов. Селкет также сражается с Апопом. Культ Селкет прочно связан с историей о великом воине Менесе. Под покровительством Богини скорпионов, Менес выиграл множество войн и стал её верным жрецом. Фараон любил, уважал богиню и потому носил герб с изображением скорпиона и называл себя Царём скорпионом. После смерти воина Селкет взяла его к себе во служение на небо тем самым навсегда забирая у души возможность реинкарнироваться.


896 Sphinx - зооморфное мифическое существо с телом льва, головой человека или (реже)головой сокола или барана.


U

4257 Ubasti - богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, домашнего очага и кошек, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки.