18.2.21

Мифология землетрясений

 

Небо темнеет, раздается гром, сверкают молнии, потом еще и еще... Буря не набрасывается на нас без предупреждения. Наводнению обычно предшествуют продолжительные дожди. Лесной пожар можно понять как крупномасштабную версию костров, которые люди разводили в своих пещерах и лагерях со времен палеолита. Но землетрясения, если им не предшествует ряд небольших толчков (а чаще всего небольшое землетрясение не приводит ни к чему большему), происходят без предупреждения, внезапно, и легко воспринимались еще всего несколько столетий назад, как нечто исключительно сверхъестественное (не говоря уже о древних цивилизациях). В те времена, в отсутствие науки и техники, которые пришли в мир довольно поздно, тем не менее, были попытки понять и осмыслить природу землетрясений. На самом деле было бы удивительно, если бы это было не так, потому что сама природа homo sapiens имеет сильное стремление узнать о мире как можно больше и проникнуть в его тайны.

Как можно сотрясать саму землю, как можно идентифицировать то, достаточно «великое и сильное», что производит подобное? Какая невидимая сила, кроме сверхъестественной, может заставить землю содрогнуться? Зайдите внутрь здания, и вы будете защищены от бури. Поднимитесь на высоту, и вы окажетесь над бушующей водной стихией. Во время землетрясения же, всё и вся становятся жертвами этой невидимой атаки, независимо от того, куда бы мы не бежали. Нет ничего удивительного в том, что наши предки, обладавшие, по существу, теми же мозгами что и мы, пытались найти объяснение этому феномену, а «сверхъестественное» в той или иной форме преобладало для объяснений землетрясений и их последствий до развития науки сейсмологии.

Да, древнее понимание землетрясений чаще всего было неверным, но если бы мы жили в одной из ТЕХ культур и эпох (имея в виду, что даже сегодня мы иногда верим в мифы и слухи, которые оказываются ложными), могли бы мы придумать что-то лучше?

 

*

В мифотворчестве древних греков грозный Посейдон первоначально был богом землетрясений, а уже позже – моря. Он – объемлющий и держащий землю, и как колебатель земли он производит землетрясения. Древние греки считали, что землетрясения происходят от действия воды, проникающей в пещеры и земные углубления. Два из эпитетов Посейдона, – Эносихтон («Сотрясатель земли») и Эрехфей («Разрыватель», видимо, земли также).  Своим трезубцем он мог ударять об землю, вызывая землетрясения. Стоит отметить, что районы, населенные древними греками, в том числе на территории современной южной Италии и западной Турции, сейсмически активны. Это, видимо, нашло свое отражение в «Илиаде» Гомера (книга XX) где Посейдон присоединяется к сражению в Троянской войне на стороне греков (ахейцев), когда они атакуют укрепленный город Трою (Илиос). Посейдон заставил землю содрогнуться как внизу, так и на высоких вершинах холмов; гора Ида сотрясалась с головы до ног, и цитадель Илиоса также:

а долу под ними потряс Посидаон

Вкруг беспредельную землю с вершинами гор высочайших.

Все затряслось, от кремнистых подошв до верхов многоводных 

Иды, и град Илион, и суда меднобронных данаев.

В ужас пришел под землею Аид, преисподних владыка;

В ужасе с трона он прянул и громко вскричал, да над ним бы

Лона земли не разверз Посидон, потрясающий землю,

И жилищ бы его не открыл и бессмертным и смертным,

Мрачных, ужасных, которых трепещут и самые боги.


Подробнее про Посейдона читать ЗДЕСЬ


Посейдон держит трезубец. Каменная плита из Коринфа, 550-525 гг. до нашей эры.


Посейдон – это канонический образ, но по преданиям и мифам многих других народов мира землетрясения, извержения вулканов и цунами происходят в результате шевеления внутри Земли различных животных – китов, змей и т. д.

В индуистской традиции, а также в некоторых буддийских сектах Наги (санскр. नाग; наг – «змей») – это змееподобные мифические существа с человеческим торсом и человеческой головой, укрытой сверху веером змеиных голов. Обитают они в пещерах и водоемах, на земле, в воде или под землей. На них иногда смотрят с благоговением, но также считают, что те из них, что живут под землей, вызывают землетрясения своими телодвижениями.

Знаменитая железная колонна из Дели, рядом с которой сейчас находится мечеть Кувват-уль-Ислам, была возведена в доисламское время около 400 года нашей эры в царствование Чандрагупты II. Некоторые приписывают назначение этого столба символическому закреплению лежащего в основе духа Наги, чтобы сдерживать его движения и тем самым предотвращать землетрясения.


Наги и колонна из Дели


Путешествуя по Японии, можно наткнуться на изображение сома на плакатах в метро или на вокзале. Это не реклама рыбного ресторана, а скорее напоминание о сейсмической безопасности. Логотип сома по имени Онамадзу (яп. 大鯰 «большой сом») или просто намадзу (яп. 鯰«сом») принят Японским метеорологическим агентством, и эмблемы сома помещаются на устройства раннего предупреждения землетрясений. Этот гигантский сом в поздней японской мифологии является причиной землетрясений. Он живет в грязи под Японскими островами и охраняется богом Такэмикадзути, который сдерживает его гигантским камнем. Когда божество ослабляет свою бдительность, Онамадзу мечется, вызывая сильные колебания земли. Также именуется Дзисин-Уо (яп. 地震魚, «рыба землетрясений»). Возникновение мифа о гигантском соме напрямую связано с традицией японцев одухотворять природные вещи и рукотворные объекты. Вера в сома возникла в синтоистском святилище Касима, где первоначально почитались божества грозы и судоходства.

Сом лежит, вытянувшись с юга на север, либо от севера до юга. Считается, что его голова расположена возле города Киото, а хвосту Аомори. Ряд ученых заявили, что он должен быть расположен как раз наоборот, так как на юге Японии землетрясения более часты, что можно «объяснить» движениями хвоста сома. Избавиться от сома якобы можно было, разбив его голову священным камнем из святилища. Жители острова были убеждены, что камень придавит сома своей тяжестью таким образом, что он будет обездвижен и не сможет вызвать землетрясение.

До конца XVIII века образ Онамадзу исключительно с землетрясениями прочно не ассоциировался. После землетрясения вблизи Эдо (современный Токио) в 1855 году (одного из Великих землетрясений Ансэй) Онамадзу стали почитать в качестве «ёнаоси даймёдзин» (бога исправления мира). Землетрясение произошло во время десятого лунного месяцавремя съезда всех синтоистских божеств в провинцию Идзумо. Поэтому месяц получил название каннадзуки «месяцем без божеств». После того, когда все боги покинули остров, сом воспользовался ситуацией, ударив хвостом, в результате чего, по оценкам источников того периода, произошло землетрясение, унесшее с собой жизни более 100 000 человек. Сразу после землетрясения выходят «намадзу-э» –  картинки с сомом, в которых показывается, как Онамадзу вызывает землетрясение.

В период Мэйдзи и на протяжении эры Тайсё стали популярны намадзу-э (гравюры укиё-э с изображением сома). Эти гравюры обычно не подписаны и охватывают большое разнообразие сцен, где Онамадзу, например, под страхом землетрясения принуждает богатых выделять средства для помощи бедным, или раскаивается в содеянных разрушениях; аллегорически образ Онамадзу представлял также карикатуру на чиновников, выставляющих напоказ свою спесь и занимающихся интригами.


Божество сдерживает Онамадзу огромным камнем

Отношение к сому населения Японии было двояким. Бедные слои населения верили в то, что сом является карой богатым, нажившим свои сокровища бесчестными способами. Землетрясения, которые создавал сом, по верованиям многих, разрушали не только сам город, но и условия жизни, и равняли бедных с богатыми.

Некоторые исследователи считают, что эта история происходит от способностей сома заранее (порой за 24 часа) ощутить небольшие толчки, которые происходят перед многими землетрясениями, и проявлять необычное беспокойство в таких случаях. Предполагается, что эта внезапная активность рыб перед землетрясениями была замечена людьми ещё в древние времена, и в японском народе распространилось поверье, что землетрясения является результатом деятельности гигантского сома.

 

В сейсмически активной Британской Колумбии индейцы народа хайда объясняли землетрясения конфликтами между Громовой Птицей и Китом. Громовая Птица (национальный тотем этого народа) сбросил Кита в воду, вызвав землетрясения и цунами.

В устной традиции этого народа сохранилась история об огромной волне, мифологический рассказ, который, как оказалось, имеет фактическую основу. Три столетия назад мощное землетрясение у берегов этого побережья, а затем и цунами, вызвало драматические последствия на местном уровне; волны достигли даже берегов Японии. Письменные свидетельства из Японии того времени, наряду с геологическими свидетельствами позволили точно установить дату и время: 9 часов вечера, 26 января 1700 года.

Гуроны полагают, что внутри нашей планеты живет Оннионт – гигантский змей с рогом на голове, который периодически сотрясает поверхность Земли. Своим рогом он способен пробивать горы насквозь. Считалось, что Оннионт  скрывается в водах Великих озер, чтобы опрокинуть каноэ и съесть людей. Его дыханиеядовито. В некоторых ирокезских традициях Оннионт  щадил путешественников, которые делали ему подношения. В другихлюди могли защитить себя, призывая бога грома Хинона, смертельного врага Онионта. ​​Мифы о рогатом змее, способном сотрясать землю и враждебном людям, имеются также у многих алгонкинских племен. ​​‌​‌​Хотя стоит отметить, что тот же Оннионт, по мифам обладает магической силой приносить удачу на войне и охоте.

​‌‌​‌‌​Кавиль (Kauil, слева), один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы. Очевидна его связь с войной, постоянный его атрибут – топор-кельт. Являлся покровителем правящей династии крупнейших городов майя. К примеру, имена некоторых тикальских, калакмульских, каракольских, наранхских и копанских правителей содержали имя этого божества. Особенностью иконографии Кавиля является то, что одна из его ног всегда изображалась в виде змеи. Скипетр верховной власти многих крупных городов майя являлся изображением этого бога. Предметы, связанные с Кавилем – курильница, зеркало.

У ацтеков, Тепейоллотль (Tepeyollotl, справа)«Сердце Гор», бог гор и пещер. По его вине происходят землетрясения; считалось, что им создается горное эхо. Он являлся божеством восьмого часа дня и изображался в виде ягуара, чья пятнистая шкура одновременно символизирует звездное небо. Иногда его отождествляют с Миктлантекутли или Теояомкуи, а также с чудовищем Тлальтекутли; либо с нагуалем Тескатлипоки, ягуаром, горном боге, принявшем облик ягуара, прыгающего навстречу солнцу.



Среди богинь угаритской мифологии известна богиня Анат (Анату). По своему положению первенство среди богинь Угарита (Финикии) должна занимать Асират, супруга верховного бога Илу, но она явно отходит на второй план перед Анатнесравненно более активной и яркой богиней, наделенной не только красотой, но и силой, мужеством. Она верна в любви и дружбе, вспыльчива, беспощадна к врагам. Это богиня любви, войны и охоты.

Анатвозлюбленная, жена и, по-видимому, сестра Балу, а также его соратница. Ее гнева боятся не только люди, но и боги. Покровительствуя угаритам и финикянам, она в сражениях бестрепетно разрубает на куски их врагов.

Когда Анат узнает, что бог смерти Муту (Мот) поглотил (убил) Балу, она —

…хватает бога Мота,

Мечом его рассекает,

Веялом его развеивает,

Пламенем его обжигает,

На жерновах его мелет,

Сеет его в поле.

Поднимаясь к небесным богам из своего обиталища, она буквально продирается сквозь земные недра: «Я же пойду … к далеко живущему богу, … через толщу земную пройду я от вод грунтовых, вверх поднимусь сквозь земные слои». Разбушевавшись, богиня вызывает землетрясения во дворцах и уничтожает народы на поверхности Земли.

 

В мифологии димаса (регион на северо-востоке Индии) некий Бангла (Bangla Raja «землетрясение») женился на дочери Создателя, стал жить на небе, попытался его подчинить; в поединке между ним и Создателем был опутан волосами своей супруги, в итоге Создатель победил; связанного Банглу заключили в подземный мир; пытаясь порвать путы, он производит землетрясения.

 

В поверьях африканского племени ганда фигурирует бог землетрясений Мусиси, живущий в центре Земли, сын бога Ванга. Когда он перемещается, земная твердь начинает трястись и раскалываться.

В филиппинской мифологии бог по имени Панлинугун является Правителем подземного мира и богом землетрясений.

Бернардо Карпио – еще одна легендарная фигура в филиппинском мифотворчестве, который считается причиной землетрясений. Существует множество версий мифа о нем. Бернардо Карпио – великан, о чем говорят его огромные шаги, которые он, по мифам, оставил в горах. Другие говорят, что он был размером с обычного человека. Рассказы об этих историях имеют доколониальное происхождение, но имя героя было латинизировано во время испанской колонизации (первоначальное его имя утеряно во времени). Все версии этой истории сходятся в том, что Бернардо Карпио обладал силой, схожей с силой многих могучих героев из азиатских эпосов, таких как Ламанг например. Основная форма легенды заключается в том, что Бернардо Карпио оказался в ловушке между двумя большими скалами. В некоторых версиях говорится, что он не дает скалам сомкнуться друг с другом, а в других вещается о том, что он пытается вырваться из этой ловушки, – когда он двигает плечами, происходят землетрясения.


История Бернардо Карпио, изображенная в современных комиксах.


У племен Самоа, Мафуи был богом землетрясений и огня, пока Мауи не сразился с ним и не принес огонь людям. У племен Новой Гвинеи, Маруни был богом землетрясений, с человеческой верхней частью тела и хвостом змеи. У гавайцев Кане-лулу-моку называют богом землетрясений, но их знаменитая богиня Пеле более известна как причина извержений вулканов, а также землетрясений. В легендах Фиджи Негендей поддерживал земной баланс – на его голове покоилась поверхность земли: когда он двигался, происходили землетрясения. Не обязательно посещать Фиджи, чтобы увидеть изображения этого божества; его можно найти в Диснейленде (ниже).



Руаумоко (Rūaumoko o или Rūamoko) из сказаний маори, – наверное, самый известный бог вулканов и землетрясений в мировой мифологии. Земли названные «шаткими островами», Аотеароа (маори, Aotearoa) или Новая Зеландия, веками подвергались сейсмической активности, поэтому не удивительно, что в мифологии маори Руаумоко занимает видное место. В честь Руаумоко назван проект новозеландских ученых по исследованию и прогнозу будущих извержений вулканов. 

Согласно словарю маори, окончательное значение слова Руаумоко –  «землетрясение». Если деконструировать это слово, то определение «ру» – это встряхивание,  «ау» – «дым», а «моко» (также тату) может означать ящерицу.


Оригинальная статуэтка Руаумоко как официальный символ IAEE (International Association of Earthquake Engineering). Автор – Charles Tuarau.


Миф

Сотворение жизни началось с Те Коре – Te Kore (ничто), Те По – Te Po (тьма) и Те Ао Марама – Te Ao Marama (свет). Вместе они создали богов Рангин (Ранги), небесного отца, и Папатуануку (Папа), земную мать. У Ранги и Папа было девять сыновей: старшийТане Махута (Tane Mahuta), бог лесов и покровитель всех растений и земных животных. Тафириматея (Tawhirimatea) – бог ветра и бурь. Тангароа (Tangaroa) – бог океана и защитник всей водной жизни. Туматауенга (Tumatauenga) – бог войны, а Ронго-ма-Раероа (Rongo-ma-Raeroa) – бог мира, и вместе они поддерживают равновесие в человеческих отношениях. Ронго-ма-Тане (Rongo-ma-Tane) – бог кумары и всех культурных продуктов, в то время как Хаумиа-Тикетике (Haumia-Tiketike) – божество дикой пищи. Уиро (Whiro) – бог тьмы (темных сил). И, наконец, Руаумоко, младший ребенок Ранги и Папа, является богом землетрясений, вулканов и всего тепла, которое исходит из-под земли.

Дети Ранги и Папа жили между своими родителями, где свет не мог проникнуть в замкнутое пространство, которое Ранги и Папа создали, находясь так близко друг к другу. Дети были разочарованы жизнью в постоянной темноте, и из-за их желания увидеть свет, Тане Махута, бог лесов, отделил Ранги и Папа, чтобы позволить свету от Тама-Нуи-те-Ра (солнца) заполнить мир, принося жизнь. Тафириматеа, бог ветра, Туматауенга, бог войны, и Ронго-ма-Тане, бог мира, остались со своим отцом, в то время как остальные остались на земле со своей матерью.

Когда родители Ранги и Папа были разлучены, младший ребенок, Руаумоко еще не родился и, таким образом, все еще находился в утробе Папа. С тех пор он остается в утробе матери. Сотрясение земли – это результат того, что Руаумоко брыкается и передвигается, извержения вулканов – причина болезней его матери во время беременности, а подземное тепло и геотермальные особенности поверхности – результат изменения температуры тела его матери. Хотя Руаумоко – всего лишь нерожденный ребенок, маори верят, что он очень могущественный и не прощающий. Считается, что когда его матери причиняют вред люди, он реагирует с огромной силой, разрушая землю и выравнивая структуры на поверхности.

Стоукс (Stokes, 2000) описывает историю происхождения Руаумоко иначе, чем рассказанная выше. После разлуки родителей дети повернули свою мать Папа лицом вниз к Рарохенге (Rarohenga), подземному миру, чтобы Ранги и Папа не могли видеть печали от расставания друг с другом. Руаумоко в то время был еще ребенком прижатым к груди своей матери. Таким образом, старшие братья Руаумоко решили, что он останется жить в подземном мире в качестве утешения для своей матери. Чтобы согреть мать и младшего брата, дети дали им вулканический огонь, известный как Те Ахи Комау (Te Ahi Komau – первый огонь). Таким образом Руаумоко ассоциируется у маори и с разрушительными и с очистительными функциями пламени, он в некоторой степени и есть воплощение сущности подземного огня (есть определенное сходство с греческим Гефестом).

В других версиях мифа Руаумоко, оторвался от матери-земли и провалился в подземный мир. Когда он передвигается в подземном мире, происходят землетрясения.

Между братьями, жившими над землей, начались великие сражения, и после поражения Уиро спустился в Рарохенгу, жилище Руаумоко. В Уиро росла мысль, что у них с Руаумоко должна быть только одна общая цель – отомстить за жестокое обращение с матерью и отцом (за их разлуку). Руаумоко согласился на это предложение, и тогда Уиро предложил, чтобы они действовали наверху в Ао-ту-роа (Ao-tu-roa – мире наверху) и воевали со старшими братьями, на что Руаумоко ответила Уиро: “Вы все сверху; продолжайте свою войну наверху. Я – снизу, и здесь я начну свою войну, используя тот самый огонь, который был дарован мне, Те Ахи Комау”. Поэтому маори считают, что посредством Руаумоко, землетрясения, вулканы и геотермальные явления постоянно «воюют» с верхним миром, в его попытках отомстить своим братьям.

Различия в приведенных выше версиях истории очевидны: одна версия рассказывает позитивную историю женщины, переживающей естественные процессы беременности, а другая – более мрачную историю конфликта в семье. Тем не менее, сходства в изложении мифа существует между племенами маори, из чего можно сделать вывод, что в древние времена маори правильно понимали связь между неустойчивостью почвы, накоплением магмы под земной корой и источником тепла, из которого создаются геотермальные объекты. Известно, что древние маори могли предсказывать вулканические извержения и землетрясения, живя в этой среде и наблюдая возмущения в геотермальных системах, понимая связь между соседними геотермальными объектами и окружающей местностью. Геотермальная активность считалась первым признаком того, что Руаумоко был недоволен людьми, и именно поэтому маори считают нужным защищать и поддерживать геотермальные ресурсы, – нанесение ущерба геотермальным системам считается первым шагом на пути к стихийному бедствию в результате землетрясения или извержения вулкана, по их мнению (довольно рациональному, стоит отметить).

По другим мифам, в зависимости от времени года движения Руаумоко вызывают колебания температуры, поскольку он выпускает теплый или прохладный воздух в атмосферу над поверхностью Папы. Таким образом, он мыслится также и божеством отвечающим за смену сезонов (времен года).

Связь Руаумоко с подземным миром также подчеркивается его ролью как мужа своей племянницы Хинэ-нуи-те-по (Hine-nui-te-pō), богини смерти и дочери Тане Махута. Хинэ-нуи-те-по («Великая женщина ночи ») в легендах маори –  богиня ночи, и она принимает духов людей, когда они умирают. Среди маори считается, что красный цвет неба исходит от нее.


Вулкан Таранаки в Новой Зеландии – одно из символических воплощений Руаумоко.

Дары и наказания от богов

Богам маори приписывают предоставление человечеству всех природных ресурсов, которые добываются, разрабатываются и используются человеком в своих интересах. Тане Махута дает дерево для постройки домов, а Хаумиа-Тикетике – животных для охоты. Тафириматеа дает воздух для дыхания и ветер, чтобы толкать паруса и ветряные мельницы. Тангароа обеспечивает пищей из моря и сохраняет атмосферу земли прохладной. Руаумоко же предоставляет геотермальные ресурсы, которые согревают людей и их дома, а также служат источником электроэнергии (уже в современном контексте). Однако маори считают, что если эти дары не уважаются, то возникают серьезные последствия, такие как ураган, цунами, вулкан или землетрясение. Эти примеры – лишь некоторые из способов, которыми боги могут наказать человечество.

Так например, маори считают, что извержение вулкана Таравера в 1886 году было вызвано неуважением к природному ландшафту, когда прибывшие на эти земли европейцы вырезали свои имена на священных геотермальных камнях (Розовые и Белые террасы или Отукапуаранги («фонтан облачного неба») и Те-Тарата («татуированная скала») на языке маори на озере Ротомахана) или даже отламывали куски камня и забирали с собой. Поэтому Руаумоко счел нужным разрушить террасы извержением Тараверы.

Розовые и Белые террасы до 19-го века были одним из чудес природы Новой Зеландии. Некоторыми современниками Розовые и Белые террасы назывались «Восьмым чудом света». В 2011 году на дне озера были обнаружены остатки (два каскада) Розовых террас.


Розовые и Белые террасы, рисунок 1884 г.





В мифологии маори существует понятие о различных проявлениях силы Руаумоко. Эти некие персонификации – сыновья или дочери Руаумоко, которые отвечают за различные природные явления в верхнем мире, источник которых – подземное жилище Руаумоко. Хине-Пуйя (Hine- Puia) отвечает за извержение вулканов, Хине-Туои (Hine-Tuoi) за землетрясения, Хине-туарангаранга (Hine-tuarangaranga) приносит растрескивание земли и оползни, Иоиовенуа (Ioiowhenua) отвечает за затвердевание земли, а Те Хоата и Те Пупу (Te Hoata, Te Pupu) приносят тепло на поверхность земли, а также в поверхностные и подземные воды.

Несмотря на его репутацию в мифологии маори как доброго бога, живущего во чреве своей матери, после высвобождения он становится враждебной силой, способной принести много вреда и разрушения. Уважать Руаумоко по мнению маори – это мудро.







Пра-маори

Будучи прямыми потомками богов, древние пра-маори (типуна Маори, tipuna Maori) мыслятся как очень крупные и высокие люди с экстраординарными способностями, и они были наделены ответственностью информировать людей о желаниях богов и направлять людей по пути, который боги предназначили для них. Любой из типуна общался с богами через каракию (молитву), прося даровать природные ресурсы, необходимые для поддержания и развития человеческого существования.

Маори верят, что подвиги типуна принесли на их земли природные богатства богов. В рамках те-ао-маори (te-ao-Maori – мировоззрение маори) существует много известных мифологических историй, описывающих их путешествия и подвиги, которые вызывали различные природные явления на землях маори. Полубог Мауи (Maui) – самый известный типуна. Мауи хорошо представлен в мифологических хрониках, где он отвечает за многие ресурсы, которыми сегодня обладают люди. Детям маори рассказывают истории о том, как Мауи замедлял движение солнца, чтобы удлинить дни, как он украл огонь у богини огня Махуики и принес его людям (очень схоже с историей греческого Прометея), или как он выловил Те Ика а Мауи (Северный остров Новой Зеландии) из своего вака (каноэ), названного Те Вака а Мауи (Южный остров).

Другой известный предок – Нгаторойранги (Ngatoroirangi), жрец, прибывший к берегам Макету, Новая Зеландия, на лодке Те Арава вака (племенная лодка, народа Те Арава), капитаном которой был Таматекапуа. Подвиги Нгаторойранги жизненно важны для понимания ценностей, которую маори придают геотермальным ресурсам, подаренным Руаумоко. Нгаторойранги и его сестрам Куиваи и Хаунгароа приписывают открытие геотермальных, сейсмических и вулканических источников в районах Те-Пуку-о-те-Ика (Залив изобилия) и Вайкато.

 

***