Весы – классическое весеннее
зодиакальное и экваториальное созвездие. В средних широтах северного полушария
наблюдается у горизонта в южном направлении.
Атрибут Фемиды, Деметры или
Немезиды, которые претендуют на место соседнего зодиакального созвездия Дева.
Также Деву принимали за
Персефону, а созвездие Весы – за колесницу Гадеса, в которой тот увез ее в свою
вотчину, мрак подземного царства смерти.
Говорят также, что это и не
весы совсем, а египетский алтарь.
Весы – древнее созвездие, но
видимо одно из последних, появившееся на небе античности. Первоначально его
звезды входили в созвездие Скорпион в качестве его клешней. Явно заимствовано в
Месопотамии.
Месопотамское созвездие с
названием Весы существовало здесь еще в начале второго тысячелетия до нашей эры
(шумерское ZI.BA.AN.NA).
Приживалось постепенно,
долгое время продолжало использоваться название Клешни Скорпиона, поскольку
традиционно здесь располагались крайние звезды хорошо известного грекам
созвездия Скорпион.
В Италии Libra и Bilancia, во Франции Balance,
в Германии Wage, у Байера – Wag, у Боде – Waage, но у англо-саксов
– Wæge и Pund, а у англо-норманнов – Peise, все имеют одинаковое значение – весы.
Древние греки не
ассоциировали эти звезды с весами, многие из них считали их до относительно
недавнего времени Клешнями Скорпиона, известного прежде как двойной знак. Гигин
[Astron. II.26] описывает его как dimidia pars Scorpionis.
Птолемей использует восемь
звезд в своем Χηλαί, разделенном на две части, βόρειος и νότιος –
и девятью ἀμόρφωτοι. Арат знает этот знак под тем же именем; он состоит из
слабых звезд, – φαέων ἐπιδυέες – но представляет собой большое единое целое – μεγάλας
χηλάς. Эратосфен включает звезды Клешней в состав известного всем Скорпиона, и
называет все созвездие Σκορπίος, ссылаясь при этом на Χηλαί; так
же поступает Гиппарх, но этот последний использует названия Ζυγόν или Ζυγός;
это название становится общим для Весов, и мы видим их в рукописях 9-го века
под названием Zichos.
Они эквивалентны латинскому Jugum, Скоба или Коромысло весов, хотя
ученые авторы Рима использовали
Libra, и это его название сохранилось до наших дней.
Древние названия, впрочем,
оказались довольно живучи, и в Latin Almagest 1551 года издания эти
звезды обозначены как in jugo sive chelis ; Флемстид также использует его при
описании Весов.
Утверждение, встречающееся
довольно часто, о том, что созвездие было придумано
в то время, когда в нем находилась точка весеннего равноденствия,
представлявшая собой точку равенства дня и ночи, отражено даже у Манилия, -
Такой час найдется, когда день готов уступить ночи в
Весах или победить ее в середине весны,...
и повторяется у Джеймса
Томсона в его Временах года (Весна), - Весы делят год на две равные части, -
у Эдуарда Янга в его Imperium
Pelagi, в обращении к королю, -
Повелитель порядка! С тебя,
Взвешивающего народы на весах судьбы,
День и ночь берут пример равновесия, -
...и у Лонгфелло в его Календаре
поэтов (Сентябрь), -
Я приношу Весы, что уравновешивают день и ночь.
Это представление породило
название Noctipares, Равноденствие; но весы редко
находятся в состоянии равновесия, о чем пишет Мильтон:
...Враг возвел глаза,
Свою увидел чашу, что взвилась
Высоко...
Римляне утверждали, что оно
было добавлено ими к первоначальным одиннадцати Зодиакальным знакам; ранее не
имевшие определенной формы рассеянные звезды были сгруппированы в созвездие и
впервые появились как Весы в классические времена в Юлианском календаре, в
который Цезарь, будучи pontifex maximus, поместил это созвездие в 46 году до н.э.;
в работах по исправлению календаря принимали участие Флавий, римский писатель,
и Созиген, астроном из Александрии.
Существуют монеты, на которых
Весы показаны в качестве инструмента, который, как полагает Спенс, представляет
собой символ правосудия Августа; здесь можно вспомнить аллюзию Вергилия в
первой Георгике, относительно места созвездия на небе. Обращаясь к
императору, чей день рождения совпал с прохождением Солнца между звезд Клешней,
он предполагает местом надлежащего упокоения его души после смерти, когда она
воспарит к богам, намекая на свободное место, освобождаемое Скорпионом
специально для нее :
Новой примкнешь ли звездой к медлительным
месяцам лета
Меж Эригоной и к ней простертыми сзади
Клешнями?
Их Скорпион пламенеющий сам добровольно отводит,
Освобождая тебе в небесах пространства
избыток.
Однако далее он
же пишет:
Лишь уравняют Весы для сна и для бдения
время,
а еще через
несколько строк , - о двенадцати созвездиях, - duodena astra.
Мильтон в Потерянном рае
так говорит о происхождении Весов:
Господь
Весы на небе поднял золотые;
Меж Скорпионом и Астреей (Дева) мы
И ныне видим их.
У
Гомера так же:
Зевс распростер, промыслитель, весы золотые.
Хотя, возможно, оригинальный стих Мильтона, по всей вероятности, не
содержит ссылки на Весы.
А вот Гомер скорее
всего знал о том, каким именно образом жители его страны представляют себе это
созвездие, и, как предполагается, имел некоторые познания относительно прочих
созвездий, – во всяком случае, ссылки на них, пусть и немногочисленные, имеются
в Илиаде и Одиссее.
Байер говорит, что греки
называли его Коромысло весов, и Весы.
Ампелий [Lib. Mem. 2,7] называет его Mochos, в честь изобретателя инструмента; название Девы, Astraea, Астрея, Звездная Богиня,
по-гречески, также иногда применялось для него, как олицетворения
справедливости, символом которой были весы.
Эддисон посвятил им 100-й
выпуск Tatler – вышедший 29 ноября 1709 года, - "знаку в небе, имя
которому Весы", и своим представлениям, согласно которым Богиня Правосудия
нисходит из этого созвездия, чтобы судить людские поступки; прекрасное
продолжение античной мысли, соединяющей Деву-Астрею и Весы. Возможно, он был
вдохновлен воспоминаниями о своих студенческих днях, проведенных в Оксфорде,
где часто видел этот символ в руках скульптуры судьи в мантии, расположенной на
фронтоне колледжа.
Манилий, имея в виду
комбинированное название, пишет о нем, связывая с юриспруденцией:
Никакие другие звезды не
могли дать жизнь Сервию – справедливому реформатору законов. Любое
спорное дело, требующее мудрого арбитра, решат дети Весов,
намекая на Сервия Сульпиция
Руфа Лемония, великого римского юриста, ученика и друга Цицерона.
Сам Цицерон использует Jugum
(Ярмо), словно это название было широко известным; и, явным образом нарушая
распоряжение Цезаря относительно его нововведения, пишет [О дивинации, II.98]:
Фирман утверждает, что Рим родился, когда Луна была в
созвездии Ярма (Весов), и он, не колеблясь, предсказал судьбы Рима.
В священных книгах Индии оно
обозначается как Tulā, а тамильское
это – Tulam или Tolam,
Весы; в зодиаке этой страны был изображен человек, стоящий на одном колене и
держащий чаши весов; но Вараха Михира использует Juga или Juka от ζυγόν,
что является заимствованием из греческой астрономии, пришедшей в эту страну,
насколько известно, в начале нашей эры; но он также использует название Огонь,
вероятно, из-за его древнего представления в виде алтаря.
В Китае это были Звезды
Долголетия, но позднее, после принятия «западного»
изображения, стали Tien Ching,
Небесными Весами; и даже законы страны, предписывающие ежегодную проверку
весов, предположительно, были приняты с некоторыми ссылками на этот знак. В
раннем солнечном зодиаке это созвездие было Дракон, национальный символ.
Манефон и Ахилл Татий
говорят, что Весы возникли в Египте; это ясно видно из изображения на
Дендерской и других планисферах, как простейших рычажных весов, символ
Ниломера, сооружения для измерения уровня Нила. Кирхер приводит
коптско-египетское название Λαμβαδία,
Место Искупления (?).
Евреи, как говорят, знали его
под именем Moznayim, Рычажные
Весы, у Риччоли – Miznaim, и изображали, как полагают, на знаменах Ашера
(Асира), хотя другие считают символом этого колена Стрельца, утверждая, что
Весы вообще не были известны евреям, и что это место обозначается их буквой Tau; также утверждается, что Дева – символ
Ашера, а Стрелец – Иосифа.
Сирийцы называют его Masa᾽thā, которое Риччоли приводит как Masathre; персы – Terāzū или Tarāzūk, все
слова обозначают весы; на персидской планисфере изображен человек, с весами в
одной руке и ягненком в другой, что является обычной мерой веса при взвешивании
на древнем Востоке.
Арабские астрономы, после
Птолемея, знали эти звезды как Al Zubānā – Клешни, или,
во множественном числе, Al Zubānatain превратившееся в Almagest 1515
года издания в Azubene; но
несколько позже, под влиянием Рима, они стали Al Kiffatān – Весы с Чашками, и Al Mīzān – Рычажные
весы, которые Байер впоследствии приписал евреям.
Они появились в Alfonsine
Tables и других сочинениях как Almisan,
Almizen, Mizin; Шикард пишет Midsanon.
Риччоли использует Vazneschemali и Vazneganubi, или Vaznegenubi, применяя эти названия
соответственно к правой чаше и левой чаше, а также к их ярчайшей звезде.
Изображения Весов имеются на
монетах Пальмиры, а также Пифодориды, властительницы Понтийского царства.
Хотя кажется невозможным с
уверенностью установить время и место происхождения этого нынешнего созвездия – на этом месте прежде Клешней располагались более
древние фигуры, например, в Халдее, и даже более чем одна; в самом деле,
Птолемей утверждает, что оно происходит из этой страны.
Браун полагает, что его
нынешний символ, считающийся обычно изображением рычажных весов, представляет
собой верхнюю часть древнего вавилонского Алтаря, расположенного в зодиаке
непосредственно перед Скорпионом, и изображен на драгоценных камнях, табличках
и межевых камнях, самостоятельно или в паре. Следует напомнить и о связи
7-го месяца, Tashrаtu, с 7-м знаком и со Священным Холмом, Tul Ku,
обозначающим библейскую Вавилонскую башню, увенчанную алтарем, – звезды в этом
созвездии образуют круговой алтарь.
Иногда это вавилонское
изображение превращалось в Курительницу, часто в
Лампу. В этой связи можно вспомнить, что другое название созвездия – Жертвенник. Эта Лампа также была обнаружена
изображенной на межевых камнях в клешнях Скорпиона, и
мы видим ту же самую идею воплощенной позже на глобусе Фарнезе и издании Гигина
1488 года, где Весы заняли место Лампы.
Когда Алтарь, Курительница и
Лампа с течением времени были забыты или отодвинуты к югу, Клешни остались на
том же месте, и, возможно, расширялись, пока не были окончательно заменены
Весами.
Стоит также отметить, что восьмой Зодиакальный знак часто изображается двойным, и это трудно не
заметить в паре зодиакальных скорпионов, высеченных на ассирийских табличках, – прототип греческого Скорпиона и Клешней. И Весы и
знак, в конечном итоге обретшие свой нынешний вид, явно происходят из Вавилона.
Браун также говорит, что
вавилонское Sugi, Ярмо
Колесницы, напоминают произношением и значением Jugum в Греции и Риме
соответственно, и что астрология привносит доказательства в пользу вавилонского
происхождения, ибо утверждает, что Весы, – по
крайней мере, их северная часть, – есть сулящий
благо знак, каковое представление идет от астрологов Вавилона, ибо – когда звезды
Sugi чисты, будет хороший урожай.
В классической астрономии
древности этот
сегмент неба представлял собой Дом
Венеры, поскольку, согласно Макробию, эта планета находилась здесь при
Сотворении; кроме того, эта богиня соединяет между собою человеческие пары
узами супружества. Отсюда происходит название Veneris Sidus; астрологи 14-го века настаивали, что те, кто родился под этим знаком, будут
неуверенными в себе и сомневающимися.
Он также оказывал влияние на
коммерцию, как пишет об этом Бен Джонсон в Алхимике:
В его доме жизни находятся Весы: предназначив Ему быть коммерсантом, и заниматься торговлей; и управлял поясничной областью человеческого тела. Он покровительствует сегодня Эльзасу, Антверпену, Австрии, Эфиопии, Франкфурту,
Индии, Лиссабону, Ливонии, Португалии, Савойе, Вене и нашему Чарльстону; но в
классические времена – Италии и, что естественным образом связано с его
историей, - в особенности Риму, с Вулканом как его блюстителем. Таким образом
возникло название Vulcani Sidus.
Ему приписывался контроль над
нежным западным ветром, Зефиром, согласно мифологии, сыном Астрея и Авроры.
Благочестивые язычники
именовали эти звезды Колесницей Плутона, на которой этот бог увез похищенную
Прозерпину,
– прилегающее созвездие Девы.
Первые христиане вообще видели в этом созвездии
апостола Филиппа.
*
Материалы :
Richard Hinckley Allen, «Star Names. Their Lore and Meaning»,
и др….