Эридан – древнее созвездие. Эридан – одно из 48 созвездий, которые в I
веке перечислил Птолемей в своем «Альмагесте».
Также это созвездие называли
Нилом и Океаном.
В современное время в созвездии
Эридана обнаружена загадочная область, в которой материи в любых ее формах
значительно меньше, чем в среднем во Вселенной.
Латинское название – Eridanus.
Во Франции Eridan, в Италии Eridano, в Германии Fluss Eridanus, разделяется на
два потока – северный и южный.
Греки обычно называли его ὁ Ποταμός, Река, а учитывая близость к созвездию Орион – Река
Ориона. Позже уже индивидуально – Ἐριδανός, Эридан.
Римляне – Amnis, Flumen, Fluvius, и в особенности Padus и Eridanus; это
последнее, от Ἐριδανός, связано с
Аратом и Эратосфеном. В географии это слово впервые встречается в «Теогонии»
Гесиода для реки (региона) Фазис в Азии, а также в классической истории
и мифологии.
Другие авторы отождествляют
Эридан с мифическим потоком, текущим в океан с северо-запада Европы, – поток,
всегда бывший предметом обсуждения и спекуляций (например, Страбон считает его никогда не существовавшим), – или с
Потоком Океана Гомера, огибающим Землю, откуда древнее название этого созвездия
Oceanus. Его также связывали с небольшим ручьем, текущим
из-под Акрополя; с лигурийским Bodencus (бездонный) – Padus (река Пад) древних, и современной По в Италии, известная с классических времен как самая
крупная река этой страны; с Rex fluviorum у
Вергилия; с Эбро в Испании; с Granicus Александра Македонского; с Rhenus и Rhodanus, – современными Рейном и Роной; с современной Radaune, впадающей в Мотлаву около Данцига.
Берега некоторых из этих
прототипов нашей реки, в особенности По, были местами древней торговли янтарем,
тем самым напоминая историю Гелиад, чьи слезы, пролитые по причине гибели их
брата Фаэтона, превратились в янтарь и попали в "поток слез", в
который был сброшен с неба несчастный, неудачно пытавшийся править солнечной
колесницей. Это была излюбленная тема поэтов, начиная с Овидиевых Метаморфоз,
и заканчивая Генри Хартом Мильманом, в Samor, в основе которой лежит легенда о том, что река
была помещена на небо, чтобы утешить Аполлона, потерявшего сына.
Однако ни один из этих
сравнительно северных потоков не соотносится вполне с небесным расположением
Эридана, поскольку это созвездие является южным и, казалось бы, его земной
"прообраз" следует искать в соответствующих частях света. В
соответствии с этим, как мы знаем, Эратосфен и толкователи Германикуса и Гигина
говорят, что таким прообразом является Нил, единственная крупная река, текущая
с юга на север, подобно восхождению Эридана из-за горизонта. Поэтому про Нил, в
Alfonsine Tables,
издания 1521 года, говорится, Stellatio fluvii id est Eridanus sive Gyon sive Nilus (звездный поток именуемый Эриданом, иначе Гихон,
иначе Нил).
Лаланд приводит название Mulda,
эквивалентное другому названию звездного Эридана, – Μέλας, Черный, – снова
связывая его с Египтом.
Этот намек на Нил есть
напоминание о широко распространенном в древности мнении, согласно которому он
и Евфрат представляли собой разные рукава одной и той же реки; и Браун, в своей
монографии The Eridanus, утверждает,
что именно Евфрат следует отождествлять с небесной рекой. Он приводит в
доказательство тот факт, что на обе эти реки часто ссылаются в древнюю эпоху,
как на Реку, что Евфрат был первоначально Pura или Purat, Вода, а Нил был, и
даже до наших дней остается, Ioma или Iauma, Море; что они очень похожи – оба
длинные и извилистые; что каждый из них связан с раем – Эдемом и Небесами; что
прилегающие созвездия были образованы на берегах Евфрата; что каждое из них
некоторым образом связано с Нилом, и каждое упоминается в мифах о низвержении и
боге солнца.
У Риччоли Vardi, мавританское
название, согласно Байеру, было Guad, – в издании Uranometria 1720 года Guagi – все от арабского wādī, и напоминает
нам о Wādī al Kabīr, Великой реке, испанском Гвадалквивире; но общепринятым
названием у арабов было Al Nahr, Река, транскрибированное Nar и Nahar, у
Чилмеда Alvahar; это семитское слово иногда пишется как Nahal, и также является
производной слова Нил.
Ассемани упоминает Al Kaff
Algeria с глобуса Борджиа для звезды в излучине реки; но Иделер утверждает, что
это Al Kaff al Jidhmah созвездия Кита.
Наконец, созвездие
символизировало мифологическую реку Океан, омывающую всю Ойкумену.
В одной из интерпретаций
месопотамских клинописных астрономических таблиц MUL.APIN одна из звезд, а
именно звезда Эриду (NUNki) соответствует одной из звезд Эридана. Вообще, город
Эриду, которому посвящена звезда – первое городское поселение Шумера, а значит,
и всего Ближнего Востока. Уже к концу III тысячелетия до нашей эры он потерял
значение центра шумерской цивилизации и позже воспринимался как мифологический город
– жилище богов.
Созвездие приписывалось
Евдоксу, хотя он, вероятно, лишь первым дал описание созвездия. Арат в
«Явлениях», возможно со слов Евдокса, пишет об Эридане: Между сияющих звезд Эридан свои воды проносит. Вдаль убегает река.
Эридан – мифическая река и,
соответственно, бог этой реки, по одной из версий, сын Океана и Тефиды. Но на
небе – именно река, а не бог.
По Геродоту, Эридан впадает в
северное море, откуда привозят янтарь. По «Аргонавтике» Аполлония, течение Эридана непосредственно
переходит в течение реки Родан (Роны). Дионисий Периэгет располагает его истоки
явно западнее Пада. Эридан известен как «река многих слез».
Предание также гласит, что река
эта была богата янтарем, который, в свою очередь, являлся застывшими слезами
Гелиад, оплакивавших падение своего брата Фаэтона с небес в воды Эридана. У
реки погребен Фаэтон. Несчастная мать Фаэтона, Климена, искала тело своего
погибшего сына. Наконец нашла она на берегах Эридана не тело сына, а его
гробницу. Горько плакала неутешная мать над гробницей сына, с ней оплакивали
погибшего брата и дочери Климены, гелиады. Скорбь их была безгранична. Плачущих
гелиад великие боги превратили в тополи. Стоят тополи-гелиады, склонившись над
Эриданом, и падают их слезы-смола в студеную воду. Смола застывает и превращается
в прозрачный янтарь.
Подробнее о Фаэтоне читать
ЗДЕСЬ
Изображая реку, в ранних
иллюстрациях выходили из положения, предлагая символ реки: бога, изливающего
поток из кувшина, юношу или девушку-нимфу, возлежащего на водах. У Апиана в
«Звездной карте» фигура нимфы лежит ничком в южном конце реки, и точно такая же
– в росписи палаццо Беста.
Старинные рукописи добавляют к
изображению реки рисунок почтенного речного бога, возлежащего на поверхности
вод, среди водяных растений, с кувшином, окруженного звездами; существуют варианты где изображена обнаженная
женщина и звезды, образующие песчаный берег, на котором она лежит.
Гигин, «Астрономия», издание 1485 г.
*