14.3.20

ГЕФЕСТ / ВУЛКАН




Гефест ( Ἥφαιστος ), – в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. В римской мифологии греческому Гефесту соответствует Вулкан.
По мифам, земной огонь происходит от небесного огня; этот земной огонь находился главным образом внутри вулканов, периодически выбрасывающих его наружу ; видимо олицетворяя эту силу природы, эллины сложили миф о боге Гефесте. Когда Гефест приходит в ярость, вулканы рокочут на расстоянии. В современном греческом языке (новогреческом) до сих пор слово, обозначающее вулкан, происходит от имени бога Гефестаηφαίστειο [ифэ́стио].
Именно этот огонь Прометей похищает у Гефеста и приносит его людям. А так как люди стали заниматься ремеслами только после открытия огня, то бог Гефест (Вулкан) является богом – покровителем и поощрителем ремесел и промышленности. Сталелитейного дела в первую очередь.
Бог Гефест (Вулкан) сам плодотворно работает и изобретает разные искусные и полезные вещи для богов (и не только). Гефеста называют «искусным художником», «плавильщиком металлов» и «кузнецом».
Молот и наковальня – атрибуты божественного кузнеца.
Также в образе Гефеста просматриваются черты божественного кузнеца-создателя, демиурга.
Когда боги в ужасе бежали в Египет от Тифона, Гефест превратился в быка.

Гефест. Греко-римская мраморная статуя. II век н.э

Гефест (бюст IV в. до н. э.). Кузница Гефеста. (барельеф II в. до н. э.)


Изначально его чаще всего изображали как среднего телосложения мужчину в конусообразном головном уборе. Позже, – в виде крупного мускулистого мужчины с мощной шеей и волосатой грудью.
В произведениях античного искусства Гефест изображается обычно в одежде ремесленника, с молотом или клещами. Среди сюжетов: «Гера, пойманная Гефестом в ловушку», «возвращение Гефеста на Олимп», «сотворение Пандоры», «Гефест показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла» (фрески, вазопись), он участвует в сценах: рождения Афины (рельеф восточного фронтона Парфенона, вазопись), «Вулкан и циклопы» (рельефы римских саркофагов), гигантомахии (рельеф северного фриза сокровищницы сифнийцев в Дельфах, вазопись).
У Гефеста повреждена ступня, поэтому при ходьбе он хромает. У Гомера (Одиссея) Гефест хром на обе ноги и безобразен с рождения : [Гефест говорит:] «Я калека с рождения».
Меньше всего обласканный судьбой и, наверное, наименее счастливый из всех богов, он увечен, не уверен в своем происхождении, отвергнут родителями и несчастлив в любви. Гефест был единственным олимпийцем с физическим увечьем – единственным несовершенным из главных богов.
Но при этом Гефест обладает творческим гением и является единственным богом, который работает (!).

Гефест – олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. Гефест выступает или как фетиш пламени, или как повелитель огня. К Гефесту обращались с молитвами, когда нужно было усмирить разрушительные силы вулкана.
Гефеста нельзя отделить от его огня. На самом деле, его имя, как говорят, означает «огонь», иногда его также называют «ephoros tou puros» («Правитель огня»), или еще его «дыхание» – это огонь, а его «взгляд» – это «пламя».
Но огонь Гефеста в основе своей не дневной, олимпийский огонь, а подземный огонь, и это объединяет его с римским богом Вулканом, который правит над и под вулканической горой Этна на Сицилии.
Гефестианский огонь как таковой возник из отверстия в земле на Лемносе, «на небольшой горе Мосхилос, которую его спутники, верные Кабиры, назвали Каркинои, «Крабы», «намекая, возможно, на их сильные пальцы и властные руки».

Происхождение Гефеста трактуется двояко. Существуют две параллельные версии.
Одна версия гласит, что он, – сын Зевса и Геры (согласно Гомеру). Цицерон также об этом пишет (De Natura Deorum 3. 22) : «Гефестсын Юпитера (Зевса) и Юноны (Геры)».
Рожден он до Афины. Помогает родиться Афине.

От лернейского берега
к той земле среди морей,
Где великий властитель богов
Пролил на город золотые снега,
Когда умением Гефеста о медном топоре
Из отчего темени вырвалась Афина
С бескрайним криком,
(Пиндар. Олимпийские песни)

Гефест, рождение Афины. Афинская ваза. VI век до н.э.
Гефест стоит справа ; со своим молотом он выполняет роль «акушера», выпустив Богиню из головы Зевса могучим, разбивающим ударом.


Гефест при рож­де­нии Афи­ны (по изо­бра­же­нию на крас­но­фи­гур­ной вазе).


Гефест при рождение Афины. Еще одна крас­но­фи­гур­ная ваза. VI век до н.э.



Вторая версия гласит, что Гефест – только сын Геры, рожденный ею в отместку Зевсу (Гесиод. Теогония).

Неодо­ли­мую, страш­ную, в бит­вы веду­щую рати,
Чести достой­ную, — милы ей вой­ны и гро­хот сраже­ний.
В гне­ве вели­ком на это поссо­ри­лась Гера с супругом
И, не познав­ши любов­ных объ­я­тий, роди­ла Гефеста.
Меж­ду потом­ков Ура­на в худо­же­ствах всех он искус­ней.


То есть, Гера в этом случае зачала Гефеста партеногенетически. В этой истории ноги Гефеста деформированы при рождении, и Гера, его мать, впадает в шоковое состояние (она родила его сама, чтобы показать Зевсу, что она могла сделать это без его помощи!), – схватив его она с отвращением сбросила его с небесного порога. Этот мальчик должен был быть тем, с помощью кого она хотела показать, что может достичь успеха и через голову Зевса, показать себя, что бы доказать, что она так же хороша, как он (он родил из головы могучую и очень уважаемую Афину) ; вместо этого, к ее явному разочарованию, этот бесформенный калека как бы обнаруживает её неполноценность и стесняет её, и это (конечно) невыносимо.

Упав по одной версии на землю на Острове Лемнос, а по другой – в море, Гефест на время остается там, «внизу» в изгнании и игнорировании со стороны родителей.
В случае падения в море, отвергнутого Герой ребенка спасли две морские нимфы, Фетида и Эвринома (либо только Фетида), воспитывавшие его в течение девяти лет. Живя с ними, Гефест обучился ремеслам и делал приемным матерям прекрасные украшения.
До своего совершеннолетия Гефест жил с ними на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал. Прекрасные изделия выходили из кузни Гефеста, не было им равных ни по красоте, ни по прочности и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста.
После он был вновь возвращен на небо.

По еще одной версии, оба родителя недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать Гера, за что он ей отомстил, приковав к трону ; в другой раз это сделал Зевс, когда Гефест защищал перед ним Геру, и именно в этом случае Гефест упал на Лемнос.

После первого «изгнания» с Олимпа, Гефест узнав о том, что он сын Зевса и Геры, и о преступлении матери, решил ей отомстить. Он создал кресло (золотой трон), равного которому не было в мире, и послал на Олимп в качестве подарка для Геры. Гера пришла в восторг, никогда она не видела такой великолепной работы, но стоило ей сесть в кресло, её обвили невидимые ранее оковы, и она оказалась прикована к креслу (по версии – зависла в воздухе вместе с креслом). Никто из пантеона богов не смог разомкнуть путы кресла, поэтому Зевс был вынужден отправить Гермеса, посланца богов, чтобы приказать Гефесту освободить Геру. Но Гефест отказал.
Потом боги посылают Ареса, брата Гефеста, чтобы тот попробовал вернуть его на Олимп. Но Гефест прогоняет Ареса несколькими взрывами из своей огненной печи. Далее Боги ниспосылают Диониса, и этот Бог использует хитроумную уловку вместо того, чтобы действовать силой: Гефест раньше не видел и не пробовал вина, и Дионис соблазняет его попробовать немного. Кузнец пьет взахлеб, снова и снова, и вскоре позволяет себя увести. Дионис возвращается на Олимп, ведя Гефеста, который пьяно свисает с осла позади него. Но Гефест не настолько поглупел, что не может торговаться за свободу своей матери: за освобождение Геры он просит в жены Афродиту. И получает её.

Пьяного Гефеста верхом на осле доставляют к Гере. Афинский краснофигурный скайфос, V век до н.э.



Когда Вулкан сделал Юпитеру и другим богам золотые престолы из адаманта, Юнона, сев свой престол, вдруг повисла в воздухе. Когда послали к Вулкану, чтобы он развязал скованную им мать, он, гневаясь на нее за то, что она сбросила его с неба, сказал, что у него нет никакой матери. <Но> когда Отец Либер привел его пьяным в собрание богов, он не смог противиться уговорам.
(Гигин. Мифы)

Еще по одной версии, когда Гефест освободил Геру из плена золотого трона, Зевс клятвенно разрешил ему просить всё, и тот уже затребовал Афину-деву (Минерву) в жены (либо это было наградой за изготовление оружия богов). Афина стала защищаться и из семени Гефеста, которое тот пролил на землю, родился Эрихтоний.

Тогда Юпитер дал ему возможность получить все, что бы он ни попросил у них. Тогда Нептун, будучи враждебен Минерве, стал подстрекать Вулкана просить ее себе в жены. Когда ему позволили это и он пришел в спальню, Минерва по совету Юпитера стала защищать свою девственность оружием, и из семени Вулкана, которое в схватке упало на землю, родился мальчик, у которого нижняя часть была как у дракона. Поэтому его назвали Эрихтонием, потому что эрис по-гречески раздор, а хтон – земля. Минерва тайно воспитывала его и в ларце отдала на хранение Аглавре, Пандросе и Герсе, дочерям Кекропа. Когда они открыли ларец, ворона рассказала об этом Минерве, та наслала на них безумие, и они бросились в море.
(Гигин. Мифы)
Но некоторые связи между Гефестом и Афиной все же есть, и они показывают глубокую близость между этими двумя фигурами. Более чем Афродита, Афина – «родственная душа» Гефеста. Видимо, здесь дело в интеллекте…Афины. Но ни одно предание не было когда-либо явно посвящено этому вопросу, и поэтому здесь скорее размытый образ, основанный на слухах и противоречивых сообщениях. Однако гомеровский гимн объединяет Гефеста и Афину, обучивших людей ремеслам.

XX. К ГЕФЕСТУ. Гомер

Муза, Гефеста воспой, знаменитого разумом хитрым!
Вместе с Афиною он светлоокою славным ремеслам
Смертных людей на земле обучил. Словно дикие звери,
В прежнее время они обитали в горах по пещерам.
Ныне ж без многих трудов, обученные всяким искусствам
Мастером славным Гефестом, в течение целого года
Время проводят в жилищах своих, ни о чем не заботясь.
Милостив будь, о Гефест! Подай добродетель и счастье!


Возвращаясь к «изгнанию» Гефеста….

Другая комбинация мотивов присутствует в I песне «Илиады»: Гера попыталась уничтожить Геракла и усыпила бдительность Зевса; когда последний пришел в себя, то был в ярости и заковал богиню. Когда Гефест попытался освободить ее от этих оков, Зевс сбросил его с Олимпа. Гефест упал на Лемнос, покалечив ноги, отчего стал хромым.
Павсаний, Описание Греции 3 : «[В бронзовом храме Афины в Спарте:] На бронзе сделаны рельефы ... Гефест, освобождающий свою мать [Гера] из оков».

На Лемносе, на горе Мосихле (Μόσυχλος) Гефест устроил свою кузницу, где работал дни и ночи вместе со своими ученикамиодноглазыми Циклопами.
На Лемносе существовала традиция поклонения Гефесту части коренных жителей, «предков-язычников синтианцев».
Остров Родос, Самофракия, Делос, Лемнос были в значительной степени связаны с мифологической расой существ, которые по-разному назывались Дактили, Тельхины, Куреты, Корибанты или Кабиры; На Лемносе их называли Гефестами, во множественном числе.

Позже Гефест же в итоге был принят в сонм богов и продолжал работать в качестве кузнеца.

Несмотря на свою внешнюю непривлекательность, но будучи олимпийцем, Гефест берет в жены прекрасную хариту Аглаю-Восхитительную (по Гесиоду).

Согласно Эратосфену (греческий писатель III век до н.э.), после того, как Юпитер (Зевс) объявил войну Гигантам, он призвал всех богов на сражение с ними ; Либер (Дионис), Вулкан (Гефест), Сатир и Силен прибыли верхом на ослах, так как они были недалеко от вражеского стана; ослы почувствовали запах Гигантов и заревели, что заставило последних в страхе ретироваться...


Гефест – также участник индийского похода Диониса. Он противостоит богу индийской реки Гидасп.
Близнецы Алкон и Евримедонт – дети Гефеста от его связи с нимфой Кабиро, – также участники похода. Дважды во время битвы Гефест вмешивался, чтобы увести своих сыновей от опасности.

Гефест – участник Троянской войны. Гомер в «Илиаде» полномасштабно показывает, каким образом Гефест может применять силу огня превращая его в грозное оружие :

Про­ти­ву Геры пошла зла­то­лу­кая лов­ли боги­ня,
Гор­дая мет­ко­стью стрел Арте­ми­да, сест­ра Аполлона;
Про­ти­ву Леты сто­ял бла­го­де­тель­ный Гермес крыла­тый;
Про­тив Гефе­ста
поток быст­ро­вод­ный, глубокопучин­ный,
Ксан­фом от веч­ных богов наре­чен­ный, от смертных
Скаманд­ром…

Крик­ну­ла Гера боги­ня, стра­шась, чтоб Пеле­е­ва сына
В хля­би свои не умча­ла река, изли­ян­ная Зев­сом;
Быст­ро к Гефе­сту, любез­но­му сыну, она возгласила:
«В бой, хро­мо­но­гий! воз­двиг­нись, о сын мой! С тобою сразить­ся
Мы почи­та­ем достой­ным глу­бо­ко­пу­чин­но­го Ксанфа.
Про­ти­во­стань и ско­рее открой пожи­раю­щий пламень!
И не сми­ряй ты пла­мен­ной силы, пока не подам я
Зна­ме­нья кри­ком; тогда укро­тишь ты огонь неугасный».
Так пове­ле­ла, — и сын устре­мил пожи­раю­щий пламень.
В поле спер­ва раз­го­рал­ся огонь, и тела пожи­рал он
Мно­гих тол­па­ми лежа­щих тро­ян, Ахил­ле­сом убитых.
Поле иссох­ло, и ста­ли в тече­нии свет­лые воды.
Слов­но как в осень Борей вер­то­град, усы­рен­ный дождя­ми,
Ско­ро суши́т и его удоб­ря­те­ля раду­ет серд­це, —
Так иссу­ши­ло­ся целое поле, тела пого­ре­ли.
Бог на реку обра­тил раз­ли­ваю­щий заре­во пла­мень.
Вспых­ну­ли окрест зеле­ные ивы, мири­ки и вязы;
Вспых­ну­ли влаж­ные тро­сти, и лотос, и кипер души­стый,
Кои рос­ли изобиль­но у Ксан­фо­вых вод светлоструй­ных;
Рыбы в реке зато­ми­лись, и те по глу­бо­ким пучи­нам
Те по про­зрач­ным стру­ям и сюда и туда заны­ря­ли,
В пла­мен­ном духе томясь мно­го­ум­но­го Амфи­ги­ея.
Вспых­нул и самый поток, и, пылаю­щий, так возопил он:
«Нет, о Гефест, ни еди­ный бес­смерт­ный тебя не оси­лит!
Нет, нико­гда не вступ­лю я с тобой, огнеды­ша­щим, в битву!
Кон­чи ты брань! А тро­ян хоть из гра­да Пелид быстроногий
Пусть изженет; отре­ка­юсь их рас­прь, не хочу побо­рать им!»
Так гово­рил, и горел; кло­кота­ли пре­крас­ные воды.
Слов­но кло­ко­чет котел, огнем, под­гне­тен­ный великим,
Если он, веп­ря огром­но­го тук рас­топ­ляя блестящий,
Пол­ный клю­чом заки­пит, рас­ка­ля­е­мый пыл­кою сушью, —
Так от огня рас­ка­ля­ли­ся вол­ны, вода кло­кота­ла.
Ста­ла река, про­те­кать не мог­ла, изну­рен­ная знойной
Силою бога Гефе­ста. Ска­мандр к тор­же­ст­ву­ю­щей Гере
Голос про­стер умо­ля­ю­щий, быст­рые речи вещая:
«Гера! за что твой сын, на поток мой сви­ре­по обру­шась,
Мучит меня одно­го? Пред тобою не столь­ко виновен
Я, как дру­гие бес­смерт­ные, кои тро­ян защи­ща­ют.
Я укро­щу­ся, о Гера вла­ды­чи­ца, если велишь ты;
Пусть и Гефест укро­тит­ся! Кля­ну­ся я клят­вой бессмертных:
Трои сынов нико­гда не спа­сать от суро­вой годи­ны,
Даже когда и Троя губи­тель­ным пла­ме­нем бур­ным
Вся запы­ла­ет, зажжен­ная све­точь­ми храб­рых дана­ев!»
Речи такие услы­шав, лилей­но­ра­мен­ная Гера
Быст­ро, боги­ня, к Гефе­сту, любез­но­му сыну, вещала:
«Пол­но, Гефест, укро­ти­ся, мой сын зна­ме­ни­тый! Не должно
Так бес­по­щад­но за смерт­ных карать бес­смерт­но­го бога!»
Так пове­ле­ла, — и бог уга­сил пожи­раю­щий пламень.
Вспять пока­ти­лись к пото­ку пре­крас­но стру­я­щи­есь воды.
Так обузда­на Ксан­фо­ва мощь; успо­ко­и­лись оба,
Ксанф и Гефест: укро­ти­ла их Гера, кипя­щая гневом.

*


Согласно греческим филологам, чье мнение приводится в речи Котты, было четыре Гефеста:
Рожден Ураном, от него Афина родила Аполлона покровителя Афин (по Иоанну Лиду, сын Урана и Гемеры).
Рожден Нилом, египтяне называют его Фта.
Сын Зевса третьего и Геры, руководил ремесленными мастерскими на Лемносе.
Сын Мемалия, жил на Вулкановых островах у Сицилии.

Гефест у эллинов не главный из олимпийских богов, он прислуживает другим олимпийцам, которые иногда потешаются над его хромотой . Но Гефест – это бог-строитель, он возводит дворцы на Олимпе (строитель всех зданий на Олимпе вообще), изготовляет чудесные вещи, металлических животных и даже людей.
Можно предположить, что у Гомера этот образ переосмыслен, занижен; первоначально это был бог-творец, создатель и устроитель мира. Отголоски такого представления сохраняются еще у Прокла : Гефест выковал небо.
На Олимпе Гефест угощает богов амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение.
У Аполлония Родосского в «Аргонавтике» рассказывается о том, что Гефест вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, — молока, вина, масла и воды.
Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы. Всё это свидетельствует о хтонической связи Гефеста с силами природы.
Мифы о Гефесте отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Гефеста, а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики –  «сыновьями Гефеста».

Классический образ Гефеста – кузнец и искусный мастер в своей мастерской. Творческий дар Гефеста заземлен и прагматичен. В том, что он делает, есть волшебство и великолепие. В мастерской ему нет равных. Сам он не мог стать красивым, поэтому создавал красоту вокруг себя.
Он кует троянскому герою Ахиллу оружие и великолепный щит. Знаменитый щит Ахилла – это целая модель мира.
Медные быки царя Ээта, опочивальня Геры, венец Пандоры тоже сделаны Гефестом.
Гефест создает для Аполлона-Гелиоса крылатую золотую колесницу.
На свадьбе Фетиды и Пелея, Гефест дарит последнему меч.



По одной из версий, Гефест изобрел и сделал эгиду – щит Зевса из шкуры мифической козы Амалтеи, обладавший волшебными защитными свойствами – считалось, что этим щитом Зевс вздымает грозные бури.
По поверьям древних греков, дочь Зевса Афина носила эгиду в качестве части своего одеяния, прикрепив к ней изображение головы горгоны Медузы.
В «Энеиде» Вергилия дается грандиозное описание подземной кузни Гефеста, где создаются Зевсовы громы и молнии, а также оружие Энея.





Фетида – мать Ахилла, получает от Гефеста щит для сына ; афинская краснофигурная амфора V век до н.э.


Гефест и крылатая колесница ; с афинской краснофигурной вазы, VI век до н.э



*

Орфический гимн изображает Гефеста как некую космическую силу.

LXVI. ГЕФЕСТУ (фимиам, манна с ладаном)

Духом могучий Гефест, многомощный огонь безустанный!
В пламени ярких лучей горящий и греющий демон!
О светоносный, о дланью могучий, о вечный искусник,
Часть мирозданья, его элемент беспорочный, работник,

Всепоглотитель, о всеукротитель, всевышний, всевечный,
Солнце, эфир и Луна, и звезды, и свет безущербный —
Все это части Гефеста, что так себя смертным являют,
Всюду твой дом — и город любой, и племя любое.
Ты и в телах обитаешь людских, многосчастный, могучий.

Внемли, блаженный, тебя призываю к честным возлияньям,
К радостным нашим делам всегда приходи, благосклонный!
О, прекрати же огня безустанного дикую ярость,
Ты, кто жаром своим естество выжигает из тела!


Он – мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же – луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон (LХV1), т. е. Гефест – и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм.

После Гигантомахии боги собрались в Меконе, где Зевс распределял свои привилегии по жребию. Гефест получил господство над Афинами (наряду с Афиной), Лемносом и другими. Его почитали в Афинах.

Храм Гефеста в Афинах



Другие боги получили по жребию другие страны и стали их устроить; но Гефест и Афина, имея общую природу как дети одного отца и питая одинаковую любовь к мудрости и художеству, соответственно получили и общий удел – нашу страну, по своим свойствам благоприятную для взращивания добродетели и разума; населив ее благородными мужами, порожденными землей, они вложили в их умы понятие о государственном устройстве. Имена их дошли до нас, но дела забыты из-за бедствий, истреблявших их потомков, а также за давностью лет.
(Диалоги Платона. Критий).

На Западе Гефесту принадлежали кузницы в Сицилии (под Этной) и на прилегающих к ней вулканических Эолийских островах. Эти мастерские, по преданию, сообщались между собой подземным ходом.

Помимо Эрихтония, Алкона и Евримедонта среди детей Гефеста также упоминаются : Ардал ; Евклея, Евтения, Евфема и Филофросина (от Аглаи) ; Какий и Какия ; Кекул;
Олен ; Палемоний ; Перифет (от Антиклеи); Пилий ; Спинтер ; Филотт.

Эпитеты и отождествления Гефеста

Амфигей«обоюдо-хромой» или «обоюдо-суставный».
Киллоподион«криво-ногий».
Кандаон (Кандей). Имя Гефеста.

Почитание

По сообщению Платона, в последний день Апатурий устраивались гимнические состязания в честь Гефеста лампадодромии.
На 28 пианопсиона в каждом четвертом году приходились, сопровождавшиеся факельным шествием, Гефестии празднества в честь Гефеста.

*


В «Теогонии» Гесиода говорится, что Гефест создал Пандору, первую женщину на земле, ставшую инструментом мести Зевса человечеству. Согласно греческим патриархальным мифам, изначально человечество состояло только из мужчин, и Зевс скрывал от них огонь. Однажды Прометей похитил искру и вручил ее людям. Тогда разгневанный Зевс велел Гефесту, взяв за образец бессмертных богинь, создать прекрасную женщину, чтобы она принесла в мир людей смятение и страдания.
Гефест, смешав глину с водой, слепил её при участии Афины и других богов, которые наделили Пандору подарками (отсюда её имя): так, Афродита одарила её красотой, Гермессладкоречием, хитростью и коварством, Афина нарядила её. Также Пандоре был вручен ящик наполненный «наказаниями» для человечества.
Истории хорошо известно, как Пандора открыла ящик и выпустила в мир тайну, болезнь, страдания и т. д., захлопнув крышку до того, как последнее содержимое, «надежда», смогло убежать.
Имя Пандоры, означает «щедрая в дарах», «все отдающая», и это значимое имя для самой земли. Сам Гефест также явно связан с землей (как подземным огнем в том числе). Таким образом, Пандора является как бы представлением дающей  Матери-земли, которая была уменьшена до человеческого размера благодаря искусству Гефеста. Но несмотря на ее жизненность и даже возможную связь с Великой Матерью, Пандора все же «сделана»; она искусственный продукт умения и ремесла, но артефакт, который резонирует с основой природы. В этом смысле, кузница Гефеста является родиной духа. Это «новое» творчество, которое, тем не менее, коренится и имитирует творческий процесс природы, – вот что символизирует огонь Гефеста.

Гефест, создание Пандоры. Афинская краснофигурная ваза. V век до н.э.



С Прометеем связана еще одна история, описанная в  античной драме Эсхила, «Прометей Прикованный».  Разгневанный на Прометея Зевс (за кражу огня) решил сурово покарать похитителя и приказал Гефесту приковать титана к горе. Только Гефесту было очень горько выполнять это – ведь Прометей был ему другом, но такова была воля Зевса. В железные кольца заковал Гефест руки и ноги Прометея, неразрывной цепью приковал его к каменной громаде, острым алмазным клином пробил ему грудь, пригвоздив его к скале.
С самого начала Гефест испытывает очень большие сомнения по поводу исполнения приговора Зевса. И несмотря на преступление Прометея,– он чтит героя: «А я – ужель я бога, мне подобного, к суровым этим скалам приковать решусь?». Уважение к Прометею, появляется у Гефеста отнюдь не потому, что он украл огонь и отдал его людям, а потому что остался верен своим убеждениям –  «вот человеколюбия твоего плоды», –  говорит Гефест. Но в равной степени упрям и непреклонен Зевс – «висеть ты будешь вечно».
Перед тем, как приковать Прометея, Гефест воскликнул: «Как мне ненавистно ремесло мое!». Власть же в лице Зевса, отвечает вполне логично: «Онопричем? Ведь разум говорит тебе, то не твое искусство эту боль родит». Гефест, направляемый Силой и Властью (буквально) Зевса лишь инструмент, исполнитель чужой воли. Но при этом он не может оставаться безучастным, сострадает, сочувствует Прометею.


В «Илиаде» (песнь 1) Гомера, показывается примирительный характер Гефеста (современный пересказ).

– Скажи мне, коварный, – сказала Зевсу Гера, – с кем из бессмертных имел ты тайный совет?
– Всегда скрываешь ты от меня твои помыслы и думы, Гера, – ответил ей Зевс, – ты не рассчитывай, что когда-либо будешь знать все, о чем я думаю. Что можно знать, то ты будешь знать раньше всех богов, но всех тайн моих не пытайся узнать и не спрашивай о них.
– О, тучегонитель, – ответила Гера, – ты знаешь, что никогда не старалась я узнать твои тайны. Ты всегда решаешь все без меня. Но я боюсь, что сегодня уговорила тебя Фетида отомстить за сына ее Ахилла и погубить множество греков. Я знаю, что ты обещал исполнить ее просьбу.
Грозно взглянул на Геру Зевс, разгневался он на жену свою за то, что вечно следит за всем, что он делает. Гневно велел Зевс ей сидеть молча и повиноваться ему, если не хочет она, чтобы он наказал ее. Испугалась Гера гнева Зевса. Молча сидела она на своем золотом троне. Напуганы были и боги этой ссорой Зевса с Герой. Встал тогда хромоногий бог Гефест; он укорял богов за то, что они начинают ссоры из-за смертных.
– Ведь если мы будем ссориться из-за смертных, то всегда будут лишены веселья пиры богов, – так говорил бог Гефест и молил мать свою Геру покориться силе Зевса, так как грозен он в гневе и может низвергнуть с тронов всех богов-олимпийцев.
Гефест напомнил Гере, как низверг на землю его самого Зевс за то, что поспешил он на помощь матери, когда разгневался на нее мечущий молнии Зевс. Взял кубок Гефест и, наполнив его нектаром, поднес Гере. Улыбнулась Гера. Гефест же, прихрамывая, начал черпать кубком нектар из чаши и разносить его богам. Засмеялись все боги, видя, как хромой Гефест ковылял по пиршественному чертогу. Снова веселье воцарилось на пиру богов, и безмятежно пировали они до захода солнца под звуки златой кифары Аполлона и под пение муз. Когда же окончился пир, разошлись по своим покоям боги, и весь Олимп погрузился в спокойный сон.


Другая история связана с его супругой Афродитой. Богиня Афродита, не любя своего хромого и занятого грубыми работами мужа, изменила Гефесту ради красивого, статного бога войны Ареса. В этом контексте, несмотря на свои брутальные занятия, Гефест явно проигрывает альфа-самцу Аресу. Не то, чтобы Гефест был вообще женственный и мягкий (хотя он и не любит конфликтов и этим очень сильно отличается от Ареса). Многие рисунки и картины с его изображением показывают, как правило, крепкий образец мужского пола с мускулистыми руками и толстой шеей. И он, в конце концов, Бог кузнецов и ремесленников («шлемы»!), вероятно, наименее женоподобных элементов в народе. Здесь дело в другом…
Каким был брак между Гефестом и Афродитой, мифы не сообщают, но, кажется, совершенно ясно, что Гефест провел большую часть своего времени на Лемносе со своими друзьями-кузнецами, оставив сладострастную Афродиту одну, присматривать за домом. Её роман с Аресом начатый в это время, явно характеризуется высокой эротической интенсивностью: как будто в сближении Ареса и Афродиты встречаются две сексуальные противоположности, которых просто не было в комбинации Гефест-Афродита.

Первым об этой измене Гефесту рассказал Всевидящий Гелиос. Тогда Гефест выковал тончайшую проволоку, из которой он изготовил почти невидимую, но крепкую сеть и натянул над ложем в своем доме. Он поймал Афродиту и Ареса, когда те предавались любовным утехам. Гефест призвал богов, чтобы они стали свидетелями неверности его жены, однако вместо того, чтобы возмутиться при виде пойманных в сети любовников, боги только покатывались со смеху.

Одиссей же,
Взглядом следил, как их ноги мелькали, и духом дивился.
Тот играл на форминге и голосом начал прекрасным
Петь, как слюбились Арес с Афродитой красивовеночной,
Как они в доме Гефеста в любви сопряглися впервые
Тайно; Арес, ей немало даров подарив, обесчестил
Ложе Гефеста-владыки. Тотчас Гелиос к нему с вестью
Этой явился, - он видел, как те, обнимаясь, лежали.
Только услышал Гефест это боль приносящее слово,
В кузню к себе он пошел, на обоих замыслив худое,
И, наковальню на плаху поставивши, выковал сети
Нерасторжимые, чтобы их крепко держали, поймавши.
Хитрый окончивши труд и злобой к Аресу пылая,
В спальню к себе он пошел, где ложе его находилось,
Ножки кровати вокруг отовсюду опутал сетями
И с потолка эти сети спустил паутиною тонкой,
Так что не только никто из людей увидать их не мог бы,
Но и из вечных богов, - до того их искусно сковал он.
Эти тончайшие сети вкруг ложа коварно раскинув,
Сделал он вид, что на Лемнос отправился, в тот благозданный
Город, который меж всех он земель наиболее любит.
Не был слеп, следя за Гефестом, Арес златокудрый.
Только что прочь удалился Гефест, знаменитый художник,
Быстро направил Арес шаги свои к дому Гефеста,
Жаждая страстно любви Кифереи красивовеночной.
Та лишь недавно вернулась домой от родителя Зевса
И, отдыхая, сидела. Вошел он во внутренность дома,
За руку взял Афродиту, по имени назвал и молвил:
"Милая, ляжем в постель, насладимся с тобою любовью!
Нету ведь дома Гефеста. Вершины Олимпа покинув,
К синтиям грубоголосым на Лемнос отправился муж твой".
Так ей сказал он. И с радостью с ним улеглась Афродита.
Лежа в постели, заснули они напоследок. Внезапно
Тонкие сети Гефеста с такой охватили их силой,
Что ни подняться они не могли, ни двинуться членом.
Тут они поняли оба, что бегство для них невозможно.
Близко пред ними предстал знаменитый хромец обеногий.
Прежде чем в Лемнос прибыть, с дороги домой он вернулся:
Зорко следивший за всем Гелиос известил его тотчас.
Милым печалуясь сердцем, вбежал во дворец он поспешно,
Остановился в дверях, охваченный яростью дикой,
И завопил во весь голос, богов созывая бессмертных....

(Гомер, Одиссея)

*


Мюррей Стайн, «Гефест – как образец интроверсии».


На стенах Детройтского художественного музея есть фреска, выполненная Диего Риверой по заказу Форда, она изображает сцены из жизни индустриального рабочего: мускулистые мужчины с ключами и молотками, собравшиеся толпой перед огненными печами и бесконечными сборочными линиями, на некоторых из них противогазы, другие сражаются со светящимися слитками раскаленной стали. Одетые в аккуратную одежду руководители отрасли стоят в стороне, планируя, как еще лучше направить эту мощную силу труда к своей выгоде. На некоторых верхних панелях грудастые примитивно выглядящие женщины несут детей, следующее поколение эксплуатируемых рабочих. Вся эта бесхитростная картина пропитана ядовитым, зеленоватым светом, который придает сценам вид преисподней. Форд, по слухам, был недоволен, когда увидел, за что заплатил свои деньги.

Марксистский образ пролетарских рабочих масс может быть в значительной степени фантазией Гефеста: отвергнутый землей, на чьем труде и поте цивилизация выросла; классово-сознательный и кипящий пироманическим негодованием и недовольством; бесконечно творческий источник большинства мировых гениальных предложений; неугомонный, вулканически взрывоопасный и готовый взять в руки оружие против тиранов мастеров, но не любитель войн и ссор, а миротворец и естественный гуманитарий; простой, как огонь, и в равной степени энергичный. Как пролетарский рабочий рассматривается марксистом как рабочая лошадка индустриального общества, так и Гефест – единственный олимпийский Бог, который работает. Рабочие мира объединяются под знаменем Гефеста.
Имея что-то вроде клейма неполноценного ребенка, которому приходится заниматься ремеслом, Гефест стоит на краю кругов власти, которые управляют миром олимпийцев, слуга-мастеровой, который строит дворцы богов «умелыми руками» и иногда играет роль придворного шута к вящему удовольствию своих товарищей-олимпийцев.
Гефест – квинтэссенция отверженных на Олимпе. Стоя с краю, он выглядит беспокойно в сложных взаимосвязях, составляющих социальную структуру Олимпа. Но нервно и беспокойно он наблюдает за конфликтами власти, вспоминая, как Зевс «схватил меня за ногу и сбросил меня с порога Небес. Я летел весь день, и когда солнце опустилось, я упал на Лемнос полумертвым».
Пытаясь каким-то образом поддерживать связь с центром, быть может, чтобы быть готовым к худшему или знать, что будет дальше, он знает в то же время, что невозможно действительно принадлежать этому – этому месту, где они терпят отверженных, пока работа делается, но которые никогда не смогут действовать и чувствовать себя здесь легко и по-добрососедски. Сознание Гефеста скатывается к феномену Франкенштейна: его брат – монстр Тифон, а это выходит за пределы олимпийского общества.

Ноги Гефеста говорят о многом: они повернуты назад, и когда он идет, он идет крученой походкой, которая поражает других богов какой-то забавностью и они прерываются на веселье – «беспомощные перед охватившим их смехом счастливые боги наблюдали, как он суетится взад и вперед по коридору». В том случае его шутовство привело к тому, что боги не перегрызли глотки друг другу…

Гефест – это бог techne, что означает, согласно Аристотелю, «действующий, как действует природа». Таким образом, Гефест учится на Лемносе «обезьяньей» натуре и ее творческим процессам. Боккаччо представляет, что Гефест (которого он, естественно, называет латинским именем Вулкан), как «огонь», формирует фундамент цивилизации; то есть сохранение огня «привело к образованию первых социальных единиц, к изобретению речи и к модели возведения зданий».

Фантазия Боккаччо строго следует модели, приведенной в Гомеровом гимне Гефесту:

 ... он учил людей работать
... работа была
Благородным делом
Для людей на земле
Людей, которые
Прежде
Жили
В пещерах
В горах
Как животные
Теперь
С другой стороны
Благодаря
Гефесту
Чье мастерство
Так знаменито
Они знают
Как
Работать
Жизнь легка
На протяжении
Всего года
И они живут
Спокойно
В своих
Домах теперь…

Этот гимн восхваляет Гефеста как Бога труда и как Бога цивилизационного процесса, ведущего человека из пещер и лесов через творческую, подражательную работу дома и дворцы. Величие искусства Гефеста заключается в его естественности; его произведения восхваляются в целом за то, что они так астрономически точно похожи на жизнь.

Есть изобилие примеров этому. Гомер бесконечно хвалит знаменитый щит, который Гефест выковал для Ахиллеса, именно за ту живость, с которой несколько сцен на нем имитируют реальную жизнь. Щит буквально потрясает жизненностью – девушки и молодые люди танцуют; пахари водят свои команды туда и обратно; жнецы собирают урожай; солнце, луна и звезды сияют ярко - и вокруг всего этого течет космическая река, «могучий поток Океана». Действительно, щит Ахиллеса содержит весь космос; вся природа ярко воссоздана в этом архетипическом произведении искусства.
В миниатюре мы видим тот же самый феномен в венке, который Гефест плетет для Пандоры: «В этом венке множество зверей на земле и в море чудесно изображены, как если бы они были живы ...». Возможно, самые хитроумные примеры ловкости Гефеста представлены жено- (подобными) слугами в его доме: «Золотые служанки ... Они были похожи на настоящих девочек и могли не только говорить и использовать свои конечности, но были наделены интеллектом и обучались ручному труду бессмертных богов ».
Через Гефеста великие формы природных образов выражают себя в искусстве. Его кузены Тельхины были первыми создателями статуй Богов.

Гефестианская фигура остается расположенной глубоко в женских таинствах родов и плодовитости и имеет мало общего с трудами и усилиями мужского героизма. Кузницы и огни Гефеста находятся в земле, в чреве природы. Сама печь является «искусственной маткой», как указал Элиаде; кузнец стоит на службе металлургических процессов, которые происходят в печи, так же как Идайские Дактили служили Великой Матери в ее труде. В то время как герои солнечной мужественности выполняют большие задачи, чтобы освободиться от привязанности к материнскому прошлому, Гефест всегда остается на службе у женского. И страсть Гефеста к творчеству глубоко связана с Матерью.

Эта близость между Гефестом и женским миром находит мифическое выражение через случай его детства. Когда Гера сбрасывает его в отвращении с врат небесных, ребенок-калека падает в море, и его спасают от утопления морские нимфы Тетис и Эвринома, которые забирают его с собой домой и воспитывают девять лет. По-гречески мир, где они его принимают, – это «mukos», что означает «самое внутреннее место», «секретное место», но также «женские помещения в доме». Во время своего пребывания в женском жилище юный Гефест впервые прикладывает к делу свои талантливые руки и изготавливает своим суррогатным матерям множество прекрасных ювелирных изделий. Эти девять лет в mukos представляют собой, конечно, второй инкубационный период для Гефеста, и именно в этот период он узнает о своей способности творить. Годы спустя, когда Фетида приходит к искусному мастеру и умоляет его создать щит для своего сына Ахилла, Гефест выковывает работу, которая демонстрирует огромный масштаб его резонанса первобытных творческих процессов внутри самой Великой Матери.

*

Гефест – также действующее лицо сатировской драмы Ахея Эретрийского «Гефест», пьесы неизвестного автора «Гефест». Комедии Эпихарма «Пирующие, или Гефест».

В XV-XVIII вв. наиболее распространены в европейской живописи сюжеты: «Венера в кузнице Вулкана» (Джулио Романо, Ф. Пармиджанино, Я. Пальма Младший, П. П. Рубенс, А. ван Дейк, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «Кузница Вулкана» (Приматиччо, Пьетро да Нортона, Ф. Бассано, Тициан, Д. Веласкес, Л. Джордано, Дж. Б. Тьеполо и др.), «Марс и Венера, застигнутые Вулканом»,«Фетида у Вулкана» и др.