Апоп (Апопи, Апеп, Апофис,
греч. Ἄπωφις) – в египетской мифологии огромный змей, изначальная сила, Хаос,
извечный антагонист и враг бога солнца Ра, олицетворение
бури, мрака и ужаса в египетском пантеоне. Апоп, – главная сила, восставшая
на Бога-солнце.
Главной задачей Апопа было
поглощение солнца и ввержение Земли в вечную тьму. Заклинания против Апопа постоянно встречаются в текстах солярных мифов, в которых он обычно
выступает как собирательный образ всех врагов солнца.
Считалось, что Апоп,
существовал в начале времени в водах первобытного хаоса до создания всего
сущего и его власть настолько велика, что он будет продолжать существовать
бесконечно, снова и снова повторяя злонамеренные циклы атак, поражений и
возрождений для новых атак на бога солнца Ра. Апоп не
нуждается в питании, весь смысл его существования сводится только
к одному – угрожать и нападать на бога Ра.
Поскольку считалось, что Апоп живет в подземном мире, его иногда считали
Пожирателем душ. Таким образом, мертвые также нуждались в защите, поэтому их
иногда хоронили со свитками заклинаний, способных уничтожить Апопа.
Пока не найдено доказательств существования Апопа в древнеегипетском
божественном пантеоне до Среднего царства. Похоже, что идея такого злобного,
космического по масштабам, враждебного бога пришла в сознание египтян в смутное
время, наступившее после эпохи строительства великих пирамид.
Большинство мифов, связанных с Апопом, были разработаны во время Нового
царства и были включены в погребальные тексты (Тексты саркофагов, Книга мертвых).
Апопу древние египтяне никогда не поклонялись. Однако ритуалы, направленные
на охрану, защиту от этого бога (или демона), составляли важную часть их
религиозных воззрений и культовой практики.
Считалось, что победа Ра над Апопом каждую ночь, обеспечивается молитвами
египетских священников и верующих в храмах. Египтяне практиковали множество
ритуалов и суеверий, которые, как считалось, отгоняли Апопа и помогали Ра в
продолжении его путешествия по небу.
*
Бог РА был, вероятно, старейший из
богов, которым поклонялись в Египте, и имя его восходит ко временам столь
древним, что его значение неизвестно. Он всегда считался зримым образом Бога и
богом этой земли, которому ежедневно приносились подношения и жертвы. Время
начало существовать, когда при сотворении мира Ра появился над горизонтом в
виде Солнца, и в древности жизнь человека сравнивалась с его ежедневным путем.
Считалось, что Ра путешествовал по небесам в двух ладьях (Ладья Вечности): с восхода солнца до полудня – в ладье АТЕТ или МАТЕТ (или Манджет), а с
полудня до заката – в ладье СЕКТЕТ (или Месктет). Перед самым восходом или во время восхода на него нападал АПОП, могучий «дракон» или змей – олицетворение зла и тьмы. Напрашивается аналогия : «самое темное время суток –
перед рассветом».
С этим чудищем Ра сражался до
тех пор, пока огненные дротики, которые он метал в тело Апопа, не опаляли и не сжигали змея. Демоны, сопровождавшие Апопа, тоже уничтожались огнем, а их тела изрубались в
куски.
Стоит отметить, что чаще всего злые силы и исчадия, стремясь уничтожить Бога-солнце,
нападают на Ладью Вечности в облике змей. Однако Ра и его воинство неизменно
повергают исчадий небытия и мрака.
Но не все змеи – недруги бога Солнца. Кобра-урей сама убивает врагов Ра
своими испепеляющими лучами и в первую очередь, – Апопа. Змей Мехен-та защищает Ладью Вечности во время
ночного плавания Ра через Дуат. Богиня-змея Мерит-Сегер охраняет гробницы
Фиванского некрополя, в которых покоятся усопшие фараоны и вельможи.
Эта история повторяется в
легенде о битве Хора (Гора) и Сета,
и первоначально в обоих вариантах она представляла борьбу между светом и тьмой,
происходившую ежедневно. Однако позднее, когда Осирис занял место Ра и Хор,
олицетворявший божественную мощь, собирался отомстить за жестокое убийство
своего отца и зло, причиненное ему, понятия справедливости и несправедливости,
добра и зла, правды и неправды, относящиеся к области морали, были перенесены
также на свет и тьму, то есть на Хора и Сета.
Изображение Апопа из Книги мертвых.
Осовремененный вариант. Иллюстрация
Леона-Жана-Жозефа Дюбуа, опубликованная в «Египетском Пантеоне» Жана-Франсуа
Шампольона в 1823 году.
Апоп. Настенная роспись в
гробнице Сети I
Апоп, рельеф из храма Хора, Идфу.
В образе Апопа содержалась
аллегория суточного цикла. Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его
борьба с Ра. Когда ночью Ра-солнце «уходит в закат» и начинает плавание по подземному Нилу, Апоп, желая
погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся
каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть воду обратно.
Из книги «Египетская мифология», И.Рак.
Когда Ра покинул людей и вознесся на небо, богиня Маат установила новый миропорядок.
Отныне и навсегда земной мир со всех сторон окружила цепь высоких гор,
поддерживающих небесную реку – Нут, и по
небесной реке боги во главе с Ра стали перевозить Солнце с востока на запад, а ночью Ладья
по подземному Нилу, протекающему через Дуат (загробный мир), возвращалась с запада на восток, к месту восхода и воссияния Светила.
В распоряжении солнечного бога
две Ладьи: дневная – Манджет, и ночная – Месктет. В некоторых текстах говорится, что обе Ладьи принадлежат Руги – двум богам-львам, отождествлявшимся с Шу и Тефнут. Ра
восседает на золотом троне посреди священной Ладьи.
Его корона украшена Оком-змеей – это богиня Уаджит в облике урея. Она зорко смотрит
вперед, и горе порождениям тьмы, если они встретятся на
пути Ладьи! Урей превратит их в пепел своими раскаленными лучами. На носу Ладьи стоят две богини – Маат и Хатхор. Обе они – воплощения Ока
Ра. Маат охраняет миропорядок, а Хатхор защищает справедливость и закон.
Сопровождают Ра и мудрый бог Тот – писец и
посыльный владыки, и непобедимый Хор Бехдетский, и Хор (Гор) – сын Исиды и Осириса, и Шу, и Онурис.
Весла Ладьи вверены четверым богам в обликах мужчин с бородками. Их имена –
Ху, Сиа, Сехем и Хех. Они – воплощения божественных сил, которые поддерживают в
мире гармонию и порядок. Ху и Сиа олицетворяют божественную Волю и божественный
Разум. Иногда их называют «Носители Ока Хора» или «Язык и Сердце Птаха» — ибо,
как учат мемфисские жрецы. Птах сотворил мир Мыслью и Словом. Сехем
олицетворяет божественную созидательную Энергию, Хех – Вечность. Хех носит на голове корону из
вьющегося тростника – символ долгой жизни, а в руках держит пальмовые ветви – иероглифы
«год».
Дневное путешествие Ра полно опасностей. Враг Солнца змей Апоп подстерегает
Ладью, затаясь в небесной реке, и бросается на неё, едва завидев. С помощью
Уаджит-урея, Хора Бехдетского, Онуриса и
Хатхор бог Солнца одерживает победу в смертельной схватке и низвергает Апопа в
бездну, в пучину вод. Но иногда злой змей всё-таки оказывается сильнее
солнечного воинства. В такие дни бушует ненастье, тучи затягивают небо, и из
пустыни налетает горячий ветер. Если же Апоп проглотит Ладью, наступает солнечное
затмение.
Завершив дневное путешествие
по небесной реке – по животу Нут, Ладья Манджет подплывает к западным горам,
где находятся врата, ведущие в Загробный Мир. Когда бог Солнца приближается к
вратам, священные горные павианы запевают приветственный гимн:
Сотворил ты павианов,
Да поют они тебе,
Да пляшут они перед тобою,
Да восклицают они восхваления тебе!
Ра – Бог богов обращается к
пустыне, говоря:
— Я озаряю пустыню, освещаю тех, кто пребывает в ней.
Я сокрыл вас от живущих на земле, я облёк в пелены
тех, кто умер.
Под торжественное пение Ра
покидает дневную Ладью Манджет и переходит на ночную – Месктет. Начинается плавание по той части Великой Реки, которая
протекает через Дуат.
Передача солнечного диска с
дневной Ладьи (справа) на ночную.
Ночное плавание.
Изложено, в основном, по
«Книге Врат» и «Книге Дня и Ночи».
Путешествие через Дуат еще
опаснее, чем дневное путешествие. Начинается оно с торжественного восхождения
Ра и его свиты на западную гору. Затем бог богов усаживается на золотой трон – солнечное
святилище, которое расположено посреди Ладьи Месктет. Трон обвивает кольцами
своего тела гигантский змей Мехен-та, защитник ночной Ладьи. Ху, Сиа, Сехем и
Хех занимают места гребцов, дружно взмахивают веслами, — и начинается плавание,
полное опасностей и приключений
Ра перевозит Солнце на Ладье Вечности. Пьедестал, на
котором восседает Ра, символизирует миропорядок (Маат); Ладья с Оком Хора
одновременно изображает змея Мехена(?); Око – Луну(?). Рисунок из Книги Мертвых («Папирус
Ани»); XIX династия; Британский музей, Лондон.
Подземное побережье Нила
разделено двенадцатью вратами на двенадцать долин, соответствующих двенадцати
ночным часам. Каждую долину Ладья проплывает строго в определенный час. Все
врата охраняются чудовищами и огнедышащими змеями. Самостоятельно Ра не смог бы
преодолеть ни одной преграды: для того, чтобы изрыгающие пламя стражи открыли
врата и пропустили Ладью, надо знать их имена и волшебные заклинания. Имена и
заклинания известны только богу, который командует богами, тянущими солнечную
Ладью канатом. Ему помогает Хека, бог волшебства и магии. Он придает заклинаниям
магическую силу.
Вход в Дуат охраняют змей по имени Страж Пустыни и боги Упуаут и Нехебкау.
Нехебкау – змееглавый бог, властелин времени
и покровитель урожая. Он присоединяется к свите Ра и сопровождает Владыку всего
сущего через все двенадцать долин Дуата.
Волк Упуаут – воинственный, до зубов
вооруженный бог, тоже восходит на Ладью Вечности и занимает место во главе всей
свиты Ра, на носу Ладьи. Имя Упуаут означает «Открывающий пути», и ему
предстоит открыть все двенадцать врат, разделяющих долины Дуата.
Все врата имеют имена. Первые, «Вход в Тайный Зал», охраняет Страж Пустыни.
Он над этими вратами и открывает их для Ра. Бог Разум (Сиа) говорит Стражу
Пустыни: — Отверзни своё Загробное Царство для Ра, открой врата Обитающему на
горизонте! Ладья солнечного бога минует Вход в Тайный Зал. Врата с лязгом
закрываются, и те, кто в пустыне, плачут, слыша, как запирается дверь. Во
второй долине Дуата навстречу Ладье выходят бог урожая Непри и его жена Непит.
Тело Непри обвито пшеничными колосьями. Он кормит в Дуате умерших, а его
загробная ипостась носит эпитет «Тот, кто живет
после смерти».
Ночная Ладья плывет мимо
захоронений, и Ра посылает мумиям животворящий свет своих лучей.
Умершие выходят из гробниц,
приветствуя Солнце и наслаждаясь его сиянием. Они поют:
Слава тебе, Ра! <...>
Поклоняются тебе обитатели Дуата.
Восхваляют они тебя, грядущего и мире
<...>
Ликуют сердца подземных,
Когда ты приносишь свет обитающим на
Западе.
Их очи открываются, ибо они видят тебя.
Полны радости их сердца,
Когда они смотрят на тебя,
Ибо ты слышишь молитвы лежащих в гробах,
Ты уничтожаешь их печали
И отгоняешь зло от них прочь.
Все спящие поклоняются твоей красоте,
Когда твой свет озаряет их лица.
Проходишь ты, и вновь покрывает их тьма,
И каждый вновь ложится в свой гроб.
Солнечная Ладья плывет дальше,
и по мере её продвижения вперед умершие всё выходят и выходят из своих гробниц
и приветствуют бога Солнца.
У пятых врат находится
Великий Чертог Двух Истин – зал, где Осирис вершит Суд над умершими.
Пройдя еще несколько «долин-залов», наконец, наступает последний предрассветный час – час страшной битвы Ра с его извечным врагом, змеем
Апопом. Апоп еженощно подстерегает Ладью. Завидев её, он с утробным рыком
разевает свою гигантскую пасть и выпивает всю воду подземного Нила. Ладья
ложится днищем на речной песок, и боги вступают с Апопом в битву.
Могучего змея не одолеть даже
великому Ра, если бог Солнца не прибегнет к помощи волшебства.
Поэтому перед битвой бог магии Хека произносит заклинание:
Заклинание об одолении Апопа.
<...> Сгинь, Апоп! Пропади, Апоп! Сгинь, Апоп! Пропади,
Апоп! Это Ра и его Ка. Прибывает Ра
— могучий. Прибывает Ра — сильный. Прибывает Ра — возвышенный. Прибывает Ра —
великолепный. Прибывает Ра — ликующий. Прибывает Ра — прекрасный. Прибывает Ра
— царь Верхнего Египта. Прибывает Ра — царь Нижнего Египта. Прибывает Ра —
божественный. Прибывает Ра — правогласный. Прибудь (Pa) к фараону — да будет он
жив, невредим, здрав. Ты уничтожил всех его врагов, так же как он поверг для
тебя Апопа. Он изгнал для тебя зло <...>.
После этого все защитники Ра
бросаются в битву. Воинственный Упуаут, Онурис и Хор Бехдетский поднимают свои
остроконечные копья, Уаджит-урей испускает огненные лучи, змей Мехен вонзает в
тело Апопа зубы.
Солнечному богу и его свите
помогает сражаться с Апопом и великая богиня
Нейт. Эпитет Нейт – «Устрашающая». Она – покровительница войск, неизменно возглавляет армию фараона и дарует ей
победу.
Под предводительством Ра боги
его свиты одерживают победу над Апопом – пронзают
гигантское туловище копьями и заставляют змея изрыгнуть всю проглоченную воду. Апоп
скрывается в пучине подземного Нила и до следующей ночи залечивает раны.
В некоторых текстах
говорится, что залечивать раны Апопу помогает богиня-скорпион Серкет, хотя
обычно Серкет считается благим божеством.
Одержав победу над Апопом,
боги ликуют:
<...> Пали подлые под ножом его
(Ра).
И змей изрыгнул поглощенное.
Восстань же, о Ра, в святилище своем!
Силен Ра,
Слабы враги!
Высок Ра,
Низки враги!
Жив Ра,
Мертвы враги!
Сыт Ра,
Голодны враги!
Напоен Ра,
Жаждут враги!
Вознесся Ра,
Пали враги! <...>
Есть Ра,
Нет тебя, Апоп!
Русло подземного Нила вновь
наполняется водой, и Ладья Месктет плывет через
последнюю, двенадцатую долину Дуата. Перед восходом светила Ладья заплывает в
тело исполинского змея и, пройдя сквозь утробу чудовища, оказывается у подножия
восточных гор. Затем через пещеру она выплывает на небо. Распахиваются Двери
Горизонта, Ра омывает свое тело в водах
священного озера и под ликование богов переходит обратно в дневную Ладью Манджет.
И так, - ежедневно.
Наиболее подробные сведения о
Загробном Мире и подземном путешествии Ра в Ладье Вечности содержатся – наряду с
«Книгой Дня и Ночи» и «Книгой Врат», также в книге «Амдуат» — «(Книге) о том,
что в Дуате». Эта «Книга» — не описательный рассказ о Загробном Мире, а набор
из 12 (по числу ночных часов) символических композиций, изображающих различные
этапы умирания в Дуате старого Солнца и рождения нового.
Встреча и сражение с Апопом здесь происходит на седьмом часу плаванья Ра.
Свернувшийся кольцами Апоп
лежит на песчаной отмели длиною 450 локтей. Чары Исиды и бога магии Хека лишают
змея силы, и тогда остальные боги рубят его тело на куски.
Следующие три часа плавание
Ра протекает спокойно. Во всех долинах Дуата его охраняют божества подземного
мира, и солнечный бог продолжает дарить свет и тепло умершим.
*
В цикле мифов об «оке бога Солнца»
удаляющемся из Египта, большей частью в Нубию, и затем победоносно
возвращающемся, описано как Бог Ра предстает в виде
«великого кота» и уничтожает дракона – огромную змею (Апопа (?))
в Гелиополе.
Возможно, что здесь подразумевается какой-то крайне интересный вариант сказания о змееборчестве солнечного божества, одним из
эпизодов которого и был суд между Ра и змеем, происходивший в Гелиополе, причем предметом тяжбы был, по-видимому, вопрос о владычестве
над Гелиополем (Матье М. С. 34).
Ра в образе кота убивает змея под
священной сикоморой Гелиополя. Виньетка из «Книги Мертвых», гл. 17.
Такие варианты:
Ра в виде кролика (или зайца)
убивает змея (Апопа ?). Настенная роспись грабницы Инхер-Ха, Фивы.
Считается, что образ Апопа сливается с любыми внешними (и внутренними ?)
врагами Египта вообще. То есть, любой противник царя-фараона = Апоп.
В «Папирусе Бремнер-Ринд» об
Апопе говорится:
«Когда сильные в чудотворении боги глаголили, сама
суть чудотворения была явлена, и было приказано им уничтожить врагов Моих всемощной
силой их речений. И послал Я тех, кто вышли в бытие из плоти Моей, победить
этого злобного врага. Один он брошен в пламя, Апоп, с ножом, вонзенным в главу
его».
Цитата из Книги Врат:
«Вот что Атум соделал: Ра прославлен, мятежник
низвержен. Да сойдешь ты вниз, да не поднимешься ты вверх. Да будешь ты скован
силой слова, дабы был ты бессилен. Отец мой оправдан пред тобой, и я также
оправдан пред тобой. Я изгоняю тебя именем Ра! Я разрушаю тебя именем Ахти».
Атум (завершённый) – бог-демиург в древнеегипетской мифологии, сущность
бога солнца Ра, одно из ранних божеств древнеегипетской мифологии. Центром
поклонения Атума считался Гелиополь.
Атум поражает Апопа. Гробница
Рамсеса I, XIX Династия
Аналогично Ра действует любой египетский царь против своих врагов. Любые бунтари,
которые восстают на него, восстают на этот божественный правильно
организованный мир, и поэтому тоже должны быть обезличены: их имена должны быть
уничтожены. В «Папирусе Бремнер-Ринд» как заклинание произносится фраза:
«Ты должен говорить, когда
ввергаешь его в огонь: Ра торжествует над тобой, о, Апоп, Гор торжествует над
супостатом своим, Его Величество Государь, да будет он жив, невредим и здрав,
торжествует над врагами своими».
Царь только тогда будет жив, невредим и здрав, когда он будет действовать
подобно Ра, и когда он будет уничтожать врагов, которые враги правды, враги
Маат, а не просто его соперники.
*
«Главным змееборцем «Книги Мертвых» является бог солнца Ра. Ежедневно на своем пути
он встречает Апопа и его повергает. Самый бой никогда не описывается, зато
подробно воспеваются победа над змеем и уничтожение его. В 39-й главе «Книги Мертвых» мы читаем: «Он (Ра) пронзил твою голову, он
насквозь разрезал твое лицо, он разделил твою голову по двум сторонам дороги,
она распростерта на его земле; твои кости разбиты на куски, твои члены
отрублены от тебя». Еще подробнее победа описана в космогоническом тексте,
обычно называемом «Книгой повержения Апопа». <...> Этот папирус давался в
руки умершему, так как он защищал его самого от Апопа и других змей на его
пути. В «Книге мертвых» «я» ― иногда не только Ра, но и Озирис,
отождествлявшийся с умершим.»
— Владимир Пропп, «Исторические корни
волшебной сказки», 1946
Гимн из «Книги повержения Апопа» (или « Книга Апофиса» на греческом языке),
Египет, II тысячелетие до н.э. :
Я послал их
(т. е.
богов),
Возникших
из моих членов,
Чтобы
повергнуть злого врага.
Он, Апоп,
падает в огонь,
Нож торчит
в его голове,
Его ухо
отрезано,
Его имени
нет больше на этой земле.
Я приказал
нанести ему раны
Я сжег его
кости,
Я ежедневно
уничтожал его душу,
<... не читается >
Я отрезал
члены от костей его.
Я
<вырвал> его ноги,
Я разрубил
его руки,
Я замкнул
его рот и его губы,
Я раздробил
его зубы,
Я вырезал
язык из его пасти,
Я отнял у
него речь,,
Я ослепил
его глаза,
Я отнял от
него слух,
Я удалил
сердце с его места,
Его имени
нет больше.
Этот гимн-заклинание следовало повторять в течение ритуала сжигания
восковой или папирусной фигуры Апопа после того, как ее растаптывают и
оплевывают.
Эти заклинания о свержении
Апопа и победе Ра произносились каждый день в храме Амона в Карнаке – об этом и свидетельствует «Книга свержения Апопа», хранящаяся сейчас в Британском музее. Подобные ритуалы совершались и в
других храмах, в частности в Эдфу. Эти заклинания были признаны эффективными не
только в отношении Апопа, но и против других врагов, в том числе земных
противников египетского фараона.
В гимне упомянуто вырезывание языка и глаз (ослепил), т.е. органов, которые
(в Египте – особенно глаз) считались носителями души. Пока не будут вырезаны
язык и глаза, змей не может считаться убитым.
Всё это происходило (видимо, более размашисто) и в контексте ежегодного
обряда под названием « Изгнание хаоса», когда египетские жрецы делали
изображения Апопа, которое, как считается, содержало всё «зло и тьму в Египте», и сжигали их, чтобы защитится от зла Апопа
еще на один год.
Плутарх, который знает Апопа, в книге об Исиде и Осирисе говорит о том, что
Апоп – это брат Гелиоса (бога Солнца), и он вступил в войну с Зевсом. Гелиос –
Ра, Солнце, а Зевсом Плутарх именует Амона. Он путается в этих именах, но тут
важно то, что Апоп – это не какая-то тварь, восставшая на Творца, а это брат
того, кто сотворил мир. Возможно, это анти-Ра в некотором смысле.
Иногда происхождение Апопа описывают как рождение от пуповины Ра.
«После 2500 г. до н. э. азиатский миф о
битве между богом неба и света (Бел-Мардук и др.) и драконом пучины океана
(Тиамат) проник в Египет, где вырос до истории гигантской змеи Апопа (в древнегреческом
произношении – Апофис), врага бога-солнца. Только слабые
следы азиатской сказки о сотворении мира из остова первозданного чудовища, все
покрывающего первозданного хаоса, найдены в Египте, возможно, в представлении,
что железо является «костью Тифона». Лучше сохранилась параллельная азиатская
версия, что дракон не был убит и уничтожен, но все еще лежит связанным в недрах
земли или в океане, так что
землетрясения или штормы на море возникают вследствие его безнадежной борьбы
против своих пут. Мы обнаруживаем идею, повторяющуюся во многих вариантах, что
бесчисленные руки богов или усопших душ (включая даже всех иностранцев) должны
удержать «борющееся чудовище» (nuzi) в глубинах земли».
— Макс Мюллер, «Египетская
мифология».
Закованный Апоп в подземном мире
; Сыновья Осириса сторожат свернувшуюся вчетверо змею в первозданном хаосе
перед своим отцом ; Aпоп, закованный в цепи «детьми Хора».
«Апоп опутан металлическими
цепями, и на его голове лежит нубийская богиня Селкет, которая появляется
вновь, как его страж. Предполагают, что четырехглавые охранники указывают на
Хнума, властелина четырех источников Нила и соседа Селкет….
… Существуют многочисленные варианты таких рисунков, смысла
которых художники позднее почти не понимали. Бок о бок с этими приспособлениями
мифа к Нилу или к его источнику (то есть местному океану для египтян, у которых
было мало мест для мореплавания) находим упоминание, что в реальности
просторный океан представляет Апоп, который, находясь в неволе, опоясывает
землю цепями и сохраняет ее целостность, но в то же время угрожает разорвать
свои путы и уничтожить мир…
Соответственно море становится «тифоническим» или
враждебным Осирису, по контрасту с его ранней благожелательностью Осирису. То,
что Апопа «бросили в океан в день нового года», является реминисценцией
вавилонского учения, что битва созидания типологически повторяется весной, в
начале каждого нового года. В ранний период, однако, египтяне объясняли
сражение между светом и тьмой, между богом-солнцем и его гигантским противником
как ежедневный феномен. Апоп либо проглатывал солнце вечером, когда оно
погружалось в океан, либо оно сражалось с драконом, путешествуя ночью по
подземному миру. Там, из темной реки или за горами солнечного восхода, чудовище
поднималось против солнечной ладьи. Но утром его разрезали на кусочки, и солнце
вновь появлялось, одержав победу или, по меньшей мере, отпущенное чудовищем,
которое выплевывало его.»
— Макс Мюллер, «Египетская
мифология».
Пояснение : Осирис – бог возрождения, царь загробного мира в
древнеегипетской мифологии и судья душ усопших.
Осирис был четвертым из богов, царствовавшим на земле в изначальные
времена, унаследовав власть прадеда Ра, деда Шу и отца Геба.
Как стало понятным, Ра в борьбе с
Апопом помогали несколько защитников, которые путешествовали вместе с ним, и
иногда, упоминается в том числе и Сет.
Сет, поражающий Апопа с ладьи Ра.
XXII династия, Книга Мертвых, фрагмент, Египетский Музей, Каир
Однако позже, образ Сета сливается с образом Апопа. Между Апопом и Сетом есть
немало общего. Апоп, как и Сет, был также связан с различными пугающими египтян
природными явлениями – такими, как необъяснимая темнота, солнечное затмение,
ураганы и землетрясения. Таким образом, Апоп (и Сет тоже отчасти) всегда был
основной угрозой для стабильности самого космоса и мироздания.
Изображение Сета на притолоке
храма Сета, период правления Тутмоса I
То есть, Сет (Сетх, Сутех) – в древнеегипетской мифологии бог ярости,
песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти, входящий в гелиопольскую
Эннеаду. Но первоначально он почитался как «защитник солнца-Ра», покровитель
царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов. Сет – бог-воин
с красными жгучими глазами, единственный из всех, кто способен одолеть во тьме
змея Апопа, олицетворяющего мрак и жаждущего поработить Ра в темных глубинах
подземного Нила.
Позже, однако, был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной борьбе Хора
и Сета, персонификацией мирового зла.
Значение мифов космическое: они параллельны сказаниям о борьбе Ра с Апопом, а затем Хора с Сетом.
Солнце удаляется из своей страны, гонимое тучами и непогодой, и возвращается,
победив их.
Красный цвет связывали с Сетом и Апопом. В папирусах эти имена писались
красными чернилами. Книга Мертвых; лист 11; полноцветные виньетки; заклинания
написанные красными и черными чернилами; изображение змея-Апопа.
«Битву с Апопом можно было
обнаружить днем на небе, когда грозовые облака затемняли лик солнца, так что
миф о змее и солнечном божестве Ра выливался в старую историю борьбы между Хором и Сетом. Таким образом, змея все более
становилась идентичной Сету, превращаясь в дополнительное изображение злого
бога, который позднее, как сказано, боролся против Хора в облике других водных чудовищ, таких как
гиппопотам и крокодил.
Это смешение Апопа с Сетом, однако, возникло только в
период после XVIII династии. Памятники этой династии все еще не только
различают воина Сета и громадную змею, но заставляют его бороться против нее
вместе с богами, в то время как в одной главе Книги мертвых змей даже нападает на осла Сета.
…Смешение более древней трактовки Сета и
более поздней легенды об Апопе вскоре сделалось полным, так что впоследствии мы
обнаружим, что Сета называли «змеей, которая разрезана на куски, отвратительной
(?) змеей» (nik, neyek) и пр. Это больше
всего способствовало созданию, наконец, из древнего бога грома представителя
любого зла («всех красных вещей»), истинного Сатаны, чье имя лучше всего было
не произносить, но заменять пренебрежительным «тот самый» (pefi), или
проклятием, или плевком, так что имя Сета озвучивалось только в запретном
черном искусстве.»
— Макс Мюллер, «Египетская
мифология».
***