Дисномия – единственный
на сегодняшний день (2020) известный спутник карликовой планеты Эриды, и самый крупный
среди спутников карликовых планет вообще (Харон не является спутником
Плутона; с Плутоном они составляют бинарную систему) ; 16-ый по размеру среди
всех естественных спутников в Солнечной системе. Он был открыт в 2005 году
Майком Брауном и командой адаптивной оптики laser guide star в обсерватории У.
М. Кека. Назван в честь Дисномии – дочери греческой богини Эриды.
Эрида и Дисномия. Снимок сделан космическим телескопом
«Хаббл»
Хотя форма Дисномии
неизвестна, предполагается, что она сферическая (в виду крупного размера
спутника).
Дисномия в 500 раз слабее в
видимом диапазоне чем Эрида, то есть, – у неё значительно более темная поверхность.
Дисномия обращается на расстоянии
37 тыс. км от Эриды.
Эрида и Дисномия в
представлении художника.
Дисномия (др.-греч. Δυσνομία, Δυσνομίην «беззаконие») – воображаемая Гесиодом как дочь ненавистной Эриды («раздор»). Является персонификацией беззакония.
Проще говоря, ассоциируется с таким понятием как «плохой закон» (dis –
плохой, nomos – закон) : например, закон, допускающий двоякое толкование, – это
плохой закон. Это логично сближает Дисномию с Эридой, – богиней споров, двусмысленностей,
хаоса.
По Гесиоду, Дисномия является сестрой богини Атэ (Ата, Ате; др.-греч. Ἄτη, «преступление», «ослепление»; лат. Ate), – также
дочерью Эриды и персонификацией различного рода заблуждений.
Чаще всего Дисномия и Атэ выступают в парной роли, представляясь как богини
бедствий: ослепляя и запутывая разум и сердце людей, они толкают их на
преступления, заставляют совершать безрассудные поступки, следствием которых становятся
различные беды. И одна и вторая, – являются злыми духами обмана,
глупости, произвола и прочего т.п… Гесиод сообщает, что Атэ всегда
ходит вместе со своей единоутробной сестрой Дисномией.
Грозной Эридою Труд порожден утомительный, также
Голод, Забвенье и Скорби, точащие слезы у смертных,
Схватки жестокие, Битвы, Убийства, мужей Избиенья,
Полные ложью слова, Словопренья, Судебные Тяжбы,
Голод, Забвенье и Скорби, точащие слезы у смертных,
Схватки жестокие, Битвы, Убийства, мужей Избиенья,
Полные ложью слова, Словопренья, Судебные Тяжбы,
И Ослепленье (Ἄτην) души с Беззаконьем (Δυσνομίην), родные друг другу,...
Имя Дисномии упоминается и у
Солона, который противопоставляет её Эвномии:
Так к дому каждого быстро идет всенародное горе,
Двери не в силах уже бега его задержать,
Через высокую стену оно перейдет и настигнет
Всюду, хотя б от него спрятался ты в тайнике.
Сердце велит мне афинян наставить в одном убежденье —
Что Беззаконье
грозит городу тучею бед…
…. Мое сердце велит мне учить этим вещам афинян,
Ведь злая Дисномия (Δυσνομίην) дарует
городу много зла;
Но Эвномия показывает, что все хорошо
упорядочено и уравновешено,
И часто она связывает несправедливых
оковами;
Она сглаживает грубые вещи и
наглость стирает,
И заставляет увядать цветущие
цветы разрушения.
Она исправляет кривые суждения и
укрощает высокомерных.
Она прекращает дела раздора и гнев
болезненной борьбы. Именно через нее все в человечестве правильно и
благоразумно
Эвномия (Εὐνομία), – имя, данное в другом месте одной из ор, олицетворяющих
порядок. Если
Дисномия – путаница в законе, то Эвномия – равновесие в законе.
И Дисномия и Эвномия были фигурами
риторики и поэзии, противопоставляясь друг другу; но ни одна из них не
фигурировала в мифе или греческом религиозном культе.
Дисномия редко появляется среди
других персонификаций в поэтических контекстах, которые являются маргинальными
в древнегреческой религии, но становится центральным принципом в греческой философии: например, «Законы Платона».
Дисномия в этом контексте олицетворяет состояние всеобщего беспорядка из-за
повсеместного пренебрежения справедливыми принципами права и их применения.
В этом смысле она также противопоставляется богине правды, понимаемой как
единый закон мироустройства, – Дике или даже Фемиде. Следствие : плохой закон
(Дисномия) – плохой суд.
Платон в четвертой книге своего «Государства» рассматривал здоровье
общества как результат гармоничного взаимодействия его частей. Греки отличали
хороший порядок, социальное здоровье (Эвномия), от беспорядка, социальной
болезни (Дисномия) как понятия неисправности
и социальной патологии.
Неравные политические привилегии считались источником Дисномии.
В современном мире понятие «дисномия» нередко используется для определения несбалансированной
социальной политики, в результате которой отдельные элементы, чаще всего в
обход закона, начинают занимать доминирующее положение.
Некоторые сводят вместе аномию (др.-греч. ἀ- отрицательная
приставка, νόμος – закон) как индивидуальное психологическое состояние (деморализация, ослабление связи с обществом, отклоняющееся поведение и т.п…) и дисномию – как нестабильное
социально-общественное или политическое состояние.
Хотя Геродот рассматривает аномию
в качестве условия социальной группы.