1.1.19

Бенетнаш / Большая медведица



Эта Большой Медведицы (η UMa / η Ursae Majoris) — звезда главной последовательности в созвездии Большая Медведица. Она также имеет традиционные имена Бенетнаш. Является третьей по яркости звездой созвездия и 35-й в списке самых ярких звезд неба.
Бенетнаш (араб.), ал-каид банат наш. Арабское ал-каид банат наш означает «предводитель плакальщиц» (или в другом варианте погребальных носилок или даже «предводитель дочерей погребальных носилок»); таким образом, два варианта названия суть две части одного осмысленного арабского названия. Т.е вариант трактовки астеризма в котором находится Бенеташ, отражен в альтернативном названии Катафалк и Плакальщицы. Здесь астеризм мыслится похоронной процессией: впереди плакальщицы, возглавляемые предводителем, за ними погребальные носилки. Это дает объяснение названию звезды η (Бенетнаш) Большой Медведицы как «предводитель плакальщиц».
Эта звезда находится на конце хвоста небесного медведя (и на конце ручки Ковша), но чтобы понять происхождение название придется обратиться к другому образу. В этом мрачном арабском астеризме семь звезд формируют: четырехугольник похоронная повозка, три цепочкой  предшествующих ему плакальщиц. Ясно, что первая из этой тройки – «предводительница».

Алкаид , Алькаид, Алкайд – другое название этой звезды.

Недалеко от столицы Эквадора в местечке Кочаски есть целый комплекс усеченных пирамид, к вершинам некоторых из них ведет странный пологий пандус. Расчеты показывают, что вдоль края пандуса несколько веков назад можно было наблюдать восход звезды, расположенной в самом конце хвоста Большой Медведицы. Эта звезда Бенетнаш, она относительно того региона восходит последней из созвездия Ковша, в момент ее восхода все семь его ярчайших звезд уже сияют на небе. Тому, кто наблюдал ночное небо с этим искусственным горизонтом, создаваемым пандусом и краем пирамиды, было значительно легче зафиксировать момент восхода звезды. Дело в том, что из-за преломления света в толще атмосферы точное положение звезды невозможно определить, пока она не поднимется до высоты около 10° над горизонтом – именно в этот момент она и появлялась из-за пирамиды.
Наблюдение Бенетнаш для индейцев было очень важно. Когда звезда поднималась над горизонтом перед самым рассветом, это означало наступление сезона дождей, то есть начало сельскохозяйственного года. Сезон дождей в тропиках начинается внезапно и очень бурно, поэтому астрономические методы его предсказания были весьма полезны.
А вот в северном полушарии наоборот.

Некоторые арабские поэты пишут, что эта звезда (как и другие в астеризме) : Ничего хорошего не сулят людям; их закат и восход не приносит дождя.

Байер включает ее как Elkeid в свой список наименований для звезд и созвездий, ссылаясь при этом на Казвини; при этом он добавляет для  "Benenaim, Bennenatz correctius Benetenasch", а в статье, посвященной Волопасу, упоминает о ней как о Benenacx.
В Alfonsine Tables 1521 года издания читаем Bennenazc; у Риччоли Benat Elnanschi, Beninax, Benenath, Benenatz; название Alcaid часто используют в виде Alchayr, у Араго - AckaОr, у других Ackiar. Это Alcaid, можно предположить, через посредство мавров, превратилось в испанское слово Alcaide; поэтому Иделер, используя ту же идею, переводит оригинальное слово как штатгальтер.

Ассемани приводит Alcatel, Разрушающая, с глобуса Борджиа. Аль Бируни знает ее как одну из Семи Индийских Риши.
В Китае она была известна как Yaou Kwang, Вращающийся Свет.
Ботлер дает на нее забавную ссылку в своем Гудибрасе:
Cardan believ'd great states depend
Upon the tip o' th' Bear's tail's end;
That, as she whisk'd it t'wards the Sun,
Strew'd mighty empires up and down;
Which others say must needs be false,
Because your true bears have no tails.

Астрологи времен Шекспира приписывали ей дурное влияние, о чем с усмешкой отзывается Эдмунд в Короле Лире: Вот поразительная глупость: чуть только мы не в ладах с судьбою, хотя бы нелады эти зависели от нас самих, - винить в наших бедах солнце, луну и звезды...
добавляя, что
...родился я под Большой Медведицей, потому я от природы груб и сластолюбив.

Изображения обеих Медведиц часто встречаются на старинных вывесках английских гостиниц, и, что не менее интересно, на щитах городов Антверпен и Гронинген в Нидерландах.


Большая Медведица созвездие северного полушария неба. Семь звёзд Большой Медведицы составляют фигуру, напоминающую ковш с ручкой.
Это созвездие знают все к то живет в северном полушарии. Отчего так ? Во-первых, конечно, семь ярчайших звезд  Большой Медведицы они объединены в небесный ковш, вид которого многим знаком с детства. Во-вторых, Большая Медведица крайне удачно расположена на нашем небе, ведь она никогда ни весной, ни летом, ни осенью, ни зимой — не заходит за горизонт! Такие созвездия называются околополярными.
Большая Медведица третье по площади созвездие (после Гидры и Девы). Большой ковш астеризм в созвездии Большая Медведица. Астеризм известен с древности у многих народов под разными названиями: Плуг, Лось, Повозка, Семь Мудрецов и т. п. 


Именно так и изображали Большую Медведицу на старинных картах звездного неба. Именно так описывал Медведицу и Арат почти 2,5 тысячи лет назад! Арат, насколько известно, позаимствовал описания созвездий у греческого астронома Евдокса, а тот, в свою очередь, у халдейских и аккадских астрономов. Вот еще одно доказательство того, что небесная фигура гигантского медведя (не ограниченного ковшом, как у Гомера) была известна людям задолго до плаванья Одиссея!

История Большой Медведицы теряется в веках. Оно входило в классический список из 48 созвездий Клавдия Птолемея, собранных им в книге Альмагест, этой энциклопедии античной астрономии, почти две тысячи лет назад. Но уже тогда созвездие считалось древним! Во всяком случае, за 800 лет до Птолемея Большую Медведицу упоминал Гомер.
Т.е очевидно это одно из древнейших созвездий. Можно предположить, что древние люди начали выделять его на небе еще во втором тысячелетии до нашей эры, а по мнению некоторых исследователей гораздо раньше, чуть ли не в неолите. Следует обратить внимание, что в следствие прецессионного движения в эту эпоху полюс Мира был ближе к Большой медведице, чем сейчас, во втором тысячелетии практически находился на "ручке" Ковша. Таким образом, созвездие было еще лучше видно на небе, легче опознавалось, вертясь примерно в одной области неба каждую ночь в течение года. В этом смысле Малая Медведица много приобрела за прошедшие тысячелетия.


История Большой Медведицы теряется в веках. Оно входило в классический список из 48 созвездий Клавдия Птолемея, собранных им в книге Альмагест, этой энциклопедии античной астрономии, почти две тысячи лет назад. Но уже тогда созвездие считалось древним! Во всяком случае, за 800 лет до Птолемея Большую Медведицу упоминал Гомер.
Т.е очевидно это одно из древнейших созвездий. Можно предположить, что древние люди начали выделять его на небе еще во втором тысячелетии до нашей эры, а по мнению некоторых исследователей гораздо раньше, чуть ли не в неолите. Следует обратить внимание, что в следствие прецессионного движения в эту эпоху полюс Мира был ближе к Большой медведице, чем сейчас, во втором тысячелетии практически находился на "ручке" Ковша. Таким образом, созвездие было еще лучше видно на небе, легче опознавалось, вертясь примерно в одной области неба каждую ночь в течение года. В этом смысле Малая Медведица много приобрела за прошедшие тысячелетия.


Число местных названий этого созвездия у разных народов поистине неисчислимо.
Grande Ourse во Франции, Orsa Maggiore в Италии ( а также, видимо ранее) Cataletto, Катафалк, и Carro; в Португалии, у Камоэнса, Carreta. Во все времена была самой известной группой звезд, появляясь в мифах и легендах, в манускриптах, глиняных табличках и на камнях.

Гомер писал :
Все прекрасные звезды, какими венчается небо:
Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона,
Арктос, сынами земными еще колесницей зовомый;
Там он всегда обращается, вечно блюдет Ориона
И единый чуждается мыться в волнах Океана.

(Арктос - по-гречески "медведь", "медведица").

Гомер упоминает созвездие в одинаковых выражениях в «Илиаде» (выше) и в «Одиссее» (перевод Вересаева):
Зорко Плеяд наблюдал он и поздний заход Волопаса,
Также Медведицу ту, что еще называют Повозкой.
Ходит по небу она, и украдкой следит Ориона,
И лишь одна непричастна к купанью в волнах Океана.

Вот еще отрывок о созвездии, приписываемый Эпемениду :
Так же и ты, ликаоновой девой рожденный, сменившей
Облик, которой, похищенной с хладных вершин Нонакрийских,
Тефис всегда запрещает омыться в волнах Океана,
Ибо на ложе питомицы дева дерзнула подняться.

Так же и ты обращено к Аркаду, сыну Каллисто, Лиакаонова дева Каллисто, дочь Ликаона, а Тефис  титанида Тефида, супруга Океана и кормилица Геры.

Стоит обратить внимание : Гомер утверждает, что лишь одна Медведица чуждается мыться в волнах Океана, и значит, еще не знает других приполярных созвездий (а такими в его время были Дракон и Малая Медведица). Таким образом, Ковш Медведицы, безусловно, относится к самым ранним античным созвездиям.

Некоторые исследователи полагают, что греческое созвездие соответствует гипотетическому минойскому созвездию Вол. Это вполне возможно, как и то, что это созвездие, несомненно, было известно во всякой культуре, так что о наследование говорить было бы преждевременно.

В древнем Междуречье на этом месте располагалось созвездие Повозка (MAR.GID.DA).

В «Схолиях к Арату» Теона Александрийского утверждается, что Медведиц (=Колесниц) две (и это совершенно верно) и что Большую открыл Навплий. Навплий – это мифологический персонаж, поэтому первые достоверные упоминания созвездия стоит, все же отнести к Гомеру.

Хотя эта группа звезд имеет множество названий и мифологических ассоциаций, она почти везде была известна как Медведица, как правило, женского рода, и имеет легендарное происхождение.
Все классические писатели, начиная от времен Гомера и заканчивая закатом римской литературы, тем или иным образом упоминают о нем, - при полном согласии относительно его формы, которая, - что является несколько фантастичным предположением, - возникла из идеи Аристотеля о том, что его прототип был единственным существом, посмевшим поселиться на покрытом льдами севере. Тем не менее, весьма примечательно, что тевтоны не ассоциировали эту группу звезд с данным животным, хотя, безусловно, знали о нем, и оно играло выдающуюся роль в их истории и религии. У них эти звезды были Wagen (Повозка).

Арат так пишет в своих Явлениях:

Ось неустанно хранят и справа, и слева Критянки.
Греки их «Аркты» зовут, «Медведицы» — мы называем
Или «Возы», ибо их очертанья с повозкою сходн
Три на оглобле звезды и четыре в колесах мерцают.
Если же облик им дашь медведиц, увидишь, как блещут
Очи зверей; у одной голова над косматой спиною
Светит другой, и морды склонив по-звериному книзу,
Движутся вместе они, влекомые сводом небесным.
Если преданья не лгут, вам родинаКритские земли.
Звездным сиянием вас облек повелитель Олимпа,
Спутницам преданным дар воздав за то, что когда-то
Верно его колыбель охраняли, покуда Диктейской
Слуги богининарод Корибантовдесницею лживой
Били в кимвальную медь, испуганной матери хитрость
Пряча, чтоб мальчика плач не коснулся отцовского слуха.
Так, владыку богов возрастив, Киносура с Геликой,
Вы засияли с небес. Гелика богаче огнями,
Грекам дорогу дает, Киносура ведет финикийцев.
Свет изливает вокруг Гелика. И в час, когда солнце
Скроет пылающий лик в океан, ни одной не заблещет
Небо звездой, пока светочей семь не затеплит Критянка.
Но Киносура верней морякам, бороздящим просторы,
Так как вращается близ надежной оси неизменно,
И никогда ее вид не обманет сидонское судно.


Хьютт, в своих исследованиях, восходит к временам задолго до Арата, к санскритскому богу Akshivan, Смотрителю за Осью (Aksha), ставшему в Греции Иксионом, чье колесо символизировало движение этого созвездия. Анакреон пишет о нем как о Колеснице, но также и Медведице; Абен Эзра называет его Ajala, что по-еврейски значит «повозка».
Римляне выражали те же самые идеи в своих Currus; Plaustrum, или Plostrum, magnum; уменьшительное Plaustricula, которое Капеллаc превратил в Plaustriluca, подражая «Noctiluca» Горация, использованное им для Луны. Аполлинарий Сидонский, христианский писатель 6-го столетия, называет созвездие Plaustra Parrhasis.

Мнение Гигина, изложенное в «Астрономии» основано на анализе имени близлежащего созвездия Волопас. Оно также имеет вариант названия: Арктофилакс, что означает «страж медведицы». Очевидно, названия созвездий связаны: Волопас соответствует Повозке с впряженными волами, а Арктофилакс Медведицам.
У Гомера встречается оба названия: Медведица и Повозка, но Волопас Арктофилаксом не называется. Следовательно, «Медведица», – поздний вариант, еще не отразившийся на имени соседнего связанного созвездия.
Фламмарион утверждает, что Колесница название народное, а Медведица – «ученое», но аргументов в доказательство своего мнения не приводит.
Современные исследователи считают имя Медведица более древним, восходящим к еще охотничьим временам, а Повозка и производные молодым, связанным уже с периодом оседлой сельскохозяйственной жизни.

Позже зародыш созвездия, семизвездный астеризм Большой Ковш, значительно разросся. Гигин пишет: «Впоследствии ... некие астрономы установили, что семь звезд входят в группу из двадцати пяти, следовательно, изображение медведицы образуют не семь звезд».
В определенный исторический период было, вероятно, различие между Повозкой, как семизвездием Ковша, и Медведицей, уже включившей в себя соседние звезды. Теперь же Большая Медведица одно из крупнейших созвездий неба.

Евреи называли это созвездие Dubh; финикийцы Dub; арабы Al Dubb al Akbar, Большой Медведь, - Dubhelacbar у Байера и Dub Alacber у Чилмеда, - все эти названия, возможно, греческого происхождения. Цезиус приводит мусульманские Dubbe, Dubhe, и Dubon; Роберт Браунинг, в своем Jochanan Hakkadosh, - Dob.

У мусульман «хвост» Медведицы назывался «Тремя Охотниками или Охотником и его двумя Собаками», - преследующими зверя; звезда Алькор была котлом, в котором они собираются ее приготовить.
Индейцы хусатоник, кочевавшие в долинах от Питтсфилда через Ленокс и Стокбридж до Грейт Баррингтона, говорили, что эта погоня за звездным медведем длится с весны до осени, когда животное бывает, наконец, ранено, и его кровь проливается на листву деревьев.

Длинный хвост медведя, совершенно не присущий этому виду животных, таким образом обыгрывается Томасом Гудом:
Ученик : Я не понимаю, почему (если она представляет собою медведицу) ее хвост такой длинный.
Учитель : Представь себе, что когда Юпитеру нужно было поместить ее на небо, он побоялся подойти к ней спереди, опасаясь зубов, и ухватил ее за хвост; поскольку сама она была очень тяжелой, а расстояние от земли до неба очень велико, то, с большой вероятностью, хвост мог вытянуться под ее тяжестью. Иных причин я не знаю.

У мусульман «хвост» Медведицы назывался «Тремя Охотниками или Охотником и его двумя Собаками», - преследующими зверя; звезда Алькор была котлом, в котором они собираются ее приготовить.
Индейцы хусатоник, кочевавшие в долинах от Питтсфилда через Ленокс и Стокбридж до Грейт Баррингтона, говорили, что эта погоня за звездным медведем длится с весны до осени, когда животное бывает, наконец, ранено, и его кровь проливается на листву деревьев.

Длинный хвост медведя, совершенно не присущий этому виду животных, таким образом обыгрывается Томасом Гудом:
Ученик : Я не понимаю, почему (если она представляет собою медведицу) ее хвост такой длинный.

Учитель : Представь себе, что когда Юпитеру нужно было поместить ее на небо, он побоялся подойти к ней спереди, опасаясь зубов, и ухватил ее за хвост; поскольку сама она была очень тяжелой, а расстояние от земли до неба очень велико, то, с большой вероятностью, хвост мог вытянуться под ее тяжестью. Иных причин я не знаю.


Индейцы Северной Америки называли скопление этих звезд Okuari и Paukunawa, словом, обозначающим медведя, до того, как их посетили белые люди, о чем свидетельствуют Леклерк в 1691 году, преподобный Коттон Матер в 1712 году, миссионер-иезуит Лафит в 1724 году и французский путешественник Шарлеву в 1744 году. А Бэнкрофт пишет, в своей истории:
Люди с медной кожей... не делили небеса, ни даже часть небес, на созвездия. Это просто любопытное совпадение, что алгонкины Атлантического побережья и берегов Миссисипи, а также Наррагансетта и Иллинойса, Северную звезду называют Медведицей.

Как известно, американский континент начал заселяться примерно 25000 лет назад, когда во время ледникового периода люди попали на него из Азии через Берингов пролив. Следовательно, можно предположить, что происхождение созвездия уходит в такую глубь веков, когда еще не существовало цивилизации! В книге «Названия звездного неба» излагается интересная, хотя и спорная, версия того, как возникла Большая Медведица.

Оказывается, если посмотреть на то, как выглядела Большая Медведица в действительно далеком прошлом (более 100 тысяч лет назад ), то вместо ковша можно увидеть  нечто и впрямь похожее на фигурку какого-то животного. Скорее всего,  рисунок медведя создавался шестью звездами ковша, а седьмая звезда, Бенетнаш, была в стороне, как бы привлекая взор задравшего морду зверя.


Если изложенное предположение верно, то оно означает, что 100 тыс. лет назад люди уже разговаривали и в языке их уже было название медведя.
Великий финский эпос Калевала придает большое значение этому созвездию, называя его Otawa и Otawainen, в каковых Мисс Клерки видит нечто схожее с именами, используемыми американскими индейцами  для «великого тевтонского короля зверей». Но они также рассказывают, что звезды Медведицы, в особенности Полярная звезда, были молодыми красивыми девушками, искусными в прядении и ткачестве, - истории, происходящие из воображаемого сходства их лучей и нитей ткани.
Созвездие ассоциировалось с Семью Мудрецами, или Поэтами, Индии; впоследствии – с Семью Мудрецами Греции, Семью Спящими в Эфесе, Семью Защитниками Христианства и т.д.

Хьюитт говорит, что эти семь звезд были известны первоначально в Индии как Семь Медведей, а также как Семь Антилоп и Семь Быков, позднее объединенные в одного, Большого Пестрого Быка, а Семь Медведей в Большую Медведицу, с Арктуром в качестве хранителя.   Когда фигура Медведицы приобрела свои нынешние размеры, в четыре раза превышающие размеры Arktos у Гомера, точно неизвестно. Тем не менее, существуют доказательства, что оно приобрело свои нынешние очертания в то время, когда Арат составлял свое описание созвездий. Он распространил его до Близнецов, Рака и Льва.  Арат, впрочем, следует Евдоксу, а Евдокс использует наблюдения, сделанные вне всякого сомнения, астрологами, в Аккаде или Вавилоне около 2000 до н.э.
Следовательно, можно предположить, что вавилонская Медведица была отлична от нашей современной Большой Медведицы... Таким образом, следуя по земному шару от долины Ганга до Великих озер Нового Света, мы сталкиваемся с одним и тем же созвездием северного неба, но первобытные идеи, послужившие его образованию, давно утрачены. Они были утрачены еще до времен Гомера.

Ахилл Татий также совершенно определенно утверждает, что это название происходит из Вавилона. Но Браун считает, относительно древнего и современного названия созвездия в этой стране, что сегодня нет никаких реальных доказательств считать Kakkabu Dabi (или Dabu, вавилонского Медведя) Колесницей или Плугом, или в еще большей степени Большой Медведицей  и идентифицировать последнюю с евфратским Bel-me-Khi-ra, Противостоящим Белу, - Bertin, и самим Белом. Группа из семи звезд часто изображается на печатях Вавилона, и Лэйард в Culte de Mithra приводит тому многочисленные примеры, хотя и говорит при этом, что, может быть, имеются в виду Плеяды; в то же время Сейс делает предположение, что, по всей видимости, «бог семи», так часто упоминаемый в надписях, связан с Большой Медведицей.

У соседних сирийцев оно было Диким Вепрем, а в звездах, расположенных у лап Медведицы (сегодня это Малый Лев), древние кочевники видели следы их Газели. На Крайнем Севере оно было Sarw у лаппи, хорошо знакомый им Северный Олень, Los у остяков, и Tukto у гренландцев.

У соседних сирийцев оно было Диким Вепрем, а в звездах, расположенных у лап Медведицы (сегодня это Малый Лев), древние кочевники видели следы их Газели. На Крайнем Севере оно было Sarw у лаппи, хорошо знакомый им Северный Олень, Los у остяков, и Tukto у гренландцев.

Смит пишет в Speculum Hartwellianum:
Король Артур, известный герой, типичная Большая Медведица, поскольку в валлийском языке его имя состоит из двух частей Arth, медведь, и Uthyr, чудесный; отсюда созвездие, видимо описывающее круг в северном полярном регионе неба, могло являться истинным знаменитым Круглым Столом сына Пендрагона, одним из древнейших рыцарских орденов.

Каковы бы ни были истоки этого предположения, нам известно, что древние англы размещали здесь дом короля Артура, и что население Великобритании издавна называли созвездие Arthur's Chariot или Wain, Колесница или Повозка Артура, как это мы видим в Lay of the Last Minstrel:
Повозка Артура, медленно вращая колесами,
В кромешной тьме совершает свой путь вокруг полюса.

В Ирландии оно было Колесницей Царя Давида, одного из древних королей этого острова; во Франции Великая Колесница, как это видно из изображений на галльских монетах. Англо-норманнский поэт 12 столетия De Thaun видел здесь Колесницу; Лаланд приводит более современное la Roue, Колесо. Иногда его еще называют Повозка Волопаса.
Колесница, воз, телега такие названия созвездия, связанные в большей степени, конечно, с ковшом, бытовали повсеместно на территории современной Европы. Скандинавы и германцы, славяне и англы все видели в небе одно и то же.
Живущие южнее итальянцы называют в народе Большую Медведицу Повозкой, а португальцы Каретой
На Древней Руси Большая Медведица имела такие названия: Кастрюля, Воз, Ковш; Телегой называли ее народы, жившие на территории современной Украины. В Сибири созвездие именовали Лосем.
В Древнем Египте созвездие Большой Медведицы именовалось Бедро Быка так оно изображено в храме Эдфу. А еще раньше оно, возможно, называлось Гиппопотамом.
Датчане, шведы и исландцы знали его как Stori Vagn, Великая Колесница, и как Karls Vagn, Колесница Карла; Карл это Тор, их великий бог, о котором древняя шведская Rhyme Chronicle, описывая его статую в храме Упсалы, говорит: Бог Тор, самый старший из них; он восседает обнаженный, подобно ребенку, держа в руке семь звезд и Колесницу Карла.
Поляки называют его Woz Niebeski, Небесная Повозка. Во всех этих случаях три звезды, представляющие собой хвост  Медведицы, были лошадьми, запряженными одна за другой в линию.

Большая Медведица всегда была тесно связана у древних европейцев с севером хотя бы потому, что созвездие не опускалось за горизонт (в отличие от большинства звезд, Луны и Солнца), а плыло в нижней своей точке над северным горизонтом, как бы указывая направление на север. Был подмечен еще один примечательный факт: когда путешественники и моряки двигались в северном направлении, то полюс мира поднимался в небе, а вместе с ним поднималась и находящаяся рядом Большая Медведица! По мысли древних греков, на крайнем севере Большая Медведица должна была находиться всегда высоко над головой, доминируя на ночном небе. И здесь греки были абсолютно правы, хотя и никогда не были за полярным кругом.
Как бы то ни было, идея о связи созвездия с холодом и севером была у древних настолько сильна и распространена, что даже проникла в обыденный язык: Медведь по-гречески –Арктос, а слово «арктика» переводится буквально как «под созвездием Большой Медведицы».
Хорошо известно ее использование в навигации не только древними греками, но и кочевниками пустыни, которые, в соответствии с Диодором Сицилийским, держали свой путь сообразуясь с медведицами таким же образом, как это делается на море.

Спенсер, в Королеве фей, также рассматривает Большую Медведицу как небесные часы, а Полярную звезду как путеводную:
Уже Возничий, натянув бразды,
Повлёк упряжку из семи коней
Вокруг оси недвижимой звезды,
Что свет свой шлёт с небес для кораблей,
Плывущих над пучинами морей.

Софокл делает аналогичные утверждения относительно путеводной роли Медведиц; Фальстаф, в Короле Генрихе IV, говорит:
...указателями времени гораздо чаще служат месяц или семь звезд Медведицы...

В Китае Tseih Sing, или Семь Звезд, наиболее заметные в этом созвездии, были известны как  «Правительство», но также назывались Pih Tow, Северная Мера, каковое Фламмарион переводит как Bushel, Бушель; центральный квадрат был Kwei, объект поклонения и самое любимое название в этой стране, как об этом свидетельствует двойное появление его в списке сю, представленный в виде Призрака или Идущих Ног. Ривз говорит, что четыре звезды квадрата были Tien Li, Небесным Разумом; Эдкинс, в своем труде Religion in China, располагает в этом месте дом даосского божества Tow Moo.

 Аль Бируни, в своем труде об Индии, посвятил этим семи звездам целую главу, говоря, что они были известны там как Saptar Shayar, Семь Отшельников, и благочестивая женщина Al Suh (звезда Алькор), взятые Дхармой на небо и расположенные гораздо выше всех прочих неподвижных звезд, рядом с Vas, благочестивой женщиной Vumdhati; но кто были эти последние, не объясняет. Он также цитирует Варахамихиру:
Северный край украшен этими звездами, как красавица украшена ожерельем из нанизанных жемчужин и венком, [возлагаемым на шею], из ровно расположенных белых цветов лотоса. Более того, они похожи в этих украшениях на танцовщиц, которые кружатся вокруг полюса, как он им прикажет.

В старых рисованных атласах это созвездие, очевидно, представляется медведем (за исключением, пожалуй, ранних изданий Гигина, где скорее нарисована крыса). Деталей, конечно, не видно, но можно поверить, что это именно медведица. Удивительно другое: на всех без исключения изображениях медведица снабжена роскошным длинным пушистым хвостом, украшением, которого почти напрочь лишены ее земные сестры. Хвост небесной медведицы формируют как раз звезды ручки ковша...

 «Явления и предсказания» Арата, 1569-1570, Марк Хофельд, Люксембург 


Античные мифы происхождения созвездия.

Каллисто, дочь греческого царя Ликаона, была нимфой в свите богини Артемиды. Девушка была настолько красива, что на нее обратил внимание сам Зевс. Однажды Зевс сумел приблизиться к деве, приняв обличье Артемиды, чтобы остаться незамеченным.

François Boucher, «Юпитер и Каллисто». Юпитер (Зевс) изображен в образе Дианы (Артемида).


Последствия этого вскоре заметила сама богиня Артемида, увидев Каллисто во время купания. Артемида изгнала девушку из своей свиты, и бедная Каллисто родила сына Аркада (Аркаса), скитаясь по горам.
Но, как оказалось, несчастья девушки на этом не закончились. Гера, супруга Зевса, узнав о рождении Аркада, превратила Каллисто в медведицу в наказание за то, что та стала причиной очередной измены мужа.
По другому рассказу, Зевс превратил её в медведицу, но Гера убедила Артемиду застрелить её из лука, как дикого зверя.

Прошло время. Аркад вырос и стал прекрасным юношей. Он был страстным охотником; однажды, находясь в лесу, он повстречал медведицу. Не подозревая, что перед ним его собственная мать, он мгновенно достал стрелу, натянул тетиву лука и уже намеревался поразить добычу, как вдруг рука Зевса остановила его. Верховный бог не мог допустить преступления, но также не мог и отменить волю другого бога и вернуть медведице ее прежний облик. Решив, что довольно с бедной Каллисто страданий, Зевс превратил в медведя и Аркада, а затем, сделав мать и сына бессмертными, перенес их на небо. Так и появились созвездия Большой и Малой Медведиц.

В переводе Эддисона Метаморфоз Овидия читаем :
Поднял, пространством пустым на быстром ветре промчал их,
На небе их поместил и создал два рядом созвездья....

В этой версии мифа сын Каллисто Аркас (Арктос) был превращен в Малую Медведицу, хотя обычно считается, что он стал Волопасом; Мэтью Арнольд более правильно пишет о матери и сыне в своей Merope:
Боги сжалились над ними и превратили в звезды. Блестящие звезды, которые сверкают в северном небе сторож Арктур (звезда в созвездии Волопаса), охраняющий Медведицу.

Преследовавшая её своим гневом Гера лишила её возможности освежаться часть суток в волнах океана; поэтому Большая Медведица никогда не заходит. Либо тефия, кормилица Геры, запрещает созвездию заходить в океан.

Таким образом, в мифе, помимо Большой и Малой Медведиц фигурируют Волопас-Аркад, и даже Гончие Псы его охотничьи собаки. Все четыре созвездия располагаются в одной области небосвода. Тот факт, что две медведицы созвездия незаходящие, античные созерцатели небес объясняли (видимо) запретом Посейдона погружаться обеим созвездием в Океан, сделанным по требованию Геры, конечно.

Однако не от этих легенд  произошло название этого созвездия, ибо ни аккадские астрономы Междуречья, ни жители Индии знать не знали о греческом Зевсе, но, тем не менее, рисунок Большого Ковша тоже называли Медведем! Более того, идея небесной медведицы существовала и за океаном, у племен индейцев Северной Америки о чем говорилось выше.

***