У Сатурна известно 146 естественных
спутника с подтвержденной орбитой (на начало 2024 г.); это наибольшее число
открытых спутников среди всех планет Солнечной системы; 63 из них имеют
собственные названия. Большинство спутников имеет небольшие размеры и состоит
из каменных пород и льда. Однако, Сатурн – лидер по количеству крупных/относительно крупных спутников. 10 против 4-х у
Юпитера.
Они очень светлые, имеют
высокую отражательную способность. 24 спутника Сатурна – регулярные, остальные 122 – нерегулярные. Регулярные спутники Сатурна называются (в том числе) именами
сестер и братьев Кроноса (греческого аналога римского бога Сатурна).
Нерегулярные спутники по
характеристикам своих орбит составляют три группы: инуитскую, скандинавскую и
галльскую и названы по мифологиям, из которых берутся для них имена.
Крупнейшие спутники Сатурна
(свыше 1000 км. диаметр): Титан, Рея, Япет, Диона, Тефия. Относительно крупные
(свыше 200 или около км.) : Энцелад, Мимас, Гиперион, Феба, Янус.
Расстояние орбит основных спутников от планеты.
Лучшие снимки спутников Сатурна были сделаны в основном космическим
аппаратом «Кассини».
Титан – крупнейший спутник
Сатурна, второй по величине спутник в Солнечной системе (после спутника Юпитера
Ганимеда), является единственным, кроме Земли, телом в Солнечной системе, для
которого доказано существование жидкости на поверхности, и единственным
спутником планеты, обладающим плотной атмосферой.
Титан стал первым известным
спутником Сатурна –в 1655 году его обнаружил
голландский астроном Христиан
Гюйгенс.
Титан состоит примерно
наполовину из водяного льда и наполовину – из скальных пород. По составу Титан
схож с некоторыми другими крупными спутниками газовых планет: Ганимедом,
Европой, Каллисто, Тритоном, но сильно отличается от них составом и структурой
своей атмосферы.
Поверхность
Титана в основном состоит из водяного льда и осадочных органических веществ,
геологически молодая, в основном ровная, за исключением небольшого количества
горных образований и кратеров, а также нескольких криовулканов. Плотная
атмосфера, окружающая Титан, долгое время не позволяла увидеть поверхность
спутника вплоть до прибытия аппарата «Кассини-Гюйгенс» в 2004 году.
Атмосфера
преимущественно состоит из азота, также имеется небольшое количество метана и
этана, которые образуют облака, являющиеся источником жидких и, возможно,
твердых осадков. Титан является единственным естественным спутником в Солнечной
системе с атмосферой, которая по массе превосходит атмосферу Земли и близка к
ней по химическому составу.
На поверхности
имеются метан-этановые озера и реки. Несмотря на низкую температуру, Титан
сопоставляется с Землей на ранних стадиях развития, и нельзя исключать, что на
спутнике возможно существование простейших форм жизни, в частности, в подземных
водоемах, где условия могут быть гораздо комфортнее, чем на поверхности.
Титан находится
вне колец Сатурна. Титан имеет синхронное вращение относительно планеты,
ставшее результатом действия приливных сил. Это означает, что периоды вращения
вокруг своей оси и обращения вокруг Сатурна совпадают, и спутник повернут к
планете всегда одной и той же стороной. На долю Титана приходится более 95 %
массы всех спутников Сатурна и является достаточно крупным небесным телом для
поддержания высокой температуры внутреннего ядра, что делает его геологически
активным.
Ряд ученых
выдвинули гипотезу о существовании глобального подповерхностного океана.
Падение титанов. Ок.1598, Корнелис
ван Харлем
Титаны (Τιτᾶνες, ед. ч.
Τιτάν) – в древнегреческой мифологии боги второго поколения, дети Урана (неба)
и Геи (земли). Их шесть братьев и шесть сестер-титанид, вступивших в брак между
собой и породивших новое поколение богов: Прометея, Гелиоса, Муз, Лето и
других.Титаны – архаические (предположительно догреческого периода) божества,
олицетворявшие стихии и природные катастрофы. Миф о титаномахии
предположительно отражает борьбу догреческих богов балканского субстрата с
новыми богами (олимпийцами) вторгшихся с севера греческих племен.В более
поздних мифах титанов отождествляют с гигантами.
Им посвящен XXXVII орфический
гимн. Составляли хор в трагедии Эсхила «Прометей освобожденный». Существовали
комедии Евбула и Кратина Младшего «Титаны».
В литературе и философии
титанизм – это течение о всесилии человека, вдохновляющееся революционной
борьбой с установившимся порядком.
Один из Титанов. V в. до н.э.
Главный миф рассказывает о
том, как Кронос по наущению матери оскопил серпом отца и занял его место
верховного бога. Океан получил власть над морем, а остальные
над четырьмя сторонами света: Гиперион – Восток, Криос – Юг, Иапет – Запад, Кей
– Север. Кронос и Рея родили Зевса, который в свою очередь сместил отца и встал
во главе нового поколения богов – олимпийцев (титаны, кроме Океана выступили с
Офрийской горы, а боги, рожденные Кроносом и Реей – с Олимпа). Сражение
(титаномахия) между титанами и олимпийцами длилось десять лет. Потом на помощь
Зевсу пришли сторукие, и титаны были побеждены; часть из них признала нового
владыку, остальные были низвергнуты в Тартар, а сторукие стали их стражами.
Позднее Гера побудила их
восстать против Зевса.
По Павсанию, их имя впервые
ввел Гомер, у него заимствовал Ономакрит и представил титанов «виновниками
страстей Диониса». Согласно этим сказаниям, титаны через неделю после рождения
растерзали Диониса-Загрея, за что были сброшены в Тартар, либо Зевс подверг
титанов разнообразным мучениям, либо титаны были испепелены молниями Зевса, а
из этой копоти появились люди. Согласно Никандру, род пауков и змей произошел
из крови титанов.
Подробнее читать ЗДЕСЬ
Подробнее читать ЗДЕСЬ
*
Рея – второй по величине
спутник Сатурна. Рея была открыта Джованни Кассини в 1672 году.
Рея – ледяное тело.
У спутника ведущее и ведомое
полушария заметно различаются (ведущее полушарие – то, которое всегда
направлено в сторону движения спутника по орбите, так как осевое вращение
синхронизировано). Ведущее полушарие Реи сильно кратерировано и однородно светлое.
Заднее полушарие содержит темные участки, а также сеть ярких тонких полосок, ледяные
хребты и обрывы – тектонические объекты бразовавшиеся от растяжения поверхности.
Поверхность кратерированная,
но достаточно ровная. По некоторым данным, у Реи может быть своя система колец.
Это первый случай, когда кольца могут быть обнаружены не у планеты, а у луны.
Названия деталей поверхности
Реи берут из мифов о сотворении мира, потому что сам спутник назван в честь
матери олимпийских богов. В первую очередь используют мифы народов Азии, потому
что до этого они были мало представлены в планетной номенклатуре, а также в
связи с тем, что греческую Рею отождествляли с малоазиатской Кибелой.
Существует также астероид
Главного пояса (577) Рея.
Рея дает омфал Крону.Пелика Мастера Навсикаи. Около 460 г. до н. э.
Рея (Ῥέα, эпич. Ῥείη, у
Ферекида Сирского Ре) – титанида в древнегреческой мифологии, мать олимпийских
богов. Дочь Урана и Геи. Супруга и сестра титана Крона, мать богини домашнего
очага Гестии, богини полей и плодородия Деметры, богини семей и родов Геры,
бога подземного царства Аида, бога морей Посейдона, бога грома и молнии Зевса.
По орфикам, дочь Протогона. В римском пантеоне ей соответствует Опа и Кибела
(лат. Magna Mater).
Имя так же как природа этого
божества – один из самых трудных пунктов в древней мифологии. Некоторые источники
полагают, что Рея просто другая форма эры, земли, в то время как другие
соединяют ее с rheo, с течением ; считается что Рея, как Деметра, была богиней
земли.
В Греции она имела
второстепенное почитание, всегда упоминаясь в соединении со своими детьми. По
преданию, Рея родила Зевса в Элиде, в тени горы Олимп, или на острове Крит, на
горе Дикте или Иде (или в Ликте), где и спрятала его от преследований Кроноса. По
одной из версий, когда родился Зевс, она дала Крону камень (омфал), обернутый
как младенец, и бог проглотил его, поскольку он глотал других своих детей.
Вероятно, греческая Рея имела
на Крите один из древнейших культов. Другим важнейшим местом почитания Реи была
Геллеспонтская Фригия и Фригия в целом. Поскольку там издревле смешались азиатский
и греческий культы, то греческая плодовитая Мать богов слилась здесь с
азиатской Кибелой – Великой Матерью, почитаемой во многих местностях Малой Азии
оргиями. Здесь Рея полностью отождествилась с этим представлением и сделалась
мистическим, всепроизводящим божеством, плодовитой «кобыльей матерью», великой,
распространяющей жизнь богиней, культ которой в Греции повсеместно получил
азиатскую окраску. Постепенно она смешивалась с другими богинями подобного рода
– с Геей, Деметрой, фракийской Котисой или Бендидой и даже с египетской Исидой.
Оскопленные жрецы Реи-Кибелы
назывались галлами (γάλλοι, galli) и имели некоторую власть.
В Греции главным местом ее
культа был остров Крит. Здесь ее спутниками были куреты, смешавшиеся
впоследствии с азиатскими корибантами; по преданию, Рея передала им на
сохранение своего ребенка Зевса. Чтобы Крон не услышал крика мальчика,
спрятанного в гроте Иды, они производили шум, ударяя копьями о щиты. Жрецы Реи
и Идейского Зевса также назывались куретами и танцевали в честь богини и ее
сына шумный танец с оружием (прилис или пирриха).
В Риме культ Реи-Кибелы стал
известен с III в. до н. э. Именно в это время из
Пессинунта в Рим перевезли изображение богини, грубо обтесанный камень, и
построили ей храм на Палатинском холме. Подробнее об этом читать ЗДЕСЬ
Рею обычно изображали как
матрону и властительницу, сидящую на престоле, с короной на голове в виде башни
(turrigera, turrita verg.), из-под которой ниспадало покрывало, со львами по
обеим сторонам ее трона.
*
Иапет (или Япет) – третий по
величине спутник Сатурна и 24-ый по расстоянию от него. Открыл его Джованни Кассини
в 1671 г. Назван в честь известного титана Иапета из древнегреческой мифологии.
Ведущее (переднее) полушарие
Япета черное, как копоть (альбедо 0,03-0,05), а ведомое (заднее), имея альбедо
около 0,5-0,6, блестит почти столь же ярко, как свежевыпавший снег. По всей
видимости, цвет яркой области Япета – ледяного спутника – близок к его
изначальному цвету. Темный цвет другого полушария, по современным представлениям,
вторичен: его создает пылевой покров толщиной порядка десятков сантиметров. Граница
светлых и темных участков очень резкая, но сильно разорванная.
Другая уникальная особенность
Япета – ряд горных хребтов и отдельных вершин, который тянется вдоль его
экватора и известен как стена Япета. Его высота достигает 13 км, ширина 20 км,
протяжённость – около 1300 км. Из-за этого хребта Япет напоминает грецкий орех
или целлулоидный мячик, склеенный из двух одинаковых половинок.
Происхождение хребта – настоящая загадка. Ученые
считают, что он мог появиться в результате сжатия пород или прорыва материала
из глубин луны на её поверхность. В любом случае – это должен был быть очень
необычный процесс, возможно, как-то связанный с неоднородной окраской Япета. По
другой версии горное кольцо появилось при прохождении Япета через кольца
Сатурна ; либо это результат разрыва приливными силами предполагаемой сублуны
Япета, упавшие остатки которой и образовали хребет.
Предполагается, что Япет
состоит полностью из водяного льда.
Все кратеры Япета названы в
честь персонажей «Песни о Роланде». Те из них, что расположены в яркой области,
названы именами положительных героев – франков и их союзников. Кратеры темной
области (или расположенные в пограничной зоне, но имеющие темные днища) получили
имена их противников – мавров.
Иапет, Япет (Ἰαπετός) – в
древнегреческой мифологии один из старших титанов, сын Урана и Геи, брат Крона,
супруг океаниды Климены (либо, по Аполлодору, океаниды Асии), которая родила
ему Атланта, Менетия, Прометея и Эпиметея. Иапет и его три брата представляют
четыре столпа космоса, которые описаны в ближневосточных космогониях, разделяющих
небо и землю. Сам Иапет был западным столпом, позже его сменил сын Атлант.
Иапет («колоть»), вероятно, был также богом-титаном, символизирующим смертность
и продолжительность жизни смертных. Иапет, как один из наиболее разрушительных
Титанов, описан Гомером, сидящим рядом с Кроном (всепожирающее время) в глубине
Тартара.
Иапет – участник титаномахии;
был сброшен Зевсом в Тартар, разделив судьбу братьев.
Некоторые исследователи не
без оснований сравнивают Иапета с библейским Иафетом (Яфетом), видя в нем
легендарного прародителя одного из поколений рода человеческого. Иафет (יפת, греч.
Ιάφεθ) – библейский персонаж, один из трех сыновей патриарха Ноя, спасшийся
вместе с ним во время Всемирного потопа, и, следовательно, один из
родоначальников человечества.
Собственно, согласно
греческим мифам, Иапет – отец Прометея, героя, отвественного за создание первых
людей ( или очередного поколения людей).
Древних изображений Иапета не
сохранилось. Художники Нового времени также не выписывали его на своих полотнах
и не ваяли скульптур.
*
Диона – четвертый по величине
спутник Сатурна. Диону открыл Джованни Кассини в 1684 г.
Диона очень похожа на другой
спутник Сатурна – Рею. Оба тела имеют схожие состав, альбедо и характеристики
поверхности. У обоих спутников резко различаются ведущее и заднее полушария.
Диона состоит преимущественно
из водяного льда со значительной примесью каменных пород во внутренних слоях
(судя по плотности спутника). Ведущее полушарие Дионы сильно кратерировано и
однородно по яркости. Заднее полушарие содержит темные участки, а также паутину
тонких светлых полосок, являющихся ледяными хребтами и обрывами. На Дионе
имеются сильно и слабо кратерированные области.
Возможно, когда-то Диона была
развернута в результате удара крупного небесного тела. Судя по обилию крупных
кратеров на Дионе, такой разворот мог происходить неоднократно. Предполагают, что
под поверхностью Дионы может быть или когда-то был океан
Диона имеет два коорбитальных
спутника – Елену и Полидевк.
Существует также астероид Главного
пояса (106) Диона.
Остатки второго храма Дионы в
Додоне
Диона (Διώνη, соответствует
микен. di-u-ja, Дивия) – персонаж
древнегреческой мифологии, богиня дождя, источников, титанида. У Гесиода она
названа во введении к поэме, но не в перечне титанид; она причислена у него к
океанидам, как дочь Океана и
Тефиды ; или же она дочь Геи и Урана (титанида, согласно орфикам) или
Эфира (можно отметить, что в Додоне Зевса почитали среди прочего владыкой
эфира).
В Додоне существовал культ
Дионы, как супруги Зевса, она почиталась наряду с ним по всей Эпире, где
находилась Додона. Во времена Страбона Дионе поклонялись в священной роще около
Лепреона на западном побережье Пелопоннеса.
Она также считалась (по
Гомеру) возлюбленной Зевса и матерью Афродиты. В некоторых мифах Диона
считается одной из Гиад, в других довольно часто сливается с Афродитой. У Гомера она пребывает на Олимпе и помогает
своей дочери Афродите. В числе других богинь присутствовала при рождении
Аполлона и Артемиды на Делосе (Гомеровы гимны). Также называется матерью
Диониса. Предположительно – древнейшая догреческая богиня земли. В позднейшей
мифологии отождествлялась с Герой.
Древних изображений её не
сохранилось. Художники Нового времени её также не выписывали на своих полотнах.
*
Тефия – пятый по величине
спутник Сатурна. Он был открыт Джованни Кассини в 1684 г. и назван в честь
титаниды Тефии.
Спектроскопические замеры показали,
что практически вся поверхность спутника
состоит из льда. Поверхность Тефии очень светлая, она является второй по
показателю альбедо из спутников Сатурна, после Энцелада.
Тефия сильно кратерирована и
имеет ряд крупных структур на своей поверхности. Крупнейшим кратером на Тефии
является Одиссей, диаметр которого около 400 км, крупнейшим рифт – каньон Итака
имеет длину более 2000 км при ширине около 100 км. Существование подземного
океана жидкой воды во внутренней части Тефии считается маловероятным.
Тефия имеет два коорбитальных спутника : Телесто и Калипсо, которые вращаются вокруг Тефии наподобие троянских (60 ° впереди Тефии и 60 ° позади).
Тефия имеет два коорбитальных спутника : Телесто и Калипсо, которые вращаются вокруг Тефии наподобие троянских (60 ° впереди Тефии и 60 ° позади).
Тефида, она же Тефия, Тетия,
Тифия или Тетис (Τηθύς) – в древнегреческой мифологии одно из древнейших
божеств, титанида, дочь Урана и Геи, супруга своего брата Океана, с которым
породила три тысячи сыновей – речных потоков и три тысячи дочерей – океанид.
Мать рек, облаков и нимф.
В далеко не полный список
детей Окена и Тефиды входят Климена, Амалфея, Амфитрита, Немесида, Метида,
Тюхе, Филира, Эфра, Плейона, Евринома, Асия, Хрисеида, Пейто, Рода, Плуто,
Гесиона, Дорида, Клития, Каллироя, Энипей, Телеста, Идия, Перибея, Акаста,
Зеуксо, Адмета, Калипсо, Стикс, Лисифея, Нил, Алфей, Скамандр, Сангариус,
Пеней, Кебрен, Меандр, Симоис, Сперхей, Стримон, Астерий, Диона, Ианта, Аргия,
Электра, Кринис, Эридан, Асоп Флиасийский, Эвен, Европа, Каик, Каанф и
бесчисленное множество других известных по мифам океанид и речных богов. По
орфикам – она мать Нерея, Тавманта, Форкия и его сестры-жены Кето (от Понта).
Тефида – кормилица Геры. У орфиков именуется «совоокой», матерью Афродиты.
В греческой вазописи Тефида предстает в виде женщины, сопровождаемой
Эйлейтией, богиней деторождения, и ее рыбохвостым мужем Океаном. В мозаичном
искусстве она была изображена с маленькой парой крыльев на лбу, что, вероятно,
означало ее роль матери дождевых облаков.
Тефия. Греко-римская мозаика, II в. н.э.
На плодовитость Тефиды и
заботы её о потомстве указывает её имя, от греческого têthê, что означает «бабушка» или «тётка» ; также, предположительно
связанное с индоевропейским tçta, «мать» (ср. греч. τήθη). По другой гипотезе,
имя происходит из угаритскогоTa(m)tu «океан». Считалась богиней, дающей жизнь
всему существующему.
Тефида и Океан обитают на
краю света, и туда не раз, чтобы примирить ссорившихся супругов, отправлялась
Гера, которую они по просьбе Реи приютили во время борьбы Зевса с Кроном.
У поздних поэтов Тефида
становится просто эпитетом моря и не персонифицируется.
Тефида, возможно, отождествлялась с океанидой Эвриномой, некогда Царицей
Небесной, которую Крон бросил в океанский поток вместе с ее мужем Офионом.
*
Мимас – спутник Сатурна,
открытый 17 сентября 1789 года Уильямом Гершелем. Назван в честь Мимаса, сына
Геи из греческой мифологии. Мимас является самым маленьким известным
астрономическим телом, которое имеет правильную округлую форму из-за
собственной гравитации. Возможно, что Мимас является минимально допустимым по
форме, размеру и массе телом, для зачисления его в карликовые планеты, если бы
он не являлся спутником.
Кратеры покрывают всю
поверхность Мимаса, из-за этого, при определенных ракурсах съемки он напоминает гигантскую
губку. Диаметр наибольшего ударного
кратера на Мимасе достигает 130 км, т. е. 1/3 диаметра самого спутника.Это
ударный кратер «Гершель», названный в честь первооткрывателя спутника. Вероятно, далеко в прошлом
с Мимасом столкнулся огромный астероид и образовал кратер Гершель. Удар, от
которого образовался кратер Гершель, по всей видимости, чуть не расколол Мимас.
Трещины, заметные на противоположной стороне спутника, вероятно, образованы
ударными волнами, прошедшими сквозь его тело.
Мимас (Мимант, др.-греч. Μίμας) – один из ста пятидесяти змееногих гигантов. Сын Урана и Геи, брат
гекатонхейров, циклопов и титанов.
Принимал участие в
гигантомахии. По одной из версий, был поражен молнией Зевса. По другому
рассказу, Гефест убил его, метая раскаленные камни.
Также существуют версии, что
он был убит кем-то из трех: либо Аресом,
который снял с него доспехи, либо Посейдоном или Гераклом. Клодиан упоминает
Мимаса как одного из нескольких побежденных великанов, чье оружие, как военный
трофей, висело на деревьях в лесу недалеко от вершины горы Этна.
От него произошли змеи на
Лемносе. Похоронен под островом Прохита
у Сицилии.
*
Янус – наименьший из десяти крупнейших спутников Сатурна. И один из самых
интересных. Был обнаружен в 1966 году и назван в честь двуликого римского бога
Януса.
Орбита Януса как бы совмещена с орбитой другого спутника – Эпиметея. Расстояние
между орбитами Януса и Эпиметея составляет всего 50 (!) километров — это почти
в четыре раза меньше диаметра самого Януса. Из-за этого, раз в четыре года они
меняются друг с другом орбитами – уникальный в Солнечной системе феномен. В
этом действительно присутствует момент «двуличия». По всей видимости, обе луны
составляли в прошлом единое целое и на раннем этапе формирования системы
Сатурна разделились на два спутника. При этом, спутники аккуратно меняются орбитами, никогда не приближаясь друг к другу
ближе чем на 10000 км.
Эпиметей (слева внизу) и Янус
(справа) были замечены 20 марта 2006 года, через два месяца после смены орбит.
Эти две луны кажутся близкими только из-за ракурса; на самом деле Янус
находится примерно на 40 000 км дальше от аппарата «Кассини», чем Эпиметей.
Янус имеет неправильную форму. Светоотражающая способность – очень высока и
равняется 70% света, который попадает на поверхность спутника. Это
свидетельствует о том, что Янус состоит в основном изо льдов воды и метана, как
и многие небольшие спутники газовых гигантов.
Культ Януса (лат. Janus) как
божества уходит корнями в этрусскую эпоху; его изображали двуликим, с
направленными в противоположные стороны лицами.
Янус почитался как бог
всяческих начал, дверных проемов, входов и выходов; существовала у него и
женская ипостась – Яна. Мужская и женская формы имени
божества считаются вариациями имен Дианус и Диана. Даже двери в Древнем Риме
именовались по ассоциации с этой парой – ianua.
Первоначально Янус – божественный привратник, в гимне салиев его призывали
под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (Отворяющий). Как
бога порога встречается у входа многих римских домов и у городских ворот. Он
должен отпугивать чужаков и демонов, но также приглашать приятных гостей,
потому Янус не имеет демонических черт (как другие стражи ворот): он выражает,
с одной стороны, силу и решительность, с другой — дружелюбие и мудрость.
До появления культа Юпитера,
Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и
выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он
уступил свое место Юпитеру, а сам занял место владыки всех начал и начинаний во
времени.
Янус был также патроном дорог
и путников, и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он
научил людей строить первые корабли. Кроме того, Янус являлся богом договоров и
союзов.
Янус символизирует собой
мировой обзор. Он одновременно смотрит на запад и восток, поворачивая свою
голову он обозревает одновременно север и юг. Можно сказать что Янус – это
расширение горизонтов, вход в общее мировое пространство.
В храме Януса в Риме стояла
его двуликая статуя и арка, ориентированная по линии восток-запад (что,
очевидно, было еще и связано с солярной символикой). Арка имела ворота, которые
держали открытыми в период войны и закрывали в дни мира. Любопытно, что за всю
дохристианскую историю Вечного Города эти ворота были закрыты лишь четырежды.
Ф. Любкер добавляет, что «Янус был не только богом входа как такового, но и
божеством входа по отношению ко времени и действию, в широком смысле бог начала
и начинания. Его силой всякая вещь и всякое дело при своем начале получают
освящение…» . Здесь важно отметить, что отношение божества ко времени неминуемо
ставит его и в отношение к пространству, в силу онтологической неразделимости
того и другого. Еще одним важным обстоятельством становится сакральность,
которая сопутствует определенному времени и пространству.
Согласно Ф. Любкеру,
«первоначально Янус был богом неба или солнца вместе с Яной, богиней луны. Он
обусловливал и распределял изменения в жизни природы и считался богом года и
времени, ведущим годы, месяцы и дни». Из сказанного следует, что Янус относился
изначально к кругу высших богов и упорядочивал временные изменения.
В Этрурии он изображался с
четырьмя ликами, соотносясь с четырьмя странами света. Возможно, что Янус-Ани
был богом-демиургом : в римской традиции
(во многих своих верованиях заимствованной у этрусков) известно, что одно лицо
бога повернуто к этому, созданному им миру, другое – к иному бытию. Можно иначе сказать, что одно лицо Януса обращено в
прошлое, другое в будущее, так как на римских монетах у Януса одно лицо юноши,
другое – старика. Вторая версия заслуживает особого внимания: она указывает на
бинарность и амбивалентность процесса перемен, сопутствующего Янусу.
Существует легенда-придание о некоем италийскиском царе Янусе. Наиболее подробно традиция о царствовании Януса
представлена у Овидия в первой книге «Фастов». Овидий сообщает, что Янус
царствовал на земле будущего Рима, когда туда прибыл на корабле изгнанный бог
Сатурн. Янус принял его и основал свою крепость на левом берегу Тибра, на
холме, названном Яникулом. Эпоха царствования Януса характеризуется, по Овидию,
близким общением богов и людей вплоть до их проживания рядом в людских
селениях, справедливым правлением и устройством общества, лишенного насилия, а
основанного на совести и праве. Поэт замечает, что Янус радел не о войне, а «о
мире и порогах». То есть, Янус царствовал на земле еще до Сатурна и научил людей исчислению времени, ремеслам и земледелию.
Современные авторы сичтают, –
что легенда о «царе» Янусе – «народное верование», восходящее к «абсолютному
началу Римской истории», а сам Янус – древнейшее исконное «праримское» божество
– представление о Янусе как о первом царе предков латинов вторично по сравнению
с его восприятием как создателем мира и космоса.
В любом случае, можно
утверждать, что, несмотря на существование различных версий предания, Янус в
представлении римлян безусловно обладал чертами культуртрегера – педагога,
учителя, цивилизатора, миссионера, который работает для взаимопроникновения и
взаимообогащения культур. Из архаичных по языку песнопений, можно понять, что
Янус именуется «богом богов» и «добрым создателем», воплощающим собственно
переход от войны к миру.
Статуя Януса. XIII век
Янус – единственное божество,
которому совершенно точно посвящен как минимум один из агональных дней – 9
января.
Храм Януса в Риме состоял
помимо прочего из двух больших арок с
воротами друг против друга. Самого Януса изображали с ключами, причем на
пальцах правой руки было начертано число CCC(300), на левой – LXV(65) , что соответствовало числу дней в году. Если
учесть, что арка символизировала небесный свод и что всякий проходящий через
нее, как считалось, омолаживался в процессе инициации, избавляясь от старой
природы, то смысл Януса как божества и обрядности, с ним связанной, сильно
усложняется.
Также полают, что Янус
олицетворяет хаос (Janus = Hianus), воздух или небесный свод. Нигидий Фигул
отождествлял Януса с богом солнца.
Также его толковали как «мир»
— mundus, первобытный хаос, из которого потом возник упорядоченный космос, и он
из бесформенного шара превратился в бога и стал хранителем порядка, мира,
вращающим его ось.
Первый месяц года мы по-прежнему называем январем (януарий) по имени бога, причем дохристианского, то есть месяцем Януса.
Первый месяц года мы по-прежнему называем январем (януарий) по имени бога, причем дохристианского, то есть месяцем Януса.
***