1.1.19

Орион и Бетельгейзе





Бетельгейзе (α Ориона, α Ori) – яркая звезда в созвездии Ориона. Красный сверхгигант. Бетельгейзе больше светимости Солнца в 80 тысяч раз, а максимальная – в 105 тысяч раз. Расстояние до звезды составляет, по разным оценкам, от 495 до 640 световых лет. Это одна из крупнейших среди известных астрономам звезд: если её поместить на место Солнца, то при минимальном размере она заполнила бы орбиту Марса, а при максимальном –  достигала бы орбиты Юпитера.


Бетельгейзе – Yedelgeuse (араб. yad al-jawzā). Происхождение названия довольно запутанное, и требуется его уточнение. Арабское выражение "yad al-jawzā" означает рука центрального. Эпитет центральный (или сопряженный) в древности относилось к Близнецам, но позже стал применяться и к Ориону. Похоже, сопряженность означает именно близнецов, и Орион у арабов также воспринимался как пара братьев-близнецов. В Средние века первая буква арабского названия (يـ‎, с двумя точками — «й») неправильно читалась (بـ‎, с одной точкой — «б»), и название транслитерировали в лат. Bedalgeuze.
Звучание закрепилось, и в период Возрождения появился вариант истолкования Bait al-Jauza – дом центрального, хотя чаще переводили как подмышка центрального. Тем не менее, по-арабски, подмышка звучит иначе – ibţ. Это послужило поводом к еще одной ошибке: в 1899 году Ричард Аллен в книге "Звездные имена и их значения" (Star-Names and Their Meanings) привел как исходное выражение Ibţ al Jauzah и эта версия разошлась по второисточникам.
А в 1963 году Ричард Хинкли Ален повторно по ошибке записал оригинальное имя как Ibţ al Jauzah.


Эта звезда имеет и другие названия:
«Ад-Дира» («рука»),
«Аль-Манкиб» («плечо»),
«Аль-Яд аль-Ямма» («правая рука»),
«Ардра», «Накшатра» (хинди),
«Баху» (санскрит),
«Башн» (персидский язык, «рука»),
«Гула» (в долине Евфрата),
«Клария» (коптский язык, «повязка»).

Вырожденные формы Bed Elgueze, Beit Algueze, Bet El-geuze, Beteigeuze, и т.д., вплоть до сегодняшнего названия, каковое пишется Betelgeuse, Betelguese, Betelgueze, Betelgeux, и т.д. В Alfonsine Tables - Beldengenze, у Риччоли Bectelgeuze и Bedalgeuze.

Название Mirzam, из Al Murzim, Провозвестник, или, может быть, Глашатай, также применялось к этой звезде, которая как бы предвещала восход всех остальных. Лаланд заимствует полное название, которое приводит как Almerzamo nnagied.
Сейс и Бозанкет идентифицируют  с вавилонской Gula, это название, возможно, относилось и к другим звездам; Браун считает ее Kakkab Sar, Созвездие Царя, или Ungal. Мы можем видеть в этом названии первоначальные астрологические идеи о том, что Бетельгейзе предвещает удачу, боевую добычу, богатство и другие царские атрибуты.
Браун говорит о его эквивалентном персидском названии, Besn, Рука, и коптском Klaria, Повязка на Руке.

У Птолемея в «Альмагесте» — «яркая красноватая звезда на правом плече».
Среди множества странных описаний в Альмагесте 1515 года издания, возможно, самое странное относится к этой звезде, читающееся так: ipsa tendit ad rapinam quae appropinquat ad terram (которая, как правило, предвещая войны, устремляется к земле ). Это tendit ad rapinam, также используемое для звезды Антарес, по-видимому, было неразрешимой загадкой. Альмагест 1515 следует таблицам Улугбека, а те, в свою очередь, следуют Птолемею, который характеризует цвет  как красный, который Улугбек переводит словом rubedinem, "румяный", а Альмагест другим словом, не очень подходящим по смыслу, но отражающим идеи войны и бойни, атрибуты, присваиваемые астрологами красным звездам. Appropinquat ad terram, вне всякого сомнения, относится к расстоянию звезды от линии горизонта.

У индусов Ардра (санскр.: आर्द्रा) представлена яркой звездой красного цвета в верхнем левом углу созвездия Орион, известной в современной астрономии как Бетельгейзе. Бетельгейзе – это Рудра (Rudra), древнее ведическое божество, которое было прообразом Шивы. Рудра – это олицетворение Шивы, которое являет собой более свирепую его форму и несет в себе энергию Шивы "в действии". Рудра – это хозяин грома, молнии и бурь.



Орион (греч. Ὠρίων) – древнее созвездие в области небесного экватора. Одно из самых красивых на всем ночном небе. Созвездие входит в состав каталога «Альмагест» Птолемея. Птолемей насчитывает в созвездии 38 звезд.

Созвездие Орион – это какой-то кипящий "небесный котел", где и в настоящую эпоху рождаются миры, созидаются звезды. Созвездие Ориона действительно самое "беспокойное" место на небе, и здесь, несомненно, на наших глазах, хотя и в чрезвычайно замедленном по человеческим меркам темпе, совершаются великие космические события!

– Феликс Зигель, советский математик и астроном.

Орион – одно из древнейших, архаических созвездий. Вполне возможно, что оно было известно еще неолитическому человеку. Это и понятно: не увидеть на зимнем небе это созвездие просто невозможно – и невозможно интерпретировать его иначе, как фигуру исполина, возвышающегося над южным  горизонтом целым сонмом ярких характерных звезд.
Орион – под тем или иным псевдонимом – был известен во всех древних культурах.

У фиванских греков времен Коринна, около 490 г. до н.э., был Ὠαρίων; поскольку первая буква, занявшая место древней дигаммы, ?, произносится почти так же, как у англоязычных буква W, то в целом произношение слова подобно ихнему Warrior, Воин, Разбойник. Ученик Коринна, Пиндар, преобразовал его в Ὠαριώνειος, но уже во времена Эврипида преобладало нынешнее название, Ὠρίων, и мы видим это в словах Полиместора, в трагедии Ἐκάβη (Гекуба) 425 г. до н.э.:
О, если бы в высь небес,
В этот горний чертог нам;
Там Орион, Сириус там
В ярких огнистых лучах!..

Катулл производит Oarion из названия Пиндара, сокращая до Arion, иногда изменяя в Aorion; гораздо позже возникло Argion, приписываемое Фирмикусу, относящееся к Проциону, вероятно, из Ἀργος,, верного пса Одиссея.
Происхождение этого слова неясно, но Браун относит его к аккадскому Uru-Anna, Небесный Свет, первоначально применявшемуся к Солнцу; как Uru-ki, Земной Свет, относился к Луне; так что название могло проникнуть в греческую мифологию и астрономию с берегов Евфрата. Οὐρίον, Οὐρον, или Ὑριών мифа о Гириее, Urion в первом издании Alfonsine Tables, наглядно представленные у Минше (Миншу), не являются приемлемыми названиями, хотя Гигин и Овидий ручаются за их достоверность, тем самым показывая их использование в то время. Производство Цезиуса от слова Ὤρα, как отмечающего смену сезонов, кажется фантастическим.
Некогда также употреблялось Ἀλετροπόδιον, что мы находим в Uranologia Петавиуса 16-го столетия, о котором Иделер говорит, что Ἀλεκτροπόδιον, Ноги Петуха, уподобляют созвездие Напыщенному Петуху; но Браун возводит его к Ἀλη, Вращение, и читает как Ἀλητροπόδιον, Странник, Поворачивающийся на Своих Ногах, объясняя происхождение мифологическим сюжетом о слепце, поворачивающемся до тех пор, пока лучи восходящего солнца чудесным образом не исцеляют его.
Беотийцы, чьим земляком, согласно Страбону, был земной Орион, называли эти звезды Κανδάων, их альтернативное название Ἄρης, бога войны, хорошо согласующееся с, возможно, происходящей из этой области, греческой концепцией Воина.
Овидий утверждает, что это созвездие носило название Comesque Boötae; некоторые авторы говорят, что оно никогда не было Орионом, и что это название, возможно, происходит от путаницы с именем Волопаса, о чем уже говорилось; впрочем, такое утверждение по отношению к данному созвездию выглядит не совсем корректно. Мэтью Арнольд так пишет в своем Sohrab and Rustum:
...Северный Медведь,
Следящий пристально в холодной вышине
За Охотником и его Собакой на юге.

Dianae Comes, и Amasius, Спутник и Любимец Дианы, были другими его названиями, Герой, после смерти от укуса скорпиона, в наказание за хвастовство, был помещен Юпитером на небо по просьбе богини, в его нынешнее положение, чтобы он смог скрыться на западе в то время, когда его убийца, Скорпион, восходит на востоке, - как говорит Арат:
Когда Скорпион поднимается на востоке, Орион спешит скрыться на западе.
Томпсон видит в этом противоположном восходе-заходе двух созвездий астрономическое объяснение символики классической орнитологии, преследования-бегства Haliaëtos и Keiris, Морского Орла и Зимородка, уподобленных созвездиям в поэме Ciris (приписывается Вергилию).
В Одах Горация созвездие названо pronus (склоняющийся к закату).

Так, некоторые исследователи полагают, что Ориону в минойской цивилизации на Крите находился эквивалент –  созвездие Топор. Конечно, это не очень похоже на "великана" или "исполина". Но имеется в виду критский топор с двумя лезвиями – лабрис. Его форма действительно очень сходна с фигурой Ориона.
Орион встречается в текстах древнейших греческих авторов: Гомера и Гесиода. Гомер делает намек на это созвездие в одном месте Илиады, после чего, в параллельном месте Одиссеи [XI.310] говорит об огромной мощи Ориона, и описывает красоту героя как "всех красотой затмевали они, одному Ориону, в ней уступая", относительно сыновей Алоея, что хорошо соотносится с фигурой этого созвездия.
Гомер в «Илиаде», в знаменитом описании щита Ахиллеса, упоминает:
Все прекрасные звезды, какими венчается небо:
Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона,
Арктос, сынами земными еще колесницей зовомый;
Там он всегда обращается, вечно блюдет Ориона
И единый чуждается мыться в волнах Океана.

В «Одиссее», текст почти идентичен: отплывший от владений Калипсо :
Зорко Плеяд наблюдал он и поздний заход Волопаса,
Также Медведицу – ту, что еще называют Повозкой.
Ходит по небу она, и украдкой следит Ориона,
И лишь одна непричастна к купанью в волнах Океана.

Гесиод в «Трудах и днях» четырежды упоминает созвездие, отмечая его положением на небе периоды сельскохозяйственных работ и погоду:

Только начнет восходить Орионова сила, рабочим
Тотчас вели молотить священные зерна Деметры...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вот высоко середь неба уж Сириус стал с Орионом,
Уж начинает Заря розоперстая видеть Арктура:
Режь, о Перс, и домой уноси виноградные гроздья.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

После ж того, как Плеяды, Гиады и мощь Ориона
Станут на западе,- помни, что время посева настало.
Вот как дели полевые работы в течение года.
Если же по морю хочешь опасному плавать, то помни:
После того как ужасная мощь Ориона погонит
С неба Плеяд и падут они в мглисто-туманное море,
С яростной силою дуть начинают различные ветры.
На море темном не вздумай держать корабля в это время,
Не забывай о совете моем и работай на суше.

Арат в «Явлениях» пишет об Орионе так:

Виден подпудью Тельца Орион, влекущийся косо.
Не по ближайшей звезде находим созвездие это,
А по блестящим огням, которыми весь он усеян:
Блещет глава, на плечах могучих ремень полыхает,
Светятся ножны с мечом, и проворные светятся ноги.

Овидий в «Фастах»:

6 апреля
. . . . . . . . . . . . . . . .

Прежде, однако, чем день последний окончится зрелищ,
В море с небес низойдет с звездным мечом Орион.

11 мая
Будет напрасным трудом беотийца искать Ориона
Эти три дня.

26 июня
От подгородного храма домой возвращаясь, подвыпив
И обращаясь к звездам, некто такое сказал:
"Пояс твой, Орион, и сегодня и, может быть, завтра
Будет незрим, но потом я уж увижу его".
А кабы не был он пьян, он добавил бы к этому вот что:
"Это случится как раз в солнцестояния день".

Пиндар говорит, что он был чудовищных размеров; также и МанилийMagna pars maxima coeli (Величайший из величайших в небе); и почти все авторы и иллюстраторы, которые описывают Ориона как вооруженного воина. В Ἐκάβη мы читаем:
...Орион за ней оруженосцем.

Грозный характер этому созвездию приписывали в древней Индии, и, возможно, даже в древнем Вавилоне; его бурное влияние просматривается во многих произведениях античных авторов. Вергилий называет его aquosus (дождливый), nimbosus (богатый бурями), и saevus (жестокий); Гораций tristis (мрачный, печальный) и nautis infestus (враждебный, небезопасный); Плиний horridus sideribus (страшные звезды); у римских мореплавателей была поговорка: Fallit saepissime nautas Orion (обманывать, как Орион мореходов). Полибий, греческий историк второго века до нашей эры, приписывает потерю римского флота во время первой Пунической войны сразу же после его отплытия восходу Ориона; Гесиод, задолго до этого случая, писал о том же восходе в «Трудах и днях» (выше).

Мильтон, в «Потерянном Рае» пишет:
 ...так полег
Тростник близ Моря Черного, когда
Ветрами Орион расколыхал
Глубины вод и потопил в волнах
Бузириса и конников его Мемфисских...

Его восхождение в полночь служит началом сезона сбора винограда; его вечернее появление возвещает наступление зимы и сопутствующие ему бури: такие мнения преобладали в конце 17-го века, и содержатся в Geneva Bible, называемой иногда Breeches Bible, где в Книге Иова, xxxviii.31, мы читаем: когда звезды возвещают зимний период.
Плавт, Варрон и другие называли это созвездие Jugula и Jugulae, Составное или Ключичное, ссылаясь на umeri, две ярких звезды в его плечах, как будто бы связанные с jugulum, или ключицами. Таково, по крайней мере, обычное объяснение, но Буттман производит его от jugulare (убивающий), следовательно, Убийца, вполне подходящая характеристика для воина.

Другие названия созвездия, использовавшиеся латинянами: Смелый (Audax), Неистовый (Furiosus), Сидящий Наверху (Sublimata), Великан (Jigas), Воин (Bellator), Тройной Отец (Tripater), Сын Гириея (Huriades).

Сирийцы знали его как Gabbārā; арабы как Al Jabbār, оба слова означают "великан".
На Ближнем Востоке, похоже сохранилась традиция, доставшаяся затем арабам, в которой Орион считался двумя Близнецами; иногда арабское название, идентичное названию Близнецов, в случае Ориона переводят на русский как Сопряженный.
В Междуречье созвездие называлось Истинный пастырь небес или Великий пастух Ану (SIPA.ZI.AN.NA). Нет оснований считать, что греки его заимствовали: они сами могли его увидеть на небе и соответствующим образом назвать.
Рядом с Вавилоном, в Иудее созвездие называли Кесиль, что означает глупец (ивр. ‏כסיל‏‎), происхождение которого пока никак не объясняется (возможно от еврейского месяца Кислев (приходящегося на ноябрь-декабрь), название которого, в свою очередь, происходит от еврейского корня К-С-Л, как в словах «кесел, кисла» (כֵּסֶל ,כִּסְלָה, надежда), то есть надежда на зимние дожди).

В Древнем Египте созвездие Орион именовалось Сах или Саху и почиталось как воплощение Осириса и «царь звезд»; в эпоху Нового царства Орион-Сах изображается плывущим на своей лодке к звездам.


Здесь Орион пользовался большой популярностью, и изображен на Дендерском зодиаке как бог в лодке, увенчанной звездами, следующий за Сириусом, изображенным как корова, также в лодке.
Почти три тысячи лет назад он был высечен на стенах ступенчатого храма Саккары, и в великом Рамсессеуме в Фивах, около 3285 г. до н.э. под именем Саху. Это дважды отражено в Книге Мертвых:
Плечи созвездия Саху;
Я вижу движение великого созвездия Саху.

Аналогичное название, но имеющее аккадское происхождение, использовалось для Козерога. Египетская мифология поместила в этом созвездии душу Oсириса, как это было со звездой Сириус для Исиды; и, опять же, в Книге Мертвых читаем:
Осирис есть созвездие Ориона;

и в этой связи, Орион был известен как Бог Ячменя (или Бог-Ячмень).
Египтологи связывают начало египетской истории с 3100 годом до н. э., когда могущественный повелитель Верхнего Египта Менес покорил Нижний Египет, объявил себя владыкой объединенной страны и основал первую династию. Однако, сами египтяне считают, что их цивилизация намного древнее и восходит к золотому веку, когда обоими царствами правили Боги. Первым фараоном они называют бога Осириса, принявшего вид человека. Именно такой «Осирис» и отождествлялся с созвездием Ориона.
Образ Саху представлялся в виде гигантской человеческой фигуры, и иногда его изображение воспроизводилось на саркофагах и потолках, как, например, в гробнице Сенмут. На потолке погребальной камеры пирамиды Сенмут изображен шагающий человек; выше него – три звезды пояса Ориона. Перед Орионом – Гиады, следом – Сириус-Сотис.
Из египетских погребальных текстов и «Текстов пирамид» ясно, что Саху-Орион был душой Осириса и поэтому этот район ярких звезд считался весьма желанным местом и для душ фараонов после тяжелого процесса умирания и перерождения.
Профессор Фолкнер, известный египтолог заметил в своих работах что именно созвездие Ориона было местом упокоения душ фараонов, которые становились звездами на небе. «Тексты пирамид» были направлены «а воспроизведение ритуала перерождения умершего фараона в бога Осириса-Ориона.

Основой древнеегипетской религии было представление о том, что живой фараон является перевоплощенным Гором, сыном Осириса и Исиды. Но после смерти фараон отправлялся на небо и становился Осирисом. Египтологи также утверждают, что для фараона стать Осирисом означало превратиться в звезды, причем не просто в звезды, а в определенную звезду созвездия Ориона. Таким образом, ритуал перерождения является главной частью превращения усопшего фараона в Осириса, точнее в его астральную форму Саху, то есть созвездие Ориона.

Австралийские аборигены видят в этом созвездии гигантского Эму (мифологическая история ниже).
В Древней Руси созвездие называли Кружилия либо Коло.
В Армении созвездие Ориона именуется Айк в память о патриархе-родоначальнике армян, свет души которого, по традиционным повериям, вознесся и застыл на небе в виде одноименного созвездия.
У инков созвездие называлось Чакра, в то время как пояс Ориона у жителей царства Чиму, входившего в состав инкской империи, назывался Пата, то есть «Схваченный», поскольку считалось, что Луна посылала две крайних звезды, чтобы схватить среднюю звезду, как вора и преступника, и они вручали её «Грифам», то есть четырем звездам, располагавшихся ниже и выше в созвездии.
Китайцы образовали свою четвертую сю из семи ярких звезд в плечах, поясе и коленях Ориона, носивших название Shen, или Tsan, Три Соседних, древнее Sal, каковое, возможно, возникло из Пояса, формировавшем сю в древности в одиночку. В самом деле, этот лунный астеризм упомянут в She King как Три Звезды. Ориону поклонялись в Китае в течение тысячи лет до нашей эры как Shen, или ShО Ch'en, от лунной станции; но он также был известен как Белый Тигр, название, взятое от соседнего Тельца.
В Хорезме звезды Ориона составляли фигуру их зодиака, находившуюся на месте Близнецов.
Древние ирландцы именовали его Caomai, Вооруженный Король; норманны, - Orwandil; древние саксы – Ebuðrung, или Ebiðring, - слово, по мнению Гримм, связанное с with Iringe, или Iuwaring, Млечным Путем.

Народные имена Ориона чаще адресованы не всему созвездию, а только его поясу. Эта группа звезд имеет русские названия Коромысло, Коромыслица, Грабли, Грабельцы, Кичиги (кичига — изогнутая палка для молотьбы), Коряга. На Алтае, наряду с Большой Медведицей, Орион считался самым примечательным созвездием, и о нем упоминается в сказках и народном эпосе. Украинские названия — Косарi, Коси, Полиця, Чепiги (чепiги и полиця — части плуга). Румынские названия — Грабли, Коса, Серп, Плуг. Эстонские названия — Цепы, Звезды Ручья, Звезды Ряда, Звезды Копья. Среди других названий этих звезд — Три Зебры (у готтентотов), Три Оленя (у североамериканских индейцев), Три Коня и Три Маралухи (у хакасов), Три Архара (у казахов), Три Сестры (у белорусов), Три Плуга (у немцев), Три Девушки (у хакасов), Трое Мужчин (у эскимосов), грузинское название Пояса Сасцари, армянское Кшерк и казахское Таразы означают «весы». Также в коллекцию имен Ориона входят Чурек (на Кавказе), Лодка (Океания), Крест (у башкир), Ножка Стола (у удмуртов), Собака Шайтана (у мордвы), Пастух (у немцев).
Орион вместе с Солнцем, Кассиопеей, Лебедем, Близнецами, Пегасом и Плеядами изображены на керамическом сосуде вучедольской культуры, найденном близ хорватского города Винковцы (3000—2600 лет до н. э.)

Гигант, как правило, изображается спиной к нам, повернутый лицом в профиль, вооруженный дубиной или мечом и защищенный щитом, как пишет об этом Лонгфелло:
  
На поясе - блестящий меч,
И шкура льва свисала с плеч,
И золотая прядь волос
Сияла средь полночных звезд. 



Дюрер изображает его перед быком, нападение которого он отражает; но в Лейденском манускрипте он представлен легко одетым юношей, с коротким изогнутым посохом в правой руке, и зайцем на заднем плане.
В иллюстрированных звездных атласах Орион изображается неизменно мужской фигурой с вооружением. Исходя из наличия в составе созвездия астеризмов Меч и Щит, эти два предмета должны бы присутствовать в рисунке. Однако разнообразие вариантов гораздо больше! Орион бывает почти обнажен, прикрываясь лишь шкурой, и облачен в тяжелые средневековые латы, а также в различных одеждах всех фасонов и времен; бывает с пастушьем посохом, с дубиной и шкурой льва, с мечом и щитом разных форм и тяжести.

Глобус Коронелли, 1680-е



Древнегреческие мифы доносят до нас следующие сведения.

Орион - беотийский охотник-красавец, высокий, стройный и могучий, так что его  принимали за великана. Самый красивый из живших людей. Судя по легендам, был был большой ловелас, что и послужило причиной его гибели, о которой подробно написано в Ориониаде.
Великан Орион был сыном бога Посейдона и Эвриалы. Либо сын Геи, либо сын царя Энопиона. Еще по одной версии, Орион - сын Гириея (по Аристомаху). Родился в Гирии. Воспитан в Орее на Евбее, и получил имя от города. Распространённый вариант мифа о рождении героя повествует о том, что однажды Зевс, Гермес и Посейдон (или Арес, а по Михаэлю Майеру Феб, Вулкан и Гермес) посетили жителя Фив Гириея. Когда тот, после жертвоприношения быка и угощения богов, стал жаловаться на бездетность, гости потребовали шкуру жертвы. Когда хозяин принёс шкуру, они наполнили её мочой и велели закопать в землю. Через девять месяцев из неё появился Орион.

От Посейдона он получил дар ходить по волнам, как по земле. Охотился в Сидейских лесах. Женился на Сиде, которую Гера низвергла в Тартар.На Сицилии для царя Занкла создал насыпь и соорудил порт Акта. Согласно Гесиоду, мыс Пелориаду насыпал Орион, который учредил там священный участок Посейдона. После этого он отправился на Евбею, где и поселился.

Слава о его мощи, красоте и охотничьих успехах наполнила весь мир, и более всего боги и смертные удивлялись тому, что Орион переходил с острова на остров по воде. Дар хождения по волнам был от Посейдона, выделявшего Ориона среди других сыновей. Пользуясь им, он быстро добрался до острова Хиоса и перебив своей медной дубиной множество расплодившихся и нападавших на островитян зверей. Орион обладал такой силой, что ему ничего не стоило передвинуть горы, чтобы создать гавань или воздвигнуть на понравившемся ему месте храм Посейдону.
И решила Артемида охотиться с Орионом. У великана была жена Сиде (плод граната), родившая ему 50 сыновей и двух дочерей. Долго уговаривала она супруга, чтобы он держался подальше от богини, погубившей множество смертных. Но ему не терпелось показать Артемиде, что не уступает он ей ни в силе, ни в ловкости. Так Артемида и Орион стали охотиться вместе, преследуя зверей по всему свету. Их сопровождал верный пес Ориона, Сириус, обладавший невероятной неутомимостью и остротой нюха.

Все чаще и чаще заглядывалась Артемида на своего спутника. Она, враждебная Афродите и ее дарам, впервые ощутила ранее непонятное ей желание быть ближе к существу другого пола, прикоснуться к его лицу, ощутить его дыхание. Кто знает, к чему бы это привело, если бы они не вышли на широкий луг, словно приспособленный для метания камня или диска. Взяли Орион и Артемида в ладони медные диски.
- Бросай первая! - предложил Орион. Он всегда уступал Артемиде как женщине и богине. Артемида занесла руку назад, и диск, вырвавшись со свистом, описал огромную дугу. На месте падения образовалась видная издалека яма. Орион кинул свой диск дальше. Не выдержала богиня того, что смертный оказался победителем, и поразила Ориона стрелой. Опомнившись, она зарыдала и стала рвать свои прекрасные волосы. Ринувшись к Зевсу на Олимп, она взмолилась, чтобы он вернул Ориону жизнь.
- Это не в моих силах, дочь моя, - объяснил ей Зевс. - Лучше бы ты научилась сдерживать свой гнев.
- Тогда сделай так, чтобы я могла любоваться красотой Ориона, - не унималась Артемида.
- Это я могу! - проговорил Зевс.
И вскоре на небе появилось новое созвездие Орион. Оно до сих пор сияет в небе Эллады с начала лета и до наступления зимы.
Рядом с Орионом звезда Сириус. Верного пса Зевс также вознес на небо, чтобы небесному охотнику не было скучно одному в небесных дебрях...

 «Смерть Ориона», Daniel Seiter



Еще один вариант: он охотился вместе с Артемидой на Крите и пообещал истребить всех зверей, за что Гея наслала на него скорпиона.

По хиосской версии, он полюбил Артемиду, но по воле Артемиды скорпион явился из горы Колоны на Хиосе и ужалил его. Он похвалялся перед Артемидой и Лето, что может истребить всё живое (либо потому, что был влюблён в Энопиона и похвалялся перед ним как охотник), а Гея наслала скорпиона, чтобы тот укусил Артемиду, но Орион сам был укушен, и Артемида вознесла его к звёздам.

Согласно Телесарху, его пытался воскресить Асклепий, но был убит ударом молнии Зевса. После смерти Орион был превращён в одноимённое созвездие (по некоторым вариантам мифа — вместе со своей собакой, превращённой в звезду Сириус или созвездие Большой Пёс; в мифах с участием Асклепия тот также был превращён в созвездие — Змееносец).

По делосской версии, Эос влюбилась в Ориона и доставила на Делос. На Делосе он был застрелен Артемидой из лука, когда пытался изнасиловать деву Опиду. По ещё одной версии, был возлюбленным Артемиды, чем был недоволен Аполлон, предложив ей выстрелить до чёрной точки, видневшейся в море. Она выстрелила, и оказалось, что она попала в голову Ориону, Артемида оплакала его и поместила среди созвездий.

Другие источники сообщают что он был укушен чудовищным скорпионом, посланным Геей или Посейдоном, во время преследования им Плеяд. Он погнался за Плейоной со своим псом, когда она с дочерьми проходила по Беотии, преследовал их семь лет, а Зевс сжалился и поместил их среди созвездий (или преследовал их пять месяцев, ибо созвездие Ориона видно 5 месяцев).

По варианту мифа, охотник Орион, преследовавший со страстью Плеяд, как и они был обращён Зевсом в одноимённые созвездия, однако и на небосводе Орион со своим псом продолжает преследовать Плеяд (в суточном вращении неба он следует за ними).


Помпейская фреска с сюжетом/легендой об Орионе



У большинства индейских племен так же имеются мифы о таких созвездиях, как Плеяды и Орион.
Одно из них рассказывает о том, как появилось созвездие Орион и звезда Сириус.

В давние времена жили три брата, двое холостых, а третий женатый. Холостые жили отдельно от женатого. Один из них был уродлив, а другой хорош собой. И вот красивому почему-то пришло в голову, что брат из зависти наводит на него порчу, и замыслил он убийство.
Как-то раз красавец заточил свое копье и предложил брату пойти нарвать шафранных плодов, чтобы разрисовать тело. Тот, не раздумывая, согласился, и братья отправились в близлежащий лес.
Пришли они туда, а красивый брат и говорит: «Заберись-ка, братец, наверх и набери побольше плодов».
Уродливый брат забрался, как ему было велено, на дерево, уселся на толстую ветку и стал рвать плоды. И вот тут-то красивый брат, который стоял внизу, бросил копье и заколол его. Труп урода свалился на землю, убийца отрезал от него ноги и убрался восвояси.
Некоторое время спустя золовка решила навестить братьев мужа. Пришла она к ним и тут же начала расспрашивать, как у них идут дела. Красавец сказал, что у него все хорошо и у его брата тоже. Золовка попрощалась со своим родственником и пошла прогуляться по лесу. Пройдя совсем немного, женщина обнаружила тело своего шурина с отрезанными ногами. Она все поняла и побежала рассказать мужу о случившемся.
А убийца между тем пришел к телу своего брата, захватив с собой отрубленные ноги, которые он затем бросил в реку. Ноги сразу же превратились в рыбок суруби. Труп же остался на земле, но душа урода поднялась на небо и обратилась там в звезды. Так появилось созвездие Орион. Брат-убийца превратился в звезду Кайюаннон (Венеру), а женатый брат стал звездой Итенья (Сириус). Убийца теперь навсегда обречен смотреть на своих братьев.

Созвездия Плеяды и Ориона у индейцев Австралии, образовались следующим образом.

Жили когда-то семь сестер Эму из рода Макар. Жили они мирно, летали с места на место, собирали пишу. В те далекие времена эму имели большие сильные крылья, легко поднимавшие в воздух их тяжелые тела.
Однако спокойная жизнь красавиц-сестер продолжалась лишь до тех пор, пока их не увидели мужчины — Ванджины из тотема Динго. Они решили добиться, чтобы сестры стали их женами. Но ни одна из них не захотела этого. Чтобы окончательно избавиться от нежеланных поклонников, женщины улетели в отдаленную местность, где соорудили себе жилище под валуном у подножия возвышающейся скалы.
Сестры Эму полагали, что теперь им не будет угрожать опасность и они навсегда избавились от Ванджинов. Но мужчины из тотема Динго обладали острым чутьем и скоро нашли убежище, в котором скрывались сестры.
Ванджины понимали, что сестры не выйдут из своего жилища добровольно и что выманить их оттуда им не удастся. И тогда они решили поджечь лес, чтобы дым от пожара выгнал Эму из жилища на открытое место. И вот когда они будут выбегать, огонь обожжет им крылья, и они не смогут взлететь. Так и сделали.
Вскоре вокруг убежища сестер Эму запылал лесной пожар, который быстро подбирался к скале, где притаились девушки. Как только женщины выбрались из убежища, они сейчас же оказались в огне. Но когда попытались подняться в воздух, лишились крыльев.
Однако надежды Ванджинов не оправдались. Когда сестры поняли, что взлететь они не смогут, они попытались перешагнуть через горящую траву, перепрыгнуть через пылающий лес. С большой настойчивостью Эму прилагали усилия, чтобы преодолеть огонь. Вдруг они почувствовали, что их ноги стали удлиняться, становиться более крепкими и сильными. Большим прыжком они преодолели горящую полосу и, преследуемые Ванджинами, помчались к краю земли, думая избавиться от ненавистных  им поклонников. Но мужчины не отставали от них и не давали им отдохнуть. Тогда Эму, доведенные до отчаяния, оставили Землю и поднялись в небо. Там они превратились в группу звезд — созвездие Семи Сестер (Плеяды).
Вслед за сестрами Эму в небо поднялись и мужчины Ванджины. Там они превратились в созвездие гигантского Эму (нашего Ориона).


Путешествуя по небу, Ванджины до сих пор не оставляют надежды догнать семь сестер Эму, но те всегда первыми достигают западного горизонта и скрываются от своих преследователей. Какое-то время они находятся в безопасности, но затем Ванджины обнаруживают их и снова начинают безуспешную погоню. Так продолжается каждую ночь.
А на Земле птицы эму, потомки сестер, не могут летать, зато бегают быстрее всех на своих длинных ногах.

*


Коротышки на плечах гигантов (Latin: nanos gigantum humeris insidentes) - это выражение часто приводится в качестве метафоры, смысл которой сводится к тому, что каждое следующее поколение, даже сильно уступая духовно и интеллектуально предыдущим поколениям, имеет тем не менее возможность опираться на опыт и достижения предыдущих поколений, что позволяет ему находиться (в том или ином смысле) на более высокой позиции и видеть дальше.

Но откуда оно пошло?

Оказалось, что впервые это выражение употребляется в XII веке английским священником Джоном из Солзбри от имени французского философа Бернара из Шартра на латыни: nanos, gigantium humeris insidentes.
Уже позже в Европе это выражение приобрело особенную популярность благодаря Ньютону, который написал в (ставшем знаменитым) письме Роберту Хуку: If I have seen a little further it is by standing on the shoulders of Giants - Я видел дальше других, только потому что стоял на плечах гигантов. "Гигантами", на плечах которых стоял Ньютон, были ученые-предшественники, а также полученное образование. Образование - это целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений, навыков либо их совершенствование. Ньютон был выдающимся физиком, механиком, астрономом и математиком. Именно знания, которыми обладал Ньютон, позволили ему видеть дальше других и открыть свои законы в физике, математике и астрономии. Он должен был усвоить знания, которые были известны до него. Эти знания послужили лестницей к плечам гигантов.

Нередко в художественной среде в качестве такого гиганта изображался Орион на плечах которого стоит Кедалион - один из киклопов, слуга и родственник Гефеста, с Лемноса. Согласно пьесе Софокла, Гефест дал Кедалиона в поводыри ослепленному Ориону, Орион посадил его к себе на плечи и принес к восходу, где Орион прозрел.

Истоки таковы : Орион сватался на Хиосе к дочери Энопиона Меропе и по требованию Энопиона истребил на Хиосе диких зверей своей железной дубиной, но Энопион откладывал брак. Тогда Орион украл Меропу и силой овладел ею. За это Энопион ослепил Ориона. Восстановил зрение, совершив путешествие к месту восхода Гелиоса. Орион подставил лучам солнечного бога слепые глаза, и Гелиос вернул ему зрение. Там же он был замечен богиней Эос и стал её возлюбленным.

«Слепой Орион ищет Солнце». Пуссен, 1658


Орион и Кедалион, манускрипт 1410 г.