Волк – созвездие южного полушария неба, расположенное между Центавром и
Скорпионом. Древнее созвездие. Включено в каталог звездного неба Клавдия
Птолемея «Альмагест» под именем «Зверь».
Созвездие Волка из Атласа «Uranographia» J. E. Bode (Берлин 1801)
Lupus
– латинское название, Loup во Франции, Lupo в Италии, и Wolff в Германии.
Возникновение этой фигуры
приписывается ошибочному переводу астрологами арабского слова Al Fahd, Леопард или Пантера;
хотя Свида, греческий лексикограф, в 970 году сообщает, что его название Κνηκίας, это слово обозначает волка и
встречается в баснях Бабрия, жившего во 2-ом веке до н.э. Греки и римляне особо
эти звезды не выделяли, они представлялись им просто неким Диким Животным; Θηρίον
у Арата, Гиппарха и Птолемея; Bestia
у Витрувия; Fera у
Германика; Quadrupes vasta у
Цицерона; Hostia, Жертва, у
Гигина; Hostiola, находим у
Байера; Bestia Centauri, у
Риччоли; и Victima Centauri.
Волк появляется как Lupus в Alfonsine Tables, и как
as Fera Lupus в Latin
Almagests; в то же время Гроций указывает, что Капелла использует для него
название Panthera.
У Байера также встречается Equus masculus и Leaena; у Лаланда Leo Marinus, Deferens leonem, Canis
ululans, Leopardus, Lupa, Martius, – волк, посвященный Марсу, – и Lycisca, гибрид волка. Belua,
Монстр, встречается в древних рукописях.
Арабы также называют его Al Asadah, Львица, – найдено
Скалигером на турецкой планисфере и приведено у Байера как Asida, и Al Sabuʽ, Дикий Зверь, у Чилмеда – Al Subahh. Но астрономы пустыни, кажется, смешивали некоторые
его второстепенные звезды с частью Центавра и называли Al Shamārīḣ, Пальмовые Ветви, и Ḳaḍb al Karm, Виноградная Лоза.
Zibu, Скот, встречающееся на вавилонских табличках, может
быть названием этого созвездия; а Urbat,
Зверь Смерти, или Звезды Умерших Предков. – может быть названием этого
созвездия в Аккаде.
Цезиус говорит, что в Персии
его называли Bridemif, но Хайд,
комментируя это место у Альбумасара, утверждает, что это слово следует читать
как Birdūn, Вьючная Лошадь, и на
самом деле относится к Центавру.
Арат пишет о нем,
"другое существо крепко ухватил" и "дикий зверь, которого
кентавр держит правой рукой", в качестве подношения богам на жертвеннике,
а потому является по сути частью Центавра; но Эратосфен описывает его как
Бурдюк с Вином, из которого Центавр намеревается сделать возлияние; другие
авторы изображают одновременно и Зверя, и Бурдюк в руках Центавра.
Мифологи предполагают, что
это животное, в которое был превращен Ликаон.
По Аполлодору Ликаон – царь Аркадии, сын Пеласга и Мелибеи, внук Океана,
некоторые его матерью называют нимфу Киллену. От различных женщин Ликаон имел
пятьдесят сыновей и несколько дочерей. Ликаон цивилизовал Аркадию и ввел в ней
культ Зевса, но он и его дети считались самыми нечестивыми людьми в мире. Слух
об этом дошел до Олимпа и Зевс, приняв облик странника, решил лично
удостовериться в добродетельности Ликаона и его сыновей. Те приняли гостя,
усадили его за стол, но в качестве угощения подали блюдо, приготовленное из
мяса только что зарезанного мальчика.
Философ и историк Климент
Александрийский рассказывает, что Ликаон заподозрил божественность странника и
предложил ему жаркое из собственного сына, а Эратосфен утверждает, Ликаон
приказал зарезать своего внука Аркада. Разгневанный Зевс опрокинул стол, на
котором стояла нечестивая еда, и испепелил молниями Ликаона и всех его сыновей;
лишь младший, Никтим, был пощажен по просьбе богини Геи. Овидий повествует, что
бог-громовержец превратил Ликаона в волка, а на человеческий род Зевс наслал
потоп.
Считается, что многочисленные сыновья Ликаона – эпонимы аркадских городов.
Ликаон-волк является мифическим предком аркадян, а Зевс Ликейский – их
божественным покровителем. В Аркадии есть гора Ликеон, т. е. «волчья гора», где
было сооружено святилище Зевса в виде колонны, а также священная роща Зевса –
Ликей (где потом Аристотель основал свою школу).
Видимо, миф отражает обычай приносить
человеческие жертвы Зевсу Ликейскому на горе Ликаеон.
Цезиус, на свой христианский манер
считает, в созвездии отражен волк, о
котором Иаков говорит в пророчестве о Вениамине; диавол имеет
много волков, которых он посылает против овец Христовых. И поэтому
умопостигаемый Иосиф, чтобы спасти своих овец, похитил самого враждебного
волка, Павла, который приходил похитить овец, и из гонителя сделал его
учителем. О нем говорит Иаков, как написано: Вениамин, хищный волк, утром будет
все еще есть и до вечера будет делить пищу с начальниками. Он был волк, потому
что рассеивал и пожирал овец Церкви.
Юлиус Шиллер видит в этих
звездах самого Вениамина.
*