23.1.19

Волк




Волк – созвездие южного полушария неба, расположенное между Центавром и Скорпионом. Древнее созвездие. Включено в каталог звездного неба Клавдия Птолемея «Альмагест» под именем «Зверь».

Созвездие Волка из Атласа «Uranographia» J. E. Bode (Берлин 1801)



Lupus – латинское название, Loup во Франции, Lupo в Италии, и Wolff в Германии.
Возникновение этой фигуры приписывается ошибочному переводу астрологами арабского слова Al Fahd, Леопард или Пантера; хотя Свида, греческий лексикограф, в 970 году сообщает, что его название Κνηκίας, это слово обозначает волка и встречается в баснях Бабрия, жившего во 2-ом веке до н.э. Греки и римляне особо эти звезды не выделяли, они представлялись им просто неким Диким Животным;  Θηρίον у Арата, Гиппарха и Птолемея; Bestia у Витрувия; Fera у Германика; Quadrupes vasta у Цицерона; Hostia, Жертва, у Гигина; Hostiola, находим у Байера; Bestia Centauri, у Риччоли; и Victima Centauri.
Волк появляется как Lupus в Alfonsine Tables, и как as Fera Lupus в Latin Almagests; в то же время Гроций указывает, что Капелла использует для него название Panthera.
У Байера также встречается Equus masculus и Leaena; у Лаланда Leo Marinus, Deferens leonem, Canis ululans, Leopardus, Lupa, Martius, – волк, посвященный Марсу, – и Lycisca, гибрид волка. Belua, Монстр, встречается в древних рукописях.
Арабы также называют его Al Asadah, Львица, – найдено Скалигером на турецкой планисфере и приведено у Байера как Asida, и Al Sabuʽ, Дикий Зверь, у Чилмеда – Al Subahh. Но астрономы пустыни, кажется, смешивали некоторые его второстепенные звезды с частью Центавра и называли Al Shamārīḣ, Пальмовые Ветви, и Ḳaḍb al Karm, Виноградная Лоза.
Zibu, Скот, встречающееся на вавилонских табличках, может быть названием этого созвездия; а Urbat, Зверь Смерти, или Звезды Умерших Предков. – может быть названием этого созвездия в Аккаде.
Цезиус говорит, что в Персии его называли Bridemif, но Хайд, комментируя это место у Альбумасара, утверждает, что это слово следует читать как Birdūn, Вьючная Лошадь, и на самом деле относится к Центавру.
Арат пишет о нем, "другое существо крепко ухватил" и "дикий зверь, которого кентавр держит правой рукой", в качестве подношения богам на жертвеннике, а потому является по сути частью Центавра; но Эратосфен описывает его как Бурдюк с Вином, из которого Центавр намеревается сделать возлияние; другие авторы изображают одновременно и Зверя, и Бурдюк в руках Центавра.

Мифологи предполагают, что это животное, в которое был превращен Ликаон.
По Аполлодору Ликаонцарь Аркадии, сын Пеласга и Мелибеи, внук Океана, некоторые его матерью называют нимфу Киллену. От различных женщин Ликаон имел пятьдесят сыновей и несколько дочерей. Ликаон цивилизовал Аркадию и ввел в ней культ Зевса, но он и его дети считались самыми нечестивыми людьми в мире. Слух об этом дошел до Олимпа и Зевс, приняв облик странника, решил лично удостовериться в добродетельности Ликаона и его сыновей. Те приняли гостя, усадили его за стол, но в качестве угощения подали блюдо, приготовленное из мяса только что зарезанного мальчика.
Философ и историк Климент Александрийский рассказывает, что Ликаон заподозрил божественность странника и предложил ему жаркое из собственного сына, а Эратосфен утверждает, Ликаон приказал зарезать своего внука Аркада. Разгневанный Зевс опрокинул стол, на котором стояла нечестивая еда, и испепелил молниями Ликаона и всех его сыновей; лишь младший, Никтим, был пощажен по просьбе богини Геи. Овидий повествует, что бог-громовержец превратил Ликаона в волка, а на человеческий род Зевс наслал потоп.
Считается, что многочисленные сыновья Ликаона – эпонимы аркадских городов. Ликаон-волк является мифическим предком аркадян, а Зевс Ликейский – их божественным покровителем. В Аркадии есть гора Ликеон, т. е. «волчья гора», где было сооружено святилище Зевса в виде колонны, а также священная роща Зевса – Ликей (где потом Аристотель основал свою школу).
Видимо, миф отра­жа­ет обы­чай при­но­сить чело­ве­че­ские жерт­вы Зев­су Ликей­ско­му на горе Ликаеон.

Цезиус, на свой христианский манер считает, в созвездии отражен волк, о котором Иаков говорит в пророчестве о Вениамине; диавол имеет много волков, которых он посылает против овец Христовых. И поэтому умопостигаемый Иосиф, чтобы спасти своих овец, похитил самого враждебного волка, Павла, который приходил похитить овец, и из гонителя сделал его учителем. О нем говорит Иаков, как написано: Вениамин, хищный волк, утром будет все еще есть и до вечера будет делить пищу с начальниками. Он был волк, потому что рассеивал и пожирал овец Церкви.
Юлиус Шиллер видит в этих звездах самого Вениамина.

*