13.1.19

Люцифер



Изначально, в римской мифологии, Люцифер (Луцифер, лат. Lucifer «светоносный», от lux «свет» + fero «несу») – персонификация утренней звезды – планеты Венеры. Соответствует древнегреческому Фосфору (Эосфору) и древнерусской Деннице.

Планету Венеру, которая видима только во время утренней или вечерней зари, древние римляне считали двумя разными планетами. Соответственно, «утреннюю звезду» называли Люцифером, тогда как «вечернюю звезду» — Веспер (греч. Геспер).

В христианстве с XVII века, Люцифер — синоним падшего ангела, отождествляемого с Сатаной и дьяволом.
Люцифер был самым величественным и прекрасным ангелом. На его лице, как и у других ангелов, отражалось смирение и счастье. Его высокий и широкий лоб свидетельствовал о могучем интеллекте. Он был совершенен во всем. Его манеры и движения выражали внутреннее благородство и величие, лицо сияло каким-то особенным светом, озаряя все вокруг. Этот свет был ярче и прекраснее, чем тот, который исходил от лиц других ангелов, находившихся вместе с ним на небе.

Такое "светлое" обозначение сатаны не могло не быть парадоксальным (даже с учётом всей одиозности для христианства астральных культов), тем более что этот же символ употреблялся в совершенно противоположном смысле. В новозаветных текстах Христос именует себя самого: "Я есмь ... звезда светлая и утренняя" (Апок. 22, 16; ср. звезду из ветхозаветного пророчества Валаама, интерпретировавшуюся и иудейской, и христианской традицией как мессианский символ).
Византийская церковная поэзия уподобляет и деву Марию "звезде, являющей солнце" ("Акафист богородице", 6 или 7 в.). В этих случаях, по крайней мере, не употребляется само слово "Денница"; но Ориген (2-3 вв.) применил и его к Иоанну Крестителю: тот предвозвещает Христа, как утренняя звезда предвозвещает солнце.
Поэт - символист Вячеслав Иванов противопоставлял друг другу два сатанинских начала - Люциера "духа возмущения", "силу замыкающую", обожествление личной воли, и Ахримана (Ангро-Майнъю), "духа растления", "силу разлагающую", распад личности.

Скорее всего Люцифера ошибочно приравнивали к падшему ангелу Сатане, неправильно истолковав отрывок из Священного писания, относящийся на самом деле к Навуходоносору, царю вавилонскому, который в своей славе и помпезности возомнил себя равным Богу (Книга Исайи 14:12):
"Как упал ты с неба, денница, сын зари!" Как яркость утренней звезды (Люцифера) превосходит свет всех других звезд, так и величие царя вавилонского превосходит славу всех восточных монархов.
Вавилоняне и ассирийцы называли утреннюю звезду, соответственно Белит, или Истар. Другие высказывали предположение, что фраза "сын зари" может относиться к лунному серпу. И наконец, третьи утверждают, что это не что иное, как планета Юпитер.
Дьявол приобрел имя Люцифер после того, как раннехристианские теологи Тертуллиан и Святой Августин отождествили его с падающей звездой по отрывку из книги Исайи.
Эта ассоциация возникла у них потому, что теперешний Дьявол,- прежде был великим архангелом Люцифером, в последствии восставшим против Бога и изгнанным с небес.



Легенда о восстании и изгнании Люцифера в изложении еврейских и христианских писателей рисует Люцифера как главного в небесной иерархии, как выдающегося по красоте, силе и мудрости среди всех прочих созданий. Именно после его падения и изгнания из своего старого царства, он, по-видимому, сохранил какую-то часть своей прежней силы, имени Люцифер, и верховного титула.


Согласно старым писаниям большим грехом бывшего архангела Люцифера - была его гордыня, это было проявление полного эгоизма и чистейшей злонамеренности, поскольку Люцифер любил себя больше всех других и никогда не прощал невежества, ошибок, страстей или слабоволия.
Согласно другим мифам, дерзость Люцифера зашла слишком далеко, он даже делал попытки взойти на Великий Престол на что указывают писания средневековья. Люцифер как правитель небес сидел располагаясь рядом с Вечностью, Господом. Как только Господь встает со своего трона, Люцифер не задумываясь мгновенно занимал его место.
Такое поведение не выдержал возмущенный архангел Михаил, который напал на Люцифера, и в результате изгоняет его с небес и ввергает его в темное и мрачное жилище, предназначенное ему теперь навеки.
Имя этого архангела, пока он находился на небесах, было ЛЮЦИФЕР ; когда он попал на землю, его стали звать Сатаной. Ангелы, присоединившиеся к этому восстанию, также были изгнаны с небес и стали демонами Сатаны, повелителем которых и является сам дух Люцифера.



Падение Люцифера с небес, ил. Гюстава Доре к поэме «Потерянный рай», 1866 г.


Различные философские концепции предлагают разные определения Люцифера, например : он предстает как один из солнечных Ангелов, неких продвинутых Сущностей, которые низошли (отсюда идея «падения») сверху на нашу планету в незапамятные времена, чтобы принести принцип ума тогдашнему животному человеку. Считается, что нисхождение этих солнечных Ангелов не было грехопадением, или отпадением от благодати. Это был акт принесения великой жертвы, на что и указывает имя Люцифер, что означает «светоносец».


В эпоху Возрождения появляются знаменитые художественные произведения по христианской тематике: в начале XIV века поэма «Божественная комедия» Данте, в 1654 году –  «Люцифер» Вондела, в 1667 –  «Потерянный рай» Милтона. В «Божественной комедии» Люцифер описан как вмёрзший в лёд в самой глубине ада. Он имеет 3 пасти, и там грызёт предателей и изменников, из которых величайшие – Иуда Искариот, Брут и Кассий.

Таким образом, Lucifer стал синонимом сатаны и дьявола в церковной и популярной литературе.

Согласно величественной фантазии Мильтона, Люцифер - это Сатана, "мятежный" ангел, враг Бога и человека. Но если проанализировать его бунт, то нельзя найти в нем ничего более дурного, чем требование свободной воли и независимой мысли, как если бы Люцифер родился в наше время. Этот эпитет, "мятежный", многие считают теологической клеветой.
Всё это восходит к эпохе средневековья, тому периоду "умственного помрачения", в течение которого было насильственно внедрено в умы людей большинство современных предрассудков и суеверий, так, что они стали практически неискоренимы в некоторых случаях.
Предубеждение и отвращение к имени Люцифера - означающему всего лишь слово "светоносец" (от lux, lucis, "свет", и ferre, "носить") - является столь глубоко укорененным даже среди образованных людей. На самом деле, этот предрассудок абсурден и смешон, что никто, по всей видимости, никогда не задавал себя вопрос, почему Сатану стали называть носителем света, если только серебряные лучи утренней звезды не могли каким-то образом навести на мысль об ослепительном блеске адского пламени. Как доказывает Хендерсон, это есть просто "одно из таких грубых искажений священного писания, которые принадлежат исключительно к стремлению отыскать в данном отрывке большее, чем в нем содержится в действительности, и причину которых всегда следует искать в такой предрасположенности, - эта склонность вызвана скорее впечатлением, чем смыслом, и слепой верой в полученное истолкование", - что является не единственной слабостью нашего времени. И тем не менее, этот предрассудок существует, к стыду нашего столетия.



Но в раннем христианстве слово «утренняя звезда» (и его разноязычные синонимы, такие как люцифер, эосфор, денница) использовалось как прославляющий эпитет.

В Откровении Иоанна Богослова «утренняя звезда» была эпитетом Иисуса Христа:
Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.
— Отк. 22:16

Упоминание слова во Втором послании Петра трактуется как «свет, который сияет в душе каждого верующего и ободряет его к терпеливому ожиданию полного дня света и радости»:
И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.
— 2Пет. 1:19

Византийская церковная поэзия уподобляет деву Марию «звезде, являющей солнце» («Акафист богородице», VI или VII век).

Святитель Григорий Богослов в IV веке писал о своём брате, святом Кесарии:
О, Кесарий мой — досточтимое имя — как утренняя звезда блистал ты тогда при дворе царском, занимая первое место по мудрости и кроткому нраву, имея у себя многих сильных друзей и товарищей.
— Григорий Богослов. Стихи о самом себе, в которых св. Богослов скрытным образом поощряет и нас к жизни во Христе. Гл. 13.

Иероним Стридонский в V веке в переводе Вульгаты использует латинское слово lucifer для обозначения «утренней звезды» и как метафору. Слово было написано со строчной буквы, а не с заглавной Lucifer как имя собственное. Создатель Вульгаты использовал это слово и в других фрагментах Писания, даже во множественном числе.

Эпитет lucifer применяется к Иисусу в праздничных гимнах Exsultet и в гимне Илария Пиктавийского, содержащем фразу: «Tu verus mundi lucifer» («Ты — истинный светоносец мира»).


Иудейские мифы. Падение Люцифера.

На третий день Творения главный архангел Бога, херувим по имени Люцифер, сын Зари ("Helel ben Shahar"), шел в Эдеме между сверкающих драгоценных камней, и сам горел огнем благодаря множеству сердоликов, топазов, изумрудов, бриллиантов, бериллов, ониксов, яшмы, сапфиров и карбункулов в оправах из самого чистого золота. Некоторое время Люцифер, которого Бог назначил Хранителем Всего Сущего, вел себя благоразумно, но вскоре гордыня лишила его разума. "Я взойду выше облаков и звезд, — сказал он, — и воссяду на Сафоне, Горе Собраний, и стану подобен Всевышнему". Распознав честолюбивый замысел Люцифера, Бог низверг его из Рая на Землю, а с Земли в Преисподнюю. Падая, Люцифер был похож на молнию, но рассыпался в прах, и теперь его душа бродит как слепая во тьме Бездонной Бездны.

Комментарии.

В Книге Исайи XIV, 12-15 царь Вавилона, которому предопределено падение, сравнивается с сыном Звезды:

Как упал ты с неба,
денница, сын Зари!
разбился о землю,
попиравший народы.
А говорил в сердце своем;
"Взойду на небо,
выше звезд Божиих
вознесу престол мой
и сяду на горе в сонме богов,
на краю севера;
взойду на высоты облачные,
буду подобен Всевышнему".
Но ты низвержен в ад,
в глубины преисподней.

Эта короткая запись говорит о том, что миф был достаточно на слуху и его не требовалось пересказывать полностью: ибо Исайя опускает подробности наказания архангела Господом (здесь Его называют Е1уоп, то есть "Всевышний"), который возмущал своих соперников в славе. Иезекииль {XXVIII, 11-19) более подробно излагает пророчество царю Тирскому, хотя и опускает имя Люцифера:

И было ко мне слово Господне:
сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему:
так говорит Господь Бог: ты печать совершенства,
полнота мудрости и венец красоты.
Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды
были украшены всякими драгоценными камнями;
рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис,
сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно
усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное
на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.
Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я
поставил тебя на то; ты был на святой горе
Божьей, ходил среди огнистых камней.
Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения
твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.
От обширности торговли твоей внутреннее твое
исполнилось неправды, и ты согрешил;
и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией,
изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых
камней.
От красоты твоей возгордилось сердце твое, и
от тщеславия твоего ты. погубил мудрость твою;
за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам
тебя на позор.
Множеством беззаконий твоих в неправедной
торговле твоей ты осквернил святилища твои;
и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет
тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед
глазами всех, видящих тебя.
Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе;
ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки.

Сын Зари был поначалу планетой Венерой, последней гордой звездой, бросающей вызов Солнцу: простая иудейская аллегорическая история, которая, тем не менее, соотносится с мифом о падении Фаэтона — сгоревшего, когда он самонадеянно взялся править солнечной колесницей своего отца Гелиоса. Этот миф, хотя он и греческий, по-видимому, уходит корнями в Вавилон, где каждый год неуправляемая солнечная колесница, символ перехода Короны, ехала по улицам города, пока Мальчик-подмена на один день занимал царский престол. Подмену, любимца богини Иштар (которая властвует над планетой Венерой), потом приносили в жертву. Исайя как будто предрекает, что царь должен умереть той же смертью, что и его подмена. В греческом мифе Фаэтон, сын Аполлона, тождествен Фаэтону, сыну Эос ("Зари"); согласно Гесиоду, богиня Афродита (Иштар) увлекла его с собой, чтобы он охранял ее храм. Царь Тирский Иезекииля поклонялся Иштар и наблюдал за мальчиками, которых сжигали заживо, как подменявших бога Мелкарта ("Правителя Города"). Хотя Иов XXXVIII, 7 пишет об "общем ликовании утренних звезд", имени Хелел нет больше нигде в Священном Писании; однако отца Хелела — Шахара ("Заря", "Рассвет") — можно найти в Псалме СХХХVIII, 9 в качестве божества с крыльями. В угаритской мифологии Шахар, или Ваал, сын Эла, — брат-близнец Шалема (''Совершенный"). Северная гора ("Сафон"), на которую Хелел хотел взойти, тождественна Сафон, Божьей горе, на которой, согласно угаритской традиции, стоял Престол Ваала. Когда Мот убил Ваала, его сестра Анаф похоронила его там. Сафон, или Зафон, гора высотой в 5800 футов — теперь Джебел Акра, — на которой северосемитский бог-бык Эл также правил "в сонме богов", возвышается возле устья Оронта. Хетты называли ее горой Хаззи и считали, что с нее Тесуп, бог бури, его брат Ташмишу и сестра Иштар видели ужасного каменного человека ("диоритового человека", как считают некоторые ученые) Улликумми, который замыслил их убить; отсюда они напали на него и в конце концов победили. Греки называют ее Касием, домом чудовища Тифона и его подруги Дельфины, которые общими усилиями разоружили Зевса, царя небес, и держали его пленником в Корикийской пещере, пока бог Пан своим криком не перепугал Тифона, а Гермес, бог Хитрости, не освободил Зевса. Оронт также известен как "Тифон". Гора Сафон была знаменита из-за разрушительных северных ветров, которые летели с нее в Сирию и Палестину. Все эти мифы — о заговорах против полновластного божества; и только в иудейской традиции нет упоминания о начальных неприятностях Бога.

*

Люцифер часто изображался в поэзии и у мифографов как предвестник рассвета.

Овидий считал Люцифера сыном Авроры (греч. Эос).

Во втором веке мифограф Псевдо-Гигин писал о Венере:

Четвёртая звезда – это Венера, называемая Люцифером. Некоторые утверждают, что это звезда Юноны. Во многих описаниях говорится, что она также называется Геспером. Кажется, это самая большая из всех звёзд. Некоторые считают, что он является сыном Авроры и Кефала, который превзошёл многих в красоте настолько, что даже соперничал с Венерой, и, как говорит Эратосфен, по этой причине его [Люцифера] называют звездой Венеры. Она видна как на рассвете, так и на закате, и поэтому правильно называть и как Люцифер, и как Геспер.
- Псевдо-Гигин, Астрономия, 42.4

Упоминания у Вергилия:

Той порой Люцифер взошёл над вершинами Иды, день выводя за собой.
Блещет в ночи Люцифер, больше всех любимый Венерой [богиней],
Лик свой являя святой и с неба тьму прогоняя.
- Энеида, кн. 2, 801. 8, 590.

Петь так начал Дамон, к стволу прислонившись оливы:
«О, народись, Светоносец [Lucifer], и день приведи благодатный!»
- Буколики, VIII, 16-17.

*


В 1899 году вышла неоязыческая книга «Арадия, или Евангелие ведьм», заявленная как сборник фольклорных и магических практик группы итальянских ведьм, и оказавшая существенное влияние на развитие Викки. В ней богиня Диана предстаёт как демиург, устанавливающая первоначальное разделение самой себя на тьму и свет. После появления Люцифера Диана соблазняет его, приняв обличье кошки, и вскоре рождает дочь Арадиюruen. Диана и Люцифер движутся по небу, символизируя движения Луны и Венеры. В другом фрагменте, Люцифер называется богом Солнца и Луны, богом Света, который так восхищался собственной красотой, что был изгнан из Рая. Однако упоминание Люцифера в книге не нравилось викканам, они стремились отмежеваться от сатанизма. В конце 1960-х «Арадия» исчезла из списков рекомендуемых книг, составлявшихся викканами для неофитов, и почти перестала цитироваться в свеженаписанных неоязыческих книгах. В некоторых современных течениях Викки, основанных на этой работе, фигура Люцифера опущена, или супругом Дианы называется вымышленные этрусское божество Тагни, Дианус, или Янус.

В «Книге Урантии» 1955 года, Люцифер – падший и низложенный Сын в иерархии вселенской власти. Он пал в объятия греха, поддавшись эгоистическим побуждениям и софистике ложной личной свободы, — отрицанию вселенской преданности, неуважению к братским обязанностям, забвению космических взаимоотношений.
В книге «Роза мира» 1958 года, Люцифер – великий демон, богорождённая монада, поднявшая бунт против замысла Бога, ставший причиной отпадения множества меньших монад – демонов.
Антон Шандор ЛаВей в своей «Сатанинской библии» 1969 года привёл следующее описание: «Люцифер – (лат.) носитель света, просвещения, утренняя звезда, Властелин воздуха и Востока», и озаглавил четверть книги как «Книга Люцифера».
Религиовед Джеймс Льюис считает, что «подавляющее число сатанистов» обозначают сатану именно в качестве символа, архетипического образа, неперсонализированную природную силу (ср. равновесный принцип ЛаВея) или какой-либо иной «антитеистический» концепт.
Иногда Люцифер ассоциируется с Прометеем др.-греч. мифологии — титаном, который дал людям огонь, украв его у богов, и за это был прикован к скале.


Franz von Stuck - Lucifer