Змееносец (лат. Ophiuchus) – большое экваториальное созвездие, которое
нередко называют 13-ым зодиакальным. Зодиак (зодиакальный круг, от греч. ζῷον –
живое существо), в астрономии (!) – пояс на небесной сфере вдоль эклиптики, по
которому проходят видимые пути Солнца, Луны и планет. К числу зодиакальных
созвездий относятся: Овен, Телец, Близнецы,
Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Змееносец,
Стрелец,
Козерог, Водолей и Рыбы. Змееносец впрочем, ранее никогда не причисляется к числу
зодиакальных, но в нынешнюю эпоху (ввиду прецессии) через него также проходит эклиптика. Если отталкиваться от границ созвездий, Змееносец является даже более зодиакальным созвездием, чем
Скорпион. Солнце проходя вдоль
эклиптики, находится в созвездии Скорпиона всего 7 дней, однако в Змееносце – 18.
Змееносец – древнее
созвездие.
Входит в состав каталога «Альмагест» Птолемея под названием «Офиухос»
(Ὀφιοῦχος) – переводится на русский как «носитель змей» и являлось эпитетом
Асклепия. Интересно что это созвездие делит пополам созвездие
Змеи – оно состоит из двух отдельных частей, разделенных Змееносцем, при этом
сама Змея как бы является неотъемлемой частью Змееносца.
Именно в этом созвездии вспыхнула последняя из наблюдавшихся в нашей
Галактике сверхновых, отмеченная И. Кеплером в 1604 году. Вообще известно о четырех сверхновых вспыхнувших
здесь.
Созвездие Змееносец из атласа «Urania’s Mirror», 1824
Ofiuco – в Италии, Schlangenträger
– в Германии, и Serpentaire – во
Франции.
Оно простирается к востоку от
головы Геркулеса до Скорпиона; частично расположено в Млечном Пути и делится
почти поровну небесным экватором; но, хотя и изображается почти всегда со Змеем
в руках, во всех каталогах его звезды отличны от последнего. Гигин, в
классические времена, впрочем, объединяет две фигуры в одну [Astron. II.14] и
то же самое мы видим у некоторых народов, в частности в Согдиане и Хорезме,
звезды этих созвездий смешаны в их представлениях.
Его первоначальное название, Ὀφιοῦχος, появляется в ранней
греческой астрономии; μογερός, "трудящийся", прилагается к его
названию в Явлениях Арата.
Современное англоязычное
название пришло от римлян в его нынешнем виде, но встречается как Ophiulchus, Ophiulcus, Ophiultus,
или, уменьшительное, Ophiuculus
и Ophiulculus; в то время как
классическое греческое название отчетливо видно в Afeichus, Afeichius,
и Alpheichius 16 и 17 веков.
Serpentarius
(serpent – змея) впервые появляется у
комментатора Германика, также использовались Serpentiger, Serpentis
Lator, Serpentis Praeses,
и Serpentinarius; у Колумеллы – Anguifer, в других местах – Anguiger. У Цицерона и Манилия были
собственные имена – Anguitenens.
Голиус представляет свою собственную фигуру – Заклинатель Змей, одного из представителей народности псиллов, в
Ливии, известных своим мастерством в лечении укусов ядовитых змей; того же
мнения придерживается, как кажется, Скьеллеруп, называющий созвездие le Psylle в своей редакции работы
аль Суфи.
Но этот Держатель Змея обычно
отождествлялся с Асклепием (Эскулап в Риме), которого король Яков I описывает
как "медика, впоследствии ставшего богом", в культе которого
поклонение змее было связано с символикой благоразумия, возрождения, мудрости и
способности распознавания целебных трав. Воспитанный своим отцом Аполлоном, или
кентавром Хироном, Эскулап был первым в своей профессии и хирургом на корабле
Арго. Когда знаменитое плавание было закончено, он настолько преуспел в своем
искусстве, что мог воскрешать мертвых, что мы видим на примере Ипполита, о чем
король Яков пишет:
Ипполит. После того как его тело было
разорвано четверкой коней, Эскулап, по просьбе Нептуна, соединил все части
вместе и оживил его.
Впрочем, несколько успешных
операций и многочисленные замечательные излечения, в особенности попытка
оживить мертвого Ориона, заставили Аида-Плутона, ставшего опасаться за само
существование своего царства, обратиться за помощью к Зевсу-Юпитеру, ведь подобная
активная деятельность Асклепия переполнила чашу терпения владыки самого
подземного царства. Люди с поддержкой Асклепия стали
жить дольше и уже не торопятся спускаться в Аид. Речи брата привела Зевса в ярость. Не помня себя,
он схватил перун и метнул во врачевателя, склонившегося над чьим-то бездыханным
телом (говорят, это был Орион). Перун испепелил Асклепия, и душа его, к радости
Аида, отлетела в подземное царство. Кто-то говорил, правда, что Аполлону все же
удалось умолить отца простить Асклепия, Зевс воскресил его, но из бога он был
превращен в «простого» героя.
До этого же момента, Асклепий лечил болезни
втиранием мазей, освежающими напитками и священными песнопениями, которые
сопровождали не только прием лекарств, но и сам процесс их приготовления.
Эти традиции надолго остались в греческой медицине. Греки приписывали
Асклепию изобретение лечения музыкой с целью воздействия разнообразными
мелодиями на настроение и самочувствие человека.
Говорили также, что когда
Асклепий накопил в искусстве врачевания большой опыт, Афина подарила ему два
фиала с кровью горгоны Медузы: в одном была кровь, способная умертвить живого, в
другом – помогающая воскресить мертвого. Кровь, которая текла
из левой части горгоны, несла смерть, а из правой части – использовалась Асклепием для
спасения людей. Но некоторые поправляли: только оживляющую кровь дала Афина
Асклепию, а ядовитую оставила себе. Тот, в поисках применения своих умений
обратился к обширному и крайне нездоровому миру людскому и здесь вскоре
прославился как величайший целитель, способный воскрешать даже мертвых.
У Асклепия было несколько знаменитых
детей, но самая главная из них – дочь Гигиейя – в Греции её почитали как
богиню здоровья.
Люди изображали Асклепия-Эскулапа с
чашей в руках, вокруг которой обвивалась змея. Этот образ стал символом
медицины и фармацевтики, и сейчас его можно встретить повсюду в мире на дверях
аптек и медицинских учреждений.
Это созвездие также
ассоциировалось с Caecius,
Слепым, убитым Гераклом и помещенным Данте в Ад; согласно Гигину, герой сам дал
название этим звездам: путаница, возникшая, вероятно, из-за того, что границы
созвездий были плохо определены, или же из изначального сходства греческих
мифов с мифами об Издубаре и Тиамат. Оно также представляло Triopas, короля перребов; Phorbas, его сына,
который избавил Родос от змей; Cadmus,
обращенного в змея; Jason,
предводителя аргонавтов в походе за золотым руном; Aesacus, из мифа о Гесперии; Aristaeus, из мифа об Эвридике; Laocoön, борющегося со змеем; Caesius, или Glaucus,
морского божества, хотя это последнее название, отождествляемое некоторыми с Androgĕus, может происходить от этого
последнего, возрожденного к жизни Эскулапом.
Связывали
это созвездие и с Карнабоном (др.-греч.
Χαρναβών) – царем гетов в греческой
мифологии, упомянутый Софоклом в трагедии «Триптолем»: когда Триптолем, любимец богини
Деметры прибыл во Фракию, его радушно принял Карнабон, однако царь приказал
тайно убить одного из драконов, чтобы Триптолем не сбежал. Но Деметра даровала
Триптолему нового дракона, и он смог улететь. За такое вероломство она наказала
Карнабона настолько жестоко, что остаток его жизни стал невыносимым. После
смерти он превратился в созвездие Змееносца, которое напоминает человека, держащего
змея так, будто хочет убить его, что отсылало к преступлению и наказанию Карнабона
(Гигин, «Поэтическая астрономия»).
Арабы перевели греческое
название как Al Hawwāʽ, которое
Ассемани передает в виде Alhava,
Змеелов; но на глобусах показано Al Haur,
которое мавры превратили в Al Hague,
а ранние писатели-астрономы в Alangue,
Hasalangue, и Alange; у турок аналогичное Yilange. Было высказано предположение,
впрочем, что все эти названия могут происходить от латинского слова Anguis,
Змея, которое хорошо было известно арабским и мавританским астрономам.
В Месопотамии в этом небесном сегменте
выделялись созвездия «Стоящие боги», «Сидящие бог» или «Девять сидячих
богов» (DINGIR.GUB.BA.(MESH) / DINGIR.TUSH.A.(MESH)). Считается, что восточная традиция в этом конкретном случае, никак
не повлияла на формирование греческого
созвездия
«Змееносец» в этой же части неба.
Конкретно вавилонские
астрономы знали его, или его часть со Змеей, как Nu-tsir-da; а Браун отождествляет его с Sa-gi-mu, богом заклинаний (?).
Плиний утверждает, что эти
звезды несут людям зло, в особенности смертей от отравления; в то же время
Мильтон сравнивает с сатаной появляющиеся в этом созвездии кометы, – это
сравнение, возможно, отражает тот факт, что наиболее заметные кометы появлялись
здесь в 1495, 1523, 1537 и 1569 гг., что могло быть Мильтону прекрасно
известно; лорд Бэкон пишет в своей Astronomy:
Мы стали свидетелями появления нескольких комет;
первая появилась в Кассиопее, а вторая в Змееносце.
Новидий изменяет фигуру
созвездия на Святого Павла и мальтийскую гадюку; Цезиус визит в ней Аарона, чей
жезл обратился в змея, или Моисея, изготовившего Медного Змея в пустыне; а
Юлиус Шиллер, соответственно, делает из него Святого Бенедикта среди
терновника, поскольку он был основателем ордена монахов-бенедиктинцев, которые,
восприняв его учение в VI веке,
постоянно развивали и совершенствовали искусство лечения, подобно
Эскулапу-Змееносцу.
Созвездию Змееносца также приписывают магические характеристики (алхимия и
т.п. – в том числе).
*
Материалы :
Richard Hinckley Allen, «Star Names.
Their Lore and Meaning»,
и др…