31.12.18

Библейская мифология




A

515 Athalia - Аталия (Гофолия) – библейская царица Иудейская; была выдана замуж по династическим соображениям за царя соседней Иудеи; мать иудейского царя Охозии, и бабка царя Иоаса. Язычница. Святилище Ваала впервые появляется в Иудее, благодаря ей. Все её сыновья, кроме младшего, Охозии, были убиты во время одного из вторжений в Израиль филистимлян и аравийцев. После смерти своего последнего сына, Охозии, она увидела уникальную для себя возможность самой захватить трон. И ради этого пошла на поразительное по своей жестокости истребление собственных внуков; её не остановил голос крови. Однако удалось спасти её внука Иоаса, которого скрывали шесть лет, пока Гофолия самодержавно правила. На седьмом году правления кровожадной Гофолии первосвященник Иодай осуществил дворцовый переворот, и маленький Иоас как законный наследник был коронован. Гофолия, поняв, что пришел конец её царствованию, ворвалась в храм и разодрала свои одежды с воплем: заговор! заговор! Иодай приказал сотникам арестовать её и вывести с территории храма, а смерть от меча настигла Гофолию по дороге ко дворцу, у так называемых «конских ворот».


B


585 Bilkis. См. 1196 Sheba


592 Bathseba - Бат Шеба (Вирсавия) согласно Библии, была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь на крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Её муж, Урия Хеттеянин, находился в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Вирсавия не пыталась соблазнить царя, о чем свидетельствует библейский текст. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы её доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела. Позже Давид написал командиру армии Урии письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер. Что и произошло, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Давид позже раскаивался в содеянном.
При всем своем высоком положении самой возлюбленной из жен Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя достойным образом. Её влияние на Давида, по-видимому, было велико, так что она побудила его провозгласить старшего сына своего Соломона царем. Затем она главным образом содействовала к уничтожению покушения Адонии (четвертый сын Давида) на занятие престола своего отца.
По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям (Соломону и Нафану). Её история послужила сюжетом для многих произведений искусства.


D

560 Delila - в Ветхом Завете – женщина, предавшая Самсона. Вызвав своей красой его беззаветную любовь и преданность, и выдав секрет богатырской силы Самсона, Далила предала его злейшим врагам, филистимлянам.
Далила (русская форма – Далида) появилась в Книге Судей как пример борьбы с плотской страстью. Богословы предполагают, что предки под маской красивой обольстительницы подразумевали самого дьявола, только женского рода, и якобы сначала его имя фигурировало в источнике. Лишь когда Ветхий Завет пережил редакторские правки, откровенное указание на хрестоматийного искусителя решили завуалировать и заменить нейтральной Далилой. То, что под образом коварной девушки скрывался дьявол подчеркивали и разные деятели искусства: например, на старинной картине Андреа Мантенья (предположительно конец XV века), Далила состригает волосы Самсона; рядом с персонажами растет дерево, где виднеется надпись «Foemina diabolo», что в переводе означает «женщина-дьявол».


Обстоятельства гибели силача Самсона – один из любопытных ветхозаветных сюжетов. Секрет силы героя древнего Израиля, на счету которого – десятки славных подвигов, скрывался в длинных волосах, которых никогда не касались ножницы. Завоевателям иудейских земель филистимлянам не удавалось побороть богатыря, слава о могуществе героя распространилась далеко за пределы родины. Однажды Самсон оказался во вражеском городе Газа, где повстречал хитрую и коварную Далилу. Перед красотой и умом девушки герой не сумел устоять и провел в ее обществе вечер. Филистимляне узнали, что на их территории – главный недруг, и закрыли ворота, чтобы устроить ловушку. Но ночью Самсон убил охрану и беспрепятственно вышел за пределы города. С тех пор он часто бывал в Газе, чтобы насладиться любовными утехами с черноокой блудницей Далилой. Израильский силач всегда слыл ходоком по женщинам, но в этот раз словно потерял разум. Филистимляне решили воспользоваться слабостью врага, попросив Далилу за приличную плату выведать тайну силы любовника. Три раза женщина, напоив гостя вином, спрашивала о секрете, но Самсон придумывал небылицы. Хитрая Далила упрекала его в нелюбви, плакала и молила «пощадить». Наконец, герой сдался и поведал, что, если состричь длинные волосы, тело станет слабым и беспомощным. Любовница состригла семь кос Самсона и выдала того врагам, которые заковали бывшего силача в цепи и выкололи ему глаза.
Ветхий Завет точно указывает на принадлежность Далилы к филистимлянам, но подробности происхождения остаются «за кадром», читатель довольствуется намеками. Вероятно, женщина, «живущая в долине реки Сорек», – родом из семьи знатного сословия, потому как владельцы Филистимские лично, без посредников, пришли просить о предательстве Самсона.


541 Deborah - героиня библейской книги Судей, четвертая по счету судья Израилева (единственная женщина); одна из семи пророчиц эпохи Судей. Сидя под пальмовым деревом («пальмой Деборы»‏‎) в Эфраимитских горах, судила израильтян, приходивших к ней со своими тяжбами со всех концов Страны Израиля. Вдохновительница и руководительница войны еврейского ополчения против ханаанейского царя Явина, правившего в Хацоре. Одержала победу над хананеями у «потока Кисона», воспетую, в сохранившейся песне («Песнь Деворы»), древнейшем памятнике еврейского поэтического творчества. История Деворы вдохновляла художников и поэтов средневековья. Но и позднее многие композиторы, воодушевленные музыкальностью и поэтичностью «Песни Деворы», посвящали её героине свои произведения.   


E

622 Esther (Эсфирь) – читать ЗДЕСЬ


H

682 Hagar - Агарь – в Библии египтянка, рабыня Сарры. Бездетная Сарра, поступая в соответствии с обычаем, сама предложила, чтобы её муж Авраам вошел к Агари, чтобы иметь от нее дитя. Во время беременности Агари между ней и Саррой начались конфликты, и Агарь убегает в пустыню, где ангел Бога Яхве велит ей вернуться, обещая, что у неё родится воинственный сын Исмаил. Это обещание сбывается. После рождения у Сарры и Авраама сына Исаака старая рознь между госпожой и служанкой усиливается. Агарь с сыном вынуждена уйти в изгнание. Однако Бог хранит и утешает изгнанников: когда им в пустыне угрожает смерть от жажды, он указывает Агари на колодец и спасает их от смерти.


546 Herodias - была внучкой Ирода Великого от его сына Аристобула. Согласно Флавию, она была замужем за своим дядей Иродом Филиппом I и имела от него дочь Саломею, но увлеклась преступной связью с его единокровным братом, Иродом II Антипой. Даже в то время, с точки зрения иудейской религии, да и вообще моральных норм, браки между родственниками крайне не одобрялись, а кровосмешение считалось великим грехом. Иоанн Креститель публично, при всем честном народе осуждал и безжалостно обличал кощунственную связь, за что Иродиада люто возненавидела пророка.
Иродиада была жестокой, коварной, алчной, развращенной и непомерно гордой женщиной. С юных лет она мечтала о царской короне любой ценой. Иродиада таила злобу на пророка Иоанна за то, что он, не боясь, говорил о её порочности. Желая погубить его, Иродиаде представился случай. В одну из ночей дворец Ирода Антипы горел огнями. Двор отмечал день рождения правителя, пир продолжался уже за полночь, когда пьяный тетрарх пожелал, чтобы перед его гостями танцевала искусная в этом Саломея, его падчерица, дочь Иродиады. Воспитанная своей развращенной матерью, юная Саломея не постеснялась исполнить неприличный сладострастный танец в обнаженном виде. Падчерица настолько угождает отчиму своим танцем, что тот обещает исполнить любую её просьбу, вплоть до того, что он готов отдать ей полцарства.
Саломея обращается к матери за советом, чего просить в награду за танец. Иродиада велит дочери просить голову Иоанна Крестителя. Потворствуя матери, Саломея доносит до Ирода это желание, выдавая за свое. Ирод в ужасе от выбора своей падчерицы, но данное привселюдно царское слово заставляет его выполнить эту страшную прихоть девушки. И опечалился царь; но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, И послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.
Таким образом покорная дочь, подученная мстительной матерью, стала её пособницей. Подговорив свою дочь Саломею попросить голову Иоанна Крестителя, Иродиада вынесла приговор. Своими интригами Иродиада навлекла бедствие на Ирода Антипу и была сослана вместе с ним в ссылку в Галлию. Неимоверно жестокая и порочная Иродиада закончила свою жизнь в бедности и безызвестности.


Считается что Саломея и её танец, предстают не более чем драматическим приемом. Они подчеркивают истовость Иоанна Крестителя и повышают эффектность его судьбы. Вполне естественно, что авторы, которые были не историками, а евангелистами, старались использовать все известные истории и традиции, которые пошли бы на пользу основной теме их повествования.
Известно, что аналогичная сюжету о Саломее история, также заканчивавшаяся гибелью одного из персонажей, уже существовала в те времена, и евангелисты вполне могли ею воспользоваться. Утверждается, что эта исходная история произошла в 184 году до н.э., когда консул Фламинин был изгнан из римского сената за убийство пленника. В варианте Сенеки Фламинина соблазняет танцем любовница. В качестве вознаграждения она получает голову оскорбившего её мужчины, и эти подробности уже ближе к тем, которые использованы в рассказах Матфея и Марка о смерти Крестителя. Поэтому некоторые ученые и утверждают, что история Фламинина была переделана Матфеем и Марком для собственных целей.
В Новое время Саломея стала прототипом образа роковой женщины.


J

664 Judith (Юдифь) – читать ЗДЕСЬ


L

1930 Lucifer (Люцифер) – читать ЗДЕСЬ (объект назван не в честь персонификации утренней звезды – планеты Венеры, а в честь Люцифера – падшего ангела).


208 Lacrimosa - «плачущая» : слово взято из первой строчки средневековой католической секвенции «Стоит Матерь скорбящая» – медитация над страданиями Марии, матери Иисуса Христа, во время крестной казни (Stabat mater dolorosa juxta crucem lacrimosa, dum pendebat filius - Стояла мать скорбящая возле креста в слезах, когда на нем висел Сын).
Мотив взят из «Семи скорбей Марии» – известной темы Римско-католической религии. В обычных религиозных католических образах Дева Мария здесь изображается в скорби и слезах, с одним или семью длинными ножами или кинжалами, пронзающими её сердце, часто истекающие кровью. Благочестивые молитвы, состоящие из медитации, начали развивать её семь скорбей, основанных на пророчестве Симеона. Первый алтарь, посвященный Божьей Матери Скорбящей был установлен в 1221г в монастыре в Шёнау. Позволение на празднование дня Богоматери Скорбящей было впервые получено в 1727г. А в 1913 году Папа Пий Х передвинул празднование на 15 сентября, которое следовало за праздником Воздвижения Креста Господня. И сегодня приверженцами христианской религии праздник отмечается именно в этот день.


M

102 Miriam - описана в еврейской Библии как дочь Амрама и Иохаведа и старшая сестра Моисея и Аарона. Она была пророчицей и впервые появляется в Книге Исхода. Она предсказала отцу, что у него родится сын, который освободит Израиль от египетского рабства. Когда родился Моисей, её отец поцеловал дочь, говоря: «Твое пророчество, моя дочь, исполнилось». Но потом, когда пришлось бросить ребенка в реку, родители стали упрекать её. Мириам пошла к реке, чтобы видеть, каким образом сбудется её пророчество. Когда корзина с ребенком была вытащена из воды дочерью фараона, сестра спасенного Моисея предложила царевне привести для него кормилицу из евреек. Привела она свою мать, которой и поручили вскормить собственного ребенка.
Мириам, наряду с Моисеем и Аароном, считается посланником Божиим для руководительства евреями во время их странствования по пустыне. Она называлась также «Пуа» и, подобно своей матери, была повивальной бабкой, в возрасте пяти лет она была уже в состоянии помогать последней.


205 Martha - библейская фигура, описанная в Евангелиях от Луки и Иоанна. По мифу, однажды Иисус пришел к своему другу Лазарю, у которого были две сестры Марфа и Мария. Все семейство считало его своим Учителем, поэтому посещение их дома столь высоким гостем предполагало и соответствующее приготовление к встрече. Как только Иисус появился у них, Марфа тотчас начала заботиться об угощении и всячески суетиться по этому поводу. Мария же, с того момента как он пришел, не отходила от него ни на минуту, внимая его речам. Не успевая справиться с подготовкой кушаний, Марфа упрекает Марию в том, что она не помогает ей. Марфа решила, что ее сестра бездельничает, в то время как она сбивается с ног, не успевая все организовать. 
Такой различный характер сестер – практичной Марфы и созерцательной Марии – стали символом различных установок в жизни христиан и часто приводится в пример. Марфа была озабочена беспокойством о незначительных, земных вещах, в то время как Мария жаждала духовного и вечного. В светской же интерпретации, Марфа скорее труженица, а Мария – «витает в облаках».


N

703 Noëmi - свекровь Эсфирь. См. 622 Esther


R

798 Ruth (Руфь) – читать ЗДЕСЬ


S

562 Salome. См. 546 Herodias


1196 Sheba - Царица Савская – легендарная правительница аравийского царства Саба (Шеба), чей визит в Иерусалим к царю Соломону описан в Библии. В исламском мире она почитается как могущественная царица Балькис, или Билькис, а в эфиопской традиции – как Махеда. В анналах древней истории из могущественных женщин-правительниц наибольшую популярность получила лишь Клеопатра, а о загадочной царице Савской известно так мало, что историки и археологи даже не уверены, существовала ли она на самом деле. Царица Савская была красивой, блистательной и умной женщиной, (при этом, однако, ничего не сообщается о её происхождении и семье).
В Библии, в Третьей книге Царств, царица Савская упоминается просто как «восточная царица». Нет никаких уточнений о ее происхождении, лишь рассказ о том, как царица, услышав о славе Саломона, покинула свой дом и отравилась с караваном, груженным специями, золотом и драгоценными камнями, в Иерусалим. Согласно библейскому преданию, она намеревалась удостовериться в правдивости молвы о мудрости Соломона, подготовив для него сложные вопросы. Пораженная его мудростью, величием царского двора, она вручила ему дорогие подарки, а Соломон предложил ей несметные сокровища и «все что она пожелает». Затем царица вернулась в родные края. Так вкратце изложена история о Соломоне и царице Савской в Библии. Однако рассказы о царице встречаются и в других источниках. В легендах иудеев и мусульман уже известная притча о Соломоне и Савской приукрашена некоторыми преимущественно фантастическими деталями. Иудейский историк Иосиф (I в.) считал, что Савская была царицей Египта и Эфиопии. В арабском фольклоре и Коране представлены более удивительные рассказы о царице Савской. Так, в Коране рассказывается о том, как от птицы удод Соломон узнал о богатом царстве, которым управляет некая царица, а его жители почитают Солнце. Царь Соломон вместе с птицей отправил той царице приглашение почтить его и заплатить дань, предупредив, что если она откажется, он уничтожит царство. Савская приняла столь странное приглашение и была обращена Соломоном в другую веру, приняв веру в одного истинного Бога.
Среди комментаторов библейского сказания существует мнение, что рассказ следует толковать в том смысле, что Соломон вступил в греховную связь с царицей Савской, в результате чего сотни лет спустя был рожден Навуходоносор, разрушивший Храм, построенный Соломоном. (В арабских легендах она уже его непосредственная мать). Согласно же Талмуду, историю о царице Савской следует считать аллегорией, а слова «מלכת שבא» («царица Савская») трактуются как «מלכות שבא» («царство Савское»), покорившееся Соломону.
В еврейских преданиях послебиблейской эпохи и тесно связанной с ними мусульманской литературе можно проследить постепенную демонизацию образа царицы Савской, испытывающей царя Соломона. Этот демонизированный образ опосредованно проникает и в христианскую традицию. Целью библейского повествования является прежде всего прославление мудрости Соломона и процветания управляемого им Израильского царства. Мотив противостояния царя-мужчины и царицы-женщины практически отсутствует. В то же время, в позднейших пересказах этот мотив постепенно становится ведущим, а вскользь упомянутое в Библии испытание загадками превращается, по мнению ряда современных интерпретаторов, в попытку поставить под сомнение богоданный патриархальный строй мира и общества. Образ царицы приобретает при этом отрицательные, а иногда и откровенно демонические черты –  к примеру, волосатые ноги. Возникает мотив соблазнения и греховной связи, от которой рождается разрушитель Храма Навуходоносор. А серебро, которое привезла царица в подарок Соломону, в итоге идет на тридцать сребреников Иуде Искариоту.
Исследователи отмечают, что визит царицы Савской в Иерусалим, по всей видимости, мог быть торговой миссией, связанной с усилиями израильского царя обосноваться на побережье Красного моря и этим подорвать монополию Сабы и других южноаравийских царств на караванную торговлю с Сирией и Месопотамией. Ассирийские источники подтверждают, что Южная Аравия вела международную торговлю уже в 890 году до н. э., так что прибытие в Иерусалим времён Соломона торговой миссии некоего южноаравийского царства представляется вполне возможным.
Существует теория, согласно которой царица Савская – это царица Хатшепсут (XV век до н. э. по традиционной хронологии Древнего Египта), одна из первых и наиболее влиятельных правителей 18-й династии фараонов (Новое царство). Либо, аравийская царица государства Сава.


Т

267 Tirza - является еврейским словом, означающим «она моя радость - приятность, миловидность, прелесть». В Библии Тирза – дочь Салпаада (Цлофхада), сына Хеферова, сына Галаадова, сына Махирова, сына Манассиина, сына Иосифа.  В еврейской традиции дочери Салпаада приводятся как образец любви к Земле Израиля, поскольку они потребовали от Моисея изменить процесс наследования и получения удела в Земле Израиля в пользу дочерей. В современном обществе история дочерей приобретает и феминистический смысл, поскольку дает пример женской самостоятельности и инициативности.