11.6.20

Спутники Нептуна




Планета Нептун занимает четвертое место по количеству спутников в Солнечной системе – известно 14 естественных спутника с подтвержденной орбитой (на начало 2020 г.).
Фотографии некоторых спутников Нептуна были сделаны космическим аппаратом «Вояджер-2».
Подавляющее большинство спутников Нептуна – совсем небольшие. Единственным действительно крупным из них является только Тритон (~2700 км. в диаметре), открытый Уильямом Ласселом 10 октября 1846 года, через 17 дней после открытия самого Нептуна. Прошло более столетия, прежде чем был открыт второй естественный спутник – Нереида. А еще через 50 лет, второй по величине – Протей. Собственно, эти три и являются самыми крупными ; относительно крупные - Ларисса, Галатея, Деспина. Остальные спутники не превышают 100 км. в диаметре.


Расстояние орбит основных спутников от планеты.

Некоторые из спутников имеют уникальные характеристики ; например, небольшой внешний спутник Несо, с орбитальным периодом около 26 юлианских лет, который вращается вокруг своей планеты дольше, чем любая другая луна в Солнечной системе.
При этом, мифология спутников Нептуна, наверное, – самая интересная. Спутники Нептуна получают названия из греко-римской мифологии, связанные с Нептуном- Посейдоном, морями и океанами. Нерегулярным спутникам присваиваются имена нереид.



Тритон – седьмой по величине спутник Солнечной системы. Ему принадлежит более 99,5 % суммарной массы всех спутников Нептуна, и лишь он массивен настолько, чтобы стать сфероидальным.
Он был назван в честь древнегреческого бога Тритона, сына Посейдона.

Тритон имеет необычную орбиту : она сильно наклонена к плоскостям эклиптики и экватора Нептуна и по ней Тритон движется в направлении, обратном вращению Нептуна, что делает его единственным крупным спутником в Солнечной системе с ретроградным движением. Из-за ретроградного движения и схожести состава с Плутоном он считается  «гостем», захваченным из пояса Койпера.
У орбиты Тритона есть еще одна особенность: она представляет собой почти правильную окружность.
Тритон – очень яркий (альбедо – 0.76) : его поверхность покрыта метановым и азотным льдами, поэтому хорошо отражает солнечный свет. На поверхности Тритона мало ударных кратеров, что говорит о геологической активности спутника. По мнению ряда исследователей, Тритон «молодой», – возраст его поверхности не превышает 100 млн лет. На поверхности Тритона (в основном в западном полушарии) довольно большую площадь занимает уникальная местность, рельеф на которой напоминает дынную корку. В Солнечной системе такая поверхность не встречается больше нигде. Она так и называется –  Местность дынной корки (Cantaloupe terrain). Считается, что происхождение корки связано с мощной криовулканической активностью, последующим затоплением местности и остыванием. После затвердевания лед расширялся и трескался.
Средняя температура поверхности Тритона составляет – 235°C. Это настолько холодная поверхность, что азот, вероятно, оседает на ней в виде инея или снега. Таким образом, Тритон, предположительно, является самым холодным объектом в Солнечной системе из тех, что обладают геологической активностью.


Тритон (Τρίτων) – древнегреческий бог, вестник глубин, сын Посейдона и Амфитриты (у римлян сын Нептуна и Салации). Внук Нерея. Отец тритонов. Сестра Тритона – нимфа Рода, супруга Гелиоса.

Тритон (слева), Посейдон и Амфитрита. Греко-римская мозаика, II в. н.э


Три­тонгро­мо­глас­ный. Суд­но вле­чет могу­чий Три­тон, пугая про­сто­ры.
Фигура Тритона часто упоминается в контексте важных мест поклонения другим божествам, например: в святилище Посейдона на Коринфском перешейке; в храме Диониса в Танагре; на фронтоне храма Сатурна в Риме.
Это божество сочетающее в своем облике черты человека, коня и рыбы. Обыкновенно Тритон называется морским старцем (άλιος γέρον), но наружность его, судя по памятникам искусства, изображалась различно. Молодой образ присутствует также. По Павсанию, у Тритона вместо ног хвост, как у дельфинов, на голове зеленые волосы, очень тонкая и твердая чешуя и дыхательные органы ниже ушей, глаза цвета морской волны, а руки грубые как поверхность раковины.
В цветущую пору искусства греческие художники нередко прикрывали одеждой нижнюю часть тела Тритона; позднее она была изображаема в виде двух рыбьих хвостов, а спереди к туловищу добавляли конские грудь и ноги, так что получалось существо тройной породы, – так называемый морской кентавр или ихтиокентавр. Без учета копыт, всё это близко к изображению шумерского Дагона.
Мозаичное искусство добавляло ему пару рогов из крабьих конечностей, зеленоватую кожу и крылатый лоб.

Тритон. Мозаика : II в. до н.э (слева) ; II в. н.э. (справа)


По Гесиоду, Он обитает в глубинах моря в золотом доме близ Эг.
От Амфи­т­ри­ты и тяж­ко­гре­мя­ще­го Энно­си­гея
Широ­ко­мощ­ный, вели­кий Три­тон родил­ся, что вла­де­ет
Глу­бью мор­ской. Близ отца он вла­ды­ки и мате­ри милой
В доме живет золо­том – ужас­ней­ший бог. 

По морю Тритон ездит на дельфине или в запряженной конями колеснице, полученной от отца.
Ветер ско­ро падет, утих­нут, уля­гут­ся вол­ны,
И на лазур­ных конях в море помчит­ся Три­тон.
- Овидий. «Героиды».

На материке главным местом его пребывания считались окрестности Алалкомен в Беотии, близ Копаидского озера, где находилась река Тритон. Здесь, по местному сказанию, произошло состязание Тритона с Гераклом. Эта история, вероятно, является вариацией легенды, в которой герой захватывает Нерея, морского старца, с которым Тритон ассоциировался как его более молодое альтер-эго (потомок – внук), чтобы узнать местоположение золотых яблок Гесперид.

Борьба Тритона с Гераклом. Чернофигурные афинские вазы, VI в. до н.э




Существует еще танагрское сказание о единоборстве Тритона с Дионисом. По другому преданию, танагрийцы, скот которых похищал Тритон, отрубили ему голову, когда он, опьянев, заснул.
Кроме беотийской реки Тритона, существовала река Тритона, с мифическим Тритоновым озером, в Ливии. Сюда, по преданию, были занесены бурей аргонавты с Ясоном во главе и, лишь благодаря содействию Тритона, избавились от беды. Тритон помог аргонавтам выплыть в море и подарил ком земли, из которого в дальнейшем появился остров Каллиста. В ответ он получил от Ясона треножник, сидя на котором, пророчествовал.

....Далее на побе­ре­жье живут мах­лии; [и они] так­же едят лотос, но не в таком коли­че­стве, как упо­мя­ну­тые толь­ко что лото­фа­ги. Зем­ля же их про­сти­ра­ет­ся до боль­шой реки под назва­ни­ем Три­тон. А река эта впа­да­ет в боль­шое озе­ро Три­то­нида. На озе­ре есть ост­ров под назва­ни­ем Фла. На этом-то озе­ре, как гово­рят, ора­кул пове­лел лакеде­мо­ня­нам осно­вать посе­ле­ние.
Впро­чем, суще­ст­ву­ет еще и дру­гое ска­за­ние. Когда Иасон завер­шил у подош­вы Пели­о­на построй­ку сво­его кораб­ля «Арго», он погру­зил на борт его кро­ме гека­том­бы еще и мед­ный тре­нож­ник. Затем герой поплыл вокруг Пело­пон­не­са, чтобы при­быть в Дель­фы. На пути у Малеи корабль под­хва­тил север­ный ветер и отнес к Ливии. Не успел Иасон еще увидеть зем­лю, как очу­тил­ся на мели озе­ра Три­то­ниды. Когда герой недо­уме­вал, как най­ти выход, про­дол­жа­ет ска­за­ние, явил­ся Три­тон и потре­бо­вал отдать ему тре­нож­ник. За это, ска­зал бог, он пока­жет арго­нав­там про­ход и отпу­стит их невреди­мы­ми. Иасон послу­шал­ся, и Три­тон пока­зал ему, [как сой­ти с мели], а тре­нож­ник поста­вил в сво­ем свя­ти­ли­ще. Вос­седая на этом тре­нож­ни­ке, Три­тон изре­кал пред­ска­за­ния о буду­щем Иасо­ну и его спут­ни­кам: если один из потом­ков плыв­ших с ним на «Арго» геро­ев при­ве­зет домой этот тре­нож­ник, тогда непре­мен­но вокруг озе­ра Три­то­ниды воз­никнет сто эллин­ских горо­дов. Услы­шав это пред­ска­за­ние, мест­ные ливий­цы спря­та­ли тре­нож­ник.
За эти­ми мах­ли­я­ми идут авсеи. Эти послед­ние, как и мах­лии, живут вокруг озе­ра Три­то­ниды, и река Три­тон обра­зу­ет гра­ни­цу меж­ду ними...

- Геродот. «История».

Дети Тритона :

Арес буд­то бы соче­тал­ся с Три­ти­ей, доче­рью Тритона, — эта девуш­ка была жри­цей в хра­ме Афи­ны, — и что сын Аре­са и Три­тии, Мела­нипп, когда он вырос, основал этот город и дал ему имя в честь мате­ри. В Три­тии есть свя­ти­ли­ще так назы­вае­мых Вели­чай­ших богов; их ста­туи сде­ла­ны из гли­ны. Каж­дый год в их честь справ­ля­ет­ся празд­ник, ничем не отли­чаю­щий­ся от того, кото­рый элли­ны справ­ля­ют в честь Дио­ни­са…. 
- Павсаний. «Описание Эллады».

…А Галатея играет на спокойной поверхности моря, запрягая в одно ярмо четверку дельфинов, которые сами охотно идут на эту работу; управляют ими девы, дочери Тритона, прислужницы Галатеи; они сумеют сдержать их удилами, если захотят они сделать что-либо самовольное или не слушаться вожжей…
- Филострат Старший. «Картины»


Атрибутами Тритона были дельфин, рог для вина, витая раковина. С помощью последней он извлекает то бурные, то нежные звуки, смотря по тому, поднимает ли он бурю или успокаивает расходившуюся водную стихию.

Моря недо­лог был гнев; сло­жив о трех зубьях ору­жье,
Воды вла­ды­ка мор­ской усми­ря­ет и встав­ше­го поверх
Волн голу­бо­го зовет Три­то­на, чьи отро­ду пле­чи
В алых ракуш­ках, и дуть велит в тру­би­цу мор­скую:
Этим он знак пода­ет ото­звать и пото­ки и вол­ны.
Выбрал из рако­вин тот пустую тру­бу зави­тую,
Что рас­ши­ря­ет­ся вверх от низа кру­че­но­го; если
В море такую тру­бу на про­сто­ре напол­нить дыха­ньем,
Голос достигнет бре­гов, где солн­це вста­ет и ложит­ся.
И лишь кос­ну­лось тру­бы боже­ство с бра­дой увлаж­нен­ной,
Лишь гро­мо­глас­но она заиг­ра­ла отбой по при­ка­зу,
Все услы­ха­ли ее пото­ки, — зем­ные, мор­ские, —
Гроз­ный при­каз услы­хав, пото­ки ей все поко­ри­лись.
Реки спа­да­ют, уже пока­за­лись воз­ник­шие хол­мы;
Море опять в бере­гах и в рус­лах пол­ные реки,
И высту­па­ет зем­ля, с убы­ва­ньем воды при­бы­вая.

- Овидий. «Метаморфозы».

Мизен, знаменитый трубач Энея, погиб оттого, что дерзнул вызвать Тритона на состязание в игре на роге.
Во время потопа по приказу Посейдона Тритон затрубил, и волны отступили.
Затрубил он и во время сражения с гигантами и те обратились в бегство при зычном звуке Тритоновой раковины.
В поэзии мы встречаем Тритона в различных положениях: то он преследует своими любезностями морских нимф, то, подобно Посейдону, ударяет в скалы трезубцем, то носится по волнам на великолепных конях, то показывается на берегу, где подкарауливает людей и пожирает их.
С IV в. до н.э. Тритон постепенно утрачивает индивидуальность и, подобно Силену, Пану и другим, становится мифологическим родовым понятием. Как Сатиры, Паниски, Кентавры на суше, так Тритон на море представляют собою однородную семью божества – тритонов (сатироподобных) : они влюбчивы, задорны, капризны, носятся с шумом по морю и трубят в свои раковины, олицетворяя неспокойный переменчивый, капризный характер водной стихии, с таинственной жизнью её глубины.
В художественных изображениях из жизни морских божеств тритоны – необходимые фигуры. Они составляют свиту Посейдона и Амфитриты.
Существовало два вида тритонов: с рыбьим или дельфиньим хвостом и человеческими руками, а также с рыбьим хвостом и передними ногами коня.
Одним из замечательных произведений искусства была большая группа Скопаса, которую Плиний видел в Риме («Тритон Гримани») : в числе морских божеств были изображены в ней Нептун, Фетида, нереиды, дельфины, киты, гиппокампы (морские кони), хор Форка, тритоны и проч. В позднейшем декоративном искусстве тритоны – любимые сюжеты; об этом свидетельствуют вазовая живопись, фрески, мозаики, серебряная утварь, рельефы из терракоты, саркофаги и проч. На вазах они изображены, как правило, в обществе Посейдона и Амфитриты, нереид и других морских божеств.
Известна эллинистическая скульптурная группа «Тритон, похищающий нереиду». Среди рельефов первое место занимает «Процессия тритонов и нереид» на алтаре Г. Домиция Агенобарба (1 в. до н. э.).
В Новое время тритоны украшают бесчисленные фонтаны по всей Европе, особенно в Риме, Париже, Петродворце.
Из самостоятельных работ стоит отметить «Тритона» Бернини на фонтане на площади Барберини в Риме (1637): улица Тритона (via del Tritone) ведет на широкую площадь Барберини, в центре которой расположен фонтан – на признанном шедевре Тритон в окружении дельфинов дует в огромную раковину, из которой стекает вода.


Имя Тритона частенько используют: так называются самые разнообразные корабли, от рыбачьих лодок до серьезной военной техники.

У А. С. Пушкина в «Медном всаднике» (1833):
«И всплыл Петрополь, как тритон,
По пояс в воду погружен».

Мраморная статуя Тритона. Копия I в. н.э. по эллинистическому оригиналу.



*


Протей – относительно большой и второй по размерам спутник Нептуна и крупнейший его внутренний спутник.
Протей также является самым крупным несферическим спутником в Солнечной системе. Он имеет форму неправильного многогранника с несколькими слегка вогнутыми гранями. Назван в честь Протея, морского божества в древнегреческой мифологии.

Протей, вероятно, не оригинальное тело, которое эволюционно формировалось вместе с Нептуном. Скорее всего он «собрался» из обломков, образовавшихся при захвате крупнейшего спутника Тритон.
Протей – довольно темный, его альбедо около 0,096.
Протей сильно кратерирован, на нем не обнаружено признаков какой-либо геологической активности. Один из кратеров имеет оф. название – Фарос (остров Протея) и его диаметр около 250 км.


В греческой мифологии Протей (Πρωτεύς) – ранний морской бог (океанической воды – также) или бог рек, один из нескольких божеств, которых Гомер называет «старцем моря» (halios gerôn). Божество – пророк. Он имеет власть над всеми рыбами и может превратиться в любую вещь.      
Некоторые из тех, кто приписывает Протею особую роль как морского божества, называют его богом неуловимого изменения моря, что предполагает постоянно меняющуюся природу морской стихии или качество воды как жидкости вообще. Он может предсказывать будущее, но по некоторым мифам, способен изменять свой облик, чтобы избежать этого; он отвечает только тем, кому улыбнется удача одолеть (схватить) его. Протей скрывает свой пророческий дар от всякого, кто не сумеет поймать его истинный облик.
От этих характерных качеств Протея происходит прилагательное protean, означающее «универсальный», «изменчивый» или «способный принимать множество форм». Подобные черты имеют положительные коннотации –  гибкость, универсальность и адаптивность.
Более широкое толкование в литературе: протей («протеизм») как способность личности постоянно изменять свой духовный облик («протеический человек»).
По истолкованию, честным людям являлся водой, а дурныммстителем.
Уже в античности стал объектом аллегорических толкований: стоики (Схолии к «Одиссее» Гомера) видели в Протее аллегорию материи (аналогию можно увидеть в «Протее, или Материи» Фрэнсиса Бэкона), оформляемой Эйодфеей (буквально «богиня формы»). Что бы овладеть Протеем («формой») необходимо приложить усилие и терпение (держать его цепко, пока неуловимый Протей не устанет менять обличья) – это аллегория творчества.
Платон использует образ Протея в качестве метафоры для человека говорящего с неохотой. Платон также использует Протея в качестве метафоры для искажающих аргументов дискуссии: Выидеальный Протей в том, как вы принимаете любые формы, искажая то или иное, пока, наконец, вы окончательно не ускользаете от моего понимания.

К сожалению, ни одного античного изображения Протея не сохранилось.
«Картины» Филострата Старшего описывают 65 произведений искусства, которые Филострат якобы видел в Неаполе. Из книги II:... Чудо появления этих источников нужно ли считать происходящим от земли или приписать его морю, об этом рассудит вот этот Протей: он идет, чтобы решить недоумение вещим словом своим. Видимо, это было одно из немногих изображений Протея.

По Павсанию («Описание Эллады») Протей был изображен на троне статуи Аполлона в Амикле в Лаконике :
Тут изо­бра­же­но и…..и исто­рия Мене­лая и Про­тея в Египте, взя­тая из «Одис­сеи».

Превращения Протея описывают многие античные авторы. Например, Нонн Панополитанский в «Деяниях Диониса», рассказывает так :

Вот и Протей оставляет истмийские зыби близ бухты
Паленидской и в шкуру тюленя на бой облачился.
Смуглые ратники, инды, плотно его окружили,
Призывая Лиэя, и толпы кудрявые алчут
Пастыря взять тюленей, что облик менять умеет!
Но, застигнут на месте, старец преображаться
Стал внезапно телом на виду у всех воев –
Леопардом пятнистым он пред ними явился...
...Стали деревьями ноги, собственной силой из бездны
Выросшими, и листья прочь они отряхнули,
Будто Борей необорный подул над верхушкой деревьев!
Стала спина его пестрой, словно змея пресмыкаться
Принялся, чешуею покрытый, из окруженья
Выскользнул и устремился прочь, свивался в кольца,
Хребтовиною всею ладно о зыбь ударяя
Словно в пляске, главою ж вдруг дотянулся до неба
И с шипением плюнул отравой из пасти разверстой!
И превращался он снова и снова обликом мнимым
То во льва, то во влагу, то в вепря - рати же индов,
Тело текучее алча схватить, заключивши в оковы,
Дланями жадными тщетно пену морскую хватали!
Старец морской могучий, меняющий лики искусно,
Принял Периклимена образ, что был к превращеньям
Разным способен…

Овидий, «Метаморфозы» :

Есть же, кото­рым дано обра­щать­ся в раз­лич­ные виды, —
Ты, напри­мер, о Про­тей, оби­та­тель обняв­ше­го зем­лю
Моря! То юно­шей ты, то львом на гла­за появ­лял­ся,
Веп­рем сви­ре­пым бывал, зме­ей, при­кос­нуть­ся к кото­рой
Бояз­но, а ино­гда ты рога­тым быком ста­но­вил­ся.
Кам­нем порою ты был, порою и дере­вом был ты.
А ино­гда, теку­чей воды под­ра­жая обли­чью,
Был ты рекой; ино­гда же огнем, для воды нена­вист­ным.


Протей. Пьер Муссар, Historia deorum fatidicorum, vatum Sybillarum, Phoebadum apud priscos illustrium, cum eorum iconibus. 1675.



Имя Протей переводится как «первый» (от греческого πρῶτος, prōtos), как prōtogonos (πρωτόγονος) – «изначальный» или «первенец» : в мифах, где он называется сыном Посейдона, это, возможно, указывает на то, что он был старшим его потомком, старше другого сынаморского бога Тритона.
Некоторые считают, что Протей – старше Посейдона.

Как сын Посейдона Протей наделен всеми традиционными чертами морских богов (такими же как Главк, Нерей, Фок): старостью, обилием детей (протидов) или подопечных (тюленей), способностью принимать облик различных существ и многознанием; онпастух тюленьих стад (Вергилий, «Георгики» IV 387).
Матерью его называется Гера.
Протей был женат на нереиде Псамафе, родившей ему множество сыновей и дочерей-нимф. Также его жена – Торона.
Он отец Эйдофеи. Также его дети – Телегон и Полигон (или Тмол и Телегон), которые оба бросили вызов Гераклу по приказу Геры и были им убиты, что было одной из многих успешных встреч Геракла с представителями доолимпийского миропорядка. Кабиро, мать нимф (от Гефеста), которые ведали подземным огнем, спасали моряков от бурь, также называлась дочерью Протея.

Согласно Гомеру («Одиссея»), песчаный остров Фарос, расположенный у берегов дельты Нила, был домом Протея, морского старца-оракула.
В «Одиссее» Менелай рассказывает Телемаху, что он попал сюда по пути домой после окончания Троянской войны.
Эйдофея посоветовала возвращавшемуся из-под Трои спартанскому царю Менелаю поймать её отца и узнать у него, как разрушить чары и добиться попутного ветра, чтобы вернуться в Грецию. Менелай и три его спутника, спрятавшись под тюленьими шкурами, ждали на морском берегу, пока не появился Протей и улегся спать среди тюленей. Спартанцы схватили бога и, хотя он без конца превращался из одного существа в другое, крепко держали его и заставили-таки объявить пророчество. Протей поведал им, что Менелаю следует вернуться в Египет и умилостивить богов, принеся им жертвы (гекатомбу – сто голов). Менелай исполнил пророчество, и сразу же задули попутные ветры. Кроме того, Протей сообщил Менелаю о судьбе его брата Агамемнона, убитого своей женой Клитеместрой и ее любовником Эгисфом, и что Аякс Малый потерпел кораблекрушение, а также о странствиях Одиссея.

Менелай не по своей воле застрял на Фаросе, и Эйдофея объясняет, как следует ему поступить, что бы поскорее вернуться домой...

Мы уж истратили все путевые запасы, и люди
Бодрость теряли, как, сжалясь над нами, спасла нас богиня,
Хитрого старца морского цветущая дочь Эйдофея.
Сердцем она преклонилась ко мне, повстречавшись со мною,
Шедшим печально стезей одинокой, товарищей бросив:
Розно бродили они по зыбучему взморью и рыбу
Остросогбенными крючьями удили – голод терзал их.
С ласковым видом ко мне подошедши, сказала богиня:
«Что же ты, странник? Дитя ль неразумное? Сердцем ли робок?
Лень ли тобой овладела? Иль сам ты своим веселишься
Горем, что долго так медлишь на острове нашем, не зная,
Что предпринять, и сопутников всех повергая в унылость?»
Так говорила богиня, и так, отвечая, сказал я:
«Кто б ни была ты, богиня, всю правду тебе я открою:
Нехотя здесь я в бездействии медлю; быть может, нанес я
Чем оскорбленье богам, беспредельного неба владыкам.
Ты же скажи мне (все ведать должны вы, могучие боги),
Кто из бессмертных, меня оковав, запретил мне возвратный
Путь по хребту многоводного, рыбообильного моря?»
Так вопросил я, и так, отвечая, сказала богиня:
«Все объявлю откровенно, чтоб мог ты всю истину ведать;
Здесь пребывает издавна морской проницательный старец,
Равный бессмертным Протей, египтянин, изведавший моря
Все глубины и царя Посейдона державе подвластный;
Он, говорят, мой отец, от которого я родилася.
Если б какое ты средство нашел овладеть им внезапно,
Все б он открыл: и дорогу, и долог ли путь, и успешно ль
Рыбообильного моря путем ты домой возвратишься?
Если ж захочешь, божественный, скажет тебе и о том он,
Что у тебя и худого и доброго дома случилось
С тех пор, как странствуешь ты по морям бесприютно-пустынным».
Так говорила богиня, и так, отвечая, сказал я:
«Нас ты сама научи овладеть хитромысленным старцем
Так, чтоб не мог наперед он намеренье наше проникнуть:
Трудно весьма одолеть человеку могучего бога».

Согласно Вергилию, в свое время пчелы Аристея, сына Аполлона, все умерли от болезни. Аристей обратился за помощью к своей матери Кирене; она сказала ему, что Протей может подсказать ему, как предотвратить еще одну подобную катастрофу, но делать это стоит только в случае крайней необходимости. Для этого Аристей должен был схватить Протея и удержать его, во что бы тот ни превратился. Аристей так и поступил, и Протей в конце концов, сдался и поведал ему, что боги наказали его за смерть Эвридики, невольной причиной которой он стал.
Чтобы загладить свою вину, Аристей должен был принести в жертву богам 12 голов животных, оставить туши на месте жертвоприношения и вернуться через три дня. Он последовал этим указаниям и, вернувшись, обнаружил в одном из трупов целый рой пчел, которых взял с собой и соорудил новую гигантскую пасеку. Пчел больше никогда не беспокоили болезни.

Протей также пророчествовал Фетиде :

Ста­рец Про­тей Фети­де ска­зал: «Водя­ная боги­ня,
Сына зач­ни! Твой буду­щий сын дея­нья­ми сла­вы
Сла­ву отцо­ву затмит и боль­ше отца назо­вет­ся».
Так, чтоб в мире ничто Юпи­те­ра не было боль­ше,
Хоть и не сла­бое он в груди сво­ей чув­ст­во­вал пла­мя,
Все ж с Фети­дой мор­ской избе­га­ет сои­тья Юпи­тер.
Этот желан­ный удел он велит уна­сле­до­вать вну­ку,
Сыну Эака: вку­сить объ­я­тия девы под­вод­ной.
- Овидий, «Метаморфозы».

Существуют также легенды, касающиеся Аполлония Тианского, в которых говорится, что Протей воплотился в образе этого философа. Упоминается об этом в биографическом труде III века «Житие Аполлония Тианского». Сравнение с Протеем происходит, видимо, из жизнеописания Аполлония, которое включало помимо всего прочего и сообщения о владении им экстрасенсорным восприятием, даром прорицания и дальновидения (так, Аполлоний якобы отчетливо видел убийство Домициана в Риме, находясь в Эфесе).

Некоторые утверждают, что мудрый старец Протей был царем Египта. По версии, после смерти сыновей переселился из Фракии в Египет. Существует также некая ассоциация Протея с островом Лемнос, расположенным недалеко от Фракии.
Его гробницу упоминает Еврипид. Отождествляется с предыдущим, с ним связаны те же мифы, что и с божеством.
Правил в Фаросе. Однако Вергилий вместо Фароса упоминает остров Карпатос, расположенный между Критом и Родосом. Этот греческий остров является самым близким к Фаросу географически.
Либо, как сын Эгипта и как супруг Псамафы, Протей царствует в Мемфисе; Геродот считает имя Протей титулом «па-рути» («фараон»).
Имя «Протей» может быть основано и на одном из титулов египетского царя, означающего «высокие двери» (возвышенный порт) храма.
Имел сына Феоклимена и дочь Феонию, которая была одаренной провидицей.

Альтернативная история о Елене Троянской.

Геродот в своем рассказе о Елене Троянской ссылался на Протея. Во второй книге «Истории» рассказывается о том, как Протей взошел на египетский трон в Мемфисе, сменив Ферона на посту царя. Позднее ему наследовал Рамсинит (Рамсес III). Когда Парис похитил Елену из Спарты, ветер сбил его с намеченного курса, и он оказался в Египте. По прибытии слуги Париса покидают его, что бы сообщить местной власти о его многочисленных проступках. Весть о деяниях Париса дошла до Протея, который потребовал, чтобы тот явился к нему. В итоге Протей забирает Елену и все сокровища украденные у Менелая, намереваясь вернуть их и призывает Париса покинуть Египет.

Другой взгляд на эту историю представлен в трагедии «Елена» Еврипида. По версии Еврипида, Гермес по воле Зевса выкрал Елену и отдал её Протею, а с Парисом в Трою был доставлен лишь призрак Елены, созданный Герой (или, как говорят некоторые, Протеем) из облаков. После смерти Протея его сын Феоклимен пытался заставить Елену стать его женой; красавице удалось избежать этого лишь благодаря собственной сообразительности и своевременному прибытию в Египет ее мужа Менелая.

Протей – действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Протей».
Посидипп пишет, что ему была посвящена башня-маяк («Эпиграммы») :
Башню на Фаросе, грекам спасенье, Сострат Дексифанов,
Зодчий из Книда, воздвиг, о повелитель Протей!
Нет сторожей, как на острове, нет и утесов в Египте,
Но от земли проведен мол для стоянки судов,
И высоко, рассекая эфир, поднимается башня,
Всюду за множество верст видная путнику днем;
Ночью же издали видят плывущие морем все время
Свет от большого огня в самом верху маяка,
И хоть до Таврова Рога готовы идти они, зная,
Что покровитель им есть, гостеприимный Протей.


ОРФИЧЕСКИЙ ГИМН. XXV. ПРОТЕЮ (фимиам, стиракта)

Ныне Протея зову, что ключами от моря владеет.
Перворожденный! Явивший основы всей нашей природы,
Ты вещество изменяешь священное в множестве видов,
О многочтимый, премудрый, о знающий все в настоящем,
Равно и прошлое все, и то, что свершится в грядущем,
Всем обладая, меняешься сам и все изменяешь!
Ты лишь один из бессмертных, что снежный Олимп населяют,
Кто облетает и небо, и море, и шири земные.
Ведь порожденье всего — в Протее уже предлежало.
Отче, гряди с попечением добрым к творящим обряды!
Дай по делам нашей жизни счастливой благую кончину!



В Средневековье господствовали негативные коннотации Протея. В знаменитом сборнике Carmina Burana анонимный поэт (вторая половина XII в.) трактует его как антипода Христа. Легкомысленный человек переменчив как Протей, он «принимает незнакомые формы» (assumit formas incognitas). Человек твердых убеждений сравнивается с Христом, символом незыблемости, вечно неизменным, alpha principium et o novissimum:

Mutat cum Proteo
figuram levitas,
assumit ideo
formas incognitas;
vultum constantia
conservans intimum,
Alpha principia
et O novissimum
flectens fit media,
dans finem optimum,
mutans in varia
celum, non animum.

Как Протей, меняет внешность легкомыслие,
принимает незнакомые формы.
Лик постоянства сокровенный.
Альфа изначальная и Омега наипоследняя,
Он придает изгиб середине (то есть человеческой жизни).
Готовя кончину наилучшую,
Он разнообразит небо, а не меняет душу.

Неоднократно имя Протея упоминается в стихах Филиппа Канцлера. В политической сатире (кондукте) «Bulla fulminante» Протей, способный принимать любое обличье, изворачиваясь и уклоняясь от ответственности, символизирует лицемерие высших чинов католического священства:

Pape ianitores
Cerbero surdiores
In spe vana plores;
Nam etiam si fores
Orpheus, quem audit
Pluto deus tartareus,
Non ideo perores,
Malleus argenteus
Ni feriat ad fores,
Ubi Proteus
Variat mille colores.

Прислужники папы глухи как Цербер и больше того —
биться в рыданиях, надеясь быть услышанным, бесполезно.
Будь ты хоть Орфей,
к которому [некогда] прислушался бог Тартара,
ты не убедишь [судью],
пока серебряный молоток не ударит в двери,
за которыми Протей меняет тысячи обличий.

Немецкий энциклопедист и автор христианских гимнов Эразм Финкс (Эразм Франчиши, 1627-1694), написал работу : «Адский Протей, создающий путаницу образов, метателей и грохочущих призраков, предзнаменования смертей, а также других авантюрных дел мастер, мошеннических выходок и странных действий, Ученый обманщик, которого ошибочно принимают за человеческий дух жизни» (aus Der Höllische Proteus, oder Tausendkünstige Versteller, vermittelst Erzehlung der vielfältigen Bild-Verwechslungen Erscheinender Gespenster, Werffender und poltrender Geister, gespenstischer Vorzeichen der Todes-Fälle, Wie auch Andrer abentheurlicher Händel, arglistiger Possen, und seltsamer Aufzüge dieses verdammten Schauspielers, und, Von theils Gelehrten, für den menschlichen Lebens-Geist irrig-angesehenen Betriegers)

Изображение Протея из второго издания, 1695.


Немецкий философ-мистик, алхимик и каббалист Генрих Кунрат писал об изменяющем форму морском Боге, который в силу своего прямого отношения к стихии воды является одновременно и символом бессознательного и совершенства искусства. Кунрат в гностическом ключе высказался о Протеическом элементе Меркурии:
Меркурий, в силу своей универсальной огненной искры света природы, несомненно, является Протеем, морским богом древних языческих мудрецов, который имеет ключ к морю и ...власть над всем сущим.

Карл Юнг определил мифологическую фигуру Протея как олицетворение бессознательного, которое благодаря своему дару пророчества и изменения формы имеет много общего с центральной, но неуловимой фигурой алхимии Меркурием.

Поэт Джон Мильтон, зная о связи Протея с герметическим искусством алхимии, писал в книге «Потерянный рай» об алхимиках, искавших философский камень:
Еще сравнить его возможно с камнем,
Что на земле отыскивают тщетно
Философы, хотя своим искусством,
Им удалось крылатого Гермеса
Соединить с  Протеем.

Андреа Альчато в своем сборнике «Эмблематы» (1531), для эмблемы №183 использует образ Протея:
Все самое древнее – это ложь. Я привожу символы древности и первобытных веков, о которых каждый человек мечтает, согласно своим желаниям.

О Протей, Паллены старец, в образе актера,
что в одно мгновение с ногами человека,
а в другое – зверя,
Ты приди и молви, для чего все превращенья,
И формы твои,
И зачем в веках меняясь
не имеешь постоянства ты ?

Протей из сборника «Эмблематы» 1621 года издания


Томас Браун (1605-1682) в своем полушутливом сочинении «Сад Кира» (The Garden of Cyrus) о вселенском смысле квикункса (схема посадки деревьев по углам прямоугольного участка и в его центре) вопрошает: Почему Протей у Гомера, символ первой материи, прежде чем поселиться среди своих морских чудовищ, расставляет их по пятеркам?

Шекспир использует образ Протея, чтобы выразить характер королевского злодея герцога  Глостера (впоследствии Ричард III) в пьесе Генрих VI, в которой будущий узурпатор хвастается (Акт III сцена II):
Я стану речь держать, как мудрый Нестор,
Обманывать хитрее, чем Улисс,
И как Синон, возьму вторую Трою;
Игрой цветов сравнюсь с хамелеоном;
Быстрей Протея облики сменяя,
В коварстве превзойду Макиавелли.
Ужели так венца не получу?

В 1807 году Уильям Вордсворт закончил свой сонет на тему омертвевшей для природы современности, с чувством ностальгии по утраченному богатству мира (перевод Г. Кружкова) :

О Боже! Для чего в дали блаженной
Язычником родиться я не мог!
Своей наивной верой вдохновенный,
Я в мире так бы не был одинок:
Протей вставал бы предо мной из пены
И дул Тритон в свой перевитый рог!

В «Улиссе» Джеймса Джойса тема самоисследования, общения с самим собой используется в третьем эпизоде «Протей»: сцена – берег ; время – 11 утра ; цвет – зеленый ; персонажи –  Телемах, Протей, Менелай, Елена, Мегапент ; символ – Мир, прилив, луна, эволюция, метаморфозы ; искусство – филология ; смысл – первичная материя ; техника – монолог (высокомерный мужской).
Стивен (герой) прогуливается по пляжу, обдумывая различные философские концепции, размышляя о своей семье, своей студенческой жизни в Париже, вспоминает смерть матери. Предаваясь воспоминаниям и размышлениям, он ложится среди камней, наблюдает за парочкой, чья собака мочится за камнем, строчит стихи и ковыряет в носу. Образование Стивена отражено во многих неясных ссылках и иностранных фразах, использованных в этом эпизоде, которые заработали ему репутацию одной из самых трудных глав книги. Эта глава характеризуется «потоком сознания», когда до предела обострено внимание к субъективному, потайному в психике человека; это нарушение традиционной повествовательной структуры, смещение временных планов принимают характер формального эксперимента.

Джон Барт написал заметную в своем роде книгу мелкой прозы «Заблудившись в комнате смеха» : каждый рассказ посвящен здесь той или иной формальной задаче: написать рассказ в форме ленты Мебиуса; посмотреть, на сколько страниц удастся растянуть одну ни о чем, кроме себя, не говорящую фразу; проработать модель писателя, пишущего о писателе, пишущем и т. д.; построить своего рода философию от имени ищущего смысл жизни.  Это «рассказ в рассказе в рассказе в…». Если распутать гроздья кавычек, густо усеявших его небольшую повесть «Менелайада», обнаружится следующая картина: текст этот повествует о том, как Менелай рассказывает сам себе историю о посещении его Телемахом, когда Менелай рассказал Телемаху историю того, как он впервые после восьмилетнего перерыва спал с Еленой и рассказывал ей историю о своей встрече с Протеем, во время которой он рассказал Протею историю о своей встрече с Эйдофеей, когда он рассказал Эйдофее историю последних дней Трои, в которые он пересказал Елене историю о предшествовавших их свадьбе днях и о самой свадьбе. При этом на некотором этапе вложения Менелай становится Протеем, Протей становится Менелаем, разобрать, чей звучит голос, более невозможно и т. д…

Таков Протей – бог большой трансформы.
Amoeba proteus названа в честь этого греческого бога, так как не имеет фиксированной формы и постоянно её меняет.

*



Нереида – небольшой и третий по величине спутник Нептуна, открытый 1 мая 1949 года тем самым Джерардом Койпером, именем которого назван пояс Койпера (читай : «занептунье»). Спутник назван в честь нереид – морских нимф из греческой мифологии.


Орбита Нереиды имеет один из самых больших эксцентриситетов среди спутников Солнечной системы (0,75), её расстояние до Нептуна колеблется от 1,4 млн. км до 9,6 млн. км (в среднем 5,5 млн. километров). Высокий эксцентриситет орбиты говорит о том, что спутник, возможно, является астероидом, захваченным Нептуном, или объектом пояса Койпера. Долгое время Нереида считалась самым удаленным спутником Нептуна.
Нереида – достаточно яркая, на её поверхности обнаружен водяной лед.



ОРФИЧЕСКИЙ ГИМН. XXIV. НЕРЕИДАМ (фимиам, ароматы)

О цветоокие, чистые нимфы морского Нерея!
Влажнодорожные, хором веселым резвитесь в глубинах,
Девы числом пятьдесят, в волнах вы ликуете буйно,
Мчитесь вы на колесницах, красуясь упряжкой тритонов,
Или на спинах чудовищ морских, произросших средь моря,
Или ныряете в самую глубь тритонийской пучины,
Влажной дороги бегуньи, танцовщицы, кружите в пляске,
Моря бродяги, дельфины, вы плещетесь в синем сиянье,
О, умоляю вас, многое счастье вы мистам пошлите!
Первыми справили вы обряд посвятительных таинств
Благосвященному Вакху и Ферсефонее пречистой,
С вами же вместе — и царь Аполлон, и мать Каллиопа.


Нимфы (νύμφαι, лат. Nymphae – невесты) – божества природы в древнегреческой мифологии в виде девушек, олицетворяющих различные живительные и плодоносные силы Земли, природные объекты и явления. Каждая нимфа – это покровительница определенного объекта или явления природы, его душа и воплощение.
По верованиям древних греков, нимфы жили в морях, реках, источниках, в гротах, на горах, в рощах и на лугах. Они разделялись на классы сообразно с тем, какие места населяли. Имели наименования, согласно классу и часто собственные имена.
Нимфы часто вступали в близкие контакты с Олимпийскими богами, другими божествами, героями, а иногда даже людьми, поэтому они стали родителями многих персонажей древнегреческой мифологии.
Большинство контактов было кратковременным, но были и долгосрочные союзы. Например, океанида Метида – первая супруга самого Зевса.

Нимфы водных источников звались наядами, а нимфы моря – нереидами. Они обитали во внутреннем море, на берегах которого живут люди (в отличие от океанид, обитавших во внешнем море, которое омывает края земли).

В греческой мифологии большое значение имел морской бог Нерей. Он и считался отцом множества нереид. Род нереиды означает «Дочери Нерея», но также и «Мокрые» от греческого nêros. Мать их – океанида Дорида.
У каждой из нереид были личные имена, а у некоторых (Амфитриты, Фетиды, Галатеи, Орифии и др.) – и мифические биографии. Так нереида Амфитрита, став женой владыки морей Посейдона, заняла очень высокое положение и почиталась как богиня высокого класса.
Фетида – руководительница хора нереид, к которой сватались Зевс и Посейдон, но была выдана Зевсом за смертного Пелея после получения неблагоприятного предсказания от Прометея.
В Галатею был влюблен страшный сицилийский циклоп Полифем, а она отвергла (по Феокриту) его и влюбилась в Акида. Полифем подстерег Акида и раздавил его скалой; Галатея превратила своего несчастного возлюбленного в прекрасную прозрачную речку.
Нереиду Панопу моряки призывали во время шторма. Немертея воплощала истину. Известна и нереида Таласса – она породила множество рыб. Почиталась нереида Ларисса – её образ даже запечатлен на древних монетах. Акрополь Аргоса, как и акрополи двух других городов (Ларисы и еще одного в Пенее), предположительно получили название от её имени.

Имена нереид интересны... В переводе они означают – Спасающая, Дарующая добро, Правдивая, Заботливая, Вдохновляющая, Выполняющая, Печальная, Бушующая, Приносящая затишье, Успокаивающая волны, Живущая в морской зелени, Береговая, Песчаная, Красноречивая, Плавающая, Островная, Быстрая, как кобылица, Оплывающая моря, Первая и т. п.
Судя по их именам, они – олицетворенные свойства и качества морской стихии, поскольку она не вредит человеку, но является к нему расположенной и чарует его своей прелестью. Эпитеты, данные им поэтами, отчасти относятся к их красоте, а отчасти к месту их проживания.
Некоторые из нереяд были богинями богатых даров моря и защитниками моряков и рыбаков, приходящих на помощь попавшим в беду.

Нереида на коне. Акротерий храма Асклепия в Эпидавре. Ок. IV в. до н. э.


Нереида. Фрагмент римской мозаики из Вилла дель-Касале близ Пьяцца-Армерина (Сицилия). IV в.н.э.


Геракл борется с Нереем или его внуком Тритоном. Пара окружена дельфинами и рыбами, а во внешней зоне кругом семнадцать нереид-нимф, которые держатся за руки. Чернофигурный килик. VI в. до н.э


Нереиды, воплощающие бесчисленные морские волны, – сестры, но не близнецы. У каждой свой характер, зависящий от глубины моря, быстроты течения, силы ветра, особенностей берега и даже от освещения. Эти названия – свидетельства более интимной близости  древних людей к природе и большей зависимости от нее. Древние греки различали волны по силе, по цвету, даже на ощупь и давали каждой свое имя.
Согласно Мирча Элиаде, благодаря связи нереид с водой, их значение амбивалентно, и они в равной степени могут управлять как рождением и изобилием, так и процессами разложения и смертью.

Вместе с тритонами нереиды были в услужении у Посейдона. Ведут идиллически-спокойную жизнь в недрах моря, развлекаясь мерными движениями хороводов среди морских волн или на берегу, вместе с нимфами суши. В зной и лунные ночи они выходят на берег, или устраивают музыкальные состязания с тритонами. Однако, нередко они воинственны. Многочисленны их изображения в полной боевой готовности...
Почитались прибрежными и островными жителями. Вера в них сохранялась очень долго, хотя они воспринимались как нимфы водной стихии вообще и смешивались с наядами.
Места их поклонения/почитания описывает Павсаний, Пиндар, Геродот, Овидий и др.

Чис­ло погиб­ших от бури пер­сид­ских гру­зо­вых кораб­лей с про­до­воль­ст­ви­ем и про­чих судов неиз­вест­но. Пред­во­ди­те­ли флота после тако­го страш­но­го несча­стья из бояз­ни напа­де­ния фес­са­лий­цев при­ка­за­ли воз­ве­сти вокруг ста­на огра­ду из облом­ков кораб­лей, ибо буря буше­ва­ла три дня. Нако­нец, маги при­нес­ли кро­ва­вые жерт­вы [вет­рам] и уми­ло­сти­ви­ли ветер вол­шеб­ны­ми закли­на­ни­я­ми. Кро­ме того, они совер­ши­ли жерт­во­при­но­ше­ние Фети­де и нере­идам, и на чет­вер­тый день буря утих­ла. Впро­чем, быть может, буря успо­ко­и­лась сама собой. Фети­де же пер­сы при­но­си­ли жерт­вы, пото­му что слы­ша­ли от ионян ска­за­ние с том, что из этих мест Пелей похи­тил Фети­ду и [поэто­му] все побе­ре­жье Сепи­а­ды посвя­ще­но ей и дру­гим нере­идам.
- Геродот, «История».

Храм воз­ле моря сто­ит, где ни золота нет, ни пор­фи­ра.
Чащей гор­дит­ся дерев, осе­нен­ный дуб­ра­вою древ­ней.
В нем Нере­ид и Нерея алтарь. Что их почи­та­ют
В хра­ме, ска­зал нам рыбак, на при­бре­жии сети чинив­ший.
- Овидий, «Метаморфозы».

Разные источники указываю на разное количество нереид (10, 33, 50, 100). Гесиод в «Теогонии» утверждает, что их пятьдесят, но поименно называет пятьдесят одну:​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​‌‌ ​​‌​‌​ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​​ ​‌​​​‌ ​​‌‌​​ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

​​​‌​‌Мно­го­же­лан­ные дети богинь роди­лись у Нерея
В тем­ной мор­ской глу­бине от Дориды пре­крас­но­во­ло­сой,
Доче­ри милой отца-Оке­а­на, реки совер­шен­ной.
Дети, рож­ден­ные ею: Пло­то, Сао и Евкран­та,
И Амфи­т­ри­та с Евдо­рой, Фети­да, Гале­на и Глав­ка,​‌​​​‌ ​​‌‌‌​
​​‌​Даль­ше — Спейо, Кимо­фоя, и Фоя с пре­лест­ной Гали­ей,
И Эра­то с Паси­фе­ей и розо­во­ру­кой Евни­кой,
Дева Мели­та, при­ят­ная всем, Евли­ме­на, Ага­ва,
Так­же Дото и Прото, и Феруса, и Дина­ми­на,
Даль­ше — Несея с Акте­ей и Прото­медея с Доридой,​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​​
‌Так­же Панопейя и Гала­тея, пре­лест­ная видом,
И Гип­по­фоя, и розо­во­ру­кая с ней Гип­по­ноя,
И Кимо­до­ка, кото­рая вол­ны на море туман­ном
И дуно­ве­ния вет­ров губи­тель­ных с Кима­то­ле­гой
И с Амфи­т­ри­той пре­крас­но­ло­дыж­ной лег­ко укро­ща­ет.​​‌‌‌​
​‌​​‌‌Даль­ше — Кимо, Эио­на, в пре­крас­ном вен­ке Гали­меда,
И Глав­ко­но­ма улыб­ко­лю­би­вая, Пон­то­по­рея,
И Леа­го­ра, еще Ева­го­ра и Лао­медея,
И Пули­ноя, а с ней Авто­ноя и Лис­па­насса,
Ликом пре­лест­ная и без­упреч­ная видом Евар­на,​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌
Милая телом Пса­ма­фа с боже­ст­вен­ной девой Менип­пой,
Так­же Несо и Евпом­па, еще Феми­сто и Про­ноя,
И, нако­нец, Немер­тея с прав­ди­вой отцов­ской душою.
Вот эти девы, чис­лом пять­де­сят, в бес­по­роч­ных работах
Мно­го­ис­кус­ные, что рож­де­ны бес­по­роч­ным Нере­ем.


Существует несколько ярких мифов с участием нереид.

Кассиопея, супруга царя Кефея и мать Андромеды, как то вступила в спор с нереидами (по Арату, конкретно с Доридой и Панопой), хвалясь, что красивее всех на свете (либо что её дочь красивее нереид, либо именно красивее Амфитриты). За это Посейдон наслал на земли Кефея наводнение и чудовище. Оракул Аммона объявил, что гнев божества укротится только тогда, когда Кефей принесет Андромеду в жертву чудовищу, и жители страны принудили царя решиться на эту жертву. Прикованная к утесу, Андромеда была предоставлена на произвол чудовища. Персей её спас...

Царь Крита Минос усомнился в том, что Тесей – сын Посейдона, и поэтому бросил свое кольцо в море, приказав герою принести его. Тесей нырнул в воду и был доставлен дельфинами ко двору Амфитриты, а нереиды подарили ему золотую корону в доказательство его Божественного происхождения.

Фетида с нереидами благополучно провели корабль Аргонавтов сквозь грохочущие скалы.

Пелей поймал нереиду Фетиду, когда она играла на берегу со своими сестрами. Богиня попыталась вырваться из его объятий, меняя облик, но герой крепко держал её, и в конце концов она согласилась выйти за него замуж. На пышной свадьбе присутствовал сонм нереид. Именно на этой свадьбе произошло знаментальное событие связанное с Яблоком Раздора подброшенным Эридой, следствием чего стала Троянская война.

Некоторые из нереид – участницы Троянской войны. Они на стороне греков естественно. Нереиды оплакивали Аххила : ... и вот раздался пронзительный плач дочерей Нерея, обитателей неизведанных глубин. Мучительной болью были поражены  их сердца; они жалобно стонали; их крик дрожал на волнах Геллеспонта. Затем, накинув темные плащи, они быстро помчались туда, где толпились аргивяне. Когда их отряд мчался вверх по серебряным морским тропам, поток рассеивался вокруг них, когда они приближались. С диким криком они взмыли ввысь; всё зыенело, как будто летящие журавли предвещали великую бурю.....(Квинт Смирнский, «После Гомера»).

Нереиды – участницы событий индийского похода Диониса. Посейдон ведет морских богов на битву против Диониса…Здесь нереиды походят на воинствующих амазонок:

Громко ревели звери, шум зыбей заглушая!
Вот, собрав ополченье дочернее, в битву вступает
Вакхову старец Нерей и дрот влажно-пенный вздымая,
Через море летящим слонов поражает трезубцем,
Грозный, а нереиды толпою плотной стремятся
К берегу вслед за пикой грозного бога морского!
Вот уж Нереево племя, битвенный клич испуская,
Мчится за ним, нагое, тела их сверкают средь пены,
Бьются они среди глуби словно менады морские!
Вот Ино обезу́мела, вспомнив как будто былое,
И без оружья бесстрашно с сатирами в сраженье
Жаркое дева вступаетс губ ее падает пена...
Грозно Пано́пейя бьется, взрезая пенные зыби,
Спину львицу морской нахлестывая вожжами...
Вот, подъемля дубину злосчастного Полифема,
Галатея морская на бассарид ополчилась!
Вот над водою скачет, оседлавши акулу,
Дева Эйдо́и волны нимфы не задевают...
Так вот и дщери Нерея словно на конном ристанье
Правят зверьем пучинным как будто упряжками коней!
Вот по-иному другая мчится по тропам соленым,
Зверя взнуздав дельфина, наклонилась над зыбью,
Скачет над гладью всклокоченной, на хребтовине звериной
Волны взрезая; как странник по пенным бурунам несется
Зверь-дельфин, вполовину виден средь стаи дельфинов!

- Нонн Панополитанский , «Деяния Диониса».

Вооруженная нереида верхом на Гиппокампе, греческая мозаика из Эретрии, I в. до н.э.,


До наших дней дошло очень много античных изображений нереид. Иногда их изображали лежащими, облокотясь на спины гиппокампов, морских коней, сидящих на дельфинах, но чаще они играют в волнах. Часто обладают рыбьими хвостами (иногда с плавниками), но обычно имеют обычные человеческие ноги.

Нереиды на керамике. IV-V вв. до н.э



Нереиды, наяды и сирены из античной мифологии – прообраз средневековых европейских водяных женщин –  их представляли то как пугающих духов источников, то как опасно соблазнительных для человека существ.
То, что Парацельс называл regio nymphidica (область нимфического), отождествлялось им со сравнительно неразвитой стадией процесса развития личности, стадией, характеризуемой понятиями: искушение, переход, многообразие и разложение.
Карл Юнг рассматривал нимф как независимое и фрагментарное выражения женского аспекта подсознания.

***