14.6.20

Дисномия



Дисномия – единственный на сегодняшний день (2020) известный спутник карликовой планеты Эриды, и самый крупный среди спутников карликовых планет вообще (Харон не является спутником Плутона; с Плутоном они составляют бинарную систему) ; 16-ый по размеру среди всех естественных спутников в Солнечной системе. Он был открыт в 2005 году Майком Брауном и командой адаптивной оптики laser guide star в обсерватории У. М. Кека. Назван в честь Дисномии – дочери греческой богини Эриды.

Эрида и Дисномия. Снимок сделан космическим телескопом «Хаббл»


Хотя форма Дисномии неизвестна, предполагается, что она сферическая (в виду крупного размера спутника).
Дисномия в 500 раз слабее в видимом диапазоне чем Эрида, то есть, – у неё значительно более темная поверхность.
Дисномия обращается на расстоянии 37 тыс. км от Эриды.

Эрида и Дисномия в представлении художника.




Дисномия (др.-греч. Δυσνομία, Δυσνομίην  «беззаконие»)воображаемая Гесиодом как дочь ненавистной Эриды («раздор»). Является персонификацией беззакония.
Проще говоря, ассоциируется с таким понятием как «плохой закон» (dis – плохой, nomos – закон) : например, закон, допускающий двоякое толкование, – это плохой закон. Это логично сближает Дисномию с Эридой, – богиней споров, двусмысленностей, хаоса.

По Гесиоду, Дисномия является сестрой богини Атэ (Ата, Ате; др.-греч. Ἄτη, «преступление», «ослепление»; лат. Ate), – также дочерью Эриды и персонификацией различного рода заблуждений.
Чаще всего Дисномия и Атэ выступают в парной роли, представляясь как богини бедствий: ослепляя и запутывая разум и сердце людей, они толкают их на преступления, заставляют совершать безрассудные поступки, следствием которых становятся различные беды. И одна и вторая, – являются злыми духами обмана, глупости, произвола и прочего т.п… Гесиод сообщает, что Атэ всегда ходит вместе со своей единоутробной сестрой Дисномией.

Гроз­ной Эридою Труд порож­ден уто­ми­тель­ный, так­же
Голод, Забве­нье и Скор­би, точа­щие сле­зы у смерт­ных,
Схват­ки жесто­кие, Бит­вы, Убий­ства, мужей Изби­е­нья,
Пол­ные ложью сло­ва, Сло­во­пре­нья, Судеб­ные Тяж­бы,
И Ослеп­ле­нье (Ἄτην) души с Без­за­ко­ньем (Δυσνομίην), род­ные друг дру­гу,...


Имя Дисномии упоминается и у Солона, который противопоставляет её Эвномии:

Так к дому каждого быстро идет всенародное горе,
Двери не в силах уже бега его задержать,
Через высокую стену оно перейдет и настигнет
Всюду, хотя б от него спрятался ты в тайнике.
Сердце велит мне афинян наставить в одном убежденье —
Что Беззаконье грозит городу тучею бед

…. Мое сердце велит мне учить этим вещам афинян,
Ведь злая Дисномия (Δυσνομίην) дарует городу много зла;
Но Эвномия показывает, что все хорошо упорядочено и уравновешено,
И часто она связывает несправедливых оковами;
Она сглаживает грубые вещи и наглость стирает,
И заставляет увядать цветущие цветы разрушения.
Она исправляет кривые суждения и укрощает высокомерных.
Она прекращает дела раздора и гнев болезненной борьбы. Именно через нее все в человечестве правильно и благоразумно

Эвномия (Εὐνομία), – имя, данное в другом месте одной из ор, олицетворяющих порядок. Если Дисномия – путаница в законе, то Эвномия – равновесие в законе.
И Дисномия и Эвномия были фигурами риторики и поэзии, противопоставляясь друг другу; но ни одна из них не фигурировала в мифе или греческом религиозном культе.

Дисномия редко появляется среди других персонификаций в поэтических контекстах, которые являются маргинальными в древнегреческой религии, но становится центральным принципом в греческой философии: например, «Законы Платона».
Дисномия в этом контексте олицетворяет состояние всеобщего беспорядка из-за повсеместного пренебрежения справедливыми принципами права и их применения.
В этом смысле она также противопоставляется богине правды, понимаемой как единый закон мироустройства, – Дике или даже Фемиде. Следствие : плохой закон (Дисномия) – плохой суд.
Платон в четвертой книге своего «Государства» рассматривал здоровье общества как результат гармоничного взаимодействия его частей. Греки отличали хороший порядок, социальное здоровье (Эвномия), от беспорядка, социальной болезни (Дисномия) как понятия неисправности и социальной патологии.
Неравные политические привилегии считались источником Дисномии.
В современном мире понятие «дисномия» нередко используется для определения несбалансированной социальной политики, в результате которой отдельные элементы, чаще всего в обход закона, начинают занимать доминирующее положение.

Некоторые сводят вместе аномию (др.-греч. ἀ-  отрицательная приставка, νόμοςзакон) как индивидуальное психологическое состояние (деморализация, ос­лаб­ле­ни­е связи с об­ще­ст­вом, отклоняюще­еся по­ве­де­ние и т.п…) и дисномию – как нестабильное социально-общественное или политическое состояние.
Хотя Геродот рассматривает аномию в качестве условия социальной группы.