Солнце.
Солярные мифы – мифы,
главным персонажем которых является солнце. В научной литературе солярными
называются также мифы, в которых у героя или героини обнаруживаются солярные
черты, т. е. черты, сходные с признаками солнца как мифологического героя. В
расширительном смысле Солярные мифы относят к астральным мифам.
Детальное
исследование мифов таких народов, как австралийские (вообще, в «примитивных»,
архаичных религиозно-мифологических системах), не подтвердило высказывавшиеся
ранее некоторыми учеными предположения о значимости солнца в мифологиях
наиболее архаичных типов. Таким образом, на смену солярной теории
мифопоэтической школы, пытавшейся вскрыть черты Солярных мифов в большинстве
древних мифологических образов, приходит такая историческая интерпретация,
которая относит нарастание роли Солярных мифов (в частности, по сравнению с
лунарными и другими астральными) к позднейшим этапам мифологии в обществах,
имеющих развитый аппарат власти и достаточно продвинутую технологию (обработка
металлов, использование колесных повозок, запряженных конями).
Важное место солярные
культы занимают в индоевропейской мифологии, где они связываются с культом коня
и образом божественных близнецов (Ашвины, Диоскуры). По индоевропейским
представлениям, Солнце «путешествует» (или «провозится») по небу на запряженной
лошадьми повозке, проезжая за день небосклон. Примеры индоевропейских солярных
божеств – древнеиндийский Сурья, греческие Аполлон и Гелиос, римский Сол.
Во многих
индоевропейских языках Солнце обозначается словом, имеющим корень sol. Так,
слово sol означает «Солнце» на латыни и в современных португальском, испанском,
исландском, датском, норвежском, шведском, каталанском и галисийском языках. В
английском языке слово Sol также иногда (преимущественно в научном контексте)
используется для обозначения Солнца, однако главным значением этого слова
является имя римского бога. В персидском языке sol означает «солнечный год». От
этого же корня происходят древнерусское слово сълньце, современное русское
солнце, а также соответствующие слова во многих других славянских языках.
Солярное
происхождение имеет главное божество зороастризма Митра.
Существенным отличием
развитых Солярных мифов от архаических является включение солнца в пантеон в
качестве главного божества или одного из главных божеств.
Согласно гипотезе
английского этнолога Хокарта, Солярные мифы этого типа характерны для обществ,
в которых увеличиваются функции священного царя или около...
Например, в аккадской
мифологии бог солнца Шамаш исполняет роль судьи и пастуха людей. А в
древнегреческой, Аполлон – несет в себе утонченные аристократические черты.
В мифологиях Египта и
Передней Азии к XVI-XV вв. до н. э. выработались представления о солнце как
единственном царе вселенной (в египетском гимне, составленном в XV в. до н. э.,
солнце называется «одним единственным») и земном царе как солнечном божестве
или сыне бога солнца.
Мотивы и символика Солярных мифов сохраняются в более поздние эпохи (вплоть до средних веков и начального периода нового времени) в качестве элементов официального государственного ритуала и мифо-поэтической образности, связываемой с реальными царями.
Солнце – центральное
и самое большое тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная
звезда-карлик, одна из звезд нашей Галактики (Млечный Путь).
Как и многие другие
природные явления, на протяжении всей истории человеческой цивилизации во
многих культурах Солнце было объектом поклонения.
Мощный культ Солнца
существовал в Древнем Египте, где солнечным божеством являлся Ра. Собственно
этим именем Солнце у них и называлось. У греков Солнце называлось уже
упомянутым выше именем бога Гелиоса (Ήλιος ; также Аполлон и Феб). В Риме –
Сол.
В древнерусском
языческом пантеоне было два солнечных божества – Хорс (собственно
олицетворенное солнце) и Даждьбог. В скандинавской мифологии Солнце (Суль) –
женское божество. Но иногда Солнце называлось глазом Одина. В Восточной Азии, в
частности, во Вьетнаме Солнце обозначается символом 日 (китайский пиньинь rì), хотя есть также и
другой символ — 太阳
(тай ян). В этих коренных вьетнамских словах, слова nhật и thái dương указывают
на то, что в Восточной Азии Луна и Солнце считались двумя противоположностями –
инь и ян. Как вьетнамцы, так и китайцы в древности считали их двумя первичными
природными силами, причем Луна считалась связанной с инь, а Солнце – с ян. У
самых продвинутых астрономов древности, а именно у жителей Месопотамии, Солнце
имело несколько названий-имен. Самые известные – Шамаш, Алам, Гур. В Индии
Солнце – Сурья (санскр. सूर्य Sūrya
«солнце»). У иранцев Солнце – глаз Ормузда. Мухаммад называл его глазом Аллаха.
У инков Солнце называлось Инти или Пунчау. Солнце, находящееся в зените
обозначалось Интип тикнарайан. Восток и место, где восходит солнце – Yntip
lloksimunan, или ceccamunan; запад и место, где садится солнце – Yntip yaucunan
pata. Кольцо солнца или луны – Chimpu. Отклонение солнца от зенита вниз –
Ticnumanta intiñam tticçun. Полное затмение солнца – Yntimtutayan, частичное
затмение солнца – Llantuytucun asnillan. Солнце, поднимающееся к полудню – Inti
ñam tiknurimun. Солнце, опускающиеся после полудня – Inti ttiksumun
ttiksuycumun.
Ацтеки четырьмя
солнцами называли четыре эпохи существования человечества, которые
предшествовали пятой (той, в которой мы живем). Эти эпохи связаны с четырьмя
природными стихиями, странами света и божествами. Первое Солнце, науи-Оцелотлъ
(четыре-Ягуар), связанное с Землей, Севером и богом Тецкатлипокой,
символизирует ночное движение Солнца. Второе, науи-Эхекатлъ (четыре-Ветер),
связанное с Воздухом, Западом и богом Кетцалькоатлем, изображаемым в виде
обезьяны с надутыми щеками,— это заходящее Солнце. Третье, науи-Квиауитлъ
(четыре-Дождь, или Солнце Огненного Дождя), связанное с Огнем, Югом и богом
Тлалоком, уступило место – науи-Атлю (четыре-Вода), соответствующему Востоку,
богине воды Кальчиуитлики, а затем – пятому Солнцу, науи-Оллину
(четыре-Движение), посвященному Тонатиу,— это Солнце погибнет в результате
землетрясения. Символом Солнца, находящегося в зените, выступает бог
Уицлипочтли.
Одним из первых, кто попытался
взглянуть на Солнце с научной точки зрения, стал греческий философ Анаксагор.
Он утверждал, что Солнце – это не колесница Гелиоса, как учила греческая
мифология, а гигантский раскаленный металлический шар. За эти еретические домыслы
он был брошен в тюрьму, приговорен к смерти и освобожден только благодаря
вмешательству афинского государственного деятеля Перикла.
Греческий философ
Аристарх Самосский и древнеиндийские ученые были первыми, кто предположил, что
Земля вращается вокруг Солнца.
— мужское начало;
— сознательный пласт
психики;
— центр в человеке,
самосознание, основа всех его проявлений, канал для выражения активной
творческой энергии; идентификация себя с неким неповторимым «Я»;
— сила воли,
личность, эго; основное выражение индивидуальности человека (источник
самостоятельного действия как основа индивидуальности);
— общий жизненный
потенциал и генеральная направленность сознания, реализуемая в событиях внешней
жизни индивида;
— сущность, ядро,
фокус; основной источник энергии;
— «психологическое
топливо», использование которого дает возможность субъекту достичь желаемой
степени самореализации;
— управление
произвольным контролем над предпринимаемыми действиями; сознательность
целенаправленных действий;
— интеграция,
синтезирование, воссоединение; объединяющее действие вообще;
— чувство собственной
правоты, амбициозность, потребностью в контроле над окружением;
— чувство
собственного достоинства, осознание личной ценности; «царственность»;
— физическая,
жизненная сила; общая витальность организма;
— желание блистать; яркость;
сильное и убедительное самовыражение;
— любовь, счастье, радость;
— вдохновение,
творческий подъем; энергичность;
— цельность,
самостоятельность, независимость;
— личная свобода,
удача, социальный подъем и материальное положение, слава, почести, почет,
уважение, титулы, награды, признательность окружающих или общества;
— практичность,
реалистический образ мышления, терпение, упорство, настойчивость (в знаках
стихии земли);
— легкость ощущения
бытия, возвышенные устремления, идеализм (в знаках стихии воздуха);
— сильная воля, высокие
жизненные идеалы, целеустремленность, желание
быть заметным (в знаках стихии огня);
— неявная импульсивность; восприимчивость, впечатлительность, эмоциональность и экспрессивность ( в знаках стихии воды).
Луна.
С поклонением луне (месяцу, также связь с фазами Луны),
связываются важнейшие моменты хозяйственной и обрядовой жизни. Видимое
убывание и прибывание луны ассоциировалось с убыванием и
прибыванием плодородия и других природных сил, ее периодическое
исчезновение и появление – с представлениями о смерти и возрождении.
Во многих
культурах особыми обрядами отмечается каждое новолуние (начало
лунного месяца). Важнейшие годовые праздники (напр., иудейский Пейсах)
приходятся на полнолуние. К новолунию или к первым двум четвертям лунного
месяца приурочивались важнейшие события – свадьба, начало
сельскохозяйственных работ, постройка дома и т. п.; последние же четверти,
когда луна на ущербе, считались неблагоприятными для этих действий.
Полнолуние признавалось наиболее подходящим временем для сбора
целебных трав, любовной, вредоносной и т. п. магии. Повсеместно
прослеживается магическая связь луны с водной стихией (дождем, приливом).
В дошедших до
нас мифологиях луна, как правило, противопоставляется солнцу ; в
паре c солнцем она может выступать как воплощение либо мужского, либо
женского начала. Женская природа Луны обычно связывается с менструальным
циклом, приуроченным к лунному месяцу. Ассоциация луны с женской, а
солнца – с мужской природой наблюдается как в охотничьих
(напр., у центральноафриканских пигмеев), так и в земледельческих (напр., у
китайцев луна связывается с инь в противоположность солнцу, воплощающему
ян) обществах. С другой стороны, согласно распространенной
гипотезе, ассоциация луны с мужским, активным началом восходит
к палеолиту, что связано с ведущей ролью лунных циклов для измерения
времени в охотничьем обществе, тогда как в неолите, с развитием земледелия
и земледельческого солнечного календаря, основное значение получают
солярные культы и лунные культы вытесняются на второстепенное место и
ассоциируются со вторичным, женским началом.
Луна и солнце
могут выступать в мифах как брат и сестра (часто – близнецы,
напр., богиня луны Тефнут и бог солнца Шу в египитеской мифологии) либо
как супруги. С последним представлением связан широко распространенный
мотив свадьбы Месяца и Солнца (у индоевропейцев, селькупов, кетов,
абхазов, центральноамериканских индейцев и др.). Широко распространены
мифы, объясняющие смену фаз Луны противостоянием светлого и темного
начала. Иногда Луна представляется антагонистом Солнца, настигающего
ее и
режущего своими лучами (напр.,в мифологии народа сан в Южной Африке).
Другая повсеместно распространенная серия мифов – о «лунном человеке»,
поселившемся на луне, чем объясняется происхождение лунных пятен.
У многих народов на луне обитают души умерших; в индуизме души отдыхают
на луне в ожидании нового воплощения.
Лунное божество в
мифотворчестве – некое сверхъестественное существо, связываемое с Луной как
объектом на небе непосредственно. Лунные божества существуют в большинстве
политеистических религий и мифологий. Например, в греческой мифологии
лунным божеством была Селена и, в меньшей степени, Даная и Артемида.
Селена (Σελήνη)
являлась олицетворением луны (греч. σέλας, «свет», «сияние»). В Риме Селене
соответствует богиня Диана (лат. Diana), но посредством Артемиды ; Диана –
богиня растительности, подательница света и жизни, подобно греческой Артемиде,
которая во многом переняла функции Селены. Поэтому ее отождествляли с последней
и в римской литературе приписывали ей все те качества, какие в позднейшее
греческое время были присущи Артемиде. Диана считалась богиней охоты, родов, а
также сосбственно богиней Луны.
В
Римских источниках упоминается и имя Луна (лат. Luna).
Неясно, была ли
Луна чисто латинским божеством или перешла к римлянам от другого народа. Ей не
было посвящено ни празднеств, ни жреческих должностей; её имя не упоминается в
древнем календаре. Часто замечаемое в римской религии сопоставление мужского и
женского божества имело место и в данном случае. Луна почиталась совместно с
солнцем, чьим богом был Сол.
С Луной напрямую
также ассоциировалась и греческая Геката, конечно же...-
богиня магии, всего потустороннего… У древних греков трехдневное
отсутствие Луны на небе называлось «днями Гекаты» – Черной Луны.
Луна –
единственный естественный спутник Земли и единственное нерукотворное
космическое тело помимо Земли, на которое ступала нога человека. Луна
– второй
по яркости объект на земном небосводе после Солнца.
Луна привлекала
внимание людей с древних времен. Во II в. до н. э. Гиппарх исследовал
движение Луны по звездному небу, определив наклон лунной орбиты
относительно эклиптики, размеры Луны и расстояние от Земли, а также выявил ряд
особенностей движения.
Полученную
Гиппархом теорию развил впоследствии астроном из Александрии Клавдий Птолемей
во II веке н. э., написав об этом книгу «Альмагест». Данная теория множество
раз уточнялась, и в 1687 году, после открытия Ньютоном закона всемирного
тяготения, из чисто кинематической, описывающей геометрические свойства
движения, теория стала динамической, учитывающей движение тел под действием
приложенных к ним сил.
В
Месопотамии тщательно изучали движение Луны и кропотливо фиксировали данные.
— женское начало;
— подсознательные
сферы психики; аспекты поведения, определяемые подсознанием;
— реакции органов
чувств; проводник чувств и ощущений;
— «интимное», личное;
— формы внешнего
выражения человеческой индивидуальности; спонтанная импульсивность,
выражающаяся в рефлексах и бессознательных эмоциональных реакциях;
— способность к
адаптации, позволяющая поддерживать существование за счет гибкого управления
поведением (умение приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни); характер и
специфика приспособления к непрестанно изменяющимся условиям жизни;
— вовлеченность или
отстраненность от жизненного потока;
— восприятие; инстинктивная
восприимчивость;
— первичные
потребности и их удовлетворение (в еде, в жилье, в отдыхе и т.д...);
потребность в заботе;
— способность
принятия или отторжения;
— повседневность
вообще, процессы повседневных перемен ; повседневное самочувствие; текущая
эмоциональная настроенность;
— бытовые отношения с
близкими людьми;
— привычные
стереотипы физиологического поведения;
— рефлекторная
впечатлительность;
— интуиция;
— форма проявления
материнских и женских сторон натуры (в женских гороскопах);
— базисное отношение
к женщине и к матери (в мужских гороскопах);
— врожденные
рефлексы; инстинкты; привычки, выработанные в детстве;
— ощущение
безопасности, защиты;
— спонтанные
реагирования, мимолетные настроения;
— память; опора на
прошлое; воспоминания;
— эмоции;
— «зеркало»,
отражения;
— психоанализ;
— замена одного
другим; чередование; стадии; регулярные, циклические изменения, уменьшение,
увеличение, наполнение, расходование;
— чувство телесного
комфорта и психоэмоционального благополучия;
— большая подвижность
и изменчивость; переменчивость вообще;
— способность к
усвоению нового;
— впечатлительность,
фантазирование; мечтательность;
— расслабленность,
отрешенность, лень (пассивность); флегматичность;
— таинственность; скрытность;
уединение;
— подверженность
излишним сомнениям и колебаниям;
— недостаток ощущения
безопасности; покинутость, отторжение, эмоциональный холод;
— тревожность,
нервозность, раздражительность;
— грусть, печаль,
меланхолия;
— психические расстройства;
— алкоголизм,
наркомания;
— иррациональное
чувство страха;
— магия, ворожба;
— вода, источники.
Меркурий.
Сын Зевса и нимфы
Майи, Гермес (Ἑρμῆς) – менее всего «олимпиец». Он сохраняет определенные
свойства, характерные для догомеровских божеств; его представляют в фаллических
формах; Гермес – бог дорог, на их перекрестии нередко устанавливали его
фаллические гермы. Эти гермы обозначали границы чьей-либо собственности, а
также часто стояли при входе в дом. Даже в этот, самый ранний период истории,
Гермес уже обозначает границу между разными состояниями сознания, определяет
порог между домом и внешним миром между внутренним и внешним вообще. Он – бог
порогового, промежуточного пространства, бог перекрестков и неопределенностей.
Нет ничего удивительного в том, что позже он стал ассоциироваться с искусством
магии. Вертикальная форма и размер герм часто провоцировали сравнения с
фаллосом – в конце концов, Гермеса называли «царем нимф», и он был любовником
самой Афродиты.
Он имеет «магический
жезл» и шапку, делающую его невидимым; чтобы защитить Одиссея от чар Кирки, он
открывает ему тайну волшебной травы moly («Одиссея»). Традиционный крылатый
жезл вестника – керикион или кадуцей, способный мирить врагов, Гермес получил
от Аполлона. Кадуцей имел на себе две змеи (в другом варианте – две ленты),
которые обвили посох в тот момент, когда Гермес решил испытать его, поместив
между двумя борющимися змеями. Гермес использовал свой жезл, чтобы усыплять или
будить людей – для того, чтобы передать послание от богов кому-нибудь из
смертных, и чаще всего это делается во сне.
Аналог в Риме – бог
Меркурий (Mercurius, Mirquurius).
Гермес-Меркурий любит
быть среди людей. Зевс говорит ему: «Сын мой, Гермес! Тебе от богов наипаче
приятно в дружбу вступать с человеком» («Илиада»). Но в своих отношениях с
людьми Гермес ведет себя одновременно и как бог, и как «плут», и как умелый
ремесленник. Он – непревзойденный
даритель благ («Одиссея»): любая удача считается даром Гермеса. С другой
стороны, он – воплощение хитрости и плутовства. Ему в этом нет равных. Только
родившись, он крадет коров у своего брата Аполлона. Из-за этих своих
наклонностей он становится товарищем и покровителем воров. Еврипид называет его
«господином тех, кто промышляет по ночам».
Но, покровительствуя
воровству и ночным любовным приключениям, он в то же время является защитником
стад, пастухов и путников на ночных дорогах. По словам Павсания, ни один другой
бог так не заботится о стадах и их приумножении. Гермес – бог дорог, и его имя
произошло от груд камней (liermaion), лежавших на обочинах, куда каждый
прохожий бросал свой камень.
Помимо этого, Гермес
– бог торговли, прибыли, дающий богатство и доход в торговле Он же – бог
атлетов (связь с проворством и реакцией).
Вначале Гермес был,
вероятно, покровителем кочевников и глашатаев, может быть, даже повелителем
зверей. Но греки переосмыслили архаические атрибуты и способности Гермеса в
более глубоком смысле. Быстроногий, он правит дорогами (у него «крылатые
золотые сандалии») и не сбивается ночью с пути, потому что все пути ему
известны. Поэтому он одновременно поводырь и покровитель стад и помощник воров.
И по той же причине он – вестник богов.
Вероятно, те же
свойства сделали Гермеса «психопомпом», проводником душ в царство мертвых: он
помогает умершим попасть в потусторонний мир, потому что знает дорогу и может
ориентироваться в темноте. Но он не бог мертвых, хотя умирающие говорят, что их
забирает Гермес. Он провожает души в Аид, но он же и выводит их обратно на
землю (Персефону, Эвридику или, в «Персах» Эсхила, тень Дария). Отношениям
Гермеса с душами умерших помогают также и его «духовные» способности. Его
хитрость, проницательность, практичность, изобретательность (именно он
открывает огонь), свойство делаться невидимым и в мгновение ока переноситься в
любое место уже говорят о мудрости, особенно же – об овладении оккультным
знанием, что позже, в эллинский период, станет особой привилегией Гермеса.
Главные свойства
Гермеса: ловкость и изобретательность, владычество над темнотой, интерес к
деятельности людей, проводы душ умерших, – будут постоянно переосмысливаться и
в конце концов сделают из Гермеса чрезвычайно сложную фигуру – культурного
героя, покровителя наук и образцовое воплощение оккультного знания.
Гермес открыл способ
рассуждать, определил для всего сущего порядок названий, благодаря которому мы
и обозначаем каждую из вещей при общении друг с другом (язык).
Гермес – один из
немногих олимпийских богов, которые не потеряют своей религиозной актуальности
после кризиса «классической» религии и не пропадут после триумфа христианства.
Превратившись в Тота и Меркурия, он вновь войдет в моду в эллинистический
период, а как Гермес Трисмегист («трижды величайший») просуществует с помощью
алхимии и герметизма до XVII века.
Уже греческие
философы видят в Гермесе персонификацию мышления. Гермес изобрел письмена в
Египте. Он изобрел первые 7 букв, смотря на полет журавлей, он же научил
смертных занятиям в палестре. Установил порядок созвездий и поместил в небесах
букву дельту (первую в имени Дий) – Дельтовидное созвездие.
В некотором роде,
игрок и перевертыш, бог оборотень, юнец и мудрец, Гермес тем самым появляется
на свет для нарушения сложившихся устоев и традиций, он привносит элемент хаоса
в существующий порядок, способствует деидеализации, превращению мира идеального
в реальный. Он классический трикстер – оборотень и для него не существует
привычного понятия о жизни и смерти, потому что игра каждый раз может быть
начата сначала и в любой момент прекращена.
Интересно, но только
Прометей – единственный, кто не поддался
на уловки красноречивого Гермеса, потому что сам не лишен трикстерных качеств.
Гермес зовет Прометея хитрецом, насмешником сверхнасмешливым, предателем богов
и вором огня , а также бесноватым, одержимым, безумцем, глупцом, болтуном и
бахвалом. Прометей не остается в долгу, величая Гермеса хвастуном, выскочкой и
прихлебателем и прислужником богов, вот рядом с каким героем Гермес кажется в
самом деле мальчишкой. Однако сам по себе, не в тени героического Прометея,
одного из последних Титанов, Гермес – сам господин многих искусств, мастер на
все руки, добытчик знаний и инициатор мифологического действия.
Марциан Капелла в
трактате «О браке Филологии с Меркурием» рассказывает, как к свадьбе Филология
получила от влюбленного в нее Гермеса-Меркурия семь подарков – «семь свободных
искусств» – в том числе, астрономию и геометрию.
Люди с глубокой
древности наблюдали за самой быстрой и близкой к Солнцу планетой, которую греки
называли Гермесом, а римляне – Меркурием. Из-за сложности наблюдений люди
долгое время думали, что наблюдавшийся утром Меркурий – это одна планета, а
вечером – совершенно другая. Поэтому и названий у Меркурия обычно было два
(Аполлон и Стилбон (начиная с 200 г. до н.э. – Гермес)).
— ключ к разуму; посредник
между духом и материей; симбиоз интуиции и разума; сила убеждений;
— улавливает
сторонние (чужие) качества и по-своему обрабатывает;
— аналитизм,
логичность, активность интеллекта, «подвижность ума», интеллектуальное мастерство,
интеллектуальные стремления, быстрота мышления и активность ментальных
процессов, привычные направления анализа и осмысления информации;
— мыслеформы;
— речь;
— средства выражения;
специфика изучения человеком самого себя; способность рационально определять
сферу своих интересов и область начинаний;
— познания; характер
сбора сведений, обработка информации, и ловкость в обращении с информацией, порядок
классифицирования данных опыта и интеллектуальное обеспечение конкретных
практических действий; степень умения логически систематизировать информацию;
— наблюдательность,
проницательность; особенности наблюдения за внешней средой, характер
коммуникации с внешней средой (способствует или нет оптимальному
функционированию субъекта в любой среде); возможность быстрой и глубокой
адаптации к незнакомой обстановке; способность реально оценить обстановку; широта
видения рационально понимаемой ситуации;
— особенности методов
получения информации и определение формы ее последующего использования
(специфицирует обучение и научение относительно положения в гороскопе);
— распространение
сведений; посреднические функции;
— красноречие,
мудрость, проницательность,
— чувство юмора, остроумие;
— любознательность; богатая
фантазия и яркое, живое воображение;
— расторопность,
методичность, находчивость;
— способность к
языкам;
— принцип трикстера;
ловкость; хитрость; плутовство; фальсификации;
— «Фигаро тут, Фигаро
там»;
— меткость критики;
язвительность; сарказм;
— болтливость,
разорванность интеллектуальных процессов; поверхностность суждений и
неспособность вести диалог; нетерпеливость (в знаках воздуха и огня);
— криминальный талант
(мошенничество, воровство и т.п);
— двойственность;
неоднозначность;
— спонтанный выбор
тем разговоров;
— связи; круг общения
по интересам, друзья-товарищи, знакомые;
— журналистика,
книги, газеты; любой информационный контент;
— особенности
процесса чтения и стиль письма;
— деловые
предприятия, бизнес; связи-контракты; деньги; торговля; обмен;
— мнения; дебаты,
споры;
— путешествия,
перемещения;
— изобретательство; инженерия;
наука и техника;
— загадки-ребусы,
головоломки; «магия», цирк; алхимия;
— быстрота и
непредсказуемость; ускорение хода событий;
— разные «вкусы и
запахи», которые странны и смешаны;
— разноцветность и
разнофигурность;
— брат, сестра,
ребенок в подростковый период, любой подросток, ученик, студент, младший по возрасту
или социальному положению.
Венера.
Афродита (Ἀφροδίτη, в
древности истолковывалось как производное от ἀφρός – «пена» и ее называли
«рожденная из пены морской» которая возникает из Хаоса и танцует на поверхности
моря) – в греческой мифологии богиня красоты и любви, включавшаяся в число
двенадцати великих олимпийских богов. Она также богиня плодородия, вечной весны
и жизни, а также «детопитательница».
Ее римский аналог –
Венера (Venus). Veneris значит – «плотская любовь». Но стоит уточнить, что
изначально римская Венера была богиня садов и плодородия, уже позже была отождествлена с греческой
Афродитой и стала богиней любви и красоты, хотя это не первичная ее функция.
Афродита-Венера имеет
длинную родословную, что уходит корнями в древний Шумер, где она была известна
как Инанна. Вавилоняне и их преемники называли ее Иштар. Иштар была богиней
«свободной любви» и вообще страсти, – под которой вавилоняне подразумевали тоже
самое, что и мы сегодня. Для древних любовь в браке и любовь-страсть были
определенно разными вещами. Когда в Древней Греции девушки выходили замуж, они
возлагали свою косметику и красивую одежду на алтарь Афродиты, символизируя тем
самым прощание с ее царством и вхождение в царство Геры, богини супружеской
любви.
В наиболее
традиционных культурах мира эротическая и супружеская любовь считались не
только разными, но и несовместимыми вещами, и всего несколько столетий назад
весь западный мир придерживался той же точки зрения. Собственно, – это история
противостояния Афродиты-Венеры и Геры-Юноны. Стоит отметить, что и
богини-девственницы (Афина, Гестия, Артемида) – не любят «дел» Афродиты. Богини
судьбы наделили Афродиту лишь одной божественной обязанностью – творить любовь,
но однажды Афина застала ее тайком сидевшей за прялкой. Посчитав это
вмешательством в свои дела, Афина пригрозила вообще бросить свои обязанности.
Афродита извинилась и с тех пор больше никогда не прикасалась ни к какой
работе.
Классическая Афродита
возникла обнаженной из воздушной морской раковины вблизи Кипра – отсюда
прозвище «Киприда» – и на раковине добралась до берега. Оры в золотых диадемах
увенчали ее золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами, а боги
дивились ее прелести и возгорались желанием взять ее в жены.
«Золотистая» – самый
частый эпитет у греков при описании Афродиты, означавший для них «прекрасная».
Слова золотой мед, золотая речь, золотое семя лингвистически связаны,
символизируя деторождение и вербальное творчество – глубочайшие ценности
Афродиты. Она была связана с целующимися и воркующими птицами любви, и с
лебедями, известными своей красотой и тем, что навсегда соединяются в пары; с
цветами, особенно розами, традиционным даром любовников; со сладким ароматом
фруктов, особенно золотистых яблок.
Величайшие поэты и
драматурги упражнялись в красноречии, воспевая эту богиню, а также повествуя о
ее приступах безумия, когда она страдала от неразделенной любви. Ее вечный
спутник (но не любовник) – Эрос (Эрот), божество любви. В поэме Парменида
Афродита выступает как мать Эроса.
Важный атрибут
Афродиты – пояс (пояс Афродиты), в котором были заключены любовь, желание,
слова обольщения; он делал любого влюбленным в его хозяйку. Этот пояс порой
заимствовала у Афродиты Гера, когда хотела разжечь в Зевсе страсть и тем самым
ослабить волю своего могущественного супруга.
Во время вызванного
Эридой спора о том, какая богиня – Гера
, Афина или Афродита – самая красивая, царевич Парис принял решение в пользу
Афродиты и отдал ей золотое яблоко. За это она пообещала Парису любовь Елены,
помогла ему похитить ее и следила за прочностью их союза, хотя Елена и бранила
ее. Во вспыхнувшей по этой причине
Троянской войне Афродита защищала троянцев.
Стоик Зенон
истолковывал Афродиту как «силу, которая надлежащим образом связывает отдельные
части чего-либо друг с другом». В системе Прокла среди двенадцати свободных
богов Афродита входит в возвышающую триаду вместе с Гермесом и Аполлоном, она –
«первая действующая причина эротического дыхания, пронизывающего всё; она
сближает те души, которые ведет ввысь, с прекрасным». Согласно Евгемеру,
Афродита – женщина, которая
изобрела проституцию.
Афродита-Венера, во
многих смыслах, последняя из язычниц. Церковь не могла одобрить откровенной
чувственности Венеры, и за первое тысячелетие христианства ее образ практически
исчез из виду, вытесненный ликом Мадонны. Ho она выжила, даже будучи загнанной
в подполье.
Планета, которую мы
ныне знаем как Венера – наиболее почитаемая в древности. Получила она имя
богини красоты и любви по причине своей яркости и заметности в ночном небе. Во
всем мире люди, как правило, повторяли ошибку древних греков, считая Венеру
двумя разными светилами – как «утреннюю
звезду» (Геспер) и как «вечернюю звезду» (Фосфор). Когда греки убедились, что
Геспер и Фосфор – это, действительно, одна планета, а не две, появилось и ее
божественное название Афродита, также приведенное Аристотелем и его учителем
Платоном, впоследствии ставшая известной как римская Венера. Исключительно
пристальное внимание этой планете уделяли шумеры. Вавилонские астрономы –
особенно. Они называли ее – Иштар.
— ключ к социальным
отношениям; привязанность; взаимодействие;
— дружелюбие и
любовь, согласие и сотрудничество, гармония и взаимопонимание, миролюбие и
удовольствия, сердечность; любезность, деликатность, учтивость;
— компромиссы, гармонично
разрешаемые возникающие противоречия;
— потребность в
контактах с другими, тенденция к гармонизации форм отношений (на базе обоюдно
принятой системы ценностей); потребность выбирать и привлекать;
— способ выражения
симпатий и критерии ценностей;
— любовь и красота в
их земном измерении;
— точная гармония,
соразмерность и уравновешенность частей, акцентуация на эстетическом моменте;
— эмоциональная
сфера, желания, влечения;
— влюбчивость; формы
проявления чувственной любви;
— любовь к
чувственным удовольствиям, способность наслаждаться;
— соприкосновение со
сферой любви приводит в действие могущественные силы, – осуществляется и
творческая, и порождающая функции;
— необузданные порывы
страсти; пылкость любви;
— чувство
прекрасного, вкус; развитость чувства формы, восприятие красоты, интерес к
искусству;
— потенциал
творческих способностей; талант в области изобразительного творчества, поэзии и
т.п.; артистичность;
— пластичность,
нежность, восприимчивость, чувство такта и романтизм; симпатичность;
— стремление к
обретению гармонии посредством создания системы ценностей, содержащей идеи и
предметы, значимые для субъекта;
— специфика канона
красоты как интегрального воплощения взятой на вооружение системы ценностей;
— элегантность и
шарм; обаяние и соотв. способность к поддержанию взаимовыгодных контактов с
любым индивидуумом, с любым существом и «предметом»;
— вовлечение в различные
деятельности при условии, что они будут способствовать достижению большей
степени внутреннего и внешнего равновесия;
— развитие навыков
нравиться, очаровывать, соблазнять, а также привередничать, переживать зависть
к тому, чем обладают другие;
— идеализм;
— высокие чувства к
женщинам, тип женщины который притягивает телесно или духовно (в мужском
гороскопе); характер и сила проявления женственности, способ и манера
соблазнять и любить (в женском гороскопе);
— «малое счастье»;
удача; благополучие;
— душевное
спокойствие; соразмерность настроения; равновесие во всем как на духовном, так
и на душевном и физическом плане;
— здоровье,
наполненность жизнью;
— слезливая
сентиментальность, чрезмерная впечатлительность;
— соблазн, искушение;
— эротика;
— халатность; легкомысленность,
ветреность, непостоянство, капризы;
— гедонизм; расточительство,
роскошь, потворство своим желаниям; лень, праздность;
— похотливость; вульгарность,
этическая беспринципность;
— браки и союзы;
— материальные
приобретения; «драгоценности и сладости»;
— приятные источники,
зеленеющие луга, сады, наполненные цветами, танцевальные залы;
— светские
мероприятия, банкеты, салоны, балы и карнавалы, праздники души и тела.
Марс.
Марс (Mārs, Māvors,
Māmers) – один из главных римских богов, источник силы и воли к победе.
Божество войны в том числе. Его фактический аналог в греции – Арес (Арей,
Ἄρης,). С некоторыми важными «но»-отличиями… В греческой мифологии нет
упоминаний ни об одном храме, посвященном Аресу. В них не было необходимости:
поля сражений считались его храмами, мертвые – жертвоприношениями ему, а
грифы-стервятники – его священными животными; этого бога боялись, но не любили.
Если греки относились с неодобрением к этому богу страсти, агрессии, напора и
войны, то римляне глубоко восхищались им и возводили в его честь множество
храмов (чего греки не делали). Постепенно его образ слился, собственно с
Марсом.
У Гомера Арес –
яростный бог, для которого нет ничего приятнее сражения, губительной вражды и
смертоубийства; он унаследовал сварливый и неуступчивый характер своей матери
Геры. Ненасытный в бою и не различающий правых от виноватых, бросается он от
одной воюющей стороны к другой в сопутствии своих сыновей Деймоса и Фобоса
(страх и смятение-ужас).
Арес олицетворял
собой спонтанность, сиюминутный интерес, силу желания, напор, азарт, любовь к
сексу и физической активности. Он необуздан, громко заявляет о своем
недовольстве и мгновенно вспыхивает гневом в ответ на малейшую провокацию. Он –
«гремит и клокочет». Однако, тот же Гомер с пиететом посвящает ему гимн
(отрывок):
О многомощный Арей, златошлемный, тяжелоколесный,
щитоноситель, храбрец, градодержец меднооружий,
сильный десницею, скорый копьем, охранитель Олимпа,
ратной Победы родитель, радетель Истины правой,
лютый врагов утеснитель, бойцов доброчестных водитель,
мужества скиптодержатель,
по горнему кругу стремящий
Нам воссияй с высоты! лучистого пламенем света
нас укрепи, взбодри, взъяри!
Уже в Риме, Марс –
одно из важнейших божеств римской государственной религии, составлявшее, вместе
с Юпитером и Квирином, триаду воинственных богов – хранителей государства, к
которым взывали о победе в сражении. Как отец Ромула, Марс был отцом
воинственного римского народа (Mars pater, Marspiter) и помог ему приобрести
счастливыми войнами господство над миром. Полководец, отправляясь на войну, шел
к храму Марса и, потрясая там священный щит и копье бога, говорил: «Бодрствуй,
Марс!».
Древнейшее из
дошедших свидетельств о Марсе – это обращенная к нему молитва с просьбой об
отвращении бед и опасностей, которая произносилась во время священнодействий,
справлявшихся арвальскими братьями.
К военной функции
Марса помимо всего прочего относились весенние пляски жрецов Марса – салиев,
содержавшие сложные танцевальные элементы (прыжки, вращения, повороты) и
исполнявшиеся ими в вооружении (со щитами и небольшими мечами в руках).
В действительности,
Марс, сражающийся бог, может быть мобилизован также способствовать процветанию
животных и полей, особенно отвращать от них демонические и атмосферные напасти,
что мифологически является обязанностью сражающегося бога… Но это не позволяет
помещать центр тяжести образа Марса вне его обычного домена: а это –
свирепость, война, победа! Существует также точка зрения, что сначала Марс был
богом враждебного окружения общины, богом дикой природы, всего, что находится
за общинными границами. И из этой первоначальной роли Марса как бога внеобщинного
пространства развилась его функция бога войны.
Однако, как многие
великие боги древних мифологий, Марс имеет двойственную природу: он может быть
и жестоким, и добрым богом. И в трактате Катона «О земледелии» Марс выступает
уже как благодетельный бог-защитник.
Олицетворение этого бога в небе, – планета Марс, символизирующая те-же приципы что были описаны выше. Красноватый Марс всегда ассоциировался у древних с цветом крови, цветом войны и агрессии. Кстати, в классической астрологии Марс – главный «вредитель» гороскопа.
В современном мире
архетип Ареса-Марса определяет количество и качествo энергии, смелости и силы,
желания заявить и «прокричать» о себе как можно громче и звонче… без него
недостает энергии и драйва. И авантюризма. При этом, Арес-Марс может быть – и
хамоват-простоват и замысловат одновременно.
— динамизм действий; способность
к действенной реализации намерений во внешней среде благодаря активности
поведения; активные влияния индивидуума на мир; пробивная сила в жизни;
— созидание или
разрушение (в зависимости от точки приложения силы);
— стремление к
достижению целей путем борьбы, победы и преодоления; желание добиваться и
завоевывать, разрушать чуждое и силой утверждать свое; тенденция к
самопроявлению в форме полной автономии и последовательной независимости;
— амбиции, умение
воплощать задуманное в жизнь; жажда признания и одобрения;
— инстинкт выживания;
борьба с внешней агрессивной средой;
— быстрота суждений,
решений и действий, ясность взглядов, убежденное самовыражение;
— ключ к желанию и
действию; «чтобы мочь, нужно верить, что можешь»;
— победа над
колебаниями ума, слабостью и страстью сердца;
— стремление к личной
и духовной свободе, независимости и самостоятельности;
— динамическая
энергия усиления, ускорения и интенсификации процессов;
— кинетическая воля; агрессивный
порыв;
— способность
убеждать, напористость;
— защита, оборона;
— доблесть, отвага;
сила воли;
— приобретение
мужества;
— большой энтузиазм и
оптимизм, уверенность в своих силах и возможностях, бодрость духа:
— гордость, сильная
самодисциплина, самоконтроль, самообладание;
— физическая сила,
мужественность и боевитость (как в мужских, так и в женских гороскопах);
силовые характеристики всякой активности субъекта вообще;
— способность силовым
образом контролировать окружающую среду;
— облик идеального
партнера, присутствующий в глубинах подсознания (в женских гороскопах и в
гороскопах гомосексуалистов);
— заметное
нетерпение, агрессивность; склонность к возражениям, противоборству;
— напряженность темперамента;
возбуждение;
— риск, азарт;
аффект;
— страсть, желания;
секс, напряженность сексуальных влечений;
— животная природа; диковатость;
— определенные
телесные возбуждения, активность физическая; спорт;
— нарушения
равновесия; перемены;
— вторжение;
нападение;
— ярость; дерзость;
гнев;
— наказание врагов;
мстительность;
— жажда доминировать,
нетерпимость и готовность нарушать свои обязательства;
— насильственность, жестокость;
ревность и грубость;
— скандальность, склонность
к преувеличению; чрезмерность; overdone;
— неосторожность,
импульсивность, беспокойство;
— проявление
антипатии, отвращение, разлад в отношениях, разрыв, разлука и расставание;
— «малый вредитель»,
«преступник»;
— война, сражения,
конфликты; пожары, бедствия вообще; действие внезапно, сильно и разрушительно;
— несчастные случаи; ранения,
травмы; убийства;
— хирургическое
вмешательство;
— оружие; укрепления;
«колючки-иголки»; станки, машины, тяжелые приборы;
— те вкусы, которые
горьки, едкие и которые колят язык и те, которые называют «вызывающими
слезами», которые заставляют плакать.
Юпитер.
Зевс (Ζεύς) в Греции,
Юпитер (Iupiter) в Риме, – сын Крона и Реи, отсюда Κρονίων, Κρονίδης,
Saturnius; брат Посейдона, Гадеса, Гестии, Деметры и Геры, муж Геры,
могущественнейший и высочайший из богов греческого народа, державный властитель
мира. Главный из богов-олимпийцев. Греки называли его Отец Зевс, и его
латинское имя Юпитер также объединяется со словом «отец». Он патриарх Олимпа и
имеет несколько общих характерных черт с «современным отцом небесным»,
старозаветным Яхве. Хотя строго говоря, он не является отцом человечества в
целом, его отеческая роль часто обобщалась и до этого понимания, и Гомер
регулярно ссылался на него как на «отца людей и богов». Гомер описал Зевса как
«непобедимого, который разрушил башни многих городов и сделает это еще не раз».
Самый совершенный
идеал Зевса воспроизвел Фидий в статуе этого бога в Олимпии; сюжетом для статуи
послужило одно место из Гомера. Эта статуя представляет Зевса как всемогущего
властителя, всюду побеждающего и милостиво исполняющего просьбы людей. Он
представлен здесь сидящим на троне, украшенном золотом и слоновой костью. Само
тело сделано было из слоновой кости, а одежда, спускающаяся на бедра, из
золота.
По мифу, низвергнув в
союзе со своими братьями своего отца Крона и титанов, он разделил с ними мир:
Посейдон получил море, Аид-Гадес – подземный мир, а сам Зевс небо; земля же и
Олимп были их общим достоянием. Как старший, сильнейший и умнейший (по Гесиоду
же, который говорит, что совершенное следует за несовершенным, он младший), он
имеет верховную власть над остальными: он царь богов. Его власть больше власти
всех остальных богов вместе ; поэтому все его боялись и почитали. Впрочем,
периодически в мифах некоторые боги оспаривают у него власть (например,
Посейдон), но их старания остаются напрасными.
Зевс господствует на
Олимпе, горе Фессалии, вершина которой покрыта снегом и уходит в небеса, эфир и
облака. Небо есть его настоящее
местопребывание; он производит всякие небесные явления. Он бросает молнию, свое
страшное оружие, производит гром, собирает и разгоняет облака; а когда он
потрясает своей страшной эгидой, то происходят бури и непогоды; с другой
стороны, он же и успокаивает элементы, дает ясный день, посылает попутный
ветер.
Он властвует над
людьми подобно тому, как господствует над богами и природой. Судьба людей
находится в его руках. В его чертогах стоят два сосуда: в одном сосуде
находятся злые дары, в другом – хорошие; он разделяет их по своему усмотрению;
он взвешивает судьбу людей на золотых весах. Хотя он часто отождествляется с
роком-судьбой, но все-таки и против него выступает Μοῖρα (Мойра, мойры), как
самостоятельная сила, которой он не может избегнуть.
Зевс-Юпитер –
император античного мира. В его распоряжении – обустройство условного
«государства». Всякий порядок в жизни людей, законы, право – идут от Зевса и
находятся под его покровительством. Как царь богов, он есть также и учредитель
царского достоинства на земле. Он наблюдает за исполнением законов, за
соблюдением клятвы; он – покровитель народных собраний и совета; Фемида, Дика и
Немесида (богини справедливости) – его союзницы. Подобно тому, как он охраняет
государство, он охраняет семью и дом; поэтому он имел в середине каждого
богатого античного двора алтарь. Он оберегает права гостя, беглеца, просящего
защиты и вообще всякие постановления законов, обычаев и религии. Как
властитель, повелевающий всем, он знает будущее и настоящее; отсюда он бог
всевозможных пророчеств, бог голосов и звуков; он возвещает о судьбе, о своей
воле посредством всевозможных знамений, сновидений, молнии и грома, полета птиц
и оракула. Аполлон – его сын (также великий прорицатель) есть только язык
своего отца. Но этого всеведущего и всемудрого бога можно было обмануть и провести.
Он находится также во власти Ἄτη (ослепления).
Все греки почитали и
признавали его высочайшим божеством. Самым блестящим праздником в честь его
были общественные игры в Олимпии, в которых принимали участие греки всех племен
и земель.
Как бога природы и оракула
его чтили уже с древнейших времен в Додоне. Его считали богом, посылавшим
плодородие и пищу, господствовавшим в эфире и открывавшим свою волю посредством
шума деревьев.
У Зевса богатое
потомство (от Геры, Латоны, Майи, Дионы, Семелы, Фемиды, Евриномы, Мнемосины,
Деметры). Афина родилась из его
собственной головы, после того как он проглотил свою первую жену – Метиду
(мудрость). Кроме того, от него произошло множество героев, между которыми
самые замечательные: Геракл, сын Алкмены, Персей, сын Данаи, Кастор и Полидевк,
сыновья Леды.
Из эпитетов его стоит
указать еще и на следующие: ἀλάστωρ и ἀλιστήριος — мститель, ἀλεξίκακος —
отвращающий несчастья, ἐλευθέριος, ἐφέστιος — покровитель дома, γαμήλιος и
ζύγιος — покровитель брака, γενέθλιος — родоначальник, Ἑλλήνιος, Πανελλήνιος;
ὑέτιος — ниспосылающий дождь, ὓπατος, ὓψιστος, Ἰδαῖος; καθάρσιος — очиститель,
καταιβάτης — нисходящий сверху, громовержец; μειλίχιος — милостивый; μόριος —
покровитель маслин; νικηφόρος, πατρῷος, φράτριος — защитник фратрий, φύξιος —
покровитель бегства, πολιεύς — защитник города, σωτήρ, σαώτηρ, στράτιος.
Римский Юпитер
совершенно одинаков по значению и функциям. Он есть небесный отец, властитель
неба, от которого исходят все небесные явления (Fulminator, Tonitrualis,
Pluvius, Serenator, Lucetius, Diespiter). To место, в которое ударяла молния,
считалось священным и было освящаемо понтифексом. Понтефекс собирал землю, на
которую упала молния, и закапывал ее вместе с кремнем, символом молнии; тихо
читая молитву, он освящал место приношением в жертву двухгодовалой овцы
(bidens, почему и место называлось bidental), воздвигал жертвенник и окружал
это место оградой, чтобы никто не ходил по нему (puteal).
Будучи царем
небесным, он был в то же время властителем и правителем всего мира. От него
зависела судьба и отдельных лиц, и целых народов и государств. Как высочайший и
лучший (Optimus, Maximus), он был по преимуществу защитником Римского
государства, которому он предназначил владеть миром; он был самым главным богом
римской религии. На Капитолии, в средоточии римского государства, стояло
важнейшее святилище его (Capitolinus). Tак как он предводительствовал войсками
в сражениях и доставлял победы, то он назывался Imperator, Victor, Opitulator,
Stator (останавливающий бегство).
Как и все успешные
правители, Зевс-Юпитер в античном мифотворчестве предстает самым умелым
стратегом и владеющим искусством создания союзов, – что помогло ему справиться
с титанами. Эти же качества позволили ему установить и укрепить свою власть. И
самая важная черта Зевса состоит в том, что он умеет навязывать свою волю
другим.
Зевсу как и Юпитеру
посвящены были – орел, скипетр, громовой молот и чаша, как знак его культа; как
покровительствующий состязаниям и дарующий победу, он носил в руке Нику. Орел
все же – один из главных его сопроводителей.
Архетип Зевса-Юпитера
представляет из себя чистый принцип исключительной ВЛАСТИ и патриархата. Он
властная авторитетная фигура, способен гневаться и наказывать, но он также
расположен поощрять и оберегать.
Юпитер – планета
известная и наблюдаемая с древнейших времен. Поскольку очень яркая Венера видна
лишь по утрам и вечерам, место ярчайшего светила среди ночи принадлежит
Юпитеру. Отсюда и его древнегреческое имя – «Фаэтонт» (Φαέθων - блистающий,
лучезарный). Греки именовали его также Διὸς ὁ ἀστήρ – «звезда Зевса». Римляне
дали этой планете название в честь Юпитера. Так и пошло...
— авторитет, влияние;
протекция; репутация;
— отцовство; архетип «отца-основателя династии»;
— глобальный обзор;
— значительные знания
и умения; высшее образование;
— большие дела,
высота, рост;
— принцип
справедливости, постижение основ общественной иерархии;
— милосердие,
дружелюбие; сердечность; установление законных и справедливых отношений с
людьми; альтруизм; меценатство; широкие жесты;
— взгляды, убеждения;
внутреннее познание, собственная совесть;
— моральные и
этические правила;
— сознательная
позиция, точка зрения, ставящая самообладание, рассудок и волю выше всех
остальных качеств;
— слава, почести;
мирское признание – популярность;
— мудрость, величие,
достоинство; мир могущественных людей, обладающих политической или
экономической властью;
— средства,
используемые для приспособления к окружающей среде, активной социальной жизни; социальный
запрос к индивидууму;
— тяга к общественной
жизни;
— стремление к
преодолению собственной ограниченности за счет расширения сферы влияния и
увеличения числа значимых социальных контактов;
— стремление к
достижению более высокого социального статуса;
— ощущение своего
могущества, силы, расцвета, удовлетворенности, уверенности;
— способность к
включению в социальные организации, умение социализироваться; отношение к
общественной жизни, принятие личностью законов поведения в обществе; процесс
усвоения социальных ценностей;
— способность к ориентации
во внешнем мире и целенаправленной деятельности по достижению желаемого;
— ментальное и
эмоциональное совершенствование; развитие личности и непрестанное повышение
уровня притязаний; стремление самостоятельно определять направление развития;
— возможность
расширения творческих горизонтов; горизонты познания; умение воспринимать
новое; широта взглядов и интересов;
— экспансия,
завоевание новых пространств; стратегии и
искусство создания союзов; широкий кругозор и одновременно способность вычленять отдельные важные детали;
— стремление владеть
собственной территорией;
— глубокое осознание
человеческой природы;
— развитие навыков,
необходимых для анализа больших массивов информации;
— абстрактное
мышление;
— философские
измышления и рефлексии;
— «большое счастье»,
удачливость; процветание, возможности;
— жизненный дух и
все, что касается продления и поддержания в хорошем состоянии, полноты и роста;
— исключительная
убежденность в собственной правоте; способности быстро принимать решения и влиять
«издалека»;
— гостеприимство;
— юмор, искренность,
открытость;
— организованность и
эффективность;
— социально
одобренные пути расширения сознания – книги, библиотеки, своя и чужая культура,
путешествия и изыскания в дальних странах;
— законы и правосудие;
карательная власть;
— социальные и
культурные ценности общества;
—
научно-исследовательская деятельность; взгляды и чаяния исследователя;
— крупный бизнес; политика;
международные отношения;
— теология, этика,
педагогика, юриспруденция, философия, социология и общественная психология;
— праздники, юбилеи,
ритуалы, конференции, совещания, симпозиумы, международные встречи,
благотворительные акции, развивающие беседы, лекции, пожертвование, заключение
мира, пакты, амнистии;
— среди вкусов – все,
что есть нежного и приятного;
— навязывание своей
воли другим;
— солидность,
важность;
— претенциозность, напыщенность, самомнение самодовольство;
— экстравагантность,
склонность к преувеличениям;
— морализаторство;
— снобизм,
надменность, ханжество;
— гедонизм; ощущение
увеличивающегося аппетита, гурманство, расточительность;
— «кто сильнее, тот и прав»;
«власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно».
Сатурн.
У римлян бог Сатурн
(Saturnus) был отождествлен с греческим Кроном. В то время как Крон позже стал
ассоциироваться с Хроносом, богом времени. Отсюда, – Кронос (Хронос). Превычное
для всех...а на самом деле – довольно замысловатая в своем развитии структура:
Крон – Хронос – Сатурн.
Сатурн был древним
царем богов, которого сменил на престоле его сын Юпитер. Считалось, что он
правил в архаическом золотом веке человечества, когда земля дарила свои плоды в
изобилии и у каждого было вдоволь еды. Это Сатурн в Риме. Но и Крон – в
древнегреческой мифологии – верховное божество, по иному мнению титан, младший
сын первого бога Урана (неба) и богини-демиурга Геи (земли), также, – бог
земледелия. И плодородия.
Сатурн
(ассоциировался с корнем sat – «сеять») – один из древнейших римских богов. Уже
в 497 г. до н.э. ему был посвящен храм на Форуме на месте бывшего там алтаря.
Сатурналии – это празднества в честь него, которые приходились на конец
декабря. Во время Сатурналий избегали каких либо общественных дел, суды были
закрыты, не начинались войны и не наказывались преступники.
На время Сатурналии
различие между господами и рабами как бы упразднялось – раб получал возможность
поносить своего господина, напиваться, подобно свободным, сидеть с ними за
одним столом. Причем его нельзя было даже словесно упрекнуть за проступки, за
которые он в любое другое время был бы наказан побоями, тюрьмой или казнен.
Более того, господа менялись местами со своими рабами и прислуживали им за
столом; с хозяйского стола убирали не раньше, чем окончил свою трапезу раб. Эта
инверсия ролей заходила так далеко, что каждый дом на время превращался во
что-то вроде микрогосударства-структуру, в котором все высшие государственные
посты занимали рабы – они отдавали приказания, устанавливали законы, как если
бы были консулами, преторами или судьями. Бледным отражением власти, которой на
время Сатурналий наделялись рабы, было избрание при помощи жребия лжецаря, в
котором принимали участие свободные граждане. Лицо, на которое падал жребий,
получало царский титул и отдавало своим подданным приказания шутливого и
нелепого свойства.
Вольности, даваемые
рабам во время этого праздника, были, как считалось, подражанием общественному
устройству века Сатурна и что сами Сатурналии почитались не более и не менее
как временным возрождением или реставрацией эпохи правления этого доброго монарха.
В конце концов, этот
добрый бог Сатурн, этот царь царей неожиданно удалился в мир иной, но люди
отдаленных эпох продолжали хранить память о нем, воздвигать в его честь
святилища и называть его именем многочисленные холмы и возвышенности Италии.
Практически
однозначно предполагается, что и Крон, и Сатурн ведут свое происхождение от
древнейших средиземноморских - догреческих и доримских божеств, культ которых
был связан с человеческими жертвоприношениями, призванными обеспечить
плодородие земли и всеобщее благоденствие. Именно как пережитки человеческих
жертвоприношений многие авторы рассматривают обычай дарить терракотовые
человеческие фигурки во время Сатурналий, а также возможную связь культа
Сатурна с гладиаторскими боями и то, что партнершей Сатурна по культу была
богиня Луа, которой посвящалось оружие, снятое с убитых врагов.
Не позже начала III
в. до н.э. Сатурн стал отождествляться с Кроном-Кроносом/Хроносом (пожирающим
своих детей, – читать соотв. миф), что дало повод интерпретировать его как неумолимое
время, поглощающее то, что породило, или как семя, возвращающееся в породившую
его землю. Время это конечность. Это идея конца. А идея конца это смерть. Таким
образом Хронос-Сатурн ассоциировался и со смертью. Жизнь – это медленное
привыкание к смерти.
Кстати, в орфической
космогонии, Хронос порождает Эфира и Хаоса и делает из них серебряное яйцо. Из
него вышел перворожденный из богов Фанет (другие имена его – Эрот, Метис,
Эрикапей), который родил первое поколение богов. По одному из описаний, Хаос
породил самое древнее, что было в нашей начинающейся Вселенной – Время. И
эллины звали его Хронос. Время. И теперь уже все происходило во времени, так
как пространство еще только зарождалось. Хронос породил три стихии – Огонь,
Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля.
Таким образом, ряд:
Крон-Кронос/Хронос-Сатурн уже в более позднее время стал идентифицироваться как
один цельный принцип. Ограничение. По жизни, во времени…как повод для
размышления и подведения итогов.
Кстати, образ Сатурна-Кроноса-Хроноса стал аллегорически
ассоциироваться и с образом «старика», и приобретать действительно демонические
черты. Во многом благодаря отождествлению с ощущением «приближения смерти»
(читай: старения).
Видимо,
Крон-Кронос-Сатурн – исключительно противоречивый образ, который включает в
себя принципы «процветания, всеобщего благоденствия», рождения и одновременно –
…забвения. И его главный атрибут – серп или коса. Он – великий жнец. Как и
песочные часы. Что также связано с темами смерти (читай: большая жатва).
То есть, согласно
теории отождествления имен Хроноса и Кроноса, последний стал представлять
разрушительную концепцию времени, которое «поглощает все вещи», и которая была
выражена буквально также и через мифологему, когда Кронос – титан пожирал своих
детей – олимпийских богов – прошлое поглощало будущее, старшее поколение
подавляло следующее поколение.
И «Кронос, пожирающий
своих детей» – этот образ часто стал восприниматься уже позже как сюжет некоего
фильма ужасов. Тот же Ф. Гойя красочно изобразил его римского аналога Сатурна
(«неумолимое Время») безумным монстром-гигантом, терзающим плоть. И такой образ
Крона-Сатурна пустил глубокие корни общественном сознании. Но образ этот, –
«ускользающий»…
Также, стоит обратить
внимание на то, что дети, поглощенные Кроном, опасающимся за свою власть,
остались не только живыми, но и целехонькими. Поэтому стоит говорить не столько
об их съедении, сколько о некоем присоединении, о вхождении в полноту-структуру
Крона-Кроноса-Сатурна.
Архетип Сатурна в
современном контексте, – это вне нашего воздействия «структурирование» и некий
божественный порядок для «здесь и сейчас», при однозначном понимании окончания
этого процесса рано или поздно (что делать дальше, – думаем сами). Подобное
может персонифицироваться и в некий образ, – «строгого судьи», например. Можно
сказать, что консерватизм и определение четких границ «что можно, а что
нельзя», – это про Крона-Сатурна. Размышления и глубокомысленные погружения –
также сюда….
Олицетворение этого
бога в небе, – планета Сатурн, символизирующая те же принципы что были описаны
выше. Сатурн – самая дальняя (и медленная) планета нашей Солнечной системы,
которую без проблем можно наблюдать невооруженным глазом. Что и делали наши
предки еще с самых стародавних времен.
— «Старшая сила»;
— мудрость, исходящая
из накопленного опыта;
— процесс духовного
созревания;
— безупречный ум,
глубокий и проницательный;
— теории и научные
закономерности;
— организация, конкретизация,
дисциплина и порядок; развитое чувство
ответственности;
— выдержка и
осторожность;
— чувство
собственного достоинства;
— ключ к способностям;
профессиональное совершенствование и практическая реализация;
— умение сохранять
достигнутое и поддерживать стабильность обретенной формы; устойчивость;
— потребность в
стабилизации, в привязанности к традиционным формам жизни, в необходимости
удовлетворения потребности в безопасности;
— концентрация,
фокусировка, определенность направлений;
— организованный,
систематичный и терпеливый труд;
— ничего не дается даром,
все необходимо зарабатывать собственным трудом, до многого доходить своим умом
и опираться на собственный опыт;
— большая награда за
усердие; истинное понимание ценности затраченных усилий;
— благоденствие, как
ощущение вследствие оправданных значительных энергетических затрат и
самоограничений;
— жизненная
необходимость определенных ограничений и установление пределов для достижения
целей и роста;
— принцип
ограниченности времени, отведенного на реализацию определенных программ;
— вдумчивость в процесс;
осознание цели;
— трезвость в
суждениях, системность оценок;
— холодность, сухость
и расчетливость любым суждениям и определениям; суровость;
— консерватизм; традиционализм;
ортодоксальность;
— преклонение перед
буквой закона; ответственность за следствие творимого;
— кристаллизация,
структурирование; отвердевание;
— развитие
практического видения мира; реалистичное отношение к жизни;
— склонность к
интровертивным стилю мышления и активности; сдержанность, скованность,
ущемленность, фрустрированность;
— «самозаточение»;
— действие медленно и
прочно;
— длительные
напряжения; терпение;
— смена поколений;
смена парадигмы;
— задержки,
торможения;
— тяжесть судьбы;
долги и обязательства;
— действия и желания
наталкиваются на сильное сопротивление среды;
— «большое несчастье»; страдания;
— болезненные
переходы из одного состояния в другое;
— жесткие,
насильственные ограничения и установления; налагаемые извне принудительные
правила; заключение в рамки; подчинение догмам;
— принуждение против
воли;
— вынесение
приговора; назначение режима;
— меланхолия;
депрессивные состояния;
— ощущение
безысходности; «запах смерти»;
— пессимизм,
фатализм; страх перед будущим, страх перед бедностью; страх перед жизнью
вообще;
— старение, увядание;
атрибуты гибели, заката, отчаяния;
— эгоизм; черствость
в проявлении чувств;
— мрачность,
нелюдимость;
— жестокость и
коварство; закулисные интриги и стратегические планы;
— бюрократизм;
— «идеологические
махины»; подавление воли;
— вкусы: все кислое,
терпкое, весомое и тяжелое;
— все то, что
рождается из гнили в земле, в развалинах домов;
— памятники,
обелиски, могилы.
:::