1.1.19

Водолей



Водолей – древнее большое зодиакальное созвездие. Водолей включен в каталог звездного неба Клавдия Птолемея «Альмагест».


Водолей на небесном атласе Александра Джеймисона, 1822 год


il Aquario в Италии, le Verseau во Франции, der Wassermann в Германии, имеют одно и то же родственное значение; Иделер называет в качестве причины тот факт, что Солнце проходит через это созвездие во время сезона дождей. Этим же фактом объясняется наличие иных аналогичных названий, в частности: Козерог, Кит, Дельфин, Эридан, Гидра, Рыбы и Южная Рыба, все связанные тем или иным образом с водой, а также соседние Арго и Чаша; про некоторые звезды Арат говорит, что они соответствуют духу воды ; у астрономов с берегов Евфрата (подробнее – ниже) эту область неба занимало море, и Водолей, как предполагают, был ее покровителем.

Это созвездие с незапамятных времен, даже на самых древних вавилонских стелах, изображалось в виде мужчины или мальчика, льющего воду из ведра или кувшина, с неизменным полотенцем на левой руке, человеческая фигура иногда отсутствовала; арабы, которые знали об этом, не решаясь изображать человека, изображали мула с двумя бочонками воды; иногда просто ведро. Это последнее представление принадлежит Улугбеку, слово, которое он употреблял, согласно Гайду – Situla, римское Колодезное Ведро; Аль Бируни обозначает его на своих астрологических картах как Amphora, Кувшин для Вина с Двумя Ручками, что он, возможно, заимствовал из Авсония, поэта четвертого века. Даже Верцингеторикс, вождь Галлов, оказавший сопротивление Цезарю, 52 г. до н.э., как утверждают, имел это изображение на своих stateres (статирах), с надписью Diota, Кувшин с Двумя Ручками.
В римском зодиаке это был Павлин, символ Юноны, греческой Геры, и соответствовал месяцу Gamelion – январю-февралю, поскольку в это время солнце находилось как раз в этом секторе неба; иногда оно обозначалось как Гусь, другая священная птица той же богини.

Список наименований обширен, но не отличается разнообразием. В греческой литературе это Ὑδροχόος (Водолей), эпическое Ὑδροχεύς, транслитерированное Катуллом как Hydrochoüs, а Германиком как Hydrochoös; хотя последний также именовал его Aquitenens и Fundens latices, персонифицируя его с Девкалионом и всемирным потопом (по мифу). Авсоний называет его Urnam qui tenet; Манилий Aequoreus Juvenis, или просто Juvenis, и Ganymedes (Ганимед) – прекрасный фригиский юноша, сын Троя и виночерпий Зевса-Юпитера, о котором Стаций пишет в Thebais (Фиваиде): 
там фригийский ловец летит на крылах золотистых: он – возносится...
Ганимед во время празднеств подносил нектар, изливающийся из кувшина подобно воде, олимпийским божествам. Так и появилось изображение молодого юноши с кувшином в древних атласах. Гуманисты Возрождения переработали миф о Ганимеде в христианскую и неоплатоническую аллегорию стремления человеческой души к богу и абсолюту.
 
Это наименование также встречается у Цицерона, Гигина и Виргилия; у Овидия, в Fasti (Фасты), как Ganymede Juvenis, Puer Idaeus, и Iliacus, по месту его рождения, и Juvenis gerens aquam; вместе с тем, в более широком смысле, он представляется как порождение Зевса-Юпитера, изливающее воду на землю.
Мы встречаем его также как Aristaeus (Аристея), их Илию, который принес дождь жителям Кеоса, и Cecrops (Кекропса). В греческом мифотворчестве Кекропс – афинский царь, автохтон (рожденный землей). Его внешний вид – получеловек и полузмея – указывает на глубокую древность образа. Став первым царем Аттики, Кекропс назвал страну по своему имени Кекропия. При нем произошел спор между Афиной и Посейдоном за обладание Атттикой, а Кекропс, по одной из версий мифа, был судьей в этом споре. Посейдон выбил из скалы источник, а Афина посадила оливу, и Кекропс отдал предпочтение Афине. Кекропс правил еще до того, как люди получили в дар от богов вино, но уже почитал богов и приносил им жертвенные возлияния, используя для этого обычную воду. Кекропс запретил в своем царстве человеческие жертвоприношения и первым признал верховенство Зевса среди богов, установив обряд жертвоприношений ему пресными ячменными лепешками вместо крови животных.

Аппиан, историк 2-го века нашей эры, называет его Hydridurus, это название появляется в 1515 «Almagest» как Idrudurus и Hauritor aquae. Великий греческий поэт-лирик Пиндар утверждает, что оно символизирует Гения истока Нила, водного потока, дающего жизнь земле. Гораций добавляет современное ему название Tyrannus aquae, описывая его как печальный сезон года, чему следует Джеймс Томпсон, 1700-1748, в Зиме, в Сезонах: лютый Водолей портит окончанье года…
А Вергилий, называя его холодным, также говорит, что когда солнце находится в этом знаке, то год оканчивается ливнями: Не западет Водолей, оросив окончание года …

Абен-Эзра называет его египетским Monius, от muau или Μῶ, Вода; Кирхер говорит, что он был Υπευθέριαν, Brachium beneficum (Рука Благословляющая), Место Счастья.
А некоторые считают что древние египтяне воображали, что из-за Водолея происходят разливы Нила, в тот момент, когда он погружает в реку свои огромные кувшины, чтобы наполнить их.
Арабы называли его Al Dalw, ведро для воды; у Казвини оно именуется Al Sākib al Mā᾽, Водолей; из первого названия происходят Edeleu Байера и Eldelis Чилмеда. Персам оно было известно как Dol или Dūl; евреям как Delī (Delle у Риччоли); сирийцам как Daulo, напоминающее латинское Dolium; туркам как Kugha,все они имеют значение ведра или бочки для воды.
В персидской Bundehesh (Бундахишн) оно обозначено как Vahik.
В Китае, с Козерогом, Рыбами и частью Стрельца, поначалу составлял Змею или Черепаху, Tien Yuen; позднее стал именоваться Hiuen Ying, Темный Воин и Герой, или же Один из Темных Процветающих, Hiuen Wu, или Hiuen Heaou, династии Хань, который представляется как Hiven Mao. Он был символом императора Чжао Хина, во времена которого случился Великий Потоп; но позднее, не без влияния иезуитов, стало называться Paou Ping, Драгоценная Ваза. Оно содержит три сю (лунные стоянки) и начинает список знаков зодиака (Крыса), в которых на Дальнем Востоке присутствовал иероглиф "вода"; таким он остается до наших дней в календарях Центральной Азии, Кохинхины и Японии.
Некоторые второстепенные звезды Водолея с некоторыми из Козерога и Рыб, образуют астеризм Luy Peih Chin, Лагерь с Укрепленными Стенами.
На берегах Ганга, так же как и в Китае, он начинал круг зодиакальных знаков; аль-Бируни пишет, что одно время в Индии был Khumba, или Kumbaba, который напоминает эламское божество с аналогичным именем Κόμβε, или Бог Бури, по Гезихию. Так же его называли тамилы; Лаланд называет его Coumbum. Варахамихира, под влиянием греческой астрономии, называет его Hridroga и Udruvaga, в коих мы можем видеть греческое Ὑδροχόος.
Англо-саксы называли его se Waeter-gyt, Водолей.
В английских книгах мы встречаем в основном названия Aquary, Aquarye, и, несколько позднее, странное Skinker. Это последнее, поставившее в тупик не одного комментатора, встречается в раритетной книге 1703 года, Meteorologiae by Mr. Cock, Philomathemat:
Юпитер в Skinker в оппозиции Сатурну во Льве, предвещает сильный юго-западный ветер

Геминус, в своем труде Ἐισαγωγή (Введение в астрономию), около 77 г. до н.э., выделяет в отдельное созвездие текущую воду, которую называет Χύσις ὕδατος, Водный Поток; Арат называет его аналогично, но использует и название Вода, хотя в последнее включает звезду – бетту Кита (β) и звезду Фомальгаут. Цицерон именует его Aqua; а комментатор ГерманикаEffusio aquae; общепринятое их название в то время было Effusor и Fusor aquae.
Звезды, отмечающие границы фигуры в этом созвездии, на некоторых картах, смешиваются и с некоторыми другими звездами Козерога.

У шумеров Водолей – позднее название созвездия, которое в клинописных текстах именуется Великан GU.LA. В самом деле, на многих шумеро-аккадских изображениях можно видеть высокорослое, длинноволосое и бородатое существо мужского пола, от плеч или раскинутых рук которого отделяются два водных потока. Символика созвездия связана с проливными дождями, максимум которых выпадает в Месопотамии именно в это время (январь-февраль). У шумеров зимний период связывался с водным хаосом, потопами.
Также Водолей – владыка источников Эа – у шумеров понятие мудрости, подземных вод (пресных) и подземного мира, культурных изобретений, создатель реки Тигр; благосклонен к людям.
В поздний эллинистричский период, когда греки отчасти стали заимствовать божества соседних народов, Водолея отождествляли с шумерским Оаннесом. В древневавилонском мифотворчестве мифическое существо, к которому согласно записей халдейского жреца Бероса возводится начало вавилонской культуры: бог с рыбьим телом и головой человека под головой рыбы, человечьими ногами, голосом, языком и разумом. Оаннес выходил каждое утро из моря Кальи ал Фарс (Персидского залива) и беседовал с людьми, обучая их наукам, искусствам и ремеслам; он научил их началам геометрии и земледелия, дал им законы и священное писание, в котором повествовалось о начале мира. С закатом солнца Оаннес удалялся в море. Теория, видящая в Оаннесе древневавилонского бога океана, глубины и источника премудрости Эа, более других, по-видимому, имеет право на вероятное существование.


Еще одна версия, как указывалось выше, также связывает Водолея буквально с потопом – конкретно с Девкалионовым потопом. Подробнее об этом читать ЗДЕСЬ

Также под Водолеем упоминают Аристея – бога, по одной из версий – сын Аполлона который в мифах считается благодетелем человечества. Гея сделала Аристея бессмертным, кентавр Хирон, музы и нимфы обучили его различным искусствам и мудрости. Аристей передал людям свои знания охотника, врачевателя, прорицателя, пастуха и пчеловода. Аристей избавил жителей острова Кеос от опустошительного зноя посвятив себя Зевсу Икмайскому (дающему сырость).  

*



Материалы :

Richard Hinckley Allen, «Star Names. Their Lore and Meaning»,
и др