Тема сверхчеловека красной
нитью проходит через историю человечества, находя отражение в искусстве и общественной
жизни. Легендарными историческими персонажами, изоморфными образу
сверхчеловека, были герои древнегреческих мифов, обожествляемые харизматические
лидеры античности, тот-же Иисус Христос, апостолы и приобщенные святые...и так
вплоть до апофеоза идеи Ницше о сверхчеловеке.
Собственно, обращаясь к
античности, к древнегреческому мифотворчеству, такой образ в полной мере
воплощает в себе Геракл (Ήρακλής ; Геркулес в Риме).
В какой-то степени, Геракл представляет из себя образ «идеального человека», хотя
некоторые рассматривают его фигуру и как «анти-геройскую».
Наряду с Ахиллом Геракл – классический, архетипический образец эпического
героя. Он – герой от мозга до самых костей, от
рождения до
самой смерти, наделенный всеми аспектами,
свойственными герою. В общем, Геракл как «Герой» и как субъект
мифоэпического пространства выступает, прежде
всего, как персонаж эпических
преданий, а формирующийся со временем
его культ возводит его на уровень младших богов. Геракл как эпический герой любого происхождения или уровня наделен очень сочными архетипическими чертами.
Статуя бородатого Геракла ; мрамор
; I век н.э (?)
Геракл – неоднозначен. И многозначность
его образа, естественно, была
заложена еще в античности. Так, идея двух Гераклов встречается в трудах Геродота
(ок. 484 - ок. 430 гг. до н.э.), различавшего Египетского Геракла и Греческого.
Если Греческий Геракл был известен прежде всего благодаря своим двенадцати
подвигам, запечатленным на метопах в храме Зевса в Олимпии (ок. 450 до н.э.) и
еще много где, то Египетский Геракл, которого иногда именовали сыном бога
Осириса, сближался с легендарным Гермесом-Трисмегистом, «первым философом» и обладателем
тайной мудрости. Если же говорить о различии между Греческим Гераклом и Римским
Геркулесом, то в Риме стали особенно популярными поход Геркулеса в Испанию за
быками Гериона, запрещение человеческих жертвоприношений, практиковавшимися по
преданию сабинами, развитие культа поклонения огню, а также победа над Какусом.
Согласно легенде походы
Геркулеса сопровождались основанием городов и правящих династий, в том числе
королевских. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский (90-30 гг. до н.э.) упомянул об основании Гераклом города
Алезии, а также о названии Галлии как происходящим от Галата, сына Геракла.
Утверждалось также, что Геркулес положил начало городам Толедо и Сен-Тропе. До
сих пор, над входом в некоторые дома Прованса можно увидеть защитную надпись, относящуюся к
легендарному прошлому, когда Геркулес выступал покровителем земли и народа,
сражавшимся с чудовищами: «Непобедимый
Геркулес обитает внутри, никакое зло да не войдет сюда!».
Древнеримский историк Публий
Корнелий Тацит (ок. 56 - ок. 117) в своем произведении «О происхождении германцев и местоположении Германии» упоминает о том, что германцы чтили Геркулеса и
приносили ему в жертву животных. Позднее его считали потомком Туиско, праотца
германских народов, пришедшего на территорию Германии спустя 131 год после великого потопа. Согласно немецкому гуманисту,
историографу Баварии Иоганну Авентину (1477-1534) город Нюрнберг был основан сыном этого «Германского Геркулеса».
В Риме Геркулес был также
почитаем как божество, дарующее здоровье, и как Геркулес Мусагет, покровитель
муз. В этом качестве он изображался подобно Аполлону с лирой и в сопровождении
девяти муз. Круглый храм, посвященный Геркулесу Мусагету, был построен возле
Фламиниева цирка полководцем Марком Фульвием Нобилиором в честь победы при
Магнесии в 189 г. до н.э. Нобилиор питал интерес к литературе и был другом
прославленного поэта Квинта Энния (239-169 гг. до н.э.). Культ Геркулесу
Мусагету скреплял союз оружия и искусств: Геркулес охраняет покой муз, те же в
свою очередь прославляют деяния героя.
В античности появилось также
представление о Гальском Геркулесе. В своем произведении «Геракл» греческий софист Лукиан (около
120-180 гг.) описал изображение Геракла, которое он видел в Галлии. На нем герой
был представлен лысым стариком с морщинистой кожей, одетым в львиную шкуру,
держащим в правой руке палицу, а в левой лук, и с легкостью влекущего за собой
радующихся людей посредством тонких цепочек, сделанных из золота и янтаря.
Цепочки были прикреплены к ушам идущих следом за Гераклом людей и к языку
Геракла. Лукиану местный житель пояснил содержание изображения следующим
образом: «Мы не согласны с вами, греками, в том,
что Гермес –это красноречие. Мы связываем
красноречие с Гераклом, поскольку он гораздо более могущественный, чем Гермес.
Не удивляйся, что он изображен стариком, поскольку красноречие, и одно только
красноречие, обретает полную силу в старости.... Стрелы Геракла представляют
собой слова, ... которые наносят раны в душах».
Таким образом, уже в античности
образ Геракла-Геркулеса был многозначен. Герой ассоциировался с силой и
мужеством, красноречием, философией и тайным знанием, и даже в некотором роде с
неоправданной жестокостью. При этом он был и покровителем искусств,
основателем городов и правящих династий.
Эта многозначность образа
античного Геркулеса в совокупности с опорой на аллегорическое истолкование его
деяний, характерное для Средневековья и Возрождения, позволило уже ренессансным авторам превратить героя в идеальный
образ современника. К достоинствам античного героя прибавились христианские
добродетели. Геркулеса иногда даже рассматривали как прообраз Иисуса Христа,
поскольку герой боролся с силами зла, совершал подвиги и спускался безбоязненно
в царство мертвых.
*
Происхождение Геракла опять же, как и положено будущему Герою, – чудесно.
Он сын верховного Зевса и смертной женщины Алкмены (жены Амфитриона). В
отсутствие Амфитриона (воевавшего против племен телебоев) Зевс, приняв его
облик (либо просто облик смертного), явился к Алкмене; пока длилась их брачная
ночь, солнце трое суток не поднималось над землей, настолько всё было завязано на страсти... После возвращения мужа Алкмена
родила одновременно сыновей – Ификла от мужа и Геракла от Зевса. В день, когда
Гераклу предстояло появиться на свет, Зевс поклялся на собрании всех
олимпийских богов, что младенец из его потомков, который родится в этот день,
будет властвовать над Микенами и соседними народами. Однако, его ревнивая супружница
Гера задержала роды Алкмены и ускорила на два месяца роды Никиппы – жены
микенского царя Сфенела, и в этот день родился сын Сфенела, внук Персея и
правнук Зевса Эврисфей, который в соответствии с опрометчивой клятвой Зевса
получил власть над Пелопоннесом (Hom. II. XIX 95- 133). К колыбели же Геракла и
Ификла коварная Гера послала двух чудовищных змей…На свет Геракл появляется
пусть уязвимым, но уже наделенным громадною
силой, что проявляется вскоре после рождения, когда младенец, шутя, свертывает
шеи этим огромным змеям. То есть, уже в самом
младенчестве Геракл проявляет свои данные (буквально) «от Бога» геройские
задатки.
Согласно некоторым вариантам мифа (Diod. IV 9; Paus. IX 25, 2), Зевс или
Афина хитростью заставили Геру кормить Геракла грудью, но младенец сосал с
такой силой, что Гера в ярости отшвырнула его, а из капель её молока возник Млечный
путь.
Геракл воспитывался вдали от родины, которую семья покинула. Большую часть
своей юности Геракл провел на склонах горы Киферон, где пас стада,
воспитываемый скорее не людьми, а животными. Взрослея, Геракл получает по воле
отцов – небесного Зевса и земного Амфитриона – всё самое лучшее, но берет
лишь необходимое, а именно героические навыки.
У Геракла была бурная молодость. Он был подвержен неконтролируемым вспышкам
агрессии. Например, попытки привить ему азы культуры – в том впервые проявляется
неистовство героя – заканчиваются плачевно – раздробленной головой его учителя Лина. И уже лишь потому ясно, что в Геракле можно
найти лишь ничтожную толику культурного героя – назначение очистить мир от
чудовищ. Он – практически абсолютный эпический герой со всеми достоинствами и
недостатками, присущими сему персонажу. Герой буквально вырывается из Геракла с
совершеннолетием. Еще юнцом он убивает чудовищного Киферонского льва, потом
расправляется с минийцами; в этой войне погибает его приемный отец Амфитрион,
что весьма символично: изживается эдипов комплекс, Геракл разом освобождается
от власти отца, он становится гордым одиночкой, лишенным семьи, а, значит,
свободным для великих свершений. Правда, он женится, но это лишь временный
эпизод, ибо такому герою непозволительно растрачивать доблесть и силу на семейном
поприще. Геракла ждет великая судьба. Правда от этого первого брака у Геракла рождаются дети, но по-прежнему враждебная Гера насылает на
него безумие, в припадке которого он убил их всех.
Придя в себя, Геракл уходит в изгнание. Он прибывает в Дельфы. Раскаиваясь,
пребывая в отчаянии, Геракл обращается к Дельфийскому оракулу с вопросом о том,
как ему искупить свою вину. Не получив ответа, Геракл и тут проявляет свой
характер, пытаясь украсть треножник у оракула и добыть ответ самостоятельно.
Между Гераклом и Аполлоном завязалась борьба за треножник…
Геракл был
настолько настойчив в своем желании узнать, что же ему необходимо для искупления,
что вмешался Зевс и посредством Оракула
приказывает ему носить имя Геракл (до этого его имя было Алкид) и повелевает
поселиться в Тиринфе, служить Эврисфею в течение 12 лет и совершить энное
кол-во подвигов, после чего он станет бессмертным
(Apollod. II 4, 12).
Выполняя приказания Эврисфея, Геракл совершает двенадцать знаменитых подвигов (у
мифографов они разны по очередности), и
они, –
полное выражение архетипического героизма. Можно сказать, что тут на Геракла
возложена некая трудовая повинность, ему необходимо проделать большую работу, в
некотором роде и в том смысле, в котором например алхимик воплощает свою задачу
по трансформации материи.
Интересный момент : имя «Геракл» означает «прославленный богиней Герой» или
«во славу Гере». Согласно мифологической канве, богиня Гера – ярая ненавистница Геракла, преследующая его, где
только возможно, но его имя указывает на то, что его слава каким-то образом
связанна с ней ; фактически преследование Геры и толкает его к достижениям. Как пишет Эдвард Эдингер : «Это
напоминает нам историю о том, как Яхве испытывал Иова, и говорит про разделение
в сфере божественного: один аспект божественного питает и поддерживает, другой
– посылает испытания и стимулирует. Иов сохранил свое доверие к
возмещающему-дающему аспекту Яхве в то время, когда страдал по условиям спора
Яхве и Сатаны».
*
Собственно на двенадцати
подвигах и строится мифологический образ Геракла как Героя, приближая его по
мощи к сонму богов.
Первый подвиг Геракла –
победа над Немейским львом, чудовищным созданием, опустошавшим все окрестности и
не щадящим ничего живого. Первый – он явно не случайный. Уничтожив монстра, Геракл
облачился в его шкуру, челюсти льва обрамляли его голову ; и впредь он всегда носил это одеяние;
шкура льва стала своего рода несокрушимыми доспехами.
Геракл и Немейский лев ; афинская краснофигурная
амфора ; VI век до н.э.
Геракл в боевом облачении ; афинская краснофигурная
ваза ; V век до н.э.
Этот отрывок из эссе Ницше
«Гомеровское соревнование» иллюстрирует то, что может символизировать лев и
какое значение подвиг Геракла мог иметь для греков:
«Так, греки – самые гуманные люди древних времен –
носят в себе черту жестокости, достойную тигра жажду уничтожения – она пугает
нас во всей эллинской истории, также и в мифологии, к которой мы подходим с
изнеженными понятиями современной гуманности. Когда победитель, в борьбе
городов, по «праву» войны, казнит все мужское население и продает в рабство
всех женщин и детей, то в санкции такого права мы видим, что грек считал
серьезной необходимостью полное излияние своей ненависти; в таких поступках
находит себе разрешение сосредоточенное, напряженное чувство: тигр [читай -
лев] бросается вперед, сладострастная жестокость блестит в его страшных глазах.
Почему греческий ваятель в бесчисленных повторениях изображает постоянно войну
и борьбу, напряженный страстью ненависти или чрезмерным опьянением торжества,
человеческие тела, корчащих раненых, умирающих? Почему весь греческий мир
упивался изображениями войны в Илиаде?»
Эта жестокость – немейский
лев, которого должен победить Геракл; вот кем был лев для древних греков, и
сегодня мы не так далеко отошли от того, что олицетворяет Немейский лев.
Вторым заданием Геракла было
победить Лернейскую гидру – также монстра, но с ядовитым дыханием. В этом подвиге Геракл
приобретает особого рода оружие. Геракл не мог умертвить это чудовище вот так сразу;
вместо всякой отбитой головы из его туловища вырастали две другие. К тому же явился еще другой враг – огромный морской рак (краб), щипавший ноги Геракла. Геракл раздавил его и призвал
к себе на помощь против гидры Иолая. Иолай занял часть ближайшего леса и
горячими головнями обжигал раны, чтобы из них не могли расти новые головы.
Наконец осталась только одна неумирающая голова: Геракл снял ее и похоронил
возле дороги под тяжелой скалой. После победы над гидрой Геракл собрал её яд с целью в дальнейшем использовать его для своих
стрел. Позже мы увидим, что яд гидры стал причиной смерти и самого Геракла.
Геракл и Иолай мочат гидру ; афинская краснофигурная
ваза ; V век до н.э.
Поимка Керинейской лани – третий
подвиг Геракла. Её, ускакавшую на вольные хлеба, нужно было доставить в Микены
живой и невредимой. Это была прекрасная, посвященная Артемиде златорогая и
медноногая лань, неутомимая и невероятно быстрая. Так как Геракл не хотел ни
убивать её, ни ранить, то целый год он гнался за нею до
Гиперборейской страны и источников Истра и потом опять пригнал в Аркадию;
наконец, утомившись долгой охотой, Геракл выстрелил в лань в то время, как она
хотела перейти через реку Ладон, ранил её в ногу и,
схватив её, положил на плечи и понес в Микены.
Геракл поймал лань ; афинская краснофигурная килика ; V век. до н.э.
Когда Геракл доставил лань в
Микены, Эврисфей поручил ему поймать эриманфского вепря. Этот вепрь жил на
Эриманфской горе, между Аркадией, Элидой и Ахаией, и часто вторгался в область
города Псофиса, где опустошал поля и губил людей. И здесь, кстати, включается
еще один важный мифологический сюжет, который относится к кентаврам.
По пути на эту охоту Геракл
перешел через высокие лесистые горы Фолос, в которых жили некоторые кентавры, с
тех пор как они были изгнаны Лапифом из Фессалии. Усталый, голодный Геракл
пришел к пещере кентавра Фола и радушно был им принят, ибо, хотя Фол был также
получеловек и полуконь, как и другие кентавры, но он не был, подобно Хирону,
так груб и зверски дик, как они. Кстати, мудрый кентавр Хирон в свое время был
учителем Геракла. Это говорит о том, что Геракл, по сути, – не так уж и
брутально туп, как может показаться изначально.
Далее по мифу, Геракл и Фол
решили испить вина : оба весело они пьют полными чашами, но вскоре
являются остальные
кентавры: услыхав сладкий аромат вина, со
всех сторон бросаются они к пещере Фола, в дикой ярости вооружаются скалами и
стволами сосен и нападают на Геракла. Он отражает нападение, бросает им в грудь
и лицо горячие головни и выгоняет их из пещеры. Затем преследует их своими
стрелами и последних оставшихся гонит до Малейского мыса, где они ищут убежище
у Хирона. В то время как они, ища убежища, теснятся около него, в колено ему
попадает стрела Геракла. Тут только герой узнал своего старого друга; с великой
скорбью прибежал он к нему, приложил к ранам целебные травы, данные ему самим же
Хироном, и перевязал их, но рана, нанесенная отравленной стрелой с ядом гидры,
неисцелима, поэтому Хирон впоследствии добровольно и принял смерть за Прометея
(это уже – отдельная история). Геракл возвратился в пещеру Фола и, к великому
своему горю, нашел и его мертвым: Фол вынул стрелу из раны одного убитого
кентавра и, смотря на нее, дивился, как такая маленькая вещь может замертво
положить такого исполина и поранил сам себя.
Вепря Геракл конечно же поймал...параллельно став (не желая того)
виновником смерти двух мудрых кентавров.
Геракл, эриманфский вепрь и Эврисфей ; амфора ; VI век до н.э.
Геракл в один день очистил Авгиево стойло (или конюшни, что одно и то же по сути) – это был еще один его подвиг. Авгий был сын бога
солнца Гелиоса и царь Элиды. Он прославился своим безмерным богатством, которым
обязан был своему любящему отцу. Бесчисленны были его стада быков и овец. На
большом скотном дворе, где собраны были все эти животные, накопилось со
временем столько говна, что, казалось, невозможно было его вычистить. Когда
явился Геракл, то предложил Авгию очистить двор в один день, если царь отдаст
ему десятую часть своих стад. Авгий охотно принял условие, ибо сомневался в
исполнимости этого дела. Геракл призвал в свидетели договора его сына, отвел в
сторону реки Алфей и Пеней и, разломав в двух местах стену скотного двора,
провел через него эти реки; напором воды в один день снесло все нечистоты со
двора, и Геракл выполнил свое дело. Авгий правда не согласился выполнять
обещание, и даже подал в «суд» на Геракла…Впоследствии,
когда Геракл освободился от службы Эврисфею, он отомстил Авгию: собрал большое
войско и напал на Элиду.
Геракл чистит конюшни Авгия ; греко-римская мозаика из Лирии ; III век н.э.
Истребление Стимфалийских
птиц – следующий подвиг Геракла.
Стимфалийские птицы жили в
лесистой глубокой долине у озера, близ аркадского города Стимфала. Это была
огромная стая страшных хищных птиц, величиной с журавлей; у них были медные
крылья, когти и клювы, и они могли бросать свои перья точно стрелы. Из за них
во всем этом крае было исключительно небезопасно, они нападали на людей и на
животных и поедали их. Геракл исполнил поручение, выгнал их.
Геракл и Стимфалийские птицы ; афинская чернофигурная
амфора ; VI век до н.э.
Критский бык был передан
Посейдоном критскому царю Миносу с тем, чтобы он этого быка принес ему в
жертву. Но Минос удержал прекрасного и сильного быка в своем стаде и заколол
другого. За это Посейдон привел быка в ярость, и тот производил опустошения на
всем острове. Эврисфей поручил Гераклу поймать этого быка и доставить его в
Микены. С помощью Миноса Геракл поймал быка и укротил его своей могучей рукой.
Потом на быке он приплыл в Микены и привел его к Эврисфею. Тот выпустил быка и
он, бешеный, стал бродить но всему Пелопоннесу и наконец пришел в Аттику; здесь
он дошел до страны Марафонской, где и поймал его уже другой герой – Тесей.
Геракл укрощает критского быка ; греко-римская мозаика из Лирии ; III век н.э.
Эдвард Эдингер пишет : «Бык, наряду со львом, олицетворяет аспект маскулинной,
инстинктивной энергии и является одним из проявлений Зевса, похитившего Европу
в образе быка. Символизм быка чрезвычайно широк. Базовым образом митраизма было
жертвоприношение быка, и коррида, ритуал, все еще существующий в испанской
культуре, относится к этому же символизму.»
Далее Геракл должен был еще
привести в Микены коней (или кобыл) фракийского царя Диомеда. Эти кони были так
дики и сильны, что их нужно было приковывать к яслям крепкими железными цепями.
Они ели человеческое мясо: свирепый Диомед, укрепленный дворец которого
находился на морском берегу, бросал им чужестранцев, которых прибивало море к
берегу. У морского берега Геракла встретил Диомед со своими воинственными
фракийцами, и тут загорелась кровавая битва, в которой Диомед был убит; его
тело Геракл бросил на съедение его же коням. Во
время битвы Геракл отдал коней на сохранение своему любимцу Абдеру, но,
возвратясь с битвы, он не нашел его: прекрасный юноша был разорван ими. На месте, где погиб Абдер, Геракл учредил в честь
юноши игры и основал город, названный им Абдерой. Коней Эврисфей отпустил, и на
Ликейских горах, в Аркадии, они были растерзаны дикими зверями.
Геракл и кони-кобылы Диомеда
; афинская чернофигурная килика ; VI в. до н.э.
Следующий подвиг Геракла отличается
от остальных. Он должен был добыть золотой пояс Ипполиты, царицы амазонок,
который был ей дарован Аресом. Слово «амазонка» означает «без груди» и легенда
гласит, что это женщины этого воинственного племени отрезали себе правую грудь,
дабы быть лучшими лучницами. Родиться мальчиком в мире амазонок было трагедией,
так как всем младенцам мужского пола ломали ноги, дабы быть уверенными, что они
вырастут хромыми.
Подробнее читать ЗДЕСЬ
Величественный вид и
благородное происхождение Геракла прибывшего к амазонкам, расположили Ипполиту в его пользу: она охотно обещала отдать ему
пояс. Но Гера, желая погубить ненавистного ей Геракла, приняла вид амазонки и
распустила слух, что чужеземец хочет похитить саму царицу. Тогда амазонки взялись за оружие и напали на лагерь Геракла. Началась страшная битва, в
которой с Гераклом состязались самые знаменитые и храбрые представительницы племени. Но и здесь, естественно, Геракл выходит победителем. Пояс также получен.
Геракл и амазонки ; афинская чернофигурная амфора ; V-VI век до н.э.
Повествование о десятом
подвиге, возвращении скота трехглавого исполина Гериона, находящегося где-то на
границах известного мира, уводит нас по длинному, извилистому пути, по которому
шел Геракл в своем путешествии за пределы мыса Гибралтар (на крайний запад) и
обратно. Тут его основная деятельность по пути следования, – привносить
цивилизацию, куда бы он ни шел, через варварские страны и пустыни. Он укрощает
диких зверей, основывает города, заселяет земли, по которым лежит его путь –
таков тут образ Геракла как культурного героя, цивилизирующего варваров, он
предвещал то, что было воплощено греками в бассейне Средиземного моря.
Это – самая эпичная история о
Геракле.
Геракл получил быков и
поместил на ладью бога-солнца и поплыл в Иберию, где отдал одолженное у Гелиоса
судно. И погнал эти стада через Иберию и Галлию, через Пиренеи и Альпы.
Преодолев много опасностей, Геракл прибыл к реке Тибр, к тому месту, где
впоследствии был построен Рим.
По ходу, Геракл убивает
исполина по имени Как. Окрестные жители приветствуют Геракла как своего
избавителя и благодетеля. Ему воздвигается алтарь, приносятся жертвы и устанавливается культ его имени. Здесь Геракл как бы уже вплотную
приближается к статусу «божественного».
На берегу Ионийского моря
Геракла
опять настигают козни от богини Геры : она привела его быков в ярость, рассеяла их, и собрать их стоило герою большого труда.
Наконец он собрал большую их часть и
пригнал в Микены, где Эврисфей принес их в жертву…. Гере.
Борьба Геракла с трехглавым
Герионом ; афинская амфора ; VI век до н.э.
Предпоследним, одиннадцатым
заданием Геракла было принести золотые яблоки из сада Гесперид.
Он должен был отправиться к великому титану Атласу (Атлант), который держит
на плечах небесный свод, и достать из его садов, за которыми смотрели дочери
Атласа геспериды, три золотых яблока. Яблоки эти росли на золотом дереве,
выращенном богиней земли Геей в подарок великой Гере в день ее свадьбы с
Зевсом. Здесь его блуждания также были долгими и крайне изматывающими…В итоге,
Геракл получает яблоки, при этом перехитрив исполина Атласа : Геракл
договорился с ним, что подержит за него небосвод, пока тот достанет ему золотые
яблоки. Атлас увидел в этом предложении шанс избавиться от своей тяжелой ноши и
ушел бы так и оставив ее на Геракла, если бы Геракл не схитрил: попросил Атласа
снова приять ношу на минуту, чтобы Геракл смог подложить себе подушку под
плече. И далее – след его простыл…
Геракл и Геспериды ; греко-римская мозаика из
Лирии ; III век н.э.
Последним, самым трудным и опасным испытанием-заданием для Геракла стало
нисхождение в мир мертвых, к Аиду. Герой
должен был низойти в этот мир и достать оттуда страшного
пса Цербера. Цербер – знаменитый трехглавый
зверь Аида
(Гадеса). Перед совершением подвига
Геракл посетил Элевсин, и там жрец Эвмолп посвятил его в
Элевсинские таинства, освобождавшие человека от страха
смерти. Затем герой прибыл в Лаконию, откуда, через
одну мрачную расщелину, лежал путь в подземный мир. По этому мрачному пути
Гермес – путеводитель мертвых – и провел Геракла. У ворот жилища Аида-Гадеса Геракл увидел Тесея и
Пирифоя, приросших к скале за то, что они осмелилась
низойти в подземный мир с целью похитить оттуда величественную супругу Аида Персефону. Они
простерли к герою руки, моля оторвать их от скалы, избавить от мучений. Геракл
подал руку Тесею и освободил его; но когда хотел
отнять от скалы Пирифоя, задрожала земля, и Геракл увидел, что богам не угодно
освобождать его.
В итоге Геракл достиг трона Аида. Как
посвященного в Элевсинские тайны, тот милостиво принял его и дозволил взять с собою на землю
пса, если только сумеет одолеть его без оружия. Прикрытый львиною шкурой, герой
вышел на чудовище, нашел его у устья Ахерона и тотчас же напал на него, сковал его и привел на землю. Геракл поспешил отвести
чудовище в Микены и, показав его в ужас пришедшему Эврисфею, отвел обратно в область
Аида.
Кстати, в процессе Геракл схватился с самим чернокрылым Танатом (богом
смерти), пришедшим исторгнуть душу жертвенной Алкесты. Как известно, тогда
Геракл просто шутя оттолкнул смерть. Здесь он уже явно приобретает конкретные
божественные черты, которые ну вообще не свойствены смертным. А после этого он
бестрепетно сошел в Аид – сошел и вернулся, ибо знал, что неподвластен смерти.
Гермес, Геракл, Цербер и богиня Геката
; краснофигурный кратер ; IV век до н.э.
Исполненный удивления к могучему
герою, обезоружившему саму «смерть», Эврисфей освободил его от служенья
себе. Геракл отправился в Фивы. С этого времени он уже мог собой
свободно располагать.
*
Умирает Геракл тоже нетривиально…Здесь его ждет как бы месть, за смерть кентавров Хирона и Фола. Хоть он и не желал…
Еще один известный кентавр, это – Несс. И Несс известен как раз тем, что
погубил Геракла. Однажды во время половодья Гераклу с его женой Деянирой
понадобилось переправиться в этом месте реки. Несс предложил за небольшую плату
перевезти Деяниру так, что та и ног не замочит, а Геракл пусть добирается
вплавь. Геракл согласился. Вопреки уговору Несс поплыл в противоположном
направлении, держа Деяниру на спине, а затем бросил ее наземь и попытался
овладеть ею. Деянира закричала, призывая на помощь. Геракл, уже переплывший к
тому времени на другой берег, быстро достал свой лук, тщательно прицелился и
поразил Несса прямо в грудь одной из своих отравленных стрел.
Несс, умирая и желая
отомстить, посоветовал Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей
сохранить любовь Геракла.
Однажды, услышав, что Геракл
якобы собрался жениться на захваченной им в Эхалии Иоле, Деянира пропитала
кровью Несса хитон и послала его Гераклу. Однако кровь Несса, погибшего от
стрелы Геракла, смазанной желчью лернейской гидры, оказалась ядом, от которого
в страшных мучениях и погиб уже сам Геракл. Узнав о том, что вызвала смерть мужа, Деянира
покончила с собой, заколовшись мечом; либо повесившись.
«Смерть Геракла» ; Франсиско де
Сурбаран ; 1634 г.
Существует занятная версия, что кентавры, – просто естественное порождение
мифологического сознания людей того времени.
Но на самом деле это были обычные люди, кочевники и наездники, для которых коневодство – основное занятие, можно
сказать, смысл существования. А Геракл воплощает в себе образ воинствующей армии,
ахейцев, так сказать людей из «цивилизации».
Формально в данной легенде (подвиг №4) Геракл действует в одиночку (как и в большинстве
мифов), но, некоторые считают, что это поздняя гиперболизация, когда все подвиги
приписываются одному человеку.
Можно предположить, что
вместе с Гераклом в гости к Фолу пришел отряд воинов из Аргоса. Но и Фол
встречает его не один, а вместе с другими вождями кентавров. Фол угощает
Геракла мясом, естественной и привычной пищей кочевников-скотоводов.
То, что Фол ест сырое мясо –
это желание авторов легенды подчеркнуть отсталость кочевников (?), ведь с точки
зрения ахейцев они варвары, дикари...
Возможно, что именно ахейцы
привезли с собой бочку вина, ведь скотоводы не занимаются виноделием, а для
жителей юга (ахейцы) это естественный вид их занятий. И события в пещере, где
были Фол и другие вожди кентавров, могли стать причиной нападения рядовых
воинов, находящихся снаружи. Внутри же развернулась настоящая драма.
Про кентавров читать ЗДЕСЬ
Но существует и обратная версия, которая говорит что Геракл – более поздний
герой, этнически связанный с дорийцами. И с кентаврами соответственно. Возможно,
незваные гости (дорийцы) воспринимались ахейцами как кентавры – тогда
становится объяснимой жестокая битва кентавров с лапифами, одним из автохтонных
племен. По-видимому, дорийцы, проигрывая ахейцам по общему уровню культуры,
принесли иную военную технику, в чем-то уступавшую, но в чем-то и превосходящую
ахейскую. В частности, дорийцы широко применяли лук, для микенских героев –
оружие едва ли не позорное; о широком
распространении у дорийцев лука свидетельствуют многочисленные находки дорийских
фибул в форме лука. Оттого-то их брали служить наемниками, оттого-то кентавры
нередко становились учителями героев. Ведь имея превосходное по тем временам
вооружение, ахейские герои сражались весьма бестолково – кучей, не соблюдая ни
рядов, ни дисциплину, редко имея сколь-нибудь четкий план. То есть, в этом
случае Геракл уже предстает как представитель «дикого племени». С луком и
стрелами. Что не совсем вяжется с мифологической историей, но пускай будет в
качестве альтернативы.
*
Стоит отметить, что помимо двенадцати своих главных подвигов, Геракл совершил и другие…но перечислять их все – довольно утомительное занятие.
Также и божества страдающего и почитаемого в качестве личного бога из Геракла не вышло. Геракл нередко отождествлялся с Зевсом, являясь своеобразной его ипостасью, олицетворяющей грубую силу и власть. Выйти за пределы культа Зевса, развиться, подобно культам Диониса или Аполлона, в нечто более совершенное, культ Геракла-бога, heros-theos, оказался неспособен, так как в Геракле менее всего от личного бога. Как обожествленный человек, Геракл чуждый страдания и сострадания – того, что привлекает в божестве человека цивилизованного. Геракл – божество героев в самом абсолютном его выражении, апофеозирующем грубую силу, жестокость, напор, бесстрашие, непоколебимость. Но этого явно недостаточно… На Олимпе он – условный «бог» второго сорта. Однако, культ Геракла был весьма популярен. Как герой – бог-герой – он почитался во всем античном мире. Его считали устроителем Немейских игр. В честь Геракла проводились празднества во многих городах мира: от Афин и Фив до италийских и азиатских городов. Существовало множество изображений Геракла: от тонкой работы статуй до оттисков на монетах. Киники считали Геракла «лучшим из смертных». Но со временем под влиянием скептицизма Геракл стал восприниматься насмешливо – развратником и обжорой.
Вообще, любой Герой нередко любопытен еще и тем, что предстает перед нами не в одной, а в двух и более ипостасях. Месопотамский Гильгамеш, с которым, кстати, часто ассоциируют Геракла, признается реальным лицом, впоследствии сделавшимся героем преданий. Саргон в еще большей степени реален, но и мифологичен и даже обожествлен. Геракл в этом отношении превосходит прочих героев. Он и мифологический персонаж, и божество, и выдающийся архетип героя.
*
Интересно, но уже значительно позже, в эпоху Возрождения, фигура Геракла
успешно использовалась церковной и светской властью для создания образа
идеального правителя. Это образ был, как бы сейчас сказали – в особом «тренде». В
современных придворных аллегориях изображение Геракла подчас заменялось
изображением правящего монарха. Таковы были сцены, включавшие французского
короля Карла VIII (1470-1498) например, а также
императора Максимилиана I (1459-1519) – аллегорические
портреты королей в образе Геракла. Максимилиан I нередко именовался и
изображался на гравюрах как «Геракл Германский». Однако, не только в придворных кругах, но и в
широком общественном мнении правитель нередко представал в образе античного
героя. Во время своего въезда в Вену в 1490 году король династии Валуа Карл
VIII (1470-1498) был изображен в виде Геракла, восстанавливающего порядок в
государстве.
Франциск I (1494-1547) также
ассоциировался с Гераклом. В 1532 году король изображался в виде античного
героя при украшении триумфального входа, приготовленного для въезда королевы
Элеоноры Австрийской в Руан. Некоторые даже полагали, что мода, введенная при
дворе Франциска носить в ухе золотую цепочку или золотое кольцо, была
продиктована мифом о Гальском Геракле. Короля именовали в поэзии «Французским Гераклом» даже спустя несколько лет после его смерти.
Испанцы настаивали, что Геракл-Геркулес теснее всего связан с Испанией. Изображение
героя часто украшало триумфальные ворота, воздвигаемые для королевских
процессий, а королевский дом Наварры считал Геракла своим предком на том основании,
что легендарным родоначальником династии был один из сыновей Геркулеса. В этом
отношении герой стал играть особо важную роль для прославления королей династии
Бурбон, которая объединила Францию и Наварру.
Да и более ранних властителей мира сего изображали в виде Геракла-Геркулеса.
Коммод, римский император, как
Геркулес. Моральный его облик оставляет желать лучшего (и это еще мягко
сказано), но опуская все эти нюансы, стоит отметить, что Коммод обожал
выступать в роли гладиатора (секутора), хотя выступление свободных граждан на
гладиаторской арене считалось бесчестьем (лат. infamia) ; он хорошо знал это
ремесло и владел мечом ; на глазах народа сам дрался на арене и умертвлял диких
животных : приказал тщательно фиксировать все свои выступления и провел 735 боев.
Второй важной чертой образа Геракла-Геркулеса, способствующей его
популярности в эпоху Возрождения и начала Нового времени, было стремление героя
к самоопределению, к свободному выбору жизненной позиции. Эта черта была
связана с античной легендой о «Геркулесе на распутье», встречающейся впервые у
софиста Продика (ок. 465 - ок. 395) и разработанной подробнее Ксенофонтом (ок.
444 - ок. 356). Согласно легенде, молодой герой встретил двух женщин, персонифицирующих
«Добродетель» и «Наслаждение» (или «Порок»), каждая из которых убеждала героя
следовать её путем, как наиболее верной дорогой к счастью. Юноша после размышлений
выбрал путь «Добродетели». Впоследствии античные авторы трактовали выбор
Геракла-Геркулеса как относящийся также к избранию достойного призвания. Так,
Лукиан описывал выбор Геракла как относящийся к предпочтению образования или
скульптуры, а Цицерон (106 - 43 до н.э.) истолковывал аллегорию в смысле
противопоставления воли родителей и природной наклонности юноши в выборе его
жизненного пути. Этот мотив был настолько популярным, что образ «Геракла на
распутье» даже перекочевал в упрощенные карточные колоды (Таро) для народа, как
один из козырей-триумфов (Влюбленные).
Геракл на распутье. А. Карраччи,
ок. 1596
Таким образом, в эпоху Возрождения и начала Нового времени Геракл-Геркулес был представлен как добродетельный муж и укротитель
чудовищ, служивших аллегорией пороков, а также борец против недостойных людей, «восставших против разума». Образ этого античного героя стал во многом
ассоциироваться с гуманистами Возрождения, с их верой в благотворное влияние
гуманитарных наук и, в частности, риторики на воспитание человека и развитие
общества. Геркулес как законодатель, основатель городов и королевских династий,
а также как защитник земли и покровитель искусств, стал символом идеального
правителя. Образ великого героя сблизился с идеей поиска знания и обретения
мудрости. Также Геркулес явно символизировал
человека Ренессанса с его индивидуализмом и верой в собственные
силы, в возможность властвовать над судьбой.
***
Материалы :
Э. Нойманн, «Происхождение и развитие сознания» ;
Э. Эдингер, «Вечная драма: внутреннее значение
греческой мифологии» ;
Д.В. Колосов, «Четыре аспекта фигуры эпического героя на примере образа
Геракла» ;
М. Нильссон, «Греческая народная религия» ;
Д. Кэмпбелл, «Тысячеликий герой» ;
Н.И. Макарова, «Геркулес как образ идеального человека»;
WIKI.