1.1.19

Змееносец


Змееносец (лат. Ophiuchus) – большое экваториальное созвездие, которое нередко называют 13-ым зодиакальным. Зодиак (зодиакальный круг, от греч. ζῷον – живое существо), в астрономии (!) – пояс на небесной сфере вдоль эклиптики, по которому проходят видимые пути Солнца, Луны и планет. К числу зодиакальных созвездий относятся: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Змееносец, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. Змееносец впрочем, ранее никогда не причисляется к числу зодиакальных, но в нынешнюю эпоху (ввиду прецессии) через него также проходит эклиптика. Если отталкиваться от границ созвездий, Змееносец является даже более зодиакальным созвездием, чем Скорпион. Солнце проходя вдоль эклиптики, находится в созвездии Скорпиона всего 7 дней, однако в Змееносце – 18.

Змееносец – древнее созвездие. Входит в состав каталога «Альмагест» Птолемея под названием «Офиухос» (Ὀφιοῦχος) – переводится на русский как «носитель змей» и являлось эпитетом Асклепия. Интересно что это созвездие делит пополам созвездие Змеи – оно состоит из двух отдельных частей, разделенных Змееносцем, при этом сама Змея как бы является неотъемлемой частью Змееносца.

Именно в этом созвездии вспыхнула последняя из наблюдавшихся в нашей Галактике сверхновых, отмеченная И. Кеплером в 1604 году.  Вообще известно о четырех сверхновых вспыхнувших здесь.  

Созвездие Змееносец из атласа «Urania’s Mirror», 1824


Ofiuco – в Италии, Schlangenträger – в Германии, и Serpentaire – во Франции.
Оно простирается к востоку от головы Геркулеса до Скорпиона; частично расположено в Млечном Пути и делится почти поровну небесным экватором; но, хотя и изображается почти всегда со Змеем в руках, во всех каталогах его звезды отличны от последнего. Гигин, в классические времена, впрочем, объединяет две фигуры в одну [Astron. II.14] и то же самое мы видим у некоторых народов, в частности в Согдиане и Хорезме, звезды этих созвездий смешаны в их представлениях.
Его первоначальное название, Ὀφιοῦχος, появляется в ранней греческой астрономии; μογερός, "трудящийся", прилагается к его названию в Явлениях Арата.
Современное англоязычное название пришло от римлян в его нынешнем виде, но встречается как Ophiulchus, Ophiulcus, Ophiultus, или, уменьшительное, Ophiuculus и Ophiulculus; в то время как классическое греческое название отчетливо видно в Afeichus, Afeichius, и Alpheichius 16 и 17 веков.
Serpentarius (serpent – змея) впервые появляется у комментатора Германика, также использовались Serpentiger, Serpentis Lator, Serpentis Praeses, и Serpentinarius; у Колумеллы – Anguifer, в других местах – Anguiger. У Цицерона и Манилия были собственные имена – Anguitenens. Голиус представляет свою собственную фигуру – Заклинатель Змей, одного из представителей народности псиллов, в Ливии, известных своим мастерством в лечении укусов ядовитых змей; того же мнения придерживается, как кажется, Скьеллеруп, называющий созвездие le Psylle в своей редакции работы аль Суфи.
Но этот Держатель Змея обычно отождествлялся с Асклепием (Эскулап в Риме), которого король Яков I описывает как "медика, впоследствии ставшего богом", в культе которого поклонение змее было связано с символикой благоразумия, возрождения, мудрости и способности распознавания целебных трав. Воспитанный своим отцом Аполлоном, или кентавром Хироном, Эскулап был первым в своей профессии и хирургом на корабле Арго. Когда знаменитое плавание было закончено, он настолько преуспел в своем искусстве, что мог воскрешать мертвых, что мы видим на примере Ипполита, о чем король Яков пишет:
   Ипполит. После того как его тело было разорвано четверкой коней, Эскулап, по просьбе Нептуна, соединил все части вместе и оживил его.
Впрочем, несколько успешных операций и многочисленные замечательные излечения, в особенности попытка оживить мертвого Ориона, заставили Аида-Плутона, ставшего опасаться за само существование своего царства, обратиться за помощью к Зевсу-Юпитеру, ведь подобная активная деятельность Асклепия переполнила чашу терпения владыки самого подземного царства. Люди с поддержкой Асклепия стали жить дольше и уже не торопятся спускаться в Аид. Речи  брата привела Зевса в ярость. Не помня себя, он схватил перун и метнул во врачевателя, склонившегося над чьим-то бездыханным телом (говорят, это был Орион). Перун испепелил Асклепия, и душа его, к радости Аида, отлетела в подземное царство. Кто-то говорил, правда, что Аполлону все же удалось умолить отца простить Асклепия, Зевс воскресил его, но из бога он был превращен в «простого» героя.
До этого же момента, Асклепий лечил болезни втиранием мазей, освежающими напитками и священными песнопениями, которые сопровождали не только прием лекарств, но и сам процесс их приготовления.
Эти традиции надолго остались в греческой медицине. Греки приписывали Асклепию изобретение лечения музыкой с целью воздействия разнообразными мелодиями на настроение и самочувствие человека.
Говорили также, что когда Асклепий накопил в искусстве врачевания большой опыт, Афина подарила ему два фиала с кровью горгоны Медузы: в одном была кровь, способная умертвить живого, в другомпомогающая воскресить мертвого. Кровь, которая текла из левой части горгоны, несла смерть, а из правой части использовалась Асклепием для спасения людей. Но некоторые поправляли: только оживляющую кровь дала Афина Асклепию, а ядовитую оставила себе. Тот, в поисках применения своих умений обратился к обширному и крайне нездоровому миру людскому и здесь вскоре прославился как величайший целитель, способный воскрешать даже мертвых.
У Асклепия было несколько знаменитых детей, но самая главная из них – дочь Гигиейя – в Греции её почитали как богиню здоровья.
Люди изображали  Асклепия-Эскулапа с чашей в руках, вокруг которой обвивалась змея. Этот образ стал символом медицины и фармацевтики, и сейчас его можно встретить повсюду в мире на дверях аптек и медицинских учреждений.

Это созвездие также ассоциировалось с Caecius, Слепым, убитым Гераклом и помещенным Данте в Ад; согласно Гигину, герой сам дал название этим звездам: путаница, возникшая, вероятно, из-за того, что границы созвездий были плохо определены, или же из изначального сходства греческих мифов с мифами об Издубаре и Тиамат. Оно также представляло Triopas, короля перребов; Phorbas, его сына, который избавил Родос от змей; Cadmus, обращенного в змея; Jason, предводителя аргонавтов в походе за золотым руном; Aesacus, из мифа о Гесперии; Aristaeus, из мифа об Эвридике; Laocoön, борющегося со змеем; Caesius, или Glaucus, морского божества, хотя это последнее название, отождествляемое некоторыми с Androgĕus, может происходить от этого последнего, возрожденного к жизни Эскулапом.
Связывали это созвездие и с Карнабоном (др.-греч. Χαρναβών) царем гетов в греческой мифологии, упомянутый Софоклом в трагедии «Триптолем»: когда Триптолем, любимец богини Деметры прибыл во Фракию, его радушно принял Карнабон, однако царь приказал тайно убить одного из драконов, чтобы Триптолем не сбежал. Но Деметра даровала Триптолему нового дракона, и он смог улететь. За такое вероломство она наказала Карнабона настолько жестоко, что остаток его жизни стал невыносимым. После смерти он превратился в созвездие Змееносца, которое напоминает человека, держащего змея так, будто хочет убить его, что отсылало к преступлению и наказанию Карнабона (Гигин, «Поэтическая астрономия»).

Арабы перевели греческое название как Al Hawwāʽ, которое Ассемани передает в виде Alhava, Змеелов; но на глобусах показано Al Haur, которое мавры превратили в Al Hague, а ранние писатели-астрономы в Alangue, Hasalangue, и Alange; у турок аналогичное Yilange. Было высказано предположение, впрочем, что все эти названия могут происходить от латинского слова Anguis, Змея, которое хорошо было известно арабским и мавританским астрономам. 

В Месопотамии в этом небесном сегменте выделялись созвездия «Стоящие боги», «Сидящие бог» или «Девять сидячих богов» (DINGIR.GUB.BA.(MESH) / DINGIR.TUSH.A.(MESH)). Считается, что восточная традиция в этом конкретном случае, никак не повлияла на формирование греческого созвездия «Змееносец» в этой же части неба.
Конкретно вавилонские астрономы знали его, или его часть со Змеей, как Nu-tsir-da; а Браун отождествляет его с Sa-gi-mu, богом заклинаний (?).

Плиний утверждает, что эти звезды несут людям зло, в особенности смертей от отравления; в то же время Мильтон сравнивает с сатаной появляющиеся в этом созвездии кометы, – это сравнение, возможно, отражает тот факт, что наиболее заметные кометы появлялись здесь в 1495, 1523, 1537 и 1569 гг., что могло быть Мильтону прекрасно известно; лорд Бэкон пишет в своей Astronomy:
Мы стали свидетелями появления нескольких комет; первая появилась в Кассиопее, а вторая в Змееносце.

Новидий изменяет фигуру созвездия на Святого Павла и мальтийскую гадюку; Цезиус визит в ней Аарона, чей жезл обратился в змея, или Моисея, изготовившего Медного Змея в пустыне; а Юлиус Шиллер, соответственно, делает из него Святого Бенедикта среди терновника, поскольку он был основателем ордена монахов-бенедиктинцев, которые, восприняв его учение в VI веке, постоянно развивали и совершенствовали искусство лечения, подобно Эскулапу-Змееносцу.


Созвездию Змееносца также приписывают магические характеристики (алхимия и т.п. – в том числе). 



*




Материалы :

Richard Hinckley Allen, «Star Names. Their Lore and Meaning»,
и др