Кокопелли – крайне занятное божество, культ которого сегодня даже вышел на просторы поп-культуры.
Кокопелли (Kokopele, Kokopilli, Kokopilau, Neopkwai'i (Pueblo), Ololowishkya (Zuni), La Kokopel) – в мифологии индейцев Северной Америки – задиристое и шаловливое, хитрое и в то же время – простодушное сверхъестественное существо. Легенды говорят, что Кокопелли можно увидеть на полной и убывающей луне.
Изначально его культ был распространен в юго-западной части Северной Америки. Кокопелли олицетворяет собой истинный американский юго-запад и почитался ещё со времен народов Древнего Пуэбло. Он особенно известен в древней культуре Анасази известного как Четыре угла (штаты Колорадо, Юта, Аризона, Нью-Мексико). Некоторые сравнивают его важность для юго-западных индейцев с важностью Авраама для евреев и Павла для христиан.
По функциям он во многом напоминает древнегреческого Гермеса (Меркурий в Риме).
Первые его изображения известны на гончарных изделиях Хохокамов, датируемые между 750 и 850 годами д.н. э.. Обычно изображается в виде сгорбленного человека играющего на флейте. Еще одной отличительной чертой бога является его прическа, напоминающая торчащие во все стороны антенны.
Горб Кокопелли иногда представлен как дуга, которая покрывает всю его спину. В других случаях это только нижняя половина его спины. Его руки обычно представлены в форме буквы «V», а его локти направлены вниз к земле. Его передняя нога обычно изображается как продолжение изогнутой линии, которая очерчивает его горб. Точно так же его задняя нога обычно представляется как продолжение передней линии его тела. Флейта, которая нередко изображается как флейта-нос, обычно представляется в виде прямой линии или пары прямых линий. Иногда, однако, они изогнуты. Когда он подразумевается в «духовном» контексте, он появляется с перьями на голове. Иногда гребень на его голове изображается как лучи света.
Хотя его истинное происхождение неизвестно, этот путешествующий, играющий на флейте «Казанова» – священная фигура для многих коренных жителей этого региона. Резные фигурки Кокопелли играющего на флейте, были найдены раскрашенными и вырезанными в каменных стенах и валунах по всему юго-западу США.
Называя его шутливо Казановой имеется ввиду его природная витальность. Он бог-неистовый дух веселья и озорства, символ танца безумных потоков сексуальной энергии, является темой для творчества многих художников, считается что нанесение его изображения на тело в виде татуировки – обеспечивает очень бурную, полную приключений и незабываемых путешествий жизнь,он дает неиссекающую энергию и его непросто успокоить.
По причине своего влияния на людскую сексуальность, Кокопелли часто изображается с нечеловечески огромным фаллосом. В мифологии хо-чунк его пенис отцепляется и иногда уплывает по реке с целью вступления в сексуальные контакты с девушками, которые в ней купаются. У индейцев навахо флейта Кокопелли – это и есть его нечеловечески огромный фаллос.
Говорят, что его флейта символизирует счастье и радость. Когда он играет на своей флейте, солнце всходит, снег тает, трава начинает расти, птицы поют, и все животные собираются вокруг, чтобы послушать его песни. Его музыка на флейте успокаивает Землю и готовится принять его семя. Считалось также, что магия его флейты стимулирует творчество и помогает сбываться добрым мечтам.
Предки племени Пуэбло, Анасази, в культуре которых фигурирует это божество, были в основном фермерами, которые выращивали кукурузу, бобы и тыкву на плато Колорадо. Они считали Кокопелли символом плодородия, и его всегда приветствовали в сезон посадки кукурузы. Они верили что визит Кокопелли обеспечивал хороший урожай. Согласно легенде навахо, Кокопелли был Богом Урожая и Изобилия – милостивым подателем, который приносил людям обильный дождь и пищу. Зуни также считали его Жрецом Дождя, способным вызывать дождь по своему желанию.
Другие считали его Шаманом обладающим целительными силами.
Альтернативное название Кокопелли – бог молодых семей.
В мифологии племени Хопи Кокопелли несет нерожденных детей на спине в своем мешке и раздает их женщинам; по этой причине молодые девушки часто боятся его (видимо, не очень то они и рожать хотели). Он часто упоминается в ритуалах, связанных с браком, и сам Кокопелли иногда изображается с супругой, женщиной по имени Кокопельмими (Кокопелли-Мана), у тех же хопи. По этой причине Кокопелли также поклоняются юноши и девушки, прося, чтобы бог исполнил из сокровенные мечты о счастье.
Согласно легенде хопи, Кокопелли проводил большую часть своего времени соблазняя дочерей деревни, в то время как его жена, Кокопелли-Мана, соблазняла мужчин.
Кокопелли также руководит воспроизведением диких животных, и по этой причине его часто изображают с животными-компаньонами, такими как бараны и олени. Другие животные связанные с ним – это змеи, ящерицы и насекомые.
По одной из версий, Кокопелли – это антропоморфное насекомое. На многих ранних изображениях Кокопелли достаточно насекомоподобный на вид. Имя «Кокопелли» может быть комбинацией «Коко», ещё одного божества Хопи и Зуни, и «пелли» – что означает, пустынную муху форовку , насекомое с выступающим хоботком и округлой спиной, которое также известно своими пылкими сексуальными наклонностями. По более поздней этимологии «Кокопелли» означает буквально «горб Кахины». Поскольку Хопи были племенем, которое испанцы первыми познакомили с богом, их имя используется наиболее широко.
Кокопелли, возможно, первоначально был божеством-покровителем ацтекских торговцев, известных как почтека, которые, возможно, путешествовали в этот регион из северной Мезоамерики. Эти торговцы приносили свои товары в мешках, перекинутых через спину, и этот мешок, возможно, эволюционировал в знакомый горб Кокопелли; некоторые племена под именем «Кокопелли» подразумевают торговцев вообще. Эти люди, возможно, также использовали флейты, чтобы таким образом оповестить о своем приближении и подать себя как дружелюбных торговцев – традиция, которая все еще практикуется в Центральной Америке. Однако эта версия происхождения все еще остается под вопросом, поскольку первые известные изображения Кокопелли предшествуют основной эре торговли мезоамериканских народов на несколько сотен лет, а также империи ацтеков и ее почтекам.
В легендах южной Юты Кокопелли предстает маленьким человечком, который путешествовал по деревням, нося на спине мешок с семенами кукурузы, обучая людей, как сажать их. Здесь Кокопелли походит на древнегреческого Трептолема, которому богиня Деметра подарила семена, что бы он научил людей как их сажать.
Говорят, что Кокопелли обменивал бусы и ракушки на кусочки бирюзы. Некоторые предполагают, что этот образ Кокопелли, возможно, как раз и был получен от путешествующих торговцев того времени.
Многие считают, что Кокопелли был не просто таким древним «трейдером», а, что более важно, – источником информации издалека. Переносчиком информации. Как превосходный рассказчик, Кокопелли обладал даром владения языками с огромным набором навыков рассказывания историй, в том числе и языком тела, дополняющим его многочисленные таланты.
Обычно шумное явление Кокопелли связывалось с безопасность как его уникального присутствия в сообществе. Часто сопровождаемый учеником в своих путешествиях и торговле, Кокопелли играл важную роль в объединении отдаленных и разрозненных сообществ. В южноамериканских Андах функции персонажа «Экеко» очень схожи с Кокопелли. По прибытии, стук и лязг побрекушек и талисманов которыми он был обвешан, сигнализировали всем, что близилась ночь развлечений и активной торговли.
Даже сегодня случайные посетители-гости в культуре этих народов могут называться «Кокопелли», когда они приносят новости, рассказы и безделушки из внешнего мира, чтобы поделиться ими с жителями деревни.
По легенде бог Кокопелли мог появляться и в человеческом обличии. При этом у него всегда с собой имелась флейта, на которой он играл веселые мелодии. Определить, что Кокопелли пришел в деревню, было просто: сразу же, как только божество сходило на землю, менялся сезон. Весна превращалась в лето, лето – в осень, а зима оборачивалась весной. Как только Кокопелли появлялся, люди сразу же начинали веселиться, танцевать и радоваться жизни. Индейцы танцевали под флейту Кокопелли всю ночь напролет, а на утро все женщины обнаруживали, что зачали детей (а от Кокопелли ли ?)).
Кокопелли часто появляется с Пайатаму, ещё одним флейтистом, в изображениях церемоний помола маиса.
В некоторых рассказах мешок Кокопелли содержал семена всех растений и цветов мира, которые он разбрасывал каждую весну.
Согласно легенде Сан-Ильдефонсо, Кокопелли был странствующим менестрелем, который нёс песни в мешке за спиной, обменивая новые песни на старые. Согласно этой легенде, Кокопелли приносил удачу и процветание всем, кто слушал его песни. Кокопелли воплощал в музыке все чистое и духовное. Он и его волшебная флейта путешествовали из деревни в деревню, дарив дары и приветствуя всех, кого он посетил.
Кокопелли также представляется как божество-трикстер. Он бог-обманщик и представляет дух музыки и танца. Кокопелли может обмануть человека, но делает он это без злого умысла, а только лишь ради веселья.
Считается, что образ Кокопелли «очищался» на протяжении многих лет (его фаллос стал изображаться реже) отчасти благодаря влиянию католических священников, которые усердно работали над христианизацией уроженцев американского юго-запада США. В современном жанре Кокопелли часто носит килт и пояс.
До сих пор почитаемый нынешними потомками коренных американцев (включая народы хопи, таос и Акома Пуэбло), он действительно является одним из самых ярких и широко распространенных образов, сохранившихся из мифологии аутентичной Северной Америки. Его причудливый характер, благорасположение и жизненный дух – главные причины, по которым он достиг такого видного положения в фольклоре коренных американцев. Он обладал игривой, беззаботной природой, которая, казалось, выявляла «добро» в каждом. Кокопелли настолько неотразимо харизматичен, что на протяжении тысячелетий он снова и снова изобретался рассказчиками, художниками и мастерами.
В последние годы, кастрированная версия Кокопелли была признана общим символом юго-запада Соединенных Штатов вообще. Его изображение украшает бесчисленные туристические игрушки, майки, бейсболки, брелоки. Велотур между Гранд Джанкшон , Колорадо и Моаб, Юта) известен как Тур Кокопелли.
Также было замечено, что Кокопелли обладает сходством с Рисунками Брэдшоу на северо-западе Австралии.
Кокопелли явно обладает привлекательным и неподвластным времени качеством, которое очаровывает всех, даже в наш современный технологический век.
Современная ваза с изображением Кокопелли сделанная мастером племени Acoma Pueblo