Астрономические наблюдения древние люди делали по двум причинам. С одной стороны, на это их толкали нужды повседневной жизни, такие как определение периодов дождей и засухи. Ведь именно небо могло сообщить людям, когда начинать сеять и когда собирать урожай. В тропических широтах это знание было особенно ценным, так как сезон дождей там начинается резко, и, если пропустить нужный момент, это может обернуться голодом и страшными бедами для людей. С другой стороны, древние жители Месоамерики верили во влияние небесных тел и явлений на судьбы людей. Многие ученые не раз акцентировали внимание на том, что древние обитатели этой территории были больше астрологами, чем собственно астрономами.
Какие же небесные тела и явления могли наблюдать те, кто проживал в древней Центральной Америке? Те, что легко заметить невооруженным глазом: Солнце, Луну, Венеру, Марс, Юпитер, звезды и созвездия, кометы, солнечные и лунные затмения, ежегодный цикл Плеяд.
Жрец наблюдает за ночным небом, Кодекс Мендоса
Одним из главных было Солнце.Именно Солнце определяет наш жизненный ритм. Движение Солнца в течение года дает нам четыре ключевые даты: осеннего и весеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний.
На данной картинке показано движение Солнца для умеренных широт. Здесь Солнце никогда не достигает зенита, а центром ночного неба является Полярная звезда. В пределах тропика Рака (южнее 23°26’ с.ш.) характерно достижение Солнцем зенита в своей высшей точке в день летнего солнцестояния. На широте 23°26’ с.ш. Солнце только доходит до зенита (то есть располагается прямо над головой наблюдателя), а вот в более южных широтах (до 23°26’ ю.ш.) Солнце проходит через зенит 2 раза в год. Чем ближе к экватору, тем интервал между двумя прохождениями Солнца через зенит будет больше.
Если мы будем наблюдать движение солнца в течение года в одно и то же время и фиксировать свое наблюдение, то в итоге получим такую картинку (аналемму).
Самая верхняя точка аналеммы – это летнее солнцестояние. Самая нижняя – зимнее. Точка пересечения – это 15 апреля и 29 августа. Чуть ниже точки пересечения находятся положения Солнца в дни равноденствий. Если для средних широт аналемма расположена под наклоном, то в тропиках она лежит горизонтально. А это значит, что древним жителям Месоамерики не казалось, что в дни солнцестояний светило было выше или ниже, для них эти две точки характеризовали крайнее южное и крайнее северное положения Солнца.
Из-за своего положения в пределах тропика Рака географическая широта Месоамерики определяет ряд особенностей по отношению к наблюдению Солнца. Если в более северных широтах выделяется 4 сезона, то в тропиках только 2 (сезоны дождей и засухи). Для этой территории очень важную роль играют такие явления, как прохождение солнца через зенит, так как оно связано с климатом. Первое прохождение солнца через зенит знаменует скорое наступление сезона дождей, что является необходимым условием для посева маиса. Эта взаимосвязь нашла отражение в мифологии и ритуалах.
То, что жители древней Месоамерики, проживавшие в тропике Рака (23,27° с.ш. – 14° с.ш.), наблюдали за Солнцем понятно по их календарю. И у ольмеков, и у сапотеков, и у майя, и у ацтеков была во многом схожая календарная система, сочетавшая в себе сразу несколько периодов или циклов, основными из которых были солнечный в 365 дней (18 «месяцев» по 20 дней + 5 дополнительных «несчастливых» дней) и так называемый ритуальный в 260 дней (комбинация из 13 чисел и 20 названий). По поводу астрономического значения последнего споры идут по сей день, разные исследователи связывали его с циклом беременности, сельскохозяйственным сезоном, периодом непрерывной видимости Венеры, положением Солнца на широте 15° с.ш. (Копан и Исапа). Но, несмотря на все разногласия, очевидно, что 20 и 13 для древних месоамериканцев были очень важными числами.
Почему 20? Большинством ученых в настоящее время принята версия о том, что изначально число 20 – это количество пальцев на руках и ногах одного человека. Более того, в некоторых «двадцатеричных» культурах слово двадцать было синонимом термина «человек». Впрочем, позднее эта связь стала менее очевидной, и у ацтеков, например, число 20 уже не обозначало человека, но слово «пять», macuilli, все еще оставалось эквивалентом слова «рука». Кроме этих цифр, важными были также 4 и 5, как базовые элементы числа 20. Это прослеживается и в позднейшей, ацтекской космологии и мифологии (5 эпох, 4 знака года, 20-дневный «месяц», делившийся на 4 недели-пятидневки, 5 основных направлений и т.п.).
Что касается второго компонента, числа 13, то пока единого мнения относительно его корней у ученых нет. По всей видимости, его сакральность уходит в глубокую древность. Так, например, в космологии майя и ацтеков небо представлялось разделенным на 13 уровней, а Долгий счет у майя состоял из циклов по 13 четырехсотлетий. До сих пор остается неясным: было ли это число первичным, либо образовалось в результате деления 260 на 20.
По поводу времени и места возникновения ритуального календаря ситуация тоже не однозначная. На данный момент наиболее точные свидетельства наличия ритуального календаря в 260 дней относятся отнюдь не к территории майя или ольмеков, а к долине Оахака. В сапотекском регионе были найдены самые древние календарные записи, датируемые 600 г. до н.э. (Сан-Хосе-Моготе и Монте-Альбан). Там присутствуют различимые знаки дней (Сан-Хосе-Моготе), а в Монте–Альбане уже обнаруживаются основные элементы (циклы по 365 и 260 дней). Тем не менее, вполне вероятно, что базовые элементы календарной системы в Месоамерике возникли в средний или поздний формативный (доклассический) период, что соответствует второй половине первого тысячелетия до нашей эры.
Древнейшие календарные записи: Монумент 3, Сан-Хосе-Моготе (слева); Стелы 12 и 13, Монте-Альбан (справа), 6 в.до н.э.
Самая ранняя точно датированная запись ритуального календаря относится к 679 г. до н.э. Авени указывает, что цолькин появился около 600 г. до. н.э., и лишь через несколько сот лет наряду с ним упоминается хааб. Есть и более ранние оценки (1150-900 гг. до н.э.), но это менее надежная датировка. Так, высказываются предположения, что в Куикуилько, предшественнике Теотиуакана, также мог существовать календарь, который ряд ученых датируют VIII веком до н.э. В то же время другие исследователи относят время появления ритуального календаря к концу II тысячелетия до н.э.
Для обеих календарных систем (солнечной и ритуальной) характерно, что каждый день записывался знаком и цифрой. Причем один день имел обозначение как по ритуальному, так и по солнечному календарю. Смену дней в календарях хорошо иллюстрируют следующие примеры.
Счет дней у майя
Счет дней у ацтеков
Модель слева представляет смену названий дней в ритуальном календаре, справа – в солнечном. Полный цикл этих двух календарей, когда комбинации названий дней по ритуальному и солнечному календарю не повторялись, длился 52 года. Важным периодом у ацтеков считался и промежуток времени в 104 года (уэуэлистли «старый век»), когда к двум целым периодам обоих календарей добавлялось еще и целое число синодических периодов Венеры.
Счет лет также был цикличным. Например, у ацтеков год назывался по названию первого дня первого месяца (по другой версии, по последнему дню последнего месяца). На начало года выпадало всего 4 знака (тростник, кремень, дом, кролик). В сочетании с 13-ю числами это давало также 52 уникальных названия лет, после чего начинался новый цикл. Таким образом, для индейцев древней Мексики было характерно нелинейное восприятие времени, что нашло отражение в их календарях.
Кодекс Товара
Также стоит отметить, что восприятие времени и пространства было для древних обитателей Месоамерики неделимо. Рассмотрим это на примере двух ритуальных календарей из Мадридского кодекса майя и центральномексиканского кодекса Фейервари-Майер. Здесь мы видим, что основные стороны света образуют сектора, в которые вписаны как названия дней, так и символика, соответствующая конкретным направлениям.
В первую очередь, стоит отметить что ключевым, фундаментальным направлением было направление восток-запад, так как все небесные тела, не только Солнце, движутся с востока на запад. Именно поэтому восток был тем направлением, которое определяло остальные. Юг и север, например, иногда назывались «справа или слева от востока». По этой причине восток на обоих изображениях находится вверху, в напротив него – запад. Соответственно, слева и справа располагаются север и юг. Кроме этих четырех, выделялось центральное направление, а также промежуточные направления между четырьмя основными. Как правило, археоастрономы соотносят их с точками восхода и захода Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояний. Каждому направлению соответствует свое дерево, птица, ритуал, боги, цвет.
Страница кодекса Фейервари-Майер
Страница Мадридского кодекса
Что еще известно о наблюдениях древних за Солнцем? Одним из самых растиражированных является утверждение, что майя якобы смогли высчитать длительность года точнее, чем в нашем григорианском календаре. Изучение астрономии майя еще в 20-е годы XX века привело исследователя Джона Эдгара Типла к выводу, что примерно в VII веке н.э. жрецы-астрономы майя смогли с феноменальной точностью высчитать длительность года. Свое заключение ученый сделал на основании записей на Стеле А в Копане. Но, как показало дальнейшее изучение данного вопроса, расчеты Типла оказались неверными.
Некоторые надписи в группе построек, относящихся к Храму Креста в Паленке, позволили ряду ученых предположить, что древние месоамериканцы знали, что 1508 календарных лет хааба соответствуют 1507 солнечным годам. Таким образом, длина рассчитанного древними астрономами майя года получалась ≈365,242203 суток, что более точно соответствует современному среднему тропическому году ≈365.242189 суток, чем продолжительность года в григорианском календаре 365,2425 суток. Эти выводы были сделаны на основании дат рождения трех божеств-покровителей Паленке («Паленкская триада»), которые приходятся на 2360 год до н.э. Если за точку отсчета взять 3114 год до н.э., то окажется что даты их рождения отстоят от начала новой эпохи на 754 года, то есть ровно на половину от цикла из 1508 лет. Стоит ли говорить о том, что такие расчеты едва ли можно назвать убедительными.
Тем не менее, майя могли знать о том, что год не равен 365 дням. Для этого достаточно наблюдений, утверждают ученые.
Версия 1. Если наблюдать за Солнцем через визир, то мы увидим, что с каждым годом Солнце восходит не над тем местом, где мы отметили, но через 4 года оно взойдет почти там же, но на день позже. Через 29 лет Солнце взойдет еще точнее, чем каждые 4 года, но на 7 дней позже. Через 33 года Солнце снова взойдет в том же месте, но на 8 дней позже. То есть, если округлить, то получится, что один день разницы набегает за 1507 дней. Соответственно, год разницы набегает за 1507 тропических лет. Таким образом, получаем, что 1508 лет по 365 дней равны 1507 тропическим годам. Однако, нет никаких данных о том, что древние жители Месоамерики использовали подобные вычисления.
Версия 2. Можно было найти даты совпадения начала года с солнцестоянием и соседним равноденствием, и заметить, что между этими явлениями прошло 377 лет. (1508\377=4). Здесь, опять же, нет никаких оснований полагать, что такие расчеты имели место.
Версия 3. Примерную длительность солнечного года можно было высчитать, исходя из наблюдений за датами прохождения Солнца через зенит. Через 4 года это событие состоится на день позже.
Версия 4. Наблюдения посредством горизонтального календаря. То есть, по тому же принципу, что и в версии №3, только для фиксирования точной даты можно использовать гору или вулкан, то есть естественный рельеф местности.
В последних двух случаях точность вычислений, прямо скажем, довольно условная, она будет зависеть от многих факторов, таких как выбор подходящего маркера на горизонте или отправной точки отсчета.
Вопрос о том, корректировали ли свой календарь древние месоамериканцы, остается открытым. Есть свидетельства некоторой корректировки календарей, но их причины еще не до конца ясны. Согласно Саагуну, ацтеки добавляли к 5-ти несчастливым дням еще один день каждые 4 года. По другой версии, они добавляли сразу 13 дней, но в конце 52-летнего цикла. Также высказываются мнения, что дополнительный месяц ацтеков составлял 25 дней.
Даже если древние месоамериканцы и знали об этой неточности, вводить корректировку календаря не стали. В результате, названия месяцев, которые изначально обозначали виды сельскохозяйственных работ, перестали соответствовать подходящим сезонам. Есть предположения, что майя отслеживали накопленные ошибки между хаабом и тропическим годом, и в любой момент могли вычислить положение месяцев относительно времен года.
Так или иначе, но на данный момент нет оснований полагать, что майя высчитали длительность тропического года с гораздо большей точностью, чем какая-либо другая цивилизация.
Астрономические наблюдения производились жрецами в древней Месоамерике с вершин пирамидальных храмов невооруженным глазом; единственным инструментом, возможно, служили две перекрещенные палки, чтобы фиксировать точку наблюдения. По крайней мере, подобные орудия изображены в рукописях Нэттол, Селдена и Бодли около жрецов, наблюдающих звезды.
Предполагаемые инструменты для наблюдения за небесными объектами, кодекс Бодли
Жрец с инструментом для наблюдения, кодекс Бодли
О таких инструментах для наблюдения как гномоны, в Месоамерике почти ничего не известно. Высказываются предположения, что в качестве гномонов могли использоваться майяские стелы. Например, Анна Доуд указывает, что Стела D в Копане могла служить гномоном и указывать на такие явления, как равноденствия, солнцестояния, прохождения Солнца через зенит.
В городе Эцна исследователем Винсентом Мальмстрёмом также был обнаружен гномон. Этот инструмент, как утверждается, показывал дни прохода Солнца через зенит. Конструкция была такой формы, что верхняя её часть была в диаметре равна основанию ножки. Таким образом, когда Солнце находилось прямо над головой, тень от верхней части закрывала всю эту конструкцию. Ученый запечатлел его, но через некоторое время этот гномон пропал, и до настоящего времени не найден.
Гномон, Эцна
В то же время высказываются версии, что у древних жителей Месоамерики были и другие способы наблюдения каких-либо ключевых дат или периодов. К таким инструментам относят так называемые зенитные трубы. Они представляли из себя своего рода шахту в земле или в постройке, под которой располагалась камера. Такие способы выявления определенных дней в году были обнаружены в Шочикалько и Монте-Альбане.
В Шочикалько подземная камера ориентирована с большой точностью не только на точки прохождения Солнца через зенит и точки солнцестояний, но и, похоже, была приспособлена для наблюдения определенных периодов, так как лучи Солнца попадают в пещеру 105 дней в году, между 30 апреля и 13 августа, в то время как в остальные 260 дней прямой луч света в пещеру не попадает.
Жрец наблюдает из камеры небесные явления, Мадридский кодекс
В Монте-Альбане в здании P на лестнице имеется небольшое отверстие, которое переходит под лестницей в небольшую камеру. Монументальная платформа, с лестницей, обращённой на запад, ведущей к храму, который был расположен наверху.
Специалисты связывают это строение с астрономическим наблюдениями, поскольку в центре лестницы находится камера, с вертикальным спуском, которая позволяет в первых числах мая и августа наблюдать посредством света и тени проход солнца в зените.Прямые лучи попадают в трубу в течение 130 дней, что должно в некоторой степени подтверждать вывод о том, что данные сооружения использовались для счета ритуального 260-дневного календаря. Внутренняя камера здания P. 8 мая и 5 августа, когда Солнце проходит в зените, луч попадает вертикально в колодец. В эти дни сапотеки совершали жертвоприношения Косийо, богу дождя и Питао Кособи, богу кукурузы.
Также в научных работах можно встретить упоминание о так называемых обсерваториях. Это здания, иногда круглые, с рядом проемов, которые, как считается, должны указывать на положение тех или иных светил в определенных положениях или в конкретные даты года.
Наиболее известным таким сооружением является Караколь в Чичен-Ице. В настоящее время существуют разные точки зрения о том, на какие явления указывают направления и отверстия в Караколе. Наиболее часто высказываются предположения о том, что это здание могло иметь связь с Венерой и Солнцем. Такие выводы были сделаны на основании выявленных направления, соответствующих определенным положениям этих светил.
Караколь Чичен-Ица
Когда открытие древних городов в Месоамерике только начиналось, для ученых долгое время оставалось загадкой то, что здания в древних городах располагались, как казалось на первый взгляд, в хаотичном порядке. Нельзя сказать, что раньше, еще до формирования археоастрономии в отдельную дисциплину, не искали решений для объяснения ориентации зданий. Однако, этим занимались в основном антропологи и археологи. И систематического изучения данного аспекта у построек не было до 70-х годов прошлого века, когда за дело взялись архитекторы и астрономы. Они провели свои собственные расчеты и предложили свои объяснения ориентации зданий, что позволило по-новому взглянуть на уже, казалось бы, знакомые вещи. В результате было установлено, что ориентация зданий связана с конкретными астрономическими явлениями, по отношению к которым они расположены в различных древних городах доколумбовых цивилизаций. И эти направления можно соотнести с конкретными астрономическими явлениями (в большинстве случаев это точки восхода и захода Солнца в определенные даты – солнцестояния, равноденствия, прохождения через зенит – и в гораздо меньшей степени связанные с точками экстремума Венеры или каких-либо других объектов). Причем, учеными была подмечена одинаковая ориентация зданий в городах, существовавших в разное время и в разных регионах, из чего был сделан вывод, что случайностью это быть не может и здесь имеет место заимствование какой-то культурной традиции.
В настоящее время ученые располагают более прочными, нежели 50 лет назад, данными относительно вероятных астрономических мотивов ориентации отдельных построек или групп построек по каким-либо ключевым датам или положениям небесных объектов. Тем не менее, в данной области существуют и свои предрассудки. Одним из примеров таких предрассудков является то, что солнцестояниям и равноденствиям придают слишком большое значение, которое они якобы играли в ориентации зданий и не только. На самом деле, там много других, более важных точек.
Ориентация построек по определенным направлениям в различных городах имеет свои особенности. Как показали многочисленные исследования, основными направлениями в ориентации зданий были не север-юг-запад-восток, а точки экстремума, в которых Солнце на закате и на востоке занимает самое северное или самое южное положения (азимуты 65°, 115°, 245° и 295°), точки равноденствий (90° и 270°), точки восхода и заката в те дни, когда Солнце проходит через зенит, а также даты, упреждающие определенные солнечные явления, особенно перед посевной.
Самый известный пример построек, ориентированных на различные положения Солнца (равноденствия и солнцестояния) – это «Е-группа» в Вашактуне. Этот комплекс зданий ориентирован таким образом, чтобы восходы Солнца в дни солнцестояний можно было наблюдать по углам крайних строений, а восход Солнца над срединной постройкой указывал на наступление равноденствия. Очень много таких построек нашли в Северном Петене. Долгое время не утихали дискуссии о том, насколько рабочими были такие постройки, возводились ли они с целью наблюдения этих явлений. Энтони Авени и Хорст Хартунг в 1989 году провели исследование 28 таких комплексов, и многие из них оказались нерабочими. Чуть позднее Авени вернулся к изучению данной темы и выяснил, что ориентация «Е-групп» могла указывать на положение Солнца в другие дни, также значимые для жителей региона, в частности, на 20-дневные интервалы, связанные с прохождениями Солнца через зенит, которые в Северном Петене приходятся на 10 мая и 3 августа.
«Е-группа» в Вашактуне
Изучение ориентации зданий в Паленке привело ряд исследователей к выводу, что отдельные строения могли быть ориентированы на Сириус («Храм графа»), на Капеллу («Храм лиственного креста»), а Корпус А и восточная сторона Дворца ориентированы по точке максимальной элонгации Луны. Также было отмечено, что «Храм XIV» мог быть выровнен на зимнее солнцестояние, а западная сторона Дворца – на прохождение Солнца через зенит. Ориентация «Храма Солнца» также подверглась изучению, в результате чего на основании полученных данных появилась гипотеза о том, что его фасад был ориентирован на восход Солнца в день зимнего солнцестояния. Вероятно, и другие постройки Паленке могли иметь определенные выравнивания на конкретные солнечные астрономические события. Так, Нил С. Андерсон, Альфонсо Моралес и Моисей Моралес зафиксировали, что в один из ключевых дней календаря, 30 апреля, на закате солнечные лучи проходят прямо в Т-образное окно. Также выдвигаются предположения о том, что через это окно могли наблюдать интервалы между двумя прохождениями Солнца через зенит.
«Храм Солнца» (Паленке) в зимнее солнцестояние
Стоит отметить, что ориентация зданий в направлении Запад-Восток встречаются реже, чем в отношении солнцестояний. Ориентация многих построек приходится на зону 8°-18° к востоку от севера, с пиком в районе 14°, другой пик приходится на 25° (солнцестояния). Исследования ориентации построек в городах майя показали, что отдельные из них могли маркировать 20-дневные интервалы по отношению к тем дням, когда Солнце проходит через зенит. Одно из объяснений 14-градусного азимута заключается в том, что он указывает на точки восхода и захода Солнца через число дней, кратное 20, считая от того дня, когда оно проходит точно над головой.
Довольно часто встречаются ориентации по так называемым срединным дням, которые делят год на 182 или 183 дня или на четверти в 91,25 дней. То есть 23\24 марта (равноденствие 21 марта) и 21 сентября +- 1 день (равноденствие 23 сентября) – азимут отстоит на юг от направления на Восток на 0°30'- 2°.
Выравнивание построек по солнцестояниям имело первостепенное значение для позднего доклассического и раннего классического периодов. Самыми древними на сегодняшний момент городами среднего формативного периода, где отмечена такая ориентация, являются Исапа, и другие ее ровесники на тихоокеанском побережье Гватемалы и Чьяпаса. Авени указывает на то, что в Исапе не только стадион для игры в мяч ориентирован на направление заката в день зимнего солнцестояния и восхода в летнее (отклонение в 1°), по этой оси ориентировано и все поселение в целом.
В тропике Рака на широте 23°26’ с.ш. день летнего солнцестояния совпадает с зенитом, где Солнце достигает своей самой северной точки, а потом поворачивается и идет на юг. Это движение Солнца было известно древним мексиканцам как минимум с классического периода, подтверждением тому является городище Альта-Виста в современном штате Сакатекас, расположенное почти на линии, где проходит граница тропика Рака. Там ориентация некоторых зданий по отношению к горе Пикачо указывает на точки восхода в равноденствия и солнцестояния.
Альта-Виста, Сакатекас. Двойное солнечное выравнивание по горе Пикачо (2800 м): 1) с руин Лабиринта в равноденствие наблюдается восход Солнца; 2) два креста рядом с горой Эль-Чапин указывают направление на Пикачо, где в день летнего солнцестояния наблюдается восход Солнца.
В течение позднего и терминального классического периодов концепция годичного цикла была переориентирована на даты прохождения Солнца через зенит. Это могло быть связано с тем, что определить день в день дату солнцестояния довольно сложно, особенно в тропиках, так как близко к этой дате, +- 2 дня, положение Солнца практически неизменно. В новой схеме ориентации был использован любопытный солнечно-временной принцип, действующий только на широте Тикаля. Если отмерять точку захода Солнца каждые 20 дней после его прохождения через зенит, то отсчитав дважды по 20 дней назад от одного из дней прохождения Солнца через зенит, мы получим день равноденствия, а дважды отсчитав 20 дней вперед от одного из прохождений через зенит, мы получим вторую пару равноденствие-солнцестояние. То есть на данной широте год мог быть разбит на промежутки, кратные 20 дням, причем каждый из них заканчивался одним из значимых событий годичного солнечного цикла.
Обнаруживаются и другие направления: 15-16° от истинного востока и запада. Это направление было характерно для Теотиуакана и приобрело большую значимость по всей Месоамерике.
В Теотиуакане имелась своя, особая ориентация зданий. Положение Пирамиды Солнца и Дороги Мертвых соответствует 285,5° (15,5° к северу от запада). Если стоять у подножия пирамиды Солнца, то с этого места на западе наблюдается закат 30 апреля и 13 августа, интервал между которыми равен 105 и 260 дням. Кстати говоря, близкие к ним даты (29 апреля и 12 августа) рассматриваются специалистами в том ключе, что они ровно на 20 дней отстоят или предшествуют равноденствиям. С другой стороны, если смотреть от подножия пирамиды на восток, то рассвет строго в этом направлении можно наблюдать 12 февраля и 30 октября. Не так давно при раскопках в Теотиуакане обнаружили подземные пещеры, датируемые примерно 200 годом н.э. Изучение этих пещер позволило ряду исследователей выдвинуть гипотезу о том, что они были спроектированы таким образом, чтобы отсчитывать периоды в 105\260 дней: 30 апреля-13 августа-29 апреля. Это могло быть связано с прохождениями Солнца через зенит.
В Месоамерике можно наблюдать два таких прохождения Солнца через зенит. На широте 15°-23,27° с.ш. первое прохождение через зенит происходит в период 1 мая-21 июня, а второе – 21 июня-12 августа. Как уже говорилось выше, было подмечено такое совпадение: на широте Копана и Исапы эти две точки делят год на 105 и 260 дней. Для этой широты данный период имеет смысл, в то время как для Теотиуакана и других более северных городов это условное деление вызвало искусственную ориентацию строений на 15,5°.
Если говорить о постклассическом периоде, стоит упомянуть ориентацию Темпло Майор. Он был обращен к западу, в сторону заходящего Солнца. Во время весеннего равноденствия, когда начинался годичный цикл Солнца, светило появлялось как раз в промежутке между храмами Тлалока и Уицилопочтли. Технические трудности, сопряженные с попытками правильного расположения здания, вероятно, были довольно существенными. В частности, чтобы «поймать» Солнце, когда оно находится на нужной высоте, строителям надо было повернуть храм на 7 градусов относительно направления восток-запад. Это связано с тем, что в низких северных широтах Солнце, по мере того, как увеличивается его высота над горизонтом, слегка смещается к югу. Торибио де Бенавенте Мотолиния в своем труде упоминал о том, что при очередной перестройке главного храма Монтесуме пришлось снести здание и перестроить его нужным образом.
Ориентация построек была не единственным способом выявления конкретных дат года. Выяснилось, что расположение некоторых сооружений в таких городах, как, например, Куикуилько и Чолула, может свидетельствовать о наличии в данных местах так называемого горизонтального календаря. Это когда определенные даты года могли быть отмечены благодаря местному ландшафту. Закаты или восходы Солнца в определенные дни, если смотреть с нужной точки, приходились на пики гор или вулканов.
Пирамида Чолулы является крупнейшей по объему в своем роде в Месоамерике, ацтеки называли ее «Гора, сотворенная людьми». Ее ориентация 294°45', что соответствует закату в день летнего солнцестояния или восходу Солнца в день зимнего солнцестояния. Таким образом, в летнее солнцестояние, если наблюдать с вершины этой пирамиды, Солнце заходит прямо за вулкан Попокатепетль, расположенный на западном горизонте.
Реконструкция пирамиды Куикуилько
Похожая ситуация и в Куикуилько, старейшем городе в долине Мехико. Если смотреть с круглой пирамиды, Попокатепетль отмечает восход в день зимнего солнцестояния. Календарь горизонта Куикуилько имеет и другие интересные особенности. Исследователь Иоанна Брода отмечает, что были у этого календаря еще 2 точки с отклонением 15,5°, делящие год на 105 и 260 дней (30.04=13.08 и 12.02=30.10).
Пирамида Куикуилько
Пирамида Куикуилько
Реконструкция горизонтального календаря Куикуилько
Однако, несмотря на популярность такого направления исследований как ориентация построек, в данной области есть и свои сложности. Во-первых, те, кто занимается данным вопросом, могут искать астрономические совпадения там, где их может не быть.
Во-вторых, мало найти такую точку, которая бы являлась ключом к планировке зданий или целого комплекса, её надо еще и аргументированно увязать с остальными строениями и другими источниками данных, то есть, должен быть какой-то определенный культурный контекст.
В-третьих, надо очень аккуратно использовать данные и не позволять своему культурному мышлению влиять на интерпретацию каких-либо явлений, так как это приведет к неправильным выводам и исказит результаты исследования.
В-четвертых, изучая те или иные ориентации, следует помнить о том, что азимут, зенитное расстояние и ландшафт были иными, нежели сейчас. Кроме того, многие постройки ромбоидальные в основании. Поэтому их невозможно характеризовать одним азимутом. Другими словами, маловероятно, что направление север-юг можно рассматривать как ориентир для направления восток-запад и наоборот. То есть перпендикуляр к такой линии вряд ли является истинным направлением постройки.
Таким образом, хотя в целом доказано, что ориентация зданий могла быть сделана из каких-либо астрономических или календарных соображений, текущие интерпретации их значения и социальной роли пока недостаточно удовлетворительны. Прочных, достоверных доказательств крайне мало и их можно интерпретировать по-разному, поэтому еще рано делать какие-либо далекоидущие выводы.
*
Проводя наблюдения в храмах древних городов Месоамерики, ученые столкнулись с таким интересным архитектурным явлением, как иерофании (то есть проявление священного, предстающее перед нами). Они представляют собой, как правило, игру света и тени в ключевые дни года, такие как равноденствия, солнцестояния, прохождение Солнца через зенит или надир. Как правило, к таким иерофаниям относят следующие явления:
1) освещение в определенные дни года фигуры или ключевой скульптуры внутри помещения;
2) Солнце на закате\восходе в определенные дни года можно наблюдать в оконных или дверных проемах;
3) в определенные дни года лучи Солнца попадают внутрь помещения;
4) в определенные дни года тени падают на балюстраду особым образом, создавая конкретного вида тень.
На данный момент иерофании представляют собой наиболее сложные для оценки случаи якобы имевших место астрономических ориентиров зданий. Самым известным примером последнего вида иерофаний является «Храм пернатого змея» в Чичен-Ице, где 2 раза в год, в дни равноденствий, перед заходом Солнца присутствующие могут наблюдать следующее действо. Северная сторона храма у основания украшена головами змей, и каждое равноденствие ребро пирамиды освещается заходящим Солнцем таким образом, что создается впечатление, как будто огромное тело змеи поднимается, чтобы потом проследовать к Священному Сеноту, к которому как раз и обращена северная сторона храма. Культовым событием это стало не так давно, где-то с 70-х годов, и ежегодно оно привлекает огромное количество туристов. Там собираются не только те, кому повезло оказаться тут в сентябре или марте, но и те, кто специально едет туда, чтобы своими глазами увидеть «чудо». Кстати говоря, в Майяпане тоже есть похожее сооружение, но уже без змеиных голов. И такая иерофания происходит там в день зимнего солнцестояния.
Майяпан (слева)
Чичен-Ица
Майяпан (слева)
Пирамида представляет собой гениальное отображение календаря, как символа летающего змея. Каждая грань пирамиды состоит из 9 размещенных друг над другом платформ. Посередине их соединяет лестница, поднимающаяся вверх. При взгляде снизу на лестницу не чувствуешь перспективы, кажется, что ширина ступеней внизу и наверху пирамиды одна и та же. Этот оптический обман, по-видимому, создан для усиления магического действия сооружения. В действительности лестница расширяется кверху таким образом, чтобы в точности компенсировать эффект перспективы.Каждая из 4 лестниц имеет по 91 ступени. На верхней платформе еще 1 ступень ведет в храм, внутри которого стоят 2 колонны, изображающие пернатых змеев. Каждая ступень считается 1 днем, поэтому получается: 4 х 91 = 364+1, количество дней года.
Пирамида настолько точно выставлена по сторонам света, что 21 марта, в день весеннего равноденствия и 21 сентября, в день осеннего равноденствия, можно наблюдать, как пернатый змей сползает по пирамиде и снова ползет вверх. Потрясающее представление разыгрывается следующим образом. Все 4 лестницы слегка отклоняются от стран света. 21 марта, примерно за 1,5 часа до заката, солнце светит на обращенную к западу грань пирамиды. Лучи и длинные тени змееподобно тянутся к северному фасаду пирамиды. Чем ниже опускается солнце, тем более захватывающим становится зрелище. По мере захода солнца сначала, благодаря уступам 9 платформ, на краю лестницы тень образует равнобедренные треугольники. Они символизируют 9 частей тела Кукулькана. Затем треугольники превращаются в волнистую ленту, которая по мере захода солнца, «ползет» по краю лестницы, чтобы на последней верхней ступени соединиться с могучей каменной змеиной головой бога.
21 сентября, на восходе солнца, на противоположном фасаде пирамиды можно любоваться спектаклем в обратной последовательности. Сначала кажется, что из света и тени оживает голова пернатого змея, затем темные, четко ограниченные солнечным светом линии тени, ползут по телу змея к верхней платформе. После короткой остановки в храме Кукулькана, волшебство, созданное тенями, пропадает. В сияющем солнечном свете пернатый змей исчезает во Вселенной. Эта иллюзия длится ровно 3 часа 22 минуты.
Есть и другие интересные архитектурные моменты, подмеченные учеными. Например, «Храм семи кукол» в Цибильчальтуне, ориентированный на восход Солнца за несколько дней до весеннего равноденствия. В этот день положение Солнца утром приходится ровно на центр дверного проема.
В регионе майя ученые заметили некоторую связь между ориентированием по Солнцу и круглыми пирамидами. В небольшом местечке Икиль есть большая пирамида, сооружение 1. Недавние исследования показали, что она также может быть объектом солнечной иерофании – восхода Солнца над вершиной пирамиды в дни прохождения через зенит, 23 мая и 20 июля. Это место по-своему уникально, так как точка наблюдения за событием находится внутри пещеры, расположенной восточнее пирамиды. Первое прохождение через зенит очень близко к началу сезона дождей, чем и объясняется вероятная значимость этого события.
Восход Солнца над сооружением 1, вид из пещеры, Икиль
В «Храме надписей» в Паленке ученые также обнаружили несколько довольно любопытных явлений. Например, Линда Шиле описала иерофанию зимнего солнцестояния, когда на закате последние солнечные лучи освещают Бога L на восточной стороне дверного проема святилища. В этот же день Солнце уходит за горизонт прямо в том месте, где в глубине храма расположена гробница К’инич-Ханаахб-Пакаля.
*
Стоит обратить внимание на еще одно интересное солнечное явление – затмение. В Дрезденском кодексе майя затмение показано как солнечный диск, пожираемый чудовищем (кайманом). Ацтеки считали, что во время затмения Солнце пожирают демоны (цицимиме). У древних жителей Месоамерики затмение рассматривалось как дурной знак. Считалось, что в это время силы хаоса врываются в нашу реальность, в данном аспекте затмения можно сравнить с пятью несчастливыми днями, которые в конце каждого года прибавляли к своему календарю майя и ацтеки. В Дрезденском кодексе изображение затмения символизирует завершение эры. В одном из описаний во время затмения люди громко стенали и плакали, то ли от испуга, то ли это было специально наигранно. В такие дни люди, как правило, приостанавливали свою обычную деятельность, более того, считалось, что даже у животных может измениться характер.
Затмение, Дрезденский кодекс
Затмение, кодекс Нэттол
Древние, похоже, могли знать, что затмения происходят с определенной периодичностью. Как утверждает Авени, «в письменах майя имеются свидетельства того, что они использовали цолькин для предсказания времени появления Венеры и наступления затмений». Высказываются предположения, что майя знали сарос – период, когда затмения повторяются в прежнем порядке (233 синодических месяца, 18 лет, 10 1/3 или 11 1/3 дней, 6585,78 дней), а также период, равный 173,31 дням, это период благоприятных положений небесных тел, когда могут наблюдаться затмения (период прохода через узел орбиты). В некоторых рукописях имеются циклические таблицы на 11960 дней, возможно, использовавшиеся для предсказания затмений. Такие таблицы периодически обновлялись. В Дрезденской рукописи майя есть таблица предсказания затмений, где несчастливые дни, в которые вероятность затмения наиболее высока, называются и сопровождаются ремарками «Горе кукурузе!», «Горе беременной женщине!».
Помимо Солнца, многие другие небесные явления и объекты также оказали заметное влияние на формирование культур жителей древней Месоамерики, в частности Луна и Венера. Но так как знания об астрономических аспектах доколумбовых цивилизаций остаются фрагментарными, хотелось бы уберечь читателя от категоричных выводов относительно всего, о чем было изложено выше. Вполне возможно, что со временем будут выявлены новые подробности, которые послужат отправной точкой к пересмотру некоторых из указанных положений.
http://www.indiansworld.org/